Вальдорфская система

Особенности развития ребенка в Вальдорфском детском саду

По Штейнеру, ребенка следует как можно дольше (минимум лет до семи) оставлять в его собственном, образно-сказочном мире. Штайнер считал, что ранее обучение – враг образности  и воображения. Логическое мышление, по его мнению, начинает развиваться лет с 12

Поэтому в Вальдорфском детском саду с логикой работают минимально, чего не скажешь о физическом развитии: здесь очень большое внимание обращают на то, как ребенок разговаривает, дышит, двигается. То есть, основные акценты поставлены на творчество (художественные способности ребенка), духовное развитие и воспитание

Отличия Вальдорфских садов:

  • отказ от ранней интеллектуализации (нет нагрузок на память и мышление, ребенок все постигает опытным, а не рассудочным путем);
  • запрет на радио, кино и телевидение (считается, что СМИ дают ребенку слишком сильные впечатление, оказывающие разрушительное действие на психику ребенка);
  • запрет на всякую оценку ребенка (оценки заменены на индивидуальные педагогические характеристики).
  • воспитание через подражание и пример;
  • многообразие игровых форм (так называемые «свободные игры»);
  • ритм и повторение;
  • общий художественный и эстетический фон.

Развивающие игрушки по методике Штайнера

Следует отметить негативное отношение к «неживым» материалам, например пластмассе. Предпочтение отдается куклам, сделанным своими руками, вязанным шерстяным зверятам, игрушкам из дерева. Например, ребенку дают куклу из материи и предлагают разрисовать ей личико, придумать одежду.

Для кого подходит:

Вальдорфская методика хороша для детей с гуманитарными склонностями, замечательная для будущих художников, воспитателей, врачей. Однако, если ребенок более склонен или родители более склонны к экономической сфере, то возможно,  этот путь развития не подойдет.

Выбор за Вами, дорогие родители! Самое главное помнить, что любая методика хороша, если она учитывает индивидуальные особенности ребенка и не навязывается ему насильно.

Советы родителям

Если вам близки убеждения Рудольфа Штайнера, вы можете отдать ребенка в вальдорфский сад в вашем городе или частично практиковать методику дома.

  1. Замените синтетические и пластмассовые игрушки шишками, ракушками (не острыми, о которые нельзя пораниться), тряпочками, толстыми шерстяными нитками. Попробуйте сшить игрушку своими руками, а малышу предложите поучаствовать в процессе. Купите ребенку деревянные карандаши, альбомы, воск или пластилин, картон и другие материалы для творчества. Пусть фантазирует и создает в удовольствие.
  2. Читайте добрые сказки, дети их обожают. Есть интересное упражнение для развития памяти. Рассказывайте малышу одну и ту же сказку в течение двух дней. А на третий опустите одну из подробностей. Например, «забудьте» про зайца, рассказывая сказку «Колобок». Если кроха тут же поправит вас, будет здорово. Память тренируется!
  3. И самое главное — больше говорите с ребенком. Поясняйте все, что происходит вокруг или за окном. Кошка полезла на дерево, загорелся красный сигнал светофора, запела птица…

Система Марии Монтессори

Пожалуй, имя, с которым в первую очередь ассоциируется понятие раннего развития, — это Мария Монтессори. Ее методика, основанная на принципе «помоги мне сделать это самому», пробуждает в детях естественное желание удовлетворять природный познавательный интерес через действие и манипуляции с предметами среды в атмосфере свободного выбора и самоопределения.

Мария Монтессори — ученый, детский врач, педагог и мыслитель-гуманист XX века итальянского происхождения. Начав свою педагогическую деятельность с работы с детьми, имеющими ограниченные возможности, и получив феноменальные результаты (ее воспитанники научились читать, считать и писать раньше своих сверстников без когнитивных нарушений), Мария Монтессори решается внедрить свои наработки в общепедагогическую практику.
Вскоре система обучения Марии Монтессори получила всемирное признание и является широко востребованной педагогами и родителями уже более ста лет

Принципы этой концепции лежат в основе педагогической деятельности детских учреждений — садиков, школ, образовательных центров — по всему миру, в том числе и в нашей стране.
Методика Марии Монтессори строится на понимании природы ребенка как любознательного исследователя, имеющего свои индивидуальные особенности в том, что касается предмета интереса и темпов познания окружающей действительности, осуществляющего свободный выбор и несущего за свои слова и поступки личную ответственность.
Ребенок, осваивая окружающую его предметную среду, приобретает навыки социального взаимодействия, самообслуживания, поддержания порядка и чистоты, овладевает конкретными видами деятельности (приготовление еды, глажка белья, стирка), развивает такие качества, как терпение, настойчивость, получает базовые представления о месте и функции предметов в быту, учится сопоставлять их по различным параметрам, тренирует память, внимание, мелкую моторику, речь.

Объектом исследований ребенка становится не дающая быстрых и однозначных ответов на познавательный интерес предметная среда, в которой он существует. Окружающая действительность, богатая на стимулы, не только инициирует любопытство само по себе, но и постоянно подпитывает его. Этому способствуют особый рабочий материал и методические пособия, предполагающие множественность вариантов взаимодействия с ними.

В качестве методических пособий и инструментов выступают Монтессори-материалы:

  • комплекты кубиков, цилиндров и других объемных геометрических фигур;
  • лабиринты;
  • рамки-вкладыши;
  • шнуровки;
  • наборы для пальчиковых игр и творческих занятий.

Все выполнено из экологически чистых материалов, по возможности из дерева. Сконструированы они так, что ошибки при манипуляциях с предметами видны ребенку сразу. Самоконтроль — один из важнейших развивающих элементов системы.

Монтессори-материалом могут становиться и любые подручные средства: банки с крышками, коробки, застежки, прищепки, природный материал (шишки, камешки, песок), небьющаяся посуда, бытовые мелочи, продукты (крупы, макароны, бобы).

На каких принципах строится работа с ребенком и самого малыша — с Монтессори-средой?

Учимся без оценок

В школе до 8 класса нет отличников и двоечников. Просто оценок нет. Материал каждым осваивается в удобном темпе. Знание в полном его смысле, как мы привыкли, – не самоцель. Контрольных нет, экзаменов нет. Так что здесь лет до 10-12 с усердием не учатся, пока, как говорят сами вольдорфовцы, «астральное тело не созреет».

В общем, вначале один космос. Лишь с девятого класса начинается оценивание успеваемости, а потом как у всех ЕГЭ.

Здесь важный момент – персона учителя, как тот идеал, к которому должны стремиться ученики. Ведь первые 8 классов ведёт все предметы один педагог. С одной стороны, неплохо. Но тут на плечи организаторов ложится непомерная ответственность таких идеалов подобрать, чтобы с них можно было картины писать. Время-то гимназий, где трудились интеллектуальные образцы воспитания царской эпохи, давно прошло.

Может ли сегодня один человек одновременно хорошо знать математику, письмо, историю, географию, физику и астрономию, чтобы её преподавать?! Судя по вальдорфскому обучению, может.

Другой ребенок — другой подход. Новая Одиссея

“Не в коня корм” — к такому выводу я пришла, глядя на школьную жизнь сына Сергея. То сидит дома с простудой, то ходит к гастроэнтерологу, то лечится гомеопатией. Отцу эта канитель надоела, он отправил Сергея в секцию баскетбола. Укреплять тело и дух.

Дело пошло. Тренировки, сборы, соревнования, летние лагеря. Не без проблем, конечно. Случались травмы, переживал сложные отношения в команде. Но время шло, пришлось выбирать – учеба или спорт. Выбрали спорт и пошли оформлять домашнее обучение на базе своей школы. Сына поразило, что не все преподаватели отнеслись к этому с пониманием, а бывшие одноклассники называли “предателем”. Возможно, от зависти.

Чтобы не оставаться белой вороной, нашли другое заведение с очно-заочной формой обучения. Два дня в школе, три дня по утрам готовишь домашнее задание. Вечером — тренировки. Это было очень удобно! Тем более что в классе было пять человек, и все быстро сдружились. Сергею очень нравилась рабочая атмосфера в классе, он с удовольствием выполнял задания. Отрадно видеть, как ребенок становится уверенным в своих силах, крепнет духовно.

Но такая необыкновенная государственная школа не могла просуществовать долго. Через год ее закрыли. Мы пустились на поиски аналогичной платной школы с перспективой поступления после 9 класса в спортивный колледж.

Конечно, вряд ли такое образование может сравниться с полноценным обучением в хорошей гимназии. Но, выбирая спортивную стезю, надо быть к этому готовым. С другой стороны, перенасыщенная программа может привести к невосприятию учебы, девальвации знаний.

Необходимо, на мой взгляд, сохранить у ребенка интерес к жизни, радость от процесса познания. Печально смотреть на подростков, которым ничего не надо, кроме телефона и тусовки. Когда была утеряна детская живость восприятия и что нужно было сделать в тот момент — ответит только родитель, если он внимательно наблюдает за развитием чада. Он и должен выбирать форму обучения, максимально подходящую именно его ребенку, потому что готовых рецептов не бывает.

А пока старшие дети росли и социализировались, младший сын Андрей пошел в первый класс гимназии с углубленным изучением двух языков. Я очень надеюсь, что школа будет ответственной, разумной и справедливой, а дети старательны и послушны, как того хочется каждое 1 сентября.

Несколько пожеланий родителям:

  1. Внимательно выбирайте первого учителя! Именно он закладывает отношение к учебе.
  2. Не все дети интеллектуального склада, как того хотела бы школа. Развивайте таланты вашего ребенка — это поможет ему сохранить индивидуальность.
  3. Возможно, девочки устроены по-другому, но для мальчиков главное — мотивация к учебе. А уж как ее найти — отдельный вопрос.
  4. Не бойтесь пробовать новое, если считаете, что надо поменять школу или форму обучения. А может быть, стоит в имеющейся ситуации проявить характер, улучшить дисциплину и тем добиться новых высот. Вам решать.

Особенности педагогики Штайнера в школе

Вальдорфская педагогика сильно отличается от традиционной. Она представляет из себя единую систему «детский сад – школа». В которой нет оценок, они заменены на педагогические характеристики в конце года. Также нет и учебников (но есть рабочая тетрадь, где отражается опыт ученика), а знания не являются целью обучения. Учебников конечно же нет в классической версии методики, но в реальных школах ближе к ЕГЭ все обзаводятся учебниками, и как правило репетиторами. Также в школах нет цифровых устройств (компьютеров, проекторов и т.д.)

До 8 класса детей всем предметам обучает один и тот же учитель. Представим, что основной учитель немного фанат философии Штайнера и познает мир через духовное и чувственное, какое в этом случае образование он даст ребенку? Данная методика, подразумевает множество рисков.

Что же тогда дает школа ребенку? Прежде всего общение, приобщение к труду и художественная практика.

Дети начиная с детского сада занимаются художественной деятельностью: рисованием, лепкой, подделками, значение придается всему, что можно делать руками

Большое внимание уделяется чувственному познанию, часто взамен интеллектуального. Все это происходит через сказки, истории, музыку, танцы, театр

Основной акцент приходится на развитие интуиции и воображения, на умение фантазировать и творить. Большая часть методики строится не на рациональном познании мира, а на чувственном.

Чтение и математика начинается ближе к 9-10 годам (сейчас многие российские вальдорфские школы отходят от классического учения, и начинают вводить их раньше, как того требуют родители).

Интеллектуальная составляющая обучения приходит, когда ребенку исполняется 12 лет. Тогда же начинаются естественно-научные школьные предметы.

Основные принципы методики

  • Основной принцип – уважать ребенка как личность. В системе используется индивидуальный подход к каждому малышу. Таким образом крошка раскроет себя и свой внутренний мир. Вальдорфская методика не имеет оценок, свои настоящие успехи малыш сравнивает с прошлыми, так он начинает понимать достижения. Благодаря отсутствию оценок, ребенок не нервничает и не обесценивает себя.
  • Чтобы развить способности ребенка, нужно создать определенную благоприятную среду. Комната должны быть организована так, чтобы малышу было в ней комфортно и интересно учиться. В середине должен стоять стол, за которым расположились педагоги.
  • Каждая игрушка обязана возбуждать в ребенка творческий порыв, малыш должен рассмотреть несколько видов игр с ней. Творчество в вальдорфской методике играет очень большую роль, учителя всегда поддерживают, когда проявляется креативный потенциал. Игрушкой может быть любой предмет, например, лист дерева, варежка, вилка, кубик льда, пока он не растает.
  • Все педагоги как личности играют важную роль в вальдорфской системе. Они являются безусловным авторитетом и примером для подражания. Поэтому педагогу нужно постоянно саморазвиваться, улучшать себя, пробовать новое, но в то же время следить, чтобы манеры, поведение, жесты, мимика и слова были на уровне. Подражание – чуть ли не основная часть обучения. Детям свойственно подражать не только взрослым и сверстникам, но и всей природе в общем.
  • Только в вальдорфской школе ваш сын или дочь будет играть очень долго, разнообразно, с интересом. Чтобы познать окружающий мир, его таинства, секреты природы, детям нужно вовлечься в игру.  В ней не прописаны определенные и конкретные правила, ребенок просто играет. Задача воспитателей и учителей – направить малышей в игре, поощрять их любопытство. Взрослые должны вмешиваться в игровой процесс как можно меньше. 
  • Дети, обучающиеся в вальдорфской школе, поздно прощаются с детством. Они учатся считать и писать уже после 7 лет. Основатель методики, Рудольф Штайнер, считал, что малыш только в это время готов учиться новым навыкам. В данной школе развитие умственных способностей уходит на второй план. Акцент делается на труд и творчество.
  • Необходимо, чтобы ребенок получал новые знания и умения тогда, когда он готов. Тогда ему будет интересно осваивать новые горизонты. Допустим, учить читать ребенка 4 лет не нужно, потому что ему будет скучно.

Особенности вальдорфской системы

Обучение детей согласно разработанной методике Штайнера отличается некоторыми особенностями, которые учитывают педагоги в школах и детских садах.

  • Работа с детьми дошкольного возраста. В таких садах все дети разделены на группы согласно возрасту от 3 до 7 лет. В результате все дети живут в одной большой семье, где маленькие непоседы могут наблюдать за старшей группой, а старшие помогают ухаживать за младшими. Как правило, в каждой группе обучается до 20 человек.
  • Правильная организация свободного пространства. Философ был уверен, что индивидуальность ребенка активно развивается только в том случае, если ничего не мешает ее развитию. Потому в помещении должно быть достаточное количество игрушек, всевозможных декоративных элементов и увлекательных предметов мебели, которые могут заинтересовать малыша. Наличие телевизора и компьютеров в садике и в школе также является привычным делом. Ребенок имеет возможность самостоятельно выбрать, чем ему в данный момент заниматься.
  • Правильные игрушки. Приверженцы вальдорфской теории не используют игрушки, выполненные из такого материалов, как пластмасса, а также отказываются от механических и электронных изделий. Они используют более простые конструкции, выполненные из природных и экологически чистых материалов. Современная игрушка не должна ребенку диктовать условия игры, а легко намекать на свои функциональные возможности, чтобы малыш мог ее вариативно использовать в игровом процессе.
  • Подражание. До 7 лет мальчики и девочки познают мир не рассудочным путем, а путем подражания. Таким образом, малыш подобно губке впитывает в себя все, что его окружает: родители, друзья, воспитатели, пища, игрушки.
  • Увлекательные игры. Это основная часть вальдорфских детских садов, в которых играм выделяют наибольшее количество времени по сравнению с методикой обучения в стандартных садах и школах. Педагоги не устанавливают никаких правил игры, чтобы не ограничивать детскую фантазию. Дети самостоятельно решают, во что они хотят играть в данный момент и, какие игрушки необходимо использовать.

Вальдорфские воспитатели придерживаются мнения, что всему свое время. Именно поэтому они не настаивают на том, чтобы воспользоваться программой раннего развития малышей. Нет необходимости в том, чтобы лишний раз перегружать память и интеллект ребенка. Таким образом, весь процесс обучения построен на том, что воспитатели учитывают духовные и возрастные особенности ученика. Это позволяет ребенку получать необходимую порцию знаний именно в тот период его жизни, когда ему это действительно необходимо.

Маленькие непоседы более охотно познают мир в игровой форме, включая в работу собственные эмоции, а не просто заучивая абстрактные понятия цифры или буквы

Во время обучения в детском саду особе внимание преподаватели уделяют развитию мелкой моторики рук, потому здесь часто проводятся уроки по лепке всевозможных изделий или вышиванию. Для старшей группы воспитатели предлагают пошив мягких игрушек, резьбу по дереву и обработку каменных изделий

Вальдорфская педагогика

Рудольф Штайнер, родоначальник вальдорфской системы обучения, в начале XX века открыл в Германии школу для маленьких детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Основной задачей своей школы Штайнер видел гармоничное и ненасильственное творческое развитие личности на основе знаний об окружающем мире, обучение практическим навыкам и эстетическое воспитание. Педагогическая система Штайнера основана на концепции антропософии, но в современной реальности она выглядит как набор традиций и особенная домашняя атмосфера учреждения.

  • Задача взрослого в педагогической системе Штайнера — помочь ребенку раскрыть заложенный в нем неограниченный творческий потенциал, а не внедрять в сознание воспитанника конечный набор знаний и компетенций, готовя его к взрослой жизни. Напротив, ребенку дается возможность максимально долго оставаться ребенком, наслаждаясь радостями детства. Детство — уникальная пора в цикле жизни, которой присущи свои особенности, ценности и задачи. Пропустить этот период, заполнив его попытками соответствовать требованиям социума, — значит предать саму идею детства.
  • Поэтому в детских учреждениях вальдорфской системы ребенок помещен в центр внимания, он — главная ценность, растет и воспитывается в атмосфере непринуждения, свободного выбора рода деятельности в темпах, свойственных его темпераменту и типу личности. Единственная задача ребенка — развивать свой собственный мир, раскрываться и реализовываться через характерные для конкретного возраста ведущие виды деятельности. А для всего дошкольного периода им является игра — вначале предметная, позже сюжетно-ролевая.
  • Не будет преувеличением сразу сказать, что вальдорфская педагогика отрицает интенсивное развитие в младенческом возрасте, выступая против ранней интеллектуализации детей, так как она, по мнению Штайнера и его последователей, мешает свободному формированию эмоциональной и духовной составляющих личности ребенка.

Почему же мы решили поговорить о вальдорфской педагогике?

Действительно, в школьных учреждениях вальдорфской системы интеллектуальным развитием детей (в том числе обучением чтению, счету, письму) не занимаются до 7 — 12-летнего возраста, чтобы усвоение абстрактных дисциплин не опережало установление эмоционального и духовного мира ребенка.

1. Обучение длится 11 лет, всю среднюю школу (8 лет) занятия ведет один педагог. Предпочтение отдается дисциплинам эстетического цикла (музыка, искусство, эвритмия) и практическим навыкам (садоводство, рукоделие). С первого класса ведется обучение двум языкам.

2. Изучение материала (а не дисциплин, как в традиционной школе) разбито на блоки, которые длятся в среднем около месяца, с полным погружением в тему, рассматриваемую по принципу междисциплинарности с целью формировать целостный взгляд ребенка на мир.

3. Подача материала строится таким образом, чтобы помочь ребенку не только воспринять его, но и пережить и уже на основе чувственного опыта выдвигать теории, делать умозаключения, формировать систему взглядов. Как пример — в начальных классах таблицу умножения можно усваивать под музыку, ритмичные хлопки или топанье ногами, а основы физики и инженерного дела в классах постарше могут даваться через проект строительства модели моста.

4. В школах проводится большое количество праздников, сопровождаемых театрализованными представлениями, к которым дети основательно готовятся: репетируют, шьют костюмы, изготавливают кукол и подарки родителям.

5. Пособий не существует, так же как и оценок, контрольных работ и экзаменов, а вместе с ними и состязательности в обучении. Руководство как учебным процессом, так и самим заведением осуществляется советом школы, состоящим из учителей, родителей и администратора, отвечающего за хозяйственную часть. Директора у учреждения нет.

Не будем углубляться в особенности школьной вальдорфской педагогики далее, общее представление вы уже получили, останемся в рамках нашего возраста. Что предлагает система Штайнера самым маленьким детям? На каких принципах строится воспитательный процесс?

Отличительные особенности вальдорфской школы

В соответствии с учебными программами, разработанными в России для учеников Вальдорфской системы образования, предполагается обязательная аттестация учащихся в 4, 9 и 11 классах. Кроме привычных дисциплин преподается ряд специализированных. Например, под музыкальное сопровождение происходит объединение танца или пантомимы, такой предмет называется эвритмией. К тому же дети с 9 лет занимаются ботмеровской гимнастикой (комплекс специальных упражнений, позволяющих привести организм и все его системы в гармонию, сформировать раскрепощенную, творческую и целеустремленную личность).

В основе образования – наблюдения за растениями и животными в биологии, эксперименты и опыты в физике и химии. С самого начала обучения преподаются в основном гуманитарные дисциплины. В программе обучения — два иностранных языка. В расписании занятий есть главный урок, на который отводится не менее 1,5 часов. На нем изучаются история, биология, география, литература. Остальные уроки длятся по 45 минут и следуют дальше по расписанию. Это иностранные языки, музыка и другие.

В школах не приветствуется использование современных гаджетов — это противоречит принципам школы, ее духу.

Задача педагогов – развивать таланты учеников и культивировать интерес к получению знаний, мотивировать к дальнейшему обучению. Ученики должны получать удовольствие от процесса, поэтому соревновательный момент отсутствует. Успеваемость учеников не оценивается, никто не остается на второй год и не получает медали и грамоты. Дети получают удовольствие от процесса обучения, общения с преподавателями и друг с другом. У учеников отсутствует учебная форма.

Для учителя в школе отведена особая роль. Так как учебники отсутствуют, именно учитель определяет, как будет подан материал, будут ли использоваться какие-то пособия или сборники, или достаточно будет устного изложения. Первые семь-восемь лет, большую часть уроков для учеников проводит классный руководитель, он становится наставником, владеет знаниями по всем основным предметам и преподает некоторые ремесла. Именно он после окончания составляет характеристику на учащегося.

Педагоги школы говорят, что при переходе ребенка из Вальдорфской школы в обычную общеобразовательную, могут возникнуть проблемы с адаптацией у учеников младших классов. Это связано с различной степенью интенсивности преподавания предметов. Однако все различия проходят к средним классам. Кроме того в школах преподают ремесла и краеведения. Дети составляют карты, изучают здания и улицы, учатся, например, печь хлеб. Старшеклассники проходят социально-ориентированные практики в больницах, домах престарелых, детских домах.

Таким образом, в Вальдорфских школах можно выделить несколько основных методов преподавания.

  • Метод «душевной экономии». Всему свое время. Развивать у ребенка необходимо те способности, которые он может освоить сейчас, без внутреннего сопротивления.
  • Феноменологический подход. Учащиеся запоминают информацию не через заучивание. А через познание, наблюдение, установление взаимосвязей.
  • Рациональное развитие памяти. Процесс изучения и запоминания происходит быстрее и качественнее, благодаря включению движения чувств ребенка. Педагог должен преодолеть безучастное отношение ребенка к материалу.
  • Ритмический распорядок дня. Необходим четко разработанный ритм и плавный переход в течение дня от умственной работы к физической деятельности.
  • Принцип «гармонизации душевной жизни». Учителя стараются добиться у ребенка равновесия мыслей и чувств. Гармония здорового тела, возможна только при душевной гармонии.

В школах часто проводятся костюмированные праздники, а перед началом каникул все классы готовятся к отчетному концерту. Школы коллегиально управляются учителями. Ответственно подходят к внутреннему стилю и оформлению школы. В интерьере присутствуют в основном натуральные материалы — дерево и камень, керамика. Цвета спокойные, умеренные.

Многие считают Вальдорфские школы единственными, которые не губят индивидуальность ребенка.

Суть методики и ее особенности

Автор рассматривает детей со своей точки зрения: детский возраст — это уникальное время и его нужно как можно дольше продлить и получить массу полезного и интересного. О чем и должны позаботиться взрослые члены семьи и педагоги.

У каждого ребенка свой ритм жизни и развития, нельзя его торопить. Нужно донести до ребенка корни его культуры, творческих и художественных стремлений, раскрыть его творческий потенциал, данный ему природой.

Родители не должны заставлять или принуждать ребенка к занятиям, все должно проходить на добровольной основе.

Ребенок, в том числе маленький — это целый организм, в котором должно быть в равной степени присутствовать духовное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое начало.

И не предусматривает наличие искусственных звуков: телевизоров, телефонов, магнитофонов и прочей электроники, может в силу того времени в котором была основана данная методика. Тем не менее запрет на это наложен и по сей день.

Здесь все построено на мире и гармонии. Ребенок должен заниматься не тогда, когда захотите вы, а когда захочет он и поэтому для него в общей доступности размещается вся атрибутика для занятий.

Это могут быть детские столики, открытые шкафчики или полки, все, где ребенок может сам достать для себя необходимое. И детки играют в то, что они хотят, в основном это сюжетно — ролевые игры: доктор, продавец, повар.

Так же ребенок должен важное место уделять в помощи по хозяйству: уборке квартиры или помощь по двору или животными, если таковые имеются. Помогают маме или бабушке на кухне готовить или мыть посуду

Таким образом у детей формируется правильное представление об окружающем мире и его потребностях

Помогают маме или бабушке на кухне готовить или мыть посуду. Таким образом у детей формируется правильное представление об окружающем мире и его потребностях.

Так же методика предполагает своеобразные игрушки. Они должны быть самодельными из природных материалов или ткани, не признаются современные электронные, заводные или пластиковые. Опять же это может быть в силу того, что методика была создана более 100 лет назад.

Здесь нет разделения детей на плохих и хороших, умных и глупых, здесь все равны и одинаково желанны. Нет лидеров, нет закомплексованных, нет стеснительных, нет соревнований, нет командных игр.

Так как вся их жизнь — это игра в одной команде. Чувствуется религиозный момент.

Главная суть методики в том, что мы не принуждаем ребенка заниматься. Даем ему право выбора, чем он хочет заниматься в данный момент.

Здесь дети — это пупок земли, вокруг которого все вращается. Здесь каждый имеет свое мнение и право высказать его другим.

Задача преподавателей и педагогов помочь ребенку в этом. И помочь осуществить свое желание, но чтобы это не шло в разрез с потребностями других ребят.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: