Виды игр
Пытаться установить точную классификацию игр для дошкольников, наверное, бессмысленно: вариантов и разновидностей их существует и придумывается множество. Их можно лишь примерно разделить на виды.
- Спортивные игры – кто дальше прыгнет, быстрее пробежит; футбол, волейбол, теннис, бадминтон.
- Различные догонялки – салки, латки, «гуси-гуси», «воробьи и вороны».
- Игры на скорость – подвижные (эстафеты, полосы препятствий, гонки на велосипедах, роликах, самокатах, коньках зимой).
- На меткость – городки, дартс, боулинг, импровизированный баскетбол.
- На ловкость – классики, «переправа» по нарисованным камням, прохождение по «змейке» из веревки или скакалки.
- На реакцию – «вышибала», «выбивной».
- Сюжетно-ролевые игры – «больница», «магазин», «дочки-матери».
- Игры на знания – «я знаю 5…», «испорченный телефон», «угадай слово», «города».
- Игры с инвентарем – скакалкой, обручем, мячом, кеглями.
- На логику – «съедобное-несъедобное» и его варианты: летает – не летает, одежда – не одежда; «крестики-нолики» на асфальте.
- Игры-квесты – простейший квест – прятки, жмурки; можно искать клады, освобождать принцесс и т. д.
- Конкурсы – кто из игроков лучше нарисует мелком на асфальте, споет, сделает прическу, покажет модную одежду из подручных средств и т. д.
- Театрализованные игры, в которых детям предстоит разыграть некую сцену по ролям, используя костюмы, декорации. Такие игры требуют долгой подготовки и, как правило, их приурочивают к торжествам.
Игры для детей на воздухе летом, в которые можно сыграть прямо сейчас
1. Кошка и мышки – играть могут 5 или более детей разного возраста.
На асфальте или земле чертится многоугольная. В фигуре должно быть столько углов, сколько детей принимает участие, за вычетом одного. Если играют пятеро, значит рисуем прямоугольник, если шестеро, то углов будет пять. Ведущий становится в центр фигуры, это кошка. Остальные встают по углам, это мыши. Кошка медленно поворачивается вокруг себя, приговаривая:
Мышка, мышка,
Продай уголок!
После этих слов мышки должны поменяться местами, перебежав из угла в угол, а кошка – поймать их. Тот, кого успела поймать кошка, занимает её место.
2. Перепутаница – игра для детей любого возраста и взрослых.
Из игроков выбираются «мама» и «дочка». Мама отворачивается. Остальные игроки берутся за руки друг с другом, образуя большое кольцо. Дочка запутывает это кольцо так, чтобы не расцеплять руки. Можно поворачиваться, пролезать под руками или ногами, как под воротками, перешагивать через сцепленные руки и так далее. Затем маму просят повернуться и распутать собравшихся, не расцепляя рук. Если ей это удалось, выбирают новых маму и дочку, если нет, игра повторяется в том же составе.
Если в игре принимают участие меньше 5 игроков, в качестве помощи используйте кусок верёвки или платка, за которые держатся двое участников.
Игры для детей на свежем воздухе летом, которые потребуют подготовки или инвентаря
3. Классики «Улитка» — для детей от 5 лет.
На асфальте мелом чертят улитку с большими клетками, которые нумеруют от 1 до 15. Две клетки в разных местах закрашивают – это «пропасти», на которые нельзя наступать. Игрок берёт небольшой камешек или палочку и бросает его в первую клеточку, стараясь не задеть линий. Затем он прыгает на эту же клеточку на одной ноге. Затем носком ноги игрок старается передвинуть камешек на следующую клетку и прыгнуть вслед за ней, на задевая нарисованных линий. Первая ошибка прощается, за вторую ход переходит к следующему игроку. Побеждает тот, кто смог пропрыгать всю улитку, не задев линий.
4. «Шёл крокодил» — для детей 4 лет и старше.
Для этой игры понадобится скакалка.
Ребёнок прыгает на ней так, как умеет, приговаривая стишок:
Шёл крокодил, трубку курил.
Трубка упала и написала.
С этими словами он кидает скакалку на землю, сворачивая её петельками. В одну из таких петель нужно встать на одной ноге, а остальные участники должны считать до 10 и смешить стоящего, чтобы он потерял равновесие. Если ребёнок не смог выстоят на одной ноге, то он передаёт ход следующему игроку. Если справился с заданием, у него есть ещё одна попытка, после чего ход всё равно переходит дальше.
5. Рыбак и рыбки – для детей любого возраста, если они уже умеют прыгать.
Ещё одна интересная игра на воздухе для детей, для которой понадобится скакалка.
Участники выбирают рыбака, который встаёт в центр. Остальные встают вокруг него по широкому кругу. Рыбак берёт в руки скакалку за один конец и крутит её по земле вокруг себя, стараясь «поймать рыбок». Рыбки подпрыгивают при виде скакалки, чтобы она не задела их. Если скакалка задевает чьи-то ноги, он выходит из игры. Последняя самая стойкая рыбка становится рыбаком.
6. «Мячик кверху!» — для детей от 3 лет.
Ведущий подбрасывает мяч как можно выше, крича «Мячик кверху!» В это время все остальные игроки разбегаются. Когда ведущий ловит мячик обратно, он кричит: «Стоп!» Все должны остановиться. Ведущий бросает мячом в игроков, стараясь попасть в кого-нибудь. Если ему это удаётся, ведущий меняется, если нет – игра повторяется с начала.
7. «Хвостики» — игра для любого возраста.
Для игры понадобятся цветные шарфики или ленты по числу игроков. Из них делаются «хвостики» для каждого ребёнка, зацепив их за пояс одежды. Задача каждого – собрать как можно больше хвостиков у других, не дав вытащить свой. Тот, чей хвостик вытащили, выбывает из игры.
Зайцы и волк
Для начала игры выберете волка с помощью считалки.
Дети-зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне под кустом находится волк в своем логове. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу взрослого: «Волк идет!» — зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревьями. Волк пытается догнать их. В игре можно использовать небольшой текст:
Зайки скачут: скок, скок, скок,
На зеленый на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают,
Не идет ли волк?
Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев. Логово волка надо расположить подальше от кустов, где прячутся зайцы, чтобы было больше места, где бы дети могли прыгать.
Летние игры для малышей с родителями
В теплое время года придумать развлечения для чада легче простого. Так, можно поиграть с песком, когда вы на пляже, покормить птичек или насекомых в лесу, поиграть в классики, покататься на роликах или велосипеде. Но есть и более оригинальные игры на природе летом.
Необычное рисование
Это развлечение для тех деток, которые любят рисовать. Вам понадобятся большие куски картона, резиновые сапоги и краски. Также пригодятся специальные емкости, в которых можно развести краски. Далее все дело за творческими способностями крохи.
В сапогах нужно стать в емкость с нужным цветом краски и создавать шедевр изобразительного искусства на картоне.
Сенсорные коробочки
Маленькие дети любят все трогать руками. Тогда почему не помочь им реализовать естественное любопытство при помощи оригинальной игры на природе? Нужно лишь сделать специальные сенсорные коробочки.
В обычную картонную или пластиковую емкость можно положить травку, лепестки цветов, веточки, камушки, немного земли. Дополнить картину можно игрушками. При желании можно создать целую мини-деревню в коробе. Насыпьте в него земли, поставьте игрушечный домик, различные куколки, сделайте огород из травки
Такое увлечение завоюет внимание малыша на длительное время!
Свой огород
Одна из самых любимых игр для девочек на открытом воздухе это растить собственный миниатюрный огород! Выделите ей отдельную грядку на даче или участке загородного дома. Сделайте небольшую оградку.
Предложите дочке самостоятельно решить, что выращивать. Вы даже не представляете, какой ухоженный и красивый огородик может получиться у крохи!
Алфавит на свежем воздухе
На природе можно удачно совместить приятное с полезным. Почему бы не подучить буквы и поиграть в алфавит. Вам будут нужны сами буковки, либо пластиковые, либо крупные магнитные. Разложите на полянке некоторые из них — 5-10 штук и предложите ребенку найти свой предмет для них.
Можете усложнить задачу! Поручите искать предметы, начинающиеся с конкретной буквы, к примеру, в — ветка.
Забавные ракетки
Подвижные игры на природе для самых маленьких также не редкость. Можно увлечь ребенка чем-то вроде бейсбола. Первым делом нужно сделать ракетку. Из пластиковой бутылки вырезается изделие, похожее на бейсбольную перчатку. К горлышку бутылки крепится ручка — можно просто обмотать её картоном и закрепить скотчем. При желании ракетку красим в яркие цвета.
Теперь нужен небольшой мячик, который помещается в ракетке. Его можно сделать из фольги своими руками. Цель игры — бросать друг другу мяч и ловить его оригинальной перчаткой-ракеткой.
Твистер на траве
Пользуются немалой популярностью игры для компании. К их числу относится и разновидность популярного развлечения — «Твистера». Но это игра на траве. Предварительно купите баллончики с различной краской — 4-5 расцветок — и сделайте на траве круглые отметки — 4-5 штук из каждой.
Правила как в обычном «Твистере». На природе вы проведете время с тем же азартом и ещё большей пользой!
Командные игры для детей на улице летом
Не знаете, чем занять летом ораву школьников? Предлагаем несколько вариантов:
- Футбол.
- Различные командные эстафеты.
- Волейбол.
- Уличные игры.
Давно забытой дворовой игрой является «казаки-разбойники». Чем больше мальчишек и девчонок принимает участие, тем веселее. Цель команды разбойников – получше спрятаться, а если их нашли, то убежать. Казаки же должны переловить всех разбойников и заключить под стражу. Причём, из темницы можно сбегать!
Отдельное внимание хочу уделить командным эстафетам. Их можно устраивать в лагере, на даче или на специальных площадках для игр
Эстафета включает несколько этапов, за каждый начисляются баллы. Побеждает команда, набравшая больше очков. Вот самые весёлые элементы эстафет:
- прыжки в мешках;
- бег на трёх ногах (задание для 2 детей);
- тачка (один ребёнок идёт на руках, второй держит его ноги);
- перетягивание каната.
Вариаций для эстафет можно придумать великое множество. Главное – подключите фантазию, и уличные игры навсегда запомнятся детворе!
Море волнуется
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте ЗАМРИ! – выкрикивает водящий и после этого все игроки должны замереть в неких позах, которые у них получились при слове «замри». Водящий ходит между игроками и выбирает наиболее понравившуюся ему статую. Другой вариант – водящий ходит и выискивает тех, кто пошевелится. В таком случае выигрывает тот, кто дольше всех продержался не пошевелившись.
По договоренности игроков можно изменить правила этой игры и загадывать водящему загадки: пусть он ходит среди замерших морских жителей и отгадывает, кто же это такой.
Игры на свежем воздухе: игры с мячом.
Я знаю.
Эта игра на свежем воздухе развивает память и внимание детей. В нее можно играть даже вдвоем — маме вместе с одним ребенком
Вариант игры №1.
Ударяем по мячу, отбивая его от земли или от асфальта. На каждый удар произносим новое имя, повторяя предыдущее. Например:
Я знаю одну девочку Алену.
Я знаю двух девочек – Алену и Олю.
Я знаю трех девочек – Алену, Олю и Веру.
Я знаю четырех девочек – Алену, Олю, Веру, Свету…
Главное – не сбиться со счета и правильно повторять всю последовательность, не перепутывая имена в их порядке.
Если игрок сбился – он передает мяч следующему игроку. Если смог ни разу не сбиться – то он победитель!
Аналогично можно называть деревья, города, цветы, овощи, фрукты, минералы и любые другие названия.
Вариант игры №2.
Этот вариант игры намного сложнее, так как он требует переключения внимания. И также нужно, не сбиться со счета и повторять имена в выбранной последовательности.
Выстраиваются два параллельных ряда названий. Например.
Я знаю одну девочку Алену. Я знаю одного мальчика Петю.
Я знаю двух девочек – Алену и Олю. Я знаю двух мальчиков – Петю и Вову.
Я знаю трех девочек – Алену, Олю и Веру. Я знаю трех мальчиков –
Петю, Вову и Юру.
Я знаю четырех девочек – Алену, Олю, Веру и Машу. Я знаю четырех мальчиков – Петю, Вову, Юру и Сережу и так далее.
Такие игры очень полезны для развития памяти и внимания ребенка, подготовки его к школе, развивают умение быстро переключаться, сосредотачиваться.
Большой мяч.
Для игры понадобится мяч большого размера, который можно пинать. Все игроки встают лицом в круг и берутся за руки. Водящий становится в центр круга и пытается выкатить мяч из круга ногами. Игроки не дают ему это сделать. Если кто-то из игроков пропустил мяч, он становится водящим. Но второй кон игры проходит по-другому. Игроки встают теперь лицом из круга и берутся за руки. Задача водящего – вкатить мяч обратно в круг. Если это удалось, то игрок, пропустивший мяч, становится водящим.
Снова дети встают лицом в круг и игра повторяется.
Правило игры – мяч нельзя брать в руки, можно только перекатывать его ногами.
В эту игру можно играть даже втроем. Тогда пара игроков стоит лицом к водящему и образуют воротца. Их задача – не пропустить мяч в ворота, то есть между собой.
Мячик кверху
- Все стоят в кругу. Водящий бросает мяч кверху со словами: «Мячик кверху!» (в некоторых вариантах в этой игре произносятся выдуманные слова, которых в русском языке нет, такое слово – сигнал можно придумать вместе с детьми и выкрикивать его в этой игре). В это время все игроки разбегаются от водящего как можно дальше.
- Водящий ловит свой мяч и кричит в это время: «Стой». Все отбежавшие подальше игроки должны остановиться и замереть на месте.
- Задача водящего – бросить мячик и задеть — запятнать им одного из игроков. Если ему удалось запятнать игрока, то этот игрок становится водящим в следующей игре. Если запятнать игрока не удалось, то водить снова придется этому же водящему.
Правила игры:
- Водящий бросает мяч вверх как можно выше.
- Водящий ловит мяч или с воздуха или с одного отскока от земли.
- Если игрок не остановился по сигналу «Стой», то ему нужно сделать три больших шага в сторону водящего.
- Игроки не должны прятаться за предметы, деревья.
Игры для маленьких детей на улице летом
Помните, что у маленьких деток (2-4 года) ещё плохая координация движений, играя в групповые активные игры, они могут получить травму
Поэтому обратите внимание на установление тактильного контакта между детьми. В детском саду часто играют и в развивающие игры
Вот примеры развлечений:
Хороводы
Крохи охотно водят хороводы и играют в змейку. Но для такой забавы требуется участок с ровной поверхностью, чтобы карапузы не запнулись и не ушиблись. Постройте маленьких участников в ряд и попросите взяться за руки. Встаньте в начало «змейки» и ведите «хвост» за собой, меняя направление движения. А если ещё и музыку включить, то будет вдвойне веселее!
«Передай другому»
Игра весёлая, вырабатывает соревновательный дух. Дети 4-5 лет делятся на группы по 4 человека, встают друг за другом. Передаваемым предметом может быть картонный градусник под мышкой или плюшевая игрушка, зажатая между коленками, мяч или даже вода (для подростков)! Палку, мяч или градусник, а чтобы было сложнее можно носить яйцо на ложке во рту, которое надо отдать товарищу. Усложнить можно также передавая предмет не используя рук. Побеждают самые быстрые и ловкие!
Если детишек очень много, то можно проводить целые турниры с помощью этой игры. Например, сначала участвуют 4 команды, а остальные болеют. Затем участники и болельщики меняются местами.
«Море волнуется – раз!»
Для детей средней группы можно, и даже нужно устраивать подвижные игры на улице. Начать можно с любимой игры «Море волнуется», которая развивает координацию движений у играющих и внимательность у водящего.
Правила очень просты: один игрок отворачивается и произносит всем известную считалочку, а участники в это время могут бегать и резвиться. После фразы «Морская фигура, замри!» все должны застыть на месте в замысловатых позах. Водящий обходит фигуры и смотрит, кто пошевелится. Ребёнок, который не устоял на месте, становится «вадой». Кстати, вы можете сделать игру ещё веселее, пообещав детям приз за самую красивую фигуру.
«Музыкальный стул»
Стулья поставьте в кружок сиденьями наружу, их количество – на 1 меньше, чем ребят. Звучит весёлая музыка, детки свободно двигаются. Когда музыка затихает, надо успеть сесть.
Участник, оставшийся без стула, выбывает.
Музыкальные игры развивают внимательность и скорость реакции. Вместо стульев можно использовать камушки, подушки или что-то другое. Вместо музыки можно рассказывать стишок, хлопать, петь.
«Сложный светофор»
Игра подойдёт для детей старшей группы. Она поможет не только совершенствовать знание цветов, но и отработать навыки счёта. Основные позиции – «вада» поворачивается спиной к участникам, расстояние между ними не менее 5 метров. Ведущий называет цвет и назначает цену, например:
- 2 лилипута (2 маленьких шажка, пяточка приставлена к носочку);
- 3 великана (3 больших шага, насколько позволяет растяжка ребёнка);
- 1 кастрюлька (1 шаг с разворотом вокруг себя);
- 5 утят (тут имеется в виду шаги в присядке).
Дети, у которых в одежде есть названный цвет, проходят указанный маршрут. Победит тот, кто первым дойдёт до водящего. Как видите, эта игра не только развивающая, но и спортивная. Кстати, ребятам нравится придумывать собственные элементы для «светофора».
Полоса препятствий
Для детей дошкольного возраста вы можете организовать полосу препятствий. Эта полоса препятствий может быть любая — из покрышек, канатов, пеньков, лент, резинок и прочего. Нас в тот день, о котором я рассказывала спасла именно такая игра — мы натянули веревку между деревьями. Для подростка и взрослых была задача пролезть не задев веревки, а для малышни можно было и держаться за нее и задевать.
Как организовать игровую деятельность?
Школьники способны самостоятельно придумывать себе развлечения. Ребятишки 7-10 лет любят, когда родители принимают участие в их забавах. Вы можете подкинуть им интересную идею, немного с ними поиграть, чтобы они усвоили правила, а потом отойти в сторонку. А вот ребята 11 лет и старше не нуждаются в присутствии взрослых, более того, их может это раздражать. Поэтому не навязывайте детям своё общество, они и сами способны весело провести время.
По-другому картина выглядит с ребятами 5-6 лет. В этом возрасте они ещё слишком эгоцентричны, не всегда умеют найти компромисс. Задача взрослого – организовать для них отдых на летней площадке: растолковать правила, распределить роли и понаблюдать за тем, как они играют. Родители или педагоги должны выполнять и судейскую функцию – разрешать споры и конфликты. При этом будьте непредвзятыми, иначе дети перестанут вам доверять.
С ролью взрослых мы разобрались, теперь давайте узнаем, какие летние развлечения можно придумать для детворы.
Игры на свежем воздухе: играем на качелях.
Игра «Попинуха» с лоскутным мячом.
Раньше в пасхальные дни делали большие качели, на которых помещалось много людей, и качались на таких качелях не только малыши, но и взрослые.
Сейчас в наших дворах качели рассчитаны только на одного ребенка. Как быть, если желающих покачаться на качелях много и возникает вечный спор: кто первый? Традиционное «уступи маленькому» или «уступи девочке» обычно воспринимается с обидой: «Почему я опять должен уступать, ведь мне также сильно хочется качаться, хоть я и мальчик и всего лишь на год старше». Конечно, можно выбрать очередность по считалке или жребию, чтобы никому не было обидно.
Но есть другой способ – очень веселый и интересный. Это традиционная русская игра на качелях «Попинуха» — игра- забава для того, чтобы никто слишком долго не задерживался на качелях и все смогли на них покататься. Раньше в эту игру играли как дети, так и подростки. Игра развивает координацию движений и ловкость, изобретательность, умение наблюдать. Ведь чтобы выиграть, нужно спрогнозировать траекторию движения мяча и правильно его бросить ведущему. Вот как играют в эту игру на свежем воздухе.
Что нужно для игры на качелях?
Раньше девочки для этой игры шили специальный мячик – «попинуху» диаметром до 20 см. Мячик набивали тряпками, куделью, опилками и украшали ленточками, тесьмой. Вместо мячика использовали пук соломы, рукавицу, старый лапоть или другой предмет, который оказывался под рукой.
Сейчас мячик-попинуху проще всего сделать из ненужного носка или цветных детских колготок.
1.Отрезать «трубу». С одной стороны стянуть отверстие прочной ниткой.
2.Набить получившийся «мешочек» синтепоном или ветошью (старыми ненужными вещами, нарезанными на мелкие лоскутки). В качестве набивки хорошо подходят и вышедшие из использования женские капроновые колготки – мячик получится упругим.
3.Далее стянуть ниткой второй край нашей «трубы-мешочка». И украсить место стягивания цветными пуговицами или бантиками из ленточки.
Можно сшить по-другому: из яркой цветной хлопчатобумажной ткани сделать мешочек, набить его ветошью и завязать. Тоже получится попинуха. Можно использовать вышедшую из употребления прихватку- рукавичку, набив ее ветошью и украсив пуговками и бантиками. Посмотрите, какие предметы есть у Вас по-другой, все они сгодятся для того, чтобы стать попинухой в этой игре.
В середину мячика — попинухи всегда клали звучащий предмет. В наши дни это может быть шуршащая упаковка из-под цветов или бубенец. Можно наполнить горохом пластмассовую коробочку от «киндер-сюрприза». Или в скорлупки грецкого ореха положить мелкие горошинки. В народной традиции внутрь попинухи клали берестяную трубочку с горошинками внутри.
Как играть в «попинуху».
Вариант игры №1.
- Один ребенок качается на качелях (его мы выбираем по считалке). Другие дети стоят лицом к качелям. Качающийся на качелях поет 1-2 куплета песни (об этом договариваются заранее).
- Игроки по очереди бросают сидящему на качелях мячик- попинуху (бросают попинуху в ноги качающемуся на качелях ребенку, чтобы он смог отбить мячик, то есть отпнуть его). Чтобы пинок был посильнее, бросать мяч лучше, когда качели двигаются по направлению к бросающему мяч.
- После пинка все игроки бросаются ловить мяч-попинуху. Задача – ухватить мячик до того времени, как он упадет на землю.
- Если игроку удалось поймать мяч, то он садится на качели вместо предыдущего ребенка и качается на них. Он начинает петь свои 1-2 куплета, далее ему бросают попинуху, он ее отталкивает от себя и так далее по ходу игры.
- Если качающийся на качелях не смог отбить с коленей или ступней мяч, он уходит с качелей. Тогда садится на качели тот ребенок, который бросал этот мяч.
- Если качающийся на качелях отбил мяч, но игроки его не поймали, то он остается качаться на качелях.
Вариант игры №2.
- Один ребенок садится на качели (его мы выберем по считалке). Все другие дети, кто тоже хочет покататься на качелях, встают около качелей лицом к качающемуся ребенку.
- Качающийся на качелях малыш поет песенку (заранее договариваются, сколько куплетов он пропоет). Можно говорить стихи, петь частушки или считать до 20 – любое задание подойдет. Несколько качельных частушек для этой игры Вы найдете ниже.
- Дослушав частушки (песню, стихотворение, счет и т.д.) игроки по очереди бросают мячик-попинуху сидящему на качелях. Если качающийся на качелях ребенок смог поймать мяч, то он остается качаться. Если нет – то он уступает место бросавшему попинуху игроку.
Перебежки
Можно организовать игры с перебежками в различной форме:
Побегайте с ребенком по лужайке босиком.
Бегайте по лужайке, перепрыгивая через траву или невысокие кочки.
Вбежать на невысокую горку и сойти с нее.
Вбежать на невысокую горку и сбежать с нее.
Пробежать до обозначенного места большими шагами. Кто меньше сделает шагов?
Побегайте друг за другом между деревьями, обегая их.
Пробежать по лесной тропинке, стараясь не наступать на выступающие из земли корни деревьев.
Пробежать, пригнувшись, под низко растущими ветками деревьев, стараясь не задевать их.
Бегать между деревьями в разных направлениях.
Пройти по бревну прямо или боком, спрыгнуть с него.
Бегать по кругу вокруг дерева, куста, взявшись за руки.Потом поменять направление.
bambinella
Для разминки можно поиграть в простые пятнашки. Такая беготня друг за дружкой обычно по вкусу детям. А можно вспомнить сюжетную игру на основе пятнашек. Представляем, что папа – это огромный медведь. Он “спит” под деревом. А мама и ребятишки делают вид, что рвут грибы и поют:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит.
Корзинка опрокинулась,
Медведь за нами кинулся!
Теперь все разбегаются кто куда, а “медведь” их ловит. Кого поймал, тот становится “медведем”.
А вот еще один веселый вариант пятнашек, только бразильский. Называется он “больная кошка”. Один из игроков старается запятнать остальных, он изображает “здоровую кошку”. Игроки, которых запятнали, должны положить руку точно на то место, до которого дотронулся водящий. Они тоже становятся “кошками”, но “больными” и должны помогать водящему в ловле, причем пятнать они могут только свободной рукой. Последний оставшийся игрок побеждает и становится “здоровой кошкой” в следующей игре. А в русской разновидности этой игры, называющейся “щука”, запятнанные игроки цепляются паровозиком к водящему и так все вместе продолжают игру.
Если вы захватите с собой на прогулку десяток бельевых прищепок, то сможете поиграть в веселую игру, которая называется “общипанная курочка”. Прицепите прищепки к одежде ребенка – он будет изображать “курочку”. Теперь стараемся “общипать курочку” – сорвать прищепки. Если малыш до кого-то дотронулся, этот игрок становится “курочкой”.
лето перед школой или какая она — школьная зрелость?
Последнее «вольное» лето перед школой дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый…
Со взрослыми или без
Оказавшись на улице, дети дошкольного возраста довольно часто, затевая игры, обходятся без участия взрослых. То есть им не нужно объяснять правила, следить за безопасностью игроков, играть роль арбитра. Например, собравшись на одной площадке, дети довольно быстро включаются в состязания по интересам (собралась детвора на роликах – соревнуются в скорости и умении выполнять движения; велосипеды, самокаты также быстро организуют детвору).
В принципе, не требуется особого участия взрослых и тогда, когда дошкольники собираются на детской площадке. Здесь есть горки, качели, лесенки, лабиринты, канаты, песочница, тоннели, турники, карусели… Веселое и полезное времяпрепровождение.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста прекрасно организуют сюжетно-ролевые игры (дочки-матери, больничка, войнушки, магазин) – выбирают роли для каждого игрока, устанавливают правила, играют в прятки или догонялки.
Взрослые же будут не только смотреть, чтобы их ребенок «не лез, куда не следует». Родители могут предложить детям новые игры, объяснить правила, разрешать возникающие споры мирным путем, гасить конфликты. Даже принимать личное участие в детских играх — иногда такая разгрузка нужна и взрослым.
При этом важно помнить, что, вовлекая малышей в активную игровую деятельность, нужно придерживаться ряда правил:
Учитывать возраст игроков. То есть подбирать игры так, чтобы каждому ребенку находилась задача по плечу.
Учитывать интересы играющих. Если большинство против данной игры – есть смысл предложить другую. А если во дворе собралась компания, где больше девочек, войнушки вряд ли подойдут.
Учитывать возможности и умения каждого игрока. То есть подбирать игры так, чтобы каждый ребенок смог хотя бы раз победить (кто-то быстрее, кто-то хорошо ловит мяч, кто-то метко бросает, быстро реагирует, имеет широкий кругозор)
Это можно сделать, понаблюдав за играющей компанией некоторое время.
Если собралась компания велосипедистов или роллеров, необходимо следить, чтобы на всех были надеты средства защиты.
Предлагая игры со специальным инвентарем (мячи, скакалки, мелки), важно обеспечить всем необходимым каждого игрока.
Если в игре участвуют дети разных возрастов, необходимо объяснять старшим игрокам, что они должны более бережно относиться к младшим. Например, бросать в них мячом не так сильно; догоняя, хватать аккуратно, не толкать и т
д.
Следить за соблюдением правил. Взрослый – всегда авторитет для детворы. Поэтому он может предложить нарушителю, например, штрафное задание или «заморозить» его до конца игры.
Следить за тем, чтобы весь принесенный инвентарь к окончанию игр дети собрали и унесли по домам (или разложили по местам, если таковые на игровой площадке имеются).