С ранних лет
С каких лет можно играть в настольные игры? Нередко, на коробках с играми можно увидеть надпись: «Детям с 3 лет». Почему? В основном потому, что в играх есть мелкие детали, с которыми малышам играть, конечно, не рекомендуется
Другая причина заключается в том, что игры подразумевают некие правила, которые ребенок способен осознать лишь с определенного возраста, ведь у маленьких детей иной, чем у взрослых, способ исследования мира и они еще не могут продолжительное время удерживать внимание. Впрочем, многое зависит от ребенка
Бывает, дети, освоив понравившуюся игру, легко обыгрывают даже взрослых дядей. Так что, если ребенок не склонен все попадающееся на глаза немедленно тянуть в рот и глотать и игра будет проходить под неусыпным контролем взрослого, почему бы не попробовать? Кроме того, в одну и ту же игру можно играть по-разному. Во многих из них предусмотрены различные уровни сложности – это раз, и существует вероятность того, что малыш будет играть вообще по-своему – это два. Современные игры, созданные из различных материалов, с игрушечными фигурками, такие яркие и красивые, что детям легко придумать свой способ общения с ними.
Как развивать 3-месячного малыша в домашних условиях?
Младенцы в этом возрасте очень любознательны. Чтобы поддержать кроху в его начинаниях следует чаще носить младенца на руках, устраивая «экскурсии» по квартире или дому. Можно прижать малютку спиной к груди взрослого, поскольку из такого положения ребёнку удобнее осматривать пространство.
Нужно поощрять малыша в развитии двигательных навыков, положив его на пол и дав полную свободу действия. Карапуз будет переворачиваться, изучать свои ручки и ножки, коврик, на котором он лежит, игрушки, находящиеся рядом.
Как развивать ребенка в 3 месяца — конечно в процессе игры. Весёлые занятия помогут младенцу совершенствовать зрительные, тактильные, двигательные и слуховые навыки.
Зрительное восприятие
Зрение 3-х летнего малыша быстро улучшается. Младенец умеет хорошо фокусироваться как на предметах, находящихся вблизи, так и на тех, что расположены в отдалении. Это происходит в результате изменений в зрении крохи, называемых конвергенцией и дивергенцией.
Конвергенция — способность синхронно поворачивать оба глаза внутрь, что позволяет грудничку сосредоточиться на вещах, находящихся рядом. При дивергенции оба глаза одновременно движутся в противоположном направлении, чтобы увидеть объекты на расстоянии.
Трёхмесячный карапуз уже различает цвета. Он любит рассматривать яркие крупные игрушки, подвешенные к кроватке или закреплённые на мобиле.
Хорошее решение для формирования зрительного восприятия — развивающий коврик, выполненный в виде мягкого одеяла с арочными дугами. На них подвешивают тканевые игрушки, пластиковые кольца, шуршащие предметы. Сам коврик часто оснащают цветными нашивками, кармашками, безопасным зеркальцем, в которое карапуз будет подолгу всматриваться, изучая своё отражение.
В этом возрасте младенец должен уметь следить за яркой игрушкой, расположенной на расстоянии 20-30 см при дневном освещении. Это можно проверить, взяв предмет в руку, и начав медленно передвигать его перед глазами крохи: взгляд ребёнка должен следовать за траекторией объекта.
Нужно использовать различные предметы и наблюдать за малышом, чтобы понять, какие из них вызывают бо̀льший интерес. Глаза 3-х летнего младенца должны хорошо фокусироваться. Если у малыша замечено косоглазие, следует посетить офтальмолога.
Слуховое восприятие
Слух младенца становится острее. Теперь малыш поворачивает голову и улыбается, услышав голоса родителей, ему нравится музыка. Нужно чаще включать ребёнку ритмичные композиции.
При этом можно хлопать ладошками крохи в такт песенке или использовать деревянные ложки, ударяя их друг о друга. Со временем младенец научится различать изменение ритма.
Не стоит бояться сложных музыкальных этюдов, наоборот, именно композиции Моцарта и Шопена не только хорошо воспринимаются маленькими детьми, но и оказывают на них благоприятное, успокаивающее воздействие. Знакомить малыша с музыкой нужно постепенно, начиная с 5-минутного фрагмента.
Рекомендуется наблюдать за реакцией крохи, если мелодия ему понравилась, следующее «прослушивание» можно увеличить до 10 минут, если нет – отказаться от такой музыки. Развитию слухового восприятия способствует пение: укачивая ребёнка перед сном, нужно исполнять убаюкивающие мелодии, а во время бодрствования включать задорные композиции.
Установлено, что музыка Моцарта полезна малышам потому, что в ней много высокочастотных звуков. Это способствует укреплению мускулатуры среднего уха и вызывает максимальный резонанс в коре головного мозга, а, значит, улучшает память и интеллект младенца.
Тактильные ощущения
Игрушки должны быть разной фактуры и размера: текстильные, пластмассовые, деревянные, резиновые, гладкие, шершавые или ребристые. Ребёнок будет трогать предметы, а взрослый должен рассказывать о каждом из них. Можно смастерить пару тканевых перчаток, где каждый пальчик выполнен из разных типов материи.
Следует надеть перчатки на руки – пусть грудничок касается их, изучая различные фактуры. Такие занятия дарят ребенку массу неизвестных ему ранее ощущений, развивают его умственные способности, улучшают мелкую моторику.
Игровые развлечения для 8-9 месяцев
Этот период характеризуется тем, что звуки начинают играть в жизни детей все большую роль. Стоит этим воспользоваться, путем введения в режим следующих видов деятельности:
Обращаем внимание ребенка на все звуки, которые его окружают – от пения птиц и проезжающих машин, до капающей воды и чьих-то шагов. Карапуз быстро изучит все эти звуки и начнет адекватно на них реагировать.
Нужно обратить внимание крохи на то, что животные «разговаривают» по-разному
Уроки стоит сопровождать не просто рассказами, а визуальными подсказками (картинками, игрушками, мультиками).
Кстати, в это же время стоит начинать приучать детей к тому, что одни и те же предметы могут выглядеть по-разному. Например, берем фото настоящей коровы, ее нарисованный мультяшный аналог, игрушку и начинаем искать вежде общие черты (рога, вымя, пятнышки).
В данном возрасте дети уже начинают обращать внимание на свою одежду, пытаются снимать ее и даже надевать (шапочки, носочки). Обязательно поощряем малыша в таких попытках, стараемся даже провоцировать его на такие развивающие манипуляции
Немного анатомии
Нервная система состоит из нейронов (клеток). Они соединяются между собой, образуя нейронные сети.
Интересно, что нейроны постоянно образуют новые сети, подстраиваясь под определенные задачи, стоящие перед человеком. Сыграть на фортепиано, определить по запаху фрукт, прочесть книгу – в каждом случае будет образована своя нейронная сеть.
Почему это важно знать? Формирование нейронной сети происходит у ребенка постоянно. И чем больше сетей сформировано, тем развитее будет сын или дочь
Как формировать нейронные сети? Обогащать жизнь ребенка самыми разными впечатлениями. Дети получают впечатления от поездок, новых игр и занятий, просмотра интересных видеоматериалов. Лепите не из пластилина, а из пены, рисуйте не кисточками в альбоме, а манкой на подносе, танцуйте, ставьте эксперименты, пробуйте делать обычные вещи необычными способами.
КАКИЕ БЫВАЮТ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
Такие игры учат сравнивать и сопоставлять, находить сходство и различие между предметами и понятиями. А также – предвидеть дальнейшее развитие событий и делать выводы.
На развитие наблюдательности
Внимательность, сообразительность, умение сопоставлять, сравнивать и классифицировать. И все это необходимо делать быстро! Идеальный тренажер для сообразительности.
На усвоение счета и простых математических действий
Разнообразнейшие карточные игры – популярный вариант интеллектуальных, а еще, конечно же, азартных игр. С их помощью можно не только научиться считать в уме, но и натренироваться делать это быстро и с удовольствием. В результате – полюбить еще более захватывающую и красивую игру – науку математику.
На развитие воображения
Составить слово? Сочинить сказку? Показать предмет, изображенный на картинке, не называя его? Легко! А еще — научиться давать волю воображению и создавать с его помощью собственные миры. И, уж конечно, развить эмоциональный интеллект – вот для чего созданы эти интересные игры.
На развитие моторики
Чем лучше малыш владеет пальцами и кистями рук, тем он лучше говорит, тем легче ему учиться
Но развитие и поддержание мелкой моторики важно не только для детей, но и для родителей, и для бабушек, и дедушек. Поэтому в игры, требующие точных движений рекомендуется играть всем
В каком возрасте покупать ребенку смартфон
— С какого возраста ребенку можно давать смартфон? С одной стороны, хочется дать кнопочный, а с другой — у всего класса айфоны, и он себя чувствует белой вороной.
— Я не готова сказать, что есть какие-то правила. Если они и существуют где-то, то не узаконены. Возможны только рекомендации. По моим наблюдениям, смартфон появляется у детей в 8–9 лет, это самый ранний возраст.
Что важно?
Если вы принимаете такое решение — предоставить ребенку смартфон, то помните: в 8–9 лет это не его собственность, а ваш подарок.
Перед тем, как вручить этот телефон ребенку, нужно подключить родительский контроль и другие программы. Это сейчас несложно сделать. Большинство программ бесплатны, вы скачиваете их и устанавливаете.
Вы должны понимать, что имеете доступ к телефону ребенка, к его аккаунтам. Вы можете ограничивать либо контролировать контент, который он может увидеть. Уместно ограничивать с помощью различных программ то время, которое дети проводят в соцсетях, играх — это сейчас возможно, и не так сложно, как кажется.
Это важная часть родительской ответственности. Да, вы предоставляете ребенку смартфон, но вы полностью понимаете, что там происходит, и имеете к нему доступ с установленным родительским контролем.
— Что делать, если мы видим через родительский контроль — ребенок явно злоупотребляет своим смартфоном? Например, мы разрешили ему 15 минут в день что-нибудь смотреть. Наутро приходит статистика — вчера он провел с гаджетом 5 часов тайно от нас под одеялом. Как наказывать? Отобрать телефон?
— Здесь все зависит от возраста ребенка, во-первых.
15 минут в день — это хорошо. Чем меньше времени ребенок контактирует с экраном, тем лучше, несмотря на рекомендации ВОЗ. Но все мы понимаем, что 15 минут в день — это нереальная цифра даже для 8-летнего ребенка. Поэтому нужно оговорить правила, чтобы он знал, сколько ему действительно можно пользоваться гаджетом — час, полтора, два часа. Это время, которое он проводит в телефоне на свое усмотрение
И важно, что это не связано с обучением. И вы имеете к этому какой-то доступ и контроль.
Подростки назвали смартфоны «продолжением своих мозгов». Почему гаджеты мешают детям развиваться
Если ребенок не выполняет или бойкотирует правила, возвращаемся в свою родительскую роль. И пробуем договориться, если это подросток. Ведем диалог примерно так: «Я тебе доверяю, и хочу и дальше тебе доверять, но я беспокоюсь…» Далее озвучиваете то, о чем вы беспокоитесь: «Ты проводишь много времени в смартфоне и не спишь. Меня тревожит информация, которую ты потребляешь». Понятно, что сейчас этот диалог у меня немножко искусственно звучит.
Просто взять и отобрать — это возможно как радикальная мера с младшими детьми, когда все выходит из-под контроля и речь идет о безопасности жизни. Но если мы говорим про подростков, отобрать телефон — эта мера не сработает, а наоборот, поспособствует тому, что ребенок найдет другую возможность пользоваться гаджетом
Поэтому пробуйте договариваться, призывать к диалогу, пытаться доверять и объяснять, почему важно соблюдать правила
Если речь про младших детей, вам же удается с ними договориться — например, по поводу уроков или домашних дел. Действуйте примерно по той же схеме, но только здесь речь идет про гаджет и время, проводимое в нем.
Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры — одни из самых любимых у детей всех возрастов. Они великолепно подходят как для двух-трехлетних малышей, так и для старших дошкольников, создают условия для совместной деятельности. В сюжетно-ролевых играх ребенок старается как можно ярче проявить себя, применить весь накопленный опыт, все свои знания и умения.
«Семья» — пожалуй, одна из самых популярных сюжетно-ролевых игр. Нетрудно догадаться, что роль взрослых членов семьи (папа, мама) достается старшему ребенку, а роль ребенка — младшему участнику игры. Распределением ролей и «разработкой сценария» чаще занимается старший ребенок (можно в соавторстве с мамой), малыши же с удовольствием принимает условия, приобретая при этом игровой опыт. «Семья» ходит на работу и в детский сад, болеет, ездит отдыхать, ссорится и мирится. Создавая свою игрушечную семью, дети создают собственную модель семейного поведения, основанную на поведении и привычках членов своей реальной семьи. Наблюдая за своими играющими отпрысками, мама может получить для себя массу интересной и полезной информации о том, что тревожит малышей, какой они видят свою семью на самом деле, чего боятся и чего бы хотели изменить в отношениях с родителями и братом (сестрой).
Если маме интересно узнать, как же дети ведут себя, когда её нет рядом, можно предложить им поиграть в «Детский сад». Мама услышит и интонации строгой воспитательницы, и рассказ о задире Вовке, который обижает малыша, а сказать об этом взрослым ваш ребенок боится. В игре «всплывают» все тонкости отношений в детском коллективе и родителям будет полезно о них узнать.
«Больница» — замечательная игра для отработки навыков социального поведения и расширения кругозора. Старший ребенок «лечит» малыша, помогая тому запомнить названия разных частей тела, процедур, проводимых доктором. Если у ребенка есть страх перед докторами, игра поможет с ним справиться. Мама может помочь соорудить белый халат из старой простыни или папиной рубашки, рассказать, какие бывают доктора, какие болезни они лечат, а заодно провести познавательную беседу о здоровом образе жизни, закаливании и профилактике. Существуют готовые наборы для игры в доктора, которые продаются в магазинах, но лучше использовать предметы- заменители. (Например, градусником может послужить деревянная палочка, а стеклянной трубочкой для взятия крови — стержень от ручки.) Это помогает развитию фантазии и воображения.
Вообще, сценарий игры может быть абсолютно любой, главное, чтобы предлагаемые в игре обстоятельства были знакомы как старшим, так и младшим участникам. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений, поэтому интересны и полезны для всех возрастов.
Кроме традиционных сценариев (семья, магазин, больница), в сюжетно-ролевых играх можно также использовать и другие сценарии. Например, многие дети путешествуют с родителями с самого раннего возраста. Так почему бы старшему ребенку не соорудить «Поезд» и не повезти на нем к морю пассажиров — младшего братика, маму и всех плюшевых зверей? Или поиграть в игру «Аэропорт», в которой можно строить самолеты из диванных подушек? В этой игре маленькому достанется роль пассажира самолета, а ребенку постарше – роль летчика, диспетчера или стюардессы. Мама может выступить в роли Начальника Аэропорта и рассказать детям о работе разных служб этого места. Игра поможет детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях.
Если все старые сценарии наскучили и малышам хочется чего-нибудь необычного, мама может предложить поиграть в «МЧС». Главная цель этой игры — не только познакомить ребят с трудной и почетной профессией спасателя, но и научить их в случае необходимости действовать четко и слаженно. Для этого вовсе не надо поджигать квартиру или заливать водой соседей. Достаточно разыграть проблемные ситуации и разработать алгоритм поведения людей в них. Старший ребенок – отважный спасатель, который может быть и врачом, и альпинистом, и пожарным, и водителем! Малыш вполне может побыть пострадавшими, а мама — тележурналистом и оператором, освещающим чрезвычайную ситуацию. Творчески мыслящий ребенок найдет смысл и идею в самых обыденных и банальных, с точки зрения взрослого, вещах, поэтому не ограничивайте фантазию своих детей, пусть любой самый неожиданный поворот сценария будет реализован в игре.
Играть с водой
По моим наблюдениям, игры с переливанием воды становятся интересны ребенку даже раньше, чем в 1 год 3 месяца. Первые действия, которые нужно осваивать – это переливания из стаканчика в стаканчик, наполнение одной большой емкости при помощи другой посуды поменьше (например, небольшими стаканчиками черпаем воду в ведерко). После того, как эти действия освоены, можно учиться разливать воду по стаканам из небольшого чайничка или кувшинчика. Мы учились на чайнике высотой 20 сантиметров.
Во время такой игры главное, чему нужно учить малыша – это правильно держать чайник. Объясняйте ребенку, что чайник нужно держать правой рукой (если он правша) за ручку, а левой немного придерживать с другой стороны, при этом поднимать чайник нужно так, чтобы он не касался края стаканчика, иначе стакан упадет. Конечно, на первых порах вам нужно будет держать чайник вместе с малышом, т.к. это задание не из легких.
Переливание воды из чайника в стаканы, естественно, можно интересно обыгрывать. Рассадите игрушки и скажите малышу, что ему сейчас предстоит ответственное задание – разлить всем гостям-игрушкам чай.
Здоровье в дороге: аптечка и медицинская страховка
• Какие лекарства нужны для ребенка в поездке
Во время подготовки к путешествию важно предусмотреть всё или почти всё и даже возможные болезни. Вот наши рекомендации по сбору аптечки в дорогу:. 1) жаропонижающие и болеутоляющие средства (помогают при повышении температуры или резкой боли);
1) жаропонижающие и болеутоляющие средства (помогают при повышении температуры или резкой боли);
2) антигистаминные препараты (на случай аллергической реакции или укуса насекомых);
3) противовирусные средства (принимать при ОРВИ или других вирусных заболеваниях);
4) препараты, помогающие при отравлениях и боли в животе (сорбенты, средства от диареи);
5) лекарства от боли в горле и кашля;
6) средства для обработки ран (пластырь, перекись водорода, ватные тампоны);
7) спиртовой гель для дезинфекции рук (пригодится в дороге и на отдыхе).
Антибиотики лучше не применять без назначения врача, поэтому их нет в списке. В случае серьезного заболевания прежде всего необходимо обратиться к специалисту, который назначит правильное лечение.
• Медицинская страховка
Все отправляющиеся за рубеж путешественники обязательно оформляют медицинскую страховку, которая действует на время поездки. Однако далеко не все читают правила пользования этой страховкой и знают, как себя вести в случае возникновения страхового случая в чужой стране.
Самое главное правило: при возникновении страхового случая вы в первую очередь звоните по номеру горячей линии страховой компании, указанному на вашем полисе. По телефону вы описываете подробно, что с вами произошло, после чего оператор решает, понадобится ли вам выездная бригада медицинской помощи или вы в состоянии доехать до ближайшей клиники, с которой у данной страховой компании заключен контракт. Только в ситуации, когда вы действуете по правилам, ваше лечение будет для вас абсолютно бесплатным.
Если врач назначает вам медицинские препараты, которые нужно оплачивать отдельно, вам необходимо сохранить чеки за них и рецепт до возвращения на родину. В таком случае по приезде домой вы сможете компенсировать стоимость лекарственных средств в страховой компании.
Стоимость международного звонка страховщику для информирования о страховом случае тоже можно компенсировать по возвращении. Для этого понадобится счет за телефонный разговор из гостиницы или подтверждение звонка от вашего сотового оператора.
Сколько времени может проводить ребенок перед телевизором?
Ранее были перечислены правила использования компьютеров, смартфонов, планшетов и других гаджетов. Что касается просмотра телевизора, то здесь ограничения не такие строгие. Телевизор, как правило, располагается от глаз дальше, чем экран компьютера. Смотрит его ребенок, находясь на диване, а не на стуле, поэтому и вред от телевизора меньше. Однако это не значит, что можно сидеть перед ним часами. В возрасте 3-7 лет просмотр TV должен быть ограничен 30 минутами в день. В 8-10 лет ребенок может потратить на просмотр мультфильма по телевизору около часа. С 11 до 14 лет без вреда для зрения можно смотреть TV по 1,5-2 часа. Только дети в возрасте 14-18 лет могут посвятить этому занятию до 3 часов в день, делая перерывы каждый час.
Младший школьный возраст
Младшие школьники способны самостоятельно организовать свой досуг. В этот период игры со сверстниками привлекают их больше, чем совместное времяпрепровождение с мамой и папой. В возрасте шести-десяти лет ребенок уже способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке со стороны взрослых
Однако для него по-прежнему важно родительское внимание и забота. Согласно последним исследованиям, неформальное общение родителей и детей помогает последним преодолевать эмоциональнее трудности. Необходимые возможности для такого общения предоставляют совместные игры
Не отказывайтесь, если чадо предложит вам поиграть вместе с ним в какую-то настольную или логическую игру. Подобная деятельность поможет расширить и обогатить взаимоотношения внутри семьи
Необходимые возможности для такого общения предоставляют совместные игры. Не отказывайтесь, если чадо предложит вам поиграть вместе с ним в какую-то настольную или логическую игру. Подобная деятельность поможет расширить и обогатить взаимоотношения внутри семьи.
Виктория Грицук
Портал «Я-родитель» предлагает вам пройти психологический тест, который поможет определить, достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку.
Игры и игрушки для этого возраста
Игры необходимо подбирать в соответствии с возрастом малыша. Ему будут не интересны слишком детские игрушки, но и с теми, которые предназначены для малышей постарше, он еще не сможет справиться. Лучшая игра для детей этого возраста – подражание. Он как никогда активно копирует действия и манеру поведения своих родителей. Воспользуйтесь этим и превратите подражание в игру. К примеру, попросите помочь убрать носки или рассортировать их по цветам.
Предложите малышу поиграться с мозаикой, пазлами или конструктором. Ему надо будет подбирать и складывать детали по размеру и цвету. Кроха будет в восторге от этого занятия. Также стоит использовать развивающие наборы.
Не забывайте про подвижные игры. Побегайте с карапузом во время прогулки или поиграйте с ним в прятки. Физические нагрузки помогут вашему чаду тренировать мышцы и совершенствовать уже приобретенные умения.