Детский аутизм. занимаемся с ребенком аутистом дома

Игры, требующие усидчивости

  • Переливать водичку из широкого горлышка в узкое (лучше делать это во время купания).
  • Пересыпать горох или фасоль в бутылочку с узким горлышком.
  • Рисовать. Нарисуйте крупно контур машины или рыбки и попросите закрасить так, чтобы не выходить за контур.
  • Лепить. Малыш не хочет заниматься лепкой? Попробуйте заинтересовать: предложите слепить те же машинки.
  • Вырезать. Это очень хорошо тренирует усидчивость, дайте малышу детские безопасные ножницы и бумагу. Если вырезать малыш не любит, сами делайте заранее заготовки. Например, вырежьте две детали: грибную шляпку и ножку, а малыш пусть составит из них аппликацию.
  • Собирать мозаику или сортировать детали мозаики по цвету.
  • Играть со шнуровками.
  • Собирать картинки из паззлов. Пусть каждая собранная картинка займет свое достойное место в комнате малыша, поощряя его к новым победам. Ловить рыбок на удочку с магнитом. Можно удочкой с магнитом ловить вместо рыбок карточки с буквами (магнитные, продаются в магазине). Затем каждую «пойманную» букву находить на карте с алфавитом (ловите по три — пять букв за занятие). Можно приготовить большие карточки, как в лото, только вместо цифр нарисовать на них буквы.

Можно придумать массу игр, требующих скурпулезности и терпения, но наряду с занятиями на усидчивость обязательны активные упражнения, чтобы ребенок мог выплеснуть всю накопившуюся эенергию.

  1. Выбирайте подходящее время для занятий. Когда у ребенка настроение подвигаться, лучше не начинать заниматься, а дать сорванцу побегать.
  2. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Если все знакомые малыши уже собирают паззлы, а у вашего ребенка не хватает на это терпения, не переживайте и не давите на него, а просто помогите ему потихоньку с этим справиться. И если другие детки могут сидеть ровно 30 минут, а ваш малыш нет, значит, занимайтесь с ним по 10 минут. Главное — не оставлять занятий!
  3. Не настаивайте и не ругайте кроху. Но заинтересовывайте, увлекайте, играйте. Например, вы делаете ежика, а малыш уже устал и собирается выйти из-за стола. Попробуйте его заинтересовать и снова пробудить в нем интерес: «Как же так! Ты еще не покормил ежика. Давай сначала приклеим яблочко, а потом будем отдыхать. Ежик будет тебе очень благодарен!»
  4. Когда играете с ребенком в ролевые игры и замечаете, что он теряет интерес, добавляйте новый персонаж, старайтесь снова привлечь ребенка. Пусть какой-нибудь герой сказки попадет в трудную ситуацию, где понадобится помощь малыша: «За мной гонится лиса! Ты случайно не видел ее? Пожалуйста, если ты ее встретишь, предупреди меня, чтобы я успел убежать!» Таким образом, постепенно удлиняя время, вы будете прививать малышу усидчивость и интерес к творчеству.

Ему нужно помогать, чтобы он поделился с другим ребёнком

«Тимофей дружит, но никогда не просит позвать кого-то из детей домой. Он общается с ними на общей территории, например, в школе. Мы ходим в театр, там есть мальчики и девочки, он с ними там общается и всё, – рассказывает мама ребёнка Екатерина Симчук.

Екатерина – мама двоих детей. Почти каждый её день расписан по часам: помимо школы у старшего сына много дополнительных занятий, направленных на развитие необходимых ему навыков, включая социальное взаимодействие.

Екатерина Симчук / Фото Романа Лукьянчикова

«Сейчас Тимофей постарше и говорит: «Я не хочу, чтобы эти дети играли моими игрушками». У него своя территория. Он даже тем, что в школу приносит, не всегда делится. Ему нужно помогать, чтобы он поделился с другим ребёнком. Эта проблема до сих пор у нас есть, с ней очень сложно. Даже когда Тимофей приходит на площадку, и там новые детки, он с трудом к ним подходит и не знает, как себя повести. Вместо того, чтобы сказать «дай, пожалуйста, посмотреть твою игрушку», скажет «дай игрушку». То есть не соблюдает правил взаимосвязи, которой ждут дети. Он не возьмёт чужого без разрешения, но и не может сказать какие-то слова, вызывающие у детей положительные эмоции, чтобы они пошли с ним на контакт».

Тимофей ходит в частную школу, в его классе всего 10 человек. Занятия в большом коллективе ему не подойдут, ребёнок пока только учится воспринимать общие инструкции. При этом у мальчика нет проблем с успеваемостью, контрольные работы по математике он частенько решает быстрее всех. Кроме того, Тимофей – перфекционист, ему нравится, чтобы его игрушки и вещи аккуратно лежали на своих местах. Если порядок кто-то нарушает, мальчик может начать сильно нервничать, но потом восстановит всё, как было.

Екатерина с детьми / Фото Романа Лукьянчикова

«Он очень быстро запоминает, если ему объяснить индивидуально. Соответственно, если Тимофей в школе пролетал в облаках, учитель просит меня дома с ним проработать темы. Ему сложно понять, когда говорят: «я на каникулах ничего не повторял и всё забыл”. У Тимы такого нет, если ему один раз что-то объяснить, он запомнит навсегда. Но как только увидит, что на него никто не обращает внимания, займётся своими делами», – говорит Екатерина.

Три раза в неделю у Тимофея тренировки в центре казахстанской федерации капоэйра. Мальчик занимается индивидуально с тренером и посещает групповые занятия. На тренировках ребёнок не только физически развивается, но и регулярно покидает зону комфорта, выполняя динамичные задания в разном порядке. В самом начале он боялся высоты, но команды тренера бескомпромиссны, и Тимофей висит на турнике или отрабатывает удары, стоя на кубиках.

Я себя уважаю

Психологи выяснили, что те дети, которые себя уважают, вырастают счастливыми, более приспособленными к жизни, легче переживают тяжелые минуты, верят в себя и в свой успех. Как же сформировать у ребенка самоуважение? Воспринимайте своего малыша серьезно. Уважайте его чувства, считайтесь с его желаниями. Не сравнивайте его с другими: это касается в равной степени как негативных сравнений («Твой младший брат и то делает лучше тебя»), так и позитивных («Твой рисунок самый красивый»). Дети, которых постоянно и много хвалят, испытывают трудности, пытаясь соответствовать идеализированному образу, созданному родителями. Похвала важна, но и тут избегайте сравнений, исключением является сравнение ребенка с ним самим, когда вы отмечаете улучшение в чем-то («У тебя получилось намного лучше, чем в прошлый раз»).

Каждый познает мир по-своему. Некоторые лучше понимают материал, глядя на картинку или схему. Одни лучше усваивают информацию на слух, другие — видя перед собой печатный текст, а кто-то предпочитает и то и другое вместе.

Побуждайте малыша ставить перед собой цели, смотреть, чего он достиг за какой-то период времени. Отмечайте его заслуги, хвалите за усилия: «Молодец, ты сделал это аккуратно», «Ничего, чуть позже мы одолеем эту башню! Ты прилагал большие старания, молодец. Давай отдохнем и попробуем еще раз». Во время занятий с робким, неуверенным, неуспешным малышом будьте очень сдержанны и терпеливы. Полезно указывать на прохождение промежуточных этапов. Например, если ребенок учится читать, ему трудно, но все равно получается, надо сказать: «Вот видишь, сейчас ты знаешь буквы и можешь читать по слогам, а раньше у тебя не получалось». То есть за усилием должно следовать поощрение, эмоциональное подкрепление.

Когда вы даете крохе передышку, очень важно не потерять настрой, не дать ребенку отвлечься за время отдыха. «Ну, ты готов? Давай еще раз!» Договаривайтесь: во время передышки нельзя включать компьютер и телевизор

Можно заняться физическими упражнениями: покидать мячик, повисеть на турнике.

Отмечайте успехи малыша, допустим, звездочками. Когда малыш наберет конкретное количество звезд, он может быть награжден призом, медалью или грамотой. И если вам необходимо указать малышу на его ошибку, делайте это с уважением.

Привлекайте малыша к своим делам, просите его о помощи, советуйтесь с ним. Поручая маленькому «помощнику» работу по дому, вы заставите его почувствовать себя полезным и выразите уверенность в его способностях. Когда вы очень малы, вы испытываете к себе гораздо больше уважения, помогая тому, кто старше вас. К тому же усидчивый, внимательный ребенок — это прежде всего самостоятельны ребенок.

Повседневные дела помогают крохе начать следить за временем и местом — это зачатки собранности. Малыши узнают, что каждая вещь имеет свое место, учатся ценить порядок. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме игрушки и одежда малыша имели свое место.

Создайте максимальные условия для успеха. Стульчик в ванной для мытья рук, подставка под ноги в туалете, удобные вешалки для полотенец, легко выдвигаемые ящики для игрушек, одежда и обувь, которую легко снимать и надевать. Все эти мелочи помогут сформировать чувство самоуважения у ребенка, уверенность, что он может «все» делать сам.

Дидактические игры для тренировки усидчивости ребенка

Для развития усидчивости у детей младшего возраста можно попробовать увлечь их логическими играми, типа:

  • найди отличия;
  • найди предмет;
  • пройди лабиринт и т.п.

Также хороший эффект можно получить и проводя игры на развитие мелкой моторики рук:

  • сортировка мелких предметов;
  • изготовление украшений из бусинок;
  • игры со счетными палочками;
  • игра с сенсорной коробкой;
  • игра с крышками от бутылок;
  • игры с прищепками и т.д.

Ребенку очень понравится играть в дидактические игры, которые содержатся в развивающих книжках.

В заключение приведем несколько советов, что делать, если ребенок неусидчивый.

Родителям важно помнить, что процесс развития усидчивости длительный и требует максимального терпения от взрослых

  • В первый месяц занятий достаточно тратить на это всего 5-10 минут в день.
  • Разрешите ребенку самому выбирать понравившиеся упражнения, не навязывайте ему какую-то определенную игру.
  • Следите за изменениями в характере малыша, отмечайте его успехи. Поддерживайте ребенка, хвалите, а при необходимости делайте перерывы в занятиях.
  • Если в течение месяца не будет заметен хотя бы небольшой прогресс в его поведении, необходимо внести в занятия кардинальные изменения.

Усидчивые дети легче адаптируются к школьному обучению, достигают лучших результатов, быстрее определяются со своим хобби. Так что усилия родителей, потраченные на развитие усидчивости у их ребенка, ни в коем случае не пропадут даром.

Что такое усидчивость и зачем ее развивать?

Усидчивость – это способность сосредотачиваться на определенном виде деятельности в течении нужного времени

Это очень важное качество для любого человека, и оно отнюдь не дается при рождении. Усидчивость нужно развивать

Без нее воспитать ответственную и дисциплинированную личность невозможно.

Первые проблемы начинают проявляться уже в начале учебы в школе – неусидчивый ребенок не в состоянии сконцентрировать свое внимание на протяжении всего урока, и естественно учиться ему трудно. По этой причине развитием усидчивости надо начинать заниматься в раннем дошкольном возрасте, тем более, что привить данные качества быстро не получится ни у кого – это процесс длительный и постепенный

Таким образом, собираясь развивать усидчивость у ребенка, нужно отталкиваться от его возраста, а также темперамента и скорости реакции. Дети-меланхолики могут более продолжительное время оставаться на месте и выполнять монотонные действия, а вот холерикам это делать сложнее, поэтому развивать у них усидчивость нужно по-другому.

Если родители замечают, что их ребенок не может длительное время заниматься одним и тем же, он часто бросает незаконченными начатые дела, все время отвлекается и переключается на другие занятия – его стоит показать неврологу или психологу

Данное поведение зачастую наблюдается при СДВГ, а гиперактивные дети практически всегда имеют проблемы с вниманием и усидчивостью

Причины неусидчивости:

  1. Незрелость нервной системы — кара головного мозга, стволовые клетки, нервные волокна находятся в той стадии своего развития, когда длительные занятия невозможны.
  2. Аномалии развития — синдром гиперактивности и дефицита внимания, аутизм, дислексия, задержка речевого развития, дисграфия.
  3. Депрессия — это состояние ребенка можно распознать по страхам, повышенной тревожности, капризам.
  4. Неправильное питание — для нормальной работы мозга ребенку банально не хватает витаминов и микроэлементов.
  5. Отсутствие познавательной мотивации — ребенку просто неинтересно выполнять какие-либо задания.
  6. Педагогическая запущенность – если родители не занимаются со своим ребенком с первого года жизни, его мозг не сможет развиться для учебы к школьному возрасту. Телевизор и мультики не могут развивать мозг, напротив, это негативно отражается на нервной системе ребенка.

Поделки

Дети младшего возраста очень любят мастерить и для этого можно использовать любые подручные материалы

Важно соблюдать основные правила:

  • изделие должно получиться красочным;
  • желательно, чтобы процесс содержал «изюминку», которая заинтересует ребенка;
  • не следует предлагать поделку, создание которой будет представлять трудность для малыша.

На первом место, конечно же, поделки из бумаги и пластилина. Это очень удобные материалы для занятий с детьми. С ними можно выполнять много разных действий и создавать плоские, объемные и движущиеся изображения. Не менее интересно ребенку мастерить из ватных палочек или дисков, клубков ниток, ткани, различных круп и т.д. 

Рекомендации для родителей неусидчивого и невнимательного ребенка

Детские психологи выделяют несколько «не», которыми должны руководствоваться любящие и понимающие родители, борясь с детской невнимательностью и неусидчивостью: не ругать, не надсмехаться, не наказывать, не сравнивать с другими детьми, не впадать в крайности, исправляя за ребенка ошибки или требуя от него по десять раз самостоятельной переделки чего-либо без помощи взрослых.

В своих отношениях с ребёнком используйте метод поощрения: хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил.
Соблюдайте правило: «разделяй и властвуй»
Дети с повышенной двигательной активностью способны концентрировать внимание лишь и течение очень короткого времени

Им трудно выполнять сложные инструкции
Поэтому очень важно разбивать задачи на несколько небольших частей. Говорите сдержанно, спокойно.
Слова, «тормозящие» детей, не должны носить негативной окраски(«Не отвлекайся!», «Не смотри по сторонам!», «Не трогай машинки!»)

Более удачным вариантом могут быть высказывания: «Давай закончим строчку», «Сейчас закрасим шапочку и поиграем», «Посмотри, тебе осталось написать две буквы!».
Избегайте повторения слов «нет», «нельзя».Если Вы что-то — запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему это делаете. Составьте несколько запретов и четко следуйте им, всегда применяя в случае нарушений санкции (о которых тоже надо сказать ребенку).
Избегайте завышенных или наоборот заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.
Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.
Создайте необходимые условия для работы. Сократите количество отвлекающих факторов:громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов. Во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий. Очень хорошо организовать в комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик).
Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
Поощряйте ребенка за любую деятельность, требующую концентрации внимания.
Требуйте, чтобы любое начатое ребенком дело доводилось до конца. Девиз «и так сойдет» должен стать табу для взрослых и детей в Вашей семье.
Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.
Обучайте отделять важные дела от второстепенных, при этом помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, привлекательно, эмоционально. Конечно для ребенка компьютерные игры интереснее уроков, но ему необходимо объяснить, что без знаний есть риск вообще остаться без компьютера, т.к. технический прогресс не стоит на месте и требует от людей все новых и новых знаний и умений.

Диагностические критерии

Описанные выше симптомы присущи для большинства расстройств аутистического спектра. Диагностировать именно синдром Аспергера помогают различные методики, используемые специалистами во всем мире. Основные критерии представлены в таблице:

№ п/п

Название методики

Основные критерии

Примечание

1.

DSM-IV (Справочник по диагностике и статистике психических расстройств)

  1. Социальная дисфункция:
  • нарушения невербального поведения (взгляд, выражение лица, позы тела и жесты);
  • неспособность выстраивать отношения со сверстниками (исходя из возрастной категории);
  • отсутствие желания делиться с окружающими ощущением радости, интересами, достижениями и т.д.;
  • нет эмоциональной взаимности.
  1. Стереотипное поведение (ограниченное и повторяющееся).
  2. Не наблюдается задержка речи (клинически значимая).
  3. Не наблюдается отставание в умственном развитии (согласно возрасту).
  4. Нельзя соотнести по критериям с иными расстройствами психики.

Для диагностирования необходимо наличием как минимум двух симптомов (устойчивых во времени)

2.

МКБ-10

Нарушения, касающиеся социального взаимодействия.

Стереотипность в поведении, интересах, действии.

Может наблюдаться нарушение моторного развития, но не всегда.

Развитие ребенка до 3-х лет соответствует норме (произнесение одиночных фраз до 2-х лет, наличие коммуникативных фраз и навыков самообслуживания до 3-х лет и т.д.). Наличие клинических расстройств речи позволяет исключить диагноз.

3.

Диагностика Гиллберга

(С. Gillberg, 1989, 1991)

Как минимум два симптома социальной дисфункции:

  • отсутствие способности выстраивать отношения с ровесниками;
  • отсутствие желания иметь взаимоотношения с детьми своего возраста;
  • непонимание намеков;
  • поведение, неприемлемое с социальной и эмоциональной точки зрения.

Ограниченность интереса (должен присутствовать как минимум один симптом):

  • нежелание заниматься другой деятельностью;
  • так называемое залипание (регулярное его повторение);
  • преобладает механическое запоминание, логическое в меньшей степени.

Стремление жить по распорядку:

  • полное подчинение своей жизни распорядку;
  • требование, чтобы окружающие следовали установленному распорядку.

Проблемы, связанные с речью (минимум 3 из 5):

  • задержка речевого развития;
  • присутствует экспрессивная речь (внешне правильная);
  • педантичная речь с оттенком формальности;
  • присутствуют необычные характеристики голоса, неправильная постановка ударения и т.д.;
  • неправильное понимание некоторых слов, неверное интерпретирование.

Сложности, связанные с невербальной коммуникацией:

  • жесты используются в ограниченном количестве;
  • движения весьма неуклюжи, «язык тела» неловкий»
  • выражение лица изменяется крайне редко;
  • выражение лица не соответствует обстановке;
  • взгляд фиксированный, окружающим кажется странным.

Моторная неуклюжесть.

Для постановки диагноза необходимо выявить один или несколько проявлений из каждой группы симптомов.

4.

Диагностика Сзатмари (Szatmary, 1989)

Стремление к одиночеству:

  • нет друзей;
  • избегание контакта с другими людьми;
  • нежелание заводить дружеские отношения;
  • человек-одиночка.

Ограниченное взаимодействие с социумом:

  • к окружающим обращается только для удовлетворения собственных нужд;
  • социальное обращение неуверенное;
  • непонимание чувств других людей;
  • полная отрешенность от переживаний окружающих.

Расстройство невербальной коммуникации:

  • эмоции редко проявляются в мимике;
  • непонимание эмоций других людей исходя из их выражения лица;
  • отсутствие способности передавать информацию взглядом;
  • не жестикулирует;
  • не смотрит на окружающих людей;
  • при разговоре подходит слишком близко к собеседнику.

Трудности с речью:

  • слишком много говорит;
  • слишком мало говорит;
  • сбой в интонации;
  • не умеет включаться в разговор других людей;

Для постановки диагноза необходимо выявить один или несколько проявлений из каждой группы симптомов.

Диагностировать синдром Аспергера достаточно сложно, для этого врач-психиатр или психотерапевт должен обладать определенным опытом и знаниями.

Для постановки диагноза необходимо внимательно изучить историю жизни пациента, проанализировать его поведение, провести беседу с родственниками и близкими людьми. Подавляющая часть симптомов подходит под описание черт характера интроверта, поэтому специалисты используют особые медицинские тесты, позволяющие выявить или исключить неврологические нарушения.

Чего делать нельзя?

Когда родители приняли решение развивать в ребенке усидчивость и приучать его не бросать начатое дело на полпути, они должны понимать, что нужно обязательно избегать недовольства ребенка и конфликтов с ним.

Когда у ребенка что-то не выходит, он конечно хочет бросить начатое и переключиться на другое занятие.

Ругать его за это нельзя, нужно помочь вернуть интерес к прерванному делу.

Не стоит критиковать ребенка, сравнивать его с другими детьми (не в пользу ребенка).

Нужно показать ему как можно решить проблему, объяснить, что ошибки допускает каждый человек когда чему-то учится, и это вполне нормально.

Если ребенок устал, и не желает возвращаться к прерванному делу, не навязывайте его ему. Отложите, но с условием, что позже вы вернетесь к начатому и обязательно все закончите.

Как бороться с рассеяностью

Рассеянность – это не приговор для вашего малыша. Победить ее должны помочь родители. Если вы не можете справиться самостоятельно, обратитесь к психологу. Помочь ребенку стать более сосредоточенным можно с помощью следующих советов.

С ранних лет старайтесь приучить ребенка фиксировать внимание на различных предметах. Покупайте ему динамичные игрушки, указывайте на разные предметы и объясняйте их свойства, чтобы ребенок задержал на них свое внимание.
Помогут развить внимательность мозаики, паззлы, различные конструкторы

Объясните ребенку, как нужно обращаться с такими игрушками. Если его это увлечет, ваш малыш во время игры будет развивать не только свою внимательность, но и логику, а также мелкую моторику рук. В любом случае, такие игры принесут немало пользы для развития крохи.
Играйте с ребенком в игру «Найди отличия». Также можно выкладывать перед ним несколько предметов, чтобы он их запомнил, а затем один из них убирать. Пусть ребенок догадается, что именно вы спрятали. Это развивает и память, и внимательность.
Чаще отправляйтесь с ребенком на прогулку, чтобы у него была возможность понаблюдать за природой и ее явлениями. Это расширит его кругозор и разовьет наблюдательность. Ведь детям в этом возрасте все интересно. Не стоит ограничивать его кругозор мультфильмами. И видеоиграми.
После просмотра мультфильма или прочтения книги обсудите с ребенком поведение героев, сюжет и другие детали.
Когда ребенок пойдет в школу, обеспечьте ему комфортное рабочее место, где его ничто не будет отвлекать от занятий. Когда он делает уроки, телевизор и компьютер должны быть выключены.
Режим дня первоклассника должен быть четким. Не стоит слишком сильно перегружать его различными занятиями и кружками. Обеспечьте ребенку нормальное питание и качественный сон.

Приложив некоторые усилия, вы поможете своему ребенку стать более внимательным.

Как сделать учёбу ребёнка с СДВГ эффективной:

Хвалите его даже за небольшие достижения

Гиперактивные дети часто привыкают к тому, что им всё даётся труднее, чем другим. Они ругают себя, когда что-то не получается, и разочаровываются в своих способностях ещё сильнее. Вам под силу сделать так, чтобы ученик в себя поверил, главное – замечать, когда он действительно с чем-то справился и подчеркивать его достижения. Большие задания, вызывающие у ребёнка страх, делите на части, и хвалите за каждое выполненное упражнение. Давайте ему задания, с которыми он может справиться, заменяйте сложные для него задачи на более простые, сокращайте объём текста для пересказа. 

Обращайте внимание на моменты, когда он высказывает ценные мысли, чтобы и ему, и всему классу было понятно, что он может внести важный вклад в общее обсуждение. Игнорируйте мелкие нарушения и пустяковые реплики с его стороны, если они не слишком мешают общей работе, не делайте ему замечаний каждый раз

Поддерживайте его работоспособность

У детей с СДВГ работоспособность колеблется: гиперактивное поведение сменяется усталостью, они могут на уроке лечь в изнеможении на стол, даже заснуть

Чтобы поддерживать внимание учеников, чередуйте виды деятельности. Показывайте видео, читайте тексты, решайте задачи, проводите физкультминутки, добавляйте работу в группах. 

Помогайте организовывать рабочий процесс

Если ребёнку тяжело отвечать устно или письменно, можно договориться с ним о приемлемой форме сдачи работ. Например, вместо письменного задания, он может ответить устно, а вместо пересказа может сдать сочинение (или наоборот). Некоторым легче печатать на компьютере, чем писать от руки. 

Рисование

Дети в любом возрасте очень любят рисовать. Это занятие может увлечь их надолго. Подготовьте в комнате большой холст, возле которого ребенок сможет рисовать стоя. Поместите его на стене или мольберте. Рядом расположите краски, карандаши, фломастеры, набор маркеров или мелков.

Поначалу дайте возможность малышу рисовать то, что ему захочется и уходить сразу, как ему это надоест. Затем нужно придумывать темы для рисунка. При необходимости можно помочь ребенку, главное — чтобы он сумел закончить картинку.

Еще большей сосредоточенности и увлеченности требует процесс разукрашивания. Для этого нужно предлагать ребенку различные книжки или картинки — раскраски. Их следует подбирать в соответствии с его интересами. Чем меньше возраст малыша, тем крупнее должны быть детали рисунка.   

Предлагайте ребенку порисовать с использованием разных техник, которые ему могут очень понравиться:

  • рисование ватными палочками;
  • рисование ладошками;
  • нанесение штампов;
  • рисование с солью;
  • рисование свечой;
  • рисование по песку и т.д.

Эффект от таких техник довольно необычный, поэтому малышу будет очень интересно заниматься рисованием. Таким образом, родителям не придется уговаривать ребенка приступить к занятиям.  

Запомнил? Делай

Семья Тимофея переехала в Алматы из Санкт-Петербурга, а до этого жила в Нижнем Новгороде. Переезды связаны с работой супруга Екатерины. В Казахстане семья живет два года. Развивающий центр для мальчика Екатерина стала искать, едва приехав в Алматы. Вариантов было немного, в основном платные центры, где работают только с маленькими детьми. В Санкт-Петербурге Тимофей ходил на индивидуальные занятия по АВА-терапии – поведенческой методике для коррекции аутизма, но ему не хватало обучения в социуме.

Фото Романа Лукьянчикова

«Когда мы нашли в интернете контакты центра «Асыл Мирас» и туда записались, нас пригласили на диагностику. Мы рассказали о наших потребностях в обучении, и нам предложили социальные занятия, где собираются несколько детей. По сути, это было то дополнение, которого нам недоставало. В центре берут детей любого возраста, – говорит Екатерина, – В «Асыл Мирас» Тимофея пригласили в театр. Ему дали роль в знакомой сказке про «Колобка». Помня, как в ней ведут себя герои, он выдал такой результат, как будто учился актерскому мастерству годами. Получается, в нём это было заложено, а мы как родители просто этого не нащупали. Мы его всячески подготавливали, сценарий проигрывали, где нужно петь, в каком месте стих рассказать или станцевать».

Помимо театрального кружка в центре развития при Фонде Булата Утемуратова Тимофей увлёкся рисованием. В центре висят две его картины, попавшие на выставку.Другое увлечение мальчика – музыка. В музыкальной школе родителям сказали, что у ребёнка отличный слух, и он быстро подбирает мелодию на пианино. Единственное, ему нужно научиться усидчивости.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: