Ребенок не слушается? просто у вас разные темпераменты

Меланходик: ребенок, который не любит перемены

Слабый тип — меланхолик — человек со слабым возбуждением и торможением. Он долго «раскачивается» и быстро утомляется, с трудом приспосабливается к напряженным жизненным условиям. Младенец-меланхолик с большим недоверием относится к любым переменам, трудно к ним привыкает. Любая неожиданность заставляет его сжиматься в комок и горько безутешно плакать.

Внимание! Такое состояние может быть связано с родовой травмой или с развивающимся заболеванием, а не с особенностями характера! Поэтому сначала обращайтесь к педиатру, а потом к психологу. Подрастая, такой ребенок может оказаться очень активным и своенравным, но главное — нелюбовь к переменам — остается с ним

Все дети в определенном возрасте — великие традиционалисты, но меланхолик — это ребенок, который в первую неделю после переезда на дачу боится выходить из дома и уходит из песочницы при первом резком движении играющих там детей. По-настоящему счастливым он чувствует себя только на коленях у матери

Подрастая, такой ребенок может оказаться очень активным и своенравным, но главное — нелюбовь к переменам — остается с ним. Все дети в определенном возрасте — великие традиционалисты, но меланхолик — это ребенок, который в первую неделю после переезда на дачу боится выходить из дома и уходит из песочницы при первом резком движении играющих там детей. По-настоящему счастливым он чувствует себя только на коленях у матери.

«Переламывать» характер меланхолика ни в коем случае нельзя. Все слышали, что ребенок должен накопить базовый запас уверенности, чтобы приступить к освоению нового мира. У меланхолика этот запас накапливается очень медленно. Может быть, он почувствует себя в силах оторваться от мамы только в 6 или 7 лет. Пусть будет так.

Если вы попытаетесь оторвать его преждевременно, это с большой вероятностью закончится неврозом или даже более тяжелым заболеванием (все болезни от нервов — это про меланхоликов).

Но если ребенок уверен в своей «базовой безопасности» и если вам удалось поймать момент, когда он в хорошем настроении и не прочь удовлетворить нормальное детское любопытство и нормальное детское желание поиграть, он с большим удовольствием будет заниматься с вами. Понемногу (он быстро устает) продвигаясь вперед, часто возвращаясь к одной и той же игре, но зато глубоко и очень эмоционально прорабатывая ее.

Вот как внимательная мама описывает свое общение с дочкой-меланхоликом:

«Те обязанности и привычки, которые были привиты… с года примерно, сейчас проблем не вызывают: чистка зубов, уборка постели, мытье рук. Да те же календари и кормежка птиц, кошек и собак. А те, что пытаюсь привить сейчас, — воспринимаются уже с боем. Появляются „не хочу“ и „не буду“. Никак не научимся убирать игрушки. При этом Таня с фанатизмом относится к слову „порядок“, но в ее понимании порядок — это тогда, когда игрушки валяются на привычных ей местах, а не тогда, когда они убраны. Пока наводит порядок только в собственной одежде, раскладывая ее по цветам, сортам, ящикам, парам… По три раза в день.

Еще у нас правило такое: все занятия надо доводить до конца и лишь потом переключать ребенка, причем переключать плавно, вспомнив, какие недоделанные дела есть на улице или дома (там, куда идти надо). Чтобы ей самой туда захотелось… По крайней мере, чтобы против не была. Потом можно спокойно идти.

Например, собираясь на улицу, мы всегда вспоминаем, что там было интересного вчера, придумываем, чем Таня там будет заниматься и что надо взять с собой (например, мы можем накормить птичек, достроить домик, посмотреть, не выросли ли щенки…). Домой с прогулки тоже идем с какой-то целью (съесть купленное яблоко, прочитать книжку)».

Важность индивидуального подхода в воспитании дошкольников

Как видим из описаний, виды темперамента сильно влияют на формирование личности ребенка. Вряд ли могут быть сомнения, что дети различных типов нуждаются в индивидуальном подходе. Разительно дети отличаются своей активностью или пассивностью. Однако и внутри этих характеристик они могут быть разными по своим темпераментальным особенностям.

Подход в воспитании активных детей – сангвиников и холериков

Сангвиников нужно время от времени притормаживать, чтобы их активность не переросла в патологическую гиперактивность. Нежелание и неумение сосредоточиться на чем-то конкретном может привести к действиям ради самих действий. Только взрослый может поначалу удерживать ребенка-сангвиника определенным занятием.

Рассматривая книжку или картинки, нужно обращать внимание ребенка на детали

Отвечая на вопрос ребенка, важно подкреплять подходящими стимулами (посмотри сюда, прислушайся, прикоснись…), чтобы внимание малыша удержалось и не перепрыгнуло к другому объекту прежде, чем прозвучит пояснение

Для сангвиника крайне важна симпатия к тому человеку, который занимается с ним. Чем больше малыш расположен к своему наставнику, тем лучше он сможет сосредоточиться на процессе, будь то обучение чтению, или изготовление аппликации, или любое другое занятие.

Никакой другой тип темперамента не требует от окружающих столько терпения и самообладания как холерический.

Когда ребенок буйствует на ровном месте, взрослому трудно не выйти из себя. Тот случай, когда сдерживать себя крайне необходимо

Важно противопоставить гневу ребенка спокойствие и обдуманность действий

Родители обязаны найти дошкольнику такое занятие, где бы он мог выплескивать свою энергию. Пусть прыгает на батуте в саду, месит тесто вместе с бабушкой, крутит педали велосипеда. Маленькому холерику необходимо предоставить безопасное пространство для его двигательных потребностей. Спортивные игры – отличное применение природной активности и эмоциональности холерика.

Ребенка-холерика привлекают рассказы и сказки, где герои совершают героические поступки

Они приковывают внимание ребенка. Увлекшись содержанием, ребенок способен удерживать себя на месте и восхищаться поступками других людей

Методы воспитания инертных детей – флегматиков и меланхоликов

Из-за несдержанности взрослых (!) часто встречается предубеждение против флегматического типа темперамента. Сонливость и медлительность флегматика могут перевешивать такие его достоинства как выносливость, сосредоточенность, ответственность.

Многие достижения удаются флегматику благодаря методу повторения. У ребенка с флегматическим темпераментом необходимо тренировать умение справляться с действиями за ограниченный промежуток времени. Например, одеться на прогулку за 5 минут, разложить столовые приборы за одну минуту, нарисовать рисунок за 15 минут и пр.

Полезно вовремя будить ребенка-флегматика, чтобы он не спал «лишнее» время. Приучайте умываться прохладной водой.

В игре флегматичный ребенок не должен быть предоставлен самому себе. Временами нужно вмешиваться, чтобы ускорить темп игры, внести искорку в развитие действий. Даже, если ребенок увлечен своими любимыми занятиями – рисованием, чтением, конструированием. Ко всем этим видам деятельности склонны дети-флегматики.

Меланхолики нуждаются в заботливом и внимательном отношении

Но тут родителям тоже важно не переборщить. Потому что чрезмерной опекой такого ребенка можно превратить в маленького эгоиста, которому приятно находиться в центре внимания семьи и не комфортно, если родители заняты своими делами

Ребенку меланхолического типа очень полезны движения. Лучше, если это будет приобщение не к спорту, а к танцам. Ритмичные движения под музыку в кругу сверстников – идеальное занятие для таких малышей. Тут и общение (которое так непросто дается ребенку), и самораскрытие в танце.

Еще меланхоличные дети нуждаются в духовной пище. Для них нужно подбирать такие истории и сказки, которые волнуют и заставляют забыть о своих проблемных ситуациях. Но завершаться подобные истории должны успешно, чтобы дать позитивный ориентир ребенку.

Получив информацию, как определить тип темперамента у ребенка, родители и воспитатели начинают пристальней наблюдать, чтобы выяснить природную основу своих детей. А определившись и с этим вопросом, легче выстроить индивидуальный стиль воспитания, который будет удобен как ребенку, так и взрослым.

Тип темперамента сангвиник

Про сангвиников часто говорят ребенок с легким характером. Ребенок-сангвиник почти всегда в хорошем настроении. Они умеют контролировать эмоции и уверены в себе, умеют и любят общаться с людьми, не слишком придирчивы к окружающим.

Дети-сангвиники отличаются активностью, энергичностью, уравновешенностью, общительностью. В стрессовой ситуации сохраняет самообладание. Речь отчетливая, но громкая и торопливая. Мимика и жесты живые. Проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. За дело берется с энтузиазмом, работает долго, не уставая, но если теряет к нему интерес тут же бросает, не доделав до конца. Сангвиник обладает хорошей выносливостью и работоспособностью. Прекрасно переключается с одного вида деятельности на совершенно другой. Неудачи и неприятности сангвиник переживает легко. Чувства радости, гнева, недовольства, враждебности, горя, привязанности возникают быстро, они искренние, но неглубокие.

Забудьте о «ребенке вашей мечты»

Ребенок с непростым характером может быть вовсе не таким, каким вы ожидали или хотели его видеть. Для вас, как и для Гретхен, отказ от образа «ребенка мечты» может стать одной из самых трудных родительских задач. Вы можете скорбеть и оплакивать потерю воображаемого ребенка, который так и не стал реальностью.

Ваше горе может ослепить вас. Оно может помешать вам увидеть уникальные качества дочери или сына, заставить вас тратить время и силы на безуспешные попытки изменить их, чтобы хоть как-то подогнать под свои представления об «идеальных» детях, которых в действительности не существует.

Ребенок с непростым характером рождается не только с уникальным набором физических характеристик, но и с врожденной предрасположенностью к «непростому характеру». Мы не можем повлиять на его темперамент, но вполне способны изменить свои реакции на него. Мы можем перестать думать о дочери или сыне как о «проблеме» и вместо этого сосредоточить силы на поиске наиболее эффективных способов того, как построить здоровые отношения, научиться сотрудничать и наслаждаться обществом друг друга.

Перед вами — маленький живой человек, и он отчаянно нуждается в вашей любви и заботе. Вам нужно принять его таким, какой он есть, увидеть красоту в его облике и научиться управляться с особенностями его темперамента в повседневной жизни.

Для чего определяется темперамент детей

Представим картину: несколько малышей играют вместе. Игра стала слишком шумной, грозит обернуться ссорой. Взрослый делает детям замечание, просит успокоиться. Как реагируют ребята? Один немедленно предлагает начать новую игру. Он уже придумал сюжет, полностью готов переключиться. Второй перевозбужден, продолжает кричать, не слушая взрослых. Третий смутился, заметно расстроился случайным нарушением установленных правил. Четвертый молча собирает игрушки. Как видим, ребятки ведут себя по-разному в одной и той же ситуации.

Как говорят психологи, в основе характера каждого человека лежит темперамент — данные, заложенные природой: способность активно действовать, степень чувствительности, сила проявления эмоций. На основе этого в сочетании с результатом воспитания формируется личность.

Специалисты утверждают: каждому родителю надо знать темперамент ребенка, своего сына или дочки. Поняв особенности чада, близкие определят причины возникающих проблем в развитии, воспитании, общении. Например, одному постоянно нужны слова одобрения, другой — излишне резко выражает чувства, третий — замкнется и молчит. Анализируя поведение детей, легче сгладить неприятные и, наоборот, сформировать положительные черты характера.

Обратите внимание! Наибольшее взаимопонимание возникает между людьми со сходным темпераментом. Изучая особенности характера своего чада, полезно проанализировать собственные черты

Возможно, противоречия в общении между близкими вызваны разницей личностного склада.

Рассмотрим как правильно любящим родителям учитывать при воспитынии детей свойства их характера. Знании природных данных человека помогут им лучше понимать реакцию детей на то или иное событие. В конце статьи приведены тесты на определение темперамента ребенка, которые дадут более точную характеристику чаду и возможность скоректировать поведение ребенка, направив силы на развитие положительные качества характера.

Что надо знать о темпераменте

Знания о темпераментах со времен Гиппократа, который первым предложил их классификацию, постоянно пополняются. Психологи давно заявляют об отсутствии четко выраженных типов. Особенности личности редко вписываются в заданные параметры. Поэтому о темпераменте говорят, упоминая и тип характера. Предлагаем познакомитьтся с описанием типов темперамента так, как они рассматриваются в психологии. Тест на определение темперамента для взрослых можно найти на психологических сайтах.

Итак, что важно знать о темпераменте:

Сангвинический

Люди такого типа жизнерадостны, общительны. Отличаются стабильно хорошим расположением духа, приятны в общении. Они легко заводят друзей, свободно начинают новое дело. Энергичны, активны.

Холерический

Холерики легко возбудимы. Их беспокойство не бывает легким. Люди с таким темпераментом не знают, что такое душевный покой. Они испытывают сильные эмоции, которые ярко выражаются. И любовь, и неприязнь холерика заметны всем.

Флегматический

Внутреннее равновесие флегматика трудно нарушить. Его настроение стабильно, эмоции выражаются очень слабо. Флегматики спокойно и уверенно выполняют начатую работу. Им чужды непонятная тревога, необъяснимое волнение. Чувства таких людей ровны и стабильны.

Меланхолический

Меланхолики склонны к сильным переживаниям. Самое обычное событие может рождать бурю волнения, горькие выводы. При этом меланхолики легко понимают чувства других людей, сопереживают им.

Сангвиническому и холерическому типам свойственна экстраверсия (ориентированность вовне, открытость миру). Для флегматического и меланхолического характерна интроверсия (интерес к внутреннему миру, закрытость).

Почему ребенок не слушается?

Когда вы родитель непростого ребенка, вы каждый день словно шагаете по минному полю. Время от времени ваше дитя «взрывается», а вы понятия не имеете, почему. Вы можете чувствовать себя абсолютно бессильным и неспособным что-либо изменить, так что вам остается только поднять руки в знак капитуляции и воскликнуть: «Почему я? Почему именно мне достался такой ребенок?!».

Исследования показывают, что, когда действия ребенка воспринимается как признак избалованности или простой каприз, родители склонны реагировать более негативно и жестко. Они не верят, что за этим поведением стоят реальные эмоции или потребности. Знание темперамента ребенка позволяет определить истинную причину и реагировать с пониманием.

Например, раньше, когда вы звали своего ребенка обедать, а он не приходил к столу, вы могли думать, что он не слушается. Но теперь вы знаете, что причина кроется вовсе не в непослушании, а в таких врожденных особенностях его темперамента, как настойчивость или низкая адаптивность. Ваш ребенок не откликается немедленно на ваш зов вовсе не из вредности.

Ребенку, который медленно приспосабливается, нужно время, чтобы переключиться с одного вида деятельности на другой. Вы можете использовать приемы, которые учитывают эту его черту и позволяют добиться сотрудничества. Например, вы можете заранее предупреждать ребенка о том, что обед будет подан через десять минут, чтобы он успел перестроиться. Или можете завести определенный порядок, например, собирать игрушки или читать книгу, а потом сразу же идти обедать. Такие нехитрые приемы дают вашему ребенку необходимые время и ощущение постоянства, и он будет легко переключаться с одного действия на другое, несмотря на свою невысокую адаптивность.

Кроме того, вы должны объяснить эту особенность его темперамента самому ребенку и научить его словам, которые вы бы хотели, чтобы он использовал, например: «Мне нужно еще пару минут», «Я быстро закончу и приду!» или «Давай составим план на сегодняшний день». Результатом будут более близкие и здоровые отношения между вами, потому что вы вместе работаете над его темпераментом, а не пытаетесь его переделать.

Ребенок – сангвиник.

Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный малыш. Это ребенок -«солнце» — обычно в хорошем настроении, любознателен, активен. Ребенка – сангвиника может сильно рассмешить или сильно огорчить какой – нибудь пустяк. Слезы у такого ребенка быстро появляются и так же быстро высыхают, потому что он слишком шустрый и всегда находит для себя интересное занятие. Легко сходится с людьми, быстро приспосабливается к новой обстановке, к детскому саду и к новым требованиям. Сангвиники — эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Дети-сангвиники на вопрос: «С кем ты дружишь?» — обычно отвечают: «Со всеми». Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.

Обратите внимание на то, что жизнерадостность сангвиника, его «легкое» общение, может ввести родителей в заблуждение. Они перестают контролировать малыша и не всегда присматриваются к его внутреннему миру

В дальнейшем привычный дружелюбный и веселый тон уже подросшего ребенка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей.

Рекомендации родителям. Сангвиникам тоже необходим подвижный образ жизни, но в отличие от холериков, их интересует сам процесс. Поэтому, если вы решили отдать ребенка в какой–либо вид спорта, найдите ему хорошего дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию.

Поскольку дети – сангвиники непостоянны и быстро устают от однообразия, постарайтесь сделать основной упор в занятиях на умение сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, пазлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. Если ребенок будет без конца менять свои занятия, привычка за все браться и ничего не доводить до конца может стать свойством характера. С сангвиниками можно быть требовательными, вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат.

Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.

Старайтесь не ругать ребенка за рассеянность, несобранность и неаккуратность. Эти качества формируются у сангвиников с большим трудом, чем у детей с другими темпераментами. Просто чаще хвалите малыша, если он аккуратно выполнил аппликацию или сложил за собой все игрушки.

Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что его поведение может обидеть или обрадовать окружающих. Последите за поведением малыша, иногда он может быть прилипчивым или навязчивым в общении.

Ваш ребенок – сангвиник, простите ему непостоянство — это не порок, а особенность темперамента. Помогите ему подкорректировать свой характер, и он вырастет надежным, устойчивым к стрессам, общительным и успешным человеком.

Ребенок – холерик.

Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Он всегда знает, чего хочет. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке — реакция может быть самой разной. Его поведение подобно урагану. Ребенок-холерик — это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до наоборот, любит риск и приключения.

Чего не любит ребенок – холерик? Когда ограничивают его активность, требуют от него аккуратного выполнения задания, когда на него кричат, дергают за руку, физически наказывают.

Рекомендации родителям. Не запрещайте ребенку быть активным. Не ругайте его за непоседливость и постарайтесь не просить его посидеть тихо или постоять смирно. Ребенку это просто не под силу! Лучше организуйте его жизнь так, чтобы его активность находила разумный выход. Например, играйте с малышом в живые, состязательные игры. Предложите ему спортивные упражнения, плавание, танцы, катание на велосипеде. Постарайтесь чаще выезжать с ним на природу — малышу необходимо большое жизненное пространство. Однако, не переусердствуйте. Как ни странно, ребенок-холерик нуждается в особо щадящем режиме. Если ваш малыш перевозбудится, то остановить его уже потом будет крайне сложно. В общем, все хорошо в меру!

Читайте ребенку книги о героических поступках и подвигах, когда терпение и воля помогли герою победить

Учите его договариваться со сверстниками, когда важно не только самому говорить, но и уметь выслушивать других детей.. Дети – холерики всегда стремятся быть первыми

Это качество можно использовать в игре «учитель-ученик», которая даст малышу возможность научиться быть терпеливым и внимательным.

Дети – холерики всегда стремятся быть первыми. Это качество можно использовать в игре «учитель-ученик», которая даст малышу возможность научиться быть терпеливым и внимательным.

И, главное, наберитесь терпения и постарайтесь понять, что холерик и сам был бы рад научиться держать себя в руках, да не всегда получается. Помогите ему в этом!

Что нужно знать родителям про флегматика?

Если взрослые будут ругать маленького флегматика, называть его медлительным, тюфяком, то ребенок вырастит с чувством собственной неполноценности. На флегматика можно положиться, он ответственен и самостоятелен

Родителям важно объяснить ребенку с таким темпераментом, что вокруг есть люди с другими взглядами на жизнь, которые нужно уважать

Наберитесь терпения и с самого начала научите ребенка-флегматика правильным приемам одевания, ухода за вещами. Не торопите ребенка. Создавайте специальную обстановку, ставьте его в условия, когда необходимо проявить собранность. Хвалите флегматика за скорые действия. Приучайте ребёнка-флегматики к движениям, занимайтесь гимнастикой.Ходите в гости и давайте поручения ребенку пойти к кому-либо. Относитесь к флегматику так, как он относится к миру спокойно. Уважайте его внутренний покой.

Что нужно знать родителям про сагвиника?

Родителям сангвиников необходимо знать, что малыш с таким видом темперамента может забыть о начатом деле, если ему стало скучно в процессе. Он сможет быстро переключится на более интересное занятие.

Под внешним весельем мама и папа иногда могут не заметить душевные переживания сына или дочери

Прощайте маленькому сангвинику непостоянство, чаще хвалите и поощряйте его старание, внимание к деталям, и тогда он вырастет сильным и успешным человеком

Проявляйте строгость и требовательность к сангвинику, контролируйте его действия и поступки. Добивайтесь, чтобы начатое дело было окончено с хорошим качеством. Небрежно выполненную работу предложите выполнить заново, при этом можно помогать ребенку. Учите ребёнка-сангвиника внимательно относиться к товарищам, стремитесь, чтобы складывались устойчивые отношения. Формируйте устойчивость интересов ребёнка. Мотивируйте деятельность сангвиника, через необходимость кому-либо помочь. Подходить к детям-сангвиникам следует с теплым отношением, иначе он замкнется.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: