Очные и онлайн консультации
ГБУ «Московская служба психологической помощи населению» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
+7 (499) 173-09-09 c 9 от 18 с пн. по пт.
Для жителей Москвы, во время специальных ограничений, связанных с короновирусом, только онлайн. В другое время проводятся очные консультации.
5 консультаций в год бесплатно.
Онлайн работают только с родителями и подростками. Очно с детьми, подростками, родителями, семьей.
С подростками возможны индивидуальные консультации без родителей.
Конфиденциально, но не анонимно.
Онлайн помощь для детей и подростков от 11 до 23 лет
Бесплатно, онлайн, анонимно. Ежедневно с 15:00 до 22:00. Профессиональные психологи. Можно написать в чат и проконсультироваться с психологом. Можно написать письмо и получить на него ответ.
Горячая Линия Российской ЛГБТ-сети
8 (800) 555-73-74
.
По телефону, онлайн чат, ответы на письма.
Анонимно. Психологическая и юридическая помощь.
Чат работает с 15 до 22:00. Можно оставить заявку в чате для обратной связи.
Кризисный центр по вопросам незапланированной беременности
8 (800) 100-44-55
Бесплатно, анонимно, по телефону. Медико-психологическая служба. Консультируют подростков с 12 лет и взрослых.
Мы пообщались со всеми указанными здесь службами, все консультанты были доброжелательны и отзывчивы.
Подросток думает о смерти. Признаки скрытой угрозы
Если подросток думает о смерти, задаёт вопросы, которые касаються даной темы, то это абсолютно не во всех случаях означает, что он хочет совершить суицид. Это может быть просто проявление интереса с целью познания этой темы более глубоко, все равно, что размышления о поисках смысла. Для того, чтобы различить любопытство и скрытую угрозу, можно предложить перечень маркеров, которые помогут ответить на ваш вопрос.
Одними из признаков суицидальной наклонности в мышлении подростка являются следующие поведенческие характеристики:
— подросток стал замкнутым, подавленным, тревожным, молчаливым, часто обвиняет в неудачах себя, могут прослеживаться фразы связанные с чувством вины, он мало общается со сверстниками и вами;
— подросток часто говорит на тему смерти или прямым текстом заявляет, что, если бы его не было, всем было бы лучше
Запомните, такие слова нельзя пускать по ветру, думая, что ребенок просто привлекает внимание
Да, бывает и такое, что определенные личности хотят таким образом привлечь внимание и могут делать демонстративные попытки самоубийства. Но, эти попытки могут, к сожалению, заканчиваться незапланированной потерей жизни
С другой стороны, если игнорировать такие заявления, можно пропустить истинные суицидальные мысли и намерения, и таким образом потерять ребенка, ведь это может быть не просто привлечения внимания.
При этом может наблюдаться:
— затяжные нарушения сна и аппетита: беспокоят регулярные ночные кошмары, ваш ребенок постоянно не голоден и отказывается от пищи;
— вы видите, что подросток потерял всякий интерес к жизни, общению, социализации и ко всему, что раньше бы принесло ему удовольствие.
Некоторые подростки не проявляют внешних признаков суицидальных наклонностей, поэтому необходимо знать о факторах риска.
Хотя знание внешних признаков очень важно, их отсутствие не может быть гарантией, что у ребенка все в порядке. «Проблема в том, что многие молодые люди молча пытаются справиться с проблемами и также молча страдают», — говорит Эмануэль
«Проблема в том, что многие молодые люди молча пытаются справиться с проблемами и также молча страдают», — говорит Эмануэль.
Центр по контролю и профилактике заболеваний (CDCP, США) приводит некоторые факторы риска, о которых следует помнить:
- Случаи самоубийства в семье,
- Жестокое обращение с детьми в семье,
- Как минимум одна попытка самоубийства,
- Психические заболевания в анамнезе, особенно имеет значение наличие клинической депрессии.
- Опыт злоупотребления психоактивными веществами (алкоголь, наркотики),
- Массовые самоубийства в регионе,
- Серьезное физическое заболевание,
- Трудности в получении лечения психических заболеваний и отсутствие поддержки
- Легкий доступ к методам самоубийства
Мы также знаем, что молодежь из числа ЛГБТК подвержена более высокому риску, чем их гетеросексуальные и цисгендерные сверстники ( цисгендер — термин, обозначающий людей, чья гендерная идентичность совпадает с биологическим полом). Буллинг по обе стороны (жертва и зачинщик) может также является фактором риска. По словам Эмануэль, в зону риску входят как жертвы, так и сами зачинщики травли. Есть также свидетельства того, что дети-хулиганы могут подвергаться повышенному риску суицидального поведения. Исследователи также высказали предположение о связи между перфекционизмом и риском самоубийства.
Если замечена склонность школьников к самоубийству, следующие рекомендации помогут изменить ситуацию:
1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка.
2. Оцените серьезность, намерений и чувств, глубину эмоционального кризиса ребенка.
3. Внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
4. Не бойтесь прямо спросить, не думает ли он или она о самоубийстве.
5
Обратите внимание, какие сайты посещает ваш ребенок. Часто подростки могут найти информацию о том, как покончить жизнь самоубийством, в интернете
6
Обратите внимание, какие СМИ они читают, какие передачи смотрят по телевизору. Дело в том, что подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает ТВ или массовая литература
Суицидное поведение сверстников может стать подражательным.
Если все же предотвратить несчастье не удалось, и ребенок все же совершил попытку суицида, родители должны принять комплекс срочных мер… Не ругайте ребенка, не кричите на него, не скрывайтесь за маской равнодушия, не думайте, что он решил вас просто напугать. Ребенок должен чувствовать, что вы очень любите его и дорожите им. Обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Помните о том, что попытка суицида может быть еще. По статистике, треть самоубийц в течение года повторяют свою попытку.
Отметим, что последние годы частота случаев суицида среди детей в возрасте 10–14 лет колеблется в пределах от трех до четырех случаев на 100 тысяч человек в год, а среди 15–19-летних — 19–20 случаев. Более того, массовые самоубийства подростков не являются редким явлением.
По общему показателю самоубийств Россия также остается одной из наиболее неблагополучных стран мира. По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия занимает шестое место в списке стран, которые предоставляют в организацию соответствующие сведения (многие страны этого не делают, среди них – Куба и Северная Корея). Средний уровень суицида в мире составляет ежегодно 14,5 человека на 100 тысяч населения, в России – 23,5 человека.
Специалисты точно не знают, почему растет количество подростковых самоубийств.
Нет никаких сомнений в том, что быть современным подростком это совсем другой опыт, чем у предыдущих поколений
Есть большая проблема – социальные сети, которые, как показали исследования, могут негативно влиять на психическое здоровье (хотя другие исследования не показали никакой связи или даже говорили о положительном влиянии). Постоянно повышается академическое давление из-за уменьшения бюджетных мест и повышения цен на обучение, что создает более конкурентную академическую среду, чем когда-либо. Эмануэль также отмечает, что современные подростки находятся в большей социальной изоляции, чем раньше, неважно, из-за технологий или изменений в культуре
Тем не менее в настоящее время нет исследований, которые бы напрямую указали причины роста количества подростковых самоубийств. Но полезно помнить об этом, когда вы пытаетесь понять вашего подростка.
Что может помочь преодолеть суицидальные мысли у ребенка?
- Любовь, забота, понимание и принятие родителей. Мало понимать ребенка, нужно принимать его точку зрения, его право быть самим собой и принимать самостоятельные решения. Ребенок — это не собственность, и родители — не хозяева, чтобы диктовать поведение ребенка, принимать за него все решения и т.д. С детства постепенно нужно учить и давать ребенку больше самостоятельности, приучать нести ответственность.
- Собственный пример. Родители, сталкиваясь с трудностями, должны быть бодрыми, оптимистичными, желающими справиться с любыми трудностями.
- Литература, кино. Читая вместе с ребенком или рекомендуя ему те или иные книги или фильмы, вы можете помочь ребенку ориентироваться в этом мире: различать добро и зло, ценить жизнь, уметь понимать себя и других. Лучше читать те книги и смотреть те фильмы, где герои, сталкиваясь с трудностями, сохраняют бодрость духа, юмор, предпринимают попытки выхода из ситуации. Очень полезно обсуждать прочитанное и просмотренное вместе, за ужином, за вечерним чаем — пусть это будет доброй традицией.
- Добрые дела. Ребенок не должен расти эгоистом, он должен понимать, что в мире есть те, кому может быть нужна его помощь. С раннего детства можно приучать ребенка кормить птиц, выносить дворовой собаке воду и косточки, ухаживать за домашними питомцами. Это поможет осознавать свою значимость, ребенок будет знать, что его забота кому-то нужна.
- Спорт, музыка и другие увлечения. С детства нужно формировать и способствовать появлению у ребенка устойчивых интересов, новых знакомств. Расширяйте кругозор ребенка, посещайте выставки, музеи, экскурсии, смотрите разные передачи — в этом мире ребенок должен найти что-то для себя, то, что будет ему интересно, и то, что будет направлять его дальнейшую жизнь. Если не получилось с музыкой, попробуйте танцы, не получилось с танцами, запишись в бассейн, не вышло с бассейном — в археологический кружок.
И нельзя не сказать о том, что в доме должна быть благоприятная для проживания обстановка: мир и лад в семье, своя комната или свой «угол» у ребенка, чистота и порядок. Ребенок должен полноценно питаться, соблюдать режим, полноценно отдыхать. Взрослые, живя подчас в бешеном темпе, забывают о необходимости этих простых условий развития ребенка.
Существует много видимых признаков суицидального поведения.
Сьюзан Теллоне, клинический директор Общества по предотвращению самоубийств среди подростков (SPTS, США) предложила легкий способ запомнить предупреждающие признаки самоубийства — использовать аббревиатуру FACTS, которая означает:
- F (Feelings — чувства) Такие чувства, как безнадежность в отношении будущего и депрессия.
- A (Actions – действия ) Такие действия , как отыгрывание и импульсивное и агрессивное поведение; раздаривание своих вещей
- С (Changes – изменения) Такие изменения , как отстранение от друзей, изменения в режиме сна и питании, которые нетипичны для подростка.
- T (Threats — угрозы ) Угрозы, такие, как разговоры или записи о самоубийстве, планирование самоубийства.
- S (Situations — ситуации) Переживание таких ситуации , как утрата, домашние проблемы, расставания , стрессовые ситуации в школе или другие важные события, которые могут вызвать суицидальные чувства.
Конечно, стоит упомянуть, что есть много общего между признаками риска суицида и симптомами психических заболеваний, таких, как, например, большое депрессивное расстройство. По словам Эмануэль, не все, кто подвержен риску самоубийства, страдают депрессивным расстройством, и не все подростки, переживающие депрессию, подвержены риску самоубийства. Эксперты еще многого не знают о самоубийстве и суицидальном риске, но, тем не менее, вышеперечисленные признаки указывают на серьезность проблемы, требующей внимания. Даже если подросток, находящийся в депрессии, не склонен к суициду, ему все равно нужна помощь и поддержка.
Профилактика подросткового суицида
Профилактика подросткового суицида является не менее важной составляющей заботы о вашем ребёнке, чем проверка его уроков. Подростки не совершают суицид из-за только лишь одной причины, зачастую предрасполагающих факторов достаточно много, чтобы их сразу идентифицировать
Часто после того как подросток совершил суицид, его родители говорят о том, что даже не подозревали, что подобное может произойти с их ребёнком. Именно поэтому профилактика подросткового суицида очень важна.
Не бойтесь говорить с ребенком о суициде. На самом деле, разговаривая с подростком о смерти, мы вовсе не подталкиваем его к тому, чтобы он захотел собственной смерти. Напротив, ребенок получает возможность открыто говорить о том, что уже давно его мучает, не дает ему покоя. Более того, ваша готовность поддержать эту тему даст ему возможность выговориться, – суицидальные же мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть мыслями суицидальноопасными.
Будьте внимательны ко всем признакам, которые указывают на то, что с подростком что-то не так.
Если вы заметили какие-то серьёзные изменения в поведении подростка, то всегда стоит предложить ему сходить на приём к психологу, психотерапевту или психиатру, поскольку угнетённые состояния подростка могут быть спровоцированы депрессией, психосоматическими расстройствами или другими расстройствами психики.
Постоянно интересуйтесь у ребёнка, как прошел его день и, если у него возникнут проблемы, найдите время обсудить это вместе с ним таким образом, чтобы подросток сам (не без ваших наводящих вопросов) пришёл к объективному выводу, почему возникла проблема и как её решать. Если ребёнок сам не справляется, тогда подключайте свои силы.
Если подросток пережил какой-то сильный шок, потерю близкого человека или любую травму, которая могла привести к посттравматическому синдрому, то ему сразу же необходима квалифицированная помощь специалистов
Обращайтесь, не бойтесь, потому что на кону стоит психическое состояние и даже жизнь вашего ребенка.
Акцентируйте внимание подростка на том, что трудности, которые испытывает подросток – временные, и что вы всегда рядом с ним.
Разговоры о самоубийстве не увеличивают риск совершения самоубийства.
Перед тем как продолжить, необходимо отметить, что все три эксперта, принимавшие участие в беседе с SELF, подчеркнули важность развенчания этого разрушительного мифа. Джилл Эмануэль, кандидат наук, главный управляющий Центра по Расстройствам настроения в Институте психического здоровья детей (США), отмечает:. «Родители опасаются, что если они спросят о суициде, то подтолкнут ребёнка к самоубийству, но это заблуждение»
«Родители опасаются, что если они спросят о суициде, то подтолкнут ребёнка к самоубийству, но это заблуждение».
В зависимости ситуации вам может быть страшно поднимать тему суицида. Но лучше перестраховаться и спросить.
«Вы ничем не рискуете, если спросите своего ребенка, не думает ли он нанести себе вред», — говорит Джеймс Мацца, доктор философии, профессор Программы школьной психологии Вашингтонского университета.
«Ваш ребенок может сказать: «Я бы никогда этого не сделал. Не думай о плохом».
Но вы можете ответить: «Я знаю, что иногда люди думают об этом, и я не хочу быть родителем, который не спросил».
9 вещей о подростках и самоубийстве, которые должны знать все родители
Об этом трудно говорить, но это очень важно!
«Как человек, который боролся с суицидальными мыслями в подростковом возрасте, я помню, что это было похоже на маленькую тайну, вызывающую чувство стыда, и как мало у меня было поддержки. Я не могу себе представить, как бы изменилась ситуация, если бы у меня было безопасное место, где я могла бы обсуждать свою тайну открыто, лучше — со взрослыми. С ростом количества самоубийств среди подростков, как никогда важно, чтобы родители знали о фактах, были знакомы с предупреждающими знаками и вооружены инструментами не только для того, чтобы при необходимости вмешаться, но и для того, чтобы постоянно говорить со своими детьми о психическом здоровье», — говорит Анна Борхес, главный редактор раздела Health (портал SELF). По данным Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно происходит около 800 тысяч суицидов
Среднемировая смертность в результате самоубийств — 10,5 случаев на 100 тысяч человек, а Россия занимает третье место в мире по этому показателю — 26,5 случая на каждые 100 тысяч человек
По данным Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно происходит около 800 тысяч суицидов. Среднемировая смертность в результате самоубийств — 10,5 случаев на 100 тысяч человек, а Россия занимает третье место в мире по этому показателю — 26,5 случая на каждые 100 тысяч человек.
Из данным ВОЗ самоубийство — вторая во всем мире по распространенности причина смерти среди молодых людей от 15 до 29 лет (первая – ДТП). При этом в организации считают, что в России ситуация с подростковыми самоубийствами особенно тяжелая.
«Любая смерть — это трагедия для семьи, друзей и коллег погибшего. Но суицид можно предотвратить, — подчеркивает генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус. — Мы призываем все страны включить в свои национальные программы образования и здравоохранения проверенные стратегии по предотвращению самоубийств».
В идеальном мире ни одному родителю не нужно было бы искать у своего ребенка признаки суицида. Но реальность такова, что мы должны открыто говорить о самоубийстве и суицидальных идеях, чтобы развенчать мифы и обеспечить безопасность детей, подростков, молодых людей.
Это может быть особенно важно для подростков, поскольку многие родители ошибочно принимают предупреждающие признаки суицидального поведения за обычные подростковые выходки. Анна Борхес поговорила с тремя экспертами по самоубийствам подростков, и составила 9 вещей, которые необходимо знать родителям
Статистика подросткового суицида
Самоубийства – серьезная проблема современности по мнению всемирной организации здравоохранения и девятая по значимости причина смерти; только в Украине ежегодно в результате самоубийства умирает около 7000 человек. Каждые 40 секунд в мире погибает один человек, собственноручно убив себя. Статистика подросткового суицида ещё более неутешительна: это вторая по частоте причина смерти среди старших школьников. Это то, что беспокоит весь мир, то, что касается каждого из нас, ведь мы можем предотвращать, или даже спасать юные жизни, если будем больше знать об этом явлении и не бояться говорить о нем.
Как нужно отвечать ребенку?
Фраза ребенка | «Правильный» ответ | НЕправильный ответ |
Ненавижу учебу, класс… | Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь? | Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй |
Все кажется таким безнадежным… | Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь | Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе |
Всем было бы лучше без меня! | Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит | Не говори глупостей, Давай поговорим о чем-нибудь другом |
Вы не понимаете меня! | Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать | Я все прекрасно понимаю: это просто глупости |
Я совершил ужасный поступок… | Давай сядем поговорим об этом | Что посеешь, то и пожнешь! |
А если у меня не получится? | Если не получиться, мы подумаем как это сделать по-другому. Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное | Если не получится – значит, ты недостаточно постарался! |
Кто бы вы ни были, учитель или родитель, всегда наблюдайте за ребенком: если он стал замыкаться, мало общается с друзьями, перестал рассказывать о себе, больше читает, куда-то ходит и задумчив — это повод узнать, что случилось. Это может быть признаком и попадания в дурную компанию или секту, и травли в школе, и наркомании, и, к сожалению, мыслей о самоубийстве.
Признаками эмоциональных нарушений являются:
1. потеря аппетита или даже обжорство, бессонница
2. частые жалобы на недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)
3. пренебрежительное отношение к своему внешнему виду
4. постоянное чувство одиночества, вины
5. погруженность в размышления о смерти
6. отсутствие планов на будущее
7. побеги из дома
8. разговоры, записки, рисунки с отражением жестокости к себе
9. плачь без причины, грубость
10. раздача личных вещей
Проблемы у подростка могут возникнуть из-за расставания с любимым человеком или его измена (в подростковом возрасте дети уверенны, что первая любовь – это навсегда и относится к ней крайне серьезно); из-за сложной психологической обстановке в семье (ссоры с родителями, скандалы папы и мамы между собой, их развод), из-за перегрузок в школе или неудач в учебе (по статистике: число депрессий прямо связано с уровнем успеваемости школьников. «Лидируют» в статистике отличники, а замыкают список двоечники). Проблемы ребенка с наркотиками или алкоголем, игровая зависимость или зависимость от интернета, подростковая беременность также могут «подтолкнуть» ребенка к попытке самоубийства.
Считается, что суицидом ребенок, впрочем, как и взрослый, пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от переживаний, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам, настоять на своем, отомстить, избежать ответственности. Подросток вообще склонен уходить от трудных ситуаций, а суицид – это в первую очередь уход
Ребенок решается на самоубийство, когда чувствует себя действительно несчастным. Имеет значение и то, что не все дети осознают ценности жизни – ни своей, ни чужой. По мнению подростка, его жизнь – небольшая цена за то, чтобы отомстить обидчику. К примеру, девочка-спортсменка должна была выступать со своей командой, и она решила отпроситься с контрольной по математике. Учительница, женщина грубая и упрямая, ее не отпустила и резко отчитала – при всех. Команда проиграла. Все очень расстроились и девушка, которой вообще было свойственно преувеличенное чувство долга, сочла себя виноватой в проигрыше. В тот же день она написала записку «В моей смерти прошу винить…» — и выгребла всю домашнюю аптечку. К счастью девочка осталась жива…
Подросток вообще склонен уходить от трудных ситуаций, а суицид – это в первую очередь уход. Ребенок решается на самоубийство, когда чувствует себя действительно несчастным. Имеет значение и то, что не все дети осознают ценности жизни – ни своей, ни чужой. По мнению подростка, его жизнь – небольшая цена за то, чтобы отомстить обидчику. К примеру, девочка-спортсменка должна была выступать со своей командой, и она решила отпроситься с контрольной по математике. Учительница, женщина грубая и упрямая, ее не отпустила и резко отчитала – при всех. Команда проиграла. Все очень расстроились и девушка, которой вообще было свойственно преувеличенное чувство долга, сочла себя виноватой в проигрыше. В тот же день она написала записку «В моей смерти прошу винить…» — и выгребла всю домашнюю аптечку. К счастью девочка осталась жива…
Смерть представляется детям в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков или тех, кто про него забыл. «Дай-ка я покажу, что может быть, если они меня потеряют», — думает подросток.
Агрессивность в обществе и СМИ
Второй важный момент в формировании суицидальности детей и подростков — это высокий потенциал агрессии в нашем сегодняшнем обществе. К сожалению, в нем доминируют не такие общечеловеческие христианские ценности, как любовь, добро, гуманизм, толерантность, а агрессия. Она активно провоцируется средствами массовой информации и, в первую очередь, телевидением. Судя по всему, оно войдет в историю как «телевидение насилия и криминала».
Круглосуточно с экранов звучит стрельба, льются потоки крови, возводятся в культ сила, мощь, умение подавить, а то и уничтожить противника. Убийство становится повседневностью, привычным делом, а ведь суицид – это тоже убийство, только самого себя. При этом никто не задумывается, что демонстрация насилия – это само по себе насилие над зрителем, а агрессия разрушает личность. И если взрослые могут «выключаться», они — устоявшиеся люди со своими представлениями, что дети и подростки впитывают все это, и у них в сознании формируется представление об агрессии как нормальном стиле поведения.
Кроме того, средства массовой информации могут непосредственно индуцировать совершение суицидов детьми и подростками. Дело в том, что СМИ представляют информацию о самоубийствах абсолютно недопустимыми методами. Мы не призываем скрывать соответствующую информацию — это неправильно, да, у нас и свобода печати. Но подавать информацию нужно грамотно. Журналисты часто стремятся придать сообщениям о случившихся самоубийствах характер сенсации, размещают материал на первой странице, дают ему «кричащий» заголовок. При этом смакуются подробности ухода из жизни, в том числе, сверстников подростков или их кумиров; описываются формы и способы самоубийства, публикуются непроверенные версии его причин, зачастую суициду придается оттенок романтичности.
У подростков в силу возрастных особенностей их психики существует мощный эффект подражания. Неграмотно поданная информация о самоубийствах провоцирует их на совершение суицидов, зачастую даже групповых. Недаром время от времени появляются сообщения о том, что, например, две или три девочки вместе покончили с собой. И тут же следом – новая информация, что подобное случилось и в других местах. Вот это и есть индуцирование суицидального поведения.
Некоторое время назад в Москве была своего рода эпидемия групповых самоубийств среди подростков. Когда произошло самое первое, я давал комментарий журналисту, и уже после беседы сказал, что, учитывая широкий отклик на событие в прессе, опасаюсь повторения таких случаев в ближайшие дни. К сожалению, я оказался прав.
Действительно, не только в Москве, а уже и в других городах нашей страны произошли подобные трагические случаи. Поэтому всем, кто освещает самоубийства в СМИ, нужно учитывать особенности подростковой психики, и прислушиваться к специалистам по поводу того, как и что можно говорить и писать на эту тему. Чтобы не стать виновными в следующих самоубийствах.
Еще одним важным аспектом, влияющим на суицидальность детей и подростков, является их вовлечение в тоталитарные псевдорелигиозные секты. К сожалению, у нас в стране их не так уж мало, и родители, туда вовлеченные, как правило, начинают подключать и детей. Большинство этих псевдорелигиозных сект носят деструктивный характер, вплоть до ориентации на уход из жизни. Когда детей с их ранимой психикой включают туда, зачастую всё заканчивается суицидом.