Как помочь ребенку преодолеть зависть

Причины зависти.

Вещь или гаджет.

Ушли в детство те времена, когда у всех детей были одинаковыми игрушки. Современная промышленность производит различные по характеристикам и стоимости электронные гаджеты. Не каждый подросток в состоянии понять, что вещь стоит больших денег, а у семьи таких средств нет – все деньги идут на обеспечение продуктами и наиболее важными вещами. А родители должны учитывать и то, что в подростковом возрасте меняется оценка подростка в кругу себе подобных. И порой ребёнок болезненно воспринимает тот факт, что у других детей более дорогие и современные айфоны, в то время, как у него простой ещё телефон. У родителей два выхода – приобрести нужную вещь, чтобы не слышать просьбы ребёнка. Но потом могут последовать новые запросы, и ребёнок превратится в обычного шантажиста. Или сесть вечером с ребёнком дома, и показать, что пока нет средств для покупки нужной ему вещи, что надо потерпеть некоторое время. Искренняя, доверительная беседа поможет подростку понять мать с отцом, ребенок перестанет донимать их просьбами.

Сравнение.

Не стоит сравнивать своего подростка вслух в кругу семьи с другими детьми. Могут быть разные причины для сравнения – поведение, успеваемость, воспитанность. Такое сравнение имеет угнетающее действие. Ребёнок начнёт воспринимать другого подростка, которого ставили в пример, как своего врага и завидовать ему. Тем более, родители должны и самокритически относиться к себе – сами они не идеальные, на работе тоже у них не всегда всё успешно. Надо маленькими шагами, незаметно формировать у него умения и отношения к делам. И повода для зависти у малыша не будет.

Вина.

У подростковой зависти есть ещё одна сторона – те дети, которым завидуют. Понятно, что все дети не могут быть успешными спортсменами и отличниками в учёбе. Но парадокс в том, что некоторые подростки, идущие быстрее других в своём развитии, ощущают чувство вины перед другими за то, что те не так успешны. Если ребёнок успешный в одном деле – есть занятия, в которых он может отставать. И те дети, что завидуют ему, могут его подтолкнуть к той ситуации, когда он может пострадать. Например, отличник не всегда может оказаться хорошим пловцом или бегуном – толчок в воду или бегство от собак могут окончиться трагедией. Поэтому психологи советуют не хвастать достижениями, чтобы не вызвать зависти у одногодков.

Истоки зависти

От чего появляется зависть? На поверхности, разумеется, предмет (например, дорогостоящий гаджет) или событие (например, интересная заграничная поездка или победа в состязании), которые есть в жизни сверстника, но нет у вашего малыша. Здоровая зависть – мимолетное чувство, в котором смешаны и радость за товарища, и желание повторить его достижения.

Если родители замечают, что их ребенок полон зависти (хотя в такой ситуации это случается нечасто), то начинают лечить симптомы, а не причину: ругают ребенка за недостойные чувства или пытаются осчастливить дорогостоящей игрушкой. Проблемы это не решает, ведь на самом деле любви и внимания от этого больше не становится. Чтобы исправить в чем-то испорченные детско-родительские отношения, нужна долгая работа, желательно подключить к ней психолога.

Минусы брекетов

Минусы брекетов состоят в следующем:

1. Наружные брекеты видны. Даже если вы выбираете сапфировые или керамические брекеты, как наиболее эстетичные варианты, их все же видят окружающие. Это условный минус, поскольку сегодня брекеты воспринимаются не как косметический дефект, они скорее подчеркивают тот факт, что человек заботится о красоте и здоровье своей улыбки. Но многих смущает заметность ортодонтических конструкций, особенно это касается тех, чья работа связана с постоянным общением с людьми и внешняя привлекательность имеет большое значение. Впрочем, есть лингвальные брекеты, которые устанавливаются с внутренней стороны и не будут видны окружающим. У такого решения есть противопоказания, но можно поинтересоваться у врача, возможно ли поставить незаметную брекет-систему.

2. Требуется особо тщательная гигиена

Наличие несъемных конструкций всегда обязывает уделять внимание гигиене полости рта, потому что они способствуют образованию большого количества налета. Налет приводит к разрушению зубов, кариесу, формированию зубного камня, поэтому нужно избавляться от него с помощью специальных щеток

Пациенты с брекетами должны проходить профессиональную чистку не реже трех раз в год. Многих утомляет необходимость постоянно чистить зубы после приема пищи, пациенты также отмечают невозможность нормального посещения кафе (приходится брать с собой щетки или сразу после отправляться домой для гигиенических процедур).

3. Травмы слизистых оболочек губ, щек, языка. Любые брекеты натирают слизистые оболочки, особенно в первое время. Есть способ справиться с этим – специальный воск, которым заклеивают участки конструкции, травмирующие ткани. И большой минус брекетов как раз в том, что приходится заниматься профилактикой травм.

4. Жесткие ограничения в диете. Врачи категорически не рекомендуют есть твердые продукты, орехи, а также запрещается употребление вязкой, липкой пищи. В противном случае высок риск поломки брекетов, что повлечет за собой увеличение времени лечения.

Родительская помощь

Как же действовать, если ваш ребенок завидует, а вы не хотите усугубить ситуацию и спровоцировать проблемы в будущем?

Виктория Филиппова рассказала, что к ней на прием часто приходят взрослые, мечтающие избавиться от своих болезненных состояний, в частности зависти, с которыми не научились работать в детстве.

Эксперт предлагает клиентам направить негативную энергию в другое русло

И человеку важно понять, на чем еще он готов сконцентрировать свое внимание. Однако с ребенком такой прием не сработает

«Лучше всего детям помогает сказкотерапия. Расскажите историю про мышонка, который завидовал коту, и ничего хорошего из этого не вышло. И как все наладилось, когда мышонок понял, как приятно быть самим собой

Важно объяснять ребенку эти чувства, разрешить их испытывать и научить проживать. Ребенок должен понимать — за то, что он завидует, его не накажут

Любой человек имеет право испытывать такое», — говорит Виктория Филиппова.

А еще очень важно помочь ребенку найти его истинные ценности и потребности. Так, в ситуации с завистью младшей сестры к старшей, которой подарили на день рождения мольберт, родителям нужно спросить: «Почему ты расстроилась? Ты же хотела велосипед, а не мольберт

Или ты теперь любишь рисовать?»

Кроме того, мамы и папы могут рассказать ребенку, как быть счастливым без определенных вещей, как при этом вызвать у друзей уважение и стать душой компании.

«Объясните, что быть „крутым“ можно не за счет игрушки, а благодаря умению быстро бегать, танцевать, считать до тысячи или веселить друзей. Это поможет уменьшить проявление зависти, в том числе и в зрелом возрасте», — отмечает Виктория Филиппова.

При этом не отрицайте потребность ребенка, особенно если речь идет о подростке, в вещи, которая кажется вам нелепой, ненужной. Иногда нам не понять, какое значение дети придают определенным предметам, и обесценивая их желания, мы наносим серьезную травму.

«Поразмышляйте об истинных потребностях вашего ребенка, проявляя спокойный интерес. Поговорите, когда буря эмоций утихнет. Признайте потребности ребенка и подскажите, как ему осуществить свое желание. Учите ребенка использовать чувство зависти в качестве толчка к определенным действиям», — рекомендует Наталья Фесенко, создатель и руководитель международного института развития будущего.

Психолог-педагог Анастасия Мордкович соглашается с тем, что при благоприятном развитии ситуации зависть может служить стимулом для достижения цели.

В ином случае она провоцирует формирование убеждений на долгие годы, а то и на всю жизнь. Так, ребенок, завидующий школьным успехам одноклассников, начинает считать, что все отличники — зануды, все богатые — плохие, если родители покупают игрушки — они хорошие.

В этой ситуации Анастасия Мордкович советует разделить предмет и объект. Отличники зануды? А ты тоже зануда, когда получаешь «пятерки»? А бывают зануды, у которых плохие оценки?

Как можно чаще и доверительнее общайтесь с ребенком. Не злитесь из-за того, что со своей завистью и спорными желаниями, он не соответствует вашим представлениям об идеале. И не забывайте, что любая эмоция сына или дочери — это повод лучше разобраться в их мыслях, чувствах и поступках.

Эксперты:

Виктория Филиппова

Наталья Фесенко

Анастасия Мордкович

Откуда берется зависть?

Примерно то же самое происходит и тогда, когда ребенок начинает завидовать чужому успеху. Его ровесник победил на соревнованиях, получил приз и всеобщее признание, а на него самого никто не обращает внимания. Естественно, он начинает завидовать: ему тоже хочется, чтобы его заметили и оценили по достоинству.

В некоторых случаях именно низкая самооценка является первопричиной для проявления этого негативного чувства. Детям с низкой самооценкой кажется, что они во всем хуже других, и ничего не остается, как завидовать. Неуверенность в себе мешает им предпринять какие-то действия, чтобы стать лучше, или добиться тех результатов, которые вызывают зависть. В таких случаях родителям предстоит поработать, в первую очередь, с формированием адекватной самооценки.

Как помочь ребенку избавится от зависти

Своевременно обратить внимание на зависть е ребенка чрезвычайно важно, поскольку можно предотвратить собственные ошибки и избавить ребенка от множества проблем. Давайте рассмотрим несколько ситуаций

«Платье принцессы». Дочь приходит из детского сада и сообщает, что родители Лены купили ей новое и очень красивое платье. Это сообщение следует понимать так «Лену родители любят, а меня нет». Бросаться покупать платье родители не стали, тем более, что были стеснены в средствах

Зато взяли старое платье и превратили его в «наряд принцессы», используя бисер, стразы и другие хитрости
Ведь для дочери важно то, что папа с мамой уделили ей внимание, и ее по-настоящему любят. Скоро она начала кружиться по комнате в новом наряде и чувствовать себя настоящей принцессой, которую по-настоящему любят король и королева.
«Обидное сравнение»
Родители приходят домой и видят плачущего сына, рисунки которого порвал младший брат

Что делать? Наказывать? Но тут была ситуация, в которой наказания не помогут. Родители все время хвалили старшего мальчика и ставили его в пример младшему. Реакцией на такое сравнение стали порванные рисунки брата. Может быть и так, что малыш вообще захочет уйти из дома, где его не любят. Дети в подобной ситуации могут заявить, что не хотят жить с родителями, которые их не любят. Так что, если вы заметите, что маленький человечек отрицательно реагирует, когда его начинают сравнивать с кем-либо, приласкайте его и скажите, что он для вас самый дорогой и родной. Не умеет рисовать так что ж! Зато он прирожденный спортсмен.

Бывают случаи, когда вещь действительно необходима ребенку. Например, нужно поддержать статус, завоевать авторитет. Когда все друзья стреляют из пистолетов, он просто необходим ребенку, чтобы не выглядеть белой вороной.

Но при других обстоятельствах делания малыша необходимо ограничивать. Для этого составьте с его слов список вещей, которые ему очень хочется иметь (не более 5). После этого начинайте покупать эти вещи. Для начала самую заветную мечту, а потом в течение нескольких месяцев или даже года остальные. При этом ребенок должен знать, что ему еще необходимо купить куртку, сапоги и т.п. Пусть он учиться ждать и ценить то, что для него делают.

Ребенок завидует внешности/ успехам/ достижениям других детей.

Этот случай несколько похож на предыдущий, однако ребенок завидует не просто популярности ребенка, а тому, что он обладает какими-то конкретными талантами и способностями. Ну, например, тому, что мальчик из соседнего подъезда лучше всех играет в футбол или девочка из параллельного класса поет лучше всех в школе.

Здесь важно обратить внимание на два момента: на то, как часто вы сравниваете ребенка с другими детьми, и на то, какова его самооценка. Ни в коем случае нельзя сравнивать успехи, характер, внешность ребенка с успехами, характером и внешностью других, причем как в отрицательном ключе, так и в положительном. Постоянное сравнение с кем-то не способствует формированию адекватной самооценки

Из детей, которых постоянно сравнивают с другими, вырастают неуверенные, завистливые, недовольные собой взрослые, подгоняющие свой образ жизни под образ жизни «остальных»

Постоянное сравнение с кем-то не способствует формированию адекватной самооценки. Из детей, которых постоянно сравнивают с другими, вырастают неуверенные, завистливые, недовольные собой взрослые, подгоняющие свой образ жизни под образ жизни «остальных».

Гораздо правильнее быть помощником ребенка в формировании адекватной самооценки. Необходимо справедливо отмечать достоинства и достижения ребенка, делать это как можно более конкретно и адресно. Не «ты – молодец» или «какой хороший ребенок», а «мне очень приятно смотреть на то, как ты сам заправил постель, ты это сделал прямо как взрослый!», «ты сегодня вел себя очень мужественно и совсем не плакал у врача, как же я тобой горжусь!», «у тебя очень красивые веснушки и они так здорово смотрятся с твоим цветом волос!» и т.д. Чем конкретней и эмоциональней будут ваши обращения к ребенку, тем понятней ребенку будет, что конкретно ему стоит ценить в самом себе.

Зависть к достижениям и успехам других детей всегда можно трансформировать в здоровую конкуренцию. Для этого необходимо поддерживать малыша при неудачах, подбадривать при поражениях и давать надежду и веру в себя на пути к достижению цели. Объясняйте ребенку, что нет ничего невозможного и что при большом и искреннем желании добиться чего-либо, все зависит от него и от приложенных для этого усилий. Расскажите ребенку, какие действия он может предпринять для достижения своей цели, помогите сделать шаги по направлению к ней, верьте в него и поддерживайте в начинаниях. И тогда, возможно, зависть к достижениям других исчезнет совсем и превратится в уважение к людям, умеющим прикладывать максимум усилий для достижения своих целей.

Зависть: первые проявления

Первые признаки возникновения чувства зависти можно заметить у детей примерно с 3 лет. Чем младше ребенок, тем более предметный характер носит зависть. Играя в песочнице, малыш хочет заполучить именно такую машинку, как у Пети, или точно такую же куклу, как у Насти. Его собственные игрушки при этом летят в сторону. Ребенок еще не умеет ни бороться со своими чувствами, ни скрывать их. Его воля, моральные чувства и социальный опыт пока недостаточно развиты. Поэтому кроха распространяет свои желания на все, что видит. Не надо его за это ругать. Но и потакать всем желаниям малыша тоже нельзя. Купите игрушку, если есть возможность. Но не нужно покупать крохе все, что ему хочется иметь

Переключите внимание ребенка на те игрушки, которые есть у него. Покажите, что весело играть можно и сними

Вместе придумайте интересное занятие, и малыш отвлечется от чужой игрушки.

Гномик.ру рекомендует компанию Холод Групп

Сервисный центр по ремонту холодильников Атлант

Профессионально и оперативно ремонтируем холодильники Атлант + любые другие производители. Опыт более 5 лет. Бесплатный выезд мастера и диагностика! Все услуги по ремонту и обслуживанию холодильного оборудования.Используйте промокод: Гномик.ру и получите гарантированную скидку 10%

Работаем по Москве и области. Подробнее по районам обслуживания.

Звоните: +7 (495) 222-13-94

Причины зависти у подростков

Стильная вещь или гаджет

Вот уже все одноклассники ходят с айфонами, а у вашего ребенка простой телефон. Он начинает ныть и канючить, что ему тоже такой нужен. Здесь очень тонкая грань между досадой от того, что у других есть, и завистью к ним. Самым лучшим решением будет здесь просто взвешенно обсудить вместе, что хорошего в этом гаджете, будет ли он им пользоваться, какими именно функциями, или он поиграет пару дней и все. Ведь, может, ребенок хочет научиться что-то программировать или красиво фотографировать, а не просто играть. Выслушайте доводы ребенка, почему ему нужна эта вещь. Рассмотрите вместе характеристики, возможно есть более продвинутые модели. Отнеситесь серьезно к просьбе ребенка, если вы запросто купите то, что он просит, то это просто войдет в привычку. Разберитесь, что движет вашим ребенком, почему он хочет эту вещь, а самое главное — как он может на нее заработать.

Сравнение

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими. Например, вон Мишка на пятерки учится, а ты у меня неуч. Не надо так делать. Вы и сами нервничаете, когда начальник вас сравнивает с коллегой на работе, а тут вы — самый родной человек для подростка, — говорите ему такие вещи. Вы просто втаптываете самооценку ребенка в землю. Каждый человек индивидуален, прекрасен по-своему, лучше помогите ребенку раскрыть свои таланты, чем сравнивать и понукать. Это приведет только к тому, что ребенок искренне будет считать себя неудачником и завидовать Мишке.

Вина

Как это ни парадоксально, но дети испытывают чувство вины за свои успехи перед сверстниками. Их искренне могут задеть слова сверстников о том, что вот какая звезда теперь стала или что-то в этом духе. Ребенок впервые столкнулся с завистью, и может чувствовать свою вину, ведь понимает, что другие ребята тоже хорошие, а вот им по стечению обстоятельств не досталось того, что есть у него самого. Поэтому вам нужно следить за эмоциональным состоянием ребенка, давать ему советы, а самое главное, вести с ним беседы и рассуждать. Ведь если вы этого не сделаете, им могут начать манипулировать, втягивать в преступления, дурные компании. Например, парень не умел плавать, но ребята заставили его прыгнуть с ними в воду с причала, ведь он не лучше их, или он зазнался от того, что выиграл олимпиаду по математике?

Общение между подростками

Начиная со средней школы, подросток ищет себя в обществе. Для подростка становится важным получить признание, занять определенное место в группе, заручиться авторитетом. На первое место становится общение с людьми, оно приходит на смену творчеству, играм и совместной деятельности, которые были приоритетами в детстве

Поэтому крайне важно научить ребенка контактировать с людьми, научиться заводить друзей, произвести впечатление на противоположный пол и умению отстоять свою точку зрения. Подростковый период, можно так сказать, направлен на обучение жизни в социуме

Основной причиной плохой дисциплины, вредных привычек, отставания в учебе является именно неумение строить отношения

Если он не занял достойное место в обществе, которое нужно ребенку для комфорта, он будет привлекать к себе внимание агрессией, плохим поведением, дурными привычками, или же, наоборот, замкнутостью и уходом в себя. Подробнее про общение со сверстниками читайте в статье:  Психология детского общения со сверстниками

Советы, если подросток не дружит со сверстниками

Вы не поверите, но подросток начиная примерно с 8 класса начинает образно сам догадываться в чем причина того, что его любят или не любят, принимают или не принимают. Он искренне хочет устранить эту причину и обращается за советом ко взрослым. А что он слышит в основном? Да это потому, что у Машки родители алкаши или какую-нибудь несуразную отговорку. Помогите ребенку на этом этапе. Он хочет взять ответственность на себя, за свое неумение общаться, хочет развиваться и идти вперед. А вы, как и большинство преподавателей, не замечаете этого, глушите его порыв, сваливаете вину на других, а потом удивляетесь, почему ваша взрослая безработная дочь с неоконченным высшим образованием все проблемы сваливает на плохого начальника, преподавательницу, подругу и еще черт знает кого.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: