Как и когда рассказать и объяснить детям о боге в православии

Если ребенок возмущается, это… похвала родителям

— Отче, вот ситуация: ребенок у верующих родителей с рождения причащался каждое воскресенье, но исполнилось ему 11, 12 лет, и вдруг признаётся, что в храм ходить не хочет. Как с ним себя вести? Ведь если ошибиться в тактике, человек может вообще из Церкви уйти, когда появится такая возможность.

Протоиерей Константин Курбанов

— Вопрос этот объемный, и есть множество моментов, на которые стоит обратить внимание, отвечая на него. Прежде всего, дети бывают разные

Есть такие, которым Бог дал унаследовать от родителей послушный характер. Им легче справиться с собой, чем вступать в конфликт с отцом или матерью

Прежде всего, дети бывают разные. Есть такие, которым Бог дал унаследовать от родителей послушный характер. Им легче справиться с собой, чем вступать в конфликт с отцом или матерью.

Но чаще встречается другая ситуация. Кстати, протест по отношению к старшим может говорить и в пользу родителей. Почему? Потому что это означает, что дети состоят с ними в особенных, родных отношениях. Ведь мы не ценим самых близких — это одна из наших слабостей человеческих. Так что если ребенок открыто возмущается, это, с одной стороны, похвала родителям, а с другой — предупреждение.

Исповедь и причастие для детей

С детьми нужно готовиться к исповеди и причастию. Перед посещением храма потрудитесь объяснить сыну или дочке, что с ними там будет.


Причастие детей в храме

Если речь идет об исповеди, то простыми словами дайте разъяснение, что такое исповедь. Объясните, кто присутствует на исповеди, кто такой священник и зачем его участие в таинстве исповеди. Познакомиться нужно с батюшкой. Может заранее привести и показать священника, рассказать, что значат его необычные одежды, почему он с бородой, как к нему правильно подходить, что он будет спрашивать на исповеди.

Те же правила относятся и к Таинству Причастия. Если ребенок понимает, то расскажите, что с ним будет происходить в момент таинства. Такая манера общения с детьми — уважительная. Детей надо своих уважать, восхищаться ими, ценить.

Видя пример старших детей, малышам хочется приобщиться к исповеди — не отказывайте им

Батюшка в свою очередь проводит всю процедуру исповеди — беседует с малышом, накрывает епитрахилью, читает разрешительную молитву об отпущении грехов — это для дитя важно и помогает приобщиться к службе

Православие для малышей

Рождение ребёнка – истинное счастье для каждого родителя, но в православных семьях это событие воспринимается не так, как в светских. Для верующих людей появление на свет нового члена семьи непременно связано с такими церковными обрядами, как:

  • крещение;
  • миропомазание;
  • причащение;
  • воцерквление.

Родившись, малыш сразу приобщается к религии и культуре, и это даёт ему возможность почувствовать себя не менее значимой частичкой общества, чем окружающие.

Прививать веру и любовь к Богу начинают с пелёнок, но не строгими приказами, а в форме игры и повествования. Детей до года не огораживают от семейных традиций вероисповедания: напротив, родители читают малышам молитвы вслух, рассказывают о церковных праздниках, показывают иконы.

От года до трёх

К первому дню рождения ребёнок уже обладает многими навыками и понимает речь. Меняется и его жизненный уклад: малыша чаще водят в храм, а дома вовлекают в хозяйство и творческую деятельность.

Немаловажную роль играет совместная творческая деятельность: малыши с раннего возраста лепят и рисуют со старшими ребятами. Рукоделие напрямую связано с православными традициями, ведь каждому церковному празднику соответствует своя поделка.

На этих принципах строится воспитание до 3 лет. Именно в этом возрасте закладываются самые важные черты характера, формируются привычки, развиваются мышление и эстетический вкус.

Православие и детский сад

Верующие родители сталкиваются с определенными сложностями, когда приходит время отдавать подросшего ребёнка в детский сад. Ведь садик – это не только возможность общаться со сверстниками, но и строгая дисциплина. Правила поведения в дошкольных учреждениях сильно отличаются от тех, к которым привык малыш, воспитанный в традициях православия.

Перешагнув рубеж пятилетнего возраста, ребёнок уже может выбирать, что ему нравится, а что нет. Но он ещё очень мал, чтобы самостоятельно отличать плохое от хорошего. В воспитании детей старшего дошкольного возраста родителям придётся проявить настойчивость, чтобы не упустить все то, что они взращивали в маленьком человеке с рождения. Здесь пригодится традиционный для православия метод «кнута и пряника»: строгие наказания, смягчаемые особенной любовью и лаской.

Таинства по традиции

Соответственно такому их образу жизни возникают трудности на исповеди. Ребенок, который с малолетнего возраста (с семи лет обычно), приходит на исповедь, причащается очень часто по традиции. Скажем, в нашем храме дети причащаются на каждой литургии, на которую их приводят или на которую они приходят сами. Фактически получается раз в неделю, иногда чаще.

Исповедь для них бывает сначала очень интересной и вожделенной, потому что им кажется, что когда они будут исповедоваться, то это означает их некую взрослость, что они уже стали большими. И пятилетний ребенок очень хочет скорее начать исповедоваться. И первые его исповеди будут очень серьезными. Он придет и скажет, что он не слушается маму, что он побил сестренку, или что плохо сделал уроки, или плохо помолился Богу, и скажет это все весьма умилительно, серьезно. Но очень скоро, буквально через месяц или два, окажется, что он к этому совершенно привык, и дальше идут целые годы, когда он подходит и говорит:  «Я не слушаюсь,  я грублю,  я ленюсь».  Таков короткий набор обычных детских грехов, весьма обобщенных.  Он выпаливает их мгновенно священнику.

Священник, который замучен исповедью свыше всякой меры, естественно, прощает и разрешает его за полминуты, и все это превращается в ужасающую формальность, которая, конечно, ребенку больше вредит, чем помогает. По прошествии нескольких лет оказывается, что для такого церковного ребенка уже вообще непонятно, что он должен над собой как-то работать. Он даже не способен испытывать настоящего чувства покаяния на исповеди. Для него не составляет никакого затруднения сказать, что он плохо сделал. Он это говорит совершенно легко. Так же, как если ребенка привести в поликлинику в первый раз и заставить его раздеваться перед врачом, то он будет стесняться, ему будет неприятно. Но, если он лежит в больнице и каждый день он должен поднимать рубашку, чтоб его слушал доктор, то через неделю он это будет делать совершенно автоматически. У него это не будет вызывать никаких эмоций. Так и здесь. Исповедь уже не вызывает никаких переживаний у ребенка. Священник, видя это, оказывается в очень трудном положении. Он не знает,  как с этим бороться, что сделать для того, чтобы ребенок пришел в себя.

Как привести в чувство?

Бывают некоторые очень яркие примеры, когда ребенок уже не просто не слушается, ленится и обижает младших, – он вопиющим образом безобразничает. Скажем, в школе мешает заниматься всему классу, в семье он является живым примером отрицательным для всех младших детей и семью терроризирует просто откровенно. Потом начинает вести себя безобразно в обществе: ругаться, курить. То есть, у него появляются грехи, для церковных семей совершенно необычные. Тем не менее, как его привести в чувство, священник не знает. Он пытается с ним говорить, пытается ему объяснять:

— Ты же знаешь, что это нехорошо, это же грех.

Да, он давно все это хорошо знает, прекрасно знает, что это грех. Он даже на пять минут способен напрячься и сказать:

— Да, да я постараюсь, я больше не буду…

И нельзя сказать, что он лжет. Нет, он не лжет. Он на самом деле произнесет это привычным образом, так же, как перед обедом он может  «Отче наш»  прочитать более менее серьезно за одну минуту, но не больше. После того, как прошло это привычное «Отче наш», он опять живет вне молитвы. Так и здесь. Он может сказать что-то такое, чтобы потом его допустили к причастию, А через день, через два он возвращается на свои рельсы и продолжает жить так же, как и жил. Ни исповедь, ни причастие не дают плодов в его жизни.

Кроме того, священник замечает, что чем больше он, приходя в волнение, начинает разговаривать с этим ребенком более внимательно, более серьезно, тем быстрее исчерпываются его средства. И он выложит почти все, что может, а цели не достигнет. Ребенок все это «скушает» очень быстро и дальше живет так же, как и жил. Мы ему даем более сильные лекарства, он их все поглощает, но они не действуют на него. Он не чувствителен к этим лекарствам, он не воспринимает ничего. Это такая степень окаменения совести, которая просто поражает.

Оказывается, с верующим ребенком священник уже не может найти никакого адекватного языка. Он начинает искать другой путь, он сердится на ребенка. Но как только он начинает сердиться, теряется контакт с ним вовсе. И такой ребенок часто говорит: «Я больше к нему не пойду, к этому отцу Ивану. Ну что он все время сердится и тут на меня сердятся и там на меня сердятся»…

Видите, эта проблема является одной из самых трудных для духовника. Здесь нужно очень крепко подумать, чего же тут требуется достичь, к чему надо стремиться. Мне кажется, что нужно стремиться к тому, чтобы как можно дольше оттянуть начало исповеди. Некоторые наивные мамы (таких очень много), если ребенок плохо себя ведет в шесть лет, говорят:

— Батюшка, поисповедуйте его, чтобы он уже начал каяться, может будет лучше. На самом деле, чем раньше мы начнем его исповедовать, тем это хуже для него. Нужно помнить, что не зря Церковь детям не вменяет их грехи до семи лет (а раньше это было гораздо дольше). Дети не могут быть вполне ответственны за все так же, как взрослые. Тем более что их грехи, как правило, не смертные. Просто они плохо себя ведут. И лучше их допускать к причастию без исповеди, чем профанировать таинство
покаяния, которое они не способны воспринять в силу маленького возраста по-настоящему.

Можно поисповедовать такого грешника один раз в семь лет, а потом в восемь лет, и еще раз – в девять. И как можно дольше оттянуть начало регулярной частой исповеди, чтобы исповедь ни в коем случае не становилась привычной для ребенка. Это не только мое мнение, это мнение многих опытных духовников.

Есть и другое очень важное ограничение. Может быть, таких детей, которые явным образом страдают привыканием к святыне, нужно ограничить и в таинстве причащения.  В таком случае лучше, чтобы дети причащались не каждую неделю, тогда причащение для ребенка станет событием.  Я скажу вам о своем личном опыте

Когда я был маленьким (было еще сталинское время),  вопрос стоял так: если я буду ходить в церковь постоянно, то меня обязательно увидят школьники,  которые живут рядом, мои одноклассники, об этом сообщат в школу, и тогда, скорее всего, посадят моих родителей, а меня выгонят из школы.

На яхте по Средиземному морю, или Верующими не рождаются

Если ребенок потерял интерес к вере? Если ему это скучно, как реагировать? С таким вопросом к отцу Алексию Уминскому обратилась одна из зрительниц встречи, но в ответ услышала обескураживающее – «не знаю».

Вариантов помощи ребенку всегда много, уверен священник. Один из очевидных – поиск единомышленников, например, общества подростков, при каком-то храме, которые занимаются страшно интересным делом. Уминский привел в пример протоиерея Михаила Ялова, настоятеля православной гимназии в Ногинском районе, который занимается со своими ребятами невероятно интересными вещами. Например, вместе с учениками он исходил на яхтах всё Средиземное море. Поэтому спасение от этого «скучно» автор книги «Ребенок в семье и Церкви. Как не навредить детской вере» видит в поиске для своего ребенка сообщества единомышленников, будь то православные следопыты или скауты, с которыми мальчишкам и девчонкам будет интересно.

В этом вопросе профессор Братусь также солидарен с настоятелем храма Троицы в Хохлах. Он убежден, что в центр отношений с детьми родители должны ставить ребенка вместе со всеми его возрастными проблемами. При этом родители должны научиться самообладанию и спокойствию.

Протоиерей Вячеслав Перевезёнцев, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в деревне Макарово (возле Черноголовки Московской области) также был приглашен на встречу, и согласился с Уминским и Братусем, что проблема потери интереса к вере – самая главная беда, с которой обращаются к священнику родители. «Хорошие родители, – подчеркнул Перевезёнцев, – то есть те, которые понимают, что не надо делать вид, будто ничего не происходит, когда ребенок не хочет ходить в храм».

Священник убежден, что суть проблемы – в отсутствии готового решения, которое мы могли бы почерпнуть из собственного опыта. Многие из нас пришли к вере в сознательном возрасте. И это был результат поиска смыслов, результат постижений. Так что же делать с детьми? Священник уверен, что евангельская притча о блудном сыне позволяет нам найти для себя этот ответ. В центре притчи, по словам отца Вячеслава, стоит отец, смерти которого сын просто не желает дожидаться, поэтому-то и просит часть своего имущества.

Протоиерей Вячеслав Перевезёнцев

Гармония — понятие и проявления

Гармония

— это состояние баланса, равновесие.

В гармоничной семье практически нет ссор, а если и возникают спорные ситуации, то они решаются максимально эффективно и выгодно для всех ее членов.

В гармоничной семье ощущается спокойствие, целостность,

присутствуют позитивные эмоции, а если кто-то расстроен, болен, то близкие люди поддерживают, помогают выбраться из эмоционального негатива или сложной жизненной ситуации.

В семье, где присутствует баланс, утро начинается позитивно, вечером люди спешат домой, потому что там их ждут близкие, которые нуждаются во внимании и заботе.

Основа гармонии — спокойствие и , что ты нужен, что близкие всегда поддержат тебя, подарят улыбку, помогут улучшить настроение.

В таких семьях неприемлемы — они нарушают создавшийся баланс, вносят негатив в существование. Гармоничные семьи избегают , как фактор, угрожающий спокойствию и целостности

Огоньком по храму

Часто имеет место и другая крайность, когда родители приводят детей в церковь и полностью перестают их контролировать. А в это время малыши перемещаются, как выразилась одна из участниц вечера, «огоньком по храму». Это не может не вызывать желания остановить, одернуть, сделать замечание ребенку, ведь храм – это дом молитвы.

По мнению отца Алексия Уминского, есть два способа решить эту проблему. Первый – терпеть, вспоминая слова отца Александра Шмемана, который назвал звук, производимый детьми в храме, «святым шумом». «На день благодарения в одной из своих последних проповедей он произнес: „Благодарим Тебя, Господи, за этот святой детский шум!“» – напомнил священник. Но беда не в шуме, считает священник, а в том, что родители часто приходят в храм с установкой помолиться самим, побыть духовными, при этом предоставив детям полную свободу.

Так каждый оказывается в храме сам по себе: ребенок отдельно от родителей – это создает клубок проблем. И в этом случае возможно лишь одно решение: научиться быть в храме вместе. Научиться реагировать на потребности ребенка, не бояться выйти с ребенком на улицу, на детскую площадку, в сложные и непонятные моменты службы. Например, во время длинного чтения поминальных записок, на Ектеньях, во время затянутых проповедей.

Психолог Борис Братусь сравнил ощущения, которые испытывают большинство детей от посещения церковных служб, с походом в консерваторию, где важно высидеть. Это так же трудно и непонятно

Он убежден, что родителям важно понимать: Литургия для ребенка – это как послушать симфонический оркестр.

Стоит ли отдавать ребенка в православную школу

Православная школа для детей появляется сегодня практически при каждом храме, потому что христианская традиция возвращается в нашу страну.

В воскресных школах также находятся страсти, грехи и проблемы, но замечательно то, что здесь присутствуют монахи, толкующие Священные Писания и читающие молитвы. В сердцах юных учеников врастает семя добродетельной жизненной позиции, которую они распространят за пределами этого учебного заведения.


Православная гимназия в с. Заплавное Волгоградской области

Обычно православная классическая гимназия начинает обучение с первых дней сентября. Если родители приняли решение отдать ребенка в такую школу, необходимы подготовительные мероприятия: поступающий должен быть крещенным и ознакомленным с традиционными правилами посещения храмов, а также с церковными праздниками.

О православном воспитании детей:

  • Как воспитать и привить ребенку веру в Бога
  • Воскресные школы для детей
  • Какие книги читать детям о православии

Важно! Для того чтобы религиозное обучение приносило существенные плоды, необходима правильная позиция родителей, так как ученики не могут осознать всю пользу в малом возрасте. Мать и отец должны жить нелицемерно, по Писанию, потому что священники говорят о том же на своих уроках

Ребенок должен видеть соответствие сказанного в школе и своей семье. Если родители ведут себя развязно и богохульствуют, православная школа способна нести вред. Для семей верующих людей религиозные школы есть настоящая необходимость.

Не стать надсмотрщиком

Протоиерей Александр Ильяшенко

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва):

Если родители хотят чего-то достигнуть в вопросах воспитания, то необходимы не слова, а в первую очередь, личный пример. Если родители регулярно и с радостью посещают храм, то дети, видя это, будут им подражать, будут охотно и радостно ходить в храм сами, когда подрастут.

Безусловно, важно чувствовать своего ребенка. Если ребенок устал, не выспался, переутомлен, надо или поехать на самый конец службы, или дать ему отдохнуть и остаться дома

Но чтобы действительная или мнимая усталость не превратилась в систему, родители должны строго следить за распорядком дня своих детей.

Родительское неразумие проявляется, когда родители хотят приучить ребенка, чтобы он стоял в храме все богослужение, в строгой обстановке храма, молча и не шелохнувшись. Нельзя этого требовать от маленького человека!

И ребенка надо приводить на то время, которое он выдерживает. То есть взрослым нужно это учитывать и приходить минут через 45 после начала службы

Чтобы ребенок на самом важном моменте службы все-таки присутствовал. Потом его причастить и с миром, с радостью идти домой

Важное правило: в храме ребенка ругать нельзя. Если он устал (не рассчитали время, служба задержалась, или просто раскапризничался), надо взять его на руки, приголубить, приласкать и сесть с ним в уголочек, где вы никому не помешаете, или тихонечко выйти из храма, сказав: «Ты молодец, но ты устал

Ну, давай, побегай здесь. Ты же знаешь, в храме бегать нельзя ни в коем случае. Там себя ведут или очень хорошо, или – уходят. Вот мы с тобой и вышли».

Допускать, чтобы дети бегали по храму, шумели, топали ножками – родительская ошибка. Со стороны это может выглядеть забавно, но в храме это совершенно неуместно. У ребенка с храмом должны быть связанны только позитивные и благоговейные ассоциации.

Но, повторяю, сердиться на ребенка, раздражаться на несоответствующее поведение категорически нельзя. Надо быть готовым к тому, что ребенок может раскапризничаться и спокойно, но решительно среагировать.

Специально думать о том, в каком возрасте увеличивать время службы, не стоит. Внимательный к своему ребенку родитель поймет, когда. Постепенно дети начинают осознанно воспринимать то, что происходит на богослужении. И вся служба может быть выдержана ребенком, если он уже школьник (и не первоклассник), умеющий читать и понимать рациональные объяснения. То есть на позитивные ранние детские воспоминания будут накладываться уже рациональные объяснения.

Стоять на службе долго дети способны, когда они понимают, что им надо каяться. Не зря детская исповедь начинается с семи лет, да и то это рановато. Какие грехи у семилетнего ребеночка? И исповедь детская должна быть редкой. Если никаких серьезных событий не произошло у младшего школьника, пусть идет и причащается.

Важно, чтобы ребенок начал работать над собой. Вот подходит ко мне недавно мальчик и радостно говорит: «За эту неделю подрался только один раз»

То есть работает над собой. И значит, делает шажок к тому, чтобы и службу воспринимать более полно.

Еще нужно стараться, чтобы ребенок видел, что происходит во время службы, что происходит в алтаре, когда открыты царские врата. Детский обзор чаще ограничивается ногами и спинами взрослых, так что можно с ним пройти вперед

Если родители почувствуют, что он устал, его внимание уже рассредоточено, нужно отойти в сторонку

Фото: sreda.org

Иногда бывает, родители – чуткие, нигде не перебарщивали, не давили, а ребенок становится подростком и уходит из Церкви. Почему – тайна. В наше агрессивное, беспощадное, безжалостное антихристианское время, все против верующих хороших людей, сознательно разрушаются нравственные традиции. Так что сегодняшним и родителям, и детям можно только посочувствовать.

Что остается делать? Любить своих детей, воспитывать с чуткостью и с любовью, молиться.

Бывает, что дети уходят, а потом возвращаются в Церковь – порой, через потрясения.

Надо быть постоянно внимательным к своим детям, не расслабляться, но и не превращаться в надсмотрщиков

Очень важно создавать среду общения для детей, чтобы они были окружены верующими друзьями, чувствовали важность сохранения веры. Чтобы они чувствовали: их вера – величайшая драгоценность, которую у них могут похитить

Но при этом важно не создать ложное чувство некоторой инаковости в ребенке, мол, «я не такой, как другие». Без круга общения, одному, ребенку труднее будет сохранять веру.

Иисус был в послушании у родителей

Пример послушания Своей Матери Деве Марии и названному отцу Иосифу Обручнику показал нам Спаситель. Из Евангелия от Луки () мы знаем, что только в двенадцатилетнем возрасте Иисус лишь однажды заставил их сильно скорбеть, без предупреждения оставшись в храме после путешествия в Иерусалим. Там Он слушал и Сам учил учителей.

Когда взволнованные Иосиф с Марией нашли Своего Божественного Сына в храме, Он, напомнив им о Своем Небесном Отце и цели, с Которой был послан на землю, больше их не огорчал и пребывал в полном послушании им до положенного срока. То есть Сам Христос до тридцати лет беспрекословно повиновался Своим земным родителям. Как мы знаем, Иисус помогал Своему названному отцу Иосифу — был плотником. До тех пор, пока не был призван на общественное служение.

Пятая заповедь

О правильном отношении к своим родителям говорит нам пятая заповедь декалога (закона Моисеева). Там же сказано о том, почему к ним следует относиться именно так:

Конечно, здесь ничего не говорится о неверующих родителях. Зато в «Притчах Соломоновых» сказано о том наказании, которое постигнет всех, кто будет неуважительно относиться к своим самим близким кровным родственникам: глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные (). А Евангелии от Матфея мы встречаем такие слова: злословящий отца или мать смертью да умрет ().

В храм с грудным малышом

Чтобы прийти в храм на службу с младенцем на руках, придется учитывать и возможности своего малыша, и необходимость соблюдать «благочиние» богослужения. Но вообще брать с собой в храм грудного малыша легче, чем привести в храм детей более старшего возраста. Месяцев до шести, а то и дольше, дети могут во время службы просто спать. Бывает, малыш с рождения, с утробы матери настолько привыкает к богослужению, что родная атмосфера храма сама по себе успокаивает и буквально убаюкивает его. Мне самой далеко не всегда удается спокойно постоять на службе хотя бы полчаса: дошкольники, младшие школьники, да и подростки по самым разным поводам требуют внимания. Но когда у меня на руках двух-трехмесячный младенец, иногда получается, «как в юности», подольше помолиться на службе: малыш спит со мной в храме, а муж следит за остальными детьми.

Иногда может выручить автокресло. Родители-автомобилисты переносят спящего в кресле малыша из машины прямо в храм. Малыш мирно спит, родители мирно молятся. Когда нет машины, ребенок может заснуть в коляске по дороге в храм, и тогда также коляску просто завозят в храм. Конечно, далеко не всегда план работает, бывает, что именно сейчас малыш никак не засыпает, или хорошо спит – а при входе в храм просыпается. И тогда можно молиться по очереди: папа в храме – мама с малышом на улице, потом поменялись.

Иногда малыш легче засыпает у мамы на руках. Когда мы едем в храм к началу службы (что случается не так часто), я беру с собой складной стул со спинкой, и если повезет, малыш будет тихо лежать на руках или спать всю службу. Если малыш хорошо уснул, даже во время Евангелия и Анафоры придется сидеть, чтобы не потревожить сон ребенка. Но так и мама сама сможет помолиться, и окружающим людям малыш не помешает.

Но часто помолиться с малышом на службе почти невозможно по архитектурно-техническим причинам. Груднички не всегда по расписанию хотят есть и совсем не по расписанию пачкают подгузники – и во многих храмах эти проблемы почти неразрешимы.

Тут, конечно, большой вопрос к настоятелю, к приходу, к служителям при храме: насколько они готовы помочь в таких ситуациях. При желании практически всегда храм мог бы предложить родителям с малышами хоть какое-то помещение, хоть сторожку какую-то, где пусть с неудобствами, но можно будет переодеть или покормить малыша. Сейчас, при наличии всяческих влажных салфеток, даже раковина не обязательно нужна – просто отдельное помещение, любой стол и пара стульев, или старенький диван. Это, конечно, не мое предложение и не моя идея – в некоторых храмах такие помещения выделяются: трапезная, «крестилка» или другое помещение может стать «комнатой матери и ребенка».

Когда при храме есть помещение, куда могут пустить с малышом, то это еще и возможность помочь другим людям спокойно помолиться. Ведь если это помещение прямо в храме, то сюда можно быстро занести раскапризничавшегося малыша и здесь попытаться его успокоить. Людям, которым мешают крики малышей во время службы – впрочем, как это может не мешать? – можно предложить подумать об организации такого помещения при храме.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: