Причины компьютерной зависимости
Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребенка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.
Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Например, жил-был 13-летний подросток. Ничем особо не увлекался, читать не любил, гулять тоже не очень, по дому помогать особо не стремился, да и к учебе мало рвения проявлял — так, телевизор бы ему все смотреть да «в потолок плевать». И вот, появляется у этого юного лентяя компьютер! Подросток понимает, что можно сидя дома, не утруждая себя излишним напряжением, стать крутым бандитом (в игре), найти себе собеседника, с которым в любой момент не трудно прекратить общаться, достать (скачать) реферат, ради которого раньше пришлось бы идти в библиотеку. Столь радужная перспектива «пригвождает» ребенка к экрану монитора. Опять же не факт, что обязательно возникнет компьютерная зависимость, но… предпосылка весомая.
Неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребенок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребенка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность.
Общая неудачливость ребенка. Эта причина схожа с предыдущей
Например, ребенок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не блещут. Если такое положение вещей не устраивает ребенка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он — главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель)
В сети Интернет такой ребенок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.
Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.
Чем заменить компьютер
Вспомните своё детство, без компьютеров, различных гаджетов. Оно было даже без телевизоров, потому что детских передач особо не было. Оставалось живое общение. Оно было везде — на улице, в кружках, секциях. Сейчас ваш ребенок, сидя у компьютера или с телефоном, теряет драгоценные минуты своего детства или юности.
Как отвлечь ребенка от компьютера? Как избавиться от компьютерной зависимости у детей?
Отвечая на эти вопросы, вы, взрослые, должны четко понимать и стараться организовать свободное время, досуг малыша так, чтобы не приходилось его выпроваживать насильно от компьютера. Это может быть совместная прогулка на лыжах, велосипедах, поездка на рыбалку, в лес.
Надо предлагать ребенку разноплановые мероприятия, чтобы он имел возможность выбрать то, что ему по душе: спортивные объединения, кружки, музыкальную или художественную школу.
А ещё лучше завести домашнее животное, за которым ваш малыш будет ухаживать, гулять с ним, общаться. Можно дать ребенку трудовые поручения или подобрать полезную работу по дому.
Необходимо поощрять дружбу малыша с другими детьми, приглашать их в гости и отпускать в гости. Это вселит уверенность, что настоящие друзья в реальном, а не виртуальном мире и избавит ребенка от игровой зависимости от компьютерных игр.
Предложите подростку посещать компьютерный класс. Там ему дадут азы компьютерной работы, научат создавать сайты, программы.
Используя накопленный опыт, можно будет серьезно заниматься созданием нового продукта, используя информационные технологии. Одним словом, польза компьютера может с умом использоваться для будущего.
Профилактика зависимости от компьютерных игр
Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье. Ведь речь идет и о нашем будущем тоже, насколько крепким будет здоровье, а старость безоблачной и счастливой. Поэтому на первое место в системе ценностей нужно ставить качество воспитания детей, основанное на личном примере, взаимном уважении и доверии.
Поэтому:
Важен личный пример родителей. Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
У ребенка должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером.
Поддерживайте общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения (без компьютера).
Все должно быть спланировано так, чтобы не оставалось свободной минуты
Это совместные дела, уличные игры, праздники, походы в музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками и т.д.
Используйте компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.
Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру
Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
Отдавайте предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждайте с ребенком те игры, в которые ему было бы, по вашему мнению, полезнее играть.
Установите специальные сетевые фильтры и специализированное программное обеспечение, позволяющее контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.
Ни одна мать не позволит ребенку употреблять наркотики, почему же компьютер и телевизор используются как средство занять ребенка, чтобы не мешал родителям в их важных делах? Психика ребенка формируется во взаимодействии со взрослыми, каким будет это взаимодействие решает каждый на своем месте. Но совместные походы в театры, на природу с палаткой и костром, а также лыжи, коньки и просто прогулки на свежем воздухе не причинили вреда еще ни одному человеку. Во время такого досуга у детей воспитывается уважение к родителям и до них легче доходит смысл слов о вреде многочасового сидения у компьютера. Занятия в кружках, спортивных секциях по интересам, помощь старым и слабым, выбор хороших художественных и мультипликационных фильмов помогают ребенку увидеть всю красоту и многообразие живого окружающего мира и сравнить его с виртуальным. А компьютер можно использовать в мирных, познавательных и в творческих целях. Главное – ребенка увлечь!
Признаки компьютерной зависимости у детей
- Ребенок теряет интерес к другим занятиям.
- Все свое свободное время ребенок стремится провести за компьютером или ТВ.
- Общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм.
- Происходит постепенная утрата контакта с родителями.
- Ребенок все меньше стремится к общению с другими, общение становиться поверхностным.
- Формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров.
- Ребенок начинает обманывать, стремится любыми способами заполучить желаемое.
- Ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провел за компьютером или телевизором.
- На любые ограничения, связанные с компьютером, ТВ, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится, грубит, может плакать.
- Теряет контроль над временем, проведенным за экраном.
- Ребенок начинает есть возле компьютера.
- Ребенок уже с утра начинает просить мультики или компьютер.
- Ребенок приходит из школы и первым делом садиться перед ТЗ или включает компьютер.
- Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.
- Завзятого компьютерщика можно отличить сразу. Он обращен внутрь себя, не замечает или игнорирует внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красоты природы — и те воспринимаются с меньшим восторгом, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные пейзажи, которые не существуют в действительности.
Компьютерная зависимость: что это
Если говорить простым языком, то компьютерная зависимость – это зависимость от игр, социальных сетей и различных видео.
Можно выделить три типа зависимости. Рассмотрим подробнее каждую:
- Познавательная – заинтересованность в хакерстве, программировании, сфере телекоммуникации.
- Игровая – заинтересованность компьютерными играми и играми в режиме онлайн.
- Коммуникативная – интерес к сетевой коммуникации, виртуальному общению.
Опасность зависимости
Детская и подростковая компьютерная зависимость несет большую опасность. Чем она чревата: изолирование от общества, отсутствие необходимых социальных навыков, проблемы с психикой. Дети, склонные к компьютерной зависимости, нередко страдают нервными разладами: перенапряжением нервной системы, неврозами, сложностями в учебе, нехваткой побуждения.
У юного пользователя компьютера стираются грани, обозначающие предел дозволенного. Это касается и закона. Итог: некоторые подростки идут по «темной» дорожке. Детская, подростковая компьютерная зависимость порой приводит к различным заболеваниям: проблемы со зрением, желудочно-кишечным трактом. Наблюдается общее изнурение организма, очевидные психические расстройства.
Причины формирования зависимости от компьютера
- Компьютерная зависимость часто формируется из-за отсутствия теплых отношений в семье. Пример: родители или иные ближайшие родственники не находят времени или желания на общение с ребенком, участие в его жизни, изучение его душевного состояния, мыслей, чувств. Эмоционально отдаленные родственники не понимают ребенка, не способны услышать его. Ситуация может обернуться компьютерной зависимостью, разными формами отклонения в поведении.
- Вторая причина: отсутствие у ребенка (подростка) интересов, привязанностей, хобби, не имеющих отношения к компьютеру. Пример: подросток ничем особо не увлекается, плохо относится к чтению, прогулкам, домашним обязанностям, учебе. Единственное увлечение: просмотр телепередач. И вот, у него появляется компьютер. Постепенно ему открываются возможности виртуального мира: игры позволяют ему быть крутым гангстером, силачом, гонщиком. Он может знакомиться с людьми, выдавая себя за того, кем не является. Множество разнообразных возможностей провоцируют устойчивую компьютерную зависимость.
- Неспособность ребенка налаживать контакты с социумом, дружественные связи. Пример: ребенок чрезмерно стеснителен, и не может побороть это качество. Причиной может быть наличие видимого физического недостатка, особенности внешности, отталкивающие сверстников от общения. Или же особенности характера, препятствующие установлению связей: жадность, злобность, агрессивность, мстительность, замкнутость.
- Неудачливость ребенка в разных сферах: проблемы в общении со сверстниками, неуспеваемость в школе, конфликты в семье.
Многие дети в этом случае погружаются в виртуальный мир. Там их легче стать лидером, ответить обидчику, завоевать авторитет. Ребенок создает себе желаемый образ, не желая возвращаться к реальности. Склонность быстро впитывать информацию, общая подверженность влиянию извне.
Насколько компьютер вреден для здоровья?
Конечно, понятны опасения родителей по поводу здоровья детей.
Реальным фактором риска может стать нагрузка на зрение. И все же общение с компьютером не вреднее, чем длительное сидение у телеэкрана. Не нужно забывать об элементарной профилактике — делать перерывы в занятиях и гимнастику для глаз, посещать время от времени окулиста
И обратите внимание на технические характеристики экрана вашего монитора (проконсультируйтесь еще до покупки)
Конечно, необходимо приучить ребенка контролировать свою позу, чтобы не возникали нарушения осанки. Но это вовсе не специфическое требование — правильно сидеть нужно и за обычным столом. И малоподвижный образ жизни, и лишний вес свойственны не только компьютерным пользователям.
Так что в отношении работы за компьютером нужно соблюдать обычные гигиенические требования: подобрать удобную мебель, следить за физическим самочувствием и состоянием нервной системы ребенка, не допускать перегрузок.
Как предупредить зависимость от компьютера
Гораздо проще предупредить зависимость, а не лечить ее. Покажите чаду, что вас беспокоит сложившаяся ситуация
Важно, чтобы он видел в вас не агрессора или противника, а родного близкого человека, которому тоже необходима забота
Постарайтесь, чтобы игры были коллективными – с участием двоих, троих детей. Это позволит периодически отвлекаться на общение, не погружаясь в состояние «транса». Проявляйте интерес к тем играм, которые нравятся вашему ребенку. По возможности предлагайте развивающие варианты.
Правильное воспитание ребенка – основная мера предотвращения зависимости любого типа у детей. Если возникла конфликтная ситуация, выраженная с вашей стороны приказом о прекращении нахождения за монитором, то забудьте о торге. Внятно и четко заявите о своей позиции, дайте объяснение ей.
Не ограничивайте ребенка в его действии, методом запрета тех или иных игр. Лучше объяснить, по какой причине то или иное занятие нежелательно для него. При категорическом запрете того или иного вида развлечения без каких-либо объяснений повысит интерес ребенка к такому времяпровождению. Само существование запрета приведет к невозможности обсуждения проблемы между ребенком и родителями.
Всегда оговаривайте время провождения ребенка за монитором, и придерживайтесь этих договоренностей. Продолжительность стоит выбирать, основываясь на возрасте чада. До 5 лет вообще нежелательно, чтобы ребенок увлекался компьютерными играми – поощряйте его познание мира без электроники.
С 6-летнего возраста достаточно 15-20 минут такого досуга. Подростку 10-12 лет можно сидеть около двух часов за устройством, и с перерывами.
Категорический запрет на компьютерные игры непосредственно перед сном. Устройство не должно стоять в детской комнате. Как отмечалось, времяпровождение за компьютером должно проходить в общей комнате, чтобы видеть, для чего он применяется.
Приучайте ребенка к активным играм, спорту, физическому развитию. Это не должно быть в тягость – найдите то, что ему понравится. Компьютерные игры не должны подменять реальное общение с окружающими.
Если есть возможность, периодически общайтесь с ним пока он находится в Сети – это позволит ему не погружаться в игру, и вы будете понимать, чем он занят.
Вы должны быть в курсе его виртуальных контактов, говорите с ним о них
Важно, чтобы ребенок не оставлял «людям из интернета» свой домашний адрес, номер школы, телефона. Также запрещены встречи с новыми знакомыми из Сети без предварительного обсуждения со знакомыми
Доверительные отношения с ребенком впоследствии избавят от многих серьезных проблем.
Выбор компьютерных игр
При выборе компьютерных игр каждый родитель должен улавливать тонкую грань между вредом и пользой компьютерных игр. Поэтому, выбирать и покупать компьютерные игры надо не только по внешней упаковке. И не предоставлять полную свободу выбора самим детям.
Просто вместе с ребенком купить, потом вместе с ребенком ознакомиться с игрой, а затем уже дать возможность ребенку поиграть в неё. Так вы обезопасите ребенка от ненужной негативной информации и будете точно знать, в какие игры играет ваш ребенок.
Нельзя забывать об индивидуальных особенностях своего ребенка. Если ваш ребенок чересчур восприимчивый, то он может перенести увиденные события в реальный мир. Это может отозваться агрессивными реакциями в отношениях с окружающими людьми, кошмарами по ночам, замкнутостью.
Предпочтение надо отдавать играм, которые развивают ребенка, учат его добру, хорошим манерам, прививают социально значимые умения и навыки. Предварительно обсудите с малышом игру, порассуждайте, для чего нужна та или иная игра, почему в неё полезно поиграть.
Так вы дадите понять своему ребенку, что вам не все равно, как он проводит свободное время, вам тоже интересен его внутренний мир. Занимаясь одним делом, вы будете на «одной волне» с ребенком. Это придаст вашему ребенку уверенности, что он нужен родителям.
Чтобы быть до конца уверенным в том, что смотрит ваш ребенок, в какие игры играет, а также ограничить время провождения за компьютером, необходима установка специальных сетевых фильтров и специализированного программного обеспечения. Оно позволит вести контроль и регламентировать сидение ребенка за компьютером.
С какого возраста можно играть на компьютере
Многие родители задают вопросы, с какого возраста можно приучать детей к компьютеру. Надо сразу придерживаться правил. Самое главное, чтобы требования соблюдались обоими родителями.
Сидеть за компьютером разрешается ребенку строго по времени.
- Детям до 3-ех лет гаджеты вообще противопоказаны.
- Малышам 3-его и 4-ого года жизни уже можно заниматься с развивающими программами, но не более 40-45 минут в день.
- 5-7 летним детям можно разрешить пользоваться компьютером чуть больше 1-ого часа- 1 час 15 минут.
- Детям 7-9 лет – 1,5 часа, а с 10- летним – не более 2-ух часов в день.
Нельзя забывать главное правило — через 20 минут делать паузы по 20-30 секунд. Это также является профилактикой близорукости. Когда наступает пауза, не надо сидеть на месте, а надо походить по комнате, посмотреть вдаль, желательно на что-то зелёное, например, листву деревьев.
Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков
- Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».
- Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.
- Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.
- Можно попытаться вникнуть в суть игры, разделив интересы ребенка, это сблизит ребенка с родителями, увеличит степень доверия к ним.
- Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.
- Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов. Детям младшего школьного возраста — не более получаса, старшего школьного возраста — не более часа в сутки на игры.
- Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск. Если вы будете периодически заходить в комнату и проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги ребенок скоро научится быстро «захлопывать» запрещенные страницы. А если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.
- Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать «достаточно» — компьютер нужен папе.
- Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Не позволяйте ему маяться от скуки. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции. Очень действенный метод — отдать его в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию — к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.
- Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то редкий вид спорта, фехтование, например. Или кружок квиллинга. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.
- Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.
- Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который «не читал, но осуждаю».
Возможно ли лечение от компьютерной зависимости? Как избавиться от симптомов компьютерной зависимости? Конечно, это возможно. Но это долгий и сложный процесс, успех которого зависит от многих факторов. Как лечить симптомы компьютерной зависимости во многом зависит от индивидуальных особенностей человека. Лечение любой зависимости — трудный процесс, требующий участия как зависимого человека, так и его окружения. Скорее всего, потребуется время для того, чтобы страдающий компьютерной игровой зависимостью снова начал чувствовать вкус жизни. В этом отношении компьютерная зависимость сродни наркомании
Важно также помнить: если пустота, образовавшаяся в жизни человека после полного или частичного отказа от игр, не будет заполнена, велика вероятность рецидива. Лечение компьютерной зависимости, как и лечение любой другой зависимости, требует дальнейшего психологического сопровождения пациента
В тяжелых случаях лечением компьютерной зависимости занимается врач-психиатр.
Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребенок и подросток, но шансы уменьшаются, если:
- в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;
- у ребенка разносторонние интересы и увлечения;
- ребенок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;
- ребенок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.
Важно знать:
Резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся — нельзя. Делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом.
Можно пройти различные тесты в интернете, чтобы оценить компьютерную зависимость вашего ребенка и вас самих.
Не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и моральных качеств. Тут решающее значение приобретает то, какие игры выбираются.
Профилактика вреда от компьютера
На здоровье влияют ещё несколько факторов, о которых тоже надо упомянуть:
- мерцание монитора;
- электромагнитное излучение компьютера и телефона;
- шум, исходящий от системы охлаждения;
- микроклимат помещения;
- напряженность позы.
Вред от компьютера очевиден, но мы живем в век всеобщей компьютеризации. Никуда нам от них не деться. Нам нужны компьютеры на работе, детям — в учебе. Всё чаще школьникам задают задания, тесты, тренировочные упражнения, которые они могут выполнить лишь на компьютерах. Поэтому польза компьютера тоже видна.
Чтобы ощутить пользу, а не вред компьютера, надо соблюдать гигиенические и другие требования работы с ним:
- Организация рабочего места для ребенка, которое предусматривает наличие специального стола и удобного стула.
- Правильное положение туловища: спина ровная, локти и колени находятся под углом 90°.
- Расстояние от глаз до монитора около 70 см.
- Оснащение электроприборами для хорошего освещения.
- Проветривание и влажная уборка помещения.
- Выбор и установка на ПК только той продукции, что вы сами посмотрели.
- Установка специального программного обеспечения для родительского контроля, чтобы была возможность посмотреть, на какие сайты заглядывает малыш, в какие игры играет, с кем переписывается в чатах.
Чтобы правильно организовать взаимодействие своего ребенка с компьютером, необходимо сразу проговорить основные моменты с ним:
- Садиться за монитор только тогда, когда сделаны все домашние задания.
- Не разрешать ребенку открывать почту и писать письма неизвестным людям.
- Научить выполнять упражнения для глаз при работе на компьютере.
- Не сидеть бесконтрольно и безвременно за ПК.
- Проводить гимнастику для позвоночника для профилактики сколиоза.
- Не допускать, чтобы ребенок оставался один на один с компьютером.
- Учить самоконтролю, во время отдыхать, выполнять физические упражнения.