Как бороться с невнимательностью ребёнка в школе

ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Исторически общение между людьми возникало и складывалось прежде всего непосредственно в совместной трудовой деятельности. Для объединения усилий и организации совместной деятельности людям было необходимо понимать ее смысл, свое место и свою роль в ней, а также умело сотрудничать с другими ее участниками. А это было возможно только благодаря общению с партнерами с помощью слов, жестов, мимики и других вербальных и невербальных средств.

В большинстве случаев межличностное общение оказывается вплетенным в ту или иную деятельность, выступает в качестве существенного и неотъемлемого ее атрибута, важного условия ее успешности. Вне общения людей друг с другом немыслимы не только трудовые процессы, но также учение, игра и многие другие виды деятельности

Вид и характер деятельности, которую обслуживает общение, оказывают определенное влияние на содержание, форму и особенности протекания самого процесса общения между ее участниками.

Поскольку любая деятельность предполагает конкретное распределение ролей между участниками, наделение их определенными правами и обязанностями, то общение конкретного учителя со своими учениками будет существенно отличаться от общения этого учителя в кругу сверстников в игровой деятельности на досуге. Наряду с этим общение может протекать как самостоятельный процесс, не обслуживающий никакую деятельность. Через это общение происходит удовлетворение потребности человека в контакте с другими людьми, в результате чего создаются условия, при которых внутренний мир одного человека раскрывается для другого.

Деятельность и общение могут рассматриваться как две примерно равнозначные категории, отражающие две стороны социального бытия человека. Общение может быть представлено как сторона деятельности, выступающая в роли ее предпосылки, условия, внутреннего или внешнего фактора. Следовательно, общение можно рассматривать и как особого рода деятельность, и как один из атрибутов той или иной деятельности. Вместе с тем наряду с материальным общением, предусматривающим, что духовная активность субъекта имеет целью лишь управление его практическими действиями, имеет место и общение духовное, целью которого является духовное единение партнеров, достижение их духовной общности.

Что такое наблюдательность?

Немного о терминах. Наблюдение – это процесс восприятия и запоминания, наблюдательность — активная форма чувственного познания человеком окружающей его действительности. То есть чем наблюдательнее человек, тем он лучше чувствует окружающую действительность. Разве не всем родителям хочется, чтобы их ребёнок лучше понимал всё, что его окружает?
Если у вас есть цель – развитие наблюдательности — что делать? И что нужно? Уши, нос, глаза, тело, время… Да только вот со временем всегда возникает проблема. А наблюдать с детьми нужно неторопливо, размеренно, без мыслей о работе и остывшем ужине.
Развивая наблюдательность – мы развиваем в детях и другие качества. Внимательность и усидчивость, умение сосредотачиваться и доводить дела до конца. Польза огромная.
А ещё нужен интерес. Это такой моторчик для движения вперёд. Бывает так, что интерес растворяется в житейских проблемах, и мы перестаём удивляться и замечать какие-то детали, небольшие события и изменения в окружающем мире. Тогда интерес надо возрождать. Но на это опять требуется время…
Наблюдая с детьми, вы поймёте, что смотря на один и тот же объект, часто видите совершенно разное. Это открытие позволит вам лучше узнать своего ребёнка и насладиться совместным процессом наблюдения.
О зрительном наблюдении хорошо написал К. Паустовский: «Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Держите его, как говорится, в струне. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому».

Как распознать фальшивого человека по его поступкам

Иногда у человека может возникнуть ощущение, что знакомый, с которым он общается, что-то скрывает или недоговаривает. Или же, что ему абсолютно наплевать на то, что другой человек чувствует или думает.

Важно как можно раньше распознать фальшь в общении с человеком. На основе этого можно сделать вывод, кто достоин общения, а с кем отношения лучше всего прервать

Такой человек уважает лишь тех, кто властен и силён. Фальшивые люди способны выказывать уважение лишь тем, у кого есть сила и влияние. При знакомстве они могут показаться внимательными и добрыми, но это не значит, что человек на самом деле уважает других, возможно, он просто хочет показать себя в выгодном свете.

Чтобы заполучить доверие «полезного» знакомого, фальшивый человек готов сделать всё что угодно. Если человек настоящий и искренний, он не будет тратить свои силы на то, чтобы наладить общение с большим количеством людей. Но вот фальшивый человек сделает всё, чтобы окружающие начали ему доверять, а он смог использовать их в своих целях.

Достаточно просто быть собой, ничего из себя не строить для того, чтобы обзавестись друзьями и хорошими знакомыми. Но фальшивые люди не способны расширить круг своего общения таким естественным способом.

Ради всеобщего внимания обманщики пойдут на всё. Время от времени каждый человек хочет почувствовать вкус славы, но фальшивые люди отличаются тем, что они готовы «идти по головам», чтобы добиться этого

И, напротив, искренний человек всегда готов поделиться своим вниманием с другими, ведь для него важнее чувства других людей

Любовь к сплетням и слухам отличает фальшивого человека. Сплетничают время от времени практически все люди, но это также помогает понять истинные намерения человека в отношении других.

Честный человек всегда говорит о своём мнении открыто, положительное оно или отрицательное. Нехороший человек скорее выскажет свои личные мысли за спиной у других людей.

Пускание пыли в глаза — их излюбленный трюк. Нет ничего зазорного в том, чтобы гордиться своими успехами. Но вот только фальшивые люди чаще хвалятся тем, чем на самом деле не обладают и чего не совершали.

Они готовы приукрасить любую историю, чтобы выставить себя в выгодном свете, и не видят в своем обмане ничего плохого. Люди, которые не привыкли обманывать других, часто скромны и редко хвастаются своими достижениями.

Фальшивый человек готов втоптать другого в грязь для того, чтобы со стороны выглядеть лучше других. Если человек непременно желает облить другого грязью и раскритиковать его, чтобы самому выглядеть хорошим — это недостойный человек.

Искренний человек готов восхищаться и радоваться за других, показывать своё хорошее отношение к ним, и он никогда не будет выступать против другого человека просто для того, чтобы возвыситься над ним.

Обещания фальшивого человека также фальшивы. Если хороший человек обещает что-либо сделать, он выполняет обещанное, прилагая к этому все свои усилия. Если же у него не выходит, он сделает всё, чтобы другой не почувствовал себя ущемлённым. Но вряд ли фальшивый человек будет поступать так.

Скорее всего, он постарается забыть о своём обещании, но точно никогда его не выполнит.

Общаясь с людьми, важно не очаровываться ими и смотреть правде в глаза: если человек готов идти на поступки только ради самого себя, обманывать других, сплетничать у них за спиной и унижать, то он вряд ли станет достойным общения действительно хороших и честных людей. Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Что означает наблюдательность

С психологической точки зрения, наблюдение представляет собой исследование воспринимаемого объекта

Под наблюдательностью же понимают человеческую способность контролировать свои мыслительные процессы, внимание, восприятие и наблюдение

Таким образом, развитие наблюдательности у ребёнка влечёт за собой и совершенствование прочих психических качеств, в том числе внимательности, терпеливости, усидчивости, способности к сосредоточению. То есть полезность подобных упражнений весьма ощутима.

Получается, чем ребёнок наблюдательнее, тем быстрее он развивается в психофизическом плане и лучше приспосабливается к окружающему миру. А для этого необходимо всего лишь эффективнее использовать свои органы зрения и слуха, ну и, разумеется, время. Ведь наблюдательность не терпит суеты и спешки.

Если суммировать пользу от целенаправленного наблюдения, то можно сделать вывод, что такая деятельность позволяет:

  • обогатить детей яркими образами, расширить их представления об окружающем мире, увеличить кругозор;
  • ускорить развитие мыслительных процессов у дошколят и младших школьников, поскольку, наблюдая, ребёнок учится проводить анализ, сравнение и делать вывод;
  • стимулировать речевое развитие ребёнка, так как маленький наблюдатель будет постоянно сообщать родителям об увиденном и услышанном.

Кроме того, приступив к совместному наблюдению с ребёнком, родитель сможет понять, что его точка зрения существенно отличается от детского взгляда и понимания событий. Дополнительно это поможет лучше понять особенности и способности малыша, а также приятно и с пользой провести время.

Развитие наблюдательности у ребёнка

Для совершенствования детской наблюдательность можно использовать обычные мультики (лучше советские), которые просматривают вместе с ребёнком несколько раз. Затем родитель задаёт вопросы по ключевым и дополнительным моментам картины. Помимо пристрастного просмотра мультиков, можно выделить и другие «наблюдательные» упражнения.

  1. По пути в садик или школу либо попросту на прогулке наблюдайте, считая определённые предметы. К примеру, сегодня ребёнок отсчитывает количество людей в красной одежде. В домашних условиях игра трансформируется в нахождение круглых или квадратных объектов.
  2. Осенью можно предложить малышу отыскать одинаковые листья клёна. Поначалу ребёнок станет собирать любые листочки, не обращая особого внимания на отличительные особенности. Но затем он начнёт более внимательно разглядывать предметы, убеждаясь в том, что листья всё же различаются.
  3. Всем известно упражнение «Найди различия». Предлагайте ребёнку рассмотреть картинки, которые похожи, но в них имеются определённые отличия. Поначалу необходимо брать простенькие изображения, а уже затем переходить к сложным иллюстрациям.
  4. Если в ДОУ или школу вы ходите по одному маршруту, существует прекрасная возможность сравнить, чем сегодняшний пейзаж отличается от вчерашнего. Это позволит ребёнку видеть в обычных вещах что-то уникальное.
  5. Чаще глядите в небо, чтобы разглядывать проплывающие облака. Каждая потенциальная тучка при желании может напомнить кучерявого барашка, красивую куколку или даже любимо домашнего питомца.
  6. Ребёнок увлекается современными гаджетами? Воспользуйтесь этим пристрастием. Предложите ему делать фотоснимки берёзы или клёна, растущего во дворе в течение целого года из одной и той же точки (к примеру, из окна). Затем из кадров делается презентация либо фильм.

Как тренировать наблюдательность?

Самая лучшая форма развития восприятия и наблюдательности в дошкольном и младшем школьном возрасте — игра. Начинать играть можно уже с трехлетними детьми. В игре они учатся различать и анализировать свойства предметов — их цвет, форму, величину, вес. Одновременное осуществление игровых действий и движений закрепляют полученную информацию

С точки зрения развития эмоционального интеллекта важно, чтобы ребенок, играя, получал эмоциональный заряд радости и интереса.
Рисование и лепка также имеют большое значение для развития восприятия и наблюдательности. Передавая на бумаге, холсте или в пластилине, глине контуры предметов, различая оттенки цветов и т.д., дети приучаются самостоятельно ставить перед собой задачу наблюдения.
Активными инструментами развития наблюдательности также служат занятия рукоделием или создание чего-либо по образцу с учетом деталей

Примерами могут служить вышивание лентами, нитками, бисером для девочек, конструкторы, или поделки «сделай сам» — для мальчиков.

Наблюдательность можно поэтично назвать утонченностью восприятия

Она, конечно, связана с вниманием, и в частности, со способностью к концентрации внимания. Тесты и упражнения на развитие наблюдательности чаще всего содержат задания на тренировку внимания, зрительной памяти: найди отличия, посмотри, что изменилось (отыщи на картинке спрятанных зверюшек, цифры и т.п.)

Настольные игры также могут способствовать развитию наблюдательности, особенно те, в которых делается акцент на внимание к деталям (запоминание комбинаций цифр, алгоритмов действий и др.). Это и всем известные шахматы, шашки, и стратегические, абстрактные, игры-бродилки (например, «Каркассон», «Монополия», «Уно», «Эрудит»). Они все учат сосредоточенности, концентрации внимания, запоминанию, а попутно способствуют развитию взаимодействия между игроками, умению договариваться и другим социальным и коммуникативным навыкам.

5 игр для развития внимательности у детей

Вот несколько простых упражнений на развитие внимательности и наблюдательности.

  1. По дороге в детский сад или просто на прогулке считайте заданные предметы (например, только красные машины или только березки). Проявите фантазию: можно и дома листать книги, отмечая на страницах всех животных или улыбающихся персонажей (подойдут книги с картинками, на которых много деталей). Еще один вариант такой игры: посмотреть вокруг и найти предметы, в которых есть круг, (квадрат, треугольник и т.д.).

  2. Времена года — отличная тема для наблюдений. Можно выходить на улицу с фотоаппаратом и фотографировать, к примеру, признаки весны или просто их искать, замечать, считать. Можно фотографировать одно и то же дерево в течение года, а потом сделать из снимков слайд-шоу или презентацию — получится фильм!

  3. В большинстве случаев все ходят одними и теми же маршрутами — в садик, на детскую площадку, в магазин. А значит, есть возможность сравнивать, что было вчера, а что сегодня. Вглядитесь вместе с ребенком в знакомый пейзаж: попробуйте определить, что изменилось, а что осталось прежним. Хорошее упражнение — пытаться увидеть в обыденных вещах что-то новое или необычное. Каждый день отмечайте что-то такое, что еще вчера ускользало от вашего внимания.

  4. Вы едете в автобусе. Попросите ребенка закрыть глаза и спросите, как одет человек, который сидит впереди вас. Это задание можно выполнять в любом месте. На детской площадке можно попросить ребенка закрыть глаза и назвать цвет глаз и волос (или одежды) у тех, с кем он играет.

  5. Лица людей — особая тема для развития наблюдательности. Пусть ребенок учится «читать» эмоции людей по лицам (радость, грусть, гнев, восторг и т.п.). Рассуждайте вместе на эту тему. Это хороший навык, не только развивающий наблюдательность, но и тренирующий эмпатию, что очень полезно для развития эмоционального интеллекта.

Наблюдайте вместе с детьми! Это позволит развить любознательность, получить разнообразную информацию об окружающем мире, сделать познание ребенка интересным и увлекательным.

Больше интересных и полезных материалов о развитии ребенка — в нашем канале на .

Игры и идеи для наблюдения с детьми

Если вы хотите развить свою наблюдательность и наблюдательность детей, то возможно вам помогут несколько несложных упражнения

Шаг за шагом, и вы вместе сможете лучше запоминать лица людей и окружающие предметы, обращать внимание на детали, замечать то, на что раньше вряд ли обратили бы внимание. Кроме просмотра мультфильмов и фильмов «с пристрастием», есть и другие занятия.
1

По дороге в детский сад или просто на прогулке можно наблюдать, отсчитывая заданные предметы. Например, по дороге будем считать всех людей, у которых большой нос (или есть сумка, головной убор и т.д.). Можно считать машины одного цвета или деревья со скрученными стволами. Проявите фантазию! Дома можно листать книги, отмечая на страницах всех животных или улыбающихся персонажей. (В этом случае удобны книги с картинками, на которых много деталей). Ещё один вариант этой игры – посмотреть вокруг и найти предметы, в которых есть круг, (квадрат, треугольник и т.д.).
2. Времена года – отличная тема для наблюдений. Можно выходить на улицу с фотоаппаратом и фотографировать, к примеру, признаки весны. Ищите необычные, — даже треснувший асфальт после зимних морозов может стать признаком весны. А ещё используйте народные приметы: птицы в лужах начали купаться – значит, холодов больше не будет.
Можно фотографировать одно и то же дерево в течение года. А потом из этого сделать слайд-шоу или презентацию. И получится… фильм. И дети будут вспоминать каждый кадр своих наблюдений.
3. В большинстве случаев все ходят одними и теми же маршрутами – в садик, на детскую площадку, в магазин. А значит, есть возможность сравнивать – что было вчера, а что сегодня. Постарайтесь вместе в ребенком вглядеться в знакомый пейзаж. Хорошее упражнение – в обыденных вещах увидеть что-то новое, необычное. Каждый день отмечайте что-то такое, что ещё вчера ускользало от вашего внимания.
4. Вы стоите в очереди в магазине. Неожиданно попросите ребёнка закрыть глаза и спросите, во что одет человек, который стоит впереди вас. Это задание можно выполнять в любом месте. На детской площадке можно попросить ребёнка закрыть глаза и назвать цвет глаз и волос у тех, с кем он играет. Можно усложнить задание, предложив ребенку следующее: «Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по росту от самого маленького до самого высокого».
В помещении или на улице можно предложить ребенку следующее упражнение: «Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, цвет, размер».
5. Помните слова из известного сказки С. Козлова: «Прямо над ними плыло три облака. Одно было похоже на Медвежонка, второе — на Зайца, а третье — на Ослика». Наблюдайте за облаками вместе с детьми, ищите в них земные образы. Но можно и наоборот: искать образы облаков в земных предметах. Иногда развесистый дуб может напоминать кучевое облако…
6. Помните шутку о том, что бесконечно наблюдать можно за горящий огнём, льющейся водой и работающим человеком. А также интересно смотреть, как дети оживляют обыденные предметы. Вот игра, которую проводит в начале занятий ведущая одной детской студии. «Нужен шерстяной, а лучше, пуховый платок и несколько человек. Один берет платок и сворачивает его так, чтобы было похоже, например, на кошку — остальные отгадывают. Следующий, скажем, разворачивает платок и накрывается им, закрывает глаза, храпит, остальные дети хором догадываются: «одеяло»! И так каждый, не повторяясь, «оживляет» обычный платок. Один круг, второй, третий… А на следующем занятии — другой предмет. Дети учатся наблюдать, смотреть, как представляет другой, внимательно, доброжелательно, заинтересовано, и показывать так, чтобы не только самому было понятно, что ты загадал».
Придумайте сами другие игры и упражнения. Наблюдайте вместе с детьми. Это позволит получить максимальную информацию об окружающем мире, сделать познание ребенка многосторонним, насыщенным, увлекательным и привлекательным.

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой, представляет собой наиболее полную системную трактовку. В этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы.

Система представляется как множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями.

Педагогическая система определяется как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

Структурные компоненты – это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других (не педагогических) систем. В трактовке Н.В. Кузьминой педагогическая система включает пять структурных элементов: цели, содержание образования (учебная информация), средства педагогической коммуникации, учащиеся и педагоги. Кроме того, ученый рассматривает и функциональные компоненты.

Функциональные компоненты – это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся и тем самым обусловливающие движение, развитие, совершенствование педагогической системы и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, выживаемость. Выделяются пять основных функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский. Эти же элементы являются элементами индивидуальной педагогической деятельности.

В связи с этим в структуре педагогических способностей выделяются два ряда признаков:

1. Специфическая чувствительность педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности, в которой учащийся выступает в роли субъекта-объекта педагогического воздействия.

2. Специфическая чувствительность педагога к учащемуся как субъекту общения, познания и труда, поскольку главными средствами воспитания являются виды деятельности формирующейся личности (т. е. самого учащегося) и способы их организации в целях получения искомого конечного результата.

Первый уровень составляют перцептивно-рефлексивные способности, обращенные к объекту-субъекту педагогического воздействия, т. е. к учащемуся, в связи с самим собой (педагогом). Они обусловливают интенсивность формирования сенсорного фонда личности педагога. Второй уровень составляют проектировочные педагогические способности, обращенные к способам воздействия на объект-субъект учащегося, в целях формирования у него потребности в саморазвитии, самоутверждении, в гражданственном и профессиональном становлении.

Перцептивно-рефлексивные педагогические способности, в свою очередь, по мнению Н.В. Кузьминой, включают три вида чувствительности.

1. Чувство объекта.

2. Чувство меры или такта.

3. Чувство причастности.

Уровень сформированности перцептивно-рефлексивных педагогических способностей обеспечивает формирование педагогической интуиции, которая, в свою очередь, может быть как «хорошей», т. е. помогающей продуктивно решать педагогические задачи, так и «плохой», т. е. подсказывающей неверные решения. Таким образом, перцептивно-рефлексивные педагогические способности «специализируются» на анализе взаимодействия между субъектом профессионально-педагогического творчества и учащимся, за которого он отвечает.

Упражнения на внимание для подростков и школьников

Задания и различные техники, направленные на повышение внимательности, могут стать полезной альтернативой другим детским играм

Выполнение таких упражнений положительно влияет на развитие концентрации внимания у младших школьников, и является ответом на вопрос, как развить внимание у подростка. Ниже приведем некоторые из них

  1. Чёрная точка

    Одна из самых простых в подготовке, но сложных для выполнения задач. Её суть заключается в том, чтобы в течение 5-10 минут смотреть только на чёрную точку, нарисованную в центре листа А4, не отрывая глаз и не отвлекаясь от неё в мыслях. Это упражнение является базовым на курсах скорочтения и отлично расширяет поле зрения.

  2. Сосредоточиться на предмете

    Упражнение похоже на предыдущее, отличие только в объекте созерцания и наличии отвлекающего фактора. Перед включенным телевизором с любимым мультиком нужно поставить будильник, а ребёнок должен следить за секундной стрелкой и стараться не отвлекаться на происходящее позади на экране.

  3. Найти предмет

    Задача ребёнка – найти в комнате загаданный предмет по описанию. Названные признаки должны быть ему очевидными и понятными.

  4. Запомнить картинку

    Ребёнок смотрит в течение 5-10 секунд на картинку, а затем по памяти старается перечислить всё, что на ней увидел. При достижении успеха время, отведенное на запоминание, можно постепенно сокращать. А упражнение можно повторять с разными предметами, людьми или даже новыми интерьерами.

  5. Корректура текста

    Для упражнения понадобятся любые распечатанные тексты: подойдет и газета, и ненужная книга, – в которых юный корректор найдет и вычеркнет все обозначенные буквы. Для развития внимания таким способом у ребёнка до 10 лет следует использовать крупный шрифт текста.

  6. Найти слово

    В каждом предложенном ребёнку для тренировки слове предлагается найти другое слово: «коса → оса», «полк → пол» и т.д. Если разрешить переставлять буквы местами, получится другая любимая всеми игра на составление разных слов из одного длинного.

  7. Случайные буквы

    В таблице, в которую в произвольном порядке вписываются буквы русского алфавита, необходимо найти как можно больше случайно сложившихся по вертикали и горизонтали слов.

  8. Симметричный рисунок

    На листе в клеточку нужно нарисовать вертикальную линию и с одной стороны от нее какую-нибудь фигуру необычной формы. Ребенок должен зеркально отразить получившийся рисунок, чтобы дорисованная им часть оказалась симметричной исходной.

  9. Цепочки

    Играть можно вдвоём или всей семьей, а составлять цепочки нужно по очереди из слов любой выбранной тематики: городов, имён, съедобных продуктов и т.д. Затем каждый ход игрок повторяет всю получившуюся до него цепочку целиком и добавляет к ней ещё одно слово.

  10. Таблица Шульте

    Это упражнение больше предназначено для подростков, но подойдет и для развития зрительного внимания у младших школьников, которые уже освоили счёт. Таблица 5×5 случайным образом заполняется числами от 1 до 25. Ребёнок должен за как можно меньшее время отыскать все числа по порядку. Одна конфигурация таблицы используется только для одной попытки.

Развитие внимания и усидчивости у детей – это важнейшая задача. Отлично способствуют этому курсы скоростного чтения, ведь в основе этой техники лежит умение быть максимально сосредоточенным на тексте. Обучение быстрому чтению происходит по методике, состоящей из комплекса упражнений, которые направлены на развитие всех свойств внимания. Пройдя курс Либерики в Академии развития интеллекта AMAKids, дети уже через 6 месяцев увеличивают скорость чтения в 5 и даже в 10 раз. Инновационная авторская методика учит детей не просто быстро читать, полностью понимая смысл прочитанного, а ещё и прививает любовь к книгам и литературе.

Что такое внимание?

Для объяснения этого термина можно провести аналогию, где внимание – это луч, испускаемый источником света – нашим сознанием. Этот луч может двигаться, освещая заинтересовавшую сознание область

А так как поток света является направленным, то в освещенной зоне оказываются лишь некоторые предметы. Именно их человек начинает замечать, не придавая значения тому, что остается за пределами освещенной области. Но у внимательных людей этот луч будет ярким и сконцентрированным. А невнимательный человек в тусклом и слабом освещении своего луча видит все размыто и неясно.

Говоря научным языком, внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте. И характеризуется этот психический процесс особым состоянием мозга, когда человек приводит все свои познавательные системы – восприятие, воображение, мышление и память – к концентрации на предмете, который имеет для него значимость

Концентрация же – это одно из свойств внимания, наряду с объемом, распределением, устойчивостью и переключением.

Развитие внимания у детей

Процесс отбора информации, которая попадает в поле внимания, бывает непроизвольным и произвольным. В первом случае сознание непреднамеренно реагирует на сильные раздражители, движение и незнакомые объекты в поле зрения. Здесь речь идёт об эмоциональном восприятии, которое человек не контролирует. Такой вид внимания ещё называют пассивным или вынужденным, ведь закладывается оно генетически и возникает как рефлекс. Произвольное же – является результатом волевого усилия и формируется не сразу.

У детей внимание развивается в несколько этапов:

В первые недели жизни младенец лишь адаптируется к миру. И только к концу первого месяца начинает замечать яркие предметы и может концентрироваться на них, а также учится различать лица

В этот период и появляется внимание.
В течение первого года малыши легко отвлекаются на любой шум, разговоры, игрушки и т.д. – их внимание рассеянное и нестабильное

Однако ближе к 10-12 месяцам у детей формируется ориентировочно-исследовательский рефлекс.
С 1 года и до 2 лет у детей преобладает фиксированное внимание. Занимаясь своим делом, они могут сильно увлекаться и не замечать ничего вокруг. Также на этом этапе обнаруживаются первые признаки произвольного внимания: малыши уже могут самостоятельно перемещаться и производить манипуляции с предметами, а также понимают речевые конструкции взрослых, когда их просят посмотреть в указанную сторону или на предмет.

В 2-3 года наступает стадия, когда ребёнок способен заниматься только одним делом одновременно, и, если его отвлекли – переключается, не возвращаясь к своему занятию

Но к 4-5 годам это меняется, и дети учатся удерживать в фокусе сразу 2 занятия хотя бы на короткое время (играть и параллельно разговаривать со взрослыми и т.д.)
К 5-6 годам формируется произвольное внимание, появляется сила воли. Ребёнок уже понимает сложные инструкции и может им следовать, а также предпринимает первые попытки управлять своим вниманием и удерживать его на объекте.

И затем, только в возрасте 6-7 лет, когда основные функции психики сформированы и начинается процесс совершенствования навыков концентрации, считается, что ребёнок готов к обучению.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: