Медлительный ребенок: советы родителям

Если ребенок медлительный — что делать?

Начните с себя.

Если вы хотите изменить своего ребенка в лучшую сторону, то… начните с себя!

Подумайте над тем как быть более терпеливыми. Вспомните свое детство, когда ваши родители терпеливо ждали вас. Вспомните пример черепахи, которая обогнала зайца на соревнованиях….Если ребенок медлительный, то не стоит отчаиваться и думать, что он не добьется успеха. Масса примеров, когда успеха добивались не самые талантливые, а именно старательные личности. Поэтому любите своего ребенка таким какой он есть.

Пересмотрите свои приоритеты. Что для вас главнее — здоровый ребенок или богатый? Популярный ребенок или морально имеющий свои моральные принципы?
Обсудите вместе семьей, как вам правильно дальше поступать и действуйте сообща.

Терпение.

Не кричите.

Крик действует угнетающе. Крик тормозит, а не стимулирует.

Поэтому если вы кричите на ребенка, что он медленно делает уроки или моет посуду, то он возможно начнет делать их еще медленнее. Он расстроится от вашего крика.
Подойдите к ребенку и посмотрите как идет работа. Если дело идет, пусть даже медленно, но у вас есть возможность подождать, то зачем кричать и торопить? Ребенок сам все доделает до конца в своем темпе и все будут довольны.

Не перегружайте.

Если ребенок медлительный, то он не может еще и работать в многозадачном режиме.

Говорите ребенку одно задание на конкретное время.

Говорите медленно и четко. Говорите спокойно.

Говорите простыми выражениями и словами, а не сложноподчиненными.

Например, не спрашивайте «Что писали на математике и что получил по русскому??». Это двойной вопрос. Спросите сначала про математику и потом про урок русского языка.

Напоминайте ребенку, если он что- то забыл.

Ждите пока ребенок поймет вас, выполнит задание и тогда говорите ему следующее.

Часто медлительный ребенок не может делать несколько дел одновременно. если он кушает — пусть кушает, поговорить нужно после. Если он делает уроки, то лучше его не отвлекать.

Не перебивайте.

Никогда не перебивайте медлительного ребенка. Особенно на людях. Он может замкнуться, как и любой другой ребенок.

Слушайте внимательно.

Не договаривайте за ребенка фразы.

Не пересказывайте слова ребенка на свой манер. Ребенок может подумать, что он говорит неправильно.

Подарите часы.

Это работает. Детям нравятся красивые часы на стене или на руке. У них появляется стимул быть более организованными и пунктуальными. Постепенно учите ребенку понимать время и жить по часам самостоятельно.

Похвала.

Похвала окрыляет. Если ребенок медлительный, хвалите его за усилия, за старания! Вы увидите, что он будет стараться еще больше! Хвалите в конце каждого дня и конкретно за какое — то хорошее дело сразу.

Увеличьте похвалу и минимизируйте критику и вы и ваш ребенок будет счастливее.

Смотрите в глаза.

Дети часто отвлекаются. Тем более если ребенок не видит вас, он не будет воспринимать ваши слова.

Подойдите к ребенку и скажите ему что- то стоя напротив, на его уровне роста.

Позовите ребенка к себе и только тогда что- то скажите ему. Не кричите на ребенка из соседней комнаты.

Смотрите в глаза по доброму.

Говорите  медленнее и убедитесь, что ребенок понимает смысл ваших слов.

держите в этот момент ребенка за руку или обнимете его за плечи.

Будьте реалистом.

Если ребенок медлительный, то он не может копировать вас.

Ждите пока ребенок выполнит ваши просьбы.

Объясняйте несколько раз что вы имели ввиду. Ребенок должен знать смыл слов которые слышит от вас.

Ждите пока ребенок поймет смысл ваших слов и просьб.

Ждите…..

Если ребенок медлительный, то запаситесь терпением. Не кричите, не нервничайте; этим вы не ускорите процесс его понимания, а наоборот.

Приглашайте гостей.

Спросите у ребенка кто нравится ему в классе, в группе? Понаблюдайте к кому тянется ваш ребенок. Может быть ему кто- то нравится из ваших родственников? Если ребенок медлительный, ему не так быстро получается заводить знакомства, поэтому стоит приглашать в гости тех, кого он уже знает и к кому тянется.

Не сравнивайте.

Если ребенок медлительный, то не стоит его сравнивать с другими. Старайтесь видеть прогресс в поведении своего медлительного ребенка и сравнивать его с самим собой на протяжении времени.
Обсудить с ребенком наедине ваши цели и планы. Обсудите ваши совместные действия по достижению этих целей. Не говорите, не намекайте ребенку, что он ничего не добьется. Хвалите его за успехи, за усилия и вы увидите как он будет стараться еще больше.

Если ребенок медлительный, то процесс воспитания и обучения проходит по особой программе. Это стоит любых усилий. Ребенок растет и в каждом малыше заложен огромный потенциал. Не сдавайтесь. Применение этих советов поможет вам обрести гармонию в воспитательном процессе своего ребенка!

Типичные ошибки родителей

В поведении родителей бывают некоторые моменты, которые способны только усугубить детский страх ответов у доски:

  1. Взрослые, далёкие от понимания детской психологии, добиваются от ребёнка обещания, что с завтрашнего дня он будет поднимать руку и сам вызываться отвечать урок у доски. Родители считают, что таким радикальным методом школьник переборет свой комплекс. На самом же деле это только усилит боязнь и неуверенность в себе, и к психологическому дискомфорту могут добавиться психологические проявления: мигрень, боли в желудке и пр.
  2. Приём запугивания. Взрослый угрожает ребёнку, что если он не будет поднимать руку, то последует серьёзный разговор с учителем. Это также не будет иметь никакого действия: просто сын или дочь станет воспринимать родителей как врагов. Лучше предложить побеседовать всем вместе — с учителем, чтобы найти решение проблемы.
  3. Упрёки в сторону ребёнка: «кто же из тебя вырастет, когда ты даже руку боишься поднять». Такие высказывания ещё больше снизят детскую самооценку, убедят малыша в собственной неполноценности и усугубят стеснительность. Он будет жить в постоянном стрессе. Похожие последствия имеют и сравнения с другими, более бойкими детьми: «почему ты не можешь сделать так, как твои одноклассники, это же так просто» (школьник станет этих детей просто тихо ненавидеть).
  4. Взрослые пытаются кардинально переделать своего излишне застенчивого сына или дочь: отдают в театральную студию, заставляют декламировать стихи, петь песни перед гостями дома (согласно поговорке «клин клином вышибают»). Таким образом, мама и папа делают всё, чтобы их ребёнок оказался в ситуации, которую он боится и всячески избегает. Опять-таки возникает чувство своей неполноценности и вины (неоправдание родительских надежд).
  5. Бездействие. Взрослые начинают делать вид, что проблемы просто не существует. Излишнюю застенчивость своего чада они воспринимают просто как черту характера. Ведь, по сути, скромный ребёнок удобен для родителей: он ни с кем не подерётся в классе, не нахамит учителю, не дерзит дома и пр. Однако «удобный» не значит «счастливый»: когда сын или дочь вырастет, то боязнь публичных выступлений будет мешать их учёбе в техникуме или институте, да и, вообще, полноценной успешной жизни.

Некоторые ошибки в родительском поведении (упрёки, запугивание, сравнение с другими детьми) могут только усугубить ситуацию

Особенности ребенка: причины медлительности в поведении

Чтобы помочь ребенку стать активнее, необходимо установить факторы его медлительности. Дети бывают неторопливыми в силу разных причин:

  • В отдельных случаях медлительность является следствием продолжительной болезни. После выздоровления и укрепления иммунитета ребенок вновь становится активным.
  • Неторопливость малыша иногда объясняется нарушениями мозговой деятельности, развившейся в результате неблагоприятной беременности, тяжелых или преждевременных родов.
  • Активное переучивание левшей тоже является неблагоприятным фактором, несколько замедляющим психологическое развитие ребенка.

В случае, когда детская медлительность вызывает отставание в развитии, рассеянность, ухудшение концентрации внимания, постоянное чувство вины из-за замечаний, и, как следствие, развитие невроза, определение источников проблем лучше доверить опытному специалисту.

Но если неторопливость не обусловлена наличием физиологических проблем, замедляющих темп жизнедеятельности, то, вероятно, причины ее кроются в следующем:

Часто «заторможенность» — это лишь определенный период развития ребенка. В возрасте от полутора лет до трех для малышей характерно неполное совершенство мелкой моторики. Их маленькие пальчики еще плохо справляются с застегиванием пуговиц или завязыванием шнурков.
В более старшем возрасте причинами медлительности могут стать значительные перемены в семье — развод, смена места жительства, конфликтные ситуации. Все это оказывает негативное воздействие на психологическое развитие ребенка. В подобных случаях со своей тревожностью малыш справляется при помощи замедления деятельности. Это не представляет опасности для здоровья — когда обстановка нормализуется, ребенок вновь станет активным.
Снижение активности малыша иногда бывает обусловлено и чрезмерной занятостью взрослых, когда ребенок предоставлен самому себе

Вполне вероятно, что своей медлительностью он просто пытается привлечь к себе внимание родителей, то есть продлить время общения. Таким поведением малыш показывает, что ему не хватает душевного тепла

Чтобы справиться с этим, нужно уделять ребенку больше внимания, постоянно демонстрируя свою любовь к нему.
Возможной причиной такого поведения может быть строгое воспитание, в результате чего ребенок учится манипулировать взрослыми, замедляя процесс выполнения порученных ему дел. Если малыш ненавидит занятия музыкой, а родители заставляют его играть, то не удивительно, что он долго будет искать нотную тетрадь. Но вряд ли он заставит себя ждать, если предложить ему пойти погулять. Решение этой проблемы одно — пересмотреть методы воспитания.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение»сочини рассказ». Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Советы психолога

Советы психолога мы решили разбить на возрастные категории детей. Ведь то, что подходит первоклассникам, вряд ли даст пользу для старшеклассников и наоборот.

Для школьников начальных классов

Психологи советуют родителям для школьников начальных классов, во-первых, подготовить их морально к вступлению в учебную жизнь. Избавить их от страха перед знакомством с чем-то новым. А также интересоваться их школьными начинаниями, постоянно спрашивать про то, что те изучают или узнали новое для себя.

Узнавать, как обстоят дела с одноклассниками, помогать детям с ними подружиться, вовлекая их в какое-нибудь мероприятие, вроде экскурсии или просто пригласив в гости. Развивать у ребенка любовь к учебе и собственную волю, ответственность и самостоятельность. Напоминать о дисциплине и что следует делать, а чего не следует.

Для школьников средних классов

Для школьников средних классов, психологи рекомендуют родителям максимально облегчить процесс обучения. Создавая соответствующие условия. Эмоционально поддерживать ребенка, слушать его и помогать, стараясь не конфликтовать и не кричать. Быть строгими, но когда необходимо проявлять лояльность.

Делиться знаниями в каких-то областях, которые могли бы заинтересовать и обогатить знания ребенка. Регулярно следить за расписанием уроков и помогать в организации собственного времени ребенка.

Для школьников старших классов

Старшеклассники нуждаются в свободе, поэтому психологи рекомендую дать им больше воли, чтобы те могли двигаться в своем направлении. Помочь в учебе, если требуется отдать на подготовительные курсы и дополнительные курсы. Общаться, рассказывать о своих опытах и своей жизни в старших классах.

Давать полезные советы в плане отношений с одноклассниками, учителями и друзьями. Не осуждать и не реагировать агрессивно на какую-либо ситуацию. Родители должны всегда оставаться теми людьми, к кому можно прийти за помощью. Поддерживать интерес в дальнейшем обучении. Помочь в выборе профессии дав оценку со стороны, но, не навязывая свои взгляды. Верить в своего ребенка, во что бы ни стало.

Контроль за выполнением домашнего задания

Во время учебы детям приходится изучать много информации. А одним из обязательных ежедневных дел, является выполнение домашнего задания. Ведь именно благодаря домашнему заданию у ребенка закрепляются знания в памяти.

Но не всегда им легко это дается, особенно если во время урока они были невнимательны и не до конца поняли материал. В таком случае родители должны помочь ему разобраться, тогда он будет чувствовать себя увереннее и ответственнее.

Родители также не должны забывать, что для того, чтобы ребенку было удобно и без напряжения делать домашнее задание, они должны организовать им комфортные условия и поддерживать морально.

Рекомендации для родителей медлительных детей

Важно! Суета старших, происходящая из-за спешки, вводит малыша в недоумение. Время в детском сознании течет совершенно по-другому! Родители часто бывают обеспокоены тем, что не знают, как помочь медлительному ребенку

На помощь приходят специалисты, которые предлагают рекомендации для родителей по воспитанию медлительного ребенка:

  • Часто замедленность проявляются у учеников первого класса. Жесткие рамки провоцируют проявления нерасторопности у медлительного ребенка в школе. Педагогическая ответственность за воспитание проблемных деток ложится на педагога. Заработать прозвище «копуша» легко, стоит однажды учителю назвать ученика так в компании одноклассников — прозвище точно закрепится, оставит пожизненную травму. Начиная обучение в школе, необходимо наладить контакт с педагогом, предупредить об особенностях будущего школьника. Испытав школьный конфликт, ребенок должен иметь возможность дома отвлечься. Не создавайте дополнительных неприятностей отпрыску, а лучше дайте ощутить себя любимым, принимаемым с любыми недостатками и особенностями. В совместном труде преодолевайте существующие трудности, составьте упражнения, помогающие избежать неприятностей, связанных с медленным темпом работы на уроке.
  • Умение планировать, четко следить за временем помогут нерасторопному дошкольнику не отставать от ритма жизни. Для этого применяйте песочный хронометр. Играя, расскажите о понятиях минуты, секунды, придумайте историю о постоянно опаздывающем герое, поясните последствия его опозданий. Предложите маленькому человечку помочь главному герою, с помощью таймера выполнить интересные задания, уложившись в срок. Пусть устройство будет на виду, тогда сын или доченька понаблюдают за быстротечностью песка.
  • С детками, разбирающимися в обычных ходиках, используйте рисуночные упражнения. Покажите ребенку картинку с изображением утренней зарядки. Попросите передвинуть стрелки на время выполнения гимнастики. Либо наоборот, поставьте стрелки на циферблате, а малютку попросите отыскать картинку с действиями в нужное время.
  • Современным приемом ученые считают тайм-менеджмент. Понадобится листок, с изображениями режимных моментов, размещенный в зоне доступа карапуза. Пусть он, выполнив пункт расписания, поставит рядом с рисунком галочку. Когда возле картинок появится отметка, а распорядок соблюден, наградите ваше чадо красивым стикером, улыбающимся смайлом. Дайте крошке возможность накопить большую коллекцию позитивных поощрений, и он с удовольствием и расторопностью станет реагировать на просьбы в будущем.
  • На полках книжного магазина родители без труда отыщут специальные обучающие книги, носящие называние «Который час?». Они повествуют о действиях людей в разное время суток, в яркой и красочной форме рассказывают, что делают утром, чем занимаются вечером.
  • На основе материала книг занимайтесь разгадыванием с крошкой загадок о временах суток, режиме дня. Предложите дошкольнику из разрезных картинок сложить собственное расписание.
  • Трудности из-за нерасторопности помогут решить задания с ограничением времени выполнения. Раскрашивая картинку, убедите чадо выполнить привычную работу за меньшее время. Обязательно закрепляйте достижения деток. Придумайте систему положительных поощрений.
  • С неспешными детьми, нужно чаще играть в динамичные игры. Не стоит заставлять малыша, лучше используйте стихотворные потешки, веселые песенки — он с удовольствием подвигается вместе с мамой.

Табу, которые нельзя нарушать

Совет! Хочешь сделать быстро — выполни сама!

  • Не говорите, что делать медленно – это плохо. Педагогически неправильные меры воздействия не избавят малыша от нежелательного качества, а закрепят чувство неуверенности, ощущение собственной неполноценности.
  • Не сравнивайте свое чадо с другими детьми, каждый ребенок уникален по-своему. Лучше помогите ему преодолеть отрицательные стороны медлительности.
  • Не задавайте абстрактных заданий. Фраза: «Собирайся!» — слишком далекая цель. Растолкуйте ребенку, куда и зачем нужно собираться, и причем очень быстро. Так вы скорее добьетесь желаемого результата.

Когда нужна помощь психолога

Что делать с медлительным ребенком, если он упрям и сопротивляется всем родительским воздействиям? В этом случае без помощи психолога не обойтись. Врач назначает комплексное лечение, рассчитанное как на ребенка, так и на его родителей для приведения семейных отношений в норму.

Психолог также помогает в ситуации, когда ребенок вообще не может приступить к выполнению указаний взрослых, постоянно откладывая приближение развязки. Такое поведение обуславливается излишней нагрузкой на психическое состояние ребенка или волнующим будущим событием, вызывающим страх.

Иногда ребенок нуждается в помощи педиатра, если его медлительность не связана с функционированием нервной системы. Например, ребенок может не откликаться родителям на поставленные задачи из другой комнаты, потому что у него проблемы со слухом. Нарушения способности к обучению, в восприятии слов, их расшифровке также выявляются врачом.

Причины стеснительности на уроке

Если школьник стесняется отвечать на уроке, то это всегда обусловлено определённой причиной. Варианты здесь могут быть следующие:

Неправильная позиция педагога. Дети бывают очень чуткими и подмечают различные нюансы поведения: то, каким взглядом смотрит на них учитель, каким тоном разговаривает, какую позу принимает. И всё это очень влияет на самоощущение ребёнка: иногда едва уловимая насмешка или язвительное замечание ставит в сознании психологический блок. Возникает сильный страх отвечать на уроке.

Если вспоминать школьные годы, то несколько лет у нас вела математику одна учительница. Она была немного неуравновешенной, слишком эмоциональной (позволяла себе выкрики, личностные оценки детей, не связанные с учёбой). И в процессе объяснения нового материала она, как принято, задавала ученикам наводящие вопросы (нужно было поднять руку и ответить). Я же никогда не участвовала в этой дискуссии, хотя прекрасно знала ответы. В голове был какой-то психологический барьер. Правда, когда учительница вызывала меня к доске, я выполняла все задания, однако руку на её уроке никогда не поднимала. При всём этом с другими предметами и педагогами всё было абсолютно нормально (училась я очень хорошо): я часто сама вызывалась отвечать на уроке.

Высокие требования к сыну или дочери со стороны родителей. Они желают, чтобы ребёнок соответствовал их идеальным (часто нереальным) требованиям и не дают ему права на ошибку, ругая и даже наказывая за малейший промах. В результате школьник боится проявить инициативу на уроке (вдруг получит не ту оценку, которую ждут родители).

Так, например, моя родственница ругала своего сына за четвёрки по химии (хотя, все согласятся, что это очень трудный предмет, и далеко не всем дано быть круглыми отличниками) только потому, что сама работала учителем в его школе. А другого мальчика-третьеклассника, приятеля моего сына, мама несколько дней не выпускала из дома за то, что он написал диктант на «четыре», а не на «пять». Вполне естественно, что после такой родительской «заботы» об успеваемости у детей возникают всевозможные комплексы, связанные со школой.

  • Слабое знание предмета или непонимание учебного материала. Это, пожалуй, самая безобидная и лёгкая для коррекции причина. Конечно, есть дети, которые всегда бойко отвечают у доски, даже если особо не знают урок. Но многие же, наоборот, предпочитают отмалчиваться, если у них есть пробелы по данному предмету (ребёнок стесняется своего «невежества», тушуется).
  • Низкий статус в детском коллективе (аутсайдер в классе). Это серьёзная проблема, влияющая на самооценку и поведение ученика. Сверстники могут обзывать школьника, издеваются над ним, даже проявлять физическую агрессию. Вполне естественно, что такой ребёнок боится выходить к доске: он знает, что каждое его действие будет сопровождаться насмешками. Он предпочитает тихо сидеть, чтобы поменьше привлекать к себе внимания.
  • Неуверенность в себе, высокая тревожность в силу особенностей характера и нервной системы (дети-меланхолики и флегматики). Для таких ребят любая просьба или обращение учителя воспринимаются как своеобразный стресс, даже если педагог доброжелательно относится к ученику. Кроме того, причиной переживаний у такого ученика может быть единожды полученный негативный опыт (во время ответа у доски что-то не получилось). И неуверенный в себе ребёнок боится его повторения. Другой случай — дети, медлительные от природы (в поведении и мышлении): им просто трудно быстро реагировать на поставленный вопрос, хотя, если есть время сконцентрироваться, результат может быть хорошим.

Например, на секции карате, куда ходит мой сын, есть мальчик. Когда к нему обращается тренер, он начинает заметно волноваться, нервно переступать ногами (хотя в целом занимается хорошо). Я знаю, что он также стесняется отвечать на уроках в школе, хотя дома с мамой хорошо готовит устные ответы: скорее всего, такая же реакция на взрослого, связанная с неуверенностью в себе, у него и на учительницу.

Комплексы рождаются из-за проблем с устной речью (неправильное произношение отдельных звуков либо заикание). Ученик стесняется лишний раз что-то говорить (ему проще сказать, что не готов к уроку) и замыкается в себе.

Фотогалерея: факторы, вызывающие боязнь отвечать на уроке

Выяснять причину детских страхов нужно с помощью доверительной беседы со своим сыном или дочерью. Если же это не приносит результата (ребёнок замыкается в себе, сковывается), возможно, потребуется обращение к психологу.

В искренней беседе взсролые должны выяснить истинную причину страха школьника

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: