«Победила дружба»
Этой фразой любят заканчивать конкурсы и соревнования для детей. Но правило о том, что каждый участник получает одинаковое вознаграждение, нивелирует само понятие соревнования, и не дает ничего, кроме детского разочарования в конце.
Причина в том, что такой подход позволяет каждому малышу чувствовать себя особенным, самым лучшим, не смотря на объективные достижения. Однако в процессе взросления он однозначно начнет замечать, что восторг близких по поводу его личность почему-то не разделяют все окружающие. И такое столкновение с реальностью будет в разы болезненнее, чем разочарование от поражения в детских соревнованиях.
Мы выбираем возлюбленных неосознанно
«За нашу тягу к определенному типу людей отвечает либидо», — говорит Лабковский. И его не так просто поменять. Но возможно. «Изменить влечение — задача сложная, но решаемая», — утверждает психолог. Либидо живет в нашем подсознании, и сложилось оно давно, еще в детстве. Психологически здорового человека с высокой самооценкой будут привлекать такие же здоровые люди со стабильной психикой. А невротиков привлекают те, кто заставляет их страдать, кто их не любит, не способен о них заботиться. Как его родители в детстве. Чтобы помочь человеку изменить свое влечение, нужно для начала сломать устоявшиеся модели психических реакций. Как же это сделать и, как следствие, выйти из невротических отношений? Лабковский отвечает: «Совершая поступки, непривычные для невротика». И вот только после того, как устоявшиеся модели поведения будут сломлены, вектор влечения начнет меняться.
Как не воспитать невротика, а вырастить психологически здоровую личность?
Здесь мы подошли к тому, о чем сказали ранее: к безусловной любви. Чтобы не воспитать невротика, у родителей должно быть тотальное принятие ребенка независимо от того, хорошо он себя ведет или плохо. Тут у многих родителей может возникнуть вопрос: а как же быть, если он себя плохо ведет? Не вырастет ли он при таком подходе антисоциальной личностью, и не помешает ли это ему в дальнейшем социализироваться в обществе?
Ответ на эти вопросы очень простой: необходимо отделять ребенка от его поведения. Если он сделал что-то не так, например, кого-то ударил, не послушался, устроил истерику и так далее, родители ни в коем случае не должны говорить ребенку, что он плохой. Вместо этого нужно сказать: «Я тебя люблю, ты хороший, ты любимый сын, но ты сейчас совершил нехороший поступок».
Есть определенные здоровые стратегии наказания и порицания, о них подробнее можно прочитать в книгах Юлии Гиппенрейтер, о работах которой мы говорили в начале статьи. Но одними наказаниями за плохое поведение невозможно воспитать полноценную, гармонично развитую личность. Обязательно нужно иметь в виду, что если родители невротики не будут меняться, не будут работать над собой, они никогда не воспитают психологически здорового человека.
Трудный возраст
Самый трудный момент в воспитании ребенка начинается к 12, 14, 16 годам, когда у родителей с подрастающими детьми происходит множество конфликтов. Они начинаются в тот момент, когда ребенок начинает раздражать родителей своими поступками. И самое удивительное, что это поведение, поступки, которые не нравятся родителям, на самом деле являются отражением поведения самих родителей. То есть, родитель невротик видит в ребенке какие-то собственные качества, которые он не принимает, и это его раздражает. Но и ребенок также видит их в своих родителях, и тоже злится, всячески стараясь быть непохожим на них.
Каждый из вас наверняка замечал, когда кто-то говорит: «Я не похож на своего родителя» и злится, когда ему говорят, что все-таки похож. Ведь если родители будут курить и говорить ребенку, что это плохо, он все равно будет курить. Если родители будут употреблять алкоголь, и говорить ребенку, что это плохо, он все равно будет употреблять алкоголь. Конечно, есть небольшая вероятность, около 5-10%, что он не будет курить или злоупотреблять алкоголем, но мы сейчас говорим о большинстве случаев. Потому и ребенок невротик – точная копия своих невротичных родителей.
В этом плане очень показателен эксперимент, который проводился в одном из детских садиков. Воспитатели накрывали стол, ставили чашки, устраивали детям праздник и наблюдали за тем, как они его будут отмечать. Дети садились за стол, брали чашки и начинали чокаться – то есть, они полностью копировали поведение своих родителей.
Подытожим вышесказанное
Чтобы вырастить психологически здоровую личность, а не невротика, родителям нужно не воспитывать ребенка, а, в первую очередь, заниматься саморазвитием. И уж тем более, не перевоспитывать – это бесполезно. Нужно начать с себя: проанализировать свое поведение, свои поступки. Если взрослые не уважают собственных родителей, постоянно кого-то осуждают, имеют вредные привычки – не стоит ожидать, что ребенок вырастит другим: он станет точно таким же.
Еще раз повторим: слова «воспитание» и «взращивание» – разные. Взращивая ребенка, родители не подавляют его потребности, желания, какие-то врожденные способности – наоборот, они дают ребенку возможность развиваться. Но при этом определенным образом родители управляют ребенком для того чтобы он социализировался, встраивался в среду без гиперопеки, чтобы он учился отвечать за себя и самостоятельно решать свои проблемы. И тогда в семье будет расти не невротик, а психологически здоровый ребенок, с которым у родителей всегда будут прекрасные взаимоотношения.
Все мы родом из детства
Самая первая любовь, которую познает человек, это его любовь к родителям. К папе и маме. Психологи считают, что с рождения и до трех лет ребенок любит своих родителей некритически, причем часто идентифицирует себя с ними, то есть считает себя частью своих родителей. Но вот ребенок вырастает и начинает замечать, к примеру, что мама и папа не просто радуются тому, что он есть, а радуются только его успехам и сурово наказывают за оплошности. Что родители его вроде любят, но при этом при любом удобном случае отправляют его к бабушке. Или у него вообще холодные, скупые на эмоции родители, которые никак не проявляют к нему нежности и заботы. И ребенок чувствует себя нелюбимым, ненужным, брошенным. Он думает, что папа или мама (или оба вместе) его совершенно не любят, и отчаянно пытается эту любовь завоевать, любым способом доказывая родителям, что ее достоин. И так у малыша формируется представление о том, что, собственно, и есть любовь. И представление это невротическое. Вырастая, этот уже не ребенок в подсознании носит свою модель «идеальных отношений». Невротическую модель. Он неосознанно тянется к холодным, невнимательным, незаботливым людям, чью любовь приходится постоянно завоевывать. И считает, что так в отношениях и должно быть.
А иногда представление о том, что в паре один должен постоянно прилагать усилия, чтобы быть любимым, воспитывается, к примеру, мамой, а потом закрепляется историями из фильмов, телепередач и средствами массовой информации. А ведь сколько статей написано на тему «Как влюбить его в себя: 10 способов»! Увы, начавшиеся с манипулирования отношения впоследствии здоровыми не станут. Они так и останутся невротическими.
13 вредных советов, чтобы воспитать ребенка-невротика
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Существует немало литературы о методах воспитания детей. В этот раз мы поговорим о том, чего нельзя делать с малышами ни при каких условиях.
AdMe.ru подобрал для вас 13 «советов», как вести себя с ребенком так, чтобы он точно стал невротиком.
1. Требуйте от ребенка невозможного
Ставьте своему малышу недостижимые цели. Например, ваш 2-летний ребенок должен отличать Баха от Вивальди, 3-летний — знать наизусть хотя бы основные стихи Есенина, 5-летний — разбираться в истории Древней Греции, 10-летний — понять принципы формирования банковских моделей, 12-летний — определиться со своими жизненными планами.
2. Как можно чаще переживайте за своего ребенка
Старайтесь ни на секунду не упускать его из поля зрения. Активно переживайте по каждому пустяку — пусть ваша тревога передается и ему. Следите за тем, чтобы у ребенка не появилось чувство безопасности, иначе ему будет сложно доверять мошенникам и подлецам в будущем.
3. Не забывайте о важных словах
Научитесь правильно разговаривать с ребенком. Обязательные составляющие любого предложения: «Ты всегда. », «Ты никогда. », «Все, кроме тебя. », «Ты постоянно. ». Удачный вариант: «Все, кроме тебя, уже давно переоделись! Ты всегда самый медленный!» Постоянно комментируйте все его действия, используя «У тебя не получится», «Сиди ровно», «Давай я сам», «Не бегай», «Тебе в руки нельзя ничего дать».
4. Прерывайте ребенка, когда он чем-то увлечен
Не может же нормальный человек 2 часа подряд складывать пирамидку из кубиков! Сейчас для него есть более важная задача — изучение латыни и правил поведения за столом.
5. Устраивайте скандалы
Ребенок должен знать, что доверять нельзя никому. Активно выясняйте отношения со своим партнером в присутствии ребенка. Пусть он будет осведомлен и принимает участие в ваших проблемах с самого детства.
6. Соглашайтесь на все его капризы
Чаще идите на компромиссы. Не хочет спать — разрешите играть до утра, не хочет вставать в школу — не будите. Чем меньше он будет адаптироваться в обществе, тем больше будет связан с вами. А вы то уж сделаете из него настоящего невротика!
Соглашайтесь на шантаж. Если ваш ребенок плачет и просит купить игрушку — купите. Последовательно уступая слезам, вы достигнете максимальной амплитуды истерик, о которой и не мечтали!
7. Кричите громче и бейте своего ребенка
Кричите, чтобы важная информация точно записалась в голове у ребенка. Бейте его по рукам, попе, давайте ему подзатыльники. Это поможет относиться к насилию как к норме и спокойно выдерживать издевательства в будущем. Так он будет готов ко встрече с полицией, службе в армии и общению с надоедливым одноклассником.
8. Говорите о ребенке плохо
Говорите о ребенке плохо — без него и особенно при нем
Что важно: никогда не хвалите его. Рассказывайте всем смешные истории из его жизни, задавайте унизительные вопросы
Выставляйте напоказ его ошибки и подчеркивайте его ничтожность. Почаще спрашивайте «Почему ты такой жирный?», «В кого у тебя эти крысиные зубы?».
9. Сравнивайте его с другими детьми
Постоянно напоминайте ему, что он хуже других детей в детском саду или школе. Говорите, что он не такой ловкий, не такой худой или толстый, не такой умный, просто — не такой. Пусть с пеленок усвоит, что никогда не станет лучше других.
10. Расскажите ему о мальчиках и девочках
Объясните ему разницу между мальчиками и девочками: девочки скромные и аккуратные, любят посплетничать; мальчики — жесткие и никогда не плачут. Пусть сын сразу учится скрывать свои эмоции, а затем срывать их на окружающих. А дочь начинает изучать искусство обольщения, чтобы получать желаемое.
11. Пугайте его всеми тварями, которых припомните
Начните со страшных животных, перейдите на ведьм и привидения. Позже добавьте полицейских, докторов и злых соседей. Говорите о тех, кто «придет и заберет» его. Высмеивайте его страхи, ведь они не имеют никакой значимости по сравнению с вашими.
Как правильно воспитывать детей – психология
Дабы кроха росла и формировалась правильно, родителям необходимо организовать для этого подходящие условия. Прежде всего, малышу для всестороннего гармоничного развития необходима родительская любовь и неравнодушное отношение. Когда кроха ощущает равнодушие со стороны значимого взрослого, создается благодатная почва для зарождения огромного числа проблем. Речь не идет исключительно о поведенческих отклонениях. Реально также и возникновение нарушения здоровья.
Порой случается, что значимые взрослые любят чадо, но малыш не ощущает этого. Поэтому необходимо демонстрировать любовь крохам любыми доступными способами, обнимать их, говорить о собственных чувствах, целовать. Дите должно ощущать безусловность родительской любви, понимать, что родители любить его будут вопреки всему и всегда помогут.
Большинство родителей интересуется, как воспитать ребенка правильно, ибо от этого зависит будущее существование их чада.
В первый черед, своего карапуза следует принимать полностью, невзирая на кажущиеся недостатки. Многие родители совершают практически непоправимую ошибку, стараясь подогнать малыша под собственный идеал человеческого субъекта. А когда не получается это сделать, то ощущают разочарование. Ребенок всегда чувствует родительское неодобрение, понимает, что не верят в него, что родительских ожиданий он оправдать не смог. Вследствие этого страдает самооценка крохи, что порождает множество проблем.
Своему ребенку, будь то трехлетнее дитятко или подросток, необходимо оказывать поддержку, когда он нуждается в ней. Дети должны понимать, что во всякой трудной ситуации, они всегда могут положиться на родителей. Именно родители вселяют в собственных чад чувство безопасности.
Не рекомендуется пугать детей различными популярными страшилками. Например, когда в воспитательных целях значимые взрослые пугают кроху, что при его плохом поведении придет бабайка и заберет его, ребенок понимает сказанное буквально. Он думает, что какой-то страшный человек проникнет в жилище, и родители позволят бабайке забрать его. Отсюда возникает ощущение незащищенности, авторитет родителей падает. Малыш перестает чувствовать себя в безопасности.
Следует больше интересоваться жизнью чада, беседовать на различные темы с ним, особенно на те, которые интересуют самого малыша, чаще проводить совместно досуг, занимаясь приятными занятиями для обоих. Совместное времяпровождение, наполненное яркими положительными эмоциями, способствует зарождению дружеского взаимодействия между взрослыми и малышами.
Собственного ребенка нужно уважать, не следует отмахиваться от слов крохи, от его мнения. Недопустимы фразы по типу: «не умничай», «мал еще советы раздавать». Необходимо хвалить отпрыска даже за малейшие успехи.
Дабы обучить чему-либо чадо необходимо учесть одну детскую особенность – малыши блестяще запоминают все их интересующее. Поэтому нет резона вдалбливать знания в ребенка, лучше сделать занятия интересными для него, а также, чтобы они включали игровые моменты.
Не следует злоупотреблять нотациями. Ведь они скучны и совершенно неинтересны крохе. Лучше продемонстрировать собственными поступками желаемое поведение. Дети за образец всегда берут действия родителей.
Воспитание от года до трех лет
Этот период обусловлен формированием ребенка как личности и его психического здоровья. Все его капризы, истерики, непослушание и неадекватное (с точки зрения взрослых) поведение – это просто незнание того, как можно и как нельзя себя вести в той или иной ситуации. Ему хочется уже быть на равных со взрослыми, показать свое «Я», свою индивидуальность, но он просто не знает, как это правильно сделать.
Задача родителей – терпеливо и без всякого физического и психологического давления, не обращая внимания на капризы и истерики, направлять ребенка в правильное русло поведения. Как это сделать?
Не ругайте ребенка за его промахи и ошибки. А уж тем более не наказывайте его физически. Ведь он только еще учится быть взрослым.
Не навязывайте ему свое «правильное» мнение. Лучше просто поговорите с ним по душам и посоветуйте как быть, приведите пример из своей жизни.
Позволяйте ему методом проб и ошибок делать далеко идущие выводы и учиться на своих, а не на чужих промахах.
Приучайте ребенка к самостоятельности и труду
На собственном примере покажите, насколько важно уметь трудиться и учиться справляться с любой поставленной задачей, доводя дело до конца.
Прививайте малышу любовь к окружающему миру (природе, животным) и уважение к другим людям и их мнению.
Развивайте интеллектуальное мышление, займитесь эстетическим воспитанием (рисование, лепка, основы конструирования).
Как правильно воспитывать ребенка в 1 год
Человеческая личность, согласно психологическим исследованиям, формируется на раннем этапе существования. Поэтому очень значимо в ходе воспитательного процесса, чтобы однолетний кроха приобрел необходимый для будущего бытия опыт, который станет фундаментом отношения к среде и окружению.
На рассматриваемом этапе игровой процесс является превалирующим типом деятельности. Однако пока в силу возраста кроха самостоятельно организовать собственный досуг не может. Поэтому это ложится на родительские плечи. Необходимо отпрыску показывать возможные манипуляции с игрушками, например, как ходит кукла, лягушка прыгает, машина перевозит. Также важны ролевые игры, можно совместно с карапузом полечить больного мишку либо приготовить ужин зайчику. Однако сюжеты игр должны быть примитивными, чтобы чадо хорошо их понимало.
При этом в процессе игрового досуга необходимо внимательно следить за отпрыском. В игре отразится детское представление о существующих семейных отношениях, мире, людях. Наблюдение позволит родителям своевременно откорректировать негативные представления или разрушающие установки.
Однолетка понимает исключительно наглядно-образное обращение. Поэтому дабы донести крохе какую-нибудь информацию, надобно моделировать ситуацию, основываясь на сказках и беря за примеры любимых героев.
Также нужно постоянно объяснять карапузу, как следует вести себя, что хорошо, какие поступки плохие. Помимо того, родителям следует всегда оставаться положительным примером, поскольку малыши всегда подражают взрослому окружению. На рассматриваемом этапе воспитания родителям следует регулярно убирать, раскладывать вещи по предназначенным им местам, показывайте собственными действиями соблюдение дневного режима, правил гигиены.
Как правильно воспитывать ребенка в 3 года
Трехлетка является довольно серьезным испытанием на прочность для родителей. Ведь кроха уже заметно подросла, начала разговаривать. Малыш уже имеет активную позицию в выражении собственных стремлений. В определенный момент поведенческое реагирование крохи и его поступки начали резко меняться. Ранее послушный карапуз превращается несносного «бандита». Так проявляется трехлетний кризис.
Здесь самым главным является запас терпения со стороны значимых взрослых. Любую возникшую ситуацию непослушания отпрыска следует оценивать предельно трезво. Необходимо понимать чувства малышей и умело использовать детские капризы против них. Например, когда карапуз отказывается складывать игрушки, а наоборот разбрасывает их, то следует попросить ребенка никогда их не собирать.
В описываемом периоде различные требования, запреты неэффективны
Лучше стараться переключать внимание чада на действия, более захватывающие для него
На истеричные припадки не рекомендуется реагировать излишне бурно. Однако и потакать всяким детским прихотям тоже не нужно. Трехлетка проверяет границы дозволенного. Сколько ему могут позволить родители. Если при малейшей истерике давать карапузу желаемое, то у него закрепится привычка начинать истерить по малейшему поводу. Нужно стараться отвлечь отпрыска от провоцирующего фактора, на иную интересную вещь.
Воспитательный процесс в 3 года должен основываться на последовательности. Если мама что-либо запретила малышу, то папе не следует ему разрешать это делать. Данное правило особенно четко следует донести до сердобольных бабушек и добрейших дедушек.
И главное, воспитывать карапузов следует в любви. Необходимо заботиться об отпрысках, обучать их, показывать собственным положительным примером желаемое поведение.
Как правильно воспитывать ребенка в 2 года
В рассматриваемом периоде воспитательный процесс должен разниться в отношении мальчишек и юных леди.
Воспитание мальчика должно включать, прежде всего, выражение любви в различной форме: объятьях, поцелуях, беседах, совместных играх. Запрещается бить кроху и обижать, поскольку он может вырасти неуверенным, агрессивным, обозленным или недоверчивым. Мальчика необходимо воспитывать в строгих границах, без чрезмерных сюсюканий, однако и без властных замашек.
Не следует ограничивать физические возможности мальчугана и его активность. Это нормально, если кроха частенько будет ходить с разбитыми коленками, ведь растет будущий защитник семьи и Отечества.
В обращении к крохе лучше использовать его имя, либо называть «сынок», а такие уменьшительно-ласкательные формы, как «лапочка», «зайчик» лучше не применять. Малыш должен осознавать с ранних лет, что он растет мужчиной и в будущем станет кормильцем и защитником семьи.
Воспитание юных леди необходимо направлять на выработку творческого потенциала. Девчонки в сравнении с их «антиподами» более уравновешенные, усидчивые, спокойные. Монотонные манипуляции им даются легче. У них развита фантазия и чувство прекрасного.
Нужно поощрять желание дочерей проявлять собственные чувства, делать юным принцессам комплименты, одаривать ее похвалами, нежностью. Девочки должны вырасти уверенными, самодостаточными, уметь распознавать фальшивые чувства.
Малышкам следует предоставлять возможность самостоятельно выбирать игру. С детства маленьким леди нужно объяснять, что они могут в жизни достичь многого. Можно показывать им фотографии успешных леди – врачей, политиков, актрис, объясняя им попутно, что когда они подрастут, могут стать такими же успешными и уважаемыми тетями.
Как воспитать невротика
Начинать воспитание будущего невротика нужно с разрушения его самооценки.
Она формируется примерно с 3-х лет и этот процесс заканчивается в подростковом возрасте. Далее самооценка изменяется не значительно, самостоятельно ее изменить очень сложно.
Итак, чем больше вы делаете замечаний ребенку, особенно при других, обязательно нужно при этом указывать на негативные стороны характера, тем сильнее разрушается ребенок либо будет с неуверенным характером (жертвой), либо наоборот, он будет поднимать свою самооценку всеми возможными способами. Например, агрессией, либо слезами – агрессивного будут бояться, а плаксу будут жалеть и говорить хорошие слова. В общем невротик это человек, который поднимает себе самооценку деятельностью, которая может быть ему и не нравиться. Например, он становится банкиром, но работа не приносит ему удовлетворения.
Особенно когда родители строгие. Доказано, что если человек не получает тепла, любви в виде слов, тактильных ощущений (обнимания, физического контакта) это обязательны разрушит эмоциональную сферу.
Третье, родители стараются развивать ребенка – отдают в музыкальную школу, в спорт и т.д.
Если это делать без желания ребенка, есть высокий риск, что в будущем ребенок будет помнить это как травмирующий опыт.
То есть ребенок может стать знаменитым музыкантом, но не испытывать любви к родителям и будет их избегать. Хотя возможно это не случиться и ребенок будет вам благодарен. Но главная задача детства – это наиграться чтобы эмоциональная сфера в игре не пострадала.
Четвертое это личное пространство. У ребенка должен быть свой «угол» в доме.
И вы не должны, без его разрешения там что-то делать. Конечно, если там беспорядок, вы можете говорить ребенку, чтобы он убрал, но если он не убрал, не должно быть никаких наказаний.
Пятое это безусловное принятие (поддержка во всем).
Если у вашего ребенка трудности, нужно ему помогать и не осуждать его. То есть, если ребенок получил двойку нельзя за это ругать и наказывать. Или если совершил плохой поступок, нельзя осуждать.
Конечно нельзя радоваться этому и поощрять. Нужно высказывать свое мнение, что вам это не нравиться.
В первом случае поддержкой будет разбор материала и выучивание его, за который получена двойка или нанимать репетитора, если вы не можете этого сделать.
У ребенка должен быть надежный тыл, он должен знать о нем. Тыл это вы
Pixabay RobinHiggins
Шестое. В каждой семье есть конфликтные ситуации и конфликты. Когда ребенок их видит (особенно до подросткового возраста), он страдает, т.к.
думает, что он является причиной этих конфликтов.
Это отражается на психосоматике – дети чаще болеют, на учебе – хуже учатся, на духовном развитии – дети становятся агрессивными, эгоистичными, могут попасть в плохие компании.
Конфликты в семье, на всю жизнь врезаются ребенку в память и мешают ему радоваться в жизни
Старайтесь при ребенке не ссорится, если соритесь, обязательно в этот день миритесь на глазах у ребенка.
Pixabay Mandyme
Седьмое это борьба за любовь ребенка среди родителей\родственников.
Если один родитель требует одно, а второй наоборот это разрешает. Или если один кто-то ругает, а другой защищает и жалеет, то этим обязательно воспользуется ребенок и будет манипулировать. Манипуляции развивают невротичных характер, т.к. научившись этому в детстве, можно будет использовать это во взрослой жизни. Это опасно, т.к. людям не нравятся, когда ими манипулируют.
Восьмое это развитие самостоятельности
Ребенок как можно чаще должен участвовать в решении вопросов, связанных с ним. Если вы выбираете ему одежду, а ему не нравиться, значит нужно купить то что ему нравиться. Учитывать мнение ребенка во всем не возможно, но чем чаще вы это будете делать, тем воспитаете более уверенного ребенка.
Как определить любит ли вас мужчина
Как избежать одиночества
Психологические качества необходимые для успеха
Немотивированные награды
Часто мы дарим или покупаем нашим детям что-то не из желания сделать приятное, а в виде откупа. Например, если в семье несколько малышей, и один действительно заслужил поощрение, второго мы тоже не хотим обделять — как так, ведь он расстроится. Или еще вариант: ребенок делает с нами что-то не очень приятное (идет к стоматологу, вовремя выполняет домашнее задание и т.д.), а за это мы «расплачиваемся» с ним чем-то материальным.
Эта система поощрения неправильна, ведь наш малыш, опять же, вырастает неподготовленным к реальности. мы не воспитываем в нем понимания, что каждую вещь на свете нужно заработать своим трудом или попросту заслужить — мы учим безосновательно требовать что-либо для себя, мотивируя это тем, что кто-то рядом получил подарок. Мы учим торговаться вместо того, чтобы развивать внутреннюю мотивацию и силу воли.
Что же такое невротические отношения?
Говоря про невротические отношения, Лабковский как психолог дает им простое и понятное определение: это отношения, в которых люди не испытывают радости и удовольствия. Точнее сказать, не чувствуют здоровой радости и здорового удовольствия. Некоторые, находясь в затяжных несчастливых отношениях, к примеру, с мужем-тираном или женой-истеричкой, не могут из них выйти, потому что испытывают особое, мазохистическое удовольствие. И вот такие отношения как раз и будут невротическими.
Самая распространенная модель нездоровых отношений — это пара «тиран — жертва». Причем роль тирана, как, впрочем, и роль жертвы, может принадлежать как мужчине, так и женщине. Кроме того, в процессе отношений эти роли могут меняться. И если из определения самой модели сразу становится ясно, почему в ней нет места здоровой любви, то, как такие отношения формируются, нужно еще разобраться.
В книге «Хочу и буду. Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым» центральное место занимает тема невротических отношений между мужчиной и женщиной. Лабковский объясняет, как такие отношения возникают и как из них выйти.