Правила безопасного поведения в школе

Ярославль

Директор общеобразовательной школы, анонимный ответ:

— В плане безопасности хорошо бы установить «вертушки», которые обеспечивают доступ в школу, и чтобы выделяли больше денег на охранников и охранные фирмы. Сами подумайте: кто будет за такие копейки работать? Только пенсионеры, а по постановлению охранять школу должны ЧОПы с лицензией. Это свежее требование по антитеррористической защищенности, от декабря 2020 года.

Про оружие в этом постановлении ничего не прописано. У охранника есть металлоискатель, он проверяет пропуска. Но если бы была «вертушка», как на автовокзалах или ж/д вокзалах, это было бы идеально. Но к нам в школу и так сложно попасть. Если родители приходят к учителям, то только по договоренности: учитель спускается за родителями и под свою ответственность забирает в свой кабинет. Чужой человек не может оказаться в школе, если кто-то придет и скажет, что он к директору, его должен кто-то встретить, просто так пройти нельзя. Все встречи проходят по предварительной записи. Но этих мер недостаточно.

У учителей нет полномочий отслеживать активность учеников в соцсетях, такими полномочиями наделены только спецслужбы. Мы инструктируем учителей наблюдать за учениками: если у ребенка появляются какие-то отклонения, он становится замкнутым либо чересчур активным, агрессивным, то у нас есть социальный педагог и психолог, к которым учитель может обратиться. Это не значит, что ребенка подозревают в чем-то. Просто у него поменялось поведение, и мы пытаемся выяснить причину. Может быть, у него личная трагедия, может быть, под конец года устал или что-то с учебой. Мы стараемся помогать. Это наша основная задача.

Предупреждение нападения

Чаще всего нападающий не принимает решение о совершении преступления с бухты-барахты

Он к нему готовится, созревает для решающего шага морально, и тут очень важно сделать все, чтобы предупредить это нападение или свести его последствия к минимуму:

  1. Хорошенько подумайте, прежде чем избивать кого-то или участвовать в его травле, ибо как бы ни была слаба и беззащитна жертва, ее терпение может лопнуть, что потом может привести к печальным последствиям.
  2. Сходите на курсы самообороны, чтобы затем защитить себя и других в случае нападения. Причем, достаточно будет даже пары-тройки занятий.
  3. Если вы заметили, что кто-то из подростков слишком часто начинает говорить о самоубийстве либо массовом убийстве, то нужно постараться сгладить конфликт с ним, говорить с ребенком спокойно и донести это до ведома психолога и родителей, чтобы они смогли как-то предотвратить трагедию общими усилиями.

Кострома

Директор средней общеобразовательной школы №36 Наталия Ковалёва:

— В нашей школе система безопасности включает ограждение территории, пропускной режим, турникеты на входе, тревожную кнопку вызова полиции и видеонаблюдение. Проводим регулярные инструктажи педколлектива, как действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

У школы есть паспорт безопасности — документ, содержащий анализ риска чрезвычайных ситуаций. Есть приказы по школе об антитеррористической защищенности.

На мой взгляд, для большей безопасности в школе необходимо обеспечить специализированную охрану, например с помощью сотрудников частного охранного предприятия. Но бюджетное финансирование по этой статье не предусмотрено.

Сотрудников, которые бы отслеживали в соцсетях настроения и намерения учеников, у нас нет. Если есть основания подозревать учащегося в каких-либо противоправных действиях, педагоги должны связаться с родителями (законными представителями) ребенка, а затем при необходимости обратиться в полицию. Но у нас в школе подобных случаев не было.

Вмешиваться ли в школьную жизнь ребенка

Если нет прямой угрозы жизни ребенка, то позвольте все конфликты решать ему самому. Поговорите с ребенком, как он видит эту ситуацию, что он может предпринять для благоприятного разрешения конфликта. Почему это произошло и как себя вести, чтобы впредь такой ситуации не возникло. Разумное невмешательство укрепит уверенность ребенка в собственных силах, научит правильному общению и положительной социализации.

Помните, что даже незначительный случай, для взрослых кажущийся пустяком, для школьника имеет масштаб трагедии. Выслушайте ребенка, поговорите с ним. Каждый день спрашивайте как дела, не обижают ли его другие школьники, не «цепляются» ли к нему учителя, не происходит ли за стенами школы чего-то противозаконного.

Психологическая безопасность

В школьной жизни ребенка много сложностей. Какие-то из них мы всего лишь лет тридцать как перестали игнорировать, о каких-то не любим говорить и сейчас. 

Но нельзя молчать о том, что может создать опасность для ребенка, пусть даже просто психологическую. 

В первую очередь речь идет о травле, которую сейчас часто называют буллингом. Но от названия суть не меняется. Классов, где есть ребенок-изгой, немало. И это не проблема одного лишь классного руководителя, который «не справляется», «не может объяснить детям» и т.д. Так думают люди, которые не столкнулись с буллингом по-настоящему.

Хотя травле в школе посвящено множество психологических исследований, механизм этого явления как следует не изучен. Кто виноват, что ребенка травит класс? Класс? Ребенок?

  • Бывает, что беднягу переводят в другую школу — и проблема исчезает, к ребенку нормальное отношение.
  • А бывает, что и в новой школе того же ученика принимаются травить.
  • Бывает, что травля в классе, оставшемся без жертвы, не возобновляется.
  • А иной раз ребята находят себе другую жертву.
  • При этом кто-то из педагогов может знать о проблеме и игнорировать ее, может не иметь о ней понятия, а может быть вольным или невольным инициатором буллинга.

Это происходит, когда у учителя есть любимчик или нелюбимчик, и вот этого явно выделенного из общей массы ребенка начинают травить.

Мы не будем сейчас останавливаться на разборе разных причин буллинга. Поговорим только о средствах, позволяющих учителю выявить изгоя и обеспечить ему психологическую безопасность.

Проводя уроки, мы часто используем метод работы в малых группах. Состав этих групп лучше почаще менять. Это поможет быстро заметить, с кем из ребят одноклассники не хотят попасть в одну группу. 

Второй плюс — возможность волевым методом включать изгоя в группы. Возможно, делать это стоит не сразу. Сначала лучше дать ему особое поручение, с которым он наверняка справится. Это надо сделать несколько раз, не забывая хвалить ребенка. Потом ему стоит дать аналогичное поручение, но в составе группы, в которую включить наиболее лояльных и совестливых ребят. Затем уже добавлять в состав группы более активных «травителей», следя за тем, чтобы они не инициировали травлю.

Хорошо проводить специальные мероприятия:

  • игры на сплочение,
  • «круги сообщества»,
  • «пожелайки» и тому подобные мероприятия, которые способствуют установлению более душевных отношений между ребятами. 

Однако может оказаться так, что ситуация зашла уже слишком далеко. Дети молча игнорируют или даже явно отказываются выполнять распоряжения учителя, связанные с взаимодействием с «изгоем», спорят, доказывая свое право не общаться с одноклассником. Иной раз он и сам отказывается идти на контакт (боится, обижен, а может быть и так, что он и в самом деле обладает крайне тяжелым характером, ведь буллинг далеко не всегда возникает на пустом месте, нередко и жертва не такая уж невинная). Однако это показывает, что проблема зашла слишком далеко и требуется помощь медиатора, который постарается в ходе специальных мероприятий наладить контакт между ребятами в классе. Необязательно всех любить и со всеми дружить, но нормальные отношения необходимо сохранять со всеми — это должно стать законом.

Физическая безопасность детей

В наше неспокойное время охрана в школе — обычное явление. К сожалению, всем известны случаи, когда против детей и учителей в школе совершались противоправные действия. Увы, охрана не всегда в силах справиться с нештатной ситуацией, что, конечно, огорчает. Но обучение охранников или их замена на более профессиональных — вопрос, находящийся не в нашей компетенции. 

Однако террористы и подростки с оружием — это экстремальные случаи и не единственная опасность, с которой сталкивается школьник. Гораздо чаще неприятности бывают связаны с мелким и не очень хулиганством, вымогательством, воровством, буллингом. Именно с этими вопросами может и должна работать администрация школы, а в ряде случаев — и каждый педагог.

Еще одна опасность — распространение среди школьников запрещенных веществ (наркотиков, курительных смесей и т.п.)

Как свести подобные ситуации к минимуму?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо задуматься:

  • при каких обстоятельствах подростки с девиантным поведением нападают на жертву, чтобы ее побить, унизить или отобрать деньги и ценности?
  • где и когда дилеры могут передать запрещенное вещество?

В большинстве случаев нарушители стараются совершать все эти действия тайком, выбирают места, где их не увидят педагоги:

  • различные закутки в школе;
  • гардероб;
  • место в школьном дворе, которое не видно на камерах, загорожено кустами или какими-то постройками. 

Удивительно, но факт: для решения проблемы достаточно иногда просто ликвидировать такие «опасные» места. 

  • В небольших «аппендиксах» коридоров можно установить теннисный стол, стеллаж с книгами и пару пуфов, ящик с игрушками, сделать яркое освещение.
  • Огородить гардероб низеньким штакетником или декоративной решеткой, приспособить под него стены холла — короче, сделать его максимально просматриваемым.
  • Заново переосмыслить пространство школьного двора. Вместо густого кустарника, который не столько украшает, сколько загромождает пространство и создает укромные уголки, лучше оформить газоны, клумбы, посадить небольшое количество деревьев. Конечно, здесь могут быть также игровая и спортивная площадки, скамеечки и т.п.

Главное — все это должно создавать пространство, которое легко просматривается и не располагает к хулиганству.

Существует психологический закон, который называют «законом разбитого окна». Смысл этого «правила» в том, что, если в заброшенном здании разбить одно окно, в скором времени все окна в нем будут разбиты. По наблюдениям психологов, стоит поставить где-то в парке, например, небольшую стену, как возле нее в течение недели-двух образуется свалка. Это доказывает, что неправильная организация пространства провоцирует людей на противоправные действия. Причем даже взрослых людей, что уж тут говорить о подростках.

Конфликт с учителем

Конфликт может возникнуть не только со сверстниками, но и с учителем. Чтобы ни произошло, вы всегда должны оставаться на стороне своего ребенка, но направить его поведение в созидательное русло. Если ребенок не согласен с учителем, то свое недовольство он может высказать родителям или директору.

Для выяснения деталей конфликта отлично подходит беседа в составе учитель – ученик – родитель. В таком диалоге вам станет ясна суть проблемы.

Если у вас возникли серьезные подозрения в компетенции преподавательского состава, обратитесь в управленческий совет школы. Контроль родителей в этом деле никогда не бывает лишним.

Каждая школа должна быть оборудована системой видеонаблюдения. Если в вашей школе еще не установлены камеры контроля, этот вопрос следует обсудить на совете школы.

Подведем итоги.

  • Научить детей поведению, безопасному для их жизни.
  • Опасаться посторонних, не вступать в диалог.
  • Личная недисциплинированность может быть опасна.
  • Дети во всем берут пример с поведения взрослых.

Петрозаводск

Директор Академического лицея Елена Чеботарева:

— Наш лицей — одно из самых крупных образовательных учреждений города, в связи с этим 2 августа 2019 года правительство Российской Федерации выпустило постановление о категорировании объектов образовательной сферы. Лицею присвоена первая категория опасности, мы разработали паспорт безопасности — это документ, на котором строятся все меры, направленные на сохранение жизни и здоровья детей. Например, у нас работает электронная система контроля доступа в учреждение, внутри и снаружи здания — система видеонаблюдения, больше трех десятков камер. Вахтер, постоянный сотрудник лицея, наблюдает за происходящим по мониторам

Если случается нештатная ситуация, мы нажимаем тревожную кнопку, сигнал поступает на пульт Росгвардии, и в течение очень короткого времени ее сотрудники приезжают, чтобы оказать нам помощь: неважно, что произошло — посторонний на территории, возгорание какое-то, проникновение и так далее. Это система «мобильный телохранитель», когда вахтер заступает на пост, он проверяет кнопку

У нас есть план эвакуации детей при чрезвычайных ситуациях, с детьми на эту тему регулярно проводим занятия, раз в квартал проводим тренировку по разным сценариям — наводнение, пожар, теракт и т. п.

Сотрудники лицея постоянно контролируют доступ в здание.

Чтобы никто не мог пронести посторонние предметы, у нас работает рамка металлоискателя. Калитки в заборе вокруг территории лицея открываются только на время прохода детей, в остальное время они заперты, не может быть, чтобы посторонние проходили через территорию или гуляли на ней. Машины тоже на территорию проезжают только те, про которые мы точно знаем, что они нам везут — продукты, воду, мебель, например. В августе, перед началом учебного года нас обязательно проверяет межведомственная комиссия с участием сотрудников МЧС и Росгвардии.

Действие учителя в отношении других учеников при нападении

В Казани, спасаясь от стрелка, двое детей погибли, выпрыгнув из окна. Это произошло из-за того, что ученики паниковали и не знали, что делать. И вот как раз для того, чтобы этого не было, и нужны учителя. А они обязаны сделать все, чтобы ученики следовали их указанию беспрекословно, так что лучше заранее завоевать авторитет среди школьников.

И как только нападение случится, учитель должен закрыть дверь в класс изнутри, забаррикадировать ее партами и стульями, а детей отправить вглубь помещения. При этом нужно постоянно разговаривать с учениками, успокаивать их, делать все, чтобы дети перестали паниковать и успокоились. Но это нужно делать, если нападение совершается в школе, но в каком-то другом классе. Если же нападение совершено в вашем классе, то тут важнее всего не спорить с нападающим, не смотреть ему в глаза и делать все, что он скажет. Ведь сейчас любое неловкое движение может привести к усилению агрессии нападающего. Так что с ним как раз свой авторитет показывать не стоит, чтобы это не привело к трагедии.

Повседневное безопасное поведение

В течение учебного дня можно выделить периоды, во время которых нарушение правил может повлечь за собой опасность причинения вреда здоровью как самого нарушителя, так и окружающих

В этих случаях соблюдение требований безопасного поведения особенно важно

Безопасность на переменах

Перемены между уроками существуют для того, чтобы школьники могли отдохнуть, перейти из одного кабинета в другой, подготовиться к следующему уроку или зайти в буфет. Некоторые учащиеся понимают отдых как беготню по коридорам и лестницам, катание по перилам и возню с одноклассниками. Такие действия опасны. За порядком во время перемены наблюдают дежурные учителя и учащиеся старших классов, которые вынуждены останавливать слишком расшалившихся, чтобы не допустить травм.

Безопасное поведение в школе во время перемены:

  • по коридорам и лестницам идти шагом, не бежать, не расталкивать окружающих;
  • держаться правой стороны, чтобы не сталкиваться со встречными;
  • на лестнице придерживаться за перила, не съезжать по ним, не прыгать через ступеньки;
  • выполнять требования дежурных старшеклассников и учителей.

Безопасность в классе

Даже такое, казалось бы, спокойное место, как предметный кабинет может оказаться источником опасности. Во время урока неосторожный ученик может защемить пальцы откидной крышкой парты, ящиком стола, между стульями. Раскачиваясь на стуле, можно случайно придавить ногу себе или соседу. Тонкие края листов учебника или тетради грозят торопливым или невнимательным школьникам порезами, а еще более того опасно точить карандаши ножом или лезвием. Даже обычный грифель острого карандаша бывает причиной травмы. Кабинетная дверь при неаккуратном обращении способна прищемить руку или ударить по лбу.

Чтобы подобного не случилось, нужно:

  • на уроке аккуратно обращаться с учебными предметами и мебелью;
  • для заточки карандашей использовать безопасные точилки;
  • входя в класс или выходя из него, резко не распахивать и не захлопывать дверь.

Работа в лабораториях и мастерских

На уроках физики, химии и биологии требуется особая осторожность при выполнении лабораторных работ. То же самое можно сказать о занятиях в учебных мастерских

Приборы, химические реактивы, столярные и слесарные инструменты требуют строгого выполнения правил техники безопасности и определенных навыков использования.

  • перед началом работы выслушать инструктаж учителя о технике безопасности;
  • во время работы точно следовать инструкциям;
  • не допускать шалостей или небрежности при выполнении работ или нахождении рядом с работающими;
  • не использовать оборудование и реактивы не по назначению.

Безопасное поведение в спортивном зале и на спортивной площадке

На уроках физической культуры может представлять опасность как оборудование спортивного зала или школьного стадиона, так и собственное поведение школьников. Урок физкультуры воспринимается многими как разрядка, возможность в движении сбросить напряжение, накопленное во время остальных занятий.

Тем не менее все перечисленное должно происходить в рамках правил:

  • заходить в спортивный зал или на площадку только с разрешения учителя;
  • иметь для занятий установленную спортивную форму;
  • перед выполнением упражнений внимательно выслушать объяснения;
  • не трогать спортивных снарядов и оборудования без позволения учителя;
  • соблюдать правила культурного поведения, не нарушать дисциплину в зале, на площадке и в раздевалках.

Эти правила безопасного поведения в школе установлены для обычного течения учебного процесса. Однако не исключено возникновение чрезвычайных ситуаций, во время которых неумение грамотно действовать может стоить здоровья, а то и жизни, и часто не одному человеку, а многим.

Республика Коми

Директор школы в Воркуте, анонимный ответ:

— Безопасность в школах регламентируется антитеррористическими подзаконными актами, а не документами из министерства просвещения, хотя оттуда нам приходят рекомендации. Это и ограждения вокруг школы, и видеокамеры. Заборы и калитки — это требование, которое прописано в антитеррористическом законодательстве. У нас такой забор стоит. 

Сегодня у нас заключен договор об обеспечении оперативного прибытия спецслужб — это кнопка тревожного вызова. Она должна быть в каждой школе на каждом этаже у дежурных администраторов. Такая кнопка всегда есть у меня, у заместителя директора, которая находится на втором или третьем этаже. Также такая кнопка есть у дежурного вахтера на входе. Этот тот человек, кто реагирует на ситуацию с самого начала. 

У нас в школе стоят турникеты уже четыре года. Сначала это была рекомендация, но сегодня это уже обязательный элемент каждой школы, как мне кажется. 

Если происходит ЧП в школе, то есть разные протоколы действий. Конечно, действия зависят от ситуации. Если мы видим неадекватного человека или человека, вызывающего опасение, то сотрудник школы однозначно должен использовать кнопку вызова Росгвардии или охранной организации, с которой заключен договор. 

Если мы видим, что ребенок склонен к каким-то неадекватным поступкам, то тогда вопрос решается с помощью педагога-психолога и классного руководителя. Мы проводим тестирования на предмет приверженности к каким-то экстремальным действиям. Это может быть и психологическое обследование, чтобы выявить неадекватные действия ребенка. Но и обычное наблюдение за ребенком никто не отменял. У нас более 700 учащихся, но они же каждый день как на ладони.

А ведь есть масса аккаунтов, которые могут быть недоступны педагогам. Это больше вопрос спецслужб и Роскомнадзора. Мы можем в этом отношении только помогать. У нас есть специальные алгоритмы действий, к кому мы обращаемся в таких случаях, в том числе и к правоохранительным органам. 

Мне бы хотелось, чтобы была более серьезная система досмотра в школу — стационарные металлоискатели. Причем хотелось бы не на входе в здание, а даже раньше. У нас есть только переносные металлоискатели, а стационарные обычно используются во время итоговой аттестации. 

Мне сложно сказать, достаточно ли мер безопасности принято в школах, чтобы предотвращать такие трагедии, как в Казани. Несмотря на то, что мы делаем, прогнозировать линию поведения в критических ситуациях каждого работника школы достаточно сложно. Мы, конечно, проводим инструктажи для сотрудников. Хочется надеяться, что они помогают.

Но для воркутинских школьников очень важно живое общение. Воркутинские школы отличаются от школ в больших городах, у нас сохраняются личные доверительные отношения

Это позволяет видеть и чувствовать детей. 

Над текстом работали: Мария Старцева, Максим Поляков, Юлия Тарковская, Алексей Уханков, Алексей Серёгин, Александр Гнетнев

Обеспечение безопасности ребенка в школе состоит из нескольких направлений:

  1. Пожарная безопасность;
  2. Антитеррористические мероприятия: – обеспечивается в большей мере охраной школы («Посторонним вход воспрещен»), — использование турникетов, — систематические дежурства класса и педагогов по школе, включая выходные и праздничные дни, — инструктаж детей при обнаружении сомнительных предметов в школе,- запрет на посещение подвалов, подсобных помещений, чердаков школы
  3. Информационная безопасность детей – предполагает создание условий для защиты детей от информации, наносящей какой-либо вред ребенку.
  4. Учебно-бытовая безопасность: — безопасное перемещение по школе, — правильное использование столовых приборов в школьной столовой, — безопасное использование на уроках ножниц, циркуля, письменных принадлежностей, — использование по назначению различных приборов, средств, инструментов на уроках физики, химии.

Отдельно рассмотрим пожарную безопасность, т.к. комплекс подобных мероприятий разрабатывается непосредственно государственными органами, а надзорные органы систематически проверяют, насколько удовлетворительно школа соблюдает все требования.Все профилактические меры проводятся в течение летних каникул до начала учебного года.

Подготовка включает в себя следующие мероприятия по безопасности в школе:- назначение ответственного лица за пожарную безопасность;- составление плана эвакуации на случай пожара, установка схем плана на доступных местах школы, на каждом этаже;- приведение в порядок противопожарного инвентаря: огнетушителей, противопожарной сигнализации, ящиков с песком, лопат, средств индивидуальной защиты;- доступность выходов для эвакуации;- периодический осмотр территории школы, спортивных площадок, электропроводки;- обучение педагогического состава, работников школы и учащихся правилам пожарной безопасности;- проведение уроков по технике пожарной безопасности в школе для детей;- организация учебной тревоги в целях обучения и отработки действий в случае пожара;- распространение учебного материала на тему «Детям о пожарной безопасности», представление презентаций по безопасности детей в школе.

Охрана детского здоровья в школе

Меру ответственности администрации школы в ситуациях, где был нанесен вред здоровью ребенка, определяет компетентный следственный орган.

Администрация учебного заведения обязана следить за прививочными листами каждого из своих учеников, вовремя делать вакцинацию и ревакцинацию.

При возникновении резкого всплеска какого-либо заболевания школьная администрация должна немедленно ввести карантин.

Если школьнику причинен вред на уроке, то ответственен за это педагог, который проводил урок. При возникновении инцидента на перемене вся ответственность возлагается на дежурного учителя. Ответственность за все нарушения, произошедшие на территории школы, несет директор.

Травматизм, несчастные случаи, насилие, воровство, к сожалению, хотя бы один пункт из этого списка присутствует в каждой школе. Тесная работа родителей и педагогов, учеников и преподавателей может, если и не исключить полностью эти опасные ситуации, то свести к минимуму их последствия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: