Аргументы из литературы и жизни для сочинения 15.3 на тему: «вседозволенность» (огэ по русскому языку)

Общество и свобода

Даже учитывая то, что в современном мире основной концепцией является преобладание блага личности над благом общества, это не означает, что везде правит вседозволенность. Ограничение права каждого человека попросту необходимо, так как все стремятся улучшить свою жизнь, а в этом процессе очень легко могут пострадать права других.

Жить без правил человеческое общество не может, так как именно правила позволяют добиваться наибольшего блага. Ведь в таком обществе даже возникновение личностей, которые не уважают прав других и периодически нарушают их, неспособно сильно замедлить темпы развития человечества.

Но при этом, если твои действия никак не нарушают прав других, ты можешь делать всё что угодно. Это способствует появлению творческих людей, которые своими действиями улучшают мир вокруг себя.

Ограничение свободы обычно проявляется через законодательство. Тут суть свободы выражается в следующем: разрешено то, что не запрещено. Но это далеко не единственный общественный ограничитель. Так так люди постоянно находятся во взаимодействии с обществом, оно воздействует на личность, участвуя в её развитии.

Поэтому если в обществе верховенствует закон, то воспитанный в нём человек не станет лишний раз нарушать правила, так как это будет идти вразрез с его пониманием правильного и неправильного. Но это работает и в обратную сторону: если правовая грамотность людей находится на низком уровне, а закон воспринимается лишь как помеха, то и удивляться возникновению преступности в такой среде было бы глупо.

Необходимость

Когда мы говорим о необходимости, мы имеем в виду объективные законы природы и общества, внешние факторы, оказывающие влияние на человека.

Когда у человека температура, он плохо себя чувствует и ему сложно сосредоточиться на работе, в результате чего приходится откладывать дела на потом. Это пример природной необходимости в жизни человека.

Еще под необходимостью мы понимаем случайные события, не зависящие напрямую от человека, но определяющие его дальнейший путь. Говоря о таких событиях, мы часто упоминаем судьбу, рок или Провидение.

Маша и Петя познакомились на остановке троллейбуса, потому что именно сегодня Маша решила воспользоваться наземным транспортом, а не метро, а Петя вышел из дома на полчаса позже, чем обычно. Если бы Маша не решила поехать на троллейбусе, а Петя не опоздал, то они бы никогда не встретились

Эта встреча была очень важной для них обоих

В чём разница?

Понятие «свобода» основывается на утверждении о том, что каждый человек волен в своих мыслях, решениях и поступках. Однако это не означает, что человеку можно делать всё, что ему хочется, нарушая или ограничивая права других представителей общества. Свобода и вседозволенность являются принципиально разными понятиями, которые следует отличать друг от друга.

Так, свободный человек принимает решения и действует, руководствуясь не только собственными мотивами, но и общественными нормами, не выходя за рамки общечеловеческих ценностей, моральных и нравственных устоев. Вседозволенность же обозначает такое состояние личности, при котором её поступки часто идут вразрез с системой общечеловеческих ценностей, морально-нравственных и юридических норм.

Специалисты отмечают важность психологической составляющей одиночества, в силу которой это состояние может носить как негативный, так и позитивный характер. Добровольное стремление человека к самоизоляции может быть обусловлено его личной системой ценностей, мировоззрением, самооценкой, экзистенциальным поиском (поиском смысла жизни)

Являясь свободной личностью, человек самостоятельно принимает решение о самоизоляции и действует руководствуясь личными мотивами.

Примечателен любопытный феномен, носящий название «одиночество в толпе». Социологи и психологи связывают его с интенсивным развитием компьютерных технологий, резко расширившим поле человеческих возможностей для общения и социального взаимодействия. Появление социальных сетей, мессенджеров, компьютерных программ для общения на расстоянии произвело на общество совершенно неожиданное действие, противоположное ожидаемому.

Вместо активного стремления к наращиванию социальных контактов, люди стали сознательно ограничивать себя в общении, избегая любых способов взаимодействия с другими представителями социума. Такое явление психологи связывают с информационным перенасыщением, которое в научной среде носит название «синдром информационной усталости».

Нередко ощущение одиночества психологи связывают с началом развития депрессии, которой подвержены эмоциональные, гиперчувствительные натуры. В этом случае ощущение одиночества может сопровождаться потерей духовной взаимосвязи с социумом («меня никто не понимает»), отрицанием и неприятием предлагаемых норм и правил («это не для меня», «мне это чуждо»). Однако и в этом случае человек не перестаёт быть свободным, действуя в рамках собственных убеждений и принципов. Сознательное отстранение от общества есть результат решений, принятых человеком.

В специализированной литературе одиночество практически всегда трактуется в негативном ключе. Человеку, испытывающему чувство глубокого одиночества, присущи негативные эмоции: апатия, обида, злоба, агрессия, подавленность, душевная боль, досада, зависть. С ощущением свободы, в свою очередь, психологи связывают положительные эмоции: чувство лёгкости, парения, независимости, прилива душевных сил, ощущение крыльев за спиной.

Человек и свобода

Личное понимание свободы у людей может отличаться в каких-то определённых аспектах. Но при этом понимание безграничной свободы всё равно формируется крайне редко — это связано с особенностью мышления человека.

У каждого нашего действия есть свои причины, и даже если ты над чем-то не задумываешься и делаешь это «на автомате», то значит, за тебя «думают» инстинкты, привычки и рефлексы. При этом у безграничной свободы, как бы странно это ни звучало, нет границ. Но любая причина или предпосылка перед действием и есть ограничение, которое заставляет тебя так поступить.

Так, даже если оценивать действия маньяка-убийцы, который явно плевал на права других людей, он тоже не до конца свободен, поскольку его действия базируются на его желаниях, мыслях или чувствах. Так что если под «безграничной свободой» ты понимал хаос и убийства всех подряд — знай: даже так люди остаются пленниками своих желаний и низменных пороков. Они несвободны.

Предподростковый и подростковый возраст

В подростковом возрасте ситуация меняется, родитель перестает быть для ребенка непререкаемым авторитетом. Подросток стремится отделиться от родителей – это естественный и необходимый этап взросления. Именно поэтому переходный возраст – время конфликтов, бунта и нарушения границ.

Если для детей младшего возраста родитель устанавливает правила сам, с подростком систему правил необходимо обсуждать и принимать компромиссные решения – те, с которыми согласны и родители, и ребенок. Здесь на первый план выходит умение договариваться о правилах и запретах. Чтобы правила не стали тиранической системой контроля, а подросток научился быть ответственным и самостоятельным, решения должны быть совместными. Например, подросток хочет поздно вечером гулять с друзьями, но в то же время ему необходим полноценный сон. Родители и ребенок должны совместно определить конкретное время вечернего возвращения домой. Если родитель устанавливает это время в одностороннем порядке – подросток будет регулярно это правило нарушать.

После того как система правил согласована, контроль за исполнением договоренностей ложится на родителей. Ошибочно думать, что правила притесняют подростка, наоборот – это организационный инструмент, который создает защитные границы и одновременно задает пространство свободы. А вот идти на поводу у эмоций и ругаться с ребенком – это и есть настоящее притеснение.

Если подросток не соблюдает договоренности или хамит, ругань и оскорбления проблему не решат. По мнению Даниэле Новара самый эффективный способ выразить свое недовольство подростку – активное молчание. Эта техника предполагает полное прекращение разговоров с ребенком, особенно дружеского и доверительного характера. Молчание показывает, что вы не потерпите нарушения границ. Ты мне грубишь? Я перестаю с тобой разговаривать

Ты снова возвращаешься домой позднее назначенного часа? Я молчу и отказываюсь обращать на тебя внимание

А вместо допросов и назойливых попыток общения, автор рекомендует технику «отдаления и ожидания», временно отдалиться и подождать, когда ребенок сам захочет поговорить. Если ваши отношения построены на принципе взаимного уважения, этот разговор обязательно состоится.

Текст подготовила Ирина Корнеева,
психолог сайта Я-Родитель

Ваш стиль воспитания

Ответив на вопросы теста, вы сможете узнать, какой стиль воспитания характерен для вас, о его особенностях, преимуществах и недостатках, а также получите информацию об альтернативных стилях воспитания и их специфике.
Пройти тест

Примеры из жизни

  1. В современном мире всё чаще сами родители прививают своим детям чувство вседозволенности. Ребёнку покупается всё, что он пожелает, для того чтобы избавиться от чувства вины из-за недостаточного внимания. Взрослые слишком много времени уделяют работе и бытовым заботам, в результате молодое поколение растёт само по себе. Дети привыкают, что любое их желание тут же исполняется. У меня есть пример подобного поведения в соседской семье. Мальчику всего 10 лет, а у него уже есть все новейшие гаджеты. Он не задумывается о том, каким тяжёлым трудом достаются деньги его родителям на такие дорогостоящие покупки. Его мама работает педиатром в местной городской поликлинике, а отец – обыкновенным рабочим на заводе, подрабатывая в выходные дни на ремонтах. Они слишком много времени находятся вне дома, и очень мало уделяют внимания своему сыну. Это не означает то, что они плохие родители, просто стараются заработать на жизнь как могут. Именно осознание собственной несостоятельности в плане воспитания своего ребёнка и стало причиной покупки дорогих подарков, чтобы порадовать его. Но такое поведение дало обратный эффект, мальчик просто стал требовать больше и больше, не думая о том, что родителям негде взять столько денег, а расстраивать сына им очень не хотелось. В итоге образовался замкнутый круг: подарки покупались из-за недостатка внимания, а чтобы их купить, необходимо было ещё больше уделять времени работе.
  2. Царь Пётр I вошёл в историю как основной преобразователь России. Он сделал много хорошего для родного государства, но совершенно не считался с мнением своего народа. Виной всему стала вседозволенность, которая образовалась путём отсутствия страха наказания. Одной из его самых возмутительных реформ стал указ об обязательном бритье бороды. Мужчинам было дозволено сохранить её только за уплату определённого налога, иначе царь мог лично обрезать бороду ослушавшимся боярам. С представителями более низких сословий разбирались специально уполномоченные цирюльники. В то время бороду носили практически все, начиная с простых крестьян и заканчивая знатными боярами. Пышная и густая борода являлась не только украшением, но и признаком мужества, силы, а также почитанием православной веры. Именно поэтому конкретно данное нововведение вызвало такой яростный протест. Принудительное бритьё было равносильно сильному оскорблению, унижению и угнетению. Налог на ношение бороды был высоким, но истинные приверженцы устоявшихся традиций были готовы платить любую сумму, лишь бы избежать позора. По поверьям того времени, бритье было сродни греху. Указ, который обрёк миллионы людей на мучения, был подписан Петром I после его знаменитой дипломатической миссии, в ходе которой он познакомился с жизнью и порядками Европы. Длинные бороды считались в западном мире проявлением настоящего варварства, они символизировали уродство и нарушение правил гигиены. Петр I настолько сильно хотел сделать русский народ похожим на европейский, что не ограничился удалением волосяного покрова на лице своих поданных, а решил ещё и переодеть их в зарубежные наряды. Многие были в ужасе от вседозволенности государя, но перечить ему никто не рисковал. «Русь превратилась в цирюльню, битком набитую народом, где один сам подставлял свою бороду, другому насильно брили», — писал о той эпохе Н.В. Гоголь.

Как мы понимаем свободу

Понятие свободы формировалось на протяжении многих веков. Всё началось, как и водится, в Древней Греции. Такие философы, как Платон, Сократ и Аристотель, связывали свободу напрямую с судьбой, которая, в свою очередь, обожествлялась. Так, предполагалось, что у всего есть своё предназначение, а в этом случае в свободе как таковой не было особенного смысла. Она выражалась в том, что ты не мог выбирать, существовать тебе или нет, но мог выбирать, как тебе существовать — по справедливости или же в пороке.

В Средние века свобода отождествлялась с праведным и неправедным образом жизни. Следование Священным Писаниям или нарушение их норм — это и была свобода. Так как именно церковь имела монополию на мораль, то она и решала, что есть плохо, а что — хорошо. То есть у тебя был выбор: жить свободным от грехов или же быть порабощенным своими желаниями.

В дальнейшем термин «свобода» преображался и стал походить больше на то, что мы понимаем под ним сейчас. Так, благодаря немецкой философии Ницше, Канта, Шопенгауэра и многих других, появилось понимание того, что свобода — это действия человека, основанные на развитии его как личности.

Сейчас же в большинстве случаев мы пользуемся термином «свобода», который выдвинули либералы: возможность каждого выбирать то, как поступить в той или иной ситуации, и есть свобода. Но при этом действовать люди могут только в рамках закона, который ограничивает свободу каждого ради всего остального общества.

Афоризмы

  1. «То, что один считает безнравственным, другой делает правилом жизни. Нельзя установить всеобщий кодекс порядочности». Советский писатель А.Г. Алексин говорил о том, что понятие нравственности у каждого человека разное, поэтому трудно создать рамки и нормы, которые будут приемлемы для каждого.
  2. «Нравственное уродство и преступность являются результатом недостатка воспитания и испорченности, идущей с раннего возраста». Знаменитый русский психиатр, психолог и невропатолог В.М. Бехтерев считал, что нравственное несовершенство является следствием плохого воспитания. На преступления чаще всего решаются те люди, которым родители уделяли мало внимания в детстве или слишком строго себя с ними вели. Все причины агрессии кроются в раннем детстве человека, по его мнению.
  3. «Собственная нравственная нечистоплотность – это признак презрения к самому себе». Древнеримский писатель и поэт Апулей говорил о том, что человек может гордиться собой, только тогда, когда он чист душой. В остальных случаях появляется ощущение презрения к самому себе, от которого очень трудно избавиться, по его мнению.
  4. «Кто привык идти нечестным путём, рано или поздно окажется в бездне». Популярный художник В.Э. Казарян был уверен в том, что жизнь рано или поздно всё расставит по своим местам. Подлые люди всегда получают по заслугам, их нечестные поступки не окажутся безнаказанными.
  5. «Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд». Древнегреческий философ Аристотель говорил о том, что знания ничего не значат без нравственного развития. Человек должен быть в первую очередь высокоморальной личностью, а образование находится уже на втором месте.
  6. «Кто бы что ни делал и не говорил, я должен оставаться хорошим человеком». Римский император Марк Аврелий прославился не только как мудрый правитель, но ещё и как философ, который много рассуждал над предназначением человека. Он говорил о том, что человек всегда должен быть достойным, несмотря на поведение окружающих. Чужие слова или поступки не должны оказывать никакого влияния на хорошего человека.
  7. «Угрызения совести начинаются там, где заканчивается безнаказанность». Французский философ Клод Гельвеций считал, что у человека, ощущающего безнаказанность, никогда не проснутся угрызения совести. Лучший способ разбудить совесть – это страх наказания, по его мнению.
  8. «Наибольший соблазн преступления заключается в расчёте на безнаказанность». Древнеримский оратор и философ Марк Туллий Цицерон говорил о том, что люди решаются на преступление только тогда, когда рассчитывают на избежание наказания. Страх расплаты никогда не позволит сделать что-либо противозаконное.
  9. «Возмездие преследует всякого, но догоняет не многих». Австрийская баронесса Мария Эбнер фон Эшенбах прославилась своими психологическими романами, в которых описывала человеческую личность с разных сторон. Она говорила о том, что, к сожалению, вседозволенность процветает только благодаря тому, что возмездие приходит не к каждому. Безнаказанность порождает противоправные деяния.
  10.  «Люди делают добро часто лишь для того, чтобы обрести возможность безнаказанно творить зло». Франсуа де Ларошфуко писал в философско-моралистическом направлении, поэтому так много его высказываний превратились со временем в афоризмы. Он говорил о том, что часто добрые поступки, совершаемые человеком, исходят не от чистого сердца. Хорошие люди всегда входят в доверие, и положительная репутация работает на них, именно поэтому так легко творить зло, притворяясь добрым.

Определение понятий

Одиночество и свобода не являются равнозначными понятиями. Каждое из них обозначает особое состояние личности, формирующееся под влиянием ряда внешних и внутренних факторов.

Так, согласно определению, под «свободой» принято понимать такое состояние индивидуума, при котором он является причиной своих действий. Говоря простыми словами, любой поступок свободного человека является следствием его самостоятельного решения, основанного на собственных мотивах, принципах, переживаниях, личном опыте. Действия свободного человека не возникают под влиянием сторонних факторов (природных, социальных, межличностных).

В свою очередь, под термином «одиночество» понимается полное отсутствие социальных контактов у отдельно взятой личности, утрата её физического и духовного взаимодействия с обществом в целом. Психологи различают позитивное и негативное одиночество – состояния, формирующиеся под влиянием внешних или внутренних факторов. Позитивное одиночество (уединённость) – состояние, к которому человек стремится добровольно под влиянием каких-либо внутренних факторов (например, вследствие эмоциональной или физической усталости). Негативное одиночество (изоляция) – состояние, при котором полностью утрачивается взаимодействие личности с обществом под влиянием внешних факторов: природных, социальных.

Аргументы

  1. Вседозволенность, которая ничем не ограничена – опасна.
  2. У всего должна быть мера.
  3. Вседозволенность может привести к серьёзным последствиям.
  4. Любое насилие – это следствие вседозволенности.
  5.  Часто путают понятия вседозволенности и свободы.
  6. Самая ужасная вседозволенность – моральная.
  7. Вседозволенность разрушает жизнь человека.
  8. Вседозволенность – пагубное явление, с которым необходимо бороться.
  9. Нельзя быть свободным от всего, чувство ответственности всегда ограничивает свободу действия.
  10.  Человек может быть счастливым только в том случае, если его свобода не ущемляет права других людей.

Дошкольный и младший школьный возраст

С 2 до 10 лет ребенок старается соответствовать ожиданиям взрослых и подчиняться их требованиям. Возраст максимального сотрудничества – с 6 до 10 лет

Ребенку важно одобрение родителей, поэтому он готов идти на уступки. Это отличное время для установления границ и правил

Потенциал этого периода нужно использовать до того, как ребенка поглотит подростковый «бунт».

Некоторые родители боятся, что если поведут себя твердо, для ребенка это станет травмой. Другие – не терпят никаких возражений и считают свое мнение единственно верным. Оба варианта не продуктивны для воспитания: в первой ситуации ребенок тиранит родителей, во второй – родители тиранят ребенка.

Пример: отец, уставший на работе, в половине одиннадцатого тревожно обращается к дочери: «Ну что, пойдем спать?» А девочка, как и каждый вечер, невозмутимо отвечает: «Нет, я не пойду. Сам иди». Шестилетняя девочка берет на себя роль лидера, принимающего решения, которые не являются ее компетенцией – например, пора ли ей спать.

Часто дети, провоцируя родителей, всего лишь хотят, чтобы те вывели их из тупиковой ситуации. Капризы и дерзость – это фактически призыв, чтобы родители делали свое дело: вносили ясность в ситуацию, помогали в установлении границ и правил. Хорошая организация дает ребенку ощущение безопасности и уверенности. С толку ребенка сбивает именно вседозволенность, которую некоторые родители путают со свободой.

Правила дают возможность детям понимать, что они могут делать, когда и как. Четкий, заведенный порядок помогает не доводить детей и родителей до эмоционального напряжения. Главное не путать правила и приказы. Эмоциональное «Убери тарелку!» – это приказ, а спокойное «После еды мы складываем тарелки в раковину» – правило.

Чтобы правило работало и было полезными для воспитания, оно должно быть:

  • четким и понятным ребенку (например, формулировка «дети не должны ложиться поздно» – размытая, а «дети ложатся спать в 21:00» – четкая);

  • реалистичным и адекватным, должно соответствовать возрасту и возможностям ребенка (например, требовать от 5-летнего ребенка сидеть в ресторане час, не двигаясь – нереалистично);

  • выполнимым (например, правило «играй с друзьями, но не ссорься» – выполнимо);

  • разумным, т.е. основываться на потребностях ребенка и быть полезным для его развития (правило не должно быть бессмысленным запретом или прихотью «родителя-тирана»).

Кроме этого важно, чтобы правило последовательно соблюдалось, оно должно войти в привычку (например, если «мы не смотрим мультики за едой», то так должно быть всегда)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: