Как воспитать в детях бережное отношение к природе

Ход экскурсии

Педагог. Ребята, сегодня мы пойдем в гости к травам, цветам и насекомым. Послушайте загадку и отгадайте,что это такое:

Мы по ковру идем с тобой,

Его никто не ткал,

Лежит у речки голубой,

И желт, и синь, и ал.

Педагог. Так куда мы пойдем?

Дети. На луг.

Педагог. Правильно.

Педагог. Ребята, оглянитесь вокруг, как красиво! А что вам нравится здесь?

Дети. Много разных цветов и травы.

Педагог. Да, нас окружает множество трав и первоцветов. Одни весенние растения уже цветут, а другие еще только что показались из-под земли. Сколько кругом ростков! Одни пробивают землю как острыми колышками туго свернутыми листьями, другие же согнутым стебельком. И много же силы в этих ростках! Каждый день расцветают новые цветы. А как можно назвать все это одним словом?

Дети. Луг.

Педагог. А на что похож луг?

Дети. На платок, на ковер, на скатерть.

Педагог. Ребята, на лугу нельзя шуметь, нельзя рвать цветов, ловить насекомых. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)Необходимо сохранять целостность луга. Если мы будем рвать растения, то они могут погибнуть.

Педагог. Нас окружает много звуков, запахов и света. Давайте закроем глаза и послушаем. Что вы услышали?

Дети. Щебетание птичек, шум реки, легкое дуновение ветерка, жужжание шмеля и т. д.

Педагог. Можно почувствовать тепло, которое дарит нам солнышко, протяните ладошки к солнцу и закройте глаза.

Педагог. Ребята, какого цвета луг?

Дети. Желтого, зеленого.

Педагог. Вспомните, о каком луге я вам читала рассказ?

Дети. О золотом луге.

Педагог. А почему он так называется?

Дети. На нем росло много желтых одуванчиков.

Педагог. На что похож одуванчик?

Дети. Одуванчик похож на золотой шар, чашечку.

Педагог. Давайте найдем одуванчик среди растений луга и поздороваемся с ним. Всмотритесь в цветок и разглядите его, какой он. Одуванчик — лекарственное растение. Листья одуванчика собраны в розетку и растут все лето. Осенью листья одуванчика не засыхают, а уходят под снег, это они начинают зеленеть весной на солнечном пригреве. А чуть позже зажигаются в траве желтые «фонарики».

Одуванчик, цветок пушистый,

Я тебя тихонько сорву.

Я сорву тебя, милый, можно?

И потом отнесу домой.

Ветер дунул неосторожно -. Облетел одуванчик мой

Облетел одуванчик мой.

Посмотрите, вьюга какая

В середине жаркого дня.

И летят пушинки, сверкая,

На цветы, на траву, на меня.

(Е. Благинина)

Педагог. Какой цветок тоже похож на одуванчик? Это мать-и-мачеха. А теперь найдите мать-и-мачеху. Это тоже лекарственное растение. Листья крупные, круглые. Приложите к щечке лист гладкой стороной. Что вы почувствуете?

Дети. Прохладу.

Педагог. А теперь приложите шероховатой стороной. А что вы почувствовали сейчас?

Дети. Тепло.

Педагог. Почему растение так названо? Как вы думаете?

Дети. Мать — теплая, ласковая, мягкая сторона листа. А мачеха — холодная, гладкая его сторона.

Педагог. Это растение люди всегда использовали для лечения от простуды и кашля. Какие еще растения растут на лугу?

Дети. Медуница.

Педагог. Какого она цвета?

Дети. Розового.

Педагог. Да, сейчас медуница розового цвета, так начинает цветок свою жизнь. Но когда его опылят насекомые,то на одном стебле цветы будут разного цвета: розовые, голубые, синие, фиолетовые. Медуницу используют для лечения легких, почек, для заживления ран. А сейчас посмотрите внимательно и скажите, что вы видите?

Дети. Пчелы собирают нектар с цветков, летают бабочки, ползают божьи коровки.

Педагог. Ребята, как вы думаете, если бы не было насекомых, то был бы луг красивым, ярким?

Дети. Нет!

Педагог. Почему вы так решили? (Ответы детей.)

Педагог. Да, правильно, насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок. С насекомыми луг выглядит более живописным, ярким.

Педагог. Дети, посмотрите еще раз внимательно на наш луг. Кое-где лежат пакеты, мусор. Разве можно это оставлять здесь?

Дети. Нет.

Педагог. Нужно убирать весь тот мусор, который мы с собой приносим. Тогда луга будут чистые, и это не будет мешать росту растений.

Педагог. Ребята, какие растения вы видели на лугу? (Ответы детей.) Где еще вы видели эти растения?

Дети. На участке, в поле, у себя на даче.

Педагог. В каких местах, на солнце или в тени, вы видели эти растения? (Ответы детей.) Правильно, на солнечной стороне, этим растениям нужен свет и тепло. Растения, которые любят свет, называют светолюбивыми. Наша экскурсия закончена, мы пойдем в сад и нарисуем все то, что видели на лугу.

Работа после экскурсии. Коллективное рисование на тему «Волшебный ковер из луговых цветов»

Игра

Игра – одна из основных форм деятельности детей. Ведь именно в играх детишки опытным путем усваивают различные представления о всевозможных закономерностях и явлениях природы, а также закрепляют все полученные ранее представления

Неважно, какой будет игра – подвижной или настольной, самое главное, чтобы она была подчинена природоведческой тематике. Можно даже просто изображать различных животных и птиц или разыгрывать сценки из их жизни – такие игры помогают детям полюбить природу и пробуждают в них желание заботиться о ней.

Однако важно помнить о том, что невозможно сформировать у детей прочные знания о природе и воспитать в них любовное и бережное отношение к ее красотам, если они не будут испытывать при этом чувства заинтересованности, удовольствия и любопытства. Поэтому самая главная задача родителей, учителей и воспитателей – суметь заинтересовать детей, только в этом случае получится добиться желаемого эффекта.

Почему важно приучать детей бережно относиться к природе

Пробуждать у детей любовь к природе начиная с самого нежного возраста необходимо не только для того, чтобы научить рачительно относиться к ней, но еще и для того, чтобы с малых лет развивать в них такие важнейшие нравственные качества, как справедливость и гуманизм

А так как любовь к природе, помимо пассивного созерцания, подразумевает еще и созидание, важно вырабатывать у детей активную и действенную позицию в отношении различных природных объектов (заботиться, помогать, защищать).

Обращать внимание детишек на красоту природы следует в любое время года и суток, а также в любую погоду, ведь каждое природное состояние красиво по-своему. Если дети научатся видеть красоту природы, слышать пение птиц, шелест травы и нежное дыхание растений, то у них никогда не возникнет желания разрушать подобное великолепие

Скорее, наоборот – у них появится потребность любить творения природы, всячески им помогать и регулярно общаться с ними. Природа с ее огромным разнообразием красок, форм, запахов и звуков дает огромные возможности для накопления интереснейших знаний о ней.

Как воспитать в детях бережное отношение к природе в форме игры

В экологическом воспитании детей игра позволяет им легче усваивать сложные представления о природных явлениях. Например, информацию об окружающем мире детям среднего и старшего дошкольного возраста можно доносить через сказку. Читая литературные произведения с тематическими иллюстрациями, можно распределить между детьми роли персонажей в сказке. Это обеспечивает вовлеченность в рассказываемую историю и помогает в легкой форме дать необходимые знания. Благодаря сказкам дети лучше понимают, что делать по отношению к природе хорошо, а какие действия будут плохими. Ведь в детских произведениях есть добро и зло, на которых делается акцент.

Дети могут примерять на себя роль какого-нибудь животного или растения и без привязки к литературному произведению. Педагог предлагает ребятам «стать» на время цветком и рассказать, как надо за ним ухаживать, чтобы цветок стал красивым. Или «превратиться» на время в мышку, чтобы взглянуть на окружающий мир ее глазами. Дети всегда с удовольствием играют такие роли, а воспитатель в это время дает новые знания и направляет ребят на самостоятельное изучение природы.

Как построить беседу

Педагогам и родителям воспитывать бережное отношение к природе у ребенка следует в различных формах, в том числе и через беседы

В процессе предоставления знаний об экологической системе важно разговаривать с детьми, задавая им конкретные вопросы об окружающей среде и направляя их на поиск соответствующей информации. Она может быть найдена с помощью наблюдений за растениями и животными

Воспитатель развивает в детях наблюдательность, формирует представления об особенностях растений и животных, в то же время прививая устойчивый интерес к природе. Для этого знакомство детей с окружающим миром должно быть постепенным и постоянным. Ребенок должен каждый день открывать для себя что-то новое и стремиться поделиться этими знаниями. С детьми следует обсуждать изменения, происходящие в природе, чтобы они научились устанавливать причинно-следственные связи в происходящем в окружающей среде. Но любые наблюдения требуют от детей большого внимания и умственной активности. А для дошкольников это достаточно тяжелая нагрузка, которая не может быть продолжительной. Поэтому ведущей формой воспитания бережного отношения к природе является игровая деятельность.

Ход занятия

1 часть

Показать детям картинки леса, луга, реки.

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о природе, о бережном отношении к природе, о ее защите.

А теперь вернемся в большую природу. Вспомните, как мы относимся к деревьям и кустарникам? Можно ли обижать птиц? Почему нельзя их обижать? Как надо заботься о птицах?

Но ведь природа – это не только участок детского сада. Это и леса, и луга, и реки, и горы, и все, что там живет и растет. Давайте поговорим о лесе.Мы говорим: «Лес – это наше богатство».

— Что растет в лесу?

— Кто живет в лесу?

— Кто заботится о лесе? (лесник)

— Как лесники заботятся о лесе?

— Какую пользу приносит лес?

Да, лес – это и чистый свежий воздух, и влага, и строительный материал. Лес – это и дрова. Лес – это и ягоды, и грибы, и орехи. Поэтому лес нужно беречь и охранять.

Но не все по-настоящему любят и берегут природу. Есть люди, которые вырубают ценные деревья, убивают редких животных. А сколько вреда приносят лесу туристы! Ломают ветки деревьев, рвут цветы, оставляют после себя мусор, жгут костры и забывают или не хотят их затушить, отчего может возникнуть пожар. А после пожара лес долго бывает мертвым.

Воспитатель:

— Как вы думаете, почему в лесу случился пожар?

— Как нужно беречь лес от пожара? (ответы детей).

Правильно. Ведь человек многим обязан лесу. Народ издавна складывал о лесе стихи, песни, пословицы, поговорки. А какие пословицы о лесе помните вы?

Дети:

— Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

— Рощи да леса – всему краю краса.

— Растения – земли украшения.

— Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.

— Лес – богатство и краса, береги свои леса.

— Враг природы тот, кто леса не бережет.

Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса и его обитателей.

Лес – это воздух для легких, влага и тень.

Лес – кладовая,отдающая бесплатно свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Лес — это дом для зверей, насекомых и птиц.

А вот защищают лес его жители:

— каждая сова уничтожает за год 1000 мышей,

— у кукушки необыкновенный аппетит: за 1 час она съедает 100 гусениц,

— в муравьином домике за день исчезает целый килограмм вредных насекомых.

А как же люди умеют беречь природу? Внимательно подумайте и послушайте.

1. Был солнечный день. Две подружки Аня и Вера пошли в лес. Там они поиграли, полюбовались бабочками и стрекозами, послушали пение птиц, полакомились земляникой, нарвали цветов и пошли домой. Впереди шла гордая Аня с огромным букетом. А Вера шла следом и бережно несла один цветочек. Кто из девочек вам больше понравился и почему? (ответы детей)

2. Дети вышли на прогулку и увидели стайку воробьев, которые клевали хлебные крошки. Миша взял камень и бросил в птиц. Воробушки испугались и улетели. Дети засмеялись. Не насмехался только Павлик. Почему он не насмехался? (Ответы детей.)

Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но и зеленый лес великан, и тихая речка, и муравейник в парке нуждаются в нашем внимании, в нашей защите. Не все одинаково любят и берегут природу, и поэтому одних растений и животных на земле много, а других мало. И чем красивее растение, тем больше хотят его сорвать. Например, речная лилия. Часто, бывая на реке, люди рвут эти красивые белые цветы! А они красивы только на воде, без воды они сразу завянут. Поэтому уж лучше просто полюбоваться ими, чем сорвать и бросить. (Показ иллюстраций.)

Физкультминутка

Влез опенок на пенек,

Простоял один денек,

А потом склонился,

Чуть не свалился.

Тоненький, тоненький,

Ножка как соломинка.

2 часть

И сейчас, когда некоторые растения и животные могут исчезнуть, появился закон об охране природы. Редкие животные, растения, насекомые занесены в особую книгу – Красную Книгу. Красный цвет – это цвет опасности

Это значит – внимание – это животное и растение может навсегда исчезнуть. На этих животных запрещена охота, их специально разводят в заповедниках и питомниках

В заповедниках нельзя рубить деревья, косить траву, рвать цветы.

Животные: белый и бурый медведи, лев, тигр, дикий северный олень, пятнистый олень, соболь, леопард, морж, тюлень, зубр, бобер и др.

Птицы: венценосный журавль, розовая чайка, глухарь, сокол, дрозд, перепел и др.

Растения: ландыш, колокольчик перистолистый, гвоздика, подснежник, сон-трава, речная лилия, ветреница, хохлатка, перелеска и др. Эти растения нельзя рвать.

3 часть

Рефлексия.

О чем мы говорили сегодня на занятии? Что нового узнали? Научились ли мы чему-нибудь?

Ход занятия.

Дети получают письмо от Винни-Пуха: «Я попал в беду! Вы знаете, как я люблю мед? Конечно, знаете. Вот я и отправился в лес за медом,а по пути наделал много ошибок: обидел лесных жителей. За что Старичок-Лесовичок оставил меня. Я очень-очень хочу домой. Помогите мне!»

К письму приложена записка от Старичка-Лесовичка: «Если вы хотите выручить Винни-Пуха, помогите исправить ему все его ошибки». К записке приколота карта ошибок Винни-Пуха (знаки поведения в природе).

Воспитатель: Что же нам делать? Как вернуть Винни-Пуха домой?

Дети: надо помочь Винни-Пуху исправить все ошибки. Тогда он вернется домой. (Дети совместно с воспитателем рассматривают первую модель-ошибку: в круге изображена рука, ломающая, цветущую ветку дерева).

Воспитатель: Вы догадались, какую ошибку совершил Винни-Пух? Можно ли ломать, ветки деревьев? Почему нельзя? Кто может объяснить?

Дети: растения-живые существа.Листья играют важную роль: они дышат и дают нам кислород, задерживают пыль. Где много растений, там легко дышится. А растений много в лесу, парке, оранжерее, саду, а еще в тех домах, где выращивают растения.

Воспитатель: нельзя ломать ветви деревьев и кустарников. Надо помнить и о красоте растений, которую можно нарушить, обламывая ветви (показывает иллюстрации цветущей черемухи, сирени, вишни, шиповника и т. д.) Эти деревья и кустарники часто страдают именно из-за своей красоты.

(Воспитатель на модели-знаке ставит красный крест – запрет)

Далее дети обсуждают ошибку Винни-Пуха, рассматривая следующий знак (в круге рука человека с ножом, повреждающая кору дерева).

Воспитатель: Догадались, какую ошибку совершил Винни-Пух? Можно наносить вред коре дерева? Почему нельзя? (Ответы). Известно, что ребята, да и некоторые взрослые, нередко вырезают на коре надписи, например, свои имена, делают разные отметины. Как вы к этому относитесь?

Дети: Это очень вредит деревьям- через ранку вытекает сок – дерево может засохнуть, под кору могут проникнуть микробы, на месте повреждения могут вырасти грибы-трутовики, которые будут высасывать сок из дерева. Все это является причиной заболевания деревьев и даже их гибели.

(Педагог приглашает детей на прогулку – к березке на участке детского сада). Дети подходят к березке (на ее стволе рисунок – «мнимая рана»,на ветке висит письмо: «Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли! Уж как я вас ждала, так ветками качала, чтобы вы меня услышали. Кто-то приходил, сделал надрез на коре, собирал сок. Я боюсь заболеть и погибнуть. Помогите мне. Ваша березка».

Воспитатель: Как вы думаете, можно собирать березовый сок?

Дети: Можно. Мы видели, как это делают. Покупали в магазине банки с березовым соком.

Воспитатель: Значит, вы думаете, что можно собирать березовый сок? Я вот, что скажу по этому поводу. В парках, в лесах самовольный сбор сока запрещен. Промышленная же его заготовка проводится в тех местах, где лес отведен под вырубку. Ведется заготовка по строгим правилам с помощью специальных приспособлений, так чтобы ущерб был небольшой. А еще сок заготавливают из пней, оставшихся после вырубки деревьев. Как мы с вами можем помочь березке?

Дети: Забинтовать ее ранку.

Если ветку кто сломает

У деревьев и кустов,

Рана долго заживает,

Надо мази и бинтов.

(Дети вместе с воспитателем бинтуют ствол березы)

Воспитатель: А чем мы можем порадовать березку? Давайте станцуем, почитаем стихи.

(дети водят вокруг березки хоровод «Во поле береза стояла», читают стихи о берёзе.)

Воспитатель: Я думаю, мы развеселили березку и порадовали ее. А чтобы нашу березку не обижали, мы повесим запретный знак. (В кругу нарисована перечеркнутая красным банка, в которую капают капли из надреза на коре.) А что она означает?

Дети: Нельзя повреждать кору деревьев, собирать березовый сок.

Дети читают стихи:

1. Если ты природе друг,

Береги, что есть вокруг.

Защити, что есть живое,

На земле – все дорогое.

2. Дерево, трава и птицы

Не всегда сумеют сами защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

3. И шум дубрав, и птичьи голоса

Люби природу, сказочную фею

За то, что она дарит чудеса,

Нам лишь беречь и восхищаться ею.

Воспитатель: Ребята, что вы узнали на сегодняшнем занятии?

Дети: Мы узнали, как нужно беречь деревья, природу, помогать им.

Воспитатель: А еще, ребята, мы исправили все ошибки Винни-Пуха и он теперь может вернуться домой

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: