Осложнения заикания
Заикание сопровождается разными осложнениями. Ребенок, который заикается, начинает избегать речевых ситуаций, в результате чего сужается его круг общения. Как следствие, он становится мнительным, настороженным, стеснительным, остро чувствует разницу между собой и ровесниками. У мнительных детей постепенно усугубляется чувство собственной неполноценности.
По мере взросления ребенка он становится пугливым и раздражительным, что угнетает психику и тем самым сильнее усугубляет заболевание. Проблемы с социальной адаптацией неизбежно ведут к ухудшению успеваемости в школе. Частые осложнения заикания — боязнь речи (логофобия) и боязнь произносить определенные звуки (звукофобия).
Симптоматика невротического заикания
Для всех форм заикания характерны судороги при речевом акте, длящиеся от долей секунд до полутора минут. Судороги бывают разными по форме (тонические и клонические), частоте и локализации (голосовые, дыхательные и артикуляционные). При клоническом типе наблюдается многократный повтор звуков и слогов; при тоническом — длительные паузы и тянущееся произношение звуков и слогов. Бывает и смешанный тип с сочетанием признаков того и другого логоневроза. При заикании проявляются нарушения не только речевой, но и общей моторики (тик, миоклональные судороги)
Для того чтобы отвлечь внимание и для облегчения своей речи, заикающиеся прибегают к различным уловкам: движениям головы, конечностей, раскачиванию
Обычно маленькие дети не замечают своего недуга и не обращают на него внимания. Но по мере взросления их поведение проходит несколько этапов. Обычно с приходом в школу начинается рецидив заикания, так как с увеличением нагрузки, расширением круга общения происходит и усиление речевой и психической напряженности. У ребенка начинается логофобия и формируются такие черты личности, как замкнутость, боязнь общения. В подростковом возрасте эти качества проявляются особенно выраженно. У одних это становится причиной резкого ограничения контактов, они говорят мало, упрощая свою речь до простейших, легкопроизносимых фраз, а другие ведут себя вызывающе, агрессивно (гиперкомпенсация).
Невротическая форма заикания имеет свои особенности. Так, у одного и того же человека она может варьироваться по интенсивности прерывистой речи. Особенно заметна ситуационная зависимость. В спокойной домашней обстановке среди близких и любящих людей заикание проявляется так мало, что становится почти незаметным. Напротив, при общении с незнакомыми людьми, необходимости выступить перед аудиторией, на ответственной встрече происходит резкое усиление симптомов заикания.
Общение с людьми, страдающими тяжелой формой заикания, затруднено и мучительно для обеих сторон. Речь их сопровождается различными движениями головы, корпуса, рук и ног, повышенной речевой моторикой (покусыванием губ, причмокиванием, беззвучным артикулированием звуков), что производит тяжелое впечатление.
Коррекция заикания у взрослых
Самостоятельно преодолеть заикание у взрослых крайне сложно и обычно безуспешно
Интересно, что в момент глубокого потрясения пострадавшему человеку крайне важно может быть оказание своеобразной «скорой помощи», чтобы дефект не успел закрепиться. Если вы видите, что из-за сильного стресса человек рядом с вами начинает заикаться или неясно излагать мысль, то вывести его из этого состояния тотчас можно банальным угощением горячим чаем или крепким алкоголем
Однако случившийся прецедент должен стать поводом для последующего обращения к компетентному специалисту.
Специалист анализирует анамнез нарушений — врождённых или приобретённых, изучает результаты лабораторных анализов. Именно это надёжный базис для разработки методики индивидуальной коррекции заболевания.
Секрет успешного лечения заикания у взрослых — индивидуальный подход и комплексное лечение. Выбирают самые разные тактики лечения — от гипноза до массажа, они же между собой и комбинируются. Чтобы проработать не только дефекты речи, но и мышечное напряжение, скованность и угловатость движений, частые судороги, а иногда и головные боли, пригодиться помощь невропатолога и рефлексотерапевта.
Конечно же, их участие, равно как и работа с вибротологом, актуально в восстановительном периоде после травмы, контузии или инсульта, если заикание у взрослых происходит вследствие таковых. При травме, болезнях, а иногда и стрессе, мышцы склонны к сжиманию, в каком состоянии и остаются. Если человек постоянно испытывает одни и те же чувства, напряжение накапливается, и в определенных местах возникают так называемые миофасциальные образования. Это уплотненные и спазмированные участки мышечной ткани, создающие помехи в передаче нервного импульса
На начальном этапе лечения заикания у взрослых важно выявить такие участки и снять напряжение с них. Для этого могут применяться как медикаменты, так и миотерапия, то есть лечение мышц
Если заикание у взрослых, что бывает нечасто, имеет психологическую природу, то следует обратиться к психологу. С ним можно проработать психические зажимы, страхи, другие травмирующие обстоятельства
Например, если взрослый человек начинает заикаться во время публичного выступления или важной речи
Причины заикания у подростков
В основном патология появляется в детском возрасте: в 3 – 4 года. Если диагностируется заикание у подростков или взрослого человека, это значит, что не была проведена коррекция в свое время или она была неадекватной. Но бывают и такие случаи, когда патология появляется впервые в подростковом возрасте, а до этого речь нормальная.
В тех случаях, когда патология впервые появляется у подростков, это случается по нескольким причинам:
- генетическая предрасположенность, когда имеются нарушения в функционировании нервной системы, при воздействии провоцирующих факторов они приводят к заиканию или другим речевым расстройствам;
- неврологическая патология;
- наличие других дефектов речи, при этом нарушение может быть незначительным и не мешать подростку, но вызывает страх и спазмы;
- непростые отношения в семье, школе, компании;
- конфликты, стрессы;
- непомерные нагрузки на подростка — как физические, так и психологические: сложная учебная программа, контрольные, зачеты, экзамены;
- неблагоприятная обстановка — неблагополучная семья, дефицит внимания со стороны родителей, их безразличие к ребенку;
- противоположная ситуация — слишком высокие требования, предъявляемые родителями, давление и ожидание от него отличной учебы, хороших результатов во всех сферах. При этом родители не учитывают особенности развития своего ребенка, его характер и способности;
- травмы центральной нервной системы — при рождении или после;
- инфекционные заболевания, интоксикации, эндокринные нарушения, при которых страдает головной мозг, особенно если они протекают тяжело;
- судорожные реакции.
Какая бы ни была причина, заикание — не просто речевой дефект. В большинстве случаев это нарушение функционирования нервной системы с множеством последствий. Поэтому устранение заикания у подростков — комплексная задача, в решении которого принимают участие несколько специалистов: логопед-дефектолог, невролог, психолог или психиатр.
Из-за чего возникает заикание
Заикание является одним из самых распространенных нарушений речи. К тому же, эта патология и самая древняя. Существует большое количество упоминаний о том, что заиканием страдали египетские фараоны, персидские цари, великие поэты, философы и даже ораторы. Греческий писатель Плутарх описал историю Демосфена, который был превосходным оратором, несмотря на свой недуг.
Первые симптомы патологии проявляются обычно у детей в возрасте 3–5 лет. Именно в этот период наблюдается активное формирование речи, а значит, и ее нарушения становятся заметны. Статистика утверждает, что во всем мире примерно 2–3% детей являются заиками. Замечено также, что среди мальчиков данная проблема встречается чаще. Есть еще одно интересное наблюдение, что практически все заики являются явными или скрытыми левшами. У взрослых эта патология менее распространена, поскольку своевременная коррекция может вернуть речи плавность и ритмичность. И только около 1% людей остаются заиками на всю жизнь.
Среди обывателей бытует мнение о том, что заиками люди становятся после сильного испуга или шока. Но далеко не все, у кого в жизни случалась серьезная психотравмирующая ситуация, начинают заикаться. Сильный стресс является лишь толчком, а предрасположенность к данному нарушению речи уже была заложена в центральной нервной системе.
Поскольку фаза активного формирования фразовой речи приходится как раз на возраст от 3 до 5 лет, то именно в этот период речевая функция становится наиболее уязвимой. Любые нарушения, связанные с работой ЦНС, способны вызвать сбой в работе речевого аппарата. То есть, заикание представляет собой нарушение речи, обусловленное изменениями в функционировании центральной нервной системы.
Эта патология имеет довольно сложное происхождение. За плавность речи отвечают определенные центры головного мозга, нарушения процесса импульсного обмена между нейронами приводит к развитию судорог в различных отделах речевого аппарата. Причинами данной дисфункции ЦНС могут быть инфекционные заболевания и осложнения после них, а также органические поражения нервной системы различной природы.
В последнее время все большее количество детей уже рождаются с патологиями ЦНС, обусловленными неблагоприятным протеканием беременности или сложными родами. Существует и ряд психологических причин, к ним можно отнести слишком требовательное отношение к ребенку со стороны родителей и других членов семьи, недостаток внимания и любви, семейные конфликты и т.д.
Многие специалисты утверждают, что предрасположенность к заиканию может передаваться генетически. Но если до семилетнего возраста патология себя не проявила, то в дальнейшем ребенок уже не будет заикаться. Тем не менее, бывают случаи, когда заикание возникает в зрелом возрасте.
Актер Джон Брэдли, получивший известность после выхода на экран сериала «Игра престолов», так вжился в образ Сэмвелла Тарли, что уже после окончания съемок начал заикаться. Об этом он рассказал в одном из интервью. Приступы тревожности и речевое расстройство серьезно осложняют актеру жизнь и не дают возможности получать новые роли.
Можно предположить, что хороший психотерапевт позволит Джону Бредли избавиться от всех переживаний и привычки заикаться, которую он сам у себя выработал за долгие годы работы над сериалом.
Курс для преодоления слабой степени заикания
Продолжительность — 7 занятий по 2 часа
Подробно разбираем ситуации, которые ранее провоцировали речевые ступора. Находим конкретные решения для развития нормальной речи и отучения от негативной привычки
Начинаем разбираться в истинных причинах заикания и выстраивать эффективную стратегию по преодолению этой проблемы. Получаем первые результаты и понимаем, что нужно для ещё большего успеха в преодолении проблемы
Уже на 1 занятии мы :
— Проводим диагностику степени заикания и анализируем весь ранее полученный опыт по попыткам преодолеть эту проблему
— Разбираемся в истинных причинах замирания дыхания и последующего напряжения
— Рассматриваем проблемные области и закономерности возникновения речевых ступоров
— Совместно отрабатываем решения, позволяющие эффективно преодолевать заикание
— Следим за динамикой улучшения речи и по ходу дела выстраиваем дальнейшую стратегию по избавлению от заикания и страхов перед речью
Учебная программа «ПРОРЫВ» включает в себя множество теоретического и практического материала для последовательного и поэтапного избавления от заикания.При наполнении программы детально учитывался мировой опыт по преодолению этой проблемы.
Упор идёт не на скрытие проблемы за различными костылями, а на переход заикающегося на абсолютно нормальную и автоматизированную речь.
Наша с учениками задача, — просто заговорить как все нормальные люди. Без всяких там усложнений в виде постоянного контроля за речевым аппаратом или дыханием. Нормальная речь не имеет ничего общего с чрезмерным контролем над мышцами речевого аппарата и диафрагмы. Во всём должна быть золотая середина, обеспечивающая в первую очередь удобство для самого исполнителя. Наша система точечно рассматривает все проблемные области и их решения. В работе используется комплексный подход и интервальная система обучения.
Обучение выстроено таким образом, чтобы человек с любой степенью заикания смог получить для себя полезный опыт, почувствовать управляемость речи и гарантированно приблизиться к желаемой цели. В моей практике встречались и случаи, когда одной — двух консультаций оказывалось достаточно для последующей полной нормализации психо-речевого состояния взрослого человека. В любом случае мы всегда стараемся, используя весь имеющийся опыт, как можно быстрее убрать лишнюю заботу, связанную с речью.
С помощью одного только Базового курса ученики способны в разы улучшить свою речь при общении с кем либо. Это подтверждается многолетним опытом работы. Некоторые вообще всего после 3х дней обучения ощутили что практически избавились от этой проблемы, так как сам процесс речи стал для них чем то очень простым и обыденным. И дальнейшее улучшение речи и уменьшение страхов перед ней — дело уже самостоятельной практики. Но приятной практики, когда ты :
— не боишься ошибок в виде речевых ступоров и повторений, а смотришь на них с интересом и умело справляешься с ними — точно знаешь в каком направлении тебе работать для того чтобы в в процессе общения с кем либо думать только о предмете речи — уже в ходе курса осознал на чувственном (!) уровне, что твоя речь зависит только от тебя самого, и ты уже испытал на практике пользу от прорабатываемых проблемных областей по системе «Прорыв» — когда ты ощущаешь, что больше не надо будет силой пытаться выдавливать звуки, пытаться помочь себе лицевыми мышцами, долгими остановками, неудобным резким ускорением и странным замедлением речи … Всё это теряет необходимость, когда мы открываем решения по полной реабилитации речи и контролируем усвояемость учебного материала «от А до Я»
Учебные модули реабилитационной программы «ПРОРЫВ» состоят из различных теоретических и практических материалов, благодаря которым можно уже на первых занятиях получить заметные результаты в улучшении речи
В первую очередь нужно смотреть на характер и частоту ваших речевых ступоров и зажимов, а так же на выработанную за долгие годы маскировку. Это происходит во время диагностики. Мало кому достаточно всего 6 интенсивных занятий для дальнейшей максимально успешной самостоятельной практики. Для многих Базовый курс становится хорошим началом на пути к решению своей проблемы
В процессе начала взаимодействия мы смотрим как идёт понимание и отработка практических модулей. В процессе обучения в ходе анализа получаемой динамики корректируем дальнейшую работу по преодолению заикания и переучиванию на стабильно нормальную речь
Психосоматика шизофрении
Это одна из самых загадочных и тяжелых прогрессирующих заболеваний психики, точные причины которой не установлены до сих пор. И, к сожалению, излечить ее полностью тоже пока не удается.
Одной из теорий развития шизофрении являются эмоциональные проблемы, хотя большинство специалистов отвергают это предположение. Они считают такое утверждение беспочвенным, ведь одним из основных симптомов данного психического расстройства как раз и является отсутствие эмоций (так называемая «эмоциональная тупость»).
Однако приверженцы вышеупомянутой гипотезы пытаются ее отстоять. По мнению психолога и психиатра Вильгельм Райх, тесно занимающегося эмоциональностью, шизофреник подавляет чувства. Они так сильны, что их нужно как можно глубже спрятать в себе и никогда о них не вспоминать. Эмоции как бы замораживаются в теле личности и сдерживаются внушительным напряжением мышц.
Любое «прикосновение» к ним вызывает дичайшую душевную боль. Именно поэтому психотерапия при лечении шизофрении не приносит плодов, а лишь усугубляет состояние пациента, не желающего признавать реальность. Он не хочет контакта со своими подавленными чувствами, так как они для него слишком опасны и справится с ними ему не по силам.
Эмоциональная составляющая личности формируется в детстве, вместе с общим психологическим состоянием человека
Поэтому очень важно, чтобы ребенок с детства находился в окружении, которое его любит просто потому, что он есть, а не в силу обязанностей
Будущим родителям следует давать себе отчет, что их конфликты между собой, побои будущей матери и т. д. негативно скажутся на психическом и физическом здоровье их чада. Ребенок должен быть желанным, расти в доброй атмосфере, без гиперопеки, в доверии и заботе, правильно воспитываться, поддерживаться в любых начинаниях и возможных неудачах.
Признаки заикания у детей
Заикание у детей важно обнаружить на начальных стадиях. Как правило, заболевание начинается с частых повторений слов
В этот период у ребенка наблюдается гипертонус мышц лица и шеи. Он не желает разговаривать, а если говорит, у него происходят колебания громкости голоса.
Симптомы заикания могут сильно отличатся в зависимости от того, какая клиническая форма заболевания присутствует у ребенка.
Так при невротической форме патология речи возникает внезапно. Обычно она возникает в 2-6 лет в результате психологической травмы. Вначале малыш постоянно молчит, а когда начинает опять произносить слова, произносит их с заиканием. У такого ребенка могут наблюдаться расстройства сна, он раздражается по мелочам, а к 11 годам уходит в себя, так как осознает свой дефект.
Первые симптомы неврозоподобной формы заикания появляются в 3-4 года. Ребенок всегда заикается и со временем начинает употреблять бессмысленные слова и звуки («ну», «э-э»). Такие дети гиперактивны, но быстро устают, у них часто болит голова, снижена память.
Иногда вместе с заиканием у детей во время разговора могут происходить непроизвольные сокращения мышц в разных частях тела. Эти рефлекторные движения возникают как бы для улучшения выговаривания, но, по сути, наоборот — только усложняют ситуацию и создают впечатление неуверенности.
Правильная диагностика — основа успешной коррекции
Различными нарушениями речи занимаются логопеды. Для своевременного и эффективного исправления дефектов важен правильно поставленный диагноз. В начале заболевания заикание иногда путают с тахилалией, которая внешне похожа на логоневроз. Проявляется тахилалия патологически быстрым темпом речи, неправильным построением фразы (баттаризм), спотыканием, запинками, паузами (полтерн). Но прерывистость речи не связана с судорогами мышц дыхательно-речевого аппарата (как при заикании), а возникает, как правило, тогда, когда процессы возбуждения в коре головного мозга преобладают над процессами торможения. Усугубляющими причинами могут быть:
- подражание речи взрослого окружения ребенка;
- недостаток внимания во время формирования речи;
- нечеткая, смазанная артикуляция.
Отличить тахилалию от невротического заикания можно, сравнив ряд факторов.
Тахилалия:
- осознание дефекта отсутствует;
- речевой акт при напряжении становится лучше;
- акцентирование внимания улучшает речь;
- требование точных ответов улучшает речь;
- чтение знакомого текста ухудшает речь;
- чтение незнакомого текста улучшает речь;
- письмо повторяющееся, торопливое, почерк неясен;
- отношение к своей речи безразличное;
- психологическое переживание отложенное.
Невротическое заикание:
- осознание дефекта присутствует;
- речевой акт при напряжении становится хуже;
- акцентирование внимания ухудшает речь;
- требование точных ответов ухудшает речь;
- чтение знакомого текста улучшает речь;
- письмо заторможенное, напряженное;
- отношение к своей речи с выраженной боязливостью;
- психологическое переживание опережающее.
Кроме тахилалии, необходимо дифференцировать виды заикания, так как от этого зависят методы коррекции. Неврозоподобное заикание практически не поддается лечению из-за органической природы его происхождения. Диагностику совместно с логопедом должен проводить врач-невролог. Для определения природы этого расстройства речи необходимо провести тщательное обследование. Чтобы исключить органическое происхождение дефекта речи, пациент должен пройти электроэнцефалограмму, компьютерную томограмму головного мозга или магнитно-резонансную томограмму.
Лечение заикания
- Поведенческая психотерапия.
- Биологическая обратная связь.
- Занятия с логопедом.
- Дыхательная гимнастика.
- Точечный массаж.
- Медикаментозная терапия (противосудорожные препараты, транквилизаторы, нейрометаболиты).
Лечение назначается только после подтверждения диагноза врачом-специалистом.
Основные лекарственные препараты
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
- Магнерот (корректор нейромышечных нарушений). Режим дозирования: внутрь, до еды, запивая небольшим количеством жидкости по 2 табл. 3 раза в день в течение 7 дней, затем — по 1 табл. 2-3 раза в сутки ежедневно. Продолжительность курса лечения 4-6 нед.
- Мидокалм (миорелаксант центрального действия). Режим дозирования: внутрь, после еды, не разжевывая, запивая небольшим количеством воды. Взрослым и детям с 14 лет в начальной дозе 50 мг 2-3 раза в день, постепенно повышая дозу до 150 мг 2-3 раза в день.
- Финлепсин (антипсихотическое средство). Режим дозирования: внутрь, во время или после еды, запивая достаточным количеством жидкости по 1-2 табл. в сутки (200-400 мг). При необходимости дозу можно увеличивать до 2 табл. 2 раза в сутки.
- Грандаксин (анксиолитическое средство). Режим дозирования: внутрь, по 50-100 мг (1-2 табл.) 1-3 раза в день.
- Ново-пассит (седативный препарат). Режим дозирования: внутрь, до еды по 1 таб. или по 5 мл раствора для приема внутрь 3 раза/сут. При необходимости возможно увеличение дозы до 2 таб. или до 10 мл раствора 3 раза/сут.