Что делать, если ребенок рассеян и невнимателен? Диагностируем проблему
Теперь нужно присмотреться, как именно проявляется детская невнимательность, поскольку внимание измеряется по нескольким параметрам:
- объем;
- концентрация;
- устойчивость;
- распределение.
Объем — это способность удерживать в зоне внимания одновременно несколько объектов. Для дошкольника 5-7 лет нормально замечать 3-5 предметов. В старшем возрасте объем внимания развивается до 7 объектов. Определить объем несложно: разложите на столе перед малышом несколько игрушек (карточек с картинками, цифрами, других вещей). Предложите внимательно посмотреть на них нескольких секунд, а затем накройте эти предметы. Объем внимания ребенка будет соответствовать количеству названных вещей со стола.
Концентрация — способность целиком сосредоточиться на занятии (объекте), не обращая внимания на отвлекающие факторы. Например, школьник не успел сделать письменную работу на уроке, но спокойно продолжает писать, когда другие ученики уже перешли к устным занятиям. Уровень концентрации в норме
Если же ребенок из-за каждой мелочи теряет мысль, отвлекается, начинает делать ошибки, у него есть проблемы с вниманием
Устойчивость — еще один критерий, связанный с концентрацией на объекте/занятии. Но устойчивость внимания измеряется тем, сколько времени ученик способен заниматься делом, сосредоточенно исследовать предмет изучения
Это важное качество, которое помогает детям продуктивно работать на уроках. Без него ребенку невозможно усидеть на месте, трудно решить сложную задачу или довести до конца хоть какое-то дело
Распределение — способность полноценно уделять внимание одновременно нескольким занятиям/объектам. Умение направить свое внимание на выполнение сразу двух-трех дел называется многозадачностью
Эта способность имеет большую ценность для обучения и решения сложных задач. Неспособность к распределению внимания усложняет для ребенка даже простые задачи.
Игры и упражнения
Внимание — многогранный процесс
Важно, чтобы оно было устойчивым, объёмным и при этом переключаемым. Прокачать разные аспекты помогут игры и упражнения
Прокачать разные аспекты помогут игры и упражнения.
Найди отличия
Возьмите два изображения, где нужно выделить различающиеся детали. Попросите ребёнка найти их все. Хвалите за самые малые успехи, со временем у него будет получаться лучше. Если ваш школьник выполняет задание с лёгкостью, переходите к собиранию пазлов.
Индивидуальный подход
Если вы пообещали сыграть в прятки после домашки, проговорили ход работы и разобрали задание, а ребёнок всё равно полчаса витал в облаках, стоит обратиться к специалисту. Многие дети испытывают трудности с концентрацией не потому что ленятся, а просто не могут ничего с этим поделать. Специалист разберётся в причинах проблемы и подскажет, как заниматься дома.
Метод Сасаки для детей
Иллюстратор Крис Сасаки придумал следить за своими мыслями и возвращаться к задаче по сигналу
Например, он замечает, что отвлёкся, произносит слово «внимание» и оглядывается вокруг. Дети вряд ли замечают, что витают в облаках, им нужен внешний сигнал
Когда школьник сел за уроки, поставьте приятную плавную музыку в качестве будильника с повтором через 3-4 минуты. Объясните ребёнку, что когда зазвучит мелодия, нужно выключить её и заметить, отвлёкся ты или выполнял задание. Первые несколько раз можно посидеть рядом и понаблюдать, помогает ли это ребёнку возвращаться к работе.
Если звуковое напоминание идёт на пользу, превратите работу над вниманием в игру. Пусть ребёнок отмечает на графике, сколько раз за выполнением уроков, например, по чтению, он отвлекался
В день, когда на графике не будет ни одной отметки, поздравьте школьника с маленькой победой.
«Верю — не верю» с цветными словами
Распечатайте или напишите названия цветов разными фломастерами на небольших карточках. Пусть в наборе будет поровну совпадающих и не совпадающих вариантов. Например, слово «чёрный» должно быть написано на одной карточке чёрным цветом, а на другой красным или зелёным.
В ходе игры предъявляйте ребёнку по одной карточке, чтобы он раскладывал их в разные кучки. Сначала можно играть на внимательность, а потом засекать время и ставить рекорды.
Настольные игры
В игры на реакцию, внимание и скорость можно играть одному или всей семьёй. Если следовать выигрывать пока трудно, пусть ребёнок тренируется в режиме одиночной игры
«Доббль», «Скоростные колпачки», «Барабашка», «Хали-Гали» и аналоги этих игр требуют внимательности и развивают все её аспекты.
Помните, что внимательность — важное, но не главное качество вашего ребёнка. А ещё он постоянно развивается и учится новому даже без специальных усилий с вашей стороны
Поддерживайте его, помогайте и не оценивайте слишком строго. Отметки поставят в школе, а дома пусть ему будут рады независимо от количества ошибок в диктанте.
7 советов родителям невнимательного ребенка
- Всячески поощряйте самостоятельность. Давайте малышу задания под его личную ответственность. Без вмешательства и подсказок родителей он быстрее научится быть собранным, концентрироваться на поставленных задачах.
- Создайте удобное, спокойное рабочее место. Уголок для занятий должен быть организован таким образом, чтобы настраивать на учебу, а не отвлекать от нее. Правильная организация учебного пространства — это отсутствие в зоне видимости игрушек, гаджетов, ярких плакатов, источников шума.
- Помогите оптимизировать обучение. Следите, чтобы ученик имел возможность отдохнуть после школы, чередовал умственную и физическую занятость, имел свободное время, которое мог бы тратить на свои увлечения, общение с друзьями, игры.
- Не перегибайте палку в учебных нагрузках и развитии. Как бы вам ни хотелось вырастить гения, нельзя забывать, что школьнику и без дополнительных занятий приходится много работать. Переутомление негативно сказывается не только на внимании, но и на других когнитивных способностях ребенка, усвоении материала.
- Чередуйте разные виды деятельности. Переключение внимания полезно для его тренировки. Особенно полезно такое средство в обучении гиперактивных учеников.
- Не критикуйте. Постоянные замечания по поводу невнимательности, рассеянности расстроят ребенка. Он начнет переживать, а от этого вообще не сможет сконцентрироваться.
- Развивайте интерес к занятиям. Ищите курсы, занятия, где используются неординарные методы преподавания. И помните, что лучший вид развивающей деятельности для детей — это игры.
Общие рекомендации
Если ребенок страдает от отсутствия концентрации, то нужно показать при необходимости неврологу и психологу. Специалисты помогут выяснить основные причины и способы избавления от них.
Обеспечьте режим дня, рабочее место. Не следует оставлять детей в одиночестве со своими проблемами. Помогайте в учебе, но при этом не делайте домашнее задание за школьников.
Приучите сына и дочь проверять написанное им дополнительно. Вторичная проверка приучит их вовремя находить неточности и ошибки. Не забывайте хвалить и поощрять за самые небольшие успехи.
Создавайте мотивацию. Объясняйте, что компьютерные игры – это далеко не все, чего стоит добиваться в жизни. Сначала делаются первостепенные дела, а затем второстепенные
Помогите организовать свой день.
Подключите дополнительные занятия: собирайте вместе пазлы, развивающие внимание, рекомендуется учить наизусть стихи или описывать картинки с нарисованными предметами по памяти. Вы можете заранее написать текст с ошибками и попросить ребенка его проверить
Проводите занятия в игровой форме.
Чего делать нельзя
Осознать и принять свои собственные ошибки очень сложно. Особенно взрослому человеку, когда дело касается отношений с ребёнком. Куда как проще сказать: «Да он сам такой разгильдяй, здесь ничего не сделаешь!». Да, переложить вину на малыша – самое простое, но не самое мудрое решение.
Только от родителей зависит, каким вырастет их ребёнок. Прививать правильные ценности своему чаду нужно с малых лет, потому что потом вбить в голову во всём сомневающегося подростка хоть какую-то истину станет практически невозможным.
Самой распространённой ошибкой в воспитании деток являются категорические запреты. Запрещать просто, сложнее объяснить, почему так поступать нельзя. А ведь ещё нужно рассказать, как сделать правильно и почему именно так – правильно.
Запрет держится до тех пор, пока контролёр смотрит. А если объяснить малышу причины и последствия его действий, он начнёт задумываться всякий раз самостоятельно, прежде, чем совершить поступок.
Обратный вариант простого запрета – это долгая и нудная лекция провинившемуся чаду об основах морали и нравственности
В этот момент родитель-«лектор» чувствует себя на высоте: он же уделяет внимание подрастающему поколению. Но как это воспринимается малышом, который недавно встал с горшка? А никак!
Затем, способность усваивать информацию у взрослых и у детей различная и зависит от языкового развития: ребенок половины не поймет. Об этом часто забывают, а то и вовсе не знают те, кто пытается «читать мораль» малым детям.
Ещё одно – это время, в течение которого детский мозг способен концентрироваться
Первоклассник имеет рассеянное внимание, и это нормально для его возраста
С развитием интеллекта он научится осознанно управлять концентрацией, поддерживая её на определённой теме более длительное время.
Поэтому нравоучения будут эффективными только при соблюдении двух условий:
- Готовность слушателя благожелательно воспринимать информацию.
- Краткость лекции (что нельзя, почему, как исправить, какие выгоды).
Основные ошибки родителей
Теперь кратко коснёмся других ошибок, которые родители делают, пытаясь исправить рассеянность своего чада.
Что нельзя делать:
- ругать за невнимательность нельзя;
- насмешки – это оскорбление ребенка, особенно прилюдные;
- нельзя сравнивать вашего и «хорошего» ребёнка – так вы утверждаете, что ваш плохой;
- самостоятельно делать то, что может выполнить малыш – это провоцирует его нестарательность, инфантильность;
- заставлять малыша помногу раз (для запоминания) переделывать работу.
Ставить в вину маленькому ребёнку свои собственные промахи в воспитании нечестно. Дорогие родители, постарайтесь принять, что рассеянность внимания малыша, если она не вызвана болезнью, это ваше упущение.
Только работая вместе, вы исправите ситуацию, но нужно относиться друг к другу с уважением.
Что делать если ребенок рассеянный и невнимательный
Вышеперечисленные причины показывают — чтобы улучшить концентрацию внимания школьника необходимо проследить за его количеством часов сна, порядком и освещением в помещении, отключить все современные источники информации на время домашних уроков, делать перерывы каждые 20 — 40 минут, а между кружками должно пройти не меньше часа. Питание должно включать все витамины, минералы и углеводы.
Учитываете биоритм невнимательного ученика, понаблюдайте в какое время он наиболее внимателен, а уроки выполняются быстрее. Используйте эти часы в свою пользу и впредь придерживайтесь расписания, составленного и размещенного рядом с рабочим столом ребенка. Больше гуляйте на свежем воздухе, физическая активность благоприятно сказывается на умственной работе.
Способы выше обычно помогают восстановить внимательность за неделю, если этого не происходит, обратитесь к педиатру. Вполне возможно, что вам понадобится консультация невролога, поскольку невнимательность иногда выступает как сигнал скрытого расстройства.
Причины детской невнимательности
Родителям не стоит паниковать и записываться на прием к невропатологу. Для начала необходимо выяснить причины, которые привели к возникновению данной проблемы.
Гиперактивность или дефицит внимания взрослых. Таких детей не сложно заметить на игровой площадке, они ни минуты не находятся на одном месте. Вечно куда-то спешат, несутся и отвлекаются на всевозможные внешние факторы. Проблемы такого характера обнаруживаются в возрасте 3-5 лет и требуют от родителей большого терпения. Воспитание такого ребенка должно проходить под контролем медиков, педагогов и психологов.
Частые затяжные болезни. Слабое здоровье – еще одна из причин, по которой ребенок все забывает и невнимателен. Чтобы восполнить энергетический запас чада, необходимо систематически пропивать курсы витаминов для школьников.
Особенности нервной системы. Внимательные, активные и устойчивые дети с лабильным характером. Их инертные одноклассники будут более вялыми, посредственными.
Высокие нагрузки, как результат — переутомляемость. Специалисты утверждают, что интенсивная школьная программа и стремление родителей задействовать ребенка во всех кружках приводит к перегруженности. В итоге падает работоспособность и внимательность.
Отсутствие мотивации
Даже годовалый малыш будет уделять свое внимание той игрушке, которая пришлась ему по душе. При выполнении скучных, неинтересных задач внимание падает с геометрической прогрессией
Загадки на развитие внимания
Загадки на внимательность помогут в игровой форме повысить сообразительность и способность к концентрации ребенка.
Загадка № 1. Сундук лежит на дне океана. В нем имеется все, кроме одного. О чем идет речь?
Ответ: пустота.
Загадка № 2. Самолет летит из Берлина в Нью-Мексико. Ты – его штурман. Будет одна пересадка в Париже. Какая у штурмана фамилия?
Ответ: фамилия ответчика.
Загадка № 3. Ты закрыт в темной комнате, в руках коробок с одной спичкой внутри. В углу стоит керосиновая лампа, на столе газовая плита, в стакане – свечка. Какой предмет придется зажечь первым?
Ответ: Спичку. Отличная загадка на внимательность и способность найти наиболее простое решение проблемы.
Загадка № 4. Сколько горошинок черного перца войдут в один стеклянный стакан?
Ответ: Ни одной, горошинки не ходят.
Загадка № 5. Начался проливной дождь, пришлось раскрыть зонт. Под каким зонтом я стою?
Ответ: Под мокрым. Задачка на простую логику.
Загадка № 6. Двое мужчин идут по направлению друг к другу. Они абсолютно одинаковы по возрасту, росту и т. д. Кто из мужчин первым поздоровается?
Ответ: Самый вежливый.
Загадка № 7. Семь сестер проживают на даче, никто не сидит без дела. Первая девушка смотрит телевизор, вторая готовит ужин, третья разгадывает кроссворд, четвертая играет в шахматы, пятая ухаживает за растениями, шестая стирает одежду. Чем занимается седьмая сестра?
Ответ: играет в шахматы (это парная игра, поэтому четвертая вряд ли будет играть в одиночестве).
Уменьшить отвлекающие факторы
Чем младше ребёнок, тем легче он отвлекается. В этом нет его вины, поэтому задача взрослых убрать всё лишнее из учебного пространства. На столе нужно оставить только учебные принадлежности, в комнате выключить интересные ребёнку передачи, аудиосказки или кино. Братьев и сестёр, которые играют в гаджеты, необходимо увести, например, на кухню.
Важно, чтобы ребёнка не беспокоили не только внешние, но и внутренние сигналы. Поэтому за уроки нужно садиться сытым, бодрым, отдохнувшим
Убедитесь, что у школьника не болит голова, что он не слишком расстроен из-за обиды друга и не скован страхом сделать ошибку. Если ребёнок испытывает физический или психологический дискомфорт, он не сможет полностью сфокусироваться на учёбе. Задача родителя — создать благоприятные условия.
Как формировать способность к концентрации и сосредоточенности
Для любого малыша чрезвычайно важно получать новую информацию, хотя в случае, если данной информации слишком много, то это может притормозить восприятия малыша, сбивая его с толку
В связи с этим родителям необходимо следить за тем, чтобы младенец ни по каким причинам не переключал свое внимание с одного на другое слишком быстро
Для просмотра телевизора и детских программ, транслируемых на онлайн-ресурсах должно быть отведено конкретное время и его нужно соблюдать. Так, например, когда ребенок учит уроки, или занимается работой по дому, или же кушает, то не нужно включать телевизор
Это может помешать ребенку концентрировать внимание на чем-то одном, и он станет выполнять задания рассеянно. Поход в кинотеатр либо вечерний просмотр превосходного кинофильма необходимо планировать заблаговременно
Нужно запретить ребенку долго смотреть телевизор. Это же касается и компьютера. Если, к примеру, малышу включили музыку, особенно новую для него, то он должен сосредоточиться исключительно на ее прослушивании и ничего не должно отвлекать его от данного занятия.
Для формирования внимательности у детей придумано огромное количество различных игр. К примеру, можно играя с ребенком, попросить его обнаружить в книге с животными всех собачек или, рассказывая детям о зиме, попросить показать все зимние вещи. Либо можно несколько мисок наполнить водой различной температуры. Малыш должен определить, где жидкость холоднее, а где теплее.
Гуляя с ребенком на улице прикройте его глаза и попросите прислушаться к окружающим его звукам. Пусть попробует их опознать и расскажет, что за звуки он слышит, что или кто их издает. Такое же упражнение можно выполнять и на опознание запахов.
Кроме этого, сосредоточенность и внимательность можно развивать во время игры с различными игрушками, когда малыш ощупывает вещи с закрытыми глазами, и угадывает, что именно он держит в руках.
Игра «Найди изменения»
Эта игра не требует много времени на подготовку и практически никакого оборудования. Ей достаточно уделять несколько минут в день, чтобы через какое-то время ваш ребенок стал внимательнее, а его память улучшилась.
Предложите ему внимательно, на протяжении 2-3 минут, рассмотреть какую-то часть комнаты (стол со всеми находящимися на нем предметами, например, или стеллаж с книгами, цветочными горшками и интерьерными безделушками). Предупредите, что нужно запомнить это место как можно лучше — сделать «ментальный снимок».
Пусть он выйдет из комнаты, а ваша задача — убрать один из предметов или что-то изменить (например, перевернуть картину вверх ногами).
Вернувшись в комнату, ребенок должен найти, что же изменилось за время его отсутствия. Эта игра помогает научить его внимательности, замечать детали окружающей обстановки и развивает память.
Соедините движение и запоминание
Иногда у детей возникают проблемы с концентрацией, потому что тот способ, каким до них доносится информация, не привлекает их внимания. Привнесение дополнительной дозы активности поможет мозгу ее обрабатывать. Попытайтесь задействовать не только зрительный и слуховой каналы, но и моторный.
Практикуйте игры, в которых требуется выполнить какое-то действие на определенных словах (например, игра «Съедобное — несъедобное», где нужно поймать или отбить мяч в зависимости от того, какой предмет назван). Вообще движение очень полезно для ребенка, пользуйтесь малейшей возможностью, чтобы организовать тот или другой вид физической активности.
Паззлы!
Существует огромное разнообразие паззлов, которые вы можете пособирать со своим ребенком — поверьте, это не только увлекательно, но и принесет огромную пользу. Подберите комплект, который соответствует его возрасту, уровню развития и интересам
Такие занятия способствуют развитию сосредоточенности, умению концентировать внимание на том, что делаешь
Благодаря таким играм у малыша усиливается восприятие и появляется способность концентрировать внимание. Если часто заниматься с ребенком соблюдая все эти правила, у него будет отлично развито внимание и сосредоточенность
Приучаем к порядку ребенка 2-4 лет
Как уже было сказано выше, чем раньше вы начнете приучать ребенка к чистоте и порядку, тем больше шансов добиться успеха.
Начинать же лучше с 2-4 летнего возраста
Что делаем:
- Поощряем инициативу. Если ребенок изъявил желание помыть посуду не отказывайте ему в этом, даже если потом придется все перемывать самостоятельно. Больше того, даже те ошибки, которые ребенок обязательно совершит при попытках вам помочь, стоит оставить без внимания
- Попросите ребенка выполнить простые задания. Особенно хорошо помогут приучить к порядку малыша такие задания, которые относятся к нему. Например, уборка игрушек и т.п.
- Все действия нужно проводить в игровой форме. Скажите ребенку, чтобы он помог расставить кукол в их «домики», а машинок в «гаражи»
Как бороться с рассеяностью
Рассеянность – это не приговор для вашего малыша. Победить ее должны помочь родители. Если вы не можете справиться самостоятельно, обратитесь к психологу. Помочь ребенку стать более сосредоточенным можно с помощью следующих советов.
С ранних лет старайтесь приучить ребенка фиксировать внимание на различных предметах. Покупайте ему динамичные игрушки, указывайте на разные предметы и объясняйте их свойства, чтобы ребенок задержал на них свое внимание.
Помогут развить внимательность мозаики, паззлы, различные конструкторы
Объясните ребенку, как нужно обращаться с такими игрушками. Если его это увлечет, ваш малыш во время игры будет развивать не только свою внимательность, но и логику, а также мелкую моторику рук. В любом случае, такие игры принесут немало пользы для развития крохи.
Играйте с ребенком в игру «Найди отличия». Также можно выкладывать перед ним несколько предметов, чтобы он их запомнил, а затем один из них убирать. Пусть ребенок догадается, что именно вы спрятали. Это развивает и память, и внимательность.
Чаще отправляйтесь с ребенком на прогулку, чтобы у него была возможность понаблюдать за природой и ее явлениями. Это расширит его кругозор и разовьет наблюдательность. Ведь детям в этом возрасте все интересно. Не стоит ограничивать его кругозор мультфильмами. И видеоиграми.
После просмотра мультфильма или прочтения книги обсудите с ребенком поведение героев, сюжет и другие детали.
Когда ребенок пойдет в школу, обеспечьте ему комфортное рабочее место, где его ничто не будет отвлекать от занятий. Когда он делает уроки, телевизор и компьютер должны быть выключены.
Режим дня первоклассника должен быть четким. Не стоит слишком сильно перегружать его различными занятиями и кружками. Обеспечьте ребенку нормальное питание и качественный сон.
Приложив некоторые усилия, вы поможете своему ребенку стать более внимательным.