Как работает детская память, и что ребенок запомнит из своего детства

Технические шпаргалки: как использовать, фотографии

А что, если в наш век информационных технологий прибегнуть к гаджетам? Конечно, телефон не подойдет – сейчас везде телефоны сдают на экзаменах при входе в аудиторию. Плеер с записанными ответами тоже не подойдет, так как пользоваться им никто не позволит.

Но что можно сказать про другие гаджеты? Например, так называемые «умные часы». Зачастую проверить этот аксессуар никому не приходит в голову. А между тем, прогресс не стоит на месте и в такие часы можно сохранить любую информацию. Тем более что они могут синхронизироваться со смартфоном.


Умные часы станут и стильным аксессуаром, и шпаргалкой

Ручка с микрофоном – это так называемая «bluetooth-ручка». Принцип ее действия следующий: экзаменуемый сообщает вопрос другу. Можно это сделать путем постукивания по ручке, изучив заранее азбуку Морзе. Друг отвечает, и этот ответ экзаменуемый слышит в наушнике.

Можно также шепнуть вопрос в наушник ручки. Это, конечно, сложнее, но изловчиться вполне реально. Например, делая вид, будто в задумчивости грызешь колпачок ручки.


Так выглядит умная ручка-шпаргалка

Калькулятор-шпаргалка – подходит, к сожалению, только студентам соответствующих специальностей. Филологу, например, вряд ли разрешат пронести на экзамен эту вещь.

Выглядит такой предмет как вполне обычный калькулятор. Однако на его память можно записать массу полезной студенту информации. Во время экзамена остается просто делать вид, будто нужно произвести подсчет.


Калькулятор-шпаргалка

Еще один гаджет – ручка, которая может писать невидимыми чернилами. Как же их проявлять? Никаких дополнительных приспособлений не требуется, ведь ручка снабжена специальным фонариком. При подсвечивании нужного участка все тайные надписи становятся видимыми. Разместить же их можно где угодно, даже на руке.

Нельзя сказать, что пользоваться такой ручкой совсем легко. Изловчиться и подсветить шпаргалку тоже нужно суметь. Но все же это намного проще, чем пользоваться невидимыми чернилами из лимонного сока, которые требуют нагревания для проявления.


Ручка с невидимыми чернилами станет хорошей шпаргалкой

Подключение аудиальной, слуховой памяти

По мнению физиологов, аудиальный тип памяти – мощный инструмент запоминания. Психологи считают, что слуховая память развивается легче, чем зрительная и двигательная. Использование этого инструмента увеличивает возможности запоминания. Чтобы задействовать слуховую память, рекомендуют не только писать, но и читать те же шпаргалки. Повторение информации вслух перед экзаменом увеличивает шансы на благоприятный исход дела.

Основной метод использования слуховой памяти – запись информации на диктофон и ее прослушивание. К примеру, вы можете записывать лекции, читаемые преподавателем, или самостоятельно читать материал с записью на диктофон. Регулярное прослушивание информации обеспечивает прочное запоминание. Одно время существовала теория, что если слушать информацию во сне, то она хорошо запоминается, однако ученые поставили под сомнение применение этого метода.

Полезные советы

  • Если делаете шпаргалку, то лучше написать ее от руки. Специальные исследования доказывают, что при чтении усваивается лишь 10 % информации, но при письме этот показатель значительно возрастает. Поэтому, написав шпаргалку «от руки», а, не распечатав, ваш шанс сдать экзамен, зачет или контрольную будет выше, даже в случае если ей не удастся воспользоваться.
  • Никогда не делайте шпаргалки с целыми ответами на вопрос. Пишите основное – тезисы, формулы, даты, ключевые слова. Именно на основании этого, а не «воды», строится ответ, а спрятать меньшую по объему шпаргалку и списать с нее порой гораздо легче, чем с маленького томика полностью готовых ответов.
  • Всегда делайте нумерацию шпаргалок удобной и понятной, прячьте их структурировано, чтоб в считанные минуты иметь возможность из всего массива находить именно тот материал, который нужен.
  • Помните, что преподаватель почти наверняка знает, что вы списываете, но может не подавать виду, а оценку поставит исходя из вашей успеваемости на протяжении семестра. Поэтому неплохо иметь тыл из хотя бы итоговой «тройки», а также постараться собрать минимальную информацию об экзаменаторе, в частности об его отношении к списыванию.
  • Будьте креативны. Оригинальная шпаргалка, спрятанная творчески, даже в случае ее обнаружения, может занять достойное место в личном архиве учителя или преподавателя и вам, возможно, посчастливится дописать экзамен и сдать его с первого раза. И наоборот – наглое списывание в надежде на «авось пронесет и препод не заметит или не подаст виду» может вызвать справедливое негодование и сильно навредить.
  • Для уверенного списывания нужно хотя бы в азах владеть навыками актерского мастерства, при этом вести себя максимально непринужденно. Это позволит избежать подозрений со стороны преподавателя.
  • Всегда помните, самая лучшая шпаргалка – это ее отсутствие. Знание материала придает гораздо больше уверенности в себе, чем самая хитрая и информативная шпора.

Упражнения для улучшения мозговой активности

Тренировать память можно и нужно в любом возрасте. Даже после 50, 60, 70 лет можно легко запоминать информацию, если постоянно развивать свой мозг.

Упражнение “Целлюлярный токинг”

Это очень простое и в то же время эффективное упражнение, которое поможет увеличить скорость мышления и заставить нейроны мозга работать в полную силу.

Суть в следующем. Вам нужно быстро называть предметы, расположенные в комнате: стол, телевизор, люстра, занавески, карандаш, мобильник, шкаф и т. д. Можно просто перечислять названия, а можно описывать их вместе со свойствами. Например, красная лампа, деревянная неприметная шкатулка, бежевый линолеум в клетку и т. п.

Вскоре вы увидите, что паузы между словами становятся все длиннее, в ход пошли жесты, вы начинаете запинаться и путаться. Будьте уверены, со временем вас хватит на более продолжительное время. Получаться будет все лучше и лучше.

Упражнение “Слова наоборот”

Этот метод поможет совместить развитие памяти и внимания. Придумывайте слова и произносите их наоборот. Например, “магазин – низагам”, “капитан – натипак” и т. п.

Важно не записывать и читать с листочка, а именно представлять слова в уме. Для начала можно брать простые слова (нос, лис, кит, том), а дальше переходить на более сложные

Чтобы было проще, делите длинные слова на слоги, а уже потом мысленно переворачивайте:

  • картина: “кар-ти-на” – “ан-ит-рак”;
  • колонка: “ко-лон-ка” – “ак-нол-ок”.

Упражнение “Склад памяти”

Очень хорошая тренировка. Вам нужно назвать фамилии всех известных вам поэтов или писателей.

Здесь можно экспериментировать как угодно. Вместо имен можно перечислять, например, животных саванны, растения, города, реки, прочитанные вами книги, посещенные места, бывших одноклассников, расписание уроков ребенка и т. п.

Упражнение с картами

Вам понадобится колода игральных карт. Смешайте их и вытяните последовательность из 6 карт (число можно постепенно увеличивать). Внимательно посмотрите на них в течение 30 секунд, а затем переверните рубашкой вверх. Попробуйте вспомнить все карты в той последовательности, в которой они лежали перед вами.

Уверена, вам интересно будет узнать, как можно научиться лучше запоминать информацию. Специально для вас мы подобрали эффективные мнемотехники и рекомендации психологов по быстрому запоминанию.

Упражнение “Как прошел день”

Выполнять его полезно перед сном

Когда вы лежите в кровати, постарайтесь вспомнить все детали прошедшего дня: где вы были, с кем разговаривали и о чем, в какой одежде пришла на работу ваша коллега, кто звонил вам на мобильный и в какое время, какая музыка играла в маршрутке, на что вы обращали внимание в продуктовом магазине и т. д

Важно! Такая тренировка должна походить на перебирание бусин в четках: первое событие, затем второе, а за ним идет третье. Это исключительно процесс вспоминания

Если вы начнете выполнять работу над ошибками и вовлекать эмоциональную оценку, упражнение по тренировке памяти превратится в ритуал сожаления и вместо пользы вы рискуете получить бессонницу.

А если вам нужно запомнить какой-либо материал, лучше всего воспользоваться методом Фейнмана.

Приемы зрительной памяти

На долю зрительной памяти приходится большая часть воспринимаемой нами информации. В образовательных учреждениях основной упор при подаче учебного материала делается на зрительное восприятие, поэтому большая часть данных располагается на классной доске. Для увеличения возможностей этого типа памяти применяют несколько приемов зрительного запоминания:

  • Наглядный материал. При изучении теоретического вопроса материал подкрепляется яркими иллюстрациями.
  • Чтение. Этот вид деятельности так же подключает к процессу запоминания зрительный анализатор, позволяющий запечатлеть в мозгу необходимую информацию.
  • Конспектирование. Материал, предназначенный для запоминания, конспектируется при помощи разноцветных карандашей или фломастеров.
  • Таблицы Шульте. Этот «тренажер» применяют для тренировки навыков скорочтения. В процессе занятий подключается периферийное зрение, обеспечивающее запоминание большего количества информации.

Определение типа памяти

В обыденной жизни наблюдаются индивидуальные различия в области психических процессов. Одним из таких процессов и является хранение информации. Особенности процесса запоминания характеризуют личность, становясь ее свойствами, накладывают отпечаток на деятельность и поведение человека. В зависимости от того, какой анализатор преобладает в работе памяти, принято различать четыре ее типа:

  • слуховой;
  • зрительный;
  • двигательный;
  • смешанный.

Слуховой (звуковой или аудиальный) тип характеризуется высокой степенью запоминания и воспроизведения всевозможных звуков: музыки, произнесенных слов. Он важен при запоминании озвученной информации. Особое значение он приобретает в определенные периоды жизни. Слуховая память обеспечивает хорошую успеваемость школьников и студентов. Она необходима для успешной профессиональной деятельности композиторам, музыкантам, лингвистам.

Зрительная память — способность воспринимать, сохранять и воспроизводить визуальные образы. По мнению психологов, у людей с развитым зрительным типом хорошо развито воображение. Они способны «видеть» образы, даже после того как те исчезли из поля зрения. Особое значение этот тип памяти имеет для конструкторов, инженеров, художников, дизайнеров.

Двигательная (моторная) память характеризуется способностью запоминать и воспроизводить движения. Люди, обладающие ею, способны сохранять в памяти не только двигательные представления, но и их характеристики: амплитуду, быстроту, темп, ритм, последовательность. От уровня ее развития зависит успешность формирования двигательных навыков трудовой, игровой, спортивной деятельности.

Смешанный тип характеризуется отсутствием преобладания какой-либо одной памяти. Его особенность в том, что смешанная память обеспечивает одинаково хорошее запоминание материала при использовании разных анализаторов. Люди, имеющие ее, используют сразу несколько типов памяти: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, двигательно-слуховой.

Существуют и другие типы памяти, основанные на деятельности отдельных анализаторов, которые не имеют существенного значения в жизни человека. Их возможности ограничены и сводятся к удовлетворению биологических потребностей организма. К таким типам памяти относят: обонятельный, осязательный и вкусовой. Чтобы узнать, какой способ запоминания преобладает у вас, воспользуйтесь психологической методикой «Определение типа памяти».

Для ее проведения вам понадобится помощник, который должен зачитать несколько рядов слов. Каждый из этих них соответствует определенному типу памяти. После прочтения вслух группы слов ведущим, испытуемый за отведенное время должен записать их по памяти. Полученные данные нужно сверить с рядами слов и выявить, сколько названо правильно. По окончании подсчета коэффициента по специальной формуле, делается вывод о преобладающем типе памяти.

Пять нескучных методов развития памяти

Метод 1. Составьте и запомните список дел

Чтобы не пропустить важное событие или намеченную встречу, люди составляют список важных дел и придерживаются его. Конечно, список вы можете составить для своего спокойствия, но заглядывать в него не обязательно

Старайтесь запоминать свои важные дела и не заглядывать в список, пусть он лежит у вас в сумочке для надежности и уверенности.

Метод 2. Чтение книг

Если вы не любите читать или мало читаете, приучите себя читать, чтение очень важно для развития памяти. Найдите себе подходящую книгу и начните читать сначала по вечерам и в выходной день, затем можно немного почитать в обеденный перерыв, в транспорте, если вам далеко ехать и так далее

Найдите себе подходящую книгу и начните читать сначала по вечерам и в выходной день, затем можно немного почитать в обеденный перерыв, в транспорте, если вам далеко ехать и так далее.

Метод 3. Пересказ информации

Пересказывайте как можно больше, запоминая информацию и передавая ее кому-то, вы развиваете свою память, рассказывайте подробно.

Пересказывать можно прочитанную книгу, интересную лекцию, новый фильм делитесь новой информацией с людьми, которые вас окружают сотрудники, родственники, друзья.

Метод 4. Учите стихи

Многие думают, что стихи и басни должны учить только дети, нет стихи надо учить в любом возрасте, когда вы учите стихотворение или басню, вы запоминаете, вы заставляете работать ваш мозг, вы напрягаете его и от этого улучшается память.

Стихи, которые вы выучили можно применять везде дома, на работе, в гостях, можно порадовать любимую девушку или молодого человека.

Метод 5. Учите иностранные языки

Хорошо развивает память изучение иностранного языка. Изучая иностранный язык ваш мозг, начинает получать новый поток информации это не только познавательно, но и полезно для развития памяти.

Например, вы решили поехать отдохнуть за границу ведь это очень замечательно, что вы знаете иностранный язык, вы можете сами без помощи посторонних прочитать или спросить необходимую для вас информацию.

Младенческая амнезия: что искал Фрейд?

Термин «Младенческая амнезия» ввел в обиход отец психоанализа Зигмунд Фрейд более 100 лет назад. К слову, он был чрезвычайно заинтересован этой темой, но объяснял все со своей колокольни — если говорить кратко, то нас в младенчестве настолько травмирует осознание своей сексуальности, что мы готовы забыть первые годы жизни, как страшный сон.

Позднее идея о «травмирующей ранней сексуальности» была как-то подзаброшена и заменена другой, сходной идеей: само рождение для человека — настолько травматичное событие, в первые годы жизни ребенок настолько беспомощен и зависим от окружающих, что младенческая амнезия — это естественный механизм, оберегающий нашу психику.

Технические шпаргалки

Эпоха Hi-Tech очень сильно изменила списывание, став отдельным способом со своим набором шпаргалок и техник. Изначально списывание с телефона, органайзера, с помощью микронаушника имело высокий уровень эффективности. Сегодня проносить с собой на некоторые экзамены технические средства запрещено на законодательном уровне (ЕГЭ), но возможность списать с такого устройства существует в других ситуациях.

Виды, формы, типы. Первый и наиболее распространенный тип это электронная шпаргалка. Это может быть просто текстовый документ-шпаргалка, закачанный в смартфон или отсканированные страницы конспекта/учебника/шпаргалок. С маркетов популярных мобильных платформ без труда можно скачать уже готовые шпаргалки по некоторым предметам. Можно выложить любые учебные материалы на файлообменник и, при наличии Интернета, с мобильного устройства читать их онлайн. Еще более ленивый способ – одновременный поиск и списывание «напрямую» с всемирной паутины.

Преимущество всех перечисленных форм шпаргалок в том, что сделать их гораздо легче, они не занимают много места, а написать «шпору» можно какого угодно объема, вплоть до развернутого ответа. Недостаток – вас могут попросить оставить технику в специально отведенном месте на время экзамена. Также телефон или другое устройство тяжелее спрятать, чем маленькую бумажную шпаргалку.

Еще один вид списывания с мобильных устройств, более практичный и отнимающий меньше времени – СМС-сообщения. Суть в том, что в соседней аудитории/дома сидит ваш друг/брат/знакомый. У него есть перечень вопросов и ответы на них. Все что нужно сделать – это послать ему номера попавшихся вопросов и ждать присланных ответов. Преимущества такого списывания в том, что вы получаете сразу готовый ответ, не нужно самостоятельно искать его среди множества шпаргалок. Недостатки те же, они сопряжены с использованием самого устройства плюс оплата услуг связи.

Микронаушник. Сегодняшние микронаушники, работающие на основе беспроводных технологий настолько компактные, что заметить их очень сложно. Как и в предыдущем случае нужен только друг, который согласится помочь. Технология проста – непосредственно перед экзаменом звоним другу (микронаушник соединяется с телефоном посредством Bluetooth), вытягиваем билет, сообщаем вопросы другу, пишем ответы под диктовку. Данный метод особо эффективен, хотя и не исключает технических сбоев.

В качестве итога воспользуемся много раз слышанной каждым фразой о том, что лучшая шпаргалка это собственные знания. Если же без «шпор» не обойтись, то потрудитесь подойти к процессу творчески.

Успехов!

Невидимая «бомба»

«Бомбой» называется шпаргалка с заранее приготовленными ответами на вопросы, которая непосредственно на экзамене или контрольной сдается в качестве своей работы.

Методик как сделать такую «шпору» невидимой несколько. Например, текст заранее пишется закончившейся шариковой ручкой, а на экзамене просто обводится. Еще вариант: писать ответы, подложив снизу чистый лист и сильно надавливать при этом на ручку, позже обвести.

Плюсы: высокая эффективность.

Минусы:воспользоваться можно лишь в случаях, когда известны все вопросы билета; трудно применить в случае написания работы на листах с гербовой печатью.

Бутылка газировки

В свое время такая шпаргалка заняла почетное место в одном университетском музее в Германии. Действительно, у человека, который первым изготовил подобного рода подсказку, с выдумкой все было в порядке. Суть идеи заключалась в том, что текст на этикетке бутылки «Кока-колы», где указывается состав и прочая техническая информация, был с помощью графического редактора заменен на шпаргалку по нужной теме. Можем лишь догадываться, но вряд ли экзаменатор догадался бы искать шпаргалку на мирно стоящей на парте бутылке газировки.

К слову, сделать такую шпаргалку не так уж сложно. Смотрим инструкцию здесь и уповаем на то, что ее не видел ваш преподаватель.

Плюсы: оригинальность, а следовательно эффективность, легально можно взять с собой на экзамен, не вызвав подозрений.

Минусы: ограниченность пространства для нанесения шпаргалки.

Итак, мы подошли к первой позиции. Но чтобы сохранить еще ненадолго интригу, рекомендуем вам посмотреть это видео, в котором показаны некоторые из уже описанных оригинальных шпаргалок, а также собраны другие не менее интересные экземпляры.

Умные часы

Об этом техническом устройстве мы решили рассказать отдельно по ряду причин. Во-первых, чтобы еще раз отдать должное эпохе высоких технологий и ее влиянию на все сферы нашей жизни, включая списывание. Во-вторых, умные часы (англ. smart watch) являются предметом с которым многие, включая экзаменаторов, еще не знакомы. Грамотное использование такого предмета в качестве шпаргалки, с высокой долей вероятности гарантирует успешную сдачу.

Технически данный аксессуар предназначен для удобства доступа к некоторым функциям современных смартфонов

Наиболее важной с точки зрения интересующей нас тематики является возможность работать с сообщениями и соцсетями. Как видно, списать в таком случае – дело техники

Спрятать «шпору» также очень легко, одно нажатие и на дисплее этого устройства будет отображаться часовой циферблат.

Существуют и мобильные телефоны в форме наручных часов. Здесь набор функций еще больше, что создает дополнительные возможности для списывания.

Плюсы: эффективность, все преимущества технических шпаргалок, внешний вид, не вызывающий вопросов у преподавателя.

Минусы: стоимость, работают в синхронизации с современными мобильными устройствами.

Курсы для развития интеллекта

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать. После прохождения курса ребенок сможет:

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Записаться на курсПодробнее

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Записаться на курсПодробнее

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс — для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Записаться на курсПодробнее

Бесплатное практическое занятие от advance.

Записаться бесплатноПодробнее

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Записаться на курсПодробнее

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ «да», то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей

Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

Научиться очень быстро читать
Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

Записаться на курсБесплатный урок

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Записаться на курсПодробнее

Классификация видов памяти

Память классифицируют по разным признакам. Рассмотрим основные из них.

По продолжительности

Это критерий, определяющий, как надолго информация задерживается в мозге. Выделяют следующие виды памяти:

Оперативная. Это поверхностная и непродолжительная память. Ее еще называют рабочей. На этом уровне запоминания срок хранения информации ограничивается периодом ее использования. Например, чтобы понять, о чем это предложение, вы запоминаете значения слов, написанных в нем. Дочитав предложение до конца, вы уже не сможете воспроизвести его дословно, а передадите своими словами. Так, как поняли сами. Самое интересное, что мозг даже не стремится запоминать эту информацию. Однако объем оперативной памяти можно увеличить с помощью тренировок.

Сенсорная. Первая ступень в процессе запоминания информации. Она относится к физиологическому уровню, поскольку запоминает сигналы, поступающие от органов чувств. Информация хранится не дольше 4 секунд. Самыми известными видами сенсорной памяти являются слуховая и зрительная
Лишь незначительная часть информации, принимаемой с помощью слуха или зрения, привлекает наше внимание. Но когда это происходит, то она уже переходит со стадии сенсорной памяти на уровень кратковременной.

Кратковременная
Этап запоминания, на котором начинается сознательный процесс обработки информации. На этом уровне информация, которая нас заинтересовала, хранится не дольше 30 секунд

За это время мозг обрабатывает полученные данные и определяет степень их важности. Важная информация дублируется, а ненужная – удаляется

В кратковременной памяти вмещается не более семи не связанных между собой элементов. Чтобы запомнить такую информацию на длительный срок, необходимо сосредоточиться на ней и несколько раз повторить. Иначе она будет замещена другими данными.

Долговременная. Этот вид памяти характеризуется огромным объемом и практически неограниченным сроком хранения. Чтобы информация дошла до этого этапа, ее необходимо осмыслить, детально проанализировать и провести ассоциации с уже имеющимися сведениями. Простое заучивание здесь не поможет. Но даже если вы запомнили информацию правильно, ее может быть непросто извлечь из долговременной памяти, потому что она редко используется.

По психическим процессам

В мозг информация поступает через различные каналы. В зависимости от этого выделяют следующие виды памяти:

  1. Образная. Наибольший объем информации хранится у нас в виде образов, полученных посредством органов чувств. Здесь различают зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную и вкусовую память. Этот вид памяти первый, который начинает работать еще у новорожденных. А еще встречаются случаи запоминания информации с феноменальной точностью, вплоть до малейших деталей. Такую особенность запоминания называют фотографической памятью.
  2. Двигательная. Она относится к одним из самых древних способов запоминания информации, возникших в процессе эволюции. Моторная память играет очень важную роль, причем не только в спорте. Без нее ребенок не сможет научиться ходить, бегать, прыгать, рисовать, а взрослый человек даже чаю себе не нальет.
  3. Эмоциональная. Этот вид памяти активизируется, когда мы испытываем сильные чувства, яркие эмоции. Первая любовь, рождение ребенка, горечь обиды, радость от встречи после долгой разлуки с близкими и т.д. Такая информация всегда носит ассоциативный характер. Поэтому достаточно появиться какой-то маленькой детали, чтобы мы снова окунулись в этот водопад давно пережитых эмоций. Правда, они уже никогда не достигнут той первоначальной силы.
  4. Словесно-логическая. Это самый молодой вид памяти. Он присущ исключительно человеку, поскольку носит осознанный характер. Мы запоминаем информацию не как набор звуков или символов, а как осмысленный фрагмент. Именно этот вид памяти требует для своего улучшения целенаправленной тренировки.

Общие советы для обучения детей

Знание техники, как научить ребенка держать ручку правильно, мало. Главное, организовать благоприятную атмосферу на занятиях. Работая с малышом, следуйте таким правилам:

Выбирайте правильное время. Обучение должно проходить в виде игры. Нудные, продолжительные уроки отобьют у дошкольника желание рисовать даже самым ярким карандашом. Выбирайте моменты, когда у него хорошее настроение, он спокоен и сам проявляет интерес к новому

Во время занятий обратите внимание на то, как малыш манипулирует ручкой или карандашом. Если вы заметили ошибки, исправляйте их сразу.
Добавьте в занятия веселье

Хорошее настроение поможет малышу быстро освоить технику работы с карандашом (ручкой). Предложите ему взять ручку и сравните пальчики с клювом птицы. Разыграйте сказку или небольшую сценку.
Контролируйте давление. Большинство неудач у детей в процессе освоения ручки связаны с тем, что ребенок слишком слабо или слишком сильно давит на бумагу. Спокойно покажите ребенку силу давления или возьмите для первых уроков фломастеры. С их помощью малыш гарантированно прорисует нужную линию, не напрягая руку.

Взяв на вооружение одну из техник работы с карандашом, а также общие рекомендации касательно положения малыша за столом, каждый родитель сможет без труда научить свое чадо рисовать и писать в возрасте 3-4 лет.

Учимся писать при помощи специальных средств

Изготовители канцтоваров пришли на помощь родителям и предложили специальные средства, благодаря которым для ребенка письмо стало намного легче. Они представляют собой пластиковые, фигурные насадки с отверстиями в виде смешных зверушек.

Благодаря наличию выемок на ручке в необходимых местах, взять ее неправильно невозможно. Изделия делают и для левшей, и для правшей. Тренажер учит детей удерживать ручки в оптимальном положении.

Изготавливается насадка-тренажер из термопластичного эластомера. Она надевается на обычную ручку стандартных размеров без автоматического механизма. Преимущества тренажера:

  • Он учит правильной постановке фаланг пальцев при освоении техники письма.
  • Он удерживает кисти в расслабленном состоянии, что снижает усталость руки при длительных занятиях.
  • Родитель может научить ребенка писать, не контролируя процесс постоянно. Нет необходимости стоять над ним и проверять правильность письма.
  • Чтобы освоить технику работы ручкой или карандашом, требуется всего 2 месяца. После окончания этого срока малыш может продолжать заниматься, но уже без тренажера. Благодаря наработкам «мышечной памяти», пальцы сами помнят, как удерживать ручку.

В магазинах канцтоваров также можно найти трехгранные карандаши. Они идеально подходят для обучения малыша рисованию.

Как лучше заниматься: рисуем, обсуждаем, играем, повторяем

Дошколята запоминают информацию намного лучше, опираясь на визуальный образ (картинку). В эксперименте дети 3-6 лет участвовали в поездке на пожарную станцию. Во время экскурсии они наблюдали за тренировками пожарных, за ремонтом оборудования и другими мероприятиями. Через месяц половину группы попросили рассказать о поездке, а другую половину — изобразить ее и вспомнить что-нибудь интересное. Результаты показали, что уже в 3-4 года дети, которые рисовали экскурсию, вспомнили больше, чем остальные сверстники. В 5-6 лет эта закономерность проявилась еще больше. Дошкольники, которые вооружились красками, рассказали в два раза больше деталей, чем остальные дети. 

Но и простые беседы не стоит сбрасывать со счетов. Развитая речь – фундамент, на котором формируется словесная память, которая потребуется ему для успешной учебы в школе

Очень важно обсуждать с ребенком различные события, вспоминать какие-то детали из прошлого и подробно отвечать на вопросы маленького почемучки. Не помешает обсудить и планы на будущее

Хотя для детей планирование предстоящих событий – сложная задача, но такие разговоры развивают способность умственного планирования. Важно читать ребенку сказки и другие литературные произведения, обсуждать с ним детали развития сюжета, просить его пересказывать произведение, сочинять совместно истории и сказки. Разучивайте стихотворения. Первый раз читаем до конца, а второй – пропускаем последние слова рифмы.

Лучше всего дошкольники обучаются в игре. Например, можно поиграть в магазин. Предварительно составьте список покупок (примерно 5, но не более 8 пунктов). Малыш играет роль покупателя, а продавец спрашивает: «Что тебе поручено купить?» Если ребенок забыл что-то, задаем наводящий вопрос: «Что еще нужно купить?» Результаты запоминания во многом зависят от возраста. В общем, при игре в магазин дети 3-4 лет могут запомнить из 5 слов примерно 1-2 слова, в 4-5 лет — 3 слова, в 5-6 лет — 3-4 слова. Эксперимент показал, что когда детям предлагали запомнить те же слова, но не в рамках игры, то они показывали значительно более низкие результаты.

Если мы хотим, чтобы ребенок что-то запомнил, нужно это повторить. Но делать это нужно спустя некоторое время. Психологи изучали, как запоминают дети в возрасте полутора лет. Взрослый показывал и просил повторить ребенка несколько действий: кормление рыбок, раскрашивание картинки, открывание ящика, где спрятана игрушка и др. Потом детей разбили на группы и повторили все действия еще раз: с первой группой – через 30 минут, со второй – через 2 недели, с третьей — через 8 недель. Выяснилось, что лучше всего информацию запомнили дети, с которыми провели повторный урок через 8 недель. Даже спустя 6 месяцев они смогли вспомнить в два раза больше действий, чем дети других групп.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: