10 способов помочь ребенку справиться со стрессом

Как избавиться от стресса?

Оцените поведение ребёнка. Если участились простуды, высказываются жалобы на головные боли, расстройства пищеварения, плохой сон, следует исключить инфекции и анемию, имеющие сходные со стрессом симптомы. Родителям нужно пересмотреть уровень нагрузки, оставить только приоритетные дополнительные занятия, а также:

  • не ругать детей при проблемах с успеваемостью. Здоровье важнее, чем отметки в дневнике;
  • оптимизировать режим дня, отведя в нем достаточное время для активных игр, прогулок, сна;
  • обогатить рацион питания продуктами, содержащими витамины и микроэлементы;
  • выяснить, какие отношения сложились с учителями и сверстниками.

Благополучно адаптироваться к школе позволяют развивающие программы. Если ваш дошкольник будет посещать различные обучающие курсы, то он привыкнет к новым детям и взрослым, новым условиям. Он  научится жить в соответствии с конкретным графиком, адекватно воспринимать победы и поражения.

Агрессивность

Если вы заметили, что ваш малыш, прежде такой покладистый и дружелюбный, ни с того ни с сего стал грубить, резко отвечать, , швырять в стенку игрушки и книжки, замахиваться на окружающих, знайте – это признаки стресса.

Что делать? Агрессию нельзя запрещать, лучше пытаться переводить ее в другие формы: учить отстаивать свою правоту, анализировать вместе ситуацию. Ищите конструктивный выход для накопившейся энергии ребенка: активный спорт, подвижные игры с другими детьми, устройте кукольную драку.

 4. Перепады настроения

Ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше  или подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.

Что делать? Поговорите с ребенком по душам, выясните, что у него вызывает беспокойство. Научите его понимать и конструктивно выражать свои эмоции

Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения. Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном

Как уменьшить стресс ребенка, если он его испытывает

 
Что делать, если ребенок оказался в стрессе (в применении к нынешней ситуации – узнал о коронавирусной инфекции у кого-то из близких, или о том, что праздник, к которому он долго готовился, не состоится)?
 
Первую стадию стресса, когда происходит выброс адреналина, блокировать практически невозможно. Ребенок может кричать, плакать, топать ногами, швырять предметы, словом, то, что мы в бытовом смысле называем истерикой.

Опуститесь на один уровень с ребенком, чтобы возник контакт глаза в глаза. Говорите спокойным, размеренным тоном. Уверенно прикасайтесь к ребенку, поглаживайте его. Если он позволяет – прижмите его к себе, это дает физическое ощущение устойчивости, которое помогает пережить травмирующую ситуацию.
 
Если у вас нет ресурсов, чтобы помочь ребенку пережить первую стадию, можно оставить его одного, хотя это не лучший вариант. Но вам придется присоединиться на второй стадии.
 
У маленьких детей на стадии сопротивления стрессу идеально работает арт-терапия: рисование, лепка, сочинение сказок. Нарисовать свой страх и сделать его смешным. Нарисовать себя, а потом выстроить для себя на рисунке защиту, придумать счастливой продолжение для грустной сказки – не нужно быть специалистом-психологом, чтобы научиться этим нехитрым приемам. Любой родитель может успешно проработать с ребенком стрессовую ситуацию, если будет прислушиваться к малышу и «идти за ним» на территорию его страхов.
 
С детьми младшего школьного возраста уже можно работать над эмоциональным интеллектом. Обсудите чувства ребенка (он может быть зол, разочарован, расстроен, испуган). при этом он не всегда осознает свои чувства и не видит их истинную причину.
 

 
Если вы включились в ситуацию поздно, и ребенок находится уже в третьей стадии стресса (вялый, сонливый, безэмоциональный), то это уже повод обратиться к помощи специалистов.
 

Каковы же симптомы детского стресса?

Нужно сказать, что часто дети переживают события не так, как взрослые, например, ребенок, у которого умер дедушка, может активно играть и веселиться, а не плакать и грустить, но при этом симптомы стресса проявиться могут, например, в психосоматическом заболевании или ночном энурезе. Родители не всегда могут оценить «логику» такого поведения ребенка, поскольку воспринимают реальность с точки зрения взрослого.

Итак, признаки стресса у ребенка:

Навязчивые действия: кручение предметов, грызение ногтей, выдергивание волос и другие.
Нервные тики: пожимание плечами, потряхивание головой, моргание глазами, покашливание и другие.
Ночной и дневной энурез, энкопрез, психологический запор (недержание мочи и кала).
Возникновение заикания.
Психосоматические боли и заболевания на фоне стресса (боли в животе, боль в голове, частые болезни в период контрольных, экзаменов, адаптации в школе и садике и т.д.).
Апатия, хронически плохое настроение или наоборот раннее нехарактерная для ребенка неугомонность.
Появление различных страхов – объективных и необоснованных.
Ложь, которую нужно отличать от яркой фантазии, свойственной впечатлительным детям.

Детская агрессия, которая может быть направлена как на других людей или предметы, так и на себя.
Замкнутость, погружение в мир фантазий, нежелание контактировать с другими.
Повышенная раздражительность, тревожность, утомляемость, рассеянное внимание, плохой сон с ночными кошмарами, возврат привычек более раннего возраста (энурез, сосание пальца и т.п.)
Также стресс может сопровождаться и физиологическими симптомами – мышечное напряжение в шейно-воротниковой области, сухость во рту, изменение пищевых привычек (чрезмерный или пропавший аппетит), незначительное повышение температуры тела.

При появлении признаков стресса у ребенка важно вовремя выяснить причину и устранить ее, помочь ребенку справиться с травмой и нагрузкой на психику, а также скорректировать тип воспитания или детско-родительские отношения, если данные факторы привели к возникновению психоэмоциональных  трудностей. Детские психологи в нашем центре используют проективные и игровые методики: сказкотерапию, песочную терапию, арт-терапию

Данные методы позволяют как провести эффективную психодиагностику, так и нейтрализовать последствия негативных событий для психики ребенка. Также специалист обязательно работает с родителями, чтобы помочь им создать благоприятную обстановку в семье и улучшить коммуникацию с ребенком, скорректировать воспитательный подход.

Если вы подозреваете, что у ребенка стресс, запишитесь на консультацию в наш центр: (812) 642-47-02. Квалифицированные психологи вам обязательно помогут!

Как проявляется стресс у школьников?

Разобравшись с причинами стресса у школьников, перейдем к тому, как стресс проявляется в повседневной жизни и как вовремя его идентифицировать.

Признаки стресса у школьников мало чем отличаются от тех, которые появляются у взрослых: плохое настроение, угнетенное состояние, нервозность, слезы и повышенная эмоциональность, хроническая усталость. Профилактикой во всех случаях является диалог. Говорите с вашим ребёнком, обсуждайте происходящее в школе. Порой родительский совет действует лучше целого штата детских психологов, не забывайте об этом.

Стресс не всегда выглядит как негативная реакция. В первые месяцы обучения ребёнок может испытывать радостное возбуждение, активно делиться с родителями новыми впечатлениями, с энтузиазмом готовить домашние задания. Это и есть первая стадия стресса, которую родители часто принимают за восхищение школьной жизнью.

Вот что происходит дальше:

в организме накапливается усталость от постоянной нагрузки

Кроме уроков, дети посещают развивающие занятия, спортивные секции, сил на подготовку домашних заданий остается меньше;
вставать по утрам становится сложнее;
возникает рассеянность, неспособность сконцентрировать внимание.. Вторая стадия стресса может быть воспринята родителями как привычка, нормальное явление

Жалобы ребёнка на усталость, головную боль игнорируются. Делается акцент на успеваемость, в которой намечается тенденция к ухудшению

Вторая стадия стресса может быть воспринята родителями как привычка, нормальное явление. Жалобы ребёнка на усталость, головную боль игнорируются. Делается акцент на успеваемость, в которой намечается тенденция к ухудшению.

Неверная оценка состояния в данный период может привести к хроническому стрессу, потере мотивации к обучению, физическому истощению.

Способы преодоления стрессовых ситуаций

Родители должны знать, как снять нервное напряжение у своих детей и как помочь справиться со стрессом:

Разрешите детям напрыгаться.

Ещё вчера Вы ругали любимое чадо за прыгание до потолка на кровати? Вы были не совсем правы. Психологи заявляют, что прыжки идеально снимают психологический стресс. Во время прыжка уходит напряжение, стопа чувствует опору, а «невесомость» чудесным образом оказывает положительной воздействие на стволовые клетки мозга. С каждым прыжком тревог и забот в душе ребёнка дошкольного возраста становится все меньше. Отведите его в игровой центр на батут, который  идеально подойдет для снятия стресса.

Раскрасьте каждый день.

Если ребёнок 5 лет испытывает стресс, фиксируйте внимание на настоящем.  Нарисуйте все дни недели и раскрасьте каждый в определённые яркие цвета: понедельник – розовый, четверг – оранжевый, пятница – зеленая и так далее. Пусть в четверг Ваше чадо обращает внимание на предметы и вещи оранжевого цвета, ест оранжевые фрукты, носит оранжевые вещи

Снимите с ребёнка маску. 

Часто у детей 7 лет теряется мимика после того, как они испытали стресс, как будто лицо превращается в маску

Психологи рекомендуют начать с лепки из пластилина, затем осторожно переходите на маленькое личико ребёнка. Чистыми руками, смазанными маслом, потеребите его щёчки, подёргайте за ушки, погладьте лоб, а затем устройте соревнование, кто лучший кривляка

Корчите рожицы от души. Расслабьтесь – будет весело!

Отпустите стресс по течению.

Зачастую отрицательный опыт так глубоко западет в душу, что его сложно забыть, он как будто цепляется за наши мысли, не желая уходить в прошлое. Отпустите стресс в небо или по течению реки. Делайте это с осознанной радостью. Пусть ребёнок смастерит кораблик, соберёт все негативные мысли в кучу и с лёгким сердцем отпустит поделку по течению. Такое же можно сотворить и с надувным шариком, предложите чаду самому надуть шар.

Соберите гирлянду дружбы.

У каждого ребёнка свой темперамент и характер. Бывает, что ему не хочется общаться, помогите пережить неприятное событие.  Пусть подросток вырежет из бумаги маленьких человечков, нарисует им глаза, рот, нос, даст имена членов семьи, знакомых и друзей, а затем склеит таким образом, как будто они держатся за руки – получится гирлянда дружбы.  Это создаст образ объединения, даст ребёнку понять, что он не один.  

Игра в важное имя. Помогите ребёнку самоидентифицироваться через имя

Пусть он напишет своё имя в столбик и на каждую букву придумает красивое прилагательное с положительным смыслом. Например, Таня – Талантливая, Аккуратная, Нежная, Яркая

Помогите ребёнку самоидентифицироваться через имя. Пусть он напишет своё имя в столбик и на каждую букву придумает красивое прилагательное с положительным смыслом. Например, Таня – Талантливая, Аккуратная, Нежная, Яркая.

Пальчиковые рисунки.

Испытав сильный стресс, ребёнок закрывается, создаётся впечатление, что он боится чувствовать даже положительные эмоции. «Разморозьте» его с помощью работы пальцев. Окуните их в краску, и пусть подросток поставит несколько отпечатков. Затем включите фантазию, просите его дорисовать любимых сказочных героев, зверюшек, да что угодно.

Здесь и сейчас.

Чтобы ребёнок не фокусировался на плохих событиях в прошлом и не тревожился за будущее, важно научить его осознанно ощущать себя в настоящем. Время от времени задавайте вопрос: «Ты где?»

Ответ должен состоять из нескольких предложений и начинаться со слов: «Я здесь». Объясните, что нужно говорить об ощущениях, запахах, звуках. Ответ может быть таким: «Я здесь. Сижу на кухне за столом, приятно пахнет только что приготовленным пирогом, читаю маме книгу, с улицы доносится музыка».

Выпустить пар.

Человек так устроен, что всем нашим эмоциям нужен выход. Нервный стресс у ребёнка – повод выпустить пар. Для выплеска негативных эмоций подойдёт борьба подушками. Из этой же серии забивание гвоздей, щёлканье пузырьков упаковки, сбивание кеглей.

Если из-за стресса ребёнок боится тактильного контакта, поиграйте в дождик. Сначала слегка бейте своими пальцами по его ладошкам, затем переходите на плечи, голову, спину и всё тело. Ваш дождик должен быть разной силы: то сильнее, то слабее.

Играйте чаще с ребёнком, балуйтесь, кривляйтесь, прогоняйте плохие мысли в окно, учите фокусироваться на настоящем, и тогда он будет здоров, а в семье воцарится здоровая психологическая обстановка. Скажите сыну или дочери, что Вы его или её любите и цените. Пусть ребёнок будет уверен, что Вы заботитесь о нём и всегда поможете в трудную минуту.

Три стадии стресса

  • Стадия мобилизации. Это первая (весьма непродолжительная) реакция на воздействие стрессового характера. Ребенок испугался-закричал-побежал. Удивился-вскрикнул-заплакал. Замерз-испытал дискомфорт-начал дрожать, и так далее. Именно в этот момент может произойти выброс адреналина, который повышает наш физический потенциал в разы: заставляет поднимать тяжести, перепрыгивать через препятствия и бежать с невероятной скоростью. Понятно, что долго так продолжаться не может, и наступает…

  • Стадия сопротивления. Если критическая ситуация затягивается (например, все новые привычные действия оказываются под запретом), организм «снижает обороты». Через трехметровый забор больше никто не прыгает и Уссейна Болта на стометровке не обгоняет, но, тем не менее, мы можем, например, меньше спать, чувствовать бодрость даже обходясь скудным рационом и выполнять физическую работу без усталости. Так долго тоже продолжаться не может и наступает…

  • Стадия истощения. Сил на сопротивление негативным факторам не остается, и организм сдается. Замерзающий человек чувствует приятное тепло и сонливость, «внезапно», без всякой видимой причины развиваются соматические заболевания, нарыдавшийся ребенок засыпает буквально на ходу.

Но родители не могут постоянно находиться рядом с ребенком, поэтому важно развить у малыша стрессоустойчивость, чтобы реакция на стресс заканчивалась на первой, максимум – на второй стадии.
 

Причины появления стресса у школьников

Основной причиной появления стресса у школьников является смена обстановки и привычного образа жизни. Позади последнее лето, проведённое вне категорий школы: без списка обязательной литературы для чтения, без домашнего задания, без дополнительных занятий по отдельным предметам. Совсем недавно у ребёнка сложилось относительно устойчивое мнение об образе жизни внутри семьи, где у каждого есть конкретная социальная роль. А сейчас перед его глазами – школьная доска, парта и учитель, которого по непонятной причине нужно уважать и внимательно слушать.

Справиться с этой стрессовой ситуацией поможет подготовительный процесс, организация которого ложится на плечи родителей. Для того, чтобы ваш ребёнок не испытывал дискомфорта и излишнего волнения в первый учебный год, заранее начните знакомить его с тем, что ему предстоит увидеть за порогом учебного заведения. Объясните своему сыну или дочери, что такое воскресная школа, выберите оптимальный вариант её посещения, ориентируясь на расположение в городе, отзывы и учителей. Также помогут ролевые игры, в которых ребёнок может примерить роль как ученика, так и учителя. Создайте домашний учебный уголок, в котором будет удобный стол с хорошим освещением, подходящие письменные принадлежности. Образовательная атмосфера дома поможет вашему первокласснику сориентироваться в классе, быстрее привыкнуть к школьной парте.

Следующая ситуация, которая вызывает стресс у тех, кто впервые почувствовал на себе тяжесть гранита науки – это знакомство с новыми людьми и первые этапы жизненно важной социализации. В том случае, если вы замечаете какие-то проблемы с общением вашего ребёнка со сверстниками – не спешите решать всё сами

Вполне возможно, что вашему ученику требуется помощь профессионала – хорошего детского психолога. Если вы видите, что проблема не имеет глубоких корней, и общение идет с трудом из-за обычной застенчивости или по другой подобной причине – не бойтесь помочь вашему ребёнку. Главное – не забывайте, что с того момента, как ваша дочь или сын перешагнули школьный порог – ваши социальные действия по отношению к ней или к нему будут фиксироваться и впоследствии влиять на все одиннадцать классов

В том случае, если вы замечаете какие-то проблемы с общением вашего ребёнка со сверстниками – не спешите решать всё сами. Вполне возможно, что вашему ученику требуется помощь профессионала – хорошего детского психолога. Если вы видите, что проблема не имеет глубоких корней, и общение идет с трудом из-за обычной застенчивости или по другой подобной причине – не бойтесь помочь вашему ребёнку. Главное – не забывайте, что с того момента, как ваша дочь или сын перешагнули школьный порог – ваши социальные действия по отношению к ней или к нему будут фиксироваться и впоследствии влиять на все одиннадцать классов.

Как развить у ребенка стрессоустойчивость

  • Работайте над эмоциональным интеллектом.Учите ребенка дифференцировать собственные чувства, искать и формулировать их причину. Такой навык самоанализа пригодится ему в любой напряженной ситуации.

  • Постепенно делегируйте ребенку ответственность за принятие решений. Ощущение «от меня ничего не зависит, я ничего не могу» ‒ достаточно серьезный стрессовый фактор.

  • Учите ребенка техникам расслабления. Этот совет многие родителям кажется странным, но, тем не менее, он очень актуален. Закрыть глаза и представлять себе приятные вещи – самый простой и доступный прием. Еще один момент, который часто упускают усердные родители: у ребенка должен быть каждый день период «ничегонеделания»: он может развлекаться по своему усмотрению или даже просто валяться на диване. Это не пустое времяпровождение, а «перезагрузка мозга»!

  • Дайте ребенку точку опоры. Вводите в семейную жизнь устойчивые ритуалы (от обязательного чтения перед сном до семейных поездок), и помогите ему найти собственные ритуалы (например, обязательно убрать рабочий стол перед началом работы). Такие рутины помогают отключиться от источника непродуктивного беспокойства.

  • Ну и последний фактор – следите за здоровьем ребенка! Организм больного человека не может противостоять стрессу, поэтому режим дня, правильное, здоровее, полноценное питание, физическая активность – лучшая профилактика стресса.

Последний совет для родителей: спокойствие, только спокойствие! Чем спокойнее вы сами, чем меньше нервничаете и переживаете, тем легче вашему ребенку. Позаботьтесь о себе, это лучшая забота о ребенке!

4.06.2020

  
  о детях от 4 до 7 лет, взаимоотношения с окружающими  Другие статьи автора

Способы развития стрессоустойчивости

Чтобы
сформировать у ребенка стрессоустойчивость, необходимо, чтобы,
в первую очередь, он чувствовал себя защищенным.

Чтобы
ребенок был защищен, надо:

всегда давать ему выговориться, даже если вы считаете, что это ерунда, а у вас куда более важные дела. Ведь потом выяснится, что важнее нормального отношения в семье ничего нет

Ваш ребенок — это ваше будущее, ваше благополучие и ваша защищенная старость;
постараться вместе ответить на волнующие ребенка вопросы, помня, что ему очень важно не оставлять это на потом, а сейчас разобраться и понять в чем суть проблемы.  Недопонимание и нерешенность проблем ложится тяжким бременем на все существование человека, вносит диссонанс в жизнь, неуверенность в себе самом и ведет к конфликтам с окружающими.
показать ребенку, что он ЛЮБИМ и НУЖЕН, это не должно подразумеваться, это должно быть показано и высказано, потому что, когда у ребенка неприятности, ему нужна реальная поддержка и забота, тепло и ласка, доверие и сочувствие

Для
определения стрессоустойчивости ребенка можно провести следующий тест.
Попросить малыша представить следующую ситуацию.

«Маленький птенчик выпал из гнезда
в плохую погоду и оказался посреди леса. Как думаешь, что
он будет делать?»

В зависимости
от того, какой ответ даст ребенок, можно судить о его
стрессоустойчивости. Если малыш утверждает, что птенчик попробует сам найти
дорогу или попросит о помощи окружающих, то в таком случае можно
говорить о хорошей стрессоустойчивости. А вот если ребенок говорит,
что птенчик бы испугался, расплакался и просто ждал бы помощи,
то у него не развита стрессоустойчивость.

Эффективной
для развития стрессоустойчивости является игра «Щит». Вместе
с ребенком следует изготовить щит — из картона или куска фанеры.
Можно его разукрасить, разрисовать как угодно. Ребенок берет в руки щит
и защищается им от шариков, которые в него бросает кто-то
из родителей. Его задача — не допустить, чтобы шарики попали
в него, он должен защищаться щитом. В это время необходимо
с ним проговаривать, проводя аналогию, что вот эти шарики — разные
неприятности, которые могут вызвать плохое настроение. Это разные ситуации,
которые могут вызвать дискомфорт, негативные эмоции, расстроить или напугать.
Это может быть что угодно — злое и агрессивное поведение других
детей, расстройство из-за сложного задания в детском саду.

Следующая
игра называется «Талисман». Она поможет ребенку почувствовать себя
в безопасности. Есть несколько вариантов, и родители могут выбрать
тот, который больше всего подойдет их ребенку. Например, придумать для
ребенка тайный знак или символ, который будет служить защитой от неприятностей.
Этот знак можно вышить на одежде, нарисовать и наклеить
на игрушку, коробочку — любой предмет, который ребенок носит
с собой в детский сад.

Как
вариант, ребенок может носить с собой маленькую фигурку супергероя
Спайдермена, Бэтмена или любого сказочного персонажа, которого он любит.
Столкнувшись со стрессовой ситуацией, ребенок будет думать о том, что
есть герой-талисман, который его защитит и подскажет, как себя правильно
вести.

Также
для развития стрессоустойчивости можно использовать и стимулирующие
упражнения, повышающие энергетический потенциал:

  • хлопки (ладонями,
    кулаками);
  • самомассаж
    головы;
  • самомассаж ушных
    раковин;
  • самомассаж стоп;
  • массаж
    и самомассаж кистей и пальцев рук;
  • работа
    с пальцами (выполнение различных фигурок из пальцев)

Данные упражнения не только направлены
на повышение функционального уровня систем организма и потенциального
энергетического уровня, но и обогащают знание ребенка
о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают
и уравновешивают психику. Кроме
того, уровень стрессоустойчивости детей можно повысить, если:

Кроме
того, уровень стрессоустойчивости детей можно повысить, если:

  • детей окружают
    позитивно настроенные люди;
  • у ребенка
    много положительных эмоций;
  • ребенок настроен
    позитивно;
  • у ребенка
    есть ощущение «надежного плеча рядом», «надежного партнера»;
  • ребенок уверен
    в себе;
  • у ребенка
    большое количество положительных эмоций, полученных в результате
    двигательной активности (движение — это жизнь);
  • ребенок здоров
    физически и психически.

Снижение успеваемости

О том, что ребенок находится в плохом психо-эмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.

Что делать? Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей.«Какие оценки?», расспрашивайте о его чувствах, настроении, поддерживайте. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребенка. По возможности, помогайте ребенку выполнять трудные задания.

 8. Быстрая утомляемость

, трудности с учебой, которая раньше давалась легко. Ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.

Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.

Когда ребенок оказывается в стрессовой ситуации?

 
Помимо вполне понятных житейски стрессовых ситуаций – испугался собаки, обжегся, упал с высоты, словом, тех ситуаций, когда возникает знакомая нам всем реакция «бей и беги», для ребенка стрессовыми могут быть ситуации, когда первая стадия почти незаметна и сразу переходит во вторую.
 
К таким фактором относится, прежде всего, разлука с родителями. Ребенок может быть не готов к тому, что мама возвращается на работу, а он остается с няней или бабушкой, он может тяжело переживать необходимость посещать детский сад или школу. Известные многим родителям психосоматические реакции (как в школу идти – так живот болит) – это как раз стрессовая реакция организма.

Тревожное настроение в семье всегда становится источником стресса для ребенка. Это может быть сложная финансовая ситуация, дисгармоничные супружеские отношения, конфликты с родственниками, болезни или, как сейчас, эпидемическая ситуация. Родители могут даже не обращаться напрямую к ребенку, но беседовать между собой, напряженно слушать и пересказывать новости из СМИ, просто меньше общаться с ребенком (потому что на это не остается сил).
 
В этом случае родители могут и не заметить первую реакцию «бей и беги», зато очень ярко проявляется вторая стадия стресса, стадия сопротивления: ребенок хуже спит, мало (или непривычно много) ест, капризничает по любому поводу, не может сосредоточиться на привычных занятиях.
 
Наконец, серьезное травматическое воздействие (избиение, сексуальное насилие, психологическое насилие, участие в ДТП или переживание природной или техногенной катастрофы) могут вызвать длительное психическое расстройство – так называемое посттравматическое стрессовое расстройство. Большинство обывателей считают это специфической проблемой военных, вернувшихся из горячих точек, но на самом деле жертвы домашнего насилия страдают от ПТСР не меньше.

Все-таки ПТСР – это особый случай, который нужно обсуждать отдельно, мы же остановимся на практической задаче, с которой сталкиваются почти все родители:
 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: