Злиться

Почему на уроках возникает или усиливается тревожность?

К причинам, которые стимулируют развитие состояния тревожности у детей во время уроков, психологи относят следующие факторы.

  • Учебные требования, не соответствующие способностям и интеллектуальным возможностям ребенка.
  • Соматические болезни, психологические нарушения, нестабильный эмоциональный фон в семье.
  • Авторитаризм учителя в общении с детьми. Пренебрежение со стороны педагога к индивидуальным, личностным особенностям детей.
  • Противоречивость в требованиях: педагог не последователен в своих запретах, требованиях.
  • Несогласованность в оценке деятельности, методах усвоения учебного материала между родителями (внутри семьи между собой, другими членами семьи) и педагогами.
  • Равнодушное отношение к ребенку или неуверенность в себе со стороны учителя.
  • Смена классного коллектива, школы. Причем не обязательно это касается только младших школьников. Нередко подобная реакция возникает и у старшеклассников.

Избавляемся от стрессообразующих факторов на уроке

Предлагаем несколько способов предупреждения детской тревожности в школе.

Не следует сравнивать ученика с другими детьми
Акцентируйте  внимание на его собственном развитии, движении и достижениях.
Создавайте ситуацию успеха для детей, найдите, в чем именно ребенок себя проявляет с положительной стороны, подчеркивайте это.
Если у ребенка имеются предпосылки для высокого уровня тревожности, то старайтесь избегать каких-либо негативных высказываний.
Практикуйте предварительные «проигрывания» заведомо волнительных ситуаций (концерта, экзамена).
На уроках изучения нового материала, освоении умений не торопитесь сами и не подгоняйте тревожных детей, потому что временной дефицит также является одним из факторов повышения уровня волнения, беспокойства школьников.
Четко и понятно формулируйте свои требования и последовательно, систематически добивайтесь их исполнения всеми детьми.
При выставлении отметки объясняйте ребенку, почему вы поставили именно ее.
Стройте урок так, чтобы мотивировать школьников на усвоение новой информации, умений

Не пугайте детей возможным наказанием за неисполнительность, не делайте наказанием дополнительные задания и упражнения.
Исключите публичное (в присутствии других детей, педагогов) обсуждение тревожащих ребенка вопросов, его несоответствующего требованиям педагога поведения, учебных достижений.
Принимайте и уважайте учеников, не зависимо от их успехов.
Непосредственно перед проверочными, контрольными работами и подобными заведомо сложными ситуациями поддерживайте детей, приободряйте их, настраивайте на работу
Отдельным ученикам можно напомнить об их достижениях ранее.
Если ребенок не уверен в себе и именно это становится причиной тревожности при контроле знаний, помогите ребенку, напомните ему, как выполняется задание или подскажите другим способом.
Выучите сами и научите детей несложным дыхательным упражнениям для расслабления (они не займут много времени, не помешают образовательному процессу).
Помимо вербальных средств воздействия на ребенка важно, помните и о невербальном общении. Следите не только за своей речью, ее темпом и громкостью, но и жестикуляцией, взглядом, позами

Ученики начальной школы придают большое значение тактильному контакту. Внешний вид педагога, выбор цветовой гаммы в одежде также может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на психологическое состояние детей. К примеру, темно-синий цвет в одежде педагога значительно снижает уровень волнения у школьников.

Чем опасно состояние тревожности для детей

Тревожность — широкое понятие, в которое входят разнообразные варианты неблагополучного с эмоциональной и психологической точки зрения состояния ребенка. Причины тревожности разнообразны: это могут быть отношения с учителем и одноклассниками, низкая самооценка и неуверенность в своих знаниях, стрессовая ситуация на контрольной работе и боязнь отвечать устно — каждая из этих причин может вызвать или усилить проявления тревожности у ребенка.

При этом давно установлен факт того, что развитие многих соматических заболеваний провоцируется некомфортным эмоциональном состоянием человека, особенно тем, которое продолжается в течение длительного периода времени. Поэтому тревожность опасна для здоровья школьников. Нельзя забывать и о вероятных психологических проблемах, вызываемых постоянной или периодически возникающей тревожностью. Это могут быть нарушения нейротичного характера, развитие депрессии. Мотивом деятельности школьника в этом случае становится не желание достичь успеха, положительного результата, интерес к содержанию предмета, а стремление избежать промахов, неудач.

В социальном отношении высокий уровень тревожности не позволяет ребенку адекватно себя оценивать, на равных общаться со сверстниками, одноклассниками. Часто у таких детей нет друзей, они некоммуникабельны.

Таким образом, тревожность негативно сказывается на всех сферах жизни ребенка, поэтому педагог должен постараться не только своим стилем преподавания не стать причиной развития тревожности у детей, но и научиться помогать своим ученикам ее преодолевать, избавляться от нее.

Удовлетворение базовых потребностей

Это, скорее, не техника, а естественная необходимость, чтобы чувствовать себя комфортно

Поэтому важно, прежде всего, уметь себя слушать, чтобы вычленить первопричину эмоционального дисбаланса

Полина Зеленко, практикующий психолог, гештальт-терапевт:

— Душевное равновесие может быть нарушено без очевидной причины. Мы просто понимаем, что нам плохо, но что точно случилось, непонятно. Здесь уместно вспомнить основу психологии: пирамиду Маслоу. Принципиальное значение имеют ее первые три ступени: удовлетворение физиологических потребностей (в еде, воде, сне, крове); удовлетворение потребностей в безопасности; и, наконец, удовлетворение потребностей в общении.

Если основные потребности не удовлетворены, возникает дисбаланс, внутренний конфликт: очевидных причин нет, но настроение хуже некуда, все валится из рук, ничего не получается… Нельзя быть в хорошем настроении, чувствовать прилив сил и энтузиазма, если ты банально голоден или хронически не высыпаешься

Поэтому так важно слушать себя: не голодны ли мы, не хотим ли спать? В некоторых ситуациях сон – лучший психотерапевт, достаточно выспаться, чтобы восстановить эмоциональное равновесие

Потребность в безопасности во многом заключается в наших ощущениях, считает эксперт. Поэтому речь не только об отсутствии угрозы как таковой. Ощущение безопасности складывается из обычных вещей: например, домашний уют, благоустроенный быт, любимая одежда. Представьте, что у вас нет теплой одежды, или дома холодно, или не на чем спать. Сохранять эмоциональную устойчивость в такой ситуации довольно сложно.

Еще одна ступень – общение, контакт с людьми.

Полина Зеленко, практикующий психолог, гештальт-терапевт:

— Если не с кем проговорить свои эмоции и переживания, особенно тяжелые, это сильно влияет на эмоциональный баланс. Ведь почему психотерапия эффективна? Потому что она позволяет выговориться. И вообще, я приверженец мнения, что человеку нужен человек. Если человек одинок, у него нет близких доверительных отношений, его душевный комфорт неизбежно будет страдать.

Таким образом, необходимо как минимум полностью удовлетворять свои базовые потребности, чтобы избежать или смягчить состояние эмоциональной нестабильности, которая может проявляться в раздражении, грусти, апатии, злости и т.д.

Ход упражнения:

Педагог сообщает, что сейчас первый участник передаст свой предмет соседу слева. При этом он, а затем и все мы не должны пользоваться речью, то есть молчать. А тот, кому предмет передается, должен только с помощью жестов и мимики понять, какой предмет он получил. Получивший предмет, в свою очередь, передает его своему соседу слева и т. д. Таким образом, предмет будет двигаться по кругу против часовой стрелки и в итоге должен вернуться к тому, кто его послал первый раз. К этому моменту все участники будут стоять лицом в круг, так как каждый, передав предмет, может повернуться лицом в круг.

После того как предмет возвратится к отправителю, педагог, двигаясь от последнего, но теперь уже по часовой стрелке (в обратном направлении, спрашивает всех по очереди, что каждый получал, а что передавал.

9. Игра «Зайки и слоники»

Цель. Снятие чувства тревожности, помочь ощутить себя смелым и сильным, повысить самооценку ребенка.

Игровой материал.

Описание. игры.

Для работы с тревожными и застенчивыми детьми. Можно играть вдвоем или в группе из нескольких человек. Сначала педагог предлагает детям превратиться в зайчишек-трусишек. Педагог стимулирует действия детей словами: «Как зайчик боится? Что он делает, когда ему страшно? Зайчик — трусишка дрожит, сжимается в комочек, пытается стать еще меньше и незаметнее (дети показывают, как боится зайчик, как он дрожит). «Как зайчик прячется, когда слышит чьи-то шаги, видит лису или волка?»

После этого производим вместе с детьми волшебное превращение.

Вариант№1.

Детям предлагается поиграть в превращение из трусливого зайчишки в смелого зайца. Зайцу надоело всего бояться и он решил стать смелым. Руки упираем в бока, с каждым шагом зайка называет один предмет,которого он теперь не боится: «Не боюсь лису! Не боюсь волка! Не боюсь темноты! Не боюсь собаки!» Каждый раз, в конце добавляйте что-то новое, какие-то неприятные для ребенка ситуации.

Вариант№2.

Трусливые зайчики превращаются в сильных, больших, могучих слонов.Пусть дети станут слонами и покажут: как ходит сильный и большой слон. Какой он спокойный и бесстрашный. Ребятам следует рассказать, что если слоны встречают людей, они не прячутся, как зайцы, а общаются с ними и спокойно идут дальше. Следует предложить детям поиграть во встречу слона и человека. Можно разнообразить игру, предложив поиграть во встречу бесстрашного слона и волка, тигра и т. п.

Если ребенок тревожный, застенчивый, пугливый следует почаще перевоплощаться в спокойных, величественных слонов. Это поможет выработать новый навык поведения, снимет лишнюю тревожност

10. Упражнение «Пещера страхов»

Цель. Снятие эмоционального напряжения, чувства страха и тревожности.

Игровой материал. Эскиз «пещера страхов». Цветные карандаши (краски, фломастеры). «Коробка радости» с атрибутами.

Описание игры.

Часть 1. Рисунок.

Для группы детей выносится для рассмотрения эскиз рисунка «пещера страхов». Предложить детям поселить в этой пещере свои страхи и тревоги. Дать ребятам подумать над тем, как они представляют себе свой страх, свои тревоги. Затем организовать для детей возможность нарисовать свои переживания на бумаге. Когда рисунок закончен, детям предлагается рассказать об изображенных образах и эмоциональных переживаниях в процессе рисования.

Стимулирующие вопросы:

-Кто/что это?

-Почему он/они страшные?

-Кого он/они пугают? Как?

-Что ты чувствовал, когда рисовал? Что вспоминал? О чем думал?

-Почему выбрал эти цвета, линии?

Дальше детям предлагается сложить все свои рисунки с тревогами и страхами в пещеру страха и запечатать ее. А сами страхи и тревоги изобразить пантомимическими и мимическими средствами.

На последнем этапе вынести для детей «коробку радости», в которой находятся всевозможные веселые атрибуты (клоунские носы, цветные банты, ленты и т. д.). У детей возникает возможность нарядиться во всё это и рассмешить свои страх и тревоги, исполнив танец под задорную музыку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: