Как помочь ребенку подготовиться к сдаче егэ

Что поможет снизить волнение и тревогу перед экзаменом

Разговоры и поддержка

Узнайте, что волнует подростка. Самые распространенные страхи – не сдать, получить мало баллов, не поступить в выбранный вуз. Ребёнок может бояться сдать хуже друзей или одноклассников, подвести вас, разочароваться в себе. Проговорите с ним все страхи. Объясните, что он может рассчитывать на вашу поддержку, а плохой результат ЕГЭ в любом случае не означает конец всему. Можно пересдать экзамен в следующем году, поступить в вуз с меньшим проходным баллом или колледж, пропустить год и потратить его на подготовку и получение практических знаний по специальности.

Приятные занятия, отвлекающие от «плохих» мыслей

Если ребёнка начинает одолевать тревога по поводу экзаменов, предложите ему составить список из вещей, которые помогают ему отвлечься,и регулярно делать что-либо из этого списка.

Примерный список:

  1. Общение с друзьями
  2. Поход по магазинам
  3. Занятия спортом
  4. Просмотр фильма или сериала
  5. Прослушивание любимой музыки
  6. Прогулка с собакой или общение с домашними питомцами
  7. Теплая ванна.
  8. Занятие хобби или творчеством
  9. Чтение книг

Психологические упражнения и техники

Если вышеперечисленных способов недостаточно, расскажите ребёнку о специальных техниках. 

Техники самовнушения

Помогут изменить отношение к экзамену, убрать напряжение и заменить его позитивными мыслями.

Формула АBC. Техника строится на тезисе, что восприятие любой ситуации состоит из трех компонентов:

А – сама ситуация; 

В – субъективная оценка происходящего; 

С – чувства, которые я испытываю в связи с происходящим.

В нашем случае А – экзамен, B – это чувства ребёнка по этому поводу: «Я не успею подготовиться», «Я плохо напишу», «Я не поступлю». С – страх и тревога из-за этих мыслей.

Задача – заменить мысли в пункте B на позитивные, и тогда сменится и эмоциональное состояние. Это делается в три этапа:

1) Сформулировать свои страхи и тревоги, а потом придумать, чем их можно заменить. Например, вместо «Я растеряюсь и всё забуду» – «Я буду уверен в себе и смогу показать все свои знания».

2) Запоминание позитивных мыслей. Можно просто регулярно повторять их или записать на карточки и развесить по дому.

3) Формирование привычки. Обычно сразу заменить одну мысль на другую сложно, потому что новый образ мышления кажется странным и не соответствующим реальности. В этом случае нужно повторять позитивную формулировку, не опуская руки, добавляя рациональное подкрепление: «Маша смогла сдать, и у меня получится», «Я же написал хорошо ОГЭ, значит, и с ЕГЭ могу справиться».

Ресурсные образы. Техника заключается в том, чтобы вспомнить место, состояние или ситуацию, в котором человек был счастлив, расслаблен, чувствовал силы и уверенность в себе. Это может быть, например, отдых на природе, рыбалка, пикник. Еще один вариант – награждение за победу на олимпиаде, в соревновании. Чувство радости от успешного окончания большого проекта, в который вложено много сил. Ситуацию и своё состояние нужно вспомнить как можно четче, до мельчайших деталей. После этого нужно вернуться в настоящий момент, сохраняя воспоминания о тех чувствах. Проделывать это упражнение можно перед сном.

Техники успокоения и расслабления

Дыхательные упражнения. Вдох на 8 счетов, задержка дыхания и на столько же и медленный выдох.
Медитация

Сесть поудобнее или лечь на спину, полностью расслабить мышцы и дышать, следя за каждым вдохом, переносить внимание на мышцы, начиная от лица и заканчивая ступнями; главное достичь состояния полной сосредоточенности на текущем моменте и своем теле, не позволяя мыслям «убегать» в тревожную ситуацию;
Самомассаж. растирание указательным пальцем точки между бровями на переносице, поглаживание и легкое сжимание шеи сзади.

Что ещё может помочь

  • Книги для подростков с советами по психологической подготовке к экзамену, например, Л. Петрановская «Что делать, если ждёт экзамен».
  • Групповые занятия с психологом, направленные на снятие стресса и тревоги перед экзаменами. Ведущий на таком тренинге говорит с детьми и учит правильно делать упражнения и техники, а участники рассказывают о своих страхах и поддерживают друг друга.
  • Индивидуальная работа с психологом. Может понадобиться, если всё остальное не помогло и ребёнок по-прежнему очень боится предстоящего экзамена или его тревога достигла такого уровня, когда стала сказываться на здоровье и самочувствии: он плохо ест, спит, перестал общаться с друзьями.

Экзамен – это вызов

В оценке готовности выпускника к экзаменам следует выделить два момента: первое – это психологическая готовность, то есть способность эмоционально настроиться на сдачу ЕГЭ и показать свои знания по предмету; второе – содержательная готовность, то есть полученная сумма знаний. Родители могут помочь ребенку и в плане успешной психологической «настройки», и в деле усвоения учебного материала.

«Если воспринимать процедуру экзамена именно с негативной точки зрения, то можно запрограммировать себя на неудачу. Общеизвестная истина: если не можешь изменить ситуацию, поменяй свое отношений к этой ситуации

Поэтому, говоря о подготовке к экзамену, важно в первую очередь настроить себя и ребенка на благополучный исход», – считает кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии  ГБУ ДПО ЧИППКРО (Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования) Елена Селиванова

По словам Елены Селивановой, именно в процессе этой «настройки» допускаются ошибки. Желая, чтоб ребенок лучше подготовился, родители начинают запугивать его негативным будущим. Педагоги, понимая, что несут ответственность за результаты подготовки школьника, начинают детей излишне накручивать. В итоге ребенок может начать воспринимать экзамен как процесс, неизбежно ведущий к провалу

В этой ситуации важно донести до ребенка, что ЕГЭ – это не какой-то финал, после которого наступает пустота, а некий вызов, жизненный экзамен, который развивает стрессоустойчивость и стремление к достижениям

Составляем тесты сами

Что касается непосредственно учебной подготовки, то здесь основная функция лежит на педагогах. Но родители тоже могут помочь ребенку – не понуканием и угрозами, а посильным заинтересованным участием в процессе. Как именно?

Наталия Валеева, преподаватель русского языка и литературы (стаж 30 лет, каждый год готовит учеников к ЕГЭ и ОГЭ) делится своим опытом подготовки к экзаменам: «Полезно давать задания ученикам на составление тестов по различным разделам курса русского языка. Выполняя их, школьники продолжают учиться, им открываются тайны тестов. Детям очень нравится меняться составленными тестами и потом оценивать друг друга». Родители также могут попросить ребенка составить тесты, а потом сами будут отвечать на подготовленные ребенком вопросы.

Статья по теме

«Нет, я сказала». Почему ребёнок не прислушивается к запретам

По словам Наталии Валеевой, систематичность в усвоении материала помогает снизить тревожность на экзамене: «При подготовке к ЕГЭ важно настроить систематическую работу выпускников. Это значит, что как минимум необходимо самостоятельно прорешивать два теста в неделю, чтобы, во-первых, снять эмоциональное напряжение ученика на самом экзамене при выполнении тестов, а во-вторых, отрабатывать навыки решения тестовых задач»

Еще одна важная проблема, убивающая мотивацию, – это необходимость поглощать и запоминать большие объемы информации. Поэтому при выборе предметов для сдачи ЕГЭ необходимо учесть возможности ребенка. Например, сдавать пять предметов – это колоссальные объемы информации и огромные трудозатраты. У ребенка может произойти эмоциональное выгорание, он может сказать: «Я устал, мне уже ничего не надо».

Но, тем не менее, этапа заучивания и запоминания все равно не избежать, поэтому здесь тоже не стоит пускать все на самотек. Существуют определенные технологии запоминания материала, особенно по гуманитарным предметам, которые могут помочь вашему выпускнику.

«Попытайтесь прожить изучаемую тему, прочувствовать ее. Когда проживаешь ситуацию, запоминаешь ее надолго, – говорит Елена Селиванова. – Можно обсуждать с родителями какие-то сложные темы – по обществознанию, истории, литературе. Высказывать критическую точку зрения, спорить, дискутировать. Подобные обсуждения хорошо способствуют запоминанию материала. Работает и метод двух учебников, когда вы знакомитесь с альтернативными точками зрения, с разной подачей материала».

Откровения репетиторов. Педагоги – о подводных камнях при подготовке к ЕГЭ
Подробнее

Как определить уровень знаний ребенка

Часто от старшеклассников можно услышать фразу: «Нечего переживать: ЕГЭ я точно сдам, у меня ведь с 5-го класса твердая четверка по русскому». Практика показывает, что оценки, которые ставят в школе, далеко не всегда свидетельствуют о реальном уровне знаний ученика. Например, в прошлом году одна из выпускниц, сдававших пробный ЕГЭ по русскому языку в Центре тестирования и курсов подготовки к ЕГЭ MAXIMUM, не смогла выполнить элементарных заданий по этому предмету и набрать минимальный балл, необходимый для получения аттестата. Возможно, в этом случае свою роль сыграл стресс перед экзаменами. Но для ее родителей полученные результаты стали настоящим потрясением: школьница была претенденткой на золотую медаль.

Для того чтобы оценить уровень готовности к выпускным испытаниям, педагоги рекомендуют учащимся старших классов пройти тестирование с последующим анализом выполненных заданий. Так называемый пробный (или репетиционный) экзамен проводится в обстановке, имитирующей реальный экзамен, на базе центров сдачи ЕГЭ. Он позволяет старшеклассникам узнать, на какой балл можно претендовать, и сориентироваться, в какие вузы стоит подавать документы.

«Что будет, если?»

Как ни банально это прозвучит, но для мотивации ребенка крайне важна постоянная искренняя эмоциональная поддержка. «Мы верим в тебя», «Вместе у нас все получится», «Ты справишься, потому что готовился», – вот ключевые фразы при общении с ребенком», – говорит директор психологического центра Лилия Тильба.

Статья по теме

На старте приёма. Стоимость обучения в вузах на 2018-19 учебный год

Кроме того, не забывайте: вы имеете дело с человеком, который вступает во взрослую жизнь, и это тоже может стать мотивирующим моментом. «Заметьте, обычно подростки стремятся доказать нам, что они уже выросли, стали взрослыми. Значит, можно сказать ребенку, что экзамен – это и есть часть той взрослой жизни, к которой ребенок так стремится, – считает Елена Селиванова. – Тут есть все элементы «взрослости» – самостоятельные решения, ответственность за результат, преодоление стрессов. Родители вправе сказать ребенку: сдача ЕГЭ – это шанс доказать, что ты взрослый».

Кстати, не надо бояться обсуждения возможного негативного сценария. «Обязательно обсудите вариант, при котором ребенок не сможет справиться с экзаменом. Ведь все это время ребенок живет с мыслью: «Что будет, если?». Главное, чего он боится, – не оправдать себя в глазах окружающих, прежде всего родителей. Объясните, что ничего особенного не произойдет, жизнь на этом не закончится. Надо дать ему понять, что вы будете любить его в любом случае, вне зависимости от оценки», – считает Лилия Тильба.

Как разработать план написания ЕГЭ

Несмотря на то, что на сдачу ЕГЭ отводится довольно много времени (например, экзамен по математике занимает почти четыре часа, а по русскому языку – полтора часа), многие выпускники не успевают выполнить задания повышенной сложности, из-за чего теряют баллы. Чтобы этого не происходило, педагоги предлагают школьникам практиковаться в выполнении тестов на скорость (сами тесты можно найти в открытом банке заданий ФИПИ).

Существует и другой подход к решению проблемы. Он заключается в подготовке личного плана сдачи ЕГЭ. В обобщенном виде выполнение тестовых заданий единого госэкзамена может осуществляться по следующему алгоритму:

  • сначала ребенок выполняет те задания, которые даются ему легче других (такой подход, с одной стороны, экономит время, а с другой стороны, гарантирует наличие минимального количества баллов);
  • затем решает задания средней сложности, которые обеспечивают баллы с большой вероятностью;
  • и только после этого переходит к выполнению тех заданий, которые при подготовке к экзамену давались ему с трудом. Справиться со стрессом и показать настоящие знания ребенку поможет психологическая подготовка к ЕГЭ.

Юлия Гиацинтова,
эксперт компании MAXIMUM

Отношение детей к учебе может меняться от ярко выраженного интереса до равнодушия или безразличия

Определить, насколько важно ребенку учиться, вы сможете, пройдя тест на портале «Я-родитель»

Презентация по предмету «Экономика» на тему: «Экзамены: как помочь детям психологически подготовиться к сдаче ЕГЭ.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1

Экзамены: как помочь детям психологически подготовиться к сдаче ЕГЭ

2

Очень скоро завершатся школьные годы ваших детей. Впереди у них очень важный период – экзамены. Им предстоит сдавать их в особой форме – в форме единого государственного экзамена.

3

Анкета «Готовность к ЕГЭ» 1. Мой сын/дочь хорошо представляет, как проходит ЕГЭ 2. Полагаю, что он/она сможет правильно распределить время и силы во время ЕГЭ 3. Он/она знает, как выбрать наилучший для способ выполнения заданий 4. Считаю, что результаты ЕГЭ важны для будущего моего ребенка 5. Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене 6. Он/она знает, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку 7. Думаю, что у ЕГЭ есть свои преимущества 8. Считаю, что мой сын/дочь сможет сдать ЕГЭ на высокую оценку 9. Он/она знает, как можно успокоиться в трудной ситуации 10. Я понимаю, какие его/ее качества могут помочь при сдаче ЕГЭ 11. Думаю, что он/она сможет справиться с тревогой на экзамене 12. Я достаточно много знаю про ЕГЭ (ГИА) 13. Чувствую, что сдать этот экзамен ему/ей по силам

4

Критерии 11 класс (___человека) Низ.Средн.Выс. 1. Знакомство с процедурой 2. Уровень тревожности 3. Владение навыками самоконтроля, саморегуляции

5

Анализ результатов Единого государственного экзамена показывает, что существенное количество неудовлетворительных оценок по разным предметам зачастую связано не с плохим знанием предмета, а со стрессовой ситуацией, возникающей во время экзамена. Что же является причиной психологических трудностей и стресса при сдаче ЕГЭ? Почему они так волнуются?

6

6 Положительные стороны ЕГЭ для ученика

7

Почему они так волнуются?

8

Успешная сдача ЕГЭ – это наша с вами общая задача, в решении которой и у семьи, и у школы есть свои зоны ответственности. Проблемы, связанные с подготовкой к школьным выпускным экзаменам, во все времена имели особую эффективную значимость для учащихся, родителей и педагогов.

9

Именно родители могут помочь своему ребенку-выпускнику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к экзаменам. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.

10

10 Чем Вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи экзаменов? Владением информации о процессе проведения экзамена Пониманием и поддержкой, любовью и верой в его силы Откажитесь от упреков, доверяйте ребенку. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

11

11 Советы родителям по подготовке ребёнка к экзаменам: Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

12

12 Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

13

13 Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

14

14 Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д

стимулируют работу головного мозга.

15

15 Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

16

И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для подготовки к ЕГЭ

17

Спасибо за внимание!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: