Медлительные, но по-разному!
Медлительность ребёнка обязательно имеет свои причины. Поэтому нужно в них разобраться и только потом выбирать подходящие приёмы для ускорения малыша (мы не берем случаи отставания в развитии отдельных психических функций и общее состояние здоровья ребенка).
Детей неторопливых условно делят на две категории. У первой проблема вызвана особенностями темперамента, неблагоприятной обстановкой в семье, стрессовыми факторами.
У детей, которых мы отнесем ко второй категории, медлительность — особенность нервной системы.
Мечтатель или флегматик
Медлительность многих детей вызвана типом их темперамента. Как правило, это мечтательные флегматики, спокойные, «домашние» дети, которые шумным играм предпочтут собирать замысловатые фигурки из конструктора, рисовать или собирать пазлы. Они погружены в свой мир, и, выполняя обязательные, неинтересные действия, отвлекаются на то, что действительно интересно: вместо того, чтобы решать задачу, рисуют или в седьмой раз перечитывают любимую сказку. Такие дети «тормозят» далеко не вовсех процессах и могут быть очень талантливы, но, достигая успеха только в том, что им интересно. Разумеется, медлительность такого малыша довольно несложно скорректировать, достаточно, чтобы он понял: он сможет заниматься интересным, когда хорошо выполнит обязательное. Например, пойдет смотреть мультики, когда сделает уроки. Кроме того, можно попробовать давать ему задания на время
Но здесь очень важно соблюсти меру, иначе он выполнит задание быстро, но плохо, либо расстроится из-за своей медлительности. Пусть малыш сам попробует определить, сколько ему нужно времени
Как правило, такие дети отличаются упорством и целеустремленностью, вот только рутина и однообразие их быстро утомляют.
Отношения в семье
Существует и еще одна возможная причина медлительности у ребенка. Это может быть связано с отношениями в семье, когда ребенок становится невольным свидетелем того, как родители выясняют отношения, либо чрезмерной строгостью мамы или папы. Именно такие дети страдают больше всего. Они постоянно, дома и в школе, выслушивают упреки, а иногда и оскорбления. Это мешает ребёнку сконцентрироваться на выполняемой работе, да и стимул для её выполнения отсутствует. Чтобы все изменить в лучшую сторону, достаточно просто прекратить ругать ребенка, замечать его успехи, а также наладить добродушную и спокойную атмосферу в семье.
Медлительность, как особенность психики
В приведенных примерах мы говорили о детях, которые живут и думают в обычном ритме. Однако есть дети, которые физически не могут успеть за остальными, поскольку их нервная система работает гораздо с меньшей скоростью. Они действительно все делают медленнее (почти в два раза) по сравнению со сверстниками. Для того чтобы освоить программу общеобразовательной школы им нужно преодолеть гораздо больше трудностей.
Чтобы понять, как непросто живется такому малышу, достаточно представить мир, где все люди вдруг стали говорить и действовать в два раза быстрее. А вам нужно не просто понять, что и зачем они делают, но и поспевать за ними, выполняя все действия в их темпе
Прежде всего, необходимо побеседовать со школьными учителями и предупредить их об имеющейся проблеме. Ведь критика в данном случае всё равно не даст результатов, зато лишит ребенка уверенности в своих силах.
Понятно, что упущенное на уроках придется восполнять дома. Не рекомендуется делать перерывы по время занятий по одному из предметов, поскольку заново включиться в работу ребенку будет сложно. Ребёнку можно помочь, разбивая одно большое задание на несколько мелких, чтобы ребенок быстрее увидел результат выполненной работы, это придаст ему уверенность в своих силах. Кроме того, нужно пробовать выполнять задания, заданные на следующую неделю, например, в выходной, или по горячим следам, в тот же день
Почему ребенок может быть медлительным?
Вариантов того, почему ваш ребенок достаточно медлителен во всем, может быть очень много. Вот остальные из них:
- Особенности функционирования нервной системы. Кстати, именно они лежат в основе выделения четырех основных типов темперамента. И если ребенок – меланхолик, то он может быть медлительным именно поэтому. Это не говорит о каких-либо задержках в развитии или неполноценности – это означает лишь его психологическое особенности, собственную манеру выполнения любых дел.
- Наличие хронического заболевания. Когда организм ослаблен продолжительной борьбой с каким-то недугом, особенно – хроническим, медлительность у ребенка может быть вызвана недостатком сил и жизненной энергии. В таком случае, само собой, в первую очередь понадобится заняться улучшением его здоровья.
- Проблемы с концентрацией внимания. Дети, у которых это качество развито недостаточно сильно, просто не могут долгое время сосредотачиваться на каком-либо одном занятии. Из-за этого им и приходится тратить на него много времени, причем значительную его часть они отвлекаются на что-то еще.
Беспокойство, стресс, тревожность. Если ребенок не чувствует себя спокойно и уверенно (возможно – эпизодически, возможно – постоянно на протяжении какого-то сложного этапа жизни), то это также может находить выход в медлительности
Именно поэтому так важно следить за эмоциональным состоянием детей, не устраивать ссор при них, разговаривать с ними о чувствах, и так далее.
Склонность все анализировать и делать правильно. Некоторые дети оказываются медлительными просто потому, что они делают все очень вдумчиво и аккуратно
Когда другим ребятам достаточно переодеться на скорую руку и сбросить одежду в одну кучу, они сложат все аккуратно и уберут в шкаф. Когда одни дети быстро выполняют домашнее задание, уловив общий принцип, они детально разбираются в материале и пытаются довести его до максимального понимания. Все это не хорошо и не плохо – это просто манера восприятия реальности и поведения. Как правило, дети, которые были медлительными по этой причине, с возрастом более-менее «ускоряются» по мере развития и усовершенствования мыслительных процессов.
Причины медлительности
Медлительные детки часто предпочитают одиночество
Прежде чем пытаться исправить ситуацию и начинать «подгонять» ребёнка, следует выяснить причины его медлительности.
Темперамент. Если ваш ребёнок флегматик, то у него не только замедленные реакции, но и вялая речь, невыразительная мимика. Также в раннем детстве он мог часами играть с одной игрушкой или слушать каждый день одну и ту же сказку. С годами флегматики становятся очень упёртыми, с устойчивыми взглядами
В школе обычно успевают по одному предмету – на остальные времени не хватает.
Недостаточно развитое произвольное внимание. Эта проблема обычно знакома многим первоклассникам
Дети не могут концентрироваться на том, что им неинтересно или трудно. При этом они не понимают, что, пересилив себя, получат удовлетворение от успешного результата.
Повышенная тревожность. Часто возникает в тех случаях, когда ребёнок чего-то очень сильно боится. Например, оценки учителя, реакции родителей или сверстников. Часто такие дети просто немеют в самый ответственный момент, не могут двух слов связать у доски из-за панической боязни ошибиться.
Озабоченность другой проблемой. Не все дети с готовностью сообщают о том, что их беспокоит. И, согласитесь, трудно сосредоточиться на контрольной работе по математике, если, например, болит живот или в семье конфликт, или понравившаяся девочка предпочла другого мальчика – вариантов может быть много.
Как помочь медлительному ребенку?
Естественно, первая рекомендация для родителей касательно того, что делать в такой ситуации – это попробовать установить причину детской медлительности. Возможно, самостоятельно, но лучше привлечь к этому врача и психолога.
Очевидно, что если причина медлительности малыша – стресс, например, из-за развода, то для преодоления проблемы ему нужна спокойная обстановка и, возможно, помощь психотерапевта. Если она в наличии какого-либо заболевания, то необходимо заниматься его лечением, и так далее. В тех же случаях, когда речь идет именно о развитии умения делать все быстрее, родители могут воспользоваться следующими советами психолога:
Научите ребенка измерять, осознавать и ценить время. Для этого подойдут песочные часы, веселые детские часы с разноцветными рисунками, и так далее. С их помощью вы можете вместе с ребенком выяснять, сколько времени уходит на дорогу в парк, на выполнение домашнего задания, на одевание и раздевание, и на другие привычные дела. Когда малыш будет лучше понимать, что такое время, у него будет больше стимула расходовать его рационально.
- Давайте ребенку несложные обязанности и определенное время на их выполнение. Дети любят ощущать себя полезными для родителей, и им вполне можно доверить что-то вроде мытья посуды, покупки хлеба или протирания вещей от пыли. При этом на выполнение каждой такой задачи должно отводиться определенное время, а по ее завершении ребенок должен получать похвалу.
- Заведите распорядок дня с указанием времени и старайтесь его соблюдать. Малыш должен привыкнуть к тому, что в такой-то временной промежуток он кушает, в такой-то – играет, в такой-то – одевается, и так далее. Желательно не выбиваться кардинально из этого распорядка, чтобы не сбивать развитие привычек.
- Играйте с ребенком в полезные игры. Речь идет об играх на концентрацию, на внимательность и на скорость. Таких игр можно придумать и найти очень много. Одна из самых простых – расположите несколько игрушек в определенном порядке, и дайте малышу 30 секунд на запоминание этого порядка. Затем перемешайте их и дайте ему 30 секунд на восстановление правильной очередности расположения игрушек.
- Не ругайте малыша за медлительность. Чтобы действительно помочь ребенку, ни в коем случае нельзя заставлять его чувствовать себя неправильным, недостойным или ленивым из-за того, что что-то у него получается делать не так быстро, как у сверстников. Дети должны чувствовать любовь и поддержку своих родителей, чтобы эффективно добиваться поставленных целей.
- Делайте что-то вместе с ребенком. Это может быть как работа по дому, так и простейшие задачи из числа ваших рабочих, главное – чтобы медлительный малыш тоже хоть как-то, но участвовал в процессе. При этом вы должны подавать ему пример по уровню собранности и внимательности, а также по скорости выполняемых действий.
- Уделяйте достаточно времени и физическому, и умственному развитию малыша. Если вы много работаете над интеллектуальным развитием ребенка, а он все равно остается медлительным – возможно, вы придаете слишком малое значение его физическому развитию. Практически всем детям, у которых нет серьезных медицинских противопоказаний, идут на пользу занятия спортом. Главное – найти тот их вид, который будет приносить им удовольствие.
- Хвалите ребенка за вовремя выполненные дела. Если ругань в деле помощи медлительным детям бесполезна, то о похвале такого сказать нельзя. Когда малыш справляется с тем, чтобы сделать что-то вовремя – не оставляйте это без внимания. Обязательно поощряйте такие достижения, и он с большей охотой будет стараться справиться быстро в следующий раз.
Не сравнивайте своего ребенка с другими. У всех свой темп развития, учебы, работы и так далее. Разумеется, определенные границы, общие для всех, существуют, но не более того. «Маша/Даша/Петя/Дима может быстрее, ну почему ты не можешь?» — одно из наиболее неконструктивного, что в принципе можно сказать медлительному ребенку. Это не простимулирует его к улучшению своих навыков, а только вызовет в нем обиду на родителей.
Таким образом, помочь медлительному ребенку в силах любых родителей. Главное – приложить для этого достаточно усилий, и не забывать его любить, уважать и ценить.
Похожие посты
Оставить комментарий
Как помочь? Советы психологов
Попросите ребёнка нарисовать, каким он видит себя со стороны — это позволит малышу увидеть свои недостатки
Чтобы помочь медлительному ребёнку идти в ногу с ритмом, задаваемым жизнью, нужно руководствоваться принципом в общении с детьми – любовью. То есть принимать малыша таким, какой он есть. Но чтобы по возможности всё же откорректировать ситуацию, детские психологи советуют родителям:
не нервничать, разговаривая с медлительным ребёнком, пытаться сдерживать торопливость;
поощрять старания ребёнка добрыми словами, поглаживаниями, когда он старается ускорить процесс выполнения какого-либо задания (даже если это завязывание шнурков);
проявлять терпение в работе с медлительными детками;
систематически работать над выработкой у ребёнка чувства времени;
придерживаться режима дня, при этом избегать постоянного выполнения чадом всякой работы «на время»;
назначить ребёнку его трудовые обязанности (развешивать одежду в шкафу, мыть обувь и т
д.);
создавать ситуации успеха, когда даже малейшие успехи замечаются и поощряются, при этом находить слова поддержки при неудачах;
использовать опережающие приёмы, когда ребёнку заранее напоминается о тех или иных делах;
привлекать к совместному труду, например, уборке в доме, чтобы малыш видел позитивный пример и согласовывал свою работу с другими членами семьи;
обязательно уделять внимание физическому развитию малыша, особенно занятиям ритмикой;
чаще переключать внимание крохи на разные виды деятельности.