Мирись, мирись и больше не дерись!
А теперь давайте представим себе, что будет на нашей пленке после истерики. Когда ребенок успокоится, обсудите с ним, что произошло. Расскажите о своих чувствах во время скандала: как вам было стыдно, неприятно, но вы рады, что он, наконец, смог взять себя в руки. Объясните, что таким способом он не сможет добиться желаемого результата. Когда вы оба остынете, обязательно помиритесь. Для малыша этот нехитрый ритуал означает переход к новому, спокойному состоянию.
А потом как-нибудь попробуйте проиграть разные формы поведения с игрушечными человечками – сначала пусть малыш «озвучивает» игрушку-ребенка, а вы – маму, а потом поменяйтесь местами. В игре покажите, к чему приводит то или иное поведение, и на наглядном примере малыш сам сделает соответствующие выводы.
Инесса СМЫК
По материалам журнала «Домашний очаг»
Проанализируйте свое поведение
Для начала важно понять, почему ребенок начал истерить в конкретной ситуации. Это не всегда может быть манипуляция родителем, иногда – это всего лишь способ что-то попросить у родителя, особенно если ребенок еще не умеет хорошо выражать свои мысли
Вот мы засовываем ножку в сапожок, а у него зацепился язычок, конечно, ребенок будет кричать, а мы будем продолжать его обувать. И ребенок будет прав.
Папа появился дома, ребенок привлек его внимание, только появилась надежда, что сейчас что-то они сделают вместе, а папа через 5 минут решил, что уже выполнил свою задачу и ушел смотреть футбол. У ребенка начинается истерика
Так кто здесь виноват? Почему хотеть быть с отцом – плохо? Это сигнал о том, что вы недостаточно внимания уделяете ребенку.
Перестаньте потакать
Если вы видите, что истерика беспочвенная, важно не идти на поводу. Родителям нужно прежде всего понять для себя, что хорошо, а что плохо
И в соответствии с этим пониманием действовать. Потакать ребенку в том, что считаете плохим, абсолютно неверно. Где же ваша личная свобода?
В саду ребенок без причины говорит: не хочу, не буду одеваться! Хорошо, не надо, сиди, мы идем без тебя. Один раз сходили без нее (девочка осталась сидеть на табуретке в коридоре под присмотром), на второй день она быстрее всех оделась и пошла на прогулку.
Конечно, в тот день она плакала. Но не надо бояться слез. Вы же не хотите быть в зависимости от истерик ребенка?
Был у нас мальчик, который не причесывался, не носил трусов, не сморкался (и это в 4 года!) и еще очень много всего НЕ делал. Как можно было довести до такой ситуации? Ни в коем случае не допускайте вседозволенности.
Если сказали «нет», всегда аргументируйте почему. Ребенок не хочет надевать шапку, но на улице холодно, легко замерзнуть, поэтому идти нельзя. Объясните, почему вы сегодня отменяете прогулку. В следующий раз ребенок несколько раз подумает прежде, чем закатывать истерику.
Я сам!!!
Истерика может выражать протест против чрезмерной опеки и желание быть самостоятельным. Часто такое бывает при авторитарном стиле воспитания. Вспомните, как вы общаетесь с малышом в поликлинике, в парке, дома. Можно даже записать себя на диктофон. Если малыш по большей части слышит от вас: «Нельзя!», «Туда не ходи!», «Не трогай!», «Не смей!», «Перестань!», то ничего удивительного в том, что он пытается отстоять право на самостоятельность
Ребенку очень важно чувствовать уважение родителей, признание его способностей. Попробуйте прислушаться к своему чаду, расширить сферу его деятельности, дать ему больше свободы, и, возможно, проблема истерик постепенно исчезнет из вашей жизни
А мы, между тем, продолжаем перематывать нашу видеопленку.
Ребенок встречает маму с работы капризами. Почему?
Знакомы ли вам следующие ситуации: малыш был полдня или целый день с бабушкой (с няней, в саду), тут приходите вы, и ребенка как подменили: капризы, валяния на полу, истерики. Ну и сразу бабушки (няни, воспитатели): «Да-а-а, мать пришла… а у меня был золотой ребенок». И тут же многозначительно: «А у тебя так всегда с ним? С нами все идеально было, шелковый. Только мать появится — одни капризы!».
И вот ты стоишь, вся красная от стыда — даже ребенка воспитать нормально не можешь, при тебе все отмораживаются, а с другими «по струнке ходят». О причине такого поведения я догадывалась, но объяснять кому-либо что-либо всегда считала как-то неуместно, как будто оправдываешься.
А меж тем причина проста — сын или дочь действительно ведет себя хуже всего с мамой, и это норма, потому что именно с самым близким человеком мы можем позволить себе быть максимально раскрепощенными и естественными. И да, самым близким всегда достается больше всех. Но именно потому, что они близкие.
В обществе, в саду, с няней, даже с бабушками дошкольник все равно немного «в офисном костюме», он сдерживает себя, пытается быть лучше и соответствовать, он уже научился подстраиваться под ту среду, в которой находится. И только дома, в кругу самых близких, он наконец может быть собой. А это значит — не только слушаться и улыбаться, но и «сбрасывать негатив»: ведь и у малыша случается плохое настроение, он устает, да и просто надо же где-то избавляться от напряжения.
Конечно, второй стороне, упомянутой выше, гораздо приятнее думать наоборот: что такое детское поведение в их присутствии — это результат уникальных (!) педагогических талантов, которыми мать не обладает, но мы-то с вами знаем…
Еще одна причина таких реакций кроется в том, что ребенок подстраивается под эмоциональное состояние взрослого рядом, как бы зеркалит его поведение.
Именно поэтому с бабушкой он один, в саду другой, а дома — третий. Каждая «среда» предъявляет малышу свои требования, везде свои правила и устои (несмотря на то, что наверняка многие из вас, оставляя ребенка с бабушкой, просят придерживаться ваших правил) — тем не менее с каждым членом семьи у малыша складываются свои отношения, и он «принимает правила игры». Приходя после сада домой или возвращаясь от бабушки, ребенок попадает в ваш мир, и ему сложно резко перестроиться.
И вот теперь представьте: целый день малыш был с бабушкой, он привык к ее манере говорить, к тембру ее голоса, к ее «можно» и «нельзя». Тут с работы приходите вы. Совершенно другой по эмоциональному состоянию человек, с другой системой координат, другими «можно/нельзя», другим типом реакций и т.п.
Малыш рад вам, но он сейчас в одном эмоциональном состоянии (подстроился под бабушку), а вы у него ассоциируетесь совсем с другим эмоциональным фоном. Происходит некий сбой — одновременно работают две системы координат, что часто выливается в истерики и капризы.
Ну, а дальше — укоризненный взгляд: «Все понятно… Мать пришла» и т.д. Хочется в этот момент сказать: читайте, товарищи, детскую психологию! Это нормальная реакция!
Более того, хамелеончика может клинить подобным образом каждый раз, когда будут пересекаться две или более «системы координат» (например, в гостях, там, где много родственников, и т.п.), и чем больше разница в поведенческом плане между вами и няней, вами и бабушкой, вами и мужем и т.п., тем сильнее может быть реакция.
А что делать в таких ситуациях? Ничего, дать время перестроиться.
Сказать: «Я понимаю, ты скучал, просто немного растерялся, когда я пришла, и т.п.». Буря утихнет, мир восстановится. Нервная система дозреет с возрастом, к 6–7 годам, как правило, малыш уже умеет брать под контроль эти «бури».
Ну и корить себя не надо: дело тут совсем не в вас или вашем воспитании, так что всех, кто считает по-другому и, не дай Бог, вам об этом намекает, в игнор.
И, конечно, то, что бабушка или няня ведут себя с малышом не так, как вы, — совсем не повод отказываться от их помощи. Хотя в отличие от 90-х и 2000-х, когда иметь няню было «прилично» и даже «статусно», сейчас наличие помощников в семье с детьми почему-то часто предпочитают скрывать.
Методы для эффективного успокоения ребенка
Если вы стали замечать, что ребенок после детского садика заказывает истерику, ваши действия должны быть направлены на смягчение ситуации и преодоление негативной реакции. Они могут быть такими:
- обстановку дома сделайте как можно более благоприятной, ласково и бережно обращайтесь с малышом, лояльно воспринимайте его капризы и не акцентируйте сейчас на вредных привычках;
- при крохе отзывайтесь о садике положительно, не критикуйте;
- вставайте с удовольствием, готовьте ребенку вкусный завтрак и обеспечьте заряд положительными эмоциями;
- перед тем как отправить его в очередной раз в группу, тепло попрощайтесь, обнимите, поцелуйте, обещайте скорую встречу;
- не ругайте дитя за слезы и не нервничайте сами;
- забирайте его из садика вовремя;
- посвящайте ребенку как можно больше свободного времени, занимайтесь с ним, показывайте свою любовь.
Предварительная и грамотная подготовка к детскому садику повысит шансы на быструю адаптацию к коллективу. Если же малыш никак не может приспособиться к новому месту, нужно выяснить причину дискомфорта. Поддерживайте своего малыша, постоянно разговаривайте с ним и не давайте замыкаться в себе.
Причины истерик перед детсадом
Детский сад — это важный этап дошкольного развития, когда маленький человек попадает в социум и учится адаптироваться в нем без участия родителей. Здесь закладываются основы поведенческой психологии личности. Детсад готовит малыша к школе посредством развития навыков чтения, письма, логических приемов. Прийти в школьные стены после садика не будет большим стрессом, тогда как без подготовки это происходит куда тяжелее.
Первая очевидная причина этому — кроха не может наладить отношения с ровесниками и воспитателями. Психологи в принципе не рекомендуют отдавать детей до 3-х лет в подобные учреждения, поскольку это отрицательно влияет на их психику и преимущественно несет негативную динамику.
Психологи советуют не отдавать малышей до 3 лет в садик — это вредит их психике
Психофизиологические особенности, характерные для развития ребенка такого возраста, не позволяют ему надолго расставаться со своей мамой: разлука будет травматичной для него. Истерика — это естественная невротическая реакция в этом случае. Игнорирование истерики у ребенка перед садиком — не лучший способ борьбы с ней: первостепенной задачей родителей будет установление причины.
Когда малыш проводит в дошкольном учреждении большую часть времени, у него быстро меняется восприятие семейных ценностей, взаимодействие с родителями слабеет, дети не идут на контакт. Так зарождаются первые недоговорки, обманы, потеря доверия.
Больше всего негативным реакциям на смену обстановки подвержены особо чувствительные, замкнутые и неразговорчивые дети, слишком привязанные к родителям, а также те, что отстают в развитии. Иногда дети уже с вечера начинают капризничать в преддверии утренних сборов в сад.
Истерические реакции спровоцированы вынужденными разлуками с семьей, которые ребенок воспринимает как предательство со стороны близких. Он не понимает, когда ему «вернут маму» обратно и может даже перестать доверять родителям. Распространенный случай, когда малыш в 3-летнем возрасте переживает кризис становления в социуме. Чувствительность у него обостряется, он истерит — такая реакция является логичным ее проявлением. В конкретных ситуациях бывают обострения, и поэтому родителям следует поговорить с воспитателем и разузнать об особенностях поведения ребенка в коллективе, попросить описать некоторые случаи в подробностях.
Основная причина истерики — страх малыша перед неизвестностью при резкой смене обстановки. До настоящего момента его мир составлял дом и дворовая территория, и на новом месте с новыми людьми он ощутит дискомфорт. Исходя из таких причин, формируются определенные профилактические меры и терапевтическая методика.
Когда в родителях согласья нет
Мама запрещает есть конфеты перед обедом, а бабушка – разрешает. С папой можно залезать на самую высокую ступеньку железной лестницы на школьном дворе (папа убежден, что будущий мужчина не должен бояться высоты), а у мамы чуть инфаркт не случился от этого зрелища. Как же быть? Прежде всего попытайтесь выработать единую линию поведения. Ребенок очень быстро понимает, что одни родственники позволяют ему больше, чем другие, и ловко начинает использовать это обстоятельство в свою пользу. Но в конечном итоге, вечно шатающиеся рамки не дают ему возможности на них опереться, дезориентируют малыша. Так что и для ребенка, и для его родственников будет лучше, если все они будут жить по одним и тем же законам.
Однако подчас договориться очень трудно. Тогда надо спокойно объяснить ребенку, никого не обвиняя и не упрекая: у мамы одни правила, а у папы (няни, бабушки, дедушки) – другие. Когда ты гуляешь с мамой, изволь соблюдать ее правила.
Капризы и плохое поведение ребенка, который пошел в детский сад
Все дети, начиная ходить в детский сад, первые месяц-два чувствуют себя не в своей тарелке. Родителям стоит настроиться на то, что в период адаптации малыш будет сам на себя не похож. Многие дети очень хорошо ведут себя в детском саду, у воспитателей к ним нет никаких претензий. Но придя домой, «золотой» ребенок становится неуправляемым, не делая тех вещей, с которыми раньше он отлично справлялся. Такое поведение вполне объяснимо: в саду ваше чадо выкладывается, показывая лучшие свои достижения, а маме достается самое плохое поведение.
Мы уже говорили о временном регрессе, когда ребенок из-за перегрузки нервной системы начинает вести себя как беспомощный младенец. Нервозность, плач, крики, отказ от самостоятельного выполнения простейших действий, своеволие очень раздражают взрослых и вызывают у них желание отшлепать его.
Провокационное поведение малыша выносить сложно. Однако помните, что капризы — это прежде всего просьба о любви и повышенном внимании со стороны мамы. Просто выражена она таким образом, что материнская реакция может быть прямо противоположной.
В подобных ситуациях часто начинает работать модель негативного взаимодействия матери и ребенка: плохое поведение — наказание — еще более плохое поведение — более сильное наказание и т.д. Старайтесь не попасться в этот замкнутый круг. Дайте малышу как можно больше любви, выраженной в вашем присутствии, в тактильном контакте, в ласковых словах, играх по возрасту. Не отдаляйтесь от ребенка, который стал «колючим».
Когда нынешние родители начинали ходить в садик, жизнь была устроена весьма жестко. Маме настолько необходимо было выйти на работу через полтора-два года и приходить к точно назначенному часу, что у нее часто не хватало сил вынести ребячьи причуды. Дети без слов это понимали и просто не смели сопротивляться.
Современные малыши растут в более комфортной обстановке, когда у многих мам есть возможность повременить с выходом на работу. Поэтому дети противятся родительскому давлению. А взрослые сердятся, потому что у них вызывают гнев те ситуации, в которых ребенок требует заботы и внимания столько, сколько они никогда не получали в своем детстве.
Не стоит идти у ребенка на поводу. Задача родителя — понимать и принимать детские чувства, но при этом устойчиво гнуть свою линию, помогая малышу преодолеть период адаптации и справиться с первой непростой жизненной ситуацией.