Поддержка подростковой инициативы: за и против

«Мы не можем себе этого позволить»

Маленькие дети редко понимают стоимость своих желаний и предложений – в магазине просто хотят куклу и машинку, не осознавая, способны ли родители её купить. Но подросток уже вполне способен оценить стоимость своей инициативы и финансовые возможности родителей.

Если речь идёт о дорогостоящей затее, честно признайтесь сыну или дочери, что не можете обеспечить его всей суммой, но готовы оплатить, например, половину, чтобы вторую половину он мог заработать сам. Обещайте помочь с поиском заработка. Но это не должна быть зарплата за домашние дела. Это лишь подтвердит, что на самом деле деньги у вас есть, просто вы не хотите расставаться с ними просто так, а предпочитаете получить от ребёнка какую-то выгоду.

«А ты как считаешь?»

Желание ребёнка высказаться не возникает ниоткуда. Обычно он делится идеями с тем, кому доверяет, кто выслушает и поддержит. Хорошо, если этими людьми окажутся родители. Ведь от них требуется не столько воплощение инициативы в жизнь, сколько сам факт внимания и поддержки.

Чтобы создать такую доброжелательную атмосферу, в которой подростку захочется высказаться и поделиться, попробуйте начать действовать сами. Составьте список обыденных дел ребёнка, его интересов, увлечений и симпатий, и предложите что-то интересное и полезное сами. Главное вовремя остановиться – не навязывать, не настаивать и предоставить подростку не номинальный, а реальный выбор, соглашаться с вашим предложением или нет.

Мария Степанова

«Нет! По-твоему не будет!»

Казалось бы, что сложного – помочь ребёнку воплотить в жизнь его идею, чтобы он попробовал реализовать что-то самостоятельно. Но в большинстве случаев любая инициатива получает жёсткий отпор.

Родители критикуют идеи детей, когда не доверяют им. Они слышат негативные отзывы школьных учителей о плохой успеваемости и поведении, и это лишь подтверждает их опасения, что подросток не способен на действительно стоящие поступки. Взрослые не уверены в ребёнке, а порой просто чрезмерно опекают его.

«В ситуации, когда подросток выбирает не то, что хотят для него родители, я бы посоветовала родителям больше прислушиваться к нему, а не навязывать свою картину мира, – замечает психолог портала «Я – родитель» Ирина Винник. – Если вы хотите, чтобы ваш ребенок чувствовал себя счастливым, разрешайте ему выбирать свой путь. Счастливый человек – тот, кто занимается тем, что ему нравится, а не тем, что «надо»».

«А ты как считаешь?»

Желание ребёнка высказаться не возникает ниоткуда. Обычно он делится идеями с тем, кому доверяет, кто выслушает и поддержит. Хорошо, если этими людьми окажутся родители. Ведь от них требуется не столько воплощение инициативы в жизнь, сколько сам факт внимания и поддержки.

Чтобы создать такую доброжелательную атмосферу, в которой подростку захочется высказаться и поделиться, попробуйте начать действовать сами. Составьте список обыденных дел ребёнка, его интересов, увлечений и симпатий, и предложите что-то интересное и полезное сами. Главное вовремя остановиться – не навязывать, не настаивать и предоставить подростку не номинальный, а реальный выбор, соглашаться с вашим предложением или нет.

Способны ли вы разделить взгляды современных подростков?

Подростки живут в мире, который отличается от мира, в котором жили их родители в подростковом возрасте, поэтому недопонимание между ними всегда актуально. Особую ценность представляют умения взрослых находить общий язык с детьми. Узнаете, способны ли вы разделять взгляды современных подростков.

«Но тебе же от этого будет хуже!»

Важно поддерживать любую инициативу подростка, какой бы бредовой она ни казалась. Порой просто из-за отсутствия необходимого опыта детям приходят в голову странные идеи, которые им же самим могут навредить

Психолог портала «Я – родитель» Ирина Винник отмечает, что лучшее, чему родитель может научить ребёнка – это просчитывать последствия своих выборов: «Если подросток пришел к вам с идеей, сядьте и вместе пропишите возможные варианты развития событий, если её реализовать. Придумайте минимум четыре варианта

Важно, чтобы родители шли на контакт и обсуждали, даже если идея ребенка кажется им вредной. Расскажите о своих опасениях, вместе поищите альтернативы и посмотрите на их последствия

Когда подросток проинформирован о последствиях, право выбора должно остаться за ним. Только так можно научить его нести ответственность за свои поступки – то есть, за выборы, которые он сделал сам».

«Я занят, давай потом»

Если верить статистике, родители тратят около 15 минут в день на общение с ребёнком, и большинство из них редко заходит дальше вопроса «Как дела в школе?». Занятость, усталость и множество проблем лишают сил на действительно важные разговоры.

Например, сын хочет собрать школьную команду по какому-то экзотическому виду спорта, которым занимается с друзьями. Сложно представить, насколько страшно и волнительно ему может быть перед походом с подобным предложением к учителю или директору

А от родителя только-то и нужно, что дать ребёнку время высказать свою идею, задать уточняющие вопросы, которые помогут ему подготовиться к важному разговору, сказать тёплые слова поддержки

Но бывают случаи, когда даже такой простой разговор действительно начинается не вовремя. Попросите сына или дочь перенести обсуждение их идей, но не «на потом» и «позже», а указав конкретное время. Так подросток будет понимать, что его инициатива важна и обязательно будет услышана, просто в данный момент родители и правда очень заняты. При этом для установления доверительных отношений особенно полезна совместная деятельности. Поэтому предложите ребёнку не просто поддержку, но и помощь в реализации инициативы.

Режим и здоровая пища для подростка

Подростки зачастую могут отказываться от домашней еды, потому что уже наелись чипсов и бургеров (про диету для подростков мы писали тут), а кроме того, подростки зачастую засиживаются допоздна, общаясь в чатах, играя в игры или просматривая последние обновления любимых блогеров

При этом подростки могут ворчать и огрызаться в ответ на попытки родителей накормить любимое чадо супом или цветной капустой, а тем более – в ответ на родительские попытки регулировать режим дня. Тем не менее, подросткам (особенно младшим) нужна поддержка в том, чтобы регулировать себя, им нужны границы.

А мамины котлетки с пюрешкой нужны вообще всем, не только подросткам!

«Но тебе же от этого будет хуже!»

Важно поддерживать любую инициативу подростка, какой бы бредовой она ни казалась. Порой просто из-за отсутствия необходимого опыта детям приходят в голову странные идеи, которые им же самим могут навредить

Психолог портала «Я – родитель» Ирина Винник отмечает, что лучшее, чему родитель может научить ребёнка – это просчитывать последствия своих выборов: «Если подросток пришел к вам с идеей, сядьте и вместе пропишите возможные варианты развития событий, если её реализовать. Придумайте минимум четыре варианта

Важно, чтобы родители шли на контакт и обсуждали, даже если идея ребенка кажется им вредной. Расскажите о своих опасениях, вместе поищите альтернативы и посмотрите на их последствия

Когда подросток проинформирован о последствиях, право выбора должно остаться за ним. Только так можно научить его нести ответственность за свои поступки – то есть, за выборы, которые он сделал сам».

«Я занят, давай потом»

Если верить статистике, родители тратят около 15 минут в день на общение с ребёнком, и большинство из них редко заходит дальше вопроса «Как дела в школе?». Занятость, усталость и множество проблем лишают сил на действительно важные разговоры.

Например, сын хочет собрать школьную команду по какому-то экзотическому виду спорта, которым занимается с друзьями. Сложно представить, насколько страшно и волнительно ему может быть перед походом с подобным предложением к учителю или директору

А от родителя только-то и нужно, что дать ребёнку время высказать свою идею, задать уточняющие вопросы, которые помогут ему подготовиться к важному разговору, сказать тёплые слова поддержки

Но бывают случаи, когда даже такой простой разговор действительно начинается не вовремя. Попросите сына или дочь перенести обсуждение их идей, но не «на потом» и «позже», а указав конкретное время. Так подросток будет понимать, что его инициатива важна и обязательно будет услышана, просто в данный момент родители и правда очень заняты. При этом для установления доверительных отношений особенно полезна совместная деятельности. Поэтому предложите ребёнку не просто поддержку, но и помощь в реализации инициативы.

«Неужели для тебя это так важно?»

Исследования показали, что первую в жизни инициативу ребёнок проявляет ещё в возрасте нескольких недель, когда улавливает связь между своими жестами и звуком погремушек, криком и приходом мамы. Но по-настоящему интересным этот процесс становится в 13-14 лет, когда появляется так называемое «абстрактное ориентированное на будущее «Я».

До этого момента дети не очень-то понимают, что с ними будет в будущем, и как оно изменится после их поступков. Поэтому именно в этом возрасте происходит первый осознанный выбор будущей профессии и любимых занятий, увлечений и предпочтений. И именно в этом возрасте особенно важна поддержка родителей.

Высказанные подростком идеи и предложения важны, потому что из-за обострённого восприятия чужого мнения и потребности в оценке со стороны сформируется либо тип поведения уверенного в себе человека, готового высказываться, либо тип нерешительного молчуна, который предпочтёт отсидеться в сторонке.

Однажды отказав в поддержке инициативы, родители рискуют лишиться этого шанса навсегда – с ними ребёнок просто больше не поделится. Поэтому отсутствие инициативы может говорить о том, что чадо вам не доверяет.

«Неужели для тебя это так важно?»

Исследования показали, что первую в жизни инициативу ребёнок проявляет ещё в возрасте нескольких недель, когда улавливает связь между своими жестами и звуком погремушек, криком и приходом мамы. Но по-настоящему интересным этот процесс становится в 13-14 лет, когда появляется так называемое «абстрактное ориентированное на будущее «Я».

До этого момента дети не очень-то понимают, что с ними будет в будущем, и как оно изменится после их поступков. Поэтому именно в этом возрасте происходит первый осознанный выбор будущей профессии и любимых занятий, увлечений и предпочтений. И именно в этом возрасте особенно важна поддержка родителей.

Высказанные подростком идеи и предложения важны, потому что из-за обострённого восприятия чужого мнения и потребности в оценке со стороны сформируется либо тип поведения уверенного в себе человека, готового высказываться, либо тип нерешительного молчуна, который предпочтёт отсидеться в сторонке.

Однажды отказав в поддержке инициативы, родители рискуют лишиться этого шанса навсегда – с ними ребёнок просто больше не поделится. Поэтому отсутствие инициативы может говорить о том, что чадо вам не доверяет.

«Но тебе же от этого будет хуже!»

Важно поддерживать любую инициативу подростка, какой бы бредовой она ни казалась. Порой просто из-за отсутствия необходимого опыта детям приходят в голову странные идеи, которые им же самим могут навредить

Психолог портала «Я – родитель» Ирина Винник отмечает, что лучшее, чему родитель может научить ребёнка – это просчитывать последствия своих выборов: «Если подросток пришел к вам с идеей, сядьте и вместе пропишите возможные варианты развития событий, если её реализовать. Придумайте минимум четыре варианта

Важно, чтобы родители шли на контакт и обсуждали, даже если идея ребенка кажется им вредной. Расскажите о своих опасениях, вместе поищите альтернативы и посмотрите на их последствия

Когда подросток проинформирован о последствиях, право выбора должно остаться за ним. Только так можно научить его нести ответственность за свои поступки – то есть, за выборы, которые он сделал сам».

«Нет! По-твоему не будет!»

Казалось бы, что сложного – помочь ребёнку воплотить в жизнь его идею, чтобы он попробовал реализовать что-то самостоятельно. Но в большинстве случаев любая инициатива получает жёсткий отпор.

Родители критикуют идеи детей, когда не доверяют им. Они слышат негативные отзывы школьных учителей о плохой успеваемости и поведении, и это лишь подтверждает их опасения, что подросток не способен на действительно стоящие поступки. Взрослые не уверены в ребёнке, а порой просто чрезмерно опекают его.

«В ситуации, когда подросток выбирает не то, что хотят для него родители, я бы посоветовала родителям больше прислушиваться к нему, а не навязывать свою картину мира, – замечает психолог портала «Я – родитель» Ирина Винник. – Если вы хотите, чтобы ваш ребенок чувствовал себя счастливым, разрешайте ему выбирать свой путь. Счастливый человек – тот, кто занимается тем, что ему нравится, а не тем, что «надо»».

«А ты как считаешь?»

Желание ребёнка высказаться не возникает ниоткуда. Обычно он делится идеями с тем, кому доверяет, кто выслушает и поддержит. Хорошо, если этими людьми окажутся родители. Ведь от них требуется не столько воплощение инициативы в жизнь, сколько сам факт внимания и поддержки.

Чтобы создать такую доброжелательную атмосферу, в которой подростку захочется высказаться и поделиться, попробуйте начать действовать сами. Составьте список обыденных дел ребёнка, его интересов, увлечений и симпатий, и предложите что-то интересное и полезное сами. Главное вовремя остановиться – не навязывать, не настаивать и предоставить подростку не номинальный, а реальный выбор, соглашаться с вашим предложением или нет.

«Мы не можем себе этого позволить»

Маленькие дети редко понимают стоимость своих желаний и предложений – в магазине просто хотят куклу и машинку, не осознавая, способны ли родители её купить. Но подросток уже вполне способен оценить стоимость своей инициативы и финансовые возможности родителей.

Если речь идёт о дорогостоящей затее, честно признайтесь сыну или дочери, что не можете обеспечить его всей суммой, но готовы оплатить, например, половину, чтобы вторую половину он мог заработать сам. Обещайте помочь с поиском заработка. Но это не должна быть зарплата за домашние дела. Это лишь подтвердит, что на самом деле деньги у вас есть, просто вы не хотите расставаться с ними просто так, а предпочитаете получить от ребёнка какую-то выгоду.

Почему подросток теряет интерес к своему ближайшему окружению (родителям, братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам), неохотно проводит с ними время и постоянно норовит «сбежать» к друзьям?

Подросток не то чтобы совсем теряет интерес к семье. Просто его потребности в познании мира начинают выходить за ее пределы. Это необходимое условие взросления.

Дети в подростковом возрасте стремятся попробовать себя в новой, «взрослой» роли. Зачастую такая роль воспринимается ими как набор воображаемых атрибутов якобы взрослой жизни (курение, спиртное, новые отношения с деньгами), как свобода и независимость, как возможность принимать собственные решения. А другая сторона «взрослости»: ответственность, обязательства, забота о других, умение распоряжаться временем и ресурсами — является для них проблемной в силу небольшого жизненного опыта.

Подростку важно делать все по-своему, не так, как ему «преподносят на блюдечке» взрослые. Ведь в противном случае он возвращается в «мир детства», где был послушным, удобным, и из которого сейчас стремится выбраться

Поэтому, конечно, отношения с родителями становятся более конфликтными. Но семья для подростка по-прежнему остается необходимым и важным местом, где накормят, вылечат, выслушают и всегда помогут.

Также здесь важно сказать, что такая «переориентировка» на друзей связана с особенностями возраста. Каждому возрасту соответствует как бы своя «группа людей», внутри которой человек получает необходимое в этот момент развитие

Подростковому возрасту соответствует группа его сверстников. В психологии ведущим видом деятельности этого периода взросления ребенка выделяется как раз общение, экспериментирование внутри отношений с другими людьми. Благодаря такой деятельности подросток учится осознанному поведению, ответственности, умению делать выбор.

О чем стоит напоминать подростку, когда он идет гулять со своими сверстниками?

О заранее заключенных договоренностях, правилах и последствиях. Также напомните своему ребенку о том, что доверяете ему

Правда, важно об этом не только говорить, но и действительно стараться доверять. Когда между подростком и родителем налажены доверительные отношения, повышается вероятность того, что, если случится что-то плохое, ребенок не побоится рассказать родителям, попросить помощи

Он будет знать, что его не отругают, не накажут, не лишат каких-то важных для него вещей, а непременно помогут справиться с трудностями.

Беседовала Ирина Корнеева

Ваши отношения с подростком

Подросток не хочет общаться, у вас не получается мирно договориться – как быть в такой ситуации? Пройдите тест и получите информацию об особенностях вашего стиля воспитания и о взгляде подростка на то, как вы его воспитываете.
Пройти тест

О чем стоит напоминать подростку, когда он идет гулять со своими сверстниками?

О заранее заключенных договоренностях, правилах и последствиях. Также напомните своему ребенку о том, что доверяете ему

Правда, важно об этом не только говорить, но и действительно стараться доверять. Когда между подростком и родителем налажены доверительные отношения, повышается вероятность того, что, если случится что-то плохое, ребенок не побоится рассказать родителям, попросить помощи

Он будет знать, что его не отругают, не накажут, не лишат каких-то важных для него вещей, а непременно помогут справиться с трудностями.

Беседовала Ирина Корнеева

Ваши отношения с подростком

Подросток не хочет общаться, у вас не получается мирно договориться – как быть в такой ситуации? Пройдите тест и получите информацию об особенностях вашего стиля воспитания и о взгляде подростка на то, как вы его воспитываете.
Пройти тест

«Неужели для тебя это так важно?»

Исследования показали, что первую в жизни инициативу ребёнок проявляет ещё в возрасте нескольких недель, когда улавливает связь между своими жестами и звуком погремушек, криком и приходом мамы. Но по-настоящему интересным этот процесс становится в 13-14 лет, когда появляется так называемое «абстрактное ориентированное на будущее «Я».

До этого момента дети не очень-то понимают, что с ними будет в будущем, и как оно изменится после их поступков. Поэтому именно в этом возрасте происходит первый осознанный выбор будущей профессии и любимых занятий, увлечений и предпочтений. И именно в этом возрасте особенно важна поддержка родителей.

Высказанные подростком идеи и предложения важны, потому что из-за обострённого восприятия чужого мнения и потребности в оценке со стороны сформируется либо тип поведения уверенного в себе человека, готового высказываться, либо тип нерешительного молчуна, который предпочтёт отсидеться в сторонке.

Однажды отказав в поддержке инициативы, родители рискуют лишиться этого шанса навсегда – с ними ребёнок просто больше не поделится. Поэтому отсутствие инициативы может говорить о том, что чадо вам не доверяет.

Почему подростки нуждаются в поддержке

Тема «Трудный подросток и причины» актуальна для каждой семьи. До определенного возрастного порога дети во всем слушаются родителей, охотно обсуждают со старшими любые вопросы и трудности, с которыми сталкиваются. Подростковый период сложнее. Когда ребенок взрослеет, он переживает свой первый кризис, «прелести» которого зачастую ощущает вся семья. В такие моменты психологи советуют не поддаваться панике и не давить на подростка морально, а вместо этого пытаться найти правильный подход, чтобы выяснить, что конкретно происходит в жизни ребенка, нужна ли ему помощь.

Личность ребенка начинает формироваться к 5 годам — это утверждение известного воспитателя Антона Макаренко, который считал, что родители, если хотят что-то «заложить» в свое чадо, должны успевать с воспитанием в этот 5-летний период, т. к. впоследствии привитие правильных жизненных ориентиров дается сложно.

У большинства детей кризис подросткового периода начинается, когда они достигают 9-летнего возраста, и продолжается на фоне взросления. В эти годы привычное поведение ребенка меняется и начинает выходить за прежние рамки дозволенного, а иногда даже не вписывается в нормы, принятые в обществе. Многие родители, учителя и преподаватели ошибочно считают, что трудный подросток испытывает удовлетворение от «неприличных выходок». На самом деле на подсознательном уровне ребенок страдает.

Желание продемонстрировать протест возникает не само по себе. Агрессия, замкнутость, неприятие правил — все это может стать закономерным следствием:

  • Негативного принятия себя и своего тела;
  • Неумения распределять приоритеты, управлять своим временем;
  • Давления со стороны старших (родителей, учителей и общества в целом) и нежелания соответствовать противоречивым ожиданиям;
  • Нарушенного физического здоровья (трудный подростковый период часто возникает у детей с хроническими заболеваниями, такими как болезнь Крона, язвенный колит и пр., а иногда становится причиной их возникновения);
  • Отсутствия хороших образцов для подражания;
  • Сексуального опыта (рискованной сексуальной активности);
  • Соблазнов «взрослой жизни».

Свою лепту в поведенческие установки личности трудного подростка вносит интернет, на просторах которого дети, как и в реальности, могут сталкиваться с издевательствами или подвергаться воздействию виртуальных провокаторов, перенимая от них неправильные жизненные идеи и ценности.

«Мы не можем себе этого позволить»

Маленькие дети редко понимают стоимость своих желаний и предложений – в магазине просто хотят куклу и машинку, не осознавая, способны ли родители её купить. Но подросток уже вполне способен оценить стоимость своей инициативы и финансовые возможности родителей.

Если речь идёт о дорогостоящей затее, честно признайтесь сыну или дочери, что не можете обеспечить его всей суммой, но готовы оплатить, например, половину, чтобы вторую половину он мог заработать сам. Обещайте помочь с поиском заработка. Но это не должна быть зарплата за домашние дела. Это лишь подтвердит, что на самом деле деньги у вас есть, просто вы не хотите расставаться с ними просто так, а предпочитаете получить от ребёнка какую-то выгоду.

«А ты как считаешь?»

Желание ребёнка высказаться не возникает ниоткуда. Обычно он делится идеями с тем, кому доверяет, кто выслушает и поддержит. Хорошо, если этими людьми окажутся родители. Ведь от них требуется не столько воплощение инициативы в жизнь, сколько сам факт внимания и поддержки.

Чтобы создать такую доброжелательную атмосферу, в которой подростку захочется высказаться и поделиться, попробуйте начать действовать сами. Составьте список обыденных дел ребёнка, его интересов, увлечений и симпатий, и предложите что-то интересное и полезное сами. Главное вовремя остановиться – не навязывать, не настаивать и предоставить подростку не номинальный, а реальный выбор, соглашаться с вашим предложением или нет.

Мария Степанова

Способны ли вы разделить взгляды современных подростков?

Подростки живут в мире, который отличается от мира, в котором жили их родители в подростковом возрасте, поэтому недопонимание между ними всегда актуально. Особую ценность представляют умения взрослых находить общий язык с детьми. «Я-родитель» предлагает узнать, способны ли вы разделять взгляды современных подростков.
Пройти тест

«Я занят, давай потом»

Если верить статистике, родители тратят около 15 минут в день на общение с ребёнком, и большинство из них редко заходит дальше вопроса «Как дела в школе?». Занятость, усталость и множество проблем лишают сил на действительно важные разговоры.

Например, сын хочет собрать школьную команду по какому-то экзотическому виду спорта, которым занимается с друзьями. Сложно представить, насколько страшно и волнительно ему может быть перед походом с подобным предложением к учителю или директору

А от родителя только-то и нужно, что дать ребёнку время высказать свою идею, задать уточняющие вопросы, которые помогут ему подготовиться к важному разговору, сказать тёплые слова поддержки

Но бывают случаи, когда даже такой простой разговор действительно начинается не вовремя. Попросите сына или дочь перенести обсуждение их идей, но не «на потом» и «позже», а указав конкретное время. Так подросток будет понимать, что его инициатива важна и обязательно будет услышана, просто в данный момент родители и правда очень заняты. При этом для установления доверительных отношений особенно полезна совместная деятельности. Поэтому предложите ребёнку не просто поддержку, но и помощь в реализации инициативы.

Как найти общий язык с трудным подростком

Помогать подросткам в трудные моменты можно и нужно. Оказавшись на поверхностном уровне взрослой жизни, они нуждаются в поддержке и наитии. Родители, бросающие своих детей справляться с внутренним кризисом самостоятельно, рискуют: только в 2014 году уровень самоубийств среди молодых людей в возрасте 15-24 лет составил 13,5 процента.
Чтобы помочь ребенку, психологи советуют взрослым улучшать родительские качества:

Страх неудач — одна из основных причин стресса у подростков. Задача взрослых заключается в том, чтобы научить ребенка справляться с тревогой и стимулировать его самооценку.
При первых признаках депрессии или психических расстройств у детей родители просто обязаны обратиться за специализированной помощью.

Родителям важны доходы

Многим людям для ощущения счастья также нужна определенная финансовая стабильность, доход, позволяющий обеспечить семью. Уровень дохода обычно влияет на самооценку, а та, в свою очередь, служит компонентом счастья.

Исследователь добавил в уравнение, связывающее обстановку в семье и уровень счастья, переменную «уровень доходов». Оказалось, что она вместе с внутрисемейным социальным капиталом весьма значима для благополучия родителей.

В ряде работ установлено, что наибольшая связь между уровнем материального благополучия и уровнем счастья наблюдается в странах с низкими доходами. В исследуемой выборке доходы родителей были ниже среднего. Это во многом объясняет полученную связь, отмечает Дубров.

В целом исследование подтвердило, что в дружных семьях, в атмосфере любви и поддержки подростки чувствуют себя более счастливыми. Это помогает им легче пережить трудности взросления.

См. также:

Автор текста:

Соболевская Ольга Вадимовна,

13 июня, 2017 г.

Социология

дети

семья

Подпишись на IQ.HSE

«Нет! По-твоему не будет!»

Казалось бы, что сложного – помочь ребёнку воплотить в жизнь его идею, чтобы он попробовал реализовать что-то самостоятельно. Но в большинстве случаев любая инициатива получает жёсткий отпор.

Родители критикуют идеи детей, когда не доверяют им. Они слышат негативные отзывы школьных учителей о плохой успеваемости и поведении, и это лишь подтверждает их опасения, что подросток не способен на действительно стоящие поступки. Взрослые не уверены в ребёнке, а порой просто чрезмерно опекают его.

«В ситуации, когда подросток выбирает не то, что хотят для него родители, я бы посоветовала родителям больше прислушиваться к нему, а не навязывать свою картину мира, – замечает психолог портала «Я – родитель» Ирина Винник. – Если вы хотите, чтобы ваш ребенок чувствовал себя счастливым, разрешайте ему выбирать свой путь. Счастливый человек – тот, кто занимается тем, что ему нравится, а не тем, что «надо»».

Поддержка и защита для поддержка

Маленьким детям нужен контроль. Подросткам нужна поддержка. С одной стороны, юность – это время обретения самостоятельности, а будучи под контролем, самостоятельным не стать.

С другой стороны, у человека подросткового возраста, как правило, не хватает опыта, прозорливости и саморегуляции, чтобы справляться с каждодневной рутиной, а тем более – с важными жизненными решениями полностью самостоятельно.

Поэтому подростку важно, чтобы родители были рядом и помогали бы участием, советом или авторитетом, но при этом, чтобы подросток обладал решающим голосом, а родители – совещательным. Кроме того, подросткам важно ощущать защиту со стороны родителей

Кроме того, подросткам важно ощущать защиту со стороны родителей. Подростки могут совершать рискованные поступки и при этом считать себя неуязвимыми, считать, что ничего страшного не произойдёт, или же они могут попадать в неприятные ситуации не по своей вине – от школьной травли до заболеваний

Подростки могут совершать рискованные поступки и при этом считать себя неуязвимыми, считать, что ничего страшного не произойдёт, или же они могут попадать в неприятные ситуации не по своей вине – от школьной травли до заболеваний.

Во всех этих случаях подросткам важно иметь возможность опереться на родителей и получить от них необходимую помощь

«Нет! По-твоему не будет!»

Казалось бы, что сложного – помочь ребёнку воплотить в жизнь его идею, чтобы он попробовал реализовать что-то самостоятельно. Но в большинстве случаев любая инициатива получает жёсткий отпор.

Родители критикуют идеи детей, когда не доверяют им. Они слышат негативные отзывы школьных учителей о плохой успеваемости и поведении, и это лишь подтверждает их опасения, что подросток не способен на действительно стоящие поступки. Взрослые не уверены в ребёнке, а порой просто чрезмерно опекают его.

«В ситуации, когда подросток выбирает не то, что хотят для него родители, я бы посоветовала родителям больше прислушиваться к нему, а не навязывать свою картину мира, – замечает психолог портала «Я – родитель» Ирина Винник. – Если вы хотите, чтобы ваш ребенок чувствовал себя счастливым, разрешайте ему выбирать свой путь. Счастливый человек – тот, кто занимается тем, что ему нравится, а не тем, что «надо»».

«Я занят, давай потом»

Если верить статистике, родители тратят около 15 минут в день на общение с ребёнком, и большинство из них редко заходит дальше вопроса «Как дела в школе?». Занятость, усталость и множество проблем лишают сил на действительно важные разговоры.

Например, сын хочет собрать школьную команду по какому-то экзотическому виду спорта, которым занимается с друзьями. Сложно представить, насколько страшно и волнительно ему может быть перед походом с подобным предложением к учителю или директору

А от родителя только-то и нужно, что дать ребёнку время высказать свою идею, задать уточняющие вопросы, которые помогут ему подготовиться к важному разговору, сказать тёплые слова поддержки

Но бывают случаи, когда даже такой простой разговор действительно начинается не вовремя. Попросите сына или дочь перенести обсуждение их идей, но не «на потом» и «позже», а указав конкретное время. Так подросток будет понимать, что его инициатива важна и обязательно будет услышана, просто в данный момент родители и правда очень заняты. При этом для установления доверительных отношений особенно полезна совместная деятельности. Поэтому предложите ребёнку не просто поддержку, но и помощь в реализации инициативы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: