Безопасность ребенка по дороге в школу и домой
Безопасность на дороге – очень важная тема, которую необходимо обсудить с ребенком. Даже если вы будете провожать и встречать маленького пешехода из школы, вопрос безопасного дорожного движения должен постоянно быть под вашим пристальным контролем.
Стоит отметить, что ребенок во всем берет пример с родителей, в том числе и «законам дорог». Вы можете начинать учить правила дорожного движения для детей еще с дошкольного возраста, моделируя различные дорожные ситуации с использованием игрушек-машинок, а также во время катания на детском электромобиле или велосипеде.
Дорога и транспорт таят в себе множество опасностей для ребенка, поэтому родители должны рассказывать малышам о правильном поведении на проезжей части и в транспорте, познакомить дошкольников с основными дорожными знаками.
В дошкольном возрасте ребенок должен знать:
- правила дорожного движения
- виды транспортных средств (велосипед, мотоцикл, автобус , трамвай, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль)
- элементы дороги (тротуар, дорога, пешеходный переход, проезжая часть, обочина, перекресток)
- значение сигналов (цветов) светофора
- правила движения по тротуарам и обочинам
- правила посадки и высадки, а также поведения в общественном транспорте
- правила перехода проезжей части
Правила дорожного движения для детей
Следующие правила дорожного движения ребенок должен соблюдать неукоснительно:
-
по тротуару нужно идти как можно дальше от проезжей части
-
перед тем как перейти улицу, нужно остановиться у проезжей части, затем посмотреть налево и направо, а потом снова быстро налево
-
начинать переходить улицу разрешено только когда загорится зеленый свет светофора
-
переходить дорогу нужно в безопасных местах – у светофора и на переходе, обозначенном «зеброй» или, по крайней мере, на перекрестке – здесь водители машин более внимательны
-
нельзя бросаться в транспортный поток очертя голову
Как учить правила дорожного движения для детей
1. Познакомьте ребенка с правилами дорожного движения в нужном объеме, доступном для усвоения.
2. Для примера во время прогулок можете использовать различные дорожные ситуации, объясняя что происходит на дороге, и спрашивая у малыша, какие транспортные средства он видит.
3. Расскажите малышу, где и когда можно или нельзя переходить дорогу.
4. Указывайте на ошибки и нарушения правил водителями и пешеходами.
5. Научите ребенка правилам езды на велосипеде, объясняя, где можно или нельзя ездить и как подавать сигнал о повороте и остановке.
6. Развивайте пространственное представление у ребенка (какие предметы находятся далеко, близко, слева, справа, по ходу движения, сзади).
7. Не пугайте малыша дорогой, ребенок не должен бояться транспорта, ваша задача – развить внимательность и бдительность у малыша.
8. Не забывайте вместе с ребенком читать загадки, стихи и детские книжки на тему безопасного движения на дороге.
Родители могут вместе с ребенком разработать безопасный маршрут в школу и обратно, вдвоем пройти его несколько раз, обсуждая все опасные места, которые будут встречаться на пути. Изучайте знаки и правила дорожного движения вместе с детьми, берегите их и подавайте пример правильного поведения на дороге.
§ Тесты по ПДД для школьников среднего звена
Знания школьников среднего звена отличаются более глубокими познаниями и осмыслением вопроса по данной теме. Дети уже могут запоминать и различать разные виды дорожных знаков, умеют правильно реагировать на неординарные ситуации на проезжей части и прочее. Поэтому и тесты для оценки их подготовленности по правилам дорожного движения.
Ниже приведем ряд тестов, позволяющих педагогам составить различные вариации учебных карточек по ПДД для школьников среднего звена.
Вариант 1
Вопрос 1.
На картинке изображена некоторая ситуация. Как поступить пешеходу?Варианты ответов:
А) уступить место автотранспортному средству
Б) перейти дорогу перед автомобилемВ) автомобилист обязан пропустить пешехода.
Вопрос 2.
На картинке изображена некоторая ситуация. Как пешеходам следует переходить проезжую часть?Варианты ответов:
А) в любом месте, еде есть пешеходный переходБ) перед и за регулировщиком
В) переходить проезжую часть запрещено
Вопрос 3.
На картинке изображена некоторая ситуация. С какой стороны от регулировшика можно переходить проезжую часть?Варианты ответов:А) переходить дорогу запрещено
Б) перед и за регулировщиком
В) в любом месте по «зебре»
Вопрос 4.
На картинке изображена некоторая ситуация. Когда можно переходить дорогу без помощи подземного перехода?Варианты ответов:
А) если нет движущегося автотранспорта
Б) если пешеходы очень торопятсяВ) только по подземному переходу и никак иначе
Г) по своему усмотрению
Вопрос 5.
В каком месте следует ожидать общественный транспорт?Варианты ответов:
А) на обочине дороги
Б) на остановке, при необходимости можно выходить на проезжую часть, чтобы посмотреть, не приближается ли транспортВ) на остановке, выходить на проезжую часть нельзя
Г) в любом удобном для пешехода месте
Вопрос 6.
Разрешено ли пешеходам пересекать проезжую часть в зоне видимости светофора?Варианты ответов:
А) даБ) нет
В) только если нет движущегося автотранспорта
Вопрос 7.
Как правильно обходить трамвай?Варианты ответов:
А) только сзади
Б) только спередиВ) по ближайшему пешеходному переходу
Г) без разницы, все ответы верны
Вопрос 8.
На картинке изображен дорожный знак. Что он означает?Варианты ответов:
А) движение пешеходов запрещеноБ) движение пешеходов разрешено
В) пешеходный переход
Вопрос 9.
Если отсутствует пешеходный переход, в каком месте пешеходы могут пересекать проезжую часть?Варианты ответов:А) в участках проезжей части, где мало автомобилей, под прямым углом к бордюру
Б) на перекрестках
В) без разницы, оба ответы верны
Вопрос 10.
На картинке изображена ситуация. В каком участке проезжей части пешеходам разрешается переходить дорогу?Варианты ответов:А) 1
Б) 2В) 3
Г) 4Д) 5
Вариант 2
Вопрос 1.
Как правильно перейти проезжую часть, если поблизости отсутствует пешеходный переход?Варианты ответов:
А) идти вдоль обочины до ближайшего светофора
Б) оценить ситуацию и при отсутствии движущегося автотранспорта перейти дорогуВ) нужно остановиться, посмотреть налево, затем направо, затем еще раз налево, и только убедившись в своей безопасности со всех сторон, начинать переход через проезжую часть
Г) только если на проезжей части отсутствует автотранспорт
Вопрос 2.
Как правильно обходить троллейбус?Варианты ответов:
А) только сзади
Б) только спередиВ) по ближайшему пешеходному переходу
Г) без разницы, все ответы верны
Вопрос 3.
На картинке изображена ситуация. Какой дорожный знак следует разместить в этом случае?Варианты ответов:А) 1
Б) 2
В) 3
Вопрос 4.
Сколько человек одновременно может ехать на велосипеде?Варианты ответов:
А) один
Б) два
В) три
Г) сколько поместитсяД) один или два при наличии велокресла
Вопрос 5.
Как правильно обходить трамвай?Варианты ответов:
А) только сзади
Б) только спередиВ) по ближайшему пешеходному переходу
Г) без разницы, все ответы верны
Вопрос 6.
На картинке изображен дорожный знак
Что он означает?Варианты ответов:
А) движение запрещено
Б) осторожно, идет стройкаВ) въезд запрещен для автотранспортных средств, для пешеходов движение разрешено
Вопрос 7.
Какой из дорожных знаков означает «пешеходную дорожку?Варианты ответов:А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
Вопрос 8.
Какой из дорожных знаков означает «пешеходный переход»?
Варианты ответов:
А) 1
Б) 2В) 3
Г) 4
Вопрос 9.
На картинке изображен дорожный знак. Что он означает?Варианты ответов:
А) пешеходный переход
Б) движение пешеходов запрещеноВ) переходная дорожка
Вопрос 10.
На картинке изображена ситуация. Какой дорожный знак следует разместить в этом случае?
Варианты ответов:
А) 1
Б) 2В) 3
Г) 4
Сочинение «Мой путь в школу»
Многие из моих одноклассников живут в нашем доме. Вечерами мы собираемся во дворе, вспоминаем прошедший день, приколы на уроках, играем в футбол, бадминтон — вообще, сколько еще развлечений можно найти, когда не хочется идти домой. Однажды Юлька (она сидит за первой партой, почти отличница) рассказала, что ее отец вернусь из-за границы, куда ездил по делам своего предприятия, и привез среди различных подарков диски с записями популярных на Западе музыкальных групп. Многие из нас хотел послушать диски. Юлька предложила устроить своеобразный
конкурс: диск получит тот, кто по дороге в школу расскажет то интересное, что привлечет внимание. ее предложение нас не удивила: нам задали написать сочинение на тему «Мой путь в школу»
Назавтра я вышел раньше всех, чтобы успеть разглядеть местность, которая, как мне казалось, мало чем может меня удивить.
Мой путь в школу начинается с того, что со двора я попадаю прямо на проспект. Слева, за длинной ажурной чугунной оградой, поднимаются корпуса городской больницы. Есть там сооружения еще довоенной постройки, а есть и современные многоэтажные из сборного железобетона. По больничному комплексом тянется тенистый
парк, он одичал, и кажется, что его уединенно уголки сохраняют какие тайны. На противоположном боку — ряд жилых домов, и в одном из них, в полуподвальном помещении, расположилось кафе «Малыш и Карлсон». Сразу за этим кафе я возвращаю справа, и за каких-то сто метров начинается школьный двор. Мой описание пути в школу был бы неполным, если бы я не упомянул о нескончаемый поток машин, движущихся по проспекту, многочисленных киосков, торгующих всякой всячиной. О чем еще я забыл упомянуть? Ах да, на проспекте на пути в школу нужно пройти автозаправочную станцию.
Чем может удивить мой рассказ ребят? Все это они и сами видели множество раз. Дома я рассказал матери о Юльчине задачи. Она на мгновение задумалась, а потом сказала:
— Ты можешь удивить ребят! — Чем это? — Спросил я.- Известно ли тебе, почему кафе называется «Малыш и Карлсон» — Ну и что! Его можно назвать как угодно — Кафе так назвали неслучайно, — улыбнулась мать. — У хозяина кафе есть чижик (это небольшая лесная птица), которого он зовет Малыш, а Карлсон — это хозяйский кот, толстый, неповоротливый. Вот имена любимцев и стали названием кафе — Откуда ты это знаешь? — Удивился я.- В кафе работает моя подруга, она и рассказала об этом.
Теперь я знал, чем удивить ребят. Свидетельством того, что мне это удалось, был диск, привезенный отцом Юльку из командировки. Она дала его мне первому из ребят на один вечер.
Ход занятия
— Ребята, скоро вы из детского сада пойдете в школу. У нас запланирована экскурсия в школу для знакомства с учителями. А сегодня предлагаю подготовиться к этой экскурсии.
Перед вами схема части карты поселка Тульского от детского сада до СОШ № 1 и СОШ № 16.
Вопросы:
— Когда мы выйдем из детского сада, в какую сторону надо повернуть?
— Когда повернули налево, куда надо двигаться?
— Что нужно сделать на пешеходном переходе?
— Куда повернуть после перехода через дорогу?
— В какую сторону повернуть на перекрестках: на первом и на втором?
Задание 1: проложить безопасный маршрут до СОШ № 1.
Затем воспитатель с детьми прокладывает короткий и безопасный маршрут (чертит карандашом проложенный маршрут)
Задание 2. Воспитатель дает возможность рассмотреть план школьного двора и поиграть в игру «Не ошибись» (ориентироваться на объекты плана)
«Вверху – внизу»;
«Близко — далеко»;
«Низко- высоко»;
«Большой — маленький»;
«Впереди — сзади»;
«справа-слева».
Задание 3. Воспитатель предлагает желающему ребенку самостоятельно проложить короткий маршрут до СОШ № 16, а остальным детям проанализировать построенную схему.
Ребенок чертит маршрут. Если дети согласны с ним, то они поднимают зеленый круг, если нет- то красный, если сомневаются – желтый.
Задание 4.
— Представьте, что мы подошли к школе, а на стоянке стоит множество машин.
Вопросы:
— Какого цвета машина стоит перед синей?
— Между машинами какого цвета стоит зеленая машина?
— Перед машиной какого цвета стоит желтый автомобиль?
— После машины какого цвета стоит белый автомобиль?
— Какого цвета автомобили стоят рядом с черным автомобилем? И т. д.
Задание 5. Отгадайте, в качестве кого мы будем проделывать проложенный маршруты, а ответом будет ваша отгадка.
Загадка:
«Не торопится, идет
По дорожке отведенной
Неширокой, но свободной
Кто же это?».
(Пешеход)
Правильно, мы будем идти пешим ходом. Когда вы выходите на улицу, то становитесь пешеходами.
1. А как называется та часть улицы, по которой ходят пешеходы? (тротуар)
2. Как называется часть улицы, по которой едут машины? (проезжая часть)
3. Какой стороны тротуара надо придерживаться? (правой)
Проблемные ситуации:
1. Дети переходят дорогу через пешеходный переход. У одного из детей выпал мяч, который покатился на проезжую часть. Как в этой ситуации должны поступить дети?
Варианты ответов:
А. Все должны побежать за мячом;
Б. Только этот ребенок побежит за мячом;
В. Продолжить путь в заданном направлении.
(Каждый вариант ответа обсуждается)
2. Дети идут по тротуару, занимая всю ширину, навстречу идет человек. Как правильно поступить?
Варианты ответов:
А. Идти не пропуская;
Б. Сместиться в правую сторону тротуара;
В. Обойти человека и идти дальше по всей ширине тротуара.
Задание 6. Дидактическая игра «Что неправильно»
Показ слайдов:
1. Ребенок переходит пешеходный переход, слушая музыку в наушниках;
2. Переходит пешеходный переход, играя в телефоне;
3. Дети бегут по пешеходному переходу.
Анализ:
— Теперь я уверена, что все готовы идти на экскурсию, соблюдая все правила безопасности дорожного движения.
Вопросы:
— Что нового сегодня вы узнали для себя?
— Что знали очень хорошо?
— Что запомнилось больше всего?