Зачем учить ребёнка делать выбор с помощью альтернативных вопросов
Задавая альтернативный вопрос, мы отвлекаем ребёнка с возражений «Я не буду» и «Я не хочу» на размышления. Вместо увещеваний: «Нам нужно пойти на прогулку. Сейчас самое время. Будь хорошей девочкой, сделай это для мамочки», можно предложить: «Что ты хочешь надеть? Красную футболку или синюю?» И тогда ребёнок переключится с протеста «Не хочу гулять» на размышление: «Какую футболку я хочу надеть?».
Если мы предлагаем ребёнку выбор (в границах разумного), который ему подойдёт больше, то, скорее всего, конфликта не будет. Дети любят, когда их мнение учитывается.
Если вы знаете, что есть какая-то трудная для ребёнка ситуация, можно подумать, какой выбор ему предоставить. Можно спросить при уборке: «Ты сам уберёшь или тебе помочь?» Тогда ребёнок будет чувствовать, что его не принуждают, а советуются.
Важно помнить:
- Начинать задавать альтернативные вопросы лучше в позитивные моменты, когда ребёнок и взрослый спокойные, сытые и выспавшиеся. И только после того, как ребёнок вдоволь напринимается решений в позитивной атмосфере, можно переносить их на ситуации протестов и сопротивления.
- Каждый из предложенных вариантов должен быть для вас приемлемым. Если вы не готовы готовить омлет, то не стоит спрашивать «Ты будешь кашу или омлет?»
Ребёнок, которому раньше никогда не предлагали сделать выбор, может по привычке отвечать на всё «нет». В этом случае мы мягко подводим его к решению и показываем, что оно учитывается.
Например, на прогулке говорим: «Мы скоро идём домой. Ты пойдёшь со мной за ручку или сам?». Допустим, ребёнок говорит: «Нет!». Тогда спрашиваем: «Ты ещё погуляешь немножко и мне подойти напомнить чуть попозже?» — «Да».
«Чуть попозже» может быть от 30 секунд до 3 минут, в зависимости от возраста ребёнка. Когда они пройдут, напоминаем: «Уже чуть попозже. Пора домой. Ты пойдёшь за ручку или сам?» Может быть ребёнок снова выразит протест, тогда нам ничего не остаётся, как установить границы и увести ребёнка домой. А альтернативные вопросы оставить до следующего раза.
Умение выбирать в раннем детстве учит принимать решения во взрослой жизни. Поэтому важно дать малышам этот опыт. Но нужно чётко понимать, какие задачи они способны решить. Не нужно предлагать решать трёхлетке идти ему в сад или нет
И ему психологически сложно выбрать, и вы не можете принять вариант «Не хочу!». Но более простые предметные решения малышам по силам.
Чем ребёнок младше, тем ему должно быть виднее, из чего он выбирает. Взрослые могут выбирать из каких-то умозрительных вещей, ребёнок же мало что может себе представить. Поэтому первоначально вопросы должны находиться внутри ситуации и быть наглядными:
- Что покупаем — машинку или конструктор?
- Что будешь есть — кашу или творог?
С малышами всегда предлагаем альтернативу из двух элементов: «Какой ложкой ты сейчас будешь есть?» и показываем две ложки разного цвета, формы или размера. «Какие трусы надеваем?» и предложить оба варианта. Ребёнок может ещё не разговаривать, но сумеет показать — к чему потянулся, то и выбирает.
Эти простые выборы в раннем детстве (с помощью альтернативных вопросов) — основа для принятия гораздо более серьёзных решений в последующей жизни. И если такое начало будет положено, то в более взрослом возрасте мы получаем человека, который умеет принимать классные решения.
Ответ – Г, бегемот.
1Gai.Ru / Getty Images
У бегемота огромный рот, который открывается на 150 градусов и 1 м в высоту. Внутри челюстей расположены массивные зубы длиной около 45 см. При этом такие клыки не являются инструментом для употребления пищи, т. к. основной объект рациона бегемота – трава.
Большие зубы демонстрируют доминирование над другими существами и позволяют животным сражаться с другими представителями вида. Их массивные рты и зубы могут представлять опасность для людей. В случае обнаружения потенциальной опасности бегемоты превращаются в свирепых хищников, готовых до конца защищать свое потомство.
Примеры альтернативных вопросов
Чтобы было проще вспомнить нужный вопрос, напишите заранее 15–20 альтернативных вопросов для разных ситуаций. А можно выбрать подходящие из нашего списка.
Альтернативные вопросы на кухне:
- Ты будешь воду или сок?
- Тебе чай с сахаром или без сахара?
- Будешь кашу или омлет?
- Ты будешь овсяную кашу или кукурузную?
- Тебе положить рис в суп или будешь есть отдельно?
- Ты положишь себе салат или мне положить?
- Подать хлеб или сам дотянешься?
- Ты сам намажешь масло на хлеб или я тебе помогу?
- Ты очистишь сам банан или я тебе помогу?
- Будешь есть котлету или макароны?
- Тебе тарелку прозрачную или белую?
- Будешь есть ложкой или вилкой?
- Расставишь тарелки для всех или только себе?
- Отнесёшь тарелку или стаканчик?
- Ты позовёшь всех за стол или я?
- Будем печь кекс или печенье?
- Сам выльешь в тесто молоко или мне вылить?
- Просеешь муку через сито или насыпешь из стакана?
- Ты бросишь соль в кастрюлю пальчиками или ложечкой?
- Будешь делать круглые формочки или цветочками?
Какой чай будем пить — зелёный или красный?
Альтернативные вопросы в бытовых делах:
- Поставишь цветы в жёлтую или зелёную вазочку?
- Ты сам принесёшь тряпочку или мне принести?
- Ты понесёшь пакет или я?
- Купим это молоко или это?
- Ты сам достанешь продукты из пакета или я достану?
- Принесёшь бельё из стиральной машинки или мне принести?
- Ты насыпешь порошок или я?
- Вместе развесим бельё или ты сам?
- Разберём посудомоечную машину сейчас или после завтрака?
- Протрём пыль или подметём?
- Протрёшь пыль тряпочкой или щёткой?
- Помоем твою обувь или мою?
Ты вытрешь воду или я?
При гигиенических процедурах:
- Стрижём ногти на левой руке или на правой?
- Будешь чистить зубы пастой с зайчиком или с малышом?
- Сам помоешь лицо или мама помоет?
- Сама выдавишь зубную пасту или я помогу тебе?
- Будешь мыть руки белым или зелёным мылом?
- Помоешь руки жидким или твёрдым мылом?
- Набрать воду или помоемся под душем?
- Умоешься или почистишь зубы?
- Почистишь сначала верхние зубы или нижние?
- Какое полотенце возьмёшь: зелёное или красное?
- Сегодня будем купаться или только умоемся?
- Возьмёшь с собой в ванную уточек или кораблики?
- Помоем сначала голову или спинку?
- Посушим голову феном или подождём, пока сама высохнет?
Откроешь кран или мне открыть?
Во время одевания:
- Наденешь жёлтую или синюю футболку?
- Будешь сегодня в шортах или в штанах?
- Наденем носок на правую ногу или на левую?
- Ты наденешь штаны сама или мне помочь?
- Ты наденешь сначала куртку или шапку?
- Снимешь шапку или куртку?
- Кто одевается первым — ты или я?
- Возьмём с собой зонт или дождевик?
- Завяжем хвостик или сделаем косичку?
- Прозрачной резинкой или цветной?
Ты повесишь куртку на пластиковые плечики или на деревянные?
Альтернативные вопросы на прогулке:
- Пойдём кормить уток или на площадку?
- Хочешь взять за руку папу или маму?
- Возьмёшь с собой велосипед или самокат?
- Где сегодня гуляем — в парке или на площадке?
- Ты хочешь бегать или прыгать?
- Ты будешь догонять меня или мне догнать тебя?
- Идём направо или налево?
- Пойдёшь впереди или рядом? Справа или слева?
- Выйдешь в дверь первым или за мной?
- Соберёшь свой рюкзак или понесём вещи в пакете?
- Останемся на этой площадке или на той?
- Ты возьмёшь на площадку машинку или ведёрко с лопаткой?
- Будешь закрывать замок или мне закрыть?
- На большой качели будешь кататься или на маленькой?
- Ты спустишься сама по лестнице или дашь мне ручку?
- Мы пойдём за папой или побежим?
- Мы будем смотреть на эти цветы или нюхать?
- Какой рукой ты будешь кидать камушки в пруд, левой или правой?
- Покатаешься на горке или поиграешь в песочнице?
- Будем возвращаться домой той же дорогой или другой?
Заберёшься на горку сам или тебя подтолкнуть?
Альтернативные вопросы в играх и занятиях:
- Будем собирать пазл с цветами или с деревьями?
- Мы сначала уберём Лего или машинки?
- Уберёшь первой красную машинку или синюю?
- Будем собирать вишню или смородину?
- Что польём — грядку или клумбу?
- Протрёшь листики или польёшь цветок?
- Включить медленную или быструю музыку?
- Построим дом или гараж?
- Чем будешь рисовать: красками или карандашами?
- Ты будешь вырезать прямыми ножницами или фигурными?
- Дашь мне игрушку в правую или левую руку?
- Будешь собирать конструктор за столиком или на коврике?
Тебе помочь убрать игрушки или ты справишься сам?
При укладывании спать:
- Тебе спеть песню про коня или про игрушки?
- Включишь ночник сам или мне включить?
- Задёрнуть шторы или ты сам?
- Постель расстелешь сам или мне расстелить?
- Будешь спать в пижаме или в футболке?
- Какую пижаму наденешь: красную или жёлтую?
- Мне накрыть тебя одеялом или пледом?
- Тебе почитать книгу или рассказать историю?
- Ляжешь под одеяло или сверху?
Почитаем историю про Серёжу или про Полину?
Шуточные, смешные вопросы для детей
- Какие два овоща вам будет жалко отдать другим детям?
- Что оставишь себе (что-то одно обязательно): длинный нос, большие уши, волосы в ушах, тучность, кривые ноги?
- Предположим, вам разрешили стать веселым дизайнером родительского дома или квартиры, как бы она выглядела?
- На кого вам хочется быть похожими: клоуна, шоумена, юмориста, комедийного артиста?
- Сколько денег вы смогли бы потратить в неделю на закупку и поедание моркови, свеклы и других овощей?
- Какие сцены в кино вас могут заставить хохотать?
- Это нормально если мальчик при просмотре комедии плачет, а трагедии смеётся? Ваше отношение к такому мальчику?
- Что выберите для себя: крылья, лапы или хвост?
- Вы кого-то во сне мазали зубной пастой? Кого хотелось бы намазать?
- Представьте, что встретили в лесу льва, как бы убегали от него?
- Каким животным согласились бы стать на один день: зайцем, гиппопотамом, кротом или скунсом?
- Кем ты хотел бы стать: мороженным или тортом?
- У какого овоща ты взял бы интервью?
- Сколько космических кораблей пролетело мимо вашей школы сегодня?
- Ты ковыряешься в носу и вытираешь палец об стенку, когда никто не смотрит?
Советуем вам узнать, какие вопросы дети хотят задать родителям и взрослым?
Взрослые и умные вопросы для детей
- Нужно или нет говорить родителям, что вам грустно или страшно? Как думаете, родители смогут чем-то помочь?
- Что бы вы рассказали, например, в школе о своих родителях? Что в них больше всего нравится, а что нет?
- Ваши друзья обманывают своих родителей? Когда и по какой причине они это делают?
- Что интересного, мы могли бы сделать вместе?
- Вам хочется побыть в одиночестве? Как часто, в какое время суток, почему?
- Что вам хочется съесть, когда грустите? Какое блюдо может поднять ваше настроение?
- Сможешь назвать своих лучших 5 качеств?
- Если узнаешь, что твой друг что-то украл, как поступишь? Расскажешь об этом своим родителям?
- Как правильно вести себя в гостях? (Прочитайте правила гостевого этикета для детей).
- Сегодня нужно быть всегда честным? Вам хочется, чтобы с вами всегда поступали по-честному? Что нужно делать родителям, чтобы дети всегда были с ними честными?
- Вы гордитесь своими друзьями и за что?
- Когда вам страшно, что вы делаете, как себя успокаиваете?
- Какие праздники вам действительно нравятся и почему?
- Считаете себя умнее своих друзей? Хотели бы всегда быть лучше их?
- Завидуете тем, кто в чем-то лучше или превосходит вас?
- Ты веришь в Бога?
- Какое самое раннее воспоминание о твоем детстве?
- Должны ли дети знать и соблюдать правила телефонного этикета?
- Тебе нравится твой голос?
- Почему ты хочешь быстрее стать взрослым?
Если альтернативные вопросы не работают
Мы получили сообщение от нашей читательницы:
«Практикую альтернативные вопросы и, к сожалению, это не работает вообще. Ребёнок просто не слышит вопросы, не относящиеся к его проблеме, и носится по квартире, пока не догонишь и не начнёшь одевать.
— Ты пойдёшь в платье или в футболке?
— Нет. Дома!
— Ты соберёшь игрушки сама или тебе помочь?
— *игнорирует, носится, раскидывает остальное*
Не могу сказать, что это всегда так — может и одеваться нормально, и убирать за собой, но если не слушается, то не слушается до конца».
Попросили ответить нашего эксперта Анну Федосову — Монтессори-педагога AMI и детского психолога.
Спасибо за уточняющие вопросы. Они очень ярко описывают трудности, с которыми часто сталкиваются родители, когда начинают использовать альтернативу
Применяя этот способ важно обратить внимание на стратегию и тактику
Стратегически важно осознать всю глубину различия между принуждением: «делай так, как я тебе велю», «я хочу, чтобы ты сделал то, что я хочу» и сотрудничеством между вами и ребёнком. Употребление самого слова «или» — это не волшебная кнопка, нажав на которую вы запускаете механизм повиновения
По сути, вы сами совершенно точно описали причину, по которой могут не работать альтернативные вопросы — «ребёнок не откликается на вопросы, не относящиеся к его проблеме». И ваш ребёнок уже достаточно осознанно отвечает вам: «дома», то есть «я не хочу идти или собираться для того, чтобы пойти гулять, ни в платье, ни в футболке».
Смысл в том, чтобы предложить выбор из двух значимых для ребёнка ситуаций или действий. Это будет либо выбор между чем-то интересным ребёнку:
— Пойдём на улицу есть мороженое или кататься на машинках?
Либо выбор между чем-то неизбежным:
— Ты оденешься сам или я тебя одену?
Но в любом из этих случаев вы опускаетесь на уровень ребёнка, устанавливаете зрительный контакт и только потом излагаете своё предложение. В случае выбора из неприятного вы ещё и доброжелательно, но твёрдо напоминаете, что гулять вы точно идёте. Вопрос не в этом, а в технических деталях.
Если вы упускаете из ваших предложений вот эту суть сотрудничества, ребёнок игнорирует ваши слова или раздражается, потому что не без основания чует вашу попытку снова его принудить к чему-то. Если вы не остановили ребёнка и не начали с ним диалог, а в одностороннем порядке заявляете о вариантах сбора игрушек, то ответом может быть закономерный протест — раскидывание игрушек.
То, чего вы требуете, должно быть посильно. В случае с игрушками, например, если ребёнок слишком мал, а игрушек слишком много, то самостоятельно их собрать он не сможет, ему потребуется много вашей и помощи, руководства. Непосильным может быть и требование, предъявленное перевозбуждённому ребёнку, который не может затормозить себя сам.
С точки зрения тактики, вы, как уже можно догадаться из сказанного выше, выбираете вдумчиво сами варианты, которые составят содержание альтернативы. Это два интересных ребёнку занятия, если выбор из приятного. Или два понятных и воспринятых условия, если это варианты сделать нежелательное.
Перевозбуждённому ребёнку наиболее адекватная альтернатива вообще может быть про его нужду, а не вашу:
— Я вижу, что ты очень перевозбуждён. Ты можешь подуть мне на нос, чтобы успокоиться. Или я тебя покружу и обниму. Что выберешь?
Если вы вошли в диалог с ребёнком, отказ от обоих вариантов — начало дальнейшего разговора:
— Ты не хочешь ни платья, ни футболку надевать на себя? Я хочу, чтобы ты погулял. Чем тебе помочь? Натянуть штанину или взять к себе на колени?
Это очень тонкая грань между уверенностью с закономерной требовательностью и гибкостью и диалогом с ребёнком. Учиться её искать нужно с ребёнком — он ваш вернейший учитель в этом деле.
Подготовлено по материалам
Фото Ольги Горевой
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Ответ – В, 6.
1Gai.Ru / Wikipedia
Официально в географии существует шесть континентов: Северная Америка, Южная Америка, Африка, Евразия, Австралия и Антарктида. Однако в некоторых странах существует иное разделение земель на материки и части света.
Так, по мнению части стран (к примеру, в Китае, Индии, части Западной Европы, англоговорящих странах) континентов 7, поскольку Евразию там принято делить на 2 континента – Европу и Азию. В испаноговорящих странах популярна модель из 6 континентов, где Америка не делится на Южную и Северную.
Есть и модель из 5 континентов (в Греции), где Евразия и Америка не делятся на части; и даже из 4-х – где Африка объединена с Евразией и называется Афроевразией.
Тест: Проверьте свои знания с помощью веселой подборки вопросов. Интересно, сколько правильных ответов вам удастся найти?
Если вы не знаете, как разнообразить семейный вечер, либо вам нужно провести время с детьми не только с пользой, но и удовольствием, воспользуйтесь этим набором интересных вопросов с ответами, которые мы предлагаем в виде викторины. Помимо укрепления отношений между членами семьи, настольные игры повысят уровень образования у ребенка и будут стимулировать его к обучению.
Как утверждает Сьюзен Ньюман, учитель и эксперт в вопросах воспитания детей, профессор Колумбийского колледжа в Чикаго и основатель School2Life, «Игры с познавательными вопросами могут стать эффективным методом привлечь внимание ребенка к разговорам на самые различные темы, которые не были изучены в школе». «Любые социальные игры – отличная платформа, которая требует от участников активности и проявления соответствующих навыков, таких как интеллектуальная деятельность и умение вовремя давать ответы», – отмечает Ньюман
«Любые социальные игры – отличная платформа, которая требует от участников активности и проявления соответствующих навыков, таких как интеллектуальная деятельность и умение вовремя давать ответы», – отмечает Ньюман.
«Мы учимся формировать критическое мышление, общаясь на важные темы в спокойной и свободной обстановке».
Итак, пришло время проверить свои знания (и знания членов своей семьи) на веселой домашней вечеринке, ответив на вопросы в нашем сборнике развлекательно-познавательных тестов.
Экологическая викторина для детей 7-8 лет
Даже если в каких-либо школах в начальных классах нет предмета «Экология» это не повод отказаться от проведения экологической викторины. Во-первых, «Природоведение», «Охрана труда» и подобные дисциплины вполне подойдут для подобного развлечения с детьми начальной школы, а во-вторых, вопросы на экологическую тематику помогают детям развивать мышление, учат их размышлять. Ниже приведены вопросы и варианты ответов на них.
- Почему облака могут плыть по небу, не падая на землю?
— потому что в небе, как и в космосе, работают законы гравитации
— потому что они невесомы — потому что их поддерживает потом воздуха, направленный от земли - Если наблюдать за пауками, можно предсказать погоду. Как?
— пауки плетут себе «зонтики» из паутины – к дождю — пауки плетут паутину и бегают по ней – к хорошей погоде — пауки прячутся в норки – к заморозкам - У каких растений черные ягоды?
— черника— черемуха — черноплодной рябины — черной смородины - Почему зимой, когда на ветки ели падает много снега, они не обламываются?
— потому что лесник счищает снег с ветвей
— потому что ветви у ели крепкие — потому что ветви ели растут наклонно вниз - Какое хвойное дерево может похвастаться ягодами
— ель
— сосна
— пихта — можжевельник
— кипарис - По ветвям ели можно предсказать погоду. Как?
— ель весело машет ветвями — ветви ели подняты высоко вверх (к солнцу) — ветви ели опущены вниз (к дождю)
— погоду по ветвям ели предсказывать нельзя, это миф - Какой снег растает быстрее – чистый или грязный?
— чистый — грязный (объяснение: грязный снег темнее, он лучше поглощает солнечные лучи и быстрее прогревается) - Где зимуют лягушки?
— на дне пруда — закапываются ил под водой — под камнями и в ямах
— в норе
— в берлоге - Почему нельзя трогать в гнездах птиц их яйца?
— птицы могут обидеться — птицы могут бросить потомство
— птицы стесняются - На каком склоне оврага снег тает быстрее?— на северном
— на южном - Где снег тает быстрее?
— в деревне
— в лесу — в городе (объяснение: в городе снег грязный) - Как муравьи преодолевают препятствия (ручьи, канавы и прочее)? — делают живой мост
— с помощью других насекомых и птиц
— перелетают по ветру - Во сколько встает воробей летом?
— раньше всех птиц — позже всех птиц
— с петухами - После дождя на небе появилась радуга. К чему это?
— к новому дождю
— к грозе — к хорошей погоде
— к ветру - Почему лед не тонет? — он легче воды— из-за силы Архимеда
— не хочет