Профилактика детской агрессии
Суть профилактики детской агрессии – создание условий для предотвращения проявления негативного поведения и устранение причин, предшествующих его проявлению.
Среди основных профилактических мер принято выделять:
-
Сохранение внутри семьи доверительных отношений, атмосферы открытости и взаимопонимания.
-
Отказ от заключения несбыточных «сделок» и обещаний.
-
Отсутствие условий и тактичность мер воздействия на поведение ребенка с учетом его возрастных особенностей.
-
Стабильность семейных требований, исполнения обещаний и соблюдения правил.
-
Сохранение стабильных отношений с ребенком, вне зависимости от сторонних факторов, в частности, успехов в обучении.
-
Недопущение бесконтрольного просмотра телепередач, фильмов и мультфильмов сомнительного качества.
-
Ограничение игрового времени на ПК.
-
Фильтрация игр и используемых приложений.
Сталкиваясь с агрессивным поведением ребенка, помните – решение проблемы такого типа кроется исключительно в любви, ласке и уважении к подрастающей личности.
Кризис «Я сам»
Это кризис возраста у ребенка «Я сам». Родителям нужно предоставить малышу больше свободы в тех вопросах, где он уже компетентен; в тех ситуациях, которые безопасны. Тем самым вы вернете спокойствие в дом.
А запугивая ребенка «злым дядькой», «бабой Ягой», получаем обратную реакцию у ребенка – агрессию. Какие-то дети будут бояться и подчиняться, а другие – выдавать агрессию. Ведь агрессия – это обратная сторона страха.
На агрессивные выпады ребенка лучше дать спокойный и твердый отпор: «Так говорить плохо», «Так делать нельзя».
Есть ли позитивные моменты у агрессивности? Да, это:
- защита своей целостности и территории;
- выход негативных эмоций и снятие напряжения;
- отстаивает свои интересы и личное пространство;
- целеустремленность;
- показать окружающим, что может за себя постоять, «дать отпор».
Здесь есть отличия между мальчиками и девочками в проявлении агрессии. Так, мальчики демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, девочки – более высокие уровни косвенной и вербальной агрессии (т.е. словами).
В целом мужскому полу больше приписывают склонность к физической агрессии, а женщинам – косвенная агрессия (не напрямую, а через что-то, через кого-то, не сейчас, через какие-то действия), психологическое давление.
Средства массовой информации оказывают значительное влияние на проявление агрессии со стороны личности, в т.ч. и ребенка. Рассмотрим механизм формирования агрессивного поведения человека, по этапам:
- Чрезмерное увлечение телепередачами/компьютерными играми. Это рождает агрессивные фантазии.
- Далее происходит отождествление с себя с персонажем агрессивного плана.
- Решение проблем и влияние на людей. Здесь человек усваивает агрессивный способ решения любой проблемы + как можно повлиять на людей.
- Использование агрессии для решения проблем межличностных отношений.
- Усиление агрессии, т.к. удалось добиться своего путем применения агрессии.
- Формируются агрессивные привычки.
- Это выливается в неразвитые социальные умения. Ребенок все больше начинает погружаться в мир телевизора/компьютера, где он уже усвоил агрессивный способ решения своих проблем. Он добивается решения проблем в межличностных отношениях с помощью кулаков.
- Фрустрация.
- Чрезмерный просмотр агрессии по ТВ, жестокие компьютерные игры.
В то же время нельзя, чтобы ребенок постоянно пребывал в таком «милом», «благодушном» мире. Тогда у него формируется куча страхов.
Агрессивное поведение у маленьких детей очень часто связано с семейной атмосферой. В семье может допускаться агрессия как по отношению к ребенку, так и между взрослыми членами семьи. Став нормой, агрессивное поведение легко переносится и в дошкольное учреждение.
Проблема детской жестокости как социальное явление
Жестокие дети в школе — актуальная и насущная проблема. Об этом свидетельствуют новости, ролики в интернете, да и просто жизненные ситуации. Подростковая жестокость стала одной из самых больших проблем современной школы. Почти в каждом классе есть хотя бы один маленький агрессор. Сначала ребенок может мучать животных, потом начинает унижать одноклассников, грубить учителям, вести себя вызывающе с родителями. Когда дети-агрессоры собираются в сообщество из нескольких человек, это становится уже серьезной проблемой.
Даже если ребенок ведет себя агрессивно только во внешней среде, а дома вполне адекватен, бездействие родителей может привести к тому, что жестокость рано или поздно обратится и на членов семьи. Проявление агрессии во внешнем мире часто переходит в жестокое отношение детей к родителям, младшим братьям и сестрам, поэтому профилактика агрессивного поведения детей и подростков является общей задачей семьи и общества.
Согласно исследованиям Института социологии РАН, проводимым с 2005 года в разных городах России, количество детей со спокойным, устойчивым неагрессивным поведением значительно снизилось. А статистика, собранная в период с 2006 по 2010 год, уже показывает, что доля подростков с адекватным поведением уменьшилось еще сильнее — с 32 до 15 %.
В ходе исследований выяснилось, что около 48 % старшеклассников тем или иным образом проявляли жестокость по отношению к сверстникам, участвовали в групповых избиениях и драках. Среди учеников 7-9 классов таких 21 %.
Каждый случай жестокости и агрессивности у детей школьного и подросткового возраста необходимо разбирать индивидуально с учетом особенностей развития, темперамента, способностей и социальных условий. Однако существуют методы действенной коррекции и профилактики детской жестокости и агрессивности, основанные на воспитании гуманности и контроля проявления негативных эмоций. О них поговорим ниже.
Способы коррекции агрессии у детей школьного возраста
Как же помочь агрессивному ребёнку? Прежде всего нужно понять для себя, что он ведёт себя так не потому, что он плохой или неправильный, а потому, что не знает, как иначе разрешить ситуацию или привлечь к себе внимание. И задача взрослого — помочь маленькому человеку, а не обвинить и унизить его
Правила для взрослых
Взрослым следует придерживаться следующих правил:
- Давать обратную связь о конкретных поступках, а не о личности. Вместо того, чтобы говорить ребёнку, что он плохой, невоспитанный и т.д., следует обращаться к фактам (что сказал/сделал, как при этом себя вёл. При этом обращаться только к ситуации «здесь и сейчас», не стремясь припомнить все похожие случаи в прошлом).
- Использовать «Я-сообщения». Следует говорить не «Почему ты до сих пор не убрал игрушки?», а «Мне неприятно, что вокруг такой беспорядок».
- Контролировать собственные негативные эмоции, снимать напряжение ситуации. Ответная агрессия в виде криков, запретов и недоверия вызовет в ответ только большее сопротивление. А вот демонстрация модели конструктивного неагрессивного поведения поможет сгладить конфликт и даст ребёнку пример.
- Обсуждать проступок наедине. Обсуждать инцидент с агрессивным поведением нужно как можно скорее, спокойно и адекватно, без свидетелей и осуждения на публике.
- Спокойно относиться в случае незначительной агрессии. При неопасной и объяснимой агрессии можно прибегнуть к: полному игнорированию реакций, выражению понимания чувств ребёнка, переключению внимания.
- Поощрять даже минимальные позитивные изменения. Так ребёнок почувствует, что его любят, принимают и ценят.
Соблюдение этих правил поможет выстроить контакт с агрессивным ребёнком, создаст атмосферу доверия, в которой взрослый — это друг и помощник.
Как проявляется агрессия в подростковом возрасте
Характерные психологические особенности агрессивного поведения детей и подростков :
отказ от участия в общих играх, мероприятиях; чрезмерная самозащита, переходящая в нападение, в отношении детей и взрослых; отрицание авторитета взрослых (родителей, учителей); решение спорных вопросов конфликтным путем; перекладывание вины на другого, не признание собственных ошибок; использование истерики как последнего доказательства; быстрый переход от словесных препираний к угрозам и физическому насилию; склонность преувеличивать враждебность окружающих; повышенная возбудимость и двигательная активность; пассивное сопротивление, негативизм; непонимание и невнимание к чувствам окружающих. На физиологическом уровне агрессивность может проявляться в виде постоянного напряжения мускулов, неконтролируемых движений — сжатые кулаки, губы
Профилактика подростковой агрессии начинается с изучения причин, а они могут быть внешними и внутренними
На физиологическом уровне агрессивность может проявляться в виде постоянного напряжения мускулов, неконтролируемых движений — сжатые кулаки, губы. Профилактика подростковой агрессии начинается с изучения причин, а они могут быть внешними и внутренними.
В этой и подобных ситуациях родители часто задают вопросы:
1. Почему дети мучают животных и что делать с этим?
2. Агрессивный ребенок — какие причины к этому привели?
4. Жестокость в подростковой среде — как действовать?
5. Есть ли эффективная профилактика жестокости в подростковой среде?
Для начала обратимся к причинам проблемного поведения.
Закаленный Сергей: слишком мало любви
Сергею 11 лет, он — младший подросток. Папа и мама хотели, чтобы он вырос самостоятельным сильным парнем, поэтому с самого начала решено было не баловать мальчика. Папа воспитывал сына как настоящего мужчину. Предполагалось, что школа даст образование, а в семье будут закалять характер. Мама целиком поддерживала папу.
Жалобы учителей на то, что мальчик ведет себя агрессивно, стали нарастать от класса к классу. Но того, что он начнет кричать на мать, обвинять ее в жадности, никто не ожидал. Впереди намечались стычки с отцом. С этими страхами мама Сергея обратилась к психологу.
Что происходит. Агрессия — это последняя попытка отправить родителям запрос на любовь, когда нет даже жалости. Три способа получить ответную любовь:
- проявление нежности (ребенок ластится в надежде на ответную ласку);
- скулеж и попытка выклянчить немного тепла в том случае, если родители забыли, что ребенка нужно обнимать и ласкать, или не считают нужным проявлять «телячьи нежности»;
- пускание в ход кулаков, крики, проявление сильных эмоций в надежде получить хоть какой-то эмоциональный отклик.
Считать, что агрессия — это способ привлечь внимание к своей особе, блажь ребенка, неверно. Иногда агрессия уже отчаянный крик о любви, в которой дети нуждаются больше, чем взрослые
Холодные формальные отношения между родителями, когда все делается правильно, каждый занят по хозяйству и при этом в семье главенствует принцип экономии на всем, включая эмоции, приводят к тому, что ребенок не получает необходимого подкрепления, его эмоциональный «резервуар» пустеет. На первый план выступает дефицит любви, принятия, поощрения.
Не зная, как получить любовь (ластиться и клянчить предписано девочкам), мальчики чаще проявляют агрессию, прежде всего по отношению к самым близким людям, от которых они еще ждут ответа на вопрос: «Почему меня никто не любит?».
Наиболее вероятные причины детской агрессии
Причинами детской агрессии могут выступать различные факторы, которые могут даже быть даже не связаны между собой, в частности:
-
Эмоциональная нестабильность – в ситуации, когда у ребенка утрачены связи положительных эмоций, могут возникать ситуации закрепления агрессивности.
-
Отсутствие уважения к личности ребенка – встречается при оскорблении, унижении или непозволительных высказываний в сторону ребенка, что приводит к формированию комплексов.
-
Низкий уровень самооценки – отсутствие уверенности в себе приводит к тому, что ребенок престает доверять и окружающим его людям. В целях создания максимально безопасных условий, срабатывает принцип: лучшая защита – нападение.
-
Чрезмерная или недостаточная опека – отсутствие или чрезмерный уровень контроля могут скрывать в себе негативное влияние на ребенка, что порождает не только страх и тревогу, но еще и протест против существующих правил.
-
Желание стать лучшим – проявление отрицательного поведения позволяет добиться желаемого.
-
Стать одним из всех – попадая в негативное окружение, ребенок пытается адаптироваться и стать таким, как и все.
Ошибки родителей
Сформировать задатки агрессивности может ряд факторов, за развитием, становлением и закреплением которых не уследили родители. К числу таковых стоит относить:
неординарный стиль воспитания (чрезмерное или недостаточное внимание со стороны взрослых);
проявление демонстративной модели соответствующего поведения (к кому-либо из семьи);
отсутствие внимания, равнодушное поведение к успехам ребенка в социуме;
недостаток внимания к ребенку или же дефицит семейного общения;
бесконтрольный просмотр фильмов/программ, а также длительное использование гаджетов.
Драчун Миша: слишком много энергии
Мишке 5 лет, и он драчун. Он с удовольствием дает команды домашним, и те уже поняли, что иногда проще подчиниться, чем договориться. Тем не менее вся семья оказывает жесткое сопротивление Мишке. Общими усилиями, прибегая и к телефонным переговорам со строгим отцом, и даже к физическим наказаниям, все-таки удается уложить его спать днем и вечером, заставить убрать игрушки, валяющиеся по всему дому, и вести себя за столом тихо, подчиняясь общему режиму жизни в семье.
Поскольку проблемы начались с самого рождения, семья живет в тяжелом предчувствии патологии развития ребенка. К тому же нейролептики радикально снимают проблему сна. К моменту обращения к психологу родители уже поставили мальчика на учет к невропатологу и психиатру.
Что происходит. Для людей, которые обладают сильным холерическим темпераментом, характерны выносливость, напористость, высокий физический тонус, потребность в физиологическом удовлетворении, высокая возбудимость. Темперамент генетически задан. Его нельзя исправить, но можно научиться справляться с проблемной стороной.
Первое: холерики нуждаются в дополнительных физических нагрузках, им важно двигаться как можно больше. Если родители сдерживают, «стреноживают» ребенка, потребность в движении нарастает стремительно, и «разрядка» станет слишком яркой
Второе: холерики экспансивны. Они не любят препятствий и стараются занять как можно большее пространство. Вот почему игрушки разбросаны везде.
Третья особенность: доминантность. Лучшие условия для холериков — иерархия, которая строится по принципу «кто сильней, тот и главней». Авторитет отца незыблем, а остальных членов семьи пробуют «на слабо». Мы не призываем к физическим наказаниям, но иногда нужно продемонстрировать силу, просто крепко схватив ребенка за запястье, или сломав у него на глазах палку, или изобразив угрожающую мину.
Дети с холерическим темпераментом чувствительны к сильным сигналам. Слабые стимулы, унылые разговоры о моральной стороне вопроса, просьбы пожалеть они не воспринимают серьезно. Тех, кто слабее их, они не слушаются. Дети-холерики нуждаются не столько в отдыхе, сколько в дополнительных нагрузках и напряжении. Они настоящие марафонцы.
Краткий справочник детской агрессивности
Причина |
Поведение |
Что делать |
Лидерство (темперамент, авторитарный стиль воспитания; реже — неуверенность в себе) |
Несогласие на роль «второго плана», агрессивные притязания на лидерство |
Просить о помощи и публично благодарить, но при этом твердо требовать соблюдения правил |
Гиперактивность (неспособность Адаптироваться к среде; завышенные требования) |
Беспричинные приставания, драки, порча имущества, вспыльчивость |
Обратиться к психологу, стремиться сформировать правильную картину мира |
Демонстративность (дефицит внимания и любви) |
Поведение рассчитано на зрителя |
По возможности игнорировать плохое поведение и поощрять хорошее; если наказания не избежать, объяснить его объективной необходимостью |
Тревога (неосознанная тревога гнетет подростка) |
Обычно агрессия направлена «в пространство» (негативизм, раздражительность) или самого себя (переедание, попытки заглушить тревогу играми и т.п.) |
Помочь справиться с тревогой; часто требуется помощь специалиста |
Заниженная самооценка (ненависть к тем, кто его унижает, часто не имеющая реальных оснований) |
Вспыльчивость, обидчивость |
Нельзя ругать или высмеивать такого подростка, надо помочь ему поверить в себя |
Завышенная самооценка (уверенность в своей «гениальности») |
Ярость, если его исключительность подвергается сомнению, удовольствие от издевательств над слабыми |
Требуется помощь психолога и, вероятно, психиатра |
Как понять, что ваш ребенок агрессивный?
- Он часто ведет себя несдержанно, не умеет или не хочет контролировать себя. В некоторых случаях, агрессивный ребенок пытается взять под контроль свои эмоции, но ничего не получается.
- Любит портить вещи, получает удовольствие, когда ломает или разрушает что-нибудь, например, игрушки.
- Постоянно вступает в споры со сверстниками и взрослыми, ругается.
- Отказывается выполнять просьбы и указания, знает правила, но не желает их придерживаться.
- Совершает поступки назло, намеренно пытаясь вызвать негативную реакцию у окружающих людей: раздражение, злость.
- Не умеет признаваться в ошибках и провинностях, до последнего оправдывается или перекладывает вину на других.
- Ребенок долго помнит обиды, обязательно стремится отомстить. Отмечается чрезмерная завистливость.
Обратите внимание, что детей, особенно в возрасте 5–6 лет, случаются приступы непослушания. Злость, вызванная серьезной причиной, вроде обиды или несправедливого наказания – абсолютно нормальная реакция
Бить тревогу стоит только в том случае, если более полугода вы регулярно замечаете в поведении детей хотя бы 4 признака из перечисленных.
Эмоциональная нестабильность
Обучение
Мария Владимировна Осорина
11–30 апреля 2022
Дополнительное профессиональное образование
Детская практическая психология
43 800 руб.
Участвовать
Источником агрессивности у детей 2–6 лет может быть их эмоциональная нестабильность. До 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. Когда проявления раздражения или негативных эмоций ребенком считаются недопустимыми и всячески подавляются под влиянием принятого в семье стиля воспитания, родители ребенка могут столкнуться с немотивированными, в их понимании, вспышками гнева.
В этом случае ребенок переносит свою агрессивность не на «обидчика», а на все, что под руку подвернется. Это могут быть предметы и игрушки, которые он станет швырять и ломать. Или растение, у которого он оторвет листья и цветы. Или маленький котенок, которого он безнаказанно (если никто не видел) пнет. Можно также выместить обиду на более слабых: младшем братике, сестренке. Чем жестче установленные дома правила поведения, тем агрессивнее может быть поведение ребенка вне дома (или в стенах дома в отсутствие авторитетных для ребенка взрослых).
Как понять, что ваш ребенок агрессивен? Вот несколько признаков агрессивного ребенка:
- постоянно теряет контроль над собой;
- ругается и спорит с окружающими;
- постоянно пытается раздражать других детей и взрослых;
- винит остальных в своих ошибках;
- часто сердится;
- отказывается делать что-либо;
- он мстителен и завистлив.
Эти «ужасные» подростки
Подростковая агрессия – тема непростая. Гормональный всплеск, желание поднять свой рейтинг в глазах сверстников, отношения с родителями, шаткое положение: то тебе говорят, что ты уже взрослый, и тут же – что еще маленький. Да еще добавляется давящая необходимость делать выбор «кем быть», да еще взрослые утверждают, что если сейчас не решишь, будет поздно.
Тяжело быть подростком! Но и родителем подростка быть тоже нелегко, ведь именно против взрослых направлен бунт растущего ребенка. Одно из его самых характерных проявлений – пассивно-агрессивное поведение. Ваше чадо будто нарочно перестает слышать обращенные к нему слова, не выполняет даже самых простых поручений, нарочно «тянет резину», когда вы просите его поторопиться, опаздывает к назначенному времени, на все расспросы отвечает: «Норм!» Кажется, что ему снова три года, и он на любое ваше предложение готов сказать «нет».
Что делать родителям. Спокойствие, только спокойствие! Прежде всего, постарайтесь выслушать и понять, что беспокоит ребенка. Избавьтесь от привычки задавать риторические вопросы: «Почему ты не помыл посуду? Почему не убрала постель?» Просто напомните, что надо сделать. Старайтесь не вступать в бессмысленные споры с подростком и не угрожать тем, что сами выполнить не готовы.
Если с самого раннего возраста вы учили его контролировать проявления агрессии, эти навыки не ушли в песок, не забылись, но сейчас подростку трудно о них вспомнить, особенно в пылу ссоры. Самое главное – остаться другом своему ребенку, даже если он внезапно кажется вам чужим и непонятным.
Подводя итоги, хотелось бы отдельно сказать вот о чем. Мы можем учить ребенка абсолютно правильным вещам, в которые верим. Но если мы говорим одно, а в семье дети видят другое – можно не сомневаться, они скопируют не то, что слышат, а то, что видят. Если мама шлепает тебя, когда ей что-то не нравится, – значит, драться можно? Если папа кричит на маму – значит, ругаться можно? Как ответит себе ребенок на эти вопросы?
Давайте постараемся сделать так, чтобы все способы управления агрессией, о которых мы сегодня говорили, ребенок перенимал у нас « с рук на руки».
От года до трех лет
Ребенок растет, начинает ходить, расширяет доступную территорию. Расширяются и способы общения с миром. И нередко оказывается, что этот мир не спешит выполнить все желания малыша. Родители уже не так быстро и охотно дают поиграть во всякие восхитительные вещицы вроде папиного мобильного телефона или маминых бус. Другие дети (да! оказывается, в мире есть и другие дети!) не хотят делиться формочками и машинками.
Интересов и желаний становится все больше, но речь еще недостаточно развита, чтобы внятно попросить или точно объяснить, чего именно хочется. Все это очень расстраивает и злит ребенка, а справиться с гневом он еще не умеет. И ангелочек превращается в чудовище. Некоторые дети кусают ровесников, отнимают у них игрушки, толкают, бьют. Могут замахнуться или ударить маму, бабушку.
Что делать родителям. Учите малыша способам взаимодействия с другими детьми. Как меняться игрушками, как попросить дать поиграть – словами или понятными жестами
Что делать, если отказывают (на этот случай у вас должна быть с собой другая игрушка, лучше всего новая, чтобы переключить внимание на нее). Если же вы не уследили, и в песочнице случилась потасовка, стоит сохранять спокойствие, но не отворачиваться – мол, само рассосется как-нибудь
Именно сейчас ребенок получает первые, самые важные уроки управления гневом и правил поведения в социуме. Игрушка возвращается владельцу, приносятся извинения малышу (даже если вам кажется, что он еще ничего не понимает) и его маме. На сегодня общая игра окончена. Спокойно (и коротко, понятными ребенку словами) объясните, почему вы пошли домой.
И уже дома, когда ребенок успокоится, отдохнет, поест и попьет, еще раз вернитесь к происшествию. Напомните, как нужно просить или предлагать поменяться. Не ждите быстрого результата, но рано или поздно навык сформируется, если вы будете последовательны и уверены в своей правоте.
Любые попытки ударить кого-нибудь должны пресекаться быстро и решительно. Удержите руку ребенка, твердо скажите, глядя в глаза: «Драться нельзя». Устраивать представление «Ах, маме больно, мама плачет» не стоит – этим вы спровоцируете повторение ситуации.
Если у ребенка есть проблемы с неврологией, он не совсем здоров или хочет спать, избегайте больших детских компаний. Обилие новых людей или переизбыток ярких ощущений могут толкнуть малыша на нехарактерные для него проявления агрессии, и справиться с собой он не сможет.
Что делать родителям
Даже взрослому человеку, любящему родителю сложно не сорваться в конфликтной ситуации. Если уровень раздражения высок, хочется закричать, для начала нужно посчитать про себя до 10, несколько раз сжать и раздать кулак. Это поможет немного успокоиться, не отвечать агрессией на агрессивное поведение подростка.
Но и постоянно терпеть хамство не следует. Родителям нужно говорить ребенку о том, что его поведение и тон огорчают, сердят, растаивают. Необходимо отказаться продолжить разговор, если подросток не снижает тон.
Рекомендации для родителей подростков:
-
Постараться выяснить причину агрессивного поведения. Подростки способны одинаково бурно реагировать на серьезные проблемы, и различные мелочи. Нельзя говорить, что его проблема незначительная, ерундовая. Ребенок решит, что мама или папа его не понимают, безразлично относятся к его жизни. И еще больше замкнется.
-
Стараться решать проблемы вместе. Чтобы не случилось, ребенок всегда должен знать, что родители на его стороне. Что он всегда может поделиться неприятностями, получить совет и помощь. Родитель-друг – лучшая манера поведения матери, отца.
-
Проявлять больше внимания и любви. Но без фанатизма. Излишняя опека никому еще не пошла на пользу.
-
Объяснить последствия агрессивного поведения. Штрафы для родителей, учет в детской комнате.
-
Разговаривать на равных, как со взрослым человеком. Не обманывать, сдерживать обещания, или объяснять спокойно, почему сейчас, или вообще, сделать что-то невозможно.
-
Найти занятие для души. Спортивные секции, творческие студии, конкурсы, олимпиады. Все, что действительно может заинтересовать подростка, помоет ему самовыражаться, или выплескивать негативные эмоции без ущерба для окружающих.
Если подросток внезапно стал молчаливым, замкнутым, нелюдимым – велика вероятность того, что он стал объектом чужой агрессии, буллинга.
Если уровень агрессии достиг критического уровня, самостоятельные попытки привести ребенка в чувства не приносят результата, нужно обратиться к психологу. Ошибочно полагать, что подростковая агрессия пройдет по мере взросления. Этого не будет. Если игнорировать ситуацию, она только усугубится. Следствие – алкоголизм, наркомания, уголовная ответственность, самоубийство.
Чего нельзя делать?
Вот список того, что нельзя ни в коем случае позволять себе, общаясь с агрессивным ребенком или подростком.
- Нельзя «заражаться» агрессией от школьника: кричать, угрожать, принимать агрессивные позы, говорить сквозь зубы; наверное, нет смысла напоминать, что рукоприкладство и оскорбления недопустимы.
- Не стоит переходить на издевательский или насмешливый тон, демонстрировать пренебрежение, допускать сарказм и унижения, высмеивать или передразнивать.
- Абсолютно бессмысленно читать нотации — ребенок их не слышит и не слушает; впрочем, и угрозы наказания не помогут, лишь еще больше обозлят школьника и придадут ему ореол героя в глазах некоторых его приятелей.
- Не надо вовлекать в конфликт тех, кто в него пока не вовлечен, апеллировать к мнению других детей, сравнивать агрессивного школьника с ними.
- Не дадут положительного результата и попытки давить своим авторитетом («Пока что я здесь учитель, как сказал, так и будет!»), резкие приказы, невыполнимые требования, бескомпромиссность; попытка подкупа только ухудшит положение.
Общаться с агрессивным ребенком трудно, корректировать его поведение — длительная и нелегкая задача, но она по плечу.
Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.
Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Негативное влияние гаджетов на детскую психику и поведение
Неумелое или бесконтрольное использование гаджетов в различных возрастных периодах могут провоцировать отклонение от норм поведения. Как известно, гаджеты способны негативно влиять не только на физическое, но и на психическое состояние детей.
Встречается несколько типов проблем, вызванных гаджетами, которые способны перейти в агрессивное поведение ребенка, что связано с нарушением психоэмоционального состояния детей. К такого рода проблемам принято относить:
-
нарушение эмоционального развития – предопределяет нормальность общения ребенка со сверстниками;
-
рассеянность, недостаточный уровень концентрации – вызывает проблемы с фокусировкой внимания, что зачастую является причиной раздражительного поведения;
-
перенапряжение сенсорной системы – восприятие сигналов окружающей среды может вызвать перевозбуждение психики.
Чрезмерное использование гаджетов в период взросления, может крайне негативно отразиться на нервной системе ребенка. Могут возникнуть такие сложности, как:
-
психические заболевания – провоцируются современными играми, сюжет которых может являться причиной не только агрессивного поведения, но еще и формированием страхов, истерии и прочих проблем в поведении ребенка;
-
агрессия – насилие, сцены убийства и пр. могут спровоцировать немотивированное агрессивное поведение;
-
информационная перегрузка – бесконтрольный поток огромного количества информации не просто утомляет, а может стать причиной потери возможности сосредоточения, что провоцирует раздражительность.
Последствия детской агрессии
Отсутствие решение проблемы непременно приведут к ряду определенных последствий детской агрессии, среди которых стоит отметить:
-
отчуждение в коллективе сверстников;
-
негативный пример для окружающих людей;
-
систематическое нарушение норм и законов современного общество;
-
развитие психологических трудностей (страх, неуверенность в принятии решений, психоз);
-
отсутствие понимания социального поведения;
-
потеря личностных качеств в обществе;
-
отсутствие навыков общения в коллективе.
В целях предотвращения возникновения столь неприятных и даже опасных последствий детской агрессии, важно своевременно прекратить влияние провоцирующих факторов, среди которых принято выделять и влияние гаджетов.