Как воспитать ребёнка-оптимиста?

Высокие ожидания

Есть прекрасный способ приучить детей к ответственности с ранних лет. Например, можно повесить список дел над выключателем света в комнате, которые дети должны сделать сразу после того, как встали с кровати: заправить постель, одеться, почистить зубы, прибраться в комнате. Никакого завтрака, пока не выполнят все задания! Это не только сокращает количество домашних забот, но и помогает детям приучиться к порядку и продемонстрировать свои первые успехи.

У детей не сложится оптимистичное отношение к миру, если не появится шанс показать свою пользу и продемонстрировать умения. Доверив детям исполнять маленькие задачи, вы поможете им почувствовать себя важными и незаменимыми. Задача должна быть соответствующей возрасту, так как смысл в том, чтобы дети с ней справились.

Поощряйте разумный риск

Все мы пытаемся оградить детей от любого вреда. Но не стоит отговаривать чадо заниматься чем-то потенциально рискованным, что поможет ему быть более уверенным в себе. Избегание опасности не пойдет ребенку на пользу и подорвет его уверенность в собственных силах. Нужно умерить опеку: позвольте чаду играть одному во дворе или отправиться на экскурсию без вашего сопровождения. Со временем «риски» можно увеличить, если ребенок захочет самостоятельно поучаствовать в школьной ярмарке или отправиться в палаточный лагерь с классом. Ни один родитель не хочет, чтобы ребенок боялся новых вещей — куда приятнее, если он придет домой и гордо скажет: «Мама, я справился!»

Как воспитать в ребенке оптимиста

Каждый из нас старается быть оптимистом или считаем себя такими, поэтому совершенно понятным является наше желание привить детям эти качества, воспитать их открытыми к миру, а также наполнить надеждами на хорошее будущее. Можно ли повлиять на формирование восприятия ребенком своей жизни? Психологи считают, что такое задание под силу всем и результат не заставит себя ждать.

Маленькие дети — все оптимисты с первых дней их жизни. Ярким доказательством этого факта является то, что первым успешным свершением малышей есть улыбка. Дети полностью открыты к внешнему миру, готовы к восприятию и положительным чувствам. Обязанность взрослых заключается в том, чтобы сохранить и максимально усилить изначальное оптимистическое восприятие мира, научить верить в счастливое будущее.

Родители с первых дней стараются максимально обезопасить жизнь ребенка, защитить его от болезней. Состояние здоровья напрямую влияет на то, насколько счастливым будет ваш малыш. Не стоит опускать руки и думать, что наличие каких-либо заболеваний станет причиной пессимистического восприятия жизни вашим чадом. Вовсе нет.

Но следует понимать, что в таком случае необходимо обеспечить взаимосвязанную работу всех элементов: старания родителей, внимание близких, услуги детского психолога

Чтобы ваш ребенок смог воспитать в себе оптимиста следует уделять внимание не только его физическому и психологическому здоровью, но и не забывать акцентировать внимание на внешней привлекательности, важности достижения успехов в любимом деле, учебе, не упускайте необходимость следить за одеждой

Чтобы ваш ребенок смог воспитать в себе оптимиста следует уделять внимание не только его физическому и психологическому здоровью, но и не забывать акцентировать внимание на внешней привлекательности, важности достижения успехов в любимом деле, учебе, не упускайте необходимость следить за одеждой

Позвольте ребенку решать проблемы

Когда мать слышит, что ее ребенка обзывают, первой реакцией часто бывает позвонить родителям обидчика. Но верным решением для родителя будет подсказать ребенку, как вести себя в этой новой, пугающей ситуации, но не решать все за него. Можно подсказать, как стоит ответить: «Для начала, я вовсе не толстая. И вообще, так говорить с друзьями некрасиво». Скорее всего, хулиган извинится, а ваш ребенок почувствует себя более уверенно — так он научится постоять за себя самостоятельно. Разрешите ребенку попытаться решить проблемы без вашей помощи — это повысит его удовлетворение и добавит ему оптимизма относительно того, что он может сделать в будущем.

Если выпало мало снега, то урожая не будет: 16 декабря — День Ивана Молчальника

Полезно часто мыть: мифы о шампуне и уходе за волосами, которые только вредят

Отличительные черты оптимистов и пессимистов

Пессимизм, как и оптимизм — это противоположные характеристики, крайности, которые довольно редко можно встретить в чистом виде. Но, тем не менее, можно определить к какому типу восприятия окружающего мира относятся люди: оптимистам или пессимистам. Такие особенности достаточно четко видны даже в том случае, если с человеком было только проведено несколько бесед.

Оптимистично настроенные люди отличаются активностью, яркостью. Они обладают высоким уровнем работоспособности. Все эти качества выступают своеобразной защитой организма от внешних факторов, провоцирующих заболевания. Таким образом, оптимисты благодаря своему восприятию являются обладателями хорошего здоровья.

Пессимисты отличаются такими чертами характера, как строгость, ироничность, постоянное недовольство. Кроме того, люди с пессимистическим настроем зачастую имеют проблемы со здоровьем. Анализируя такие качества, можно допустить, что как раз болезненность могла спровоцировать формирование такого восприятия внешнего мира и окружающих еще с ранних лет.

Может ли человек изменить свое мировоззрение? Нельзя быть уверенным в том, что оптимист навсегда останется оптимистом. Ведь негативное влияние внешних факторов, возможно, некоторые неприятные ситуации, горе могут сделать свое дело и заядлый оптимист медленно перейдет на сторону недовольных своей жизнью. Поэтому по истечении лет только те, кому повезло в жизни остаются оптимистично настроенными людьми. Но также существуют и исключения из правил, несмотря на все проблемы, невзгоды и неудачи, человек остается верным своим правилам, верит в положительный поворот событий.

5. Поддерживайте в борьбе

Если вы слышите от ребенка фразы типа «Я плохо разбираюсь в математике» или «Я не пойду на физкультуру, у меня там ничего не получается», «Я не умею рисовать», — это очень явные пессимистичные звоночки, которые необходимо начать корректировать.  К сожалению, детям часто достаточно одной неудачи, чтобы потом постоянно придумывать себе недостатки.

Чтобы предотвратить этот процесс, попробуйте изменить взгляд своего ребенка на трудности и поражения. Вы можете сказать: «Новые виды спорта всегда поначалу даются трудно» или «Это сейчас у тебя не получается, но придет время, и ты сможешь» или «Буквально через пару недель ты будешь смеяться над сегодняшними своими мыслями». Скажите ребенку, что он не единственный. Что многим детям трудно дается математика или прыжки в длину. Приведите собственный пример: «Мне ужасно трудно давалась эта таблица умножения».  Вспомните успешный пример преодоления какого-то препятствия:  «Помнишь, как много усилий тебе потребовалось, чтобы научиться плавать (решать уравнения, учить стихи т.д.) ? Но ты смог, и это тоже сможешь».

Как воспитать оптимизм?

Поддерживать во всех ситуациях. Не только радуйтесь победам любимого чада, но и помогайте в трудных ситуациях. Всегда поддерживайте, разбирайте проблему «по полочкам», объясняйте, что трудности временные и надо обязательно двигаться дальше.
Учить каждый день видеть хорошее. Заведите привычку каждый день в кругу семьи рассказывать друг другу о том, что хорошего, приятного, веселого произошло в школе, на работе, во дворе, дома

Показывайте пример, обращайте внимание на мелочи, ведь наша жизнь состоит из них. Эта незатейливая привычка поможет каждому члену семьи настраиваться на позитивный лад.

Объяснять, что счастье не в материальных ценностях

Конечно, получать подарки приятно, и дети их сильно любят.  Но необходимо учить ребёнка быть счастливым без привязки к вещам. Конечно, нужно стремиться к качественной, комфортной жизни, но стоит разграничивать наличие материальных благ у человека и то, какими душевными качествами он обладает.
Обсуждать достижения и неудачи других людей. Рассказывая о других людях, главное – не уйти в сравнение: у него лучше, а у тебя как обычно. Если ребёнок проиграл на соревнованиях, приведите в пример великого чемпиона, расскажите его историю успеха, как он преодолевал неудачи, и что ему пришлось совершить.
Учить воспринимать мир и людей такими, какие они есть. В нашем мире есть разные люди, и мы попадаем в самые неожиданные ситуации. Научите ребёнка воспринимать некоторые вещи как данность, разграничив при этом понятия «принимать» и «смиряться». Смирившийся человек опускает руки и плывет по течению. Когда мы принимаем ситуацию, мы учимся новым взаимоотношениям и в результате поступаем лучшим для себя способом.

Позвольте ребенку самому принимать решения

Дети, привыкшие думать сами за себя, в состоянии лучше контролировать свою жизнь. Нужно много тренироваться, чтобы научиться делать правильный выбор, поэтому как можно чаще давайте ребенку возможность выбирать, предлагая соответствующие его возрасту альтернативы: например, двухлетку спрашивайте, хочет он пить сок из красной или из голубой кружки; десятилетнего — хочет он учить английский язык или немецкий и т.д.

Если у ребенка возникают проблемы, то, задавая наводящие вопросы, можно помочь ему прийти к правильному выводу. Например, если не получается правильно решить задачку по математике, то вместо того, чтобы прямо указывать на ошибку, спросите: «Расскажи, как ты получил этот ответ?» Как правило, пытаясь объяснить, ребенок сможет увидеть свою ошибку и исправить ее.

Научите ребенка борьбе

Встречаясь с неудачами, дети часто приходят к неутешительным выводам. Столкнувшись с трудностями в домашнем задании, дитя воскликнет: «Я плох в математике!», в другом случае — «Я слишком глупый» или «Я ужасно играю в футбол», «Я не могу подтянуться». Чтобы предотвратить такие заключения, попробуйте изменить взгляд ребенка на будущее. Убедите его в том, что новые дисциплины всегда сложно изучать поначалу. Помогите почувствовать, что он не одинок: «Мне тоже было нелегко, когда я только начал изучать умножение». Наполните его надеждой: «Помнишь, как ты не умел читать и сколько усилий ты приложил, чтобы научиться? Сейчас все так же получится, нужно только немного постараться».

Как воспитать ребёнка оптимистом?

 Родители часто задаются вопросом, как вырастить ребёнка оптимистом. Есть для этого несколько способов.

Будьте оптимистами сами.Странно требовать от ребёнка видеть во всем хорошие стороны, если сами недовольны дождливой погодой. Начинайте день с улыбки, адресованной своей семье и близким людям. Если вы сами не можете похвастаться позитивным восприятием мира, прислушайтесь к нашим советам и учитесь вместе с ребёнком находить позитив в любых ситуациях. Никогда не поздно меняться самому и менять мир вокруг себя.

Ошибки – это полезный опыт.Оптимисты не боятся ошибаться, рисковать, испытывать себя. Без ошибок нет роста и развития, ошибка – это вовсе не катастрофа. Из любой ситуации есть выход, объясните это ребёнку.

Научите ребёнка делать правильные выводы из ошибок.Чтобы ошибки приносили пользу, надо уметь делать правильные выводы – научите этому ребёнка. Проанализируйте промах вместе: почему ситуация возникла и как можно было поступить

Если ребёнок будет повторять одни и те же ошибки, то в них не будет никакого смысла.

Умейте радоваться.«Получил пятёрку по физкультуре? Тоже мне достижение, если бы по русскому!» или «Выиграл математическую олимпиаду среди одноклассников   – ерунда, если бы стал лучшим среди учеников школ города – вот это я понимаю!» Когда вы сами не умеете радоваться мелочам и не акцентируете внимание на достижениях ребёнка, вряд ли ваш наследник научится этому сам. Кроме того, слушая подобные высказывания в свой адрес, ребёнок обесценивает себя и с такой установкой ему сложно вырасти оптимистом.

Играйте в подвижные игры, занимайтесь спортом.Движение – это жизнь! Со спортом жизнь становится веселее, укрепляется здоровье и формируется целеустремлённость

Ребёнок учится преодолевать лень, добиваться целей, двигаться к победе и просто быть успешным. Постепенно сформировавшиеся черты характера будут откликаться и в других сферах деятельности. К тому же, по данным учёных, во время спортивных нагрузок повышается гормон счастья – эндорфин.

Становитесь оптимистами вместе с детьми – смотрите на жизнь с позитивной точки зрения.

Объясните малышу, что результат всегда прямо пропорционален вложенным усилиям

Психологи, изучающие связь между мотивацией и учебными успехами у детей, пришли к выводу, что ученики, считающие, что ты должен «родиться умным», чтобы хорошо учиться, чаще сдаются после первой же неудачи. Но дети, верящие в то, что знания приходят только если очень сильно стараться, зачастую продолжают свои попытки до тех пор, пока не добьются положительного результата

Чтобы внушить такое чувство оптимизма своему ребенку, обращайте внимание на его усилия, а не на продукт этих усилий. Говорите: «Ты, наверное, очень хорошо подготовилась, раз написала такую сложную контрольную на пятерку!» Если малыш сделал что-то хуже, чем надо, то обсудите с ним, каким образом он смог бы улучшить свои результаты

Хвалите его за усидчивость и всегда отмечайте, что успех — это результат его собственных действий, а не случайной удачи.

Как научить ребёнка смотреть на мир с оптимизмом?

Поддержка родителей безусловно важна: всегда и везде, и порой даже во взрослом возрасте

Но для формирования позитивного мышления у детей родителям важно знать, в какой именно момент нужно проявлять участие. Когда ребёнок не может чего-то понять или ему не хватает конкретных знаний и навыков для выполнения задачи, одна лишь поддержка ничего не даст, а то и усугубит опыт разочарований малыша

В такой ситуации нужно подсказать, что делать, и просто направить. Но когда ребёнок уже близок к результату, и всё, чего ему не хватает – это упорства и сил сделать последние шаги, тогда-то в процесс необходимо включиться родителям. Похвалите ребёнка за уже преодолённый путь, подбодрите его и покажите, что финиш уже близко. Ощущение, что решить можно любую проблему – и есть оптимизм.

Дети познают мир с разной скоростью и по-разному. Кому-то ближе визуальное восприятие, другие же любят все потрогать, попробовать на вкус. Не препятствуйте проявлению инициативы у ребенка, если его действия не влекут особой угрозы безопасности. Чрезмерная опека чревата несамостоятельностью и потерей интереса к жизни, открытиям, активности и т.д. Также старайтесь отвечать на вопросы детей развернуто, задавайте встречные наводящие вопросы и давайте возможность самому найти ответ. Окружайте малышей разными источниками вдохновения и чувственного познания: слушайте музыку, читайте, почаще бывайте на природе, поощряйте детские увлечения. А также сами делитесь с детьми тем, что делает вас счастливыми.

Откажитесь от прямой критики
На одну и ту же ситуацию всегда можно дать как минимум 2 разные реакции. Например, если ребёнок споткнулся и упал, это не он «невнимательный и ворон ловит», а «дорога неровная, и ему впредь стоит быть внимательнее, зная об этом». А двойка за контрольную вовсе не означает, что школьник «совсем бездельник и непременно станет дворником», а «ему стоило лучше подготовиться и уделить больше времени такой-то теме». Негативные реакции, обрушивающиеся на детей с критикой, не способны создать стремления к успеху. Дети должны понимать, что неудача – это только результат неверных действий, и всё можно исправить; но ни в коем случае не закономерное следствие интеллектуальных или личных особенностей малыша.

Почаще напоминайте детям об их успехах, достижениях. Важнее всего для формирования позитивного взгляда на жизнь – чувствовать, что ребёнок может всё, ведь его уважают, в него верят, даже несмотря на ошибки и промахи. А также, что любая неудача – это возможность отыскать другой более надёжный путь к своей цели.

Пусть ребенок чувствует себя важной частью «большой жизни»

Вдобавок к уходу за собой помощь по дому дает возможность ребенку чувствовать себя важной частью семьи и помогает поверить в себя. Давайте вашему малышу посильные задания, например пусть в его обязанностью входит раскладывать хлеб на блюде, а восьмилетний ребенок вполне может накрывать на стол

Пестуйте его чувство вовлеченности в социум. Людям, участвующим в каких-то полезных мероприятиях для общего блага, намного проще справляться с собственными возможными неудачами. Поэтому ваши дети могут в меру своих сил работать на субботниках по уборке двора или соседнего парка, помогать старушке-соседке ходить за молоком или хлебом.

Как вырастить ребенка оптимистом

Воспитывая в ребенке оптимизм, не нужно сталкивать его с жесткими ограничениями. Это может привести не только к агрессии с его стороны, но карапуз может почувствовать себя несчастным.

Важно, чтобы ребенок чувствовал защиту, был привязан к родителям. Но эта привязанность не должна превращаться в зависимость от матери и отца

Даже в возрасте 2-4 лет малыш может находиться какое-то время один, играть. Но родители нужны ему, чтобы он мог адаптироваться к сложным жизненным ситуациям.

Не меньшую роль играет поощрение стремлений ребенка и его упорства. Если даже он берется за какое-либо дело и не справляется, нужно помочь ему и подсказать, что он сделал не так

Но в то же время важно не перехвалить малыша. Он должен четко понимать, что он не супермен из сказки, а реальный человек, которому далеко не все по плечу

У него появляется завышенная самооценка, но соответствующая реальному положению вещей. Лучшее, что могут сделать родители – мотивировать ребенка, ставя перед ним доступные цели. Хвалить его нужно тогда, когда он это действительно заслужил.

В то же время существует опасность, что родители будут требовать от своего чада слишком много, ставить задачи, с которыми ему очень сложно или невозможно справиться. Что может получиться в результате? У ребенка разовьются страхи, неудовлетворенность, чувство неполноценности, тревога. Он начинает бояться, что, если он не справиться с заданием, родители сочтут его недостойным и жалким. Но такого нельзя допускать.

6. Не давайте ложных надежд

Остерегайтесь обещать ребенку такие результаты, которых может не быть в реальности. Например, часто можно услышать от родителя: «Ты будешь выступать на большой сцене», «Ты получишь кубок или медаль» или более безобидные: «Скоро у тебя появится много друзей» (например, ребенку, который недавно переехал на новое место жительства).

Все эти обещания могут излишне повысить самооценку ребенку, и затем синдром обманутого ожидания может больно удалить по самолюбию

Оптимизм должен воспитываться в условиях реалистичного мышления, это очень важно.. Еще материалы по теме:

Еще материалы по теме:

Держите себя в руках

Нередко возникают непростые ситуации, с которым ребенок еще не умеет справляться. Например, при переезде дитя может столкнуться с тем, что у него совсем нет друзей на новом месте. Родитель в попытках подбодрить захочет сказать что-то вроде: «У тебя ведь много друзей там, откуда мы приехали, и когда дети узнают, какой ты потрясающий, они будут умолять быть твоим другом». Но лучше остановить свой порыв — не стоит давать ребенку ложных надежд: дети очень хорошо чувствуют лесть. Оптимизм на самом деле требует от мышления более реалистичного подхода, чем позитивного.

В конце концов, если бы дети так и не начали общаться с вашим чадом, он мог бы сделать вывод, что он не такой уж классный. Вместо этого стоит начать серьезный и честный разговор: «Сложно переехать на новое место и начать заново. Завести друзей потребует времени». Это толкнет ребенка предпринять активные шаги для решения проблемы. Сходите с ним на ближайшую площадку или отправьте покататься на велосипеде по району, чтобы он мог встретиться с местными детьми. Через несколько недель у него появятся приятели.

По сути, чтобы вырастить ребенка-оптимиста, нужно лишь быть честным с ним. Не ограждать его от трудностей, а учить решать проблемы. Поддерживать в трудные моменты — ведь все мы их переживали не без чьей-то помощи. При адекватном и искреннем подходе вам удастся вырастить уверенного в себе и позитивно мыслящего человека.

Научите его отвлекаться от негативных мыслей

Дети, воспринимающие каждую свою неудачу как подтверждение того, что им никогда ничего не удастся, думающие, что мир настроен против них, и чувствующие свою вину за негативные события, на которые они никак не могли бы повлиять, больше всех остальных подвержены депрессиям. И хотя эксперты соглашаются с тем, что существует генетический компонент, делающий детей более или менее предрасположенными к позитивному мышлению, уроки, которые дети могут получить из своего опыта, также исключительно важны.

Оптимисты склонны воспринимать ход вещей иначе, чем пессимисты. Когда случается что-то негативное, оптимисты не видят в этом своей вины, постоянной и неизбежной. Они ищут другие объяснения и пытаются понять, как в следующий раз можно будет избежать этой ситуации.

Например, после ссоры с подружкой спросите дочь, злилась ли подружка только на нее или в этот день у нее просто было плохое настроение, и она ругалась со всеми подряд. Увидев другие возможные причины ситуации, девочка поймет, что ее вывод о собственной вине в размолвке не единственно правильный.

Если малыш нервничает по поводу результатов контрольной, то вы можете объяснить, что, хотя он и не может ничего изменить, но не должен терять веру в лучшее. И если сейчас все произойдет не так, как он хочет, то стоит подумать, как улучшить свои результаты в следующий раз. Ведь часто ребенок может не справиться с задачей лишь потому, что у него еще нет навыков или он еще не дорос до нужного уровня. Но в ваших силах предотвратить его потерю веры в себя. Негативное мышление можно победить юмором. Можно научить ребенка придумывать смешные небылицы о том, что могло бы быть еще хуже, чем то, что случилось. Тогда все превращается в веселую игру и ребенок забывает о тех досадных событиях, которые с ним произошли.

Тест

А ваш ребенок — оптимист?
Когда что-то хорошее происходит с оптимистом, он видит в этом свой вклад, воспринимает это как звено в цепочке положительных событий и ждет еще большего в будущем. А как воспринимает жизнь ваш ребенок? Пройдите этот тест и узнаете!

Ваш ребенок: Выигрывает в шашки у друга и говорит вам:А. «Я хорошо играю в шашки»;Б. «Он(а) совсем не умеет играть в шашки».

Говорит, что получил грамоту в школе за успеваемость потому, что:А. учиться в школе легко;Б. хорошо занимался/лась.

Когда его отправили к завучу, признался, что:А. не слушал, когда говорила учительница;Б. вообще был невнимателен в этот день.

Дарит вам открытку, которую сделал на уроке труда, и, когда вы ею восхищаетесь, говорит:А. «У меня хорошо получается делать всякие вещички»;Б. «Моим родителям нравятся некоторые вещички, которые я для них делаю».

Заводит новую подружку в школе и думает:А. «Я знакомлюсь с хорошими людьми»;Б. «Я хороший, поэтому все хотят со мной дружить».

Подворачивает ногу из-за выщербины в асфальте и говорит вам, что:А. «Не смотрел, куда шел;Б. «Я последнее время стал невнимательным».

Следующие ответы получают по одному очку, все остальные — 0:
1А; 2Б; 3А; 4А; 5Б; 6А.

Чем больше очков у вашего ребенка, тем он оптимистичнее.

Когда случается что-то негативное, оптимисты не видят в этом своей вины — они ищут другие объяснения и пытаются понять, как в следующий раз избежать этой ситуации.

Очень важно уметь разделять энтузиазм ребенка по поводу его новых умений, а не критиковать то, что он делает. Оптимист — это человек с положительным отношением к жизни, которое рождается из энтузиазма и уверенности в себе

Оптимист — это человек с положительным отношением к жизни, которое рождается из энтузиазма и уверенности в себе.

Умение быть оптимистичным — это тот бесценный навык, который делает нашу жизнь намного легче.

Статья предоставлена журналом

Как появляется оптимизм

Изначально все маленькие дети — оптимисты. Они радуются своему окружению, старательно учатся ползать и делают первые шаги. Задача, которая стоит перед папами и мамами — развить эти черты характера, не позволить им угаснуть. Общаясь со своим ребёнком, родители непроизвольно передают им свою картину мира, и чтобы малыш вырос оптимистом, он должен присутствовать у членов семьи.

Позитивное мировоззрение формируется при условии, что имеется поддержка взрослых, которые личным примером показывают, что мир вокруг прекрасен и комфортен. Предоставленная возможность добиться успеха собственными силами также укрепит оптимистичный взгляд на жизнь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: