Питание
Если ребёнок всячески протестует против ложки, то пусть кушает руками. Так приём пищи превращается для него в интересную игру.
К концу шестого месяца у ребёнка появляются личные вкусовые пристрастия, поэтому не нужно заставлять малыша есть то, что ему совсем не по вкусу. Не ругайте своё чадо, а лучше постарайтесь найти альтернативу
Очень важно, чтобы ребёнок полюбил приёмы пищи, а не воспринимал их как наказание. Этот необходимо для формирования правильных пищевых привычек.
Помните, что при любом виде прикорма вы не должны перекармливать кроху
Новые продукты вводите постепенно и смотрите на реакцию его организма. Если появится аллергия, то сразу отмените этот продукт.
Речевая активность
В этом возрасте гуление и детский лепет наделяются смыслом и имеют разные оттенки. Например, в зависимости от того, что хочет ребенок, лепет может быть быстрым или медленным, громким или еле слышным
Часто малыш начинает лепетать для того, чтобы привлечь к себе внимание и добиться желаемого. К концу шестого месяца жизни, всего за несколько недель, малыш будет иметь в своем арсенале до 50 различных звуков
Дети в возрасте 6-ти месяцев не только сами пробуют говорить, но и внимательно слушают то, что им говорят. Например, если спросить ребенка: «А где твой мячик?», его глаза непременно будут искать мяч, а радостный смех будет свидетельствовать о находке.
Занятия, игры
В шестимесячном возрасте малыш должен реагировать на свое имя. Благоприятно развивается мышление и психика, если родителями проводятся занятия с ребенком в 6 месяцев на моторику и речь
Очень важно вести разговор с крохой, читать ему стихи и сказки, называя предметы и явления с использованием интонации
Для игр необходимо ребенку выделить пространство, где бы он смог перекатывать мячики и дотягиваться до понравившейся игрушки. В этот период активным в развитии становится тактильная чувствительность. Дети на ощупь перебирают предметы, игрушки. Чтобы обезопасить малыша, игрушки должны приобретаться без мелких деталей и острых концов. Игрушки для детей должны соответствовать возрастной категории.
В обязательном порядке у детей в возрасте 6 месяцев распорядок дня должен включать такие ежедневные мероприятия, как:
- массаж;
- прогулки;
- развивающие игры;
- полноценный сон;
- купание.
Отдых должен осуществляться в определенные часы, без нарушения режима.
Для психофизического развития вашего ребенка в первые полгода жизни необходима благоприятная окружающая среда
Если малыш чувствует от родителей внимание, любовь и заботу, то таким детям предоставляются благоприятные условия для здорового и своевременного развития. В таком окружении обязательно вырастут здоровые и умственно полноценные дети
← Что должен уметь ребенок в 5 месяцевЧто должен уметь ребенок в 7 месяцев →
comments powered by HyperComments
Физиологическое развитие
Физиологические параметры являются основой здоровья малыша и в пять месяцев должны выглядеть примерно так:
- Телосложение становится более пропорциональным, мускулатура намного крепче;
- Зрение продолжает развиваться. Малыш уже фиксирует свой взгляд, как на неподвижных, так и на быстро перемещающихся предметах. Также может подолгу рассматривать яркие картинки;
- У пятимесячного ребенка очень сильно выделяется слюна. Причины – предстоящее прорезывание зубов и очищение ротовой полости, так как младенец тянет в рот практически все предметы, которые попадаются в его ручки;
- Дефекация у ребенка, находящегося на грудном вскармливании, может быть как частой (5-6 раз в сутки), так и редкой (раз в 2-5 дней), это будет продолжаться до тех пор, пока ребенку исполнится 1 год. Малыши, которые едят только искусственное питание или начали получать первый прикорм, как правило, испражняются по 1-2 раза в день, их каловые массы имеют более плотную консистенцию и очень резкий запах;
- Мочеиспускание у пятимесячного ребенка бывает до 12-15 раз в сутки.
Дополнительная информация. Еще одним не менее важным показателем того, что карапуз подрос, является полное отсутствие гипертонуса. Как правило, он исчезает к концу пятого месяца.
Физические параметры
В течение пятого месяца жизни грудничок прибавляет около 700-750 г. веса, его рост увеличивается на 2-3 см. Объем грудной клетки малыша становится больше, чем окружность головы, это свидетельствует о том, что младенец растет с каждым днем
Несмотря на то, что каждый ребенок развивается совершенно индивидуально, и не нужно его сравнивать с другими детками, опытные педиатры все же советуют обращать внимание на общепризнанные показатели норм, которым должен соответствовать пятимесячный младенец
Таблица физических параметров мальчиков и девочек в пять месяцев
Показатель | Мальчики | Девочки | Среднее значение |
---|---|---|---|
Вес, кг | 6000-9300 | 5400-8800 | 6900-7500 |
Рост, см | 61,7-70,1 | 59,6-68,5 | 64-65,9 |
Окружность головы, см | 40,1-45 | 38,9-44 | 41,5-42,6 |
Окружность грудной клетки, см | 40,1-45,7 | 40,3-44,5 | 42,4-42,9 |
Уход
Особых изменений по гигиеническому уходу нет. Умываем ребенка по утрам, подрезаем ноготки, чистим ушки и носик. Если появились зубки, то добавляется чистка ротовой полости при помощи специальной силиконовой зубной щетки, которую мама может одеть на палец.
Малыш в этом возрасте обычно любит купаться. Может сам сидеть в ванночке, любит играть в игрушки в воде. Однако не стоит оставлять ребенка без присмотра. В уходе за кожей используются специальные пенки и шампуни по возрасту, но не каждый день. Если маленький исследователь проводит много времени на полу, то нужно чаще мыть ему ручки.
Что сигнализирует о проблемах в развитии
Вы должны относиться к своему ребенку крайне внимательно, особенно в вопросах развития. Есть некоторые факторы, которые должны заставить вас задуматься о посещении детского невропатолога.
Что может насторожить:
- Ребенок не сидит и даже не предпринимает попыток сидения, даже с поддержкой
- При вертикальной поддержке малыш не пытается опираться на ножки
- Не перекладывает игрушку из левой руки в правую и наоборот
- Не проявляет реакцию на находящиеся вне поля зрения звуки
- Не просится на руки
- Не гулит, не улыбается
- Не узнает маму и папу
Все вышеперечисленные ситуации могут свидетельствовать как о временной задержке в развитии, так и о более серьезных недугах, имеющих угрожающие последствия для крохи.
Полгода – это первый юбилей, уже 6 месяцев вашему ребенку, развитие идет полным ходом
Уделяйте вашей девочке или мальчику как можно больше внимания, будь то развивающее занятие или нежные объятия и поцелуи, ведь детей так важно просто любить каждый день, несмотря ни на что
Эмоциональное развитие
В возрасте до полугода способами выражения чувств для малыша были только крик и плач. Теперь же спектр проявляемых им эмоций становится намного разнообразнее, он начинает понимать их, может быстро менять настроение. Он пользуется мимикой, звуками и жестами. Ребенок улыбается, если с ним ласково разговаривают, пугается громких звуков, хмурится и может даже заплакать, если кто-то вблизи ссорится или говорит на повышенных тонах. Настораживается при виде незнакомого человека или попадания в непривычную обстановку, смеется, когда бросает игрушки на пол или играет со взрослыми.
Малыш начинает осознавать свое влияние на окружающих. Многим детям нравится быть в центре внимания. Если их поступки вызывают восхищение и поощрение у взрослых, они будут снова и снова повторять их. Шестимесячный ребенок постоянно требует внимания близких людей и старается различными способами удержать их возле себя, особенно маму.
Психоэмоциональное развитие
В возрасте 6 месяцев дети уже живут по установленному режиму: спят, бодрствуют в положенное время. Малыши очень нуждаются во внимании родителей, капризничают и плачут, если им скучно.
Например, находясь на руках у мамы, ребенок может обнимать ее и прижиматься к груди. Малыши реагируют на похвалу, гнев, крик. Педиатры советуют общаться с маленькими детьми спокойно, будучи в хорошем настроении. В полугодовалом возрасте закладываются основы характера, проявляются первые личностные особенности ребенка.
Грудничок становится более целеустремленным, настойчивым. К игрушкам и невоодушевленным предметам он проявляет гораздо меньшую эмоциональность, чем к людям. У шестимесячного ребенка хорошо развито мышление: он может строить причинно-следственные связи.
Младенец понимает, как привлечь внимание матери, на какую кнопку надо нажать, чтобы игрушка издала звук. В полугодовалом возрасте дети начинают манипулировать родителями
Они уже понимают, что могут криком попроситься на руки. Малыши отличают речь родных людей от посторонних.
В 6 месяцев груднички пытаются делать свой первый осознанный выбор: к кому пойти на руки, какую взять игрушку. Малыш может играть самостоятельно около 10-15 минут. У него уже есть любимые вещи.
Он помногу раз повторяет то, что у него хорошо получается (открывает и закрывает коробку, бросает и поднимает игрушку). Но нервная система еще полностью не сформирована.
Важно не допускать переутомления. В день грудничку следует отдыхать около 2-3 раз.
Питание ребёнка
В шесть месяцев малышу можно давать уже что-то другое, помимо молока или детских смесей. Шестимесячный ребёнок вполне способен усвоить и переварить многие продукты. Кроха уже и сам не так часто тянется к маминой груди. Например, многие детки не просыпаются посреди ночи, чтобы покушать, предпочитая трапезничать перед сном или после пробуждения, из-за чего после обеда маме приходится чаще его кормить.
В качестве прикорма можно вводить пюрешки из овощей и каши. Дети могут понемногу начинать кушать фрукты. В качестве жиров подойдёт сливочное и оливковое масло.
Кормить кроху нужно 5-6 раз в день. Размер порции около 200-220 мл. Но рассчитывается по весу. Чем крупнее ребёнок, тем больше ему нужно. При этом грудное молоко остаётся главным продуктом питания. Кормление – это ещё и эмоциональная составляющая взаимодействия с мамой, потому по возможности лучше от него не отказываться.
Первые зубы у грудничка
К шести месяцам у малыша начинают прорезываться первые зубки. В полгода появляются нижние центральные резцы. Десна набухает и болит, поэтому ребенок чувствует дискомфорт и боль. В этот период он плохо спит, много капризничает и часто отказывается от еды. У некоторых детей даже поднимается температура, нарушается стул и появляется понос.
Чтобы помочь малышу, можно использовать специальные гели для прорезывания зубов. Они призваны снять воспаление и облегчить боль. Не используйте подобные средства без предварительной консультации с врачом! Многие родители применяют прорезыватели. Сегодня существует множество моделей, среди которых охлаждающие прорезыватели, изделия из латекса и силикона. Подойдет и обычная резиновая соска.
Питание ребенка в 6 месяцев
Чтобы рост и масса тела малютки находились в пределах указанных выше норм, он должен полноценно и регулярно кушать. Основное питание малыша в 6 месяцев пока составляет грудное молоко или адаптированная смесь, но ближе к концу первого полугодия жизни необходимо вводить прикорм. Педиатры разрешают как базовую, так и педагогическую методику. В первом случае новые блюда предлагаются крохе по расписанию и в ограниченном количестве. Второй вариант – ребенок самостоятельно пробует крошечные порции блюд с «взрослого» стола, к которым у него возникает пищевой интерес.
Меню грудничка в 6 месяцев
Материнское молоко остается главным в рационе полугодовалого младенца, но в обед ему можно предложить новое блюдо. Прикорм малыша в 6 месяцев с нормальной массой тела следует начинать с овощных пюре. Для их приготовления лучше подходят гипоаллергенные продукты, растущие в регионе проживания ребенка:
- кабачок;
- светлая тыква;
- брокколи;
- патиссон;
- цветная капуста.
Пюре делается только из одного овоща и воды. Нельзя добавлять соль, сахар или масло, это слишком интенсивная нагрузка на пищеварительную систему крохи. При переносимости можно разнообразить меню ребенка в 6 месяцев фруктовыми пюре. Их лучше вводить спустя 10-15 дней после пробы овощей. Подойдут простые однокомпонентные пюре из таких плодов:
- персик;
- яблоко;
- банан;
- груша;
- слива;
- абрикос.
Безмолочные каши педиатры рекомендуют вводить позже полугода. Их включение в рацион допускается, если в 6 месяцев ребенку недостает массы тела. Лучше варить безглютеновые крупы:
- кукурузу;
- гречиху;
- рис.
Прикорм начинается с пробы, чтобы отследить реакцию крохи на новый продукт. В первый раз желательно дать малютке 0,5-1 ч. ложку блюда. Постепенно можно наращивать порцию до максимальной границы. Суточные нормы прикорма для 6 месяцев:
- овощное пюре – 10-120 г;
- каша – 10-150 г;
- фруктовое пюре – 5-60 г.
Меню ребенка на ИВ в 6 месяцев
Дети, получающие адаптированную смесь, лучше приспособлены к перевариванию новых продуктов. Искусственное вскармливание детей 6 месяцев продолжается, но не является основным компонентом рациона малыша. Молочные смеси включены в меню в количестве 400-500 мл. Остальной объем пищи – прикорм. Его разнообразие и порции зависят от того, сколько весит ребенок в 6 месяцев, к каким продуктам у него выражен пищевой интерес, есть ли аллергические реакции на определенные блюда. Приблизительные рекомендации по объему прикорма в сутки:
- овощное пюре – 150 г;
- каши – 160 г;
- фруктовые соки и пюре – по 60 г;
- творог – 40 г;
- мясное пюре – до 30 г;
- желток – 0,25 шт. (не каждый день);
- цельное молоко – до 200 мл (в блюда при переносимости);
- галетное печенье, сухари – 3 г (на пробу);
- сливочное, растительное масло – до 3 г (в блюда).
Питание
Основным питанием шестимесячного малыша остается грудное молоко, но ребенку в 6 месяцев рекомендуется вводить в рацион первый прикорм. Чаще всего таким прикормом выступает детский кефир или овощное пюре., но в случае, если малыш плохо набирает вес, первым прикормом служит каша.
Прикорм вводят постепенно, начиная с совсем маленьких доз. Если ребенок нормально переносит продукт, то норму постепенно увеличивают. За неделю от чайной ложки доводят до полной порции и заменяют одно кормление. Через неделю можно начинать вводить следующий продукт.
У детей на искусственном вскармливании введение прикорма начинают раньше. Обычно к шести месяцам меню таких детей более разнообразно. Оно включает каши, овощи, кисломолочные продукты, соки, однако молочная адаптированная смесь все еще необходима, она – основа питания.
Подробнее о питании в этом видео:
Кто быстрее заговорит – мальчик или девочка
Как правило, быстрее разговаривать начинают девочки. По разным исследованиям, мальчики полноценно говорят на 4-6 месяцев позднее девочек. Но это не значит, что они отстают в развитии или у них какие-то патологии.
Существует несколько теорий, которые объясняют подобный феномен:
- Биохимическая. Многие учёные придерживаются именно этой версии. Согласно ей, у мальчиков ещё в утробе появляется больше гормона тестостерона (показатели превышают показатели девочек в несколько раз). Данный гормон участвует в формировании центральной нервной системы и влияет на развитие речевых функций.
- Психологически-генетическая. Согласно этой версии, коммуникативные навыки издавна были более необходимы женскому полу. Они использовались в повседневной жизни для общения в племенах и при воспитании потомства. Мужчины были заняты охотой и другими видами деятельности, не предполагающими активного речевого общения. Получается, задержка речевого развития у мальчиков – нечто вроде архаизма.
- Физиологическая. Согласно исследованиям, у девочек более развита тактильность и мелкая моторика — она благоприятно влияет на развитие речевых центров.
Говорить о правдивости той или другой теории нельзя, как и полностью отрицать их. Но опыт многих родителей говорит о том, что мальчики действительно начинают говорить немного позднее.
Хотя, если ребёнок, независимо от пола, говорит позднее сверстников, но во всём остальном развивается нормально, переживать по этому поводу не стоит. Можно просто продолжать заниматься с малышом, пополняя его словарный запас. Нередки случаи, когда дети, накопив достаточное количество слов, начинают вполне связно говорить всего на несколько месяцев позднее своих сверстников, но уже не допуская их ошибок.
Что должен уметь ребенок
Индивидуальные физиологические особенности влияют на то, что умеет ребенок в 6 месяцев. Большинство карапузов начинают ползать. Они уверенно удерживают предметы руками. Развитие зрительных и слуховых анализаторов способствует активному изучению внешнего мира. Пытаясь получить информацию об интересующих предметах, шестимесячный младенец засовывает их в рот, покусывает или лижет.
Навыки
Наблюдая за новыми достижениями в поведении своего первенца, родители задаются вопросом, что должен делать ребенок в 6 месяцев. Каждый младенец уникален. Нельзя судить о его физиологической отсталости, если он неохотно переворачивается на живот
Прежде чем анализировать, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, следует принимать во внимание его рост, вес, особенности эмоционального состояния
Педиатры выделяют навыки, которыми владеют 85% малышей. Лежа на животе, они приподнимают грудную клетку, начиная раскачивание всего тела. Большинство активных карапузов берутся осваивать ползание. Они способны самостоятельно садиться и умеют переворачиваться. Развитая моторика рук помогает им уверенно брать игрушки при попытке тщательно исследовать каждый предмет.
Физиологическое развитие
Что же должен уметь ребенок в 6 месяцев, определяется его физиологией. Отсутствие мышечного гипертонуса ножек и ручек позволяет малышу крепко держаться пальчиками за руки родителей, поднимаясь в положение сидя. Хорошо развитые мышцы спины помогают младенцу вставать, придерживаясь за край кроватки. По статистике, мальчики начинают ходить позже.
Принимая во внимание тот факт, что девочек нельзя садить до шести месяцев, по достижению полгода они прекрасно умеют упираться и отталкиваться ножками от коленок мамы или папы. Кроха учится ползать по-пластунски, пытаясь приблизиться к понравившемуся предмету
Он резво переворачивается на бок и живот, раскачивает свое тело на четвереньках, преодолевает преграды.
Психоэмоциональное развитие
Чтобы определить психическое развитие, участковый врач обращает отдельное внимание на то, что умеет малыш в 6 месяцев. Кроха усовершенствует лепет, произнося до 40 разных звуков
В его речи наблюдается слияние гласных и согласных, поэтому ребенку удается имитировать услышанные фразы. Он реагирует на крик, гнев или похвалу
Крайне важно соблюдать спокойный тон при общении
В 6 месяцев новорожденный способен проявлять нежность, ласку или боязнь. Интеллектуальное развитие мышления ребенка построено на формировании причинно-следственной связи
Кроха понимает, какую кнопку в игрушке необходимо нажать, чтобы раздался звук, или как привлечь внимание мамы криком. Особое внимание отведено не только навыкам, но и режиму сна
В распорядке дня шестимесячного карапуза должно присутствовать 2-3 сна.
Развивающие упражнения для ребенка в 6 месяцев
Зная, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, следует продумать упражнения для дальнейшего развития. Вам придется тратить времени на общение с ребенком гораздо больше, чем ранее: показывать игрушки, рассказывать, какие они и каких размеров, демонстрировать пример, как с ними обращаться. Со временем он сам научится повторять все новые виды движения.
Для развития мелкой моторики руки, точных движений давайте малышу игрушки разных размеров и форм. С этой же целью возьмите яркую толстую нитку — пусть тренируется ее захватывать пальчиками. Введите в использование кубики: крохе полезно научиться их брать и, наблюдая за Вашим примером, пытаться поставить их друг на друга.
Учите дитя протягивать Вам руку. Для этого сначала берите ее сами, проговаривая «Дай мне ручку». При этом всем видом демонстрируйте восторг от этого. Пройдет немного времени и ребенок сам с удовольствием будет протягивать по Вашей просьбе руку.
Путешествуйте с карапузом по дому, квартире, на улице. Позволяйте ему прикасаться ладошками ко всем поверхностям (стена, ковер, зеркало). Непременно при этом называйте, с чем он имеет дело, коротенько рассказывайте для чего служит и т.п.
Для расслабления и постепенного развития кисти руки выполняют следующие движения:
– «погладить кошечку» — выполнять поочередно правой и левой кистями поглаживающие движения;
– «курочку клюет зернышки» — сложить пальчики ладошки в виде клюва, ритмично наклонять щепотку, как будто птица и вправду клюет корм;
– «красим дом» — кисть движется неторопливо и плавно в направлениях вверх-вниз, влево-вправо.
Играйте побольше с прибаутками и потешками: это тренирует не только мышцы и координацию движений рук, но и память. При частом повторении простеньких стишков, малыш постепенно их запоминает. Подражая звучанию Вашего голоса, он будет постепенно учиться говорить.
Чем внимательнее Вы отнесетесь к развитию ребенка в этот период, тем успешнее он будет в дальнейшем.
Полезные ссылки: