Родительский гнев: 5 способов справиться с раздражением

Злость на ребенка или на обстоятельства?

Это первое, в чем стоит разобраться: реальная причина своих эмоций. Да, дети порой доводят до слез и крика своим поведением, но…

Например, ситуация — злюсь, когда ребенок плачет. Вам бы стало спокойнее, если бы его взял укачивать муж? Может, вы хотели бы, чтобы детскую истерику не видели посторонние люди? Или вам было бы эмоционально легче, если бы вы были в этот момент выспавшейся, отдохнувшей, вовремя поевшей хорошей еды? Или ваше настроение изменила бы возможность прямо сейчас выпить кофе с тортом, а потом еще целый день не заниматься рутинными обязанностями? Детский плач — конечно, очень раздражающий звук, но есть много условий, при которых он становится куда более переносимым испытанием…

То же самое можно отнести к другим действиям ребенка. Маленький сын или дочь что-то сломали — вы бы не злились, если бы замена или починка сломанного не отражались на вашем бюджете? Ребенок гиперактивный и виснет на вас — облегчила бы вам жизнь возможность сдать его няне на основную часть дня? Малыш не спит ночью — вы не испытывали бы бессильный гнев от проблем с укачиванием, если бы родичи подменяли вас и давали бы вам высыпаться по 8 часов без вставаний к ребенку?..

А может быть просто пора отдохнуть и попросить помощи родных?

Как справиться с гневом на ребенка: практические советы

Гнев подобен взрыву: вспышка происходит молниеносно, следовательно, уловить этот момент и взять себя в руки очень сложно. Психологи советуют проанализировать механизм, который вынуждает вас реагировать подобным образом, и причины, которые служат «пусковой кнопкой». Как бороться с привычным сценарием поведения?

Шаг 1. Остановитесь

На каком этапе развития сценария вы бы себя не поймали, чтобы не происходило, остановитесь. Таким образом вы дадите себе передышку, во время которой сможете осмыслить происходящее. Если вы научитесь останавливаться, то это уже победа. Способность прервать эмоциональный взрыв означает, что со временем вы научитесь брать свои эмоции под контроль. Возможно, эта остановка убережет вашего ребенка и вас от непоправимых последствий.

Шаг 2. Найдите спусковой механизм

Вспомните, что послужило толчком, который запустил в работу привычный сценарий. Ответьте на вопрос, какие чувства вы тогда испытывали. Это была боль? Обида? Беспомощность? Злоба? Были ли эти чувства вызваны ребенком и его действиями, или в действительности вы их испытывали в отношении кого-то другого?

Шаг 3. Почувствуйте своего ребенка

Что сейчас испытывает он? Страх? Боль? Вину? Чувство несправедливости? Насколько ваш гнев адекватен его поведению? Действительно ли он пытается вывести вас из себя, причинить вам страдания, или это всего лишь попытка привлечь к себе ваше внимание? Нет ли у него неприятностей с другими членами семьи или друзьями? Здоров ли он?

Шаг 4. Создайте новый сценарий

Если вам удастся провести качественный анализ ситуации и увидеть механизм возникновения гнева в реальном свете, вы сможете отделить свои чувства и эмоции от поведения ребенка и осознать его истинные мотивы. Вам станет ясно, что ваша реакция во многом проецирует старые не пережитые обиды на настоящую ситуацию, а поступки вашего малыша не направлены против вас и совсем не так ужасны, как вам кажется. Исходя из этого, теперь вы можете разработать новый сценарий своего поведения и следовать ему каждый раз, когда начнете злиться. Со временем новый механизм поведения войдет в привычку, и реакции на определенные события, ранее выводившие вас из себя, станут адекватными сами по себе.

Как злиться конструктивно и безопасно

Если ребенок постоянно злится, не запрещайте ему этого делать, забудьте фразы «не злись», «со злым мальчиком никто не будет дружить».

Озвучьте ребенку его чувство: «ты злишься», «ты можешь злиться», «все иногда злятся». Разделите эмоцию и агрессивные действия: «Меня бы тоже разозлила эта ситуация, но бить другого нехорошо, это больно и обидно». Предположите из-за чего злится ребенок и предложите выход: «Ты злишься, потому что хочешь забрать у Маши ее куклу. Это кукла чужая. Ты не можешь ее взять без разрешения. Но ты можешь попросить Машу дать тебе поиграть с этой куклой».

Важно, осуждая действия ребенка, при этом принимать его чувства. «Ты разозлился на воспитательницу, потому что она поставила тебя в угол

Я бы тоже на нее разозлилась, ведь стоять в углу неинтересно, хочется продолжать прыгать по стульям. Это так весело! Но кидать в человека машинкой плохо, ведь можно сделать ему больно. Воспитательница за тебя переживает, она хотела, чтобы ты в углу немного успокоился. Прыгая по стульям, ты мог упасть».

В данном случае мама назвала чувство ребенка, из-за которого он бросил в воспитательницу машинку — злость. Она назвала причину, по которой возникла злость у ребенка — воспитательница не разрешила ему прыгать по стульям и поставила в угол. Мама признала, что прыгать по стульям весело, а в углу стоять скучно. Наконец, мама объяснила из-за чего воспитательница поставила его в угол — она переживала, чтобы он не причинил себе вред.

Однако чаще всего мамы, узнав о подобной ситуации, говорят следующее: «Что? Ты бросил в воспитательницу машинкой? Какой кошмар! Мне стыдно, что у меня такой сын. Она поставила тебя в угол? И правильно сделала! Нечего прыгать по стульям!» Вот типичный пример непонимания матерью чувств ребенка.

Не кричите и не наказывайте, давайте себе время на размышление

Родители часто спрашивают меня: «А как мне перестать кричать? У меня просто не получается» или «Как задушить вспышку ярости?»

Это многогранный вопрос, но ответить на него можно только тавтологией: чтобы перестать кричать, надо перестать кричать.

Никаких особенных техник для этого не существует. Но можно помочь себе, поняв, что сердиться и поддаваться порывам — признак слабости, в котором выражается не ваш авторитет, а страх и потерянность, сказывающиеся в свою очередь на психологическом состоянии ребенка.

Надо помнить, что мы должны учитывать их возраст: дети не стараются свести нас с ума и не издеваются над нами. Они просто проходят определенный этап развития, и это совершенно нормально.

Мне пишет Джиджи, отец четырнадцатилетней Вероники:

«Наша дочь получила высший балл по английскому. Это удивительно и совершенно неожиданно. Проблема в том, что нам она об этом не сказала. Даже не знаю почему… Она просто пошла играть с подружками и обо всем забыла. Узнав об этом, я наказал ее за то, что она ничего нам не сказала.

Вероника отлично знает, что нам с женой важно знать, как у нее дела в школе. Не важно, плохая новость или хорошая, — мы должны знать все о том, как она успевает в школе

Всегда.

Я понимаю, что это неправильно, да и жена со мной совершенно несогласна. Пока что она молчит, но я уже знаю, чем все кончится: сначала она поссорится со мной, а потом скажет Веронике, что наказали ее сгоряча, так что можно сделать вид, что ничего не было…»

Ничем не обоснованный гнев заставляет отца совершать необдуманные поступки. То, что девочка не рассказала об оценке, пусть и отличной, совершенно нормально для ее возраста, когда родителям уже не уделяют такого внимания. Речь здесь не просто о забывчивости, как кажется отцу. Возможно, девочка пытается «сбить родителей со следа», избавиться от чрезмерного контроля. Отца это сердит, и он взрывается.

В отношениях с детьми нас подстерегает множество эмоциональных ловушек. Но существуют техники, которые помогут найти выход из любой ситуации. Я могу дать четыре рекомендации, при помощи которых вы со временем перестанете кричать на детей и наказывать их.

Поймите и примите тот факт, что кричать и наказывать — неправильно.

Признайте, что все ошибаются. Дети могут терпеть ошибки родителей, особенно когда видят, что ситуация меняется.

Придумайте замену крику и наказаниям — слово или действие, к которому вы будете прибегать до того, как вас охватит стремление кричать и наказывать.

Цените свои успехи

Обратите внимание, что хорошая организация помогает лучше, чем крик: вы довольны собой и в нужной мере контролируете воспитание детей.

Советы

Не всегда ситуация так критична, что нужно вмешательство постороннего человека. Все в наших руках и если сосредоточиться на проблеме, можно попробовать найти решение и способы саморегуляции.

  1. Приведите себя в чувство, посмотрите в зеркало в момент ссоры. Это обезображенное злостью лицо видит ребенок каждый раз, когда вы кричите.
  2. Позвольте ребенку прерывать себя, если начинаете кричать. Любая удобная фраза или движение — как сигнал для вас. Реагируйте на ограничение правильно, признайте, что кричали зря, поясните, почему расстроены. И объясните все заново.
  3. В некоторых случаях можно прибегнуть к успокоительным средствам. Например, чашка горячего чая с травами поможет восстановиться и расслабить нервную систему.
  4. Читайте больше литературы о семье и взаимоотношениях с ребенком. Знание — сила, вам будет легче ориентироваться в мотивах тех или иных поступков.
  5. Организуйте быт и установите правила. Например, дайте понять, что уборка — важнее, чем мультики. Когда будут убраны игрушки, тогда и включим телевизор. Необходимо неукоснительно исполнять эти правила.
  6. Прислушайтесь к себе, проанализируйте, с чем в действительности связан ваш гнев. Хорошо подумайте и измените свое поведение.
  7. Наказывайте только когда спокойны. «Я расстроена из-за того, что ты толкнул сестру, поговорим об этом вечером. А до тех пор прошу тебя больше так не поступать». Спокойно все обдумайте и придумайте адекватное наказание.
  8. Не угрожайте, действуйте с умом, не торопитесь: чрезмерные угрозы, которые не выполняются, подрывают ваш авторитет. Скажите, что видите непослушание, а наказание последует позже.
  9. Говорите спокойно — так вы будете успокаиваться на самом деле. Более того, чем размереннее тон нашей речи, тем лучше воспринимают нас окружающие.
  10. Хвалите себя. Чтобы достичь гармонии, потребуется очень много усилий, не пытайтесь достичь совершенства в первый же день. Поощряйте себя за победы, медленно, но верно вы двигаетесь к цели.
  11. Каждому психологу отлично известно, что бранные слова способствуют будущим неудачам и поражениям. Комплексы, страхи, нервозность — это малая доля последствий, которые вынесут из агрессивной семьи дети. Вынесут и понесут дальше своим детям. Необходимо вовремя остановить эту цепочку, приложите усилия прямо сейчас, ведь если вы читаете эту статью, значит и сами понимаете, что поступаете неправильно.

О том, как перестать кричать на своего кроху, смотрите в следующих видео.

Вероятнее всего, вам поможет упражнение, о котором рассказано в следующем видео.

Причины крика

На самом деле, крик – совершенно неэффективная мера. За криком не слышно сути объяснений, вспомните сами – когда на вас кричат, вы понимаете только, что вами недовольны.

Одна моя знакомая практиковала даже такой способ воспитания, как тихий голос – с каждым разом она говорила ребенку, не повышая интонации, а, наоборот, все тише и тише. И это помогало!

И действительно, из-за чего же мы срываемся на крик? Ведь мы не орем на всех подряд, кто нас раздражает, только на собственных детей. А порой кажется: ну как не кричать на маленького ребенка? Причина окриков может быть одна или несколько:

  1. Повторение поведения ваших родителей;

Часто выросшие дети повторяют жизненный сценарий мамы и папы. В детстве мы в бессильной злобе обещаем себе никогда не ругать своих детей, как ругали нас, но, вырастая, забываем эти ощущения и бессознательно делаем также, как родители.

Достаточно вспомнить, как чувствуешь себя, когда на тебя кричат, а ты ничего не можешь сделать и гнев начнет утихать, вместо него придет сожаление.

  1. Выплескивание накопившегося негатива;

За день может произойти множество неприятных вещей, когда мы не можем ответить на грубость или просто раздражаемся.

Приходим домой, а там дети, конечно же, они обязательно делают что-то не так. Кажется, что это «последняя капля», хотя, на самом деле, ребенок просто не может ответить, защититься, на нем сорвать злость проще всего.

Только не забывайте, что вы-то избавитесь от накопившегося, но свалите это на собственное дитя.

  1. Бессилие;

Давайте признаемся сами себе: не всегда мы знаем, какой подход нужен к ребенку, чтобы договориться о чем-то. Вроде и повторяешь уже много раз и объясняешь, а без толку.

И мы, осознавая свою некомпетентность или же, не желая идти сложным путем и пытаться понять свое же чадо, срываемся на крик. Хотя надо просто искать другой подход, разговаривать спокойно, найти время на это.

  1. Эмоциональная несдержанность;

Далеко не все взрослые могут держать себя в руках. Есть очень эмоциональные, с частой сменой настроений. Согласитесь, в этом случае детям очень тяжело угадать настроение мамы или папы, чтобы не попасть «под горячую руку».

И это вряд ли вина малыша, что он не вовремя расшумелся. Начните с себя, постарайтесь стать спокойнее – дети чувствуют это и некоторые, именно, замечая мамино плохое настроение, начинают вести себя тоже не хорошо.

  1. Непонимание;

А бывает и так, что родители постоянно одергивают криками ребенка, потому что считают, что по-другому он не поймет

Относятся к детям, как к глупым существам, чуть умнее животных, чье мнение не так уж важно учитывать

Знайте! Эти неуважение и непонимание приводят к отдалению между вами и ребенком и никак не способствуют избавлению от нежелательного детского поведения.

Однако дети понимают очень многое и без криков. Научитесь объяснять. Спокойно и уважительно.

  1. Тревожность и страхи.

Вместо того чтобы «уберегать» ребенка от опасностей постоянными криками и руганью, найдите в себе силы объяснять одно и то же много раз. И лучше – заранее.

Прилягте рядышком со своим малышом и расскажите обо всех правилах безопасности, в спокойной обстановке, с примерами, как познавательную сказку.

Так и запомнится лучше и, если надо будет повторить, всегда можно сказать что-то типа «помнишь сказку про мальчика, который…». Это намного эффективнее.

Почему мы не умеем грамотно злиться

Нас этому не учили. А наших родителей не учили их родители. Что делают взрослые, когда проявляется злость у ребенка, когда он начинает топотать ножками, кричать и плакать? Как правило, стараются скорее его успокоить, заткнуть, переключить… Что угодно, только бы не столкнуться с этим страшным чувством. Ведь если ребенок его проявит, даст право на существование, придется что-то с ним делать, как-то справляться. Нет уж! Лучше подавить, зажать, спрятать.

Чаще всего дети слышат: «Прекрати немедленно!». И ребенок прекращает. Замирает. Затихает. Ура! Цель родителя достигнута, ребенок спокоен. Но что с ним происходит в это время? Куда делся этот страшный зверь, который только что был готов растерзать не только малыша, но и все вокруг? Он замер… Спрятался внутри маленького тела. Замолчал, но продолжает пожирать ребенка изнутри. Все бы ничего, только ребенок стал часто болеть. У него появился хронический кашель, бронхит, а может и вовсе астма. Невыраженные эмоции очень любят показаться на поверхности кожи. А мама уже несколько месяцев таскает ребенка по поликлиникам и безуспешно пытается узнать причину непонятной сыпи. Да, это так. Если эмоция не находит выход, если психика не справляется, подключается тело. Психосоматика называется.

Второй излюбленный вариант взрослых отгородиться от чувств ребенка — прогнать его. Вместе с его злостью. «Иди в свою комнату и успокойся», — слышит ребенок. И он уходит. От родителей, от чувств, от себя самого… Самые близкие люди его не поняли, не приняли. А значит он плохой, с ним что-то не так. Никто не может с ним справиться. И ничто ему не может помочь.

Такой ребенок будет «уходить» из любой ситуации, стараться быть максимально удобным, правильным, будет угождать всем даже во вред себе. Только бы не столкнуться с этим ужасным чувством, которое не выносила даже мама. Он никогда не сможет сказать «нет», отстоять позиции, выразить мнение, настоять на своем.

Что маме важно обдумать в этой связи

1. Положительное подкрепление

Научно доказано, что положительное подкрепление (какая-то приятная штука, последовавшая за действием малыша) лучше обучает, чем отрицательная (наказание), потому что формирует мотив деятельности, который в дальнейшем сдвигается на цель: цель, которая стойко насыщается положительными эмоциями превращается в самостоятельный мотив. Мотив — двигатель деятельности. Для иллюстрации предложу пример о том, как мы Варю приучали к горшку. Когда никакие увещевания уже не действовали, умный и находчивая деточка смекнула, что проживет и без горшка, мокрые штаны снимала и относила в корзину для грязного белья и ее такая жизнь устраивает, я махнула рукой и все самое дорогое — мультфильмы и мармелад стала выдавать только за использование горшка по назначению и никогда больше. Очень быстро горшок стал регулярно использоваться, а вскоре превратился в самостоятельным мотив без мультиков и мармелада.

2. Дети — цветы жизни? Или тоже люди

Есть такой стереотип, что злиться на ребенка — это что-то такое совершенно неприемлемое, что дети — это счастье, цветы жизни, Иисус любит детей и «таковых есть Царствие Божие». Любовь — это чувство, устойчивое эмоциональное образование, отношение, внутри которого может возникать целый спектр эмоций: от нежности до гнева. Можно испытывать амбивалентные эмоции по отношению к любимому существу, злиться любя — одно не отменяет другого. Эмоции привязаны к конкретной ситуации и сигнализируют о сиюминутных потребностях человека. Первичная часть эмоционального процесса разворачивается без участия сознания: мы переживаем уже готовую реакцию организма на ситуацию, возникновение эмоций неподконтрольно. Злость возникает как ответ на препятствие к реализации цели и мобилизует на защиту личных границ. «Разве это солнышко можно называть препятствием!», возразят некоторые. Я считаю, можно. Объективно маленький ребенок является идеальным фрустратором, это существо, которое постоянно чего-то хочет и требует, он не сдерживается и не учитывает эмоционального состояния мамы, он может задать десяток одинаковых вопросов с периодом в несколько секунд, одновременно писая в штаны и не желая ложиться спать, не дает доделывать дела до конца, болеет во время сдачи проекта и т.д. Представьте себе взрослого человека с описанным набором качеств — я думаю, вопросов, злиться на него или нет, не возникло бы. Сила эмоциональной реакции определяется субъективным восприятием (а не тем, цветы они или нет) ситуации, если цель очень важна, то реакция на препятствие будет тоже сильной.

3. Злиться не значит бить и ругать

Принимать возможность такой эмоции на ребенка, осознавать, что злишься — это залог того, что можешь контролировать последующие действия, связанные с этой эмоцией. Если злишься — не значит, что будешь орать на малыша и лупить, осознанная часть эмоции поддается контролю, ее можно перенаправить, выразить не травмирующим ребенка способом. Если изображать воплощение доброты, то сдержанная злость может прорваться в виде аффекта — гневной вспышки, которую контролировать практически невозможно. Также неосознанное и подавленное раздражение может не находить своего предмета в сознании мамы, переживаться как дискомфорт, тоска, и проявляться напряжением и головной болью.

4. Как я наказываю своего ребенка

Мне кажется, что важно ответить себе на вопрос, какое наказание для меня приемлемо, в каких именно действиях заключается мой персональный «кнут» (который призван ограничивать нежелательное поведение), и иметь этот ответ наготове. Потому что когда наступит момент Х, в ход не пойдут все доступные средства, а будет использовано одно, придуманное заранее

Психологи рекомендуют делать это так, чтобы не унижать достоинство малыша, пугать или травмировать: лишать удовольствия, делать таймауты и т.д.

1 Также всем будущим и начинающим матерям рекомендую к прочтению книгу Д. Винникота «Маленькие дети и их матери» о том, кто такая «достаточно хорошая мать».

Буду благодарна за вопросы и свои идеи по поводу прочитанного.

Некоторые способы для работы с детской агрессией

Детям младшего возраста

Ребёнку становится легче, когда он топает, «как медвежонок», сжимает и разжимает кулачки, рычит «как тигрёнок», выставляя вперёд полусогнутые пальчики.

Детям разных возрастов

1. Быстрыми, интенсивными движениями, то одной, то другой рукой, сомните в комок лист бумаги. Изо всех сил бросьте его на пол, наступите на него или попрыгайте на нём. При желании скомкайте несколько листов.

2. Резко порвите пополам лист бумаги, потом ещё и ещё — на мелкие части. Подбросьте их. Вид бумажного «снега», летящего на голову и пол, поможет ребёнку переключиться. Ему станет интересно собрать и снова подбросить кусочки бумаги.

3. Скомкайте бумагу. Бросьте бумажные комки в стену или друг в друга!

4. Дайте ребёнку подушку, чтобы он поколотил её и бросил.

5. Предложите ему взять мягкие игрушки,бросить их на пол или на диван. 

6. Попросите ребёнка нарисовать то, что его злит, а потом попросите перечиркать рисунок.

7. Предложите слепить «объект» злости, а потом раздавить его.

Важно не просто рассказать ребёнку об этих способах, но и продемонстрировать их, вовлекая его в процесс. Каждый раз, когда ребёнок злится, озвучивайте его чувства, показывайте понимание и поддержку, предлагайте использовать один из вариантов, описанных выше. Со временем у него появится свой любимый способ

Ребёнок научится справляться без вас. Так вы поможете ему выплеснуть негативные эмоции, разрядить напряжение, не причиняя вреда ни себе, ни другим. 

Каждый раз, когда ребёнок злится, озвучивайте его чувства, показывайте понимание и поддержку, предлагайте использовать один из вариантов, описанных выше. Со временем у него появится свой любимый способ. Ребёнок научится справляться без вас. Так вы поможете ему выплеснуть негативные эмоции, разрядить напряжение, не причиняя вреда ни себе, ни другим. 

Используя описанные способы, вы демонстрируете уважение к чувствам ребёнка и устанавливаете ограничения на прямое проявление агрессии. Вы помогаете ему справиться со злостью и выразить это чувство на словах. 

Кстати, папе и маме тоже не помешает периодически устраивать подушечный бой друг с другом. Помогает! Проверено многими родителями, моими клиентами.

P.S. Если ваш ребёнок дерётся, кусается, щипается, толкается, грубит, обзывается, плюётся, а также если кусает губы, грызёт ногти, ковыряет ранки, бьёт и ругает себя – обязательно посмотрите вебинар «Детская агрессия и грубость. 17 приемлемых способов для ребёнка выразить гнев»

Во время вебинара я расскажу вам о способах, которые на протяжении 20 лет успешно использую в работе с детьми. На примерах из моей практики Вы узнаете о том, как применять эти приёмы, чтобы прибегать к ним в разных ситуациях: дома и на улице, в детском саду и школе.

На вебинаре я поделюсь рекомендациями, которые помогут вашему ребёнку перенаправлять и выражать агрессию так, чтобы ему стало легче, чтобы он не навредил ни себе, ни другим. Кстати, многие способы пригодятся и вам в момент гнева или злости.

Екатерина Кес, детский и семейный психолог. Мой Инстаграм

Как правильно вести себя родителям с ребёнком

Важная задача для родителей обиженного или озлобленного ребёнка — выяснить причину таких эмоций. Это можно сделать лишь тогда, когда ребёнок переживёт злость и обиду и успокоится. Если вы видите, что ребёнок находится в напряжённом состоянии, не лезьте к нему с расспросами и наставлениями. Когда ребёнок придёт в норму, откровенно побеседуйте с ним в спокойной обстановке.

Наилучший способ выяснить причину детской злости и обиды — поговорить с ребёнком в спокойной обстановке

При этом помните, что крики и угрозы неприемлемы в этой ситуации. Обычно при помощи крика на детей пытаются воздействовать те родители, которые сами в детстве подвергались подобному методу воспитания. Однако следует собственный печальный опыт оставить позади и попытаться воспитывать ребёнка в любви и понимании.

Если ваш ребёнок часто злится и обижается, то обязательно нужно разобраться с тем, какие чувства испытывают взрослые в семье. Дети, как губки, впитывают в себя все эмоции родителей. Если взрослые сами часто злятся и обижаются, то нет ничего удивительного, что такие же эмоции испытывают их дети. Поэтому начать работу следует не с запрета детям на проявление каких-то эмоций, а с работы над собственными чувствами.

А также взрослым следует проанализировать формат своего поведения в семье, который возможно и стал причиной злости и обиды. Например, детей могут глубоко ранить неуместные шутки взрослых, насмешки и сарказм со стороны родителей.

Если злость и обида у детей проявляются очень часто, и вы сами не можете справиться с проблемой, то наилучший выход — обращение к психологу. Специалист обязательно поможет вам разобраться в сложившийся ситуации и найти оптимальное решение.

Консультация у психолога поможет разобраться с причинами детской злости и обиды

Запрещать детям злиться и обижаться — бесперспективное занятие. Наилучший выход — разговор по душам и выяснение причин детской злости и обиды в спокойной обстановке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: