10 советов, как справиться с родительским стрессом и не выгореть, воспитывая детей

Издержки подхода

Стремление удовлетворить все потребности малыша часто загоняет родителей в ловушку. Они не могут вовремя остановиться и продолжают удовлетворять каждый каприз уже подросшего карапуза. И тогда их радостное сосуществование с ребёнком превращается в зависимость взрослых от маленького человечка. А иногда даже в тиранию взрослых. Никто не выигрывает в такой ситуации. Дети растут эгоистичными, капризными, неуверенными в себе, родители — издёрганными, раздражёнными, агрессивно пытающимися восстановить баланс сил в семье.

В стиле сближения достаточно трудно растить более чем одного малыша с небольшой разницей в возрасте. Для родителей это может быть ситуация на разрыв.

Формы неприятия ребенка

Границы неприятия недостаточно четкие, однако можно определить некоторые виды неприятия.

  1. Безусловное непринятие ребенка. Обычно оно возникает у людей с несформированным родительским инстинктом. Ребенок может быть помехой для достижения целей или для получения удовольствия от жизни. Нередко такие родители «пристраивают» малыша к бабушкам, рано отдают в детский сад (ясли), направляют в школы с полным пансионом или круглосуточным содержанием. После родов мать не кормит ребенка грудью не в силу физиологических причин, а из-за нежелания. Детские капризы могут вызвать приступы агрессии по причине отсутствия жалости и любви к малышу.

    Часто родители хорошо понимают, что ведут себя неправильно, но не могут изменить свое отношение к ребенку.

  2. Условное принятие. Может возникнуть из-за того, что ребенок был нежеланным, или, возможно, с появлением малыша связаны негативные или даже трагические события в семье (например, смерть или болезнь мамы, уход из семьи папы, потеря жилья или работы), или ввиду других причин. Окружающие, а особенно мать, на подсознательном уровне связывают с ребенком жизненные проблемы и проецируют на него свое отношение к жизни. Родители отказываются принимать и любить ребенка, как отказываются принимать свою несчастливую жизнь. При этом они удовлетворяют потребности ребенка, играя роль мамы или папы, так как это поощряется социумом. Нередко такие родители укоряют себя в том, что не могут полюбить ребенка. Страдают от своего неприятия, обращаются к психологам и нуждаются в помощи и поддержке не меньше, чем сами дети.

  3. Эмоциональное отвержение. В этом случае родители выполняют родительские функции в полном объеме: ухаживают, проявляют заботу, переживают во время болезни, интересуются жизнью своих детей. Эмоциональное отвержение может проявляться лишь в некоторых формах:

    • Постоянные нравоучения. Родителям кажется, что дети ведут себя не так, как надо. По этой причине они постоянно воспитывают детей, наказывают за малейшие провинности, оставаясь в эти моменты, как правило, хладнокровными. В таких семьях могут быть обычным делом моральные унижения.

    • «Ледяное» молчание. Проступки ребенка наказываются «ледяным» молчанием. А так как у «непринятого ребенка» родители замечают очень много проступков, в семье прочно устанавливаются холодные отношения.

    • Полная бесконтрольность. Дети часто предоставлены сами себе. В семье не установлены рамки поведения, родители не интересуются душевным состоянием ребенка. Нередко это возникает после развода, когда родители заняты устройством своей личной жизни. Иногда бесконтрольность объясняется высоким уровнем занятости современных родителей, но ведь душевный контакт не требует большого количества времени, не правда ли?

    • Подмена духовной близости материальными ценностями. Родители оправдывают себя недостатком времени и необходимостью работать на благо общего семейного счастья. Но ведь ни за какие деньги нельзя купить нежность и любовь близких. А время, которое могло бы быть им посвящено, бесследно утекает.

Преимущества подхода

Основные правила грудного вскармливания, озвученные Серзами, а также их психологическая поддержка убедили многих матерей в том, что кормить грудью может любая женщина, причём столько, сколько захочет.

Стиль сближения вводит в моду ношение ребёнка в слинге — длинном лоскуте ткани. Постоянное пребывание с мамой делает малыша более спокойным и психологически устойчивым. Мама не страдает от чувства вины, но и не чувствует себя обременённой материнством. Благодаря слингу она может одновременно быть с малышом и заниматься своими делами.

Воспитанные «по Серзам» малыши в целом меньше плачут. Воспитание детей уже не кажется непосильной ношей. Родители охотнее соглашаются родить второго-третьего-четвёртого ребёнка.

Стресс или депрессия?

Послеродовой стресс – явление очень распространенное. О нем не понаслышке знают примерно 70–85% процентов всех молодых мам. Обычно женщина начинает чувствовать его симптомы через 1–3 дня после родов. Это не очень приятное состояние не требует специального лечения и обычно проходит по истечении двух, максимум трех недель. Послеродовой стресс свидетельствует о том, что ваше сознание приспосабливается к изменениям в вашей жизни точно так же, как ваше тело восстанавливается после беременности и родов. Предположительно он вызван гормональными колебаниями, которые происходят в организме после родов, а также возникшим в связи с рождением малыша эмоциональным напряжением.

Очень важно не допустить, чтобы этот «безобидный» стресс не перешел в послеродовую депрессию. Это гораздо более серьезная проблема, с которой сталкиваются около 10% матерей

Чаще всего депрессия начинается через 2–3 недели после родов и может длиться несколько месяцев. Справиться с ней самостоятельно очень трудно и лучше вовремя обратиться к врачу, который подберет подходящее лечение. В группе риска в первую очередь находятся женщины, в семье которых были случаи депрессии или психических заболеваний. Другие провоцирующие факторы – тяжелые или осложненные роды, нежелание иметь ребенка, аномалии развития плода, трудная социальная или материальная ситуация, а также недавно перенесенный сильный стресс.

Причины возникновения этого состояния до конца не изучены. Для того чтобы быстрее избавиться от возникшего после родов стресса, а также не допустить возникновения депрессии, попробуйте следовать этим специально разработанным советам.

Основные идеи

Норма, предписанная врачами, сменяется на антинорму, а точнее на то, что никаких норм не существует. Вернее, их задает ребенок. Вполне постмодернистский подход.

Это не «гибкий график» доктора Спока, а «кормление по требованию», причём буквально по первому требованию малыша. Количество и время сна, продолжительность и частоту кормлений, равно как и продолжительность грудного вскармливания вообще определяет сам ребенок. Он, а не районный педиатр становится главным человеком.

Правилен ли такой подход? Думаю, в той культурно-исторической ситуации он казался очень разумным, новым, смелым. Но любое дерево познается по плодам, а было это довольно давно. Мы теперь живем в государстве с другим названием, и социальная реальность вокруг иная. Дети, выросшие первыми в этом подходе, давно уже сами родители. И очень интересен их выбор, часто свободный от перегибов родителей-новаторов.

Используя идеи и исследованиями профессора физиологии И.Аршавского, родители перемещают своих младенцев из тепличных, изнеживающих условий педиатрического подхода в условия физиологического стресса и двигательной активности. Причем (как и все в этом подходе) стресс должен быть жестким. А самый простой и эффективный физиологический стресс — холод. Купание в проруби, ныряние, динамическая гимнастика становятся ежедневными занятиями малышей с момента их рождения.

Всем ли младенцам полезен такой подход? Помогает ли он развиваться родительским чувствам? Хороша ли смена одной доктрины на другую? Все эти вопросы возникнут позже, спустя десятилетия анализа опыта «сознательного родительства».

Младенец — это кто? Не только свобода движений ребёнка, но и свобода его выбора становятся главными ценностями и главным завоеванием «сознательных родителей». От ребёнка не требуют послушания, скорее, родители ждут от него разумного сотрудничества и страшно боятся подавить его волю и творческое начало. С первых дней жизни. Иногда доходя буквально до маразма и подвергая нервную систему малыша истощению. Не зная и не учитывая многих моментов психологии возраста. Например: если ребенок открыл глаза, значит, спать не хочет. А ведь часто малыши открывают глаза и пытаются «вывалиться из сна» при смене его фаз…

Долой стерильность! Стерильность и «особые» условия для малыша начинают казаться смешными. Родители демонстративно вписывают своих крох во взрослый образ жизни: они спят в одной кровати, берут детей с рождения с собой в походы, купают во взрослой ванне, а не в специальной детской, растят их не в манеже, а просто выпускают ползунков на пол. Причем не только на домашний помытый пол, но и в гостях.

Отношение к ритму и режиму. Ритмичность и упорядоченность жизни малыша не считается чем-то важным, существенным, определяющим развитие. С ним столько всего надо успеть сделать, пока он не спит! Тут не до каких-то (навязанных извне) ритмов.

Кроме того, существовали мифы, например: «Дети, с которыми занимаются плаванием, меньше спят». Считалось, то потребность в сне у таких деток меньше, — а на самом деле ребенок нередко находился в таком состоянии перевозбуждения, что просто не мог заснуть.

Как помочь ребёнку справиться со стрессом?

Способ 1: игра

Первый и самый простой и одновременно действенный способ — помощь игрой. Если ребёнок готов вас принимать в свои игры, это очень хорошо. Проиграйте с ним травмирующую ситуацию. Пусть ребёнок выступит в роли обидчика или жертвы, в роли учителя, а не только ученика, станет ненадолго отцом или матерью семейства. Если ребёнок напуган или сильно расстроен чем-то, смоделируйте эту ситуацию в игре. Но теперь всё должно обязательно закончиться хорошо. При помощи игрушек подскажите малышу, как и что он мог сделать или как ему себя вести, если травмирующая история повторится.

Способ 2: искусство

Используйте лечебную силу искусства: слушайте с ребёнком красивую музыку, танцуйте под неё (только обязательно вместе), рисуйте, пойте, читайте книги. Всё это — прекрасная антистрессовая терапия.

Способ 3: шалости

Расслабьтесь и похулиганьте:

  • Устройте весёлую возню, в ходе которой обнимайте и целуйте ребёнка.
  • Подушечный бой – тоже действенный способ выплеснуть негативную энергию и снять стресс. В качестве замены громоздким и тяжёлым подушкам отлично подойдут лёгкие и безопасные мягкие кубики, которые продаются в отделах игрушек для самых маленьких.
  • Наполните водой ванну и пускайте вместе кораблики.
  • Просто полежите, обнявшись и болтая обо всём на свете, не отвлекаясь на дела, телевизор или телефонные звонки.
  • Отправьтесь в лес и там покричите во всё горло.

Если ничего из вышеперечисленного не помогает, и ребёнок по-прежнему не пришёл в себя, то не тяните и обратитесь к врачу. Для начала можно сходить к педиатру. Он назначит обследование, которое поможет определить, в чём проблема. Пусть вас не смущает, что придётся проверить работу сердечно-сосудистой системы ребёнка, органов пищеварения и оценить гормональный фон. Малейшие отклонения в них тоже могут влиять на самочувствие и настроение малыша или школьника.

В случае, когда обследование не выявило никаких проблем, доктор направит вас к неврологу, психологу или психиатру. Не пугайтесь и ни в коем случае не пренебрегайте советом педиатра. Психиатр — это не страшный врач, один визит к которому ставит крест на светлом будущем ребёнка и ломает ему всю жизнь. Современная психиатрия — это не карательная система, врачи-психиатры способны помочь в самых разных случаях. И вовсе не обязательно малышу пропишут ударные дозы тяжёлых препаратов.

Имейте в виду, что даже если специалисты назначат медикаментозное лечение, лекарства не смогут выступить в роли волшебной палочки. Снять симптомы — не главное

Важно научиться жить так, чтобы ребёнок больше не страдал от стрессов. Поэтому желательно обратиться к психологам, которые научат самого «пострадавшего» и его родителей действовать так, чтобы больше поводов обращаться к врачам не было

Если ситуацию не запускать, то прогнозы специалистов весьма обнадёживающие: детский стресс обязательно сдаст свои позиции и перестанет отравлять жизнь ребёнку и его родным.

«Самостоятельный ребенок, или Как стать ленивой мамой»

Анна Быкова

Анна Быкова — педагог и практикующий психолог. Книга написана для родителей, которые хотят сделать детей самостоятельными, но им некогда разбираться в процессах, которые происходят в мозге ребенка. Простой язык и вставки-комиксы делают эту полезную книгу легким чтением.

Каждый родитель, по мнению Быковой, в процессе воспитания делает выбор: либо быстро сделать всё самому, либо дать ребенку научиться. Как правило, родители выбирают сиюминутную выгоду вместо долгосрочной перспективы — но воспитание ребенка должно начинаться с работы родителя над собой. Дети остаются несамостоятельными, если это выгодно взрослым, ведь зависимый от тебя человек — это отличное подтверждение собственной ценности.

В некоторых семьях создается замкнутый круг: родители зависят от детей, поэтому дети зависят от родителей. Жертвенность, свойственную гиперопекающим родителям, Быкова считает перекладыванием ответственности на детей за свое неумение жить.

Что такое родительская тревожность, и как она проявляется

Определённый уровень тревожности для человека нормален. Тревога необходима, чтобы вы могли оценить степень реальной опасности, она помогает адекватно реагировать на события. Если родитель совсем не тревожится, это говорит о каких-то проблемах в семье. 

Бывает патологическая тревожность. Она возникает из внутренних физиологических процессов в организме, никак не связана с реальной жизнью и не приносит никакой пользы. С такой тревогой надо обращаться за помощью к специалисту.

Между нормальным и патологическим уровнем тревожности есть пограничные состояния, когда родитель ограничивает ребёнка больше, чем требует ситуация. Обычно эти ограничения неадекватны ситуации или возрасту ребёнка. Например, 15-летнего не пускают проехать две остановки на метро к друзьям. Родители обычно объясняют эти ограничения заботой, но ребёнок чувствует, что требования к нему не соответствуют реальности, и воспринимает их как давление.

Правда уберегает от стрессов

Чтобы не подвергаться стрессам, нужно быть честными. Не льстите ради своей выгоды. Говорите то, что чувствуете на самом деле. Правда спасает от возникновения новых стрессов.

Истина зачастую бывает горькой, но сказав ее, вы будете честны перед собой и другими.

Не надо говорить резко, с сарказмом или иронией, надо просто открыто высказать свое личное мнение.

Если вы будете чувствовать себя неудовлетворенными в работе, опираться на чужое мнение, врать ради доброго имени и одобрения общества, верить в свою бездарность, пессимистично мыслить, думать только о своих слабых сторонах и ошибках, копить обиды и огорчения…

Если вы станете слушать неприятные речи в свой адрес, вечные разговоры о болячках других, дружить с неприятными вам людьми, копить в доме ненужный хлам, фальшивить в отношениях…

Если вы начинаете много нового, но ничего не доводите до конца, постоянно берете кредиты… В таком случае вы запускаете в свою жизнь огромное количество стрессов, которые мешают вам превратиться из несчастной золушки в счастливую принцессу.

Не терпите ложь, негатив, прошлые негативные эмоции и чувства. Говорите то, что хотите высказать, думайте о позитиве, живите по своим материальным средствам, занимайтесь любимым делом, ищите свое место в жизни

Не обращайте внимание на гнев и обиды окружающих, стремитесь избавляться от старья, наводите порядок в голове и доме, прощайте без сожаления

Это поможет вам четко увидеть, как не дать стрессам взять над вами верх. Так вы сможете грамотно и быстро написать новую страницу своего романа о личном счастье без стрессов.

Вы способны самостоятельно не пускать стрессы в свою жизнь, можете с легкостью или небольшим трудом перестать терпеть обиды, насмешки, негативное мнение окружающих.

Все будет вам по силам, если вы решите стать счастливыми.

Признаки стресса у детей

У детей стрессовое состояние часто связано не только с проблемами в детском саду или школе, но и с недостатком родительского внимания, кажущимся или реальным

И важно, чтобы близкие понимали, что происходит с ребёнком и могли вовремя помочь ему. А для этого обязательно нужно знать, как «выглядит» детский стресс:

Стресс в возрасте до 2 лет:

  • Малыш раздражителен.
  • Ребёнок отказывается от еды (причём он может как на самом деле терять аппетит, так и делать это демонстративно, «на зло»).
  • Наблюдается ухудшение сна.

Стресс у дошкольников:

  • Ребёнок становится более требовательным и вспыльчивым, чем обычно. Появляются или усиливаются/учащаются вспышки агрессии.
  • Вполне самостоятельный до этого дошколёнок «впадает в детство», может коверкать слова, сосать пустышку, проситься на ручки и т.д. В тяжёлых случаях могут даже появиться проблемы с контролем мочеиспускания.
  • Усиливаются детские страхи, в том числе и те, с которыми ребёнок уже успел справиться.
  • Отмечается частое, резкое и необоснованное ухудшение настроения, слезливость.
  • Возникают или усиливаются дефекты речи.

Стресс у младшеклассников:

Школьники быстро устают, жалуются на отсутствие сил.
Появляются или усиливаются ночные кошмары.
Учащаются и даже становятся постоянными капризы. Ребёнок ведёт себя вызывающе не время от времени, а ежедневно

На эту «примету» стоит обратить особенное внимание родителям спокойных до этого детей. Если капризы сохраняются в течение недели и долее, то можно говорить о стрессовом состоянии.
Дети жалуются на головные боли, тошноту, дискомфорт и боли в области сердца.
Ребёнок говорит о желании вернуться в дошкольное прошлое, ведёт себя как маленький.
Родители замечают частые попытки обмануть их.
Отмечается постоянное нежелание идти в школу и общаться с друзьями.
Появляется или усиливается замкнутость, ребёнок уходит в себя.

Обратите внимание на то, что чем старше дети, тем больше «примет» у стресса.  С одной стороны, это хорошо — есть вероятность, что взрослые быстрее заметят неблагополучие. С другой плохо — легко спутать стрессовое состояние с простой усталостью, плохим характером и тому подобным

Поэтому нужно быть настороже и не отмахиваться от мимолётных подозрений. Имейте в виду, что вовсе не обязательно отмечается весь комплекс «примет».

«Отпустите их»

Джули Литкотт-Хеймс

Джули Литкотт-Хеймс 10 лет была деканом по работе с первокурсниками Стэнфордского университета и заметила, что студенты приходят в вуз не готовыми к самостоятельной жизни. Они забивают на учебу, потому что не понимают, зачем старались сюда поступить, не могут составить себе расписание и чуть что звонят родителям. Почему так происходит? Автор считает, что дело в гиперопеке: нам хочется вырастить детей успешными, но некоторые родители стали слишком узко понимать успех.

Стремление вырастить конкурентоспособных детей ведет к гиперопекающему поведению.

Исследователи детского развития Фостер Клайн и Джим Фэй в 1990 году придумали термин «родители-вертолеты» (helicopter parents), которые нависают над ребенком, контролируя каждый аспект его жизни. Литкотт-Хеймс разбирает поведение таких «вертолетов», которые из любви и страха не дают детям развиваться самостоятельно. Их поведение внушает ребенку, что без родителей он ни на что не способен, лишает уверенности в себе и чувства контроля. Более вероятно, что у таких детей разовьется тревожность и депрессия.

Особое внимание Литкотт-Хеймс уделяет гонке поступления в университет, которая начинается буквально с пеленок — от стремления записать ребенка во все кружки и склеивания за него поделки в первом классе до выбора предметов для сдачи ЕГЭ. Гиперопека — это источник проблем не только для детей, но и для родителя

Гиперопека — это источник проблем не только для детей, но и для родителя.

«Тайная опора: привязанность в жизни ребенка»

Людмила Петрановская

Людмила Петрановская — семейный психолог, педагог, публицистка. В своей книге она показывает эволюцию привязанности: от первых дней жизни, когда она обеспечивает выживание, до уже зрелого возраста, когда душевная связь становится источником поддержки.

От рождения до года привязанность — жизненно важная потребность младенца, гарантия его выживания. Этот период называют донашиванием, так как ребенок совсем не готов к самостоятельной жизни и по-прежнему тесно связан с матерью. При прочной привязанности у ребенка формируется базовое доверие к миру, закладывается фундамент личности — «Я существую, и это хорошо», появляются основы самооценки. В этом возрасте благополучие ребенка зависит от отношений со значимыми взрослыми.

От 1 года до 3 лет привязанность — ориентир в мире ребенка, установка следовать за своим взрослым. Этот этап называют «у юбки», так как ребенок, постепенно обретая способность к передвижению, чувствует себя в безопасности, находясь под чуткой опекой родителя. Это период следования за своим взрослым в прямом и переносном смысле. У ребенка появляется способность понимать слова и слушаться, в его жизни начинает формироваться зона ответственности за свое благополучие и безопасность.

С 4 до 7 лет привязанность — основа потребности заботиться о других

В этот период у детей формируется эмпатия и рефлексия, поэтому важно давать ребенку как можно больше живого общения и игр с членами семьи и другими детьми. В этом возрасте дети начинают осознавать свои чувства к другим людям, признаются родителям в любви, хотят брата, собаку или хомячка

С другой стороны, в эти годы психика человека особенно уязвима — большинство неврозов начинаются именно тогда.

С 7 до 12 лет привязанность к родителям — надежный тыл, но уже не главный интерес в жизни ребенка. В этом возрасте он ищет себе нового наставника — учителя или тренера. Это будет новая привязанность в его жизни, но помимо заботы в таких отношениях появляется оценка, а вместе с ней мотивация. Если в психологически здоровом варианте развития событий родительская любовь будет с ребенком всегда, независимо от его стараний и успехов, то любовь наставника надо заслужить.

От 12 до 15 лет привязанность — сдерживающий механизм. У подростков начинается период сепарации.

«Самостоятельные дети»

Уильям Стиксруд, Нед Джонсон

Клинический нейропсихолог Уильям Стиксруд и основатель репетиторской компании Нед Джонсон разбирают этапы формирования нервной системы ребенка

Они рассказывают, почему так важно позволять детям принимать решения с ранних лет: мозг развивается в соответствии с тем, как им пользуются!. При стрессе префронтальная кора переполняется дофамином и норадреналином, что мешает нам ясно мыслить

Миндалина — это примитивный центр обработки эмоций, она реагирует на стресс, пробуждает защитную реакцию, чтобы помочь нам выжить. Таким образом, регулярный или длительный стресс дезорганизует мозг

При стрессе префронтальная кора переполняется дофамином и норадреналином, что мешает нам ясно мыслить. Миндалина — это примитивный центр обработки эмоций, она реагирует на стресс, пробуждает защитную реакцию, чтобы помочь нам выжить. Таким образом, регулярный или длительный стресс дезорганизует мозг.

Чтобы вернуться в состояние покоя, необходимо чувство контроля над ситуацией, причем оно не обязательно должно быть реальным. Если нам кажется, что мы можем что-то контролировать, даже мелочи, то уровень стресса снижается, а мотивация растет. Это способствует успехам в учебе и карьере. Такой взгляд поможет понять детей, которые действуют в ущерб собственным интересам. Например, родители постоянно давят на ребенка из-за уроков, а он отказывается их делать, хотя прекрасно понимает, что этим закрывает себе дорогу к знаниям.

Как справляться с тревожностью самостоятельно

«Звонок другу»

Когда вы тревожитесь, то не можете адекватно оценить ситуацию, в голову лезут только всякие ужасы. Например, ребёнок опаздывает домой с занятий на 20 минут, а его телефон недоступен. Если в этот момент позвонить подруге, она наверняка скажет: «Не волнуйся, наверняка у него просто сел телефон!»

Другой человек, который не охвачен этой тревогой, помогает запустить процесс мышления. Вы начинаете обдумывать ситуацию, и тревожность снижается.

«Худший вариант»

В момент, когда вы охвачены тревогой, представьте худший вариант развития событий и обдумайте стратегию ваших действий. Например, вы беспокоитесь, что ребёнок не сдаст ЕГЭ. Что тогда случится? Как вы и он будете выходить из этой ситуации? Какой план Б можно придумать? Размышляя над стратегией, вы успокоитесь.

«Кто критикует»

Если вы переживаете из-за возможной негативной оценки себя как родителя, подумайте, кто даёт вам эту негативную оценку. Какой образ возникает в вашем сознании, когда вы думаете о подобной критике? Поговорите с этим образом, вспомните, на кого он похож из вашего детства. Спросите себя, всегда ли критические оценки этого человека были адекватны? Быть может, в других вещах вы давно их переросли, а в родительстве ещё нет.

Разделение ответственности

С партнёром. Тревожной матери помогает разделение ответственности с отцом ребёнка — и наоборот. Не исключайте второго родителя из процесса воспитания. Пусть он тоже принимает решения, куда можно отпускать подростка, а куда нет, как планировать его будущее и так далее.

С тренером, педагогом, преподавателем. Если ребёнок идёт в поход или на экскурсию, разделите ответственность с сопровождающим: будьте с ним в контакте, обсуждайте ситуацию и возможные меры на случай форс-мажора.

С врачом. Этот способ подойдёт, если вас беспокоит здоровье ребёнка. Консультация врача и соблюдение его рекомендаций уменьшит тревожность.

Группа поддержки. Если вы беспокоитесь, достаточно ли вы хороший родитель и правильно ли растите ребёнка, найдите группу поддержки для родителей подростков. Сейчас таких групп очень много, иногда их ведёт психолог, иногда это просто коллектив родителей, собравшихся для взаимной поддержки. Вы можете сами создать такую группу, если у вас есть подруги с детьми того же возраста.

Почему стресс — это реакция на новизну?

Стресс необходим для развития и существования. Вредоносным скорее стоит считать не само состояние стресса, а неблагоприятные воздействия или изменения среды, которые спровоцировали потребность адаптироваться к ним. Стресс запускает реакцию адаптации, то есть приспособления к условиям новой ситуации или к наличию раздражителя. При регулярном воздействии раздражителя эффект новизны исчезает или снижается и, соответственно, снижается уровень стресса — наш организм спокойнее на него реагирует. Это снижение обычно интерпретируется как привыкание.

Чтобы продемонстрировать, что стресс является реакцией на новизну, а не на изменившиеся к худшему условия среды, в своей книге «Стресс, который всегда с тобой» Дмитрий Жуков приводит в пример кота, запечатленного на фотографии во время Сталинградской битвы.

Судя по его позе, кот не испытывает стресса, хотя и находится на поле боя. Более того, на фотографии видна записка, прикрепленная к его ошейнику, то есть кот играл роль связного. Военные условия — несомненный источник сильного стресса, тем не менее кот сумел адаптироваться к ним, так как вырос на войне. Выстрелы и взрывы, которые в мирных условиях вызывают стресс, кот стал воспринимать как неотъемлемые составляющие среды его существования.

Воспитание по Серзам

Книги американцев Уильям и Марты Серз, особенно «Ваш ребёнок от рождения до двух лет», стали программными для родителей 90-х годов. В отличие от всех предыдущих концепций эта создавалась «профессиональными родителями», воспитавшими восьмерых детей. Хотя Уильям Серз — педиатр, на первый план он ставит не теоретические знания, а свой родительский опыт. Причём создавался этот стиль именно парой, при одинаковом участии папы и мамы. (Справедливости ради нужно отметить, что предвестники «сознательного родительства» супруги Никитины тоже разрабатывали свои принципы воспитания вместе.)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: