Как помочь ребенку выбрать профессию (и не сломать ему жизнь). разбираем проблему по косточкам

Профессия, актуальная в будущем

Ещё один очень важный момент — это актуальность будущей профессии, так как стремительное изменение требований рынка труда приводит к тому, что некоторые профессии не будут востребованы в будущем.

Сегодня мы наблюдаем социальные, культурные, экономические, экологические и технологические изменения, что естественным образом отражается и на востребованности специалистов. По одной из оценок, почти две трети сегодняшних учащихся детских садов в конечном итоге будут иметь профессии, которых в настоящее время не существует.

Пример популярных профессий будущего: специалист по солнечной энергии; специалист по ветротехнике; практикующая медсестра; разработчик программного обеспечения; физиотерапевт; менеджер медицинского обслуживания; аналитик; специалист по цифровому контенту; аналитик информационной безопасности; аналитик компьютерных систем; биоинженер; специалист машиностроения; консультант по ремонту цифрового оборудования.

В заключении надо сказать, что окончательный выбор всё-же должен сделать ребёнок, а не Вы. Поэтому постарайтесь не давить и помните — кто делает выбор, тот и отвечает за его последствия. Если ребёнок будет знать, что это он решил, ответственности с его стороны будет больше и обучение будет более эффективным.

Определение склонности к определённым профессиям

Давайте разберёмся как же можно помочь сделать правильный выбор. Уже с раннего возраста можно начать определять таланты ребёнка постоянно предлагая ему что-нибудь новое. Чем больше Вы будете с ним заниматься, тем выше будет вероятность раскрытия склонности к какой-то конкретной профессии, ну или хотя бы Вы будете знать в каком направлении двигаться.

Проводите беседы с ребёнком на тему будущей специальности и сферы профессиональной деятельности, при этом важно узнать не только какую профессию хочет ребёнок, но и почему. Как уже упоминали выше, на желание кем-то быть большое влияние оказывают внешние факторы, которые пропагандируют: престиж работы, известность, финансовое благополучие, современность профессии и даже ее название

Работая в крупном российском университете и проводя профориентационную работу мне часто приходилось слышать даже не от школьников, а уже от абитуриентов что они хотят учиться по специальности «Биотехнология». И на вопрос о том, знают ли они чем будут заниматься или хотя бы где можно работать по этой профессии отвечали – нет, просто НРАВИТСЯ НАЗВАНИЕ. И в этой ситуации явно прослеживается неучастие родителей в выборе ребёнка и влияние внешних обстоятельств.

Уже в раннем детстве можно определить склад ума ребёнка. Гуманитарный, если он начал рано начал говорить, читать, его речь богата интересными выражениями; плохо решает логические задачки для малышей его возраста; предпочитает сюжетно-ролевые игры; очень эмоциональный; придумывает свои рассказы, фантазирует; в школе более успешен на уроках литературы и родного языка, чем на алгебре и геометрии. Технический, если есть тяга к какой-либо технике; задаёт много вопросов о том, как и что работает; любит конструкторы; разбирать игрушки; легко решает различные задачки, любит точность, начинает интересоваться компьютерными программами (их устройством). Конечно же это не истина в последней инстанции и большой любитель поэзии вполне может стать успешным программистом, но часть будущих профессиональных «звоночков» увидеть вполне можно.

Также можно определить и тип мышления. Творческий – стремится выражать свои чувства через рисование; отлично разбирается в цветах и оттенках; интересуется музыкой, имеет хорошо развитый слух; предпочитает музей кинотеатру; внимателен к деталям. Научный – любит животных, не только играть с ними, но и ухаживать; изучает окружающий его мир, ставит различные эксперименты; любит программы телеканала Discovery и ему подобных.

Теперь, сопоставив интересы и способности ребёнка, нужно изучить подходящие профессии и приступить к развитию различных навыков для её успешного освоения. Например, если есть интерес к музыке, то предложить занятия вокалом или класс по какому-либо инструменту; если ребёнок с техническим складом ума, то его можно отвести на кружки робототехники, электро-конструирования, технического моделирования и так далее. Существуют мнение, что технические кружки больше подходят мальчикам, но на самом деле девочки тоже проявляют достаточный интерес к такому виду деятельности, поэтому не стоит выбирать секции для детей только по полу, здесь всё-таки лучше учитывать истинный интерес ребёнка.

По мере взросления ребёнка его предпочтения могут меняться – это нормально, и даже хорошо. Чем больше он попробует различных видов деятельности, вероятность того, что в итоге более точно определится с выбором — повышается. Кроме этого развитие различных навыков поможет ребёнку в будущем, если он решит поменять профессию, да и просто жить многосторонне развитой личностью намного интереснее.

Важность помощи родителей в выборе профессии для ребёнка.

Участие родителей в помощи при выборе профессии неоспоримо, ведь кто как не они всесторонне знают своего ребёнка.

Различные опросы подростков показывают, что советы родителей имеют большее значение в выборе профессии чем другие факторы. И, если Вы реально хотите помочь, то доверительные отношения нужно выстраивать с раннего детства. А именно как можно раньше начать работать с ребёнком для определения его склонности к каким-либо профессиям, постоянно предлагая ему новые виды деятельности для определения его интересов. И здесь, чтобы заинтересовать ребёнка, нужно как можно раньше объяснить, что в будущем ему предстоит сделать выбор профессии, и для этого нужно подготовиться.

Много примеров, когда на мнение подростков большое влияние оказывает окружающая среда, внешние источники информации – школа, друзья, телевидение, интернет. В некоторых случаях к мнению посторонних людей они прислушиваются больше. Как поступить в этом случае?

В таком случае Вы можете познакомить ребенка с представителями профессии, которая ему нравится. Если же ориентация интереса идет на приобретение профессии, связанной с популярностью (актер, спортсмен) и среди ваших знакомых нет обладателей статуэтки «Оскара» или олимпийского чемпиона, то можно предложить почитать их интервью. Возможно, что ребёнка вдохновит их история о пути к вершинам, или же он решит, что это не для него. Видя вашу заинтересованность и участие вероятность того, что ребенок будет больше к Вам прислушиваться.

Как помочь ребенку выбрать профессию

Говорите с ребенком о будущем

Рассказывайте, как вы его видите, слушайте, как он видит его. Не давите своими приоритетами, лучше просто фантазируйте. Попробуйте поговорить о профессиях будущего. О каком-нибудь воспитателе роботов, например. Есть такая книга, даже исследование — «Атлас новых профессий». К нему можно относится по-разному, но для начала разговора о профессиях с ребенком он может подойти. С помощью таких диалогов, вы поймете, как видит ребенок мир и какое место в нем он хочет занять.

Говорите с ребенком о прошлом

Вспомните себя, свои школьные и институтские годы. Первые шаги, а может быть, ошибки. Ваши первые попытки заработать и т. д. Попробуйте честно рассказать вашему ребенку про сложности отношений в коллективе, про разных людей и разные мнения. Безусловно все это будет восприниматься через определенную призму юношеского максимализма, но базовые тезисы взрослой жизни отложатся в памяти у вашего чада.

Смотрите с ним правильные фильмы

Хотя бы пару раз в месяц просматривайте вместе научно-популярные фильмы. С помощью подобной информации, вы быстро поймете, что нравится вашему ребенку, а что ему безразлично. Подобная методика относительно быстро принесет свои результаты, и вы с большой долей вероятности поможете ребенку выбрать профессию и не ошибиться. Может быть ваш ребенок увидит в себе инженера-конструктора, военного или научного исследователя

Только тут важно понимать и отсеивать семена от плевел. Если после просмотра исторической документалистики ваш ребенок начал собирать модели танков, участвовавших в первой мировой войне, это совсем не значит, что ему интересна профессия конструктора или танкиста

Может быть ему просто интересна тема истории или геральдики.

Знакомьте его с профессиями

Во многих зарубежных школах есть такая практика, как знакомить детей с профессиями, когда на уроки приглашают родителей, дабы они рассказывали о том, чем они занимаются в жизни и как это помогает им. Вы вполне можете предложить подобное на одном из родительских собраний. Если это не вызовет у других родителей одобрения, то вы вполне можете, как альтернативу, использовать интернет или документальные фильмы. В сети есть много информационных роликов о профессиях. Главное, не давите, и не отбейте желание изучать подобный материал.

Помогите ребенку заработать первые деньги

Очень важный момент который поможет ребенку выбрать профессию — «проба» профессии на себе. Иногда эту возможность предоставляют те или иные кружки и секции. Например, редакция юношеской газеты для потенциального журналиста. Иногда есть возможность устроить старшеклассника на работу в интересующую его сферу на самую низкую позицию на период каникул. Например, для подростка, интересующегося рекламной отраслью, будет полезно поработать промоутером, хоть это и самое низшее звено в рекламном агентстве, но возможность познакомиться с самим процессом будет. Но придумать вариант «профессиональной пробы» и реализовать его часто под силу только взрослому.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: