Как действовать учителю в случае конфликта с родителями?

Когда нельзя переходить границы

У детей, правда, нет как минимум двух ситуаций, которые в родительских правилах стоило бы прописывать отдельно: конфликт между детьми и участие родителей в школьных делах. 

Огромный соблазн, когда ребенок пришел домой с синяком под глазом, немедленно пригвоздить родителей обидчика к позорному столбу, призывая в свидетели всех остальных 20, 30, 40 мам и пап. Но делать это крайне опасно, потому что, конечно же, для большинства родителей их дети всегда правы. Возможно, в идеальном школьном чате такие обсуждения под запретом. 

И второе — попытка решить внутришкольные проблемы, не требующие участия родителей. Например, срыв урока — это случай, который должен разбираться учителем и учениками, возможно, с привлечением других школьных сил, возможно, с точечным участием (по решению школы) родителей, но брать на себя функции школы и пытаться разрулить это силами родителей, еще и в чате — почти наверняка спровоцировать конфликт. 

Ситуация, когда родители пытаются брать на себя функции школы, для нашего времени очень характерна. Потому что у нас в целом размылись границы, и как школа, не замечая этого, заходит на территорию семьи (требуя участия родителей в учебных делах детей, задавая такой объем заданий, что у ребенка не остается времени на жизнь в семье и так далее), так и родители, не задумываясь, идут на территорию школы, чтобы вмешиваться в ее жизнь и пытаться ее выстраивать по своему разумению. 

Поэтому ситуации, которые по проработанному годами алгоритму должны решаться внутри школы с привлечением психолога, социального педагога, завуча и так далее, вдруг всплывают в родительском чате и становятся предметом бурных обсуждений, после которых родители идут к учителю, завучу, директору, в министерство образования, к Путину, путая все карты.  

Еще одно нарушение границ — в том, что онлайн и офлайн в наше время плавно перетекают друг в друга, и виртуальные угрозы и разборки, как мы теперь знаем, легко становятся невиртуальными. Это было и раньше, но в меньшей степени: обиды и сплетни из чатов несли учителям и другим родителям, и они становились предметом разборок, причинами обид и взаимной неприязни. 

Теперь мы знаем, что они могут стать и причиной вполне реальной, не виртуальной смерти. 

Особенности поведения подростков, основные проблемы «сложного возраста»

Особенности подросткового возраста

Появление чувства «взрослости». Негативизм или упрямство.Стремление к самостоятельностиОтстаивание своих прав.Гормональные скачки

головокруженияповышенной потливостиСтремление к общению со сверстникамиТяга к противоположному полуПоиск себяи испытание своих возможностейВнимание к собственной личностиПовышенное внимание своей внешности

Какие проблемы возникают в подростковом возрасте

ТревогаСтрах и стыд.Агрессия и злостьНеуверенность в себе.Снижение успеваемости и трудоспособности.ухудшение памятиОсобенности физического и полового развития

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?
Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят

Что мы посеем? «Разумное, доброе, вечное» или зубы дракона?

Казалось бы, что плохого в том, что педагоги призваны заботиться о репутации школы? Ведь они воспитывают будущие поколения граждан России, «сеют разумное, доброе, вечное». Однако, можем ли мы быть уверены, что всходы, которые даст эта нива, не будут похожи на те, что получил предводитель аргонавтов Ясон, когда по указанию царя Колхиды посеял зубы дракона — воинственных людей с холодным оружием?

Доктор педагогических наук, профессор Николай Борытко в одном из интервью жестко определяет существующую ситуацию. Он озабочен тем, что сейчас учителей никто не собирается защищать — ни государство, ни профсоюз, ни руководство школы. Да что там говорить, если сами директора учебных заведений стали абсолютно бесправными и могут быть сняты с должности в любой момент без серьезного обоснования. А дальше происходит самое страшное — незащищенный и униженный учитель проявляет, как считает профессор, «рабскую психологию и подло мстит ученикам».

Дошло до того, что учителя просто боятся рассказывать родителям о реальном положении вещей. Не торопятся ставить в известность о реально существующих проблемах с их чадом — вдруг они будут неправильно поняты, а открытость и откровение станут поводом для жалобы руководству. Встреча родителей и учителя теперь больше напоминает официальную церемонию встречи правительственной делегации не всегда дружественной соседней страны. Педагог вынужден перестраховываться. Многие учителя от греха подальше ведут протокол беседы. Еще интереснее поведение родителей. Многие приходят поговорить вооруженные диктофонами, а некоторые даже с видеокамерой. А это значит, что нет никакой гарантии, что на следующий день репортаж с места событий не окажется в соцсетях или не станет основанием для жалобы в прокуратуру. И это при том, что школа обязана незамедлительно реагировать на любое обращение, которое появится даже на ее сайте. И ни дай Бог, если обращение родителя уйдет на сайт департамента образования — тут уж как говорится «береженого Бог бережет»!

«Почему мой ребёнок плохо учится?»

Школа, как известно, любит успевающих учеников, отличников. И, естественно, главный конфликт – как с взрослыми (учителями и родителями), так и с одноклассниками – связан с требованиями, предъявляемыми к успеваемости. Учитель и родители выражают своё недовольство ребёнку, отстающему в учёбе, а одноклассники часто не хотят с ним дружить.

Если ребёнку не даётся учёба в школе, родителям, прежде всего, следует выявить причину плохой успеваемости, а не навешивать сразу на него ярлыки типа «троечник» или «бестолковый». Разберитесь, что мешает вашему школьнику хорошо усваивать материал. Может быть, вы неправильно организовали режим дня, и малыш просто «просыпает» первые уроки? А может, он занимается в музыкальной школе или в спортивной секции, и у него не хватает времени на выполнение школьных заданий? Бывает, что ребёнок по темпераменту медлительный, и нужно какое-то время, чтобы он вошёл в школьный ритм жизни. Со временем он освоится.

Хорошо, если и родители, и учитель будут оценивать только конкретную работу ребёнка, а не его личность, не станут сравнивать детей между собой, призывать всех подражать отличникам. Ребёнка нужно ориентировать на индивидуальные достижения – чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней. Если ребёнок не чувствует к себе доброжелательного, заинтересованного отношения со стороны учителя, у него может возникнуть протест к учёбе в целом, и он откажется заниматься и добиваться каких-либо успехов. Причём это может произойти и со способными учениками.

Первый конфликт с учителем и первая обида переносятся на отношение не только к учёбе, но и на всю школу в целом. А если ещё и родители вместо того, чтобы поддержать своего ребёнка в трудной для него ситуации, безоговорочно встанут на сторону учителя, то можно считать, что «коробочка знаний» захлопнулась.

Конечно, позиция учителя родителям больше понятна. А ребёнку трудно объяснить им свои переживания. Что он может сказать в своё оправдание? Что без поддержки учителя и родителей он чувствует себя потерянным, и у него отпала охота проявлять старание? Но это может понять только взрослый, не растерявший своего собственного детского «Я».

Причины конфликтов родителей и подростков

Сложности подросткового периода психологи объясняют возрастным кризисом. Он начинается, когда ребенку исполняется 10-12 лет, и заканчивается по достижению 17-19 лет. Это переходный период от одного этапа детского развития к другому. В подростковом возрасте происходят перемены в структуре общения ребенка, перестройка его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. И в первую очередь это ощущают на себе именно родители. Кажется, что еще вчера их малыш был милым и общительным, но сегодня он уже замкнутый и озлобленный на весь мир.

Российские психологи и педагоги провели опрос среди подростков и их родителей с целью выявить основные причины возникающих в семье конфликтов. При этом ответы детей и взрослых практически совпадают. В числе наиболее распространенных причин конфликтов родителей и подростков называют:

  • плохую успеваемость ребенка в школе,

  • несовпадение взглядов на жизнь,

  • невыполнение ребенком домашних обязанностей.

  • позднее возвращение ребенка домой.

Многие конфликты между родителями и подростками обычно возникают буквально «из ничего». Но за любой даже мелкой ссорой стоят глубокие проблемы.

Способы профилактики школьных споров ↑

Во многих случаях предотвратить конфликт поможет правильная диагностика ситуации. Каждому обострению проблемы предшествует предконфликтная ситуация, проработав которую можно избежать агрессии.

  1. Один из способов предотвращения конфликтов – наблюдение за учениками, поиск общих интересов, целей. Если ученики будут объединены какой-то целью, многие проблемы попросту снимаются.
  2. Другие проблемы (ревность, личные мотивы) решаются индивидуально. В некоторых случаях достаточно просто поговорить, в других – необходима помощь профессионального детского психолога.

В любом случае очень важно не упустить момент. Если конфликт вошел в активную стадию, предпринимать меры по его предотвращению бессмысленно

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.Фото: Екатерина Афанасьичева.

Конфликт «Учитель — ученик»

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку

Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.
При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.Пример
 

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.
После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт?

Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные

. Итогомдеструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным

является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Как распознать конфликт

► К конфликтам между учителями и родителями может привести следующее поведение родителей:

  • проявление агрессии к учителям и другим родителям;
  • истеричные и недовольные высказывания в сторону учителей и руководства школы;
  • постоянные придирки к учителю и отрицательная оценка его работы;
  • навязывание своей точки зрения, втягивание других родителей и учеников в конфликт, создание группировок, противостоящих школе;
  • завышенное мнение о способностях своего ребенка;
  • отсутствие внимания к ребенку;
  • перекладывание ответственности за воспитание ребенка на школу.

► Со стороны учителя конфликтную ситуацию создают:

  • игнорирование мнения и просьб родителей, их интересов при управлении классом;
  • использование конфиденциальной информации во вред отдельным ученикам и их родителям;
  • отсутствие интереса к личностям учеников и родителей;
  • некомпетентность учителя в преподавании своего предмета;
  • пренебрежительное отношение к ученикам и умышленное занижение оценок — из-за поведения или несогласия с точкой зрения учителя;
  • попадание под влияние отдельных родителей в ущерб интересам остальных.

Если какой-то из перечисленных пунктов касается вас, возможно, претензии родителей имеют под собой основания.

Программа по теме:

Технологии оценивания образовательных результатов школьников в условиях реализации ФГОС

144 часа (1 мес.)

4100 руб. 2660 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Мы в этих чатах ради детей

Мы так часто говорили, что живем в сложное время, что теперь нам и сказать нечего. Хотя сегодняшний день объективно сильно отличается от 3 ноября любого предыдущего года, и, возможно, особенно остро это ощущают родители, чьи дети или сидят на дистанте, или в любую минуту могут на нем оказаться. Для многих из нас сегодняшняя ситуация очень нервная, напряженная, эмоционально тяжело выносимая.

“Это голос нашего завуча, а ему сообщили в ФСБ” — зачем врут мамы из школьного чата

Это время гораздо более острых реакций и тяжелых последствий того, что в другие годы могло бы пройти почти незамеченным. Время, когда люди подсознательно ищут виноватых и легко выходят из себя. Время, когда мы очень нуждаемся в общении и очень болезненно воспринимаем то, что не совпадает с нашим мнением. Время, когда состояние повышенной тревожности делает из многих из нас бомбу с часовым механизмом, и когда и по какой причине она взорвется — неизвестно. 

Так давайте же сделаем так, чтобы в тех местах, где нам точно ничего не должно угрожать ни в эмоциональном, ни в физическом смысле, нам всем было если не хорошо, то спокойно. 

В конце концов, мы же в этих чатах ради детей. Они на нас смотрят. Они слышат, какими словами мы называем других родителей. Они все видят, даже когда нам кажется, что это не так. Они завтра пойдут в школу и узнают, что мы сказали и написали в чате, от других детей. Они когда-нибудь будут повторять то, что мы делаем, слова, которые мы произносим, эмоции, которые транслируем.

Мы точно этого хотим? 

Тихие «середнячки»

На то, какие взаимоотношения сложатся у каждого ребёнка с одноклассниками, влияет множество причин. Это и уровень подготовленности к школе, и желание учиться, и личностные особенности детей. Особенно неуютно чувствуют себя тихие, застенчивые ребятишки, которые учатся, как правило, на «хорошо». Им трудно найти компанию и среди бойких «неуспевающих», и среди заносчивых «отличников». Неудовлетворительное положение ребёнка в классе переживается им очень остро. Негативное влияние на положение ученика в классе может оказать неумеренное захваливание учителем кого-то из детей, противопоставление его всему классу как примера для подражания. Дети могут начать считать таких учеников «любимчиками» и «подлизами» и потому станут избегать общения с ними. Тут уж и «отличникам» не поздоровится.

Если родители пишут жалобы на педагога

Даже если вы будете максимально корректны в своих словах и действиях, возможно, найдутся родители, которые напишут на вас жалобу директору, в отдел образования или прямо в министерство. Как правильно реагировать на незаслуженные обвинения?

Не оправдывайтесь перед родителями и тем более не выливайте свои обиды на учеников. Самый правильный выход — обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (на это вы имеете право согласно п. 12 ст. 47 ФЗ «Об образовании»). Комиссия должна провести расследование и объявить результаты. В ходе расследования достойно объясняйте свое поведение.

► Умение решать конфликты — навык, который пригодится вам не только в профессиональной деятельности

Обратите внимание на программу повышения квалификации в АНО «НИИДПО»: «Школьный медиатор. Технологии создания безопасного образовательного пространства»

Здесь вы научитесь создавать благоприятный психологический климат в классе и преодолевать конфликты родителей и учителей.

В АНО «НИИДПО» организовано дистанционное* обучение, вы можете поступить на курсы в любое удобное время и без выезда в институт. Все теоретические и практические материалы вы получите через интернет, сможете общаться с преподавателями на форуме. А после успешной сдачи итогового тестирования получите удостоверение о повышении квалификации — лично или почтовой службой.

Желаем вам получать удовлетворение от работы и общения с родителями!

* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Автор статьи:
ПроняеваНадежда Анатольевна

Преподаватель педагогических дисциплин, преподаватель фортепиано, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, педагог дополнительного образования, педагог-практик.

Другие статьи автора

  • Как разработать индивидуальный маршрут педагога, который поможет вам развиваться в профессии?
  • Как работать с классом после каникул, как помочь детям вернуться к школьной жизни и настроиться на учебу? Практические рекомендации для педагога
  • Педагогическая этика: как поступать учителю в сложных ситуациях?

Все статьи этого автора

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Полезные конфликты

На самом деле конфликты, возникающие между детьми, можно сделать эффективным инструментом воспитательного процесса

Поскольку все мы живём в мире постоянных компромиссов и переговоров, очень важно научить детей разрешать конфликты таким образом, чтобы все начали чувствовать себя лучше, поняли суть противоречия и пришли к достижению взаимного согласия

Если же учителя и родители используют авторитарный стиль воспитания, то это делает детей более зависимыми, не способными принимать собственные решения. У них постепенно будет накапливаться агрессия, которую они начнут каким-либо образом выражать при каждом удобном случае. А если характер у ребёнка слабый, любой другой ученик сможет им манипулировать, как захочет.

Итак, не навязывая, а обсуждая с ребёнком на доступном ему уровне выгоды или потери от той или иной акции, каждый участник конфликта сможет в дальнейшем избежать многих других проблем, связанных с конфликтом. Тем более что многие противоречия снимаются совсем при незначительных усилиях.

Постепенно овладевая способами преодоления трудных ситуаций, ребёнок будет чувствовать себя увереннее. У него разовьются деловые качества и окрепнет воля, а значит, повысится его жизненная стойкость.

Наталия Максимовапсихолог

Назад в раздел

Конструктивные и неконструктивные конфликты

Постоянные конфликты подростков и родителей — это риск разрушения отношений и опасность затяжного кризиса. Но по мнению психологов, в возникающих разногласиях потенциально заложено мощное конструктивное начало. Получается, что конфликт может быть полезен, если приводит к «правильному» итогу.

В зависимости от результата конфликты можно разделить на 2 группы — конструктивные и неконструктивные.

Когда ссора перетекает в спокойный диалог и заканчивается компромиссом — это конструктивный конфликт. В данном случае и ребенок, и родители готовы идти на сотрудничество, не умалчивают свои претензии и не держат друг на друга обиды.

К позитивному влиянию конструктивного конфликта можно отнести:

  • разрядка напряженности между родителями и ребенком,

  • возможность лучше узнать друг друга,

  • стимул к личностным изменениям и развитию.

Именно к такому итогу нужно стремиться детям и родителям — не обострять проблему, а конструктивно решать ее

Но важно, чтобы каждая из сторон была нацелена на позитивный результат

Неконструктивные конфликты между родителями и подростками носят разрушительный характер. Когда ни у одной из сторон нет приемлемого пути решения возникающих проблем, на первый план выходят взаимные упреки, а не поиск компромисса. Это конфликт ради конфликта — эмоциональный, порой агрессивный. Именно из-за таких пылких ссор подросток становится замкнутым, часто врет, «осваивает» вредные привычки, находит опасные увлечения.

К негативному влиянию неконструктивного конфликта можно отнести:

  • полное эмоциональное истощение взрослых и ребенка,

  • ухудшение психологического климата в семье,

  • полное нежелание идти на контакт друг с другом.

Когда конфликт принял затяжной характер, его непросто перевести из деструктивного в конструктивное русло.

По данным анкетирования, 38 % опрошенных подростков в возрасте 12-13 лет в конфликтных ситуациях с родителями решают проблемы неконструктивными способами (агрессия, замкнутость, защитное поведение). Этот показатель повышается до 44 % у подростков в возрасте 14-15 лет.

Можно ли совсем избежать конфликтов?

Ссоры подростков с родителями накаляют отношения в семье до предела, что эмоционально истощает каждого.

Полностью избежать конфликтов невозможно, поскольку между ребенком и родителями всегда будет стоять разница в возрасте. Взрослые воспитывались совсем в другой среде и уже имеют устоявшиеся взгляды на жизнь. Ребенок — это другое поколение, ценности которого могут кардинально отличаться. Столкновение интересов является обычным и вполне нормальным проявлением отношений между людьми разных поколений. Главное — к какому именно итогу оно приведет.

Бессмысленно бороться с проявлениями самостоятельности подростка, не выяснив истинные причины его поведения. Только это поможет понять, как именно урегулировать возникающие конфликты

Главное — объяснить ребенку, насколько важно сохранить близкие, доверительные отношения в семье

Если же конфликты стали привычкой, можно совместно пройти программу модификации поведения по технологии 7Spsy. Освоив здоровый сценарий поведения, вам будет легче находить компромисс.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: