Почему и отчего случаются истерики у дошкольника

Почему дети сопротивляются

Нередко дети сопротивляются воле родителей потому, что хотят чего‑то другого и полагают, что если бы вы их поняли, то удовлетворили бы их желание. Задумайтесь об этом на секунду. Вы нередко спрашиваете себя: «Чего мой ребенок хочет или что ему нужно?» — затем вы пытаетесь удовлетворить желание или потребность ребенка. Если ребенок чувствует, что окружен любовью и заботой, он естественно полагает, что вы изменили бы свою просьбу, если бы знали, чего он хочет или что ему нужно. Ребенок полагает, что вы изменили бы свои требования, если бы только поняли, насколько важны его желания и потребности. Иногда сопротивление —всего лишь попытка сообщить вам, что он предпочел бы что‑то другое.

Стоит понять сопротивление малыша, и оно нередко сразу же сходит на нет

Когда ребенок получает сигнал, что вы понимаете, чего он хочет и как это важно для него, сопротивление немедленно снижается. Недостаточно просто понимать детей: нужно научиться сообщать им о том, что мы поняли их

Если ребенок сопротивляется, причина этого коренится в том, что он думает, будто мама или папа не понимают его желания или потребности.

Например, пятилетний малыш хочет пирожное, но мама не намерена давать ему сладости до обеда.

Бобби:  Мама, я хочу пирожное.Мама:  Скоро обед. Подожди немного; я дам тебе пирожное после того, как ты пообедаешь.Бобби:  Но я хочу сейчас!

Ребенок злится и скандалит. Мать вначале просто слушает, пытаясь понять причину сопротивления Бобби. После некоторой паузы она говорит спокойно: «Я знаю, что ты хочешь пирожное сейчас же.  Ты рассердился оттого, что хочешь пирожное, а я тебе не даю».

Тут Бобби немного расслабляется, и сопротивление в нем ослабевает. Ведь малыш понял: маме его желание известно и он получит пирожное. Затем мать говорит: «И все‑таки тебе придется подождать, пока мы не пообедаем».

Иногда такого уровня понимания оказывается достаточно, чтобы малыш пошел на сотрудничество, а иногда ему нужно больше. Чаще всего дети сопротивляются родителям просто потому, что им кажется, будто их не видят и не слышат.

Давайте рассмотрим случай, когда для того, чтобы успокоить Бобби, нужно потратить больше времени и проявить больше понимания. Теперь, когда малыш поскандалил и выпустил гнев, он испытывает грусть и разочарование. Хотя Бобби по‑прежнему сопротивляется воле матери, теперь сопротивление приобретает новое качество. Оно естественным образом перешло от стадии гнева к стадии разочарования и грусти. Бобби начинает плакать: «Никогда не бывает так, как мне хочется. Я не хочу ждать».

И снова мать показывает, что понимает сына, идентифицируя его желание: «Я понимаю, что тебе грустно. Ты хочешь пирожное и не хочешь ждать. Тебе приходится ждать слишком долго».

Очевидно, сопротивление ребенка уменьшилось, но гораздо важнее то, что теперь проявились более глубокие чувства. После Того как малыш немного поплачет, начнут выходить на поверхность его страхи. Теперь ребенок сопротивляется со словами: «Я никогда не получу пирожное. Мне никогда не дают то, что я хочу. Я хочу всего одно пирожное. Почему нельзя дать мне пирожное?»

На этом этапе мать ничего не объясняет и снова показывает, что понимает чувства и желания ребенка, идентифицируя их: «Я понимаю: ты боишься, что никогда не получишь пирожное. Приходится слишком долго ждать. Я обязательно дам тебе пирожное. Обещаю. Иди ко мне, солнышко, дай я тебя обниму. Я так люблю тебя».

Тут Бобби тает в объятиях матери, получая любовь, утешение и поддержку, которые, собственно, и нужны были ему с самого начала. Обычно, когда дети не хотят идти на сотрудничество, им нужно не то, о чем они просят, а что‑то более глубокое. Им нужно, чтобы их понимали и любили, им нужно, чтобы их просто обняли.

Памятка для родителей: 3 «нельзя» и 3 «необходимо» в общении с влюбленным подростком

  Как подростковый психолог и как мама, я понимаю Ваши тревоги и сомнения и предлагаю следовать четким и конкретным рекомендациям, которые, в первую очередь, помогут Вашим детям пережить свою любовь как яркий и значимый для их будущей жизни опыт. И во-вторую, понять и разобраться в собственном отношении к подобной « проблеме», установить душевный и духовный контакт со своим, так неожиданно подросшим, ребёнком.

  Итак, 3 «нельзя»

  1. Нельзя расценивать первую юношескую любовь как что-то несерьезное. И дважды нельзя демонстрировать дочери или сыну, что он еще маленький и поэтому его чувства мимолетны и неважны;

  2. Недопустимо пренебрежительно отзываться об избраннике(це) Вашего ребенка, что бы Вы сами не думали на его счет;

  3. Нельзя запрещать молодым людям общаться, кроме случаев явно асоциального поведения избранника.

  Хотите лучше понять своих детей, читайте полезные материалы в разделе блога Детско-родительские отношения. О проблемах с тинэйджерами рассказывает статья: Вредный ребенок или переходный возраст?

  3 «необходимо»

  1. Примите как данность, что дети рождаются, растут и развиваются именно для того, чтобы в свой срок повзрослеть, полюбить и познать любовь во всех ее проявлениях. Поэтому открыто и без ханжества обсуждайте с тинэйджером вопросы физического развития, секса и любви. Будет правильно, если мама откровенно поговорит «на взрослые» темы с дочерью, а папа – с сыном.

2. Чтобы беседы не превращались в поучения, отнеситесь спокойно к тому, что у подростка появились от Вас секреты и не пугайтесь этого. Поймите, что юные влюбленные еще не в состоянии разобраться в своих чувствах, и описать их словами. А с родителями делиться особенно трудно, ведь тинэйджеры опасаются, что Вы не примете их чувства в серьез, усилите контроль и введете новые запреты. Поэтому избегайте назойливых расспросов. 

 Можете ненавязчиво порекомендовать подростку консультации психолога онлайн, ведь с незнакомым человеком гораздо легче поделиться самым сокровенным. К тому же, профессионал сумеет помочь влюбленному разобраться в его чувствах.

  3. Давайте детям советы не в форме ультиматумов, а виде рекомендаций, и обязательно объясняйте, почему Вы считаете, так или иначе. Тогда у подростка не возникнет чувство протеста, он запомнит Ваши слова и, возможно, прислушается к ним. Так Вы поможете Вашему сыну или дочери получить свой собственный опыт и через него осознать поступки, цели и желания. А значит стать зрелой, независимой и сильной личностью.

  Я люблю ее. Она – его. А ему, похоже, нравится другая. Или геометрия подростковой любви

  Любовные треугольники и даже более сложные фигуры нередко возникают в романтических отношениях тинэйджеров. Если Ваша дочь или сын вовлечен в «многоугольные» отношения, это усложняет и без того непростую ситуацию. Юный влюбленный находится под влиянием сильных, зачастую противоречивых переживаний. Вам, уважаемые мамы и папы, к сожалению, тоже нелегко понять, что происходит, тем более не обладая достаточной информацией. Объективно и беспристрастно разобраться в перипетиях, связанных с первой любовью, поможет опытный подростковый психолог. Особенно это необходимо, если Ваши дети переживают «неразделенную» любовь. В любом случае, внимательно прислушивайтесь к своим чадам, старайтесь понять их, почувствовать, как не просто жить в их «сложном» возрасте, как они ранимы и нежны, хотя порой ведут себя достаточно агрессивно.

  Любите своих детей! И пусть они знают – доверяться родителям надо и полезно! 

Падение авторитета родителей

Может быть, это и не самая большая проблема, но эмоционально «цепляет» сильно. Тем более, что она практически неизбежна и находит свое выражение в самых разнообразных формах. От прямой конфронтации: «Ты ничего не понимаешь» (или куда менее корректно) до легкой усмешки: «ну говори… говори…». И неизвестно еще, что хуже.

Что делать?

1. Обязательно напоминать себе, что это нормальная стадия роста Вашего чада. Это задача его развития – проверить на прочность ценность родительского мнения и авторитета. А это можно выяснить только попробовав «на зуб».

2. Пресекать грубость и неуважительное поведение в свой адрес. При этом обязательно в спокойной и доброжелательной форме. Можно сказать: «Мне неприятно, что мы с тобой разговариваем в таком тоне, давай прервемся и продолжим, когда сможем поговорить спокойно»

Очень важно подавать пример самоуважения и уважения к партнеру.3. Выражая свое мнение, обосновывайте его, ориентируясь на смысл, который важен для Вас

Разговаривая с подростком, уже недостаточно сказать: «Я так считаю, у меня больше опыта».

Если Ваш опыт в чем-то Вас убеждает, разверните своему сыну или дочери в чем именно, чем, как. Порой полезно сосредоточиться на содержании разговора, игнорируя возможные эмоциональные провокации – снисходительные ухмылки, реплики «ну-ну», вздохи в сторону. Конечно, только в том случае, если подросток слушает, отвечает, находится с вами в контакте.Чтобы Ваше мнение не перерастало в поток с трудом переносимых нравоучений.

4. Спрашивайте мнение подростка. Как он думает, почему он так считает. Аргумент «времена изменились, сейчас все не так» со стороны подростка тоже нуждается в расшифровке – что именно не так, почему и как сейчас. Вероятно, Вы узнаете для себя много нового и любопытного, если тон разговора будет спокойный и заинтересованный. В чем-то Ваш ребенок лучше ориентируется в реалиях современной жизни. Если Вы заметите и признаете это, трудностей в отношениях станет чуть меньше.

Способы развития эмоциональной устойчивости, их плюсы и минусы

Различные духовные практики, в особенности, восточные. Часто они сочетают в себе все последующие пункты. Польза от них действительно есть, но стоит учитывать, что освоить их не так-то просто, к тому же на это могут уйти годы. Чтобы добиться успеха, нужно менять жизненный уклад, а это устроит не каждого.

Медитация. Не всегда она подразумевает погружение в транс. У неё, безусловно, есть плюсы — она помогает абстрагироваться от гнетущих мыслей, успокоиться, освободиться от негативных эмоций, но не решает психологические проблемы.

Визуализация
Это практически то же самое, что и медитация, только внимание фокусируется на каком-либо видимом объекте, к примеру, на пейзаже. Красивый вид успокаивает нервную систему не хуже, чем приятная мелодия или прикосновение.

Дыхательные техники
Они тоже очень полезны для физического и психического здоровья. Особенно непосредственно в момент, когда эмоции захлестнули. Контроль над дыханием поможет восстановить душевное равновесие.

Спорт

Как известно, физическое здоровье очень важно для психоэмоционального состояния. Спорт улучшает самочувствие, повышает настроение, самооценку, запускает защитные реакции организма

Он обязательно должен присутствовать в жизни каждого человека, но, опять же, не решает внутренних проблем.

Всё это поверхностные, косвенные способы повышения эмоциональной устойчивости. Возможно, они хороши для решения сиюминутных задач: когда нужно быстро восстановить равновесие или сохранить внешнее спокойствие. Слабая сторона всех этих техник состоит в том, что они сродни таблеткам от головной боли — действуют только в момент, когда вы их используете.. Они снимают симптом, но не решают проблему, так как не ведут к изменению порога эмоциональной чувствительности. Как только вы прекращаете вышеуказанные практики – проблема возвращается.

Зрить нужно в корень: раз проблема психологическая, значит и причины её кроются в особенностях характера и способах реагирования на стресс. Вот почему помощь психолога наиболее оптимальна — она позволит стабилизировать эмоциональное состояние через решение внутренних «неполадок».

Трудности с поведением

Положение подростка промежуточное: он уже не хочет подчиняться родителям как ребенок, и еще не может полностью распоряжаться свой жизнью как взрослый. Он активно отвергает все, что ему предлагают взрослые и еще не умеет сам определять свою жизнь и нести за это ответственность

Ему важно этому научиться. А пока он отстаивает свое право выбирать, как ему поступать, что делать, чего не делать, экспериментирует, иногда весьма рискованно, бунтует против необходимого, втягиваясь, порой, в совершенно излишнее

Часто возникают трудности с учебой от снижения успеваемости до прогулов и даже отказа от посещения школы. Для домашних дел и обязанностей у подростка нет ни времени, ни сил, ни желания. Организуются новые компания, возникают новые отношения, в том числе и с противоположным полом, меняется внешность, манера общения, интересы, времяпрепровождение.

Что делать?

1

отделить для себя важное от несущественного. Ребенок меняется, ему трудно

Не все перемены проходят легко, гладко и красиво. Ему нужна Ваша поддержка. Поэтому, если Ваша красавица дочь, обладающая врожденным вкусом, вдруг стала носить какие-то непонятные черные балахоны с надвинутым на глаза капюшоном, не стоит из-за этого конфликтовать. Это пройдет, когда она освоиться со своим меняющимся телом. А отношения останутся.

2. относительно того, что Вы считает важным (учеба, помощь по дому, время возвращения домой и т.д.) нужно договариваться с подростком так, чтобы этот договор учитывал и Ваши и его потребности. Например, сесть и всем вместе составить список обязанностей по дому. А потом обсудить, как их распределить между всеми членами семьи

Спросить подростка, что он готов и может взять на себя, насколько ему кажется справедливым такое распределение, высказать свои предложения, объяснить, почему это важно, договориться о том, как будет. Если удалось достичь договоренности, с которой все согласны, это уже очень хорошо

И все же это не означает, что проблемы теперь решены. Вам придется напоминать подростку о его обязанностях, но, опираясь на договоренность, это будет проще и для Вас и для него. Желательно сохранять спокойствие, повторяя раз за разом, что посуду надо вымыть. Совсем хорошо, если удастся придумать какой-нибудь приятный способ отметить, что все справились со своими обязанностями за эту неделю – сходить в кино, заказать пиццу, позвать друзей.

3. если вы уж договорились о чем-то, выполняйте свои обязательства и настаивайте на выполнении со стороны подростка. Ответственность всегда подразумевает реальные действия.

Подростку нужно научиться нести последствия своего поведения. Хорошо, если родители помогут ему в этом – своей последовательностью, предсказуемостью, ясностью.

Вечерние истерики – повод насторожиться

Почти все дети после детского сада очень возбуждены. Неудивительно, что после целого дня шумных игр ребёнок может быть уставшим, взбудораженным, и на фоне физического и эмоционального утомления иногда могут возникать истерики.

Однако если вечерние истерики случаются часто, родителям стоит задуматься. Как минимум – нужно поговорить с воспитателем. Как ведёт себя ребёнок среди других детей, чем он занимается в течение дня, соблюдается ли режим, есть ли какие-либо проблемы? Постоянный диалог с воспитателем поможет выявить причину истерик. Быть может, всё дело в том, что вечером в саду устраивают слишком активные игры, что не только вызывает перевозбуждение, но и приводит к трудностям засыпания.

Как видите, истерика у ребёнка – явление сложное. Она может возникать в ответ на множество разных ситуаций, быть связана и с психической, и с физиологической незрелостью ребёнка. Если вы поймёте, в чем причина истерик , то сможете реагировать на них наиболее эффективно. Иногда, чтобы лучше понять, что же происходит с вашим чадом, лучше обратиться к детскому психологу, который поможет найти ответы на волнующие вас вопросы. А о том, как лучше реагировать на истерики дошкольников – читайте в статье «Справляемся с детской истерикой на раз, два, три…».

Эмоциональные трудности в общении

Эмоциональный фон у подростка нестабильный – это давно уже всем известно. Но одно дело знать, а другое дело с этим регулярно сталкиваться. С ранимостью, обидчивостью, агрессивностью, замкнутостью, отчуждением или конфликтностью. И непонятно, с чего вдруг такая реакция. Да, можно сказать себе «это все гормоны», но как-то же надо и жить вместе.

Что делать?

1. Общаться. Интересоваться жизнью подростка, его увлечениями, трудностями, желаниями, мечтами. Заниматься вместе чем-то интересным. Рассказывать о себе, о своих трудностях, мечтах, увлечениях. Чтобы лучше понимать нужно стараться понять и предпринимать для этого реальные, но не натужные усилия.

2. Помочь подростку научиться разбираться, в каком он состоянии, что чувствует. Так с маленьким ребенком, когда он хныкал, Вы понимали, что он устал или голоден. Сейчас ребенок подрос, и стимулы, и реакции стали более разнообразные. И сейчас уже он должен научиться понимать, что с ним и как этому помочь. Можно сказать: «Ты, наверное, устал, может, отдохнешь». Можно сказать: «Похоже, ты расстроена». Можно сказать: «Я, когда голодная, злая как черт». Можно сказать: «Ты обиделась, я понимаю». Пройдет какое-то время, и Вы заметите, как крики «НЕНАВИЖУ!!!», которые пришли на смену швырянию портфеля в стену, в свою очередь сменяются вполне внятной речью: «Я злюсь, потому что математичка опять поставила пару».

Что такое эмоциональная устойчивость, и зачем она нужна?

Под эмоциональной устойчивостью психологи понимают способность человека противостоять неблагоприятным факторам, преодолевать состояние эмоционального возбуждения и быстро возвращаться к состоянию душевного равновесия после стресса. Для эмоционально устойчивого человека каждая стрессовая ситуация — как тренировка. Он становится сильнее, мудрее, более здраво подходит к решению проблем и спокойно переносит все превратности судьбы.

Почему важно развивать такую устойчивость? Потому что именно она является гарантией того, что человек не «потеряется» в трудной ситуации, перенесёт стресс без нервных срывов и других неприятных последствий. Сильная неустойчивость личности в эмоциональном плане (нейротизм) может стать причиной развития заболеваний на нервной почве, неврозов, депрессии

Не говоря уж о том, что близким такого человека приходится несладко. Они то и дело становятся свидетелями эмоциональных сцен, разборок, паники от преувеличения последствий какой-либо проблемы. Всё это не укрепляет ни любовь, ни дружбу, ведь под действием эмоций человек очень часто ведёт себя неадекватно.

Нейротизм характеризуется неустойчивостью, впечатлительностью, чувствительностью, плохой адаптацией к новым обстоятельствам, высокой степенью беспокойства и напряжённости. Эмоциональная устойчивость, напротив, выражается в умении «брать себя в руки», сохранять организованное поведение и ясное мышление в любой ситуации.

Факторы, влияющие на эмоциональную устойчивость

Начнём с того, что она бывает врождённой и приобретённой: одни с самого детства обладают таким набором качеств, который позволяет им сохранять хладнокровие и поддерживать рациональное мышление в тонусе, а другие развивают стрессоустойчивость путём долгой и усердной работы над собой.

От чего зависит степень эмоциональной устойчивости?

На неё оказывают влияние такие факторы как:

  • Темперамент. Очевидно, что «чистые» сангвиники гораздо легче переносят стрессы, чем остальные типы темперамента, поскольку отличаются низким нейротизмом и высокой экстраверсией. Однако чистые типы темперамента встречаются крайне редко. К тому же, не стоит думать, что если вы холерик или меланхолик, то эмоциональная устойчивость для вас недоступна. Просто вам нужно приложить больше усилий для её развития.
  • Ведущее полушарие. Как известно, левое полушарие отвечает за логику, а правое — за эмоциональную сферу. Если ведущим является правое, человеку сложнее держать эмоции под контролем и действовать спокойно.
  • Наличие подавленных потребностей. Психологи знают: если естественные потребности подавлять искусственно, это может стать причиной развития психологических проблем, которые, в свою очередь, скажутся на эмоциональной устойчивости. Подавление потребностей, будь то физических, социальных или духовных, деформирует личность и её поведение.
  • Самооценка, наличие психологических проблем. Человек с заниженной самооценкой, как правило, очень несчастен, что уже не способствует устойчивости. Любые психологические проблемы сказываются на способности личности противостоять стрессам.
  • Количество, сила и частота возникновения стрессовых факторов и пр. У каждого свой потолок эмоциональной выносливости. Но даже сильные люди могут очень тяжело переносить трудности, с которыми ранее не сталкивались, особенно, если они навалились разом, и кажется, что выхода нет.

Как отличить истинную истерику?

Истинная истерика – не способ манипуляции. Ребёнок действительно не может совладать с собой. Такая истерика может начаться даже без видимых причин и никогда не заканчивается внезапно. Если ребёнок закатывает истерику умышленно, используя её как способ давления, то, как правило, он мгновенно успокаивается, получив желаемое. С истинной истерикой всё иначе.

Кроме того, если малыш сильно переживает, слёзы и рыдания не прекратятся мгновенно, даже если некому будет утешать его. Если истерика демонстративна, то для её прекращения стоит только убрать зрителей и предложить ребёнку побыть одному и успокоиться. Минута, другая и эмоциональный всплеск прекратится также внезапно, как и начался. Совсем по-другому обстоит дело с истинной истерикой – оставшись один, ребёнок будет продолжать плакать и совершать другие действия, свойственные истерике.

Она означает, что ребёнок действительно расстроен, и ему сейчас очень тяжело. Он бушует, гормоны стресса не дают ему контролировать своё тело и эмоции, он не может учитывать чувства других людей. В такие моменты его бесполезно ругать, отвлекать или наставлять. Он вышел из себя, и нужно дать ему время, чтобы успокоиться.

Что если такие истерики случаются у ребёнка вечером, после посещения детского сада?

В каких случаях необходимо обращаться за помощью психолога, психотерапевта?

  • если Вы наблюдаете в течении длительного времени подавленность, грусть, изоляцию, плаксивость, если старые увлечения перестали интересовать, а новых не появилось, резко снизился аппетит, замечаете проблемы со сном;
  • если Вы замечаете очень резкие колебания настроения от чрезмерной раздражительности до столь же избыточной, немотивированной веселости, если подобные колебания характерны и для его состояния – от пассивности, вялости, истощения до бурной неуемной активности;
  • если Вы ловите себя на том, что не можете спокойно и дружелюбно реагировать на эмоциональные проявления Вашего ребенка, если Вас постоянно раздражают, обижают, задевают его слова и поступки.

ИСТОРИЯ

На консультацию пришла мама с девочкой-подростком. Жалуется: дочь меня доводит до слез, ведет себя ужасно, никакого сладу с ней нет, объясните ей, что так нельзя. Девочка держится отстраненно и слегка пренебрежительно отвечает матери. В ходе беседы выяснилось, что есть еще младший ребенок, очень болезненный, уход за которым отнимает все время и силы мамы. Она чувствует себя виноватой перед дочерью. Это чувство мешает ей поддерживать теплые отношения с девочкой и лишает возможности защищать себя, когда дочь пользуется ее уязвимостью. Здесь больше необходима помощь маме и уже потом семейные сессии вместе с подростком.

Найдите время, чтобы выслушать

Прочтя этот пример, демонстрирующий как нужно исследовать более глубокие чувства, стоящие за сопротивлением ребенка, вы, возможно, подумали: «Я не могу делать это всякий раз, когда ребенок будет противиться моей воле. Вы не знаете моего ребенка. Мне придется тратить на преодоление его сопротивления все свое время». И это было бы действительно так, если бы новые методы не были настолько эффективны. С их помощью можно свести сопротивление до минимума и добиться более полноценного сотрудничества. Если вы не пожалеете времени, чтобы выслушивать малыша, и будете делать это правильно, он со временем станет сопротивляться все меньше и меньше и сотрудничать все охотнее.

Да, иногда вам придется потратить лишние пять минут — но это необходимо вашему ребенку. Мы тратим много часов  еженедельно на покупки и хлопоты, так или иначе связанные с потребностями детей. Хотя эти внешние вещи очень важны, душевная поддержка во много раз важнее для ребенка. Если вы потратите несколько лишних минут, чтобы выслушать малыша и идентифицировать его чувства, желания и потребности, вы не только дадите то, что ему по‑настоящему необходимо, но в конечном счете сбережете свое время.

Уделить время для того, чтобы выслушать ребенка, гораздо важнее, чем вовремя привезти его на занятия футбольной секции.

Хотя угрозы и неодобрение помогают в какой‑то момент подавить волю ребенка и сэкономить ваше драгоценное время, в конце концов это приводит к тому, что ребенок противится все больше. Матери нередко жалуются: «Мой ребенок выбирает для сопротивления самое неподходящее время. Именно тогда, когда у меня по‑настоящему нет времени, он капризничает больше всего».

Если ребенку не позволено сопротивляться, недовольство постепенно накапливается в его душе и выплескивается как раз в тот момент, когда отцу или матери и без того трудно. Чтобы предотвратить это, нужно не жалеть времени в те моменты, когда оно у вас есть, и внимательно прислушиваться к сопротивляющемуся ребенку. Как можно чаще показывайте малышу, что вы видите и слышите его.

Если у вас никогда нет времени, чтобы выслушать ребенка, значит, вы не даете ему чего‑то по‑настоящему необходимого. Ложка профилактики действует сильнее, чем баночка лекарства. Не ждите, пока сопротивление ребенка накопится и взорвется. Если у вас есть хоть малейшая возможность, уделите время, чтобы выслушать малыша, и тогда его сопротивление не будет накапливаться и не прорвется в самый неподходящий момент, — когда у вас возникнет настоящая необходимость в сотрудничестве со стороны ребенка и не будет времени и возможности выслушать его и оказать поддержку.

Не забывайте, что речь идет всего‑навсего о лишних пяти минутах и дело стоит того. Выслушать ребенка всегда намного важнее, чем успеть куда‑то вовремя. Если вы будете регулярно уделять Несколько минут, чтобы выслушать ребенка, он автоматически станет внимательнее к вам и будет отнимать у вас меньше времени. Сотрудничество — это когда даете вы и дают вам. Подарите ребенку понимание, и он будет вас слушаться и охотнее идти на сотрудничество.

Кабинет психолога

Поверка на прочность.Зачем дети это делают?

С таким запросом часто обращаются замещающие родители в психологическую службу Краевого центра развития семейных форм воспитания.

Зачем и почему ребенок (даже дошкольного возраста) стремится испытать своих родителей непослушанием, капризами, истериками, хамством, непослушанием, делая это намеренно? Дети – великие исследователи, и самый первый объект их изысканий – родители.

Однако называть такие поступки «проверкой на прочность» неправильно. Таким образом дети решают собственные психологические задачи, которые зависят от возраста ребенка, его социальной и семейной ситуации, индивидуальных особенностей.

Но смысл такого поведения всегда один – проверка границ дозволенного. Если однажды ребенок добился чего-то истерикой, то он будет делать это снова и снова. Это результат ошибок в воспитании

Нередко «проверка на прочность» – это попытка привлечь к себе внимание, так как не удовлетворена базовая потребность в родительском внимании

Приемные дети не хуже и не лучше, а такие же дети, как и все другие, — просто они очень сильно пострадали, даже если были в хорошем детском доме. Они проверяют «новых взрослых», чтобы убедиться, что этим людям можно доверять. В своей жизни они потеряли уже немало людей, видели не самых сильных и надежных взрослых возле себя.

Проверяют дети взрослых обычно по самым «болезненным точкам», которые они легко находят. Кроме того, травматичный опыт приемных детей может возродить к жизни и травмы, бывшие когда-то в жизни приемных родителей.

«Проверка на прочность» – всегда звоночек родителю, что с ребенком что-то происходит, ему нужны ваша помощь и поддержка. Не воюйте с ребенком, помните, что вы – один союз. Ни один ребенок в мире не хочет сделать родителю больно ради боли. Если он и причиняет ее, то только потому, что не нашел других способов удовлетворить свои потребности и построить границы в силу отсутствия опыта и необходимых ресурсов.

Обратиться за помощью к психологам в таких ситуациях – не просто нормально, но и мудро. Не нужно считать себя плохим родителем, неумелым взрослым, который не справляется

Важно понять, как вовремя исправить ситуацию

Телефон психологической службы в Красноярске 8 (391) 252-33-94.

27.07.2020

« Предыдущая

Следующая »

Анкеты

Вы можете посмотреть анкеты девочек и мальчиков, а также сестер и братьев

подписаться на рассылку

Будьте всегда в курсе новостей

Обратная связь

Оставьте данные, чтобы с Вами связались

Удовлетворите детские потребности

Вы не можете всегда давать своим детям то, что они хотят, но можете дать то, что им по‑настоящему нужно. Если не сосредоточиться на удовлетворении потребностей ребенка, он станет сопротивляться еще больше и в результате будете страдать и вы, и ваш малыш. За сопротивлением ребенка всегда кроется глубокая потребность, чтобы его видели, слышали, любили и опекали. Для полноценного самопознания ребенку совершенно необходимо, чтобы родители его видели и слышали. Если ребенок отказывается собирать портфель в школу, есть овощи или просто не обращает внимания на ваши просьбы, это явный признак того, что нужно уделить малышу больше внимания, понять и направить его. Ваши дети нуждаются в том, чтобы вы знали об их потребностях и удовлетворяли их.

Нередко ребенку больше всего нужно, чтобы его просто выслушали. Но, если малышу требуется нечто большее, — например, структура, — тогда, просто выслушав его, вы добьетесь лишь временных результатов. Давайте рассмотрим один пример.

Мать просит двух сыновей, шести и девяти лет, прекратить драку. Выслушав их возражения и проявив понимание к их недовольству, она на некоторое время добьется от них сотрудничества. Однако, если этим мальчишкам недостает структуры, то через десять или двадцать минут они снова подерутся.

В этом случае мальчикам недостаточно, чтобы кто‑то просто выслушал их чувства. Им необходима какая‑нибудь структурированная деятельность с определенными правилами — иначе их просто нельзя оставлять без присмотра. Это пример, когда выслушать ребенка — недостаточно.

Когда дети не знают, что делать, они часто забывают, какого поведения вы от них требуете.

Два условия

Ребенку станет ясно, что вы слышите и понимаете его желания и потребности при двух условиях. С одной стороны, взрослый должен сказать о своем понимании, а с другой — и ребенок должен осознать, что он хочет быть услышанным, а не просто жаждет получить пирожное. После того как ребенок узнаёт об ограничении («Сейчас ты пирожное не получишь»), в нем просыпается сопротивление; пока он еще не осознаёт свое подспудное желание быть услышанным.

Поэтому следующий шаг родителей состоит в том, чтобы спокойно и ласково идентифицировать эмоции ребенка — в данном случае гнев и разочарование. После того как мать или отец идентифицируют эти эмоции, ребенок начинает осознавать, что он в действительности чувствует. До этого ребенок может гневаться, но не осознавать свой гнев.

С осознанием собственных чувств перед ребенком открывается еще одна дверь. Теперь малыш может также идентифицировать свое желание быть услышанным. Если ребенок осознаёт, что он нуждается в понимании, и получает это понимание, сопротивление почти полностью уходит. Ребенок чувствует, что его услышали. Затем это чувство, что его слышат, находит подтверждение — когда отец или мать называет желание ребенка.

Все это происходит за то короткое время, пока мать говорит: «Я знаю, что ты хочешь пирожное сейчас же.  Ты рассердился оттого, что хочешь пирожное, а я тебе не даю». Ответ ребенка — безоговорочное «да». Очень трудно сопротивляться, если твоя душа говорит «да» и ты чувствуешь, что тебя слышат и понимают.

В данном примере мать сумела добиться взаимопонимания потому, что были соблюдены два условия: мама сообщила ребенку о том, что понимает его, а малыш почувствовал, что его потребность понимании удовлетворена. Хотя эта техника наиболее эффективна при общении с сенситивными детьми, она срабатывает для всех четырех темпераментов. Но у сенситивных детей вся эта процедура может занять даже немного больше времени, поскольку они сильнее остальных нуждаются в понимании.

Чем больше присущи ребенку характеристики чувствующего темперамента, тем глубже ему необходимо проникнуть в свои чувства. Чтобы помочь ребенку добраться к более глубоким чувствам, родителям достаточно запомнить следующую нехитрую схему: под сопротивлением ребенка залегает вначале гнев, затем — грусть, затем — страх. Если помочь ребенку войти в себя достаточно глубоко и ощутить все эти эмоции, двери его сердца раскроются и он почувствует, что его истинные важнейшие потребности удовлетворены. Если же малыш не копнет глубже и останется на поверхности, то будет долго еще спорить с мамой, требуя пирожного.

При общении с малышом сенситивного типа родители должны в первую очередь сосредоточиться на том, чтобы дать ребенку ощутить гнев, грусть и страх, показывая, что они ясно понимают, чего он хочет.

При общении с активным ребенком можно не так подробно сосредоточиваться на чувствах, но уделить особое внимание тому, что ребенок делает или собирается делать. Например: «Я понимаю, что ты бросил все свои дела, чтоб прийти сюда и взять пирожное

И ты очень рассердился, поскольку хочешь пирожное, а я хочу, чтобы ты вначале пообедал». Чтобы показать активному ребенку, что вы его понимаете, следует обратить особое внимание на то, что Происходит или не происходит в физическом мире, и прямо сказать ребенку, что вы от него хотите.

При общении с реактивными детьми, которых нужно отвлекать и направлять, можно добавить несколько слов вроде «Я знаю, что ты хочешь пирожное сейчас же.  Ты рассердился оттого, что хочешь пирожное, а я тебе не даю. Давай‑ка возьмем пирожное и завернем специально для тебя в салфеточку, чтобы ты взял его после обеда. Сегодня мы будем есть розового лосося и белую рассыпчатую картошку. Посмотри, какие красивые клубни я выбрала специально для этого случая».

При общении с восприимчивыми детьми, которым требуется ритм, добавьте пару слов о времени. Например: «Я знаю, что ты хочешь пирожное сейчас же.  Ты рассердился оттого, что хочешь пирожное, а я тебе не даю. Однако сейчас пора готовиться к обеду, а после обеда придет время десерта». Если напомнить восприимчивому ребенку о ритме, он несколько расслабится.

Каждый из этих четырех вариантов особенно хорошо подходит для детей соответствующих темпераментов, но исходный пример тоже работает. Не забывайте, что каждому ребенку в той или иной степени присущи черты каждого темперамента. Любой из предложенных выше вариантов сработает.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: