4 вида мотивации: как правильно поддерживать ребёнка

Сложные внешние стимулы

Фромм называл эти стимулы “вдохновляющими”, или “активирующими”. Это тоже стимулы, которые действуют на нас извне, но они стимулируют определенную внутреннюю работу. Если книга, фильм, картина или какая-нибудь вещь подталкивают нас к тому, чтобы размышлять и действовать — это сложный внешний стимул.

Дальнейшие действия могут быть не связаны со стимулом напрямую. Например, посмотрев фильм о Терминаторе, один подросток ограничится покупкой плаката со Шварценеггером, а другой воодушевится и пойдет в “качалку”. А спустя несколько лет не только преобразит свое тело, но и поступит в институт физкультуры, разработает собственную программу тренировок, станет востребованным тренером по фитнесу. Благодаря сложному внешнему стимулу он найдет увлечение и приложит немало усилий, чтобы сделать его делом своей жизни.

Сложные вдохновляющие стимулы отличаются от простых тем, что никогда не приедаются, поскольку вызывают творческую реакцию. Человек сам одухотворяет свой стимул, видит его каждый раз в новом свете, открывает в нем все новые и новые грани. Здесь нет места механическому одностороннему воздействию по типу “стимул → реакция”. Чем сложнее стимул, тем дольше он сохраняет свою привлекательность и тем реже нуждается в переменах.

Эту разницу можно наблюдать в поведении детей. Фромм пишет: “До определенного возраста (где-то лет до пяти) дети настолько активны и продуктивны, что сами постоянно находят себе стимулы, сами их создают. Они могут сотворить целый мир из обрывков бумаги, кусочков дерева, мелких камешков, стульев и любых других предметов. Но уже в шесть лет, когда они попадают под жернова воспитательной мельницы, они начинают приспосабливаться, утрачивают свою непосредственность, становятся пассивными и нуждаются в таком стимулировании, которое позволяет им пассивно реагировать. Ребенку, например, хочется иметь какую-то сложную игрушку, он ее получает, но очень скоро она ему надоедает. Короче говоря, он поступает с игрушками так же, как это делают взрослые с автомашинами, одеждой и сексуальными партнерами”.

Сложные же стимулы никогда не вызывают чувства пресыщения, их никогда не бывает “слишком много”. Может наступить физическая усталость, но не апатия. Достигнув одной цели, мы сразу же ставим перед собой следующую.

Как работает мотивация

Самым приоритетным видом деятельности для детей являются развлечения. Это могут быть игры, прогулки с друзьями или просмотр мультфильмов. Перед тем, как ребенок сможет заняться своими делами, родители часто просят его убраться в комнате или сделать уроки. Это пробуждает мотивацию к труду, ведь пока не будут выполнены указания взрослых, не удастся приступить к развлечениям. Со временем дети понимают, что проще сразу заняться делами, чтобы потом можно было отдыхать так, как хочется. Но есть и другие способы мотивации своего ребенка.

В детстве человек остро нуждается в одобрении. Именно поэтому многие малыши сами стараются заслужить похвалу за свое поведение

Важно хвалить своего ребенка за хорошую учебу, увлеченность каким-либо творческим занятием или видом спорта. Кроме того, нужно показывать свое одобрение и благодарность за помощь в домашних делах

Так удастся закрепить полезные привычки.

Похвала со стороны родителей и учителей благоприятно отражается и на самооценке ребенка. Он начинает верить в собственные силы и старается демонстрировать все более и более высокие результаты в самых разных видах деятельности. Успехи, которых удается достичь, позволяют детям выделиться на фоне сверстников, а ведь именно в детстве и в подростковом возрасте потребность в самовыражении выше всего. Желание продемонстрировать итоги своих стараний также является мотивирующим фактором.

Каша – нерадость наша

Если ваш малыш отказывается есть кашу, значит это – всего лишь каша. А кто же ее такую обыкновенную будет есть?!

Для малыша большое значение имеет:

  1. Внешний вид каши, то есть ее оформление. Вдохновляйтесь опытом профессиональных рестораторов, фантазируйте сами. Обязательно чередуйте каши: в понедельник – гречневая, вторник – кукурузная, среда – овсяная и так далее.
  2. Придумывайте с каждой кашкой свои увлекательные сказки, причём только после очередной ложки рассказывайте продолжение.
  3. Следуйте принципу: больше фруктов – меньше каши, и ваш малыш обязательно это оценит.

Дети очень тонко чувствуют настроение родителей, в особенности мамы. Будьте во всем и всегда мудры, терпеливы. Не срывайтесь на детях. И вы увидите, что ваш малыш спустя какое-то время придёт к вам сам, и скажет: «Мама, извини, пожалуйста, я больше так не буду!»

Мы очень надеемся, что наши несложные советы будут полезны для вас.

Давайте создадим, мотивацию

Когда мы используют термин мотивация, мы говорим обо всех факторах, заставляющих нас вести себя определенным образом в определенных случаях, находящихся и «внутри» нас, и в окружающем мире. Очень многие факторы вносят свой вклад в мотивацию — это и гены, и знания, и личностные особенности, и опыт. Внутренние условия, толкающие нас к цели, зовутся побуждениями. Внешние составляющие мотивации — стимулами.

Мотивированное поведение всегда направлено на стимул — искомая вещь или результат, достижение которого удовлетворяет побуждение. Мое побуждение удовлетворить голод посылает меня к холодильнику, а шоколадное мороженое в морозилке может стать тем, что стимулирует меня идти несколько быстрей.

Итак, мотивация — это физический и психологический процесс, который движет нас к достижению определенной цели. Если «толчок» идет изнутри, мы зовем его побуждением, а если снаружи — стимулом.

Как создавать мотивацию для детей

Мотивация достижения, которая может быть прекрасно развита у родителей, легко вытесняется у детей мотивацией потребления, если специально об этом не подумать. Поэтому наша задача — помочь ребенку “захотеть” что-то сделать самому: например, смастерить своими руками подарок бабушке на день рождения, выучить еще один иностранный язык, создать с друзьями музыкальную группу, научиться нырять, играть в шахматы — список можно продолжить. Именно так родители могут задать сыну или дочери цели извне: они дадут импульс внутренней активности, которая станет хорошим противовесом пресыщенности, пустоте, апатии и полному непониманию, что делать и куда себя деть.

Если у ребенка нет стимула для игры, не надо упрекать его или советовать заняться “чем-нибудь”. Лучше отложить свои дела, взять малыша за руку, пойти с ним в детскую, вместе выбрать занятие и не отходить от него до тех пор, пока мы не увидим, что он заинтересовался и готов продолжать самостоятельно.

Внутренняя мотивация не исключает внешней и наоборот. Ребенком помладше движут и собственные интересы, и желание получить одобрение взрослого. Внешняя мотивация переходит во внутреннюю по мере того, как дети усваивают ценности родителей, “сортируют” их, отбирают те, что им близки. Задача не в том, чтобы отучить детей ценить внешние стимулы, а в том, чтобы у них появились собственные желания. И тогда они “входят в поток”, их увлекает, поглощает то, чем они занимаются.

Исследования показывают, что внутренне мотивированные дети не только лучше учатся, но, что важнее, получают больше позитивных эмоций от учебы, а значит с готовностью берутся за новые трудные задачи.

Однако для начала ребенку необходимо ощутить, что такое нематериальные цели

Поэтому важно, чтобы дети видели, что и у родителей есть какие-то стремления, кроме как купить очередной автомобиль, что бывают иные достижения, кроме солидного банковского счета и нового дома в престижном месте. Они должны прочувствовать, что значит испытывать удовлетворение от самого процесса учебы, работы, решения творческих задач

Надо больше рассказывать детям о наших целях, увлекать их, говорить о том, что нам действительно интересно. Вспомним, когда мы чего-то очень хотели (например, совершить восхождение на Эльбрус или запустить новый проект), что́ мы для этого делали и как радовались, когда у нас все получалось. Не будем лишать наших детей таких же ярких эмоций!

Любовь к труду

Приобщить ребёнка к труду – не простое дело, но и здесь есть свои маленькие хитрости, позволяющие справиться с этой задачей.

Рассказывайте детям о своей работе (для чего наполняете стиральную машинку и зачем в доме нужен пылесос), приучайте детей играючи. Пусть для начала ребёнок рядышком моет понарошку детскую посуду, протирает полы (как может, как хочет) — повторяя за мамой. Например, наш трёхлетний сын, уже умело обращается с пылесосом (мы доверяем ему несложную в управлении бытовую технику, предварительно научив с ней обращаться). Также наш сын может сам выбрать и запустить нужный режим стиральной машины, загрузив ее вместе с мамой.

Вы можете приобщить к труду также с использование следующих приемов:

  • Положительным примером (видя, как мама и папа постоянно учатся чему-то новому сами, получая от этого истинное удовольствие, ребёнок непременно захочется быть похожим на вас)
  • Рассказами секретов (о кулинарии, тонкостях ведения быта или мужской работы)
  • Вознаграждением каждого поручения (покупкой небольшой игрушки, походом в развлекательный — детский парк)
  • Похвалой (не жалейте добрых слов для детей, и ни в коем случае не критикуйте)

Как правильно мотивировать своего ребенка

Во многом именно родители способны повысить мотивацию своего ребенка к учебе или к другим видам деятельности

Для того, чтобы справиться с этой непростой задачей, важно придерживаться нескольких тезисов при общении со своими детьми:

«Давай я тебе помогу». Существует множество повседневных дел, с которыми детям трудно или неинтересно справляться самим. Если вместе выполнять какие-либо задачи, то и время пролетит незаметно, и трудиться будет легче. Занимаясь делами вместе с ребенком, родитель повышает его мотивацию к труду.
«Ты молодец». Нужно почаще хвалить своих детей за их успехи. Взрослые слишком часто не замечают, как много усилий приходится прикладывать современным школьникам, чтобы хорошо учиться или добиваться новых высот в спорте и творчестве. Одобрение старших показывает, что старания были замечены и оценены по достоинству.
«Сделай уроки до вечера». Пожелания относительно распорядка дня могут различаться у детей и взрослых. Иногда родители хотят, чтобы ребенок делал уроки днем, а ему хочется в это время погулять. Нужно позволять детям самостоятельно планировать свой день, но так, чтобы они вовремя успевали закончить все свои повседневные дела.
«Сегодня твоя очередь»

Важно организовать быт так, чтобы обязанности по дому распределялись справедливо. Так, например, если в семье есть двое и более детей школьного возраста, то нужно разделить между ними повседневные задачи и составить график выноса мусора или мытья посуды

Это позволит избежать ссор и конфликтов из-за домашних дел.
«Со временем ты научишься». Важно показать ребенку, что придется долго тренироваться перед тем, как у него получится играть на гитаре, быстро читать или побеждать соперников в спортивных состязаниях. Успех – дело времени.
«В следующий раз обязательно получится». Нередко случается так, что ребенок ранее прилагал много усилий для того, чтобы добиться определенного результата, но разочаровался, когда у него ничего не получилось. В этом случае важно поддержать его и рассказать, что далеко не все получается с первого раза. Иногда нужно предпринять несколько попыток, чтобы добиться успеха. Нельзя опускать руки из-за первых неудач.

Часто причиной, по которой у малышей нет мотивации к какой-либо деятельности, является страх неудачи

В этом случае важно оказать поддержку и объяснить, что у ребенка обязательно получится добиться желаемого результата, если он приложит достаточно усилий. Возможно, что не с первой попытки, но со временем он сможет добиться успеха в своем начинании

Защита и понимание – именно это важно получать от близких людей, чтобы не бояться трудностей и раз за разом радовать родителей своими достижениями.

Жить за счет силы воли

Вильма Рудольф была семнадцатой из 19 детей. В четырехлетнем возрасте она перенесла полиомиелит, скарлатину и двустороннее воспаление легких. Она не могла встать на ноги до 11 лет. И сейчас, вопреки всему, в возрасте 20 лет она — обладательница трех Олимпийских золотых медалей, а также рекордсменка по бегу на дистанции 200 метров среди женщин.

Вильма Рудольф демонстрирует отличный пример силы, которой наделяет человека мотивация. Ничто не могло остановить ее. Она была настолько увлечена, что, вывихнув лодыжку на одном из состязаний, продолжала бороться за первое место. Проблемы, которые помешали бы многим вести «обыкновенную» жизнь, не помешали ей жить исключительной жизнью.

Оксана Селендеева, основатель CODDY

Мотивировать детей нужно своим примером. Родители — это образец для ребенка, зеркало, в которое он постоянно смотрит. Даже то, что мы называем процессом воспитания, обычно не требуется: дети просто повторяют жизненные принципы, привычки, ограничения и стремления мам и пап. 

Мотивируя мою дочь Нику учиться и не лениться, я всегда привожу в пример себя, мужа, ее дядю, которым она восхищается, а также одиннадцатилетнего двоюродного брата, отличника и олимпиадника. Я хочу, чтобы Ника уже в детстве научилась быть решительной и не бояться сложных ситуаций. Когда у нее возникают какие-то трудности, я всегда прошу ее не сдаваться, объясняю, что в жизни подобных препятствий будет много, учу принципу «дорогу осилит идущий».

Также я считаю важным поощрять ребенка, демонстрировать, что ты гордишься его достижениями. Когда моя четырехлетняя дочь показывает свои рисунки, я, естественно, понимаю, что это не Сальвадор Дали, но всегда нахожу в них интересные моменты и отмечаю их.

Кстати, если один рисунок слишком похож на другой, и я не вижу прогресса, то не стесняюсь сказать ей и об этом. Так у Ники развивается критическое мышление: она не ждет восторженной похвалы, демонстрируя мне копию рисунка, который я когда-то оценила, а находит новые способы меня заинтересовать и удивить.

К сожалению, бывают случаи, когда мой ребенок категорически отказывается что-то делать, и мне приходится идти на шантаж вроде: «Если ты устанавливаешь свои правила, то и я буду устанавливать свои — мультиков не будет». Мне неприятно это делать, но, увы, такой «кнут» иногда случается.

Что касается «пряников» и поощрений, если Ника чего-то хочет, а мы с мужем не против, то даем просто так. «Сделала что-то хорошее — на тебе конфетку» — не наша история. Мы стараемся не превращать дочь в собаку Павлова и просто ее любим.

Как выучить стихотворение

Для начала предлагаем вашему вниманию способы заучивания стихотворения с дошкольниками:

Способ 1. Учите с выражением, громко, эмоционально

Погрузите малыша в красоту стихотворной формы, и он вряд ли вам откажет.

Способ 2. Рисуйте стихи

Сделайте вашу личную иллюстрацию стихотворения, укажите авторов и возраст. Заведите для таких рисунков отдельную папку, подписывайте все работы. Затем, просматривая картинки, пытайтесь по памяти воспроизвести заученные ранее стишки.

Способ3. Магнитофончик

Скажите ребёнку, что книжку нужно отдать соседке Маше, а сейчас пока она у нас, мы давай-ка с тобой включим в голове наш магнитофончик и  запишем стихотворение. Прочитывайте фразы по несколько раз – записывайте на магнитофончик. И так куплет за куплетом.

Мотивация достижения

На какие показатели вы станете ориентироваться, если перед вами поставят задачу — предсказать, кто станет более удачливым в жизни? Напомню варианты: величина коэффициента интеллекта (IQ), учебная успеваемость или же степень стремления к достижению? Лично я выбрала бы наиболее мотивированного человека. Все мы знаем людей со светлой головой, которые хронически не достигают цели. И все мы знаем окончивших высшую школу людей, начавших свою карьеру с заметок в журналах, а теперь способных купить компанию, публикующую их. По большому счету, желание и настойчивость оказываются важнее таланта или мозгов.

Определение понятию «мотивация достижения» впервые дал гарвардский психолог Дэвид Мюррей. Этот конструкт определяет разницу между людьми в их стремлении достичь определенные цели. Если вы стремитесь к достижению высоких целей, вы хорошо мотивированы, вы фокусируетесь на успехе и готовы постоянно совершенствоваться и исправлять свои ошибки. Правильный настрой может стать хорошим организационным фактором, связывающим воедино мысли, чувства и действия. Однако чрезмерно высокая мотивация достижения может вести себя как «обезьяна на спине». Вы, наверное, знакомы с людьми, чья чересчур высокая мотивация достижения приводит к ухудшению результатов их работы — это называется перфекционизмом* (’прим. ред. — от perfectionism — высокая требовательность к себе и другим; стремление добиваться совершенства во всем).

Давайте рассмотрим один из самых интересных примеров того, как потребность в достижении влияет на поведение человека. Например, группе испытуемых предлагаются задачи, которые невозможно решить. Далее экспериментатор говорит, что эти задачи трудны, и предлагает их решить. Оказывается, что люди с высокой мотивацией достижения дольше занимаются поставленной проблемой, чем испытуемые с низким стремлением к достижению. Такие люди продолжают решать задачи, только если им говорят, что решение не составит трудностей. Когда же им сообщают, что задание трудное, они либо думают, что «овчинка выделки не стоит», либо просто отказываются разрешать проблему.

Голоден как волк

Стимулы и побуждения часто дополняют друг друга. Если один из этих двух компонентов мотивации недостаточно силен, то другой должен быть сильней, чтобы мотивировать поведение, направленное к цели. Если в холодильнике ничего нет, кроме творожного сыра, то я должна быть действительно очень голодной, чтобы к нему подойти. Конечно, если я достаточно голодна, даже творожный сыр может выглядеть довольно аппетитно. Так что стимулы и побуждения не просто влияют друг на друга, они могут изменять привлекательность один другого. Можно предположить, что я могла быть так сыта, что даже шоколадное мороженое не было бы достаточно привлекательным для меня в данный момент.

Профессора удивляются, почему студенты, провалившие экзамен, «недостаточно мотивированы». Тренеры утверждают, что побеждающие команды более «голодны» и более «мотивированы», чем их противники. Детектив старается установить мотив преступления. Мотивация — это не только один из самых распространенных психологических терминов, это еще и то, чего нам часто не хватает!

Мотивация и ее влияние на ребенка

Мотивация – это интерес к какому-либо занятию, который побуждает человека уделять свое время даже сложным для себя видам деятельности. К примеру, взрослые работают для того, чтобы улучшить свое финансовое состояние и продвинуться по карьерной лестнице. Чем больше любой труд удовлетворяет потребности, тем выше будет мотивация к нему. Когда речь идет о детях, этот принцип работает схожим образом.

Чаще всего хорошо учатся именно те школьники, для которых важен сам факт высокой успеваемости. Оценки для таких ребят – это способ продемонстрировать окружающим свои достижения. Так хорошая успеваемость является средством для реализации такой потребности, как общественное одобрение.

Но далеко не все дети нацелены на высокие результаты только ради похвалы взрослых. Многим из них родители обещают какие-либо блага за хорошую учебу. Так и получается, что оценки для таких детей – это способ добиться благосклонности взрослых, чтобы получить желаемое. Конечно, такой подход к воспитанию далек от совершенства.

Учеба в школе, посещение дополнительных занятий, помощь по дому – ко всему из перечисленного нужно пробудить интерес ребенка, но не ради получения каких-либо подарков, а для того, чтобы улучшить свою настоящую и будущую жизнь. Поэтому важнейшей задачей родителей является мотивация своего ребенка к физическому и умственному труду.

Мотивация работать бывает разной

Все мы работаем лучше, когда наша работа соответствует нашей личной мотивации. Психологи Дэвид Макклеллан и Джон Аткинсон изучали мотивы, которые движут нашим поведением на работе. Они обнаружили, что у всех людей так или иначе представлены три составляющие мотивации. А поведение человека, как правило, зависит от степени выраженности каждой из этих трех характеристик. Вот эти три мотива:

  • Стремление к достижению.
  • Стремление к власти.
  • Мотив аффилиации — понимают стремление к общению с другими людьми, поиск принятия, понимания, дружеской поддержки со стороны других.

Давайте кратко познакомимся с каждым из них в действии. Можете попробовать определить для себя, какой мотив у вас ведущий, к какому виду деятельности он вас располагает: политике, бизнесу или социальной работе.

Простые внешние стимулы

Лучшая иллюстрация простых стимулов — это осел и морковка. Если перед носом осла на длинной палке повесить морковку, животное тут же начнет движение к “заветной цели”. Это и есть отличительная особенность самых простых стимулов — реакция на них немедленная и почти автоматическая.

Все материальные стимулы — простые. Все примитивные развлечения — одноразовое чтиво, мыльные оперы, популярная музыка — из того же ряда. Не надо ничего обдумывать, прилагать усилия, проявлять терпение, ждать, волноваться в предвкушении. Это скорее реакция организма, а не личности.

Современное общество ориентировано почти исключительно на простые стимулы. Их воспроизводят радио и телевидение, кино и пресса. Реклама тоже построена на стимулировании такого рода желаний и потребностей. Механизм ее действия примитивен: простой стимул вызывает прямую реакцию. Фактически внешние стимулы делают человека пассивным объектом, заставляют “плясать под чужую дудку”.

У простых стимулов очень короткий “срок годности”. Они быстро теряют свою притягательность и перестают действовать. Чем проще стимул, тем чаще нужно его “интенсифицировать”, активировать или заменять на новый. Этим и объясняется необходимость постоянной смены раздражителей.

Если наша жизнь — череда реакций на простые стимулы, пресыщение неизбежно. Неприятная правда состоит в том, что простые стимулы никогда и никого не могут удовлетворить. Нужно бежать дальше и получать больше. Рано или поздно человек подходит к черте, за которой следуют зависимости и саморазрушение.

Иван Кузин, основатель сети медицинских центров «Клиники Столицы»

У меня две дочери пяти и семи лет. Вопросами развития и мотивации мы занимаемся ежедневно. По собственному опыту могу сказать, что тут все очень индивидуально и зависит от самого ребенка, а методы сильно напоминают инструменты из взрослого мира.

Однозначно необходимо всегда приводить примеры успехов в различных областях, рассказывая про огромную проделанную работу. Я часто ищу и объясняю, что таится под той картинкой, которую видит ребенок, – в спорте, музыке, на YouTube-каналах. Например, если мы смотрим выступления гимнастов, то я не забуду рассказать, что за идеальным исполнением стоят ежедневные тренировки, победы и поражения.

Еще отлично работает система маленьких шагов. Дети, особенно в младшем возрасте, очень неусидчивые, поэтому любые вопросы и задачи нужно решать по чуть-чуть, но при этом обязательно доводить дело до конца.

И, конечно, стараюсь подавать личный пример. Ведь дети часто копируют взрослых, хотят быть «как папа и мама», наблюдают со стороны и применяют увиденное и услышанное на пути к своим целям.

Командный игрок

Вы человек, принадлежащий обществу. Вам нужен руководитель, который был бы вашим другом и который ценил бы вас и вашу работу. Вы можете великолепно проявить себя в совместном составлении отчета, вы наслаждаетесь заданиями, позволяющими работать в коллективе. Вы очень лояльны и большинство своих общественных потребностей удовлетворяете на работе. Вас очень любят. Люди могут приходить к вам со своими проблемами и просить вашего совета. Вы умеете планировать проведение различных встреч и собраний, поэтому вас часто просят помочь на приеме гостей или на банкете.

Человеческая мотивация очень разнообразна и увлекательна. Она простирается, начиная с базовых потребностей: в крыше над головой, в пище и одежде — и до самых сложных, уникальных потребностей в самоуважении и достижении. Вероятно, и Ричард Никсон, и Мать Тереза тоже нуждались в еде, но их «высшие» мотивы вели их по совершенно разным дорогам жизни. Родились ли вы Ричардом Никсоном или Матерью Терезой, есть только один мотиватор, который освещает нашу дорогу.

Внутренние стимулы

Человек с богатой внутренней жизнью сам по себе активен и не нуждается во внешних стимулах, он сам ставит себе цели и задачи. Внутренние стимулы — это желание что-то узнавать, уметь, побеждать, быть, помогать, наконец, желание творить и преображать мир. Наша активность в этом случае не зависит от внешних обстоятельств, но направлена вовне.

К сожалению, человек не рождается с внутренними стимулами, они могут появиться только в процессе развития. И вообще не факт, что появятся. Родители могут указать нам путь, но пройти по нему каждый должен сам.

Ключ к организации нашей внутренней жизни — это конкретное дело, то, которое сегодня кажется нам самым актуальным. Быть активным — значит дать проявиться своим способностям, талантам, которыми, хотя и в разной степени, наделен каждый из нас. Это значит испытывать глубокий интерес, развиваться, страстно стремиться к чему-либо, отдавать.

Самое главное и самое трагическое последствие неограниченных финансовых возможностей — отсутствие у детей внутренних стимулов и, как следствие, мотивации достижения. Причина в том, что их рано “подсаживают” на внешние материальные стимулы, превращают в пассивные объекты простых раздражителей. Они инфантильны, не способны ничего создавать сами, они привыкли только потреблять, а потому полностью зависят от родителей.

Пресыщение внешними стимулами происходит очень быстро, поэтому детям из богатых семей, как никому другому, важно сформировать стимулы, способные порождать внутреннюю активность, и научиться ставить перед собой нематериальные цели. То есть продуктивно использовать свой потенциал

Именно внутренние стимулы отличают сильную, развитую личность от простого “потребителя”.

5 практических рекомендаций

1. Ранжирование мотивов детей

Этот метод полезен для понятия поведенческих действий конкретного ребёнка, что даёт возможность сконцентрироваться на доминирующих мотивах, дающих высокий результат эффективности обучения.

Так, например, если ваш ребёнок отдаёт  своё предпочтение стихам, нежели сказкам или рассказам, воспользуйтесь этим. Организуйте весь процесс подготовки к школе в виде отгадывания шуточных загадок, разучивайте стихи – таблицу умножения и азбуку в рифме.

2. Ориентация взрослых на вопросы, обеспечивающих становление внутренней позиции дошкольника

Современные родители более образованны в педагогическом плане, нежели были их мамы и папы (и все благодаря огромному выбору на сегодняшний день литературы в области педагогике и психологии, которая учит правильно понимать потребности, мотивы детей).

Так, если вы будете формировать позитивный образ школы, то малыш будет к вам благосклонен, а это непременно поможет улучшить весь процесс обучения.

3. Применение различных по содержанию сюжетов

Опираясь на данный пункт, вы не только разовьёте в ребёнке  умение свободно мыслить, но и сформируете позитивный образ того, что вам нужно. Например, школы.

Расскажите ребёнку о том, что из себя представляет школа (чему учит, сколько возможностей открывает: творческие – рисование, пение; математически – тематические конкурсы, олимпиады, награды, грамоты; развивает физически (ловкость, силу)- занятия физкультурой). Смоделируйте, обрисуйте вместе с ребёнком школу будущего (что в ней ещё такого может быть интересного). Фантазируйте, мечтайте.

4. Ведите с малышом познавательные разговоры

Темы могут быть совершенно разные: школьная, театральная, кинематограф, история, живопись, музыка. Прививайте любовь к получению знаний, к высокому искусству,  расширяйте кругозор своих детей.

5. Раскрывайте детям разные стороны общественной жизни

Так, добиться положительного отношения к школе возможно путём раскрытия разных сторон школьной жизни: расскажите дошкольнику об увлекательных походах ребят с классным руководителем, всевозможных экскурсиях, познавательных поездках (музеи, театры, библиотеки), которые совершают ребята посещающие школу.

Помните! Причины падения интереса могут быть самыми разными, учитесь подбирать ключик к своим детям. А рубрика 4brain «Умные дети» всегда вам в этом поможет.

Здесь отлично работает  простой принцип мотивации: «сделал – свободен», а вот метод «ремня» мало ещё кому принёс действенных результатов, зато страх и неуверенность в собственных силах – вызывает моментально. Поэтому подбирайте «правильные» методы воздействия, обучайтесь искусству позитивного воспитания – начните сотрудничать с ребёнком!

А пока мы поделимся с вами нашей подборкой методов влияния на ребёнка при разных жизненных ситуациях. Итак, допустим, вы решили выучить с малышом стихотворение, поесть кашки и что-то сделать по дому. Рассмотрим каждый из перечисленных случаев и приёмы воздействия.

Какие виды мотивации можно применять для детей?

Внутренняя мотивация

Внутренняя мотивация — основа всех видов мотивации, важно помочь ребенку найти собственную цель и стремиться к ней. Здесь все завязано на внутреннем долгосрочном ориентире ребенка, обычно это коррелирует с профессией или вузом мечты. . Вероятно, для этого вам необходимо проконсультироваться по поводу выбора будущей профессии с экспертом

С его помощью вы сможете сориентироваться в мире профессий, проверить прочность своих идей и продумать дальнейшие действия. Сколько стоит консультация? 0 рублей, единственное условие — регистрация

Вероятно, для этого вам необходимо проконсультироваться по поводу выбора будущей профессии с экспертом. С его помощью вы сможете сориентироваться в мире профессий, проверить прочность своих идей и продумать дальнейшие действия. Сколько стоит консультация? 0 рублей, единственное условие — регистрация.

Поощрение и похвала

Похвала — один из универсальных инструментов мотивации, который рождает хорошие взаимосвязи в голове ребенка. Причем рекомендуется хвалить не именно за оценки, а в целом, за работу в классе, старание, усидчивость и любые другие усилия, которые показывает ребенок, даже если они не приносят сразу очевидный результат. 

Будет здорово, когда вы поможете ребенку увидеть прогресс. Даже очередной пробник ЕГЭ, написанный на пару баллов больше — отличный повод отметить это и похвалить ребенка. 

Взаимосвязь уроков и реальной жизни

Здесь очень важно помочь подростку и показать, что занятия и уроки — это его инвестиция в будущего себя, развитого и классного. Самый очевидный пример: ты сейчас готовишься к ЕГЭ, чтобы поступить в вуз, освоить там профессию мечты и в будущем быть довольным своей работой и жизнью!. Или просто донесите мысль о том, что математика в обычной жизни помогает составить бюджет семейной поездки, а хоть небольшое знание иностранного языка — перевести инструкцию к новенькой посудомойке. 

Или просто донесите мысль о том, что математика в обычной жизни помогает составить бюджет семейной поездки, а хоть небольшое знание иностранного языка — перевести инструкцию к новенькой посудомойке. 

Успешные примеры

Нет ничего лучше в аспекте мотивации, чем ходячий пример рядом. Разговаривайте с ребенком, рассказывайте о себе, о родственниках и друзьях, которые приложили усилия и добились каких-то высот. Такие примеры остаются в сознании ребенка и в моменты разочарований или апатии всплывают в памяти ребенка.

Возможно, ребенок еще не определился с профессией или вузом? Тогда исходя из общения с ним вы сможете понять, между какими профессиями или вузами мечется ребенок, а далее уже подумать, есть ли в вашем окружении представители этих профессий или выпускники вузов. Ведь рассказ реального человека всегда лучше статьи в интернете.

Совместное обсуждение идей ребенка

У ребенка могут (и должны) быть свои идеи, которые важно поддерживать — это существенная часть мотивационного процесса. Поэтому важно слушать не только себя, но и другого участника процесса, то есть ребенка

Об этом и не только мы уже писали в статье:

Как помочь ребенку с выбором профессии?

12 ноя

4375

9

Читать позже

Помощь с режимом учебы и отдыха

Нередко мотивация ребенка может снижаться из-за накопленной усталости или неправильного режима дня. Здесь тоже можно прийти на помощь и выстроить более комфортный для ребенка режим

Важно, чтобы не было перегрузок чем-то одним, учебой или отдыхом, тогда можно долгосрочно поддерживать тонус

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector