Конфликт между учителем и учеником в школе: что делать, примеры и методы решения конфликта с учителем

Причины конфликтов между детьми в школе

Причин для недопонимания в стенах школы может быть немало. Даже присущий школьникам дух соревнования можно рассматривать как провокацию, стимулирующую к действию, познанию, стремлению стать лучшим. Задача учителя — сделать так, чтобы конкуренция была здоровой.

Популярные статьи:

  • Летняя игра для детей «Мороженщик»
  • Чем западные родители заменили наказания для детей
  • Сильные молитвы супругов о даровании детей и зачатии
  • Может ли быть счастливой семья, в которой нет детей
  • Игры с лепкой для детей до 3-х лет + рецепт…
  • Пикник во дворе — бюджетная летняя забава для…

Возникнуть конфликт может по следующим причинам:

  • желание стать лидером;
  • личная неприязнь;
  • борьба за признание, обида;
  • безответное чувство;
  • недолюбливание и высокомерное снисходительное отношение к кому либо;
  • желание дружить с кем-то против кого-то.

Иногда в школе конфликтуют дети разных классов. А бывает и так, что на кланы разделены одноклассники.

Часто втянутыми в ситуацию оказываются также любимчики или те ученики, которым учителя постоянно делают прилюдные замечания. Дети жестоки, сильного они могут недолюбливать не меньше, чем слабого.

Как избежать конфликтных ситуаций

От учителя зависит не все, но многое. Это на его плечи ложиться груз ответственности. Избежать конфликта между детьми в школе и постараться сгладить ситуацию — святая обязанность педагога.

Даже после сорванного урока «разбор полетов может быть разным». Первый способ — искать виноватого среди учеников, возможно даже с привлечением директора и классного руководителя. Виноватые обязательно найдутся, и плодородная почва для разборок между учениками в будущем тоже.

Конструктивный способ выглядит иначе.

Ситуация следующая. Узнав о болезни учителя, старшеклассники договариваются прогуляться за территорией школы. Замена находится в последний момент, но решение прогулять принято и обжалованию не подлежит.

На урок приходит единственная девушка, отличница. Реакция учителя — единица в ее дневнике и никакого «разбора полетов» после. Непедагогично? Вряд ли. Так мог поступить только настоящий детский психолог.

Сложно представить каких масштабов мог бы достичь конфликт между оставшейся ученицей и ее одноклассниками, при «разборе полетов».

Способы профилактики школьных споров ↑

Во многих случаях предотвратить конфликт поможет правильная диагностика ситуации. Каждому обострению проблемы предшествует предконфликтная ситуация, проработав которую можно избежать агрессии.

  1. Один из способов предотвращения конфликтов – наблюдение за учениками, поиск общих интересов, целей. Если ученики будут объединены какой-то целью, многие проблемы попросту снимаются.
  2. Другие проблемы (ревность, личные мотивы) решаются индивидуально. В некоторых случаях достаточно просто поговорить, в других – необходима помощь профессионального детского психолога.

В любом случае очень важно не упустить момент. Если конфликт вошел в активную стадию, предпринимать меры по его предотвращению бессмысленно

Правила поведения во время конфликта с ребенком

Дайте ребенку высказаться. Если он агрессивен или раздражителен, то договориться с ним, чаще всего, невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снять напряжение. Во время такого “взрыва” лучше всего вести себя спокойно и уверенно, но постарайтесь не переусердствовать со спокойствием, которое ребенок может принять за равнодушие.
Нейтрализуйте агрессию неожиданными методами

Например, задайте вопрос о том, что не касается конфликта.
Попросите описать желаемый конечный результат, не давайте своим эмоциям управлять вами.
Не нужно отвечать агрессией на агрессию.
Используйте фразу «правильно ли я тебя понял?», что демонстрирует внимание к ребенку и уменьшает агрессию.
Ничего не нужно доказывать, ведь это в конфликте – пустая трата времени. Негативные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться, особенно у детей.

Основные причины возникновения конфликтов

Конфликт между младшими школьниками никогда не возникает запланировано. Чаще всего споры младшеклассников даже конфликтами трудно назвать. Это, скорее, выяснение отношений друг с другом. Дети, не осознавая этого, вступают в спор с единственным желанием – победить.

Насколько безболезненно они будут проходить, во многом зависит от учителя. Здесь главное – добродушное отношение педагога к детям. Опытный учитель с легкостью может перевести любой конфликт в шутку. Неплохо в таких ситуациях действуют “мирилки” – фразы, наподобие “мир между вами, миска с пирогами”… Обычно это вызывает смех, который перекрывает детскую злобу. После того как дети подают друг другу руки, они сразу начинают действовать совсем иначе. Эффективнее всего мирить детей в игре. Можно сказать, что каждый из детей – победитель. Ведь он сумел посмотреть своему сопернику в глаза и протянуть ему руку.

Чаще всего конфликтуют мальчики, поскольку у них присутствует подсознательное желание победить. Такие споры можно решать соревнованиями: кто больше раз присядет, отожмется или больше назовет слов на заданную тему, тот и победил.

Нередко возникают конфликты между мальчиками и девочками. Их еще называют конфликтами симпатии. Явное вмешательство в противостояние мальчика и девочки (например, категоричный запрет на общение между противоборствующими сторонами) может только усугубить ситуацию, так как в процессе конфликта дети проходят очень важный этап половой идентификации. Намного эффективнее, ненавязчивые беседы, в ходе которых мальчикам объясняется ранимость и впечатлительность девочек, а девочкам – последствия фамильярного отношения с мальчиками (особенно, если самолюбие маленького мужчины было уязвлено в присутствии его сверстников).

Отметим, что особенно болезненно конфликты между детьми воспринимают молодые мамы, дети которых впервые пошли в школу. Очень часто родители впутываются в детские конфликты. Но этого в любом случае не нужно делать. Ведь дети помирятся сразу, а родители будут держать злобу еще очень долго.

Стоит ли ссориться и драться с одноклассниками

В твоём классе учатся девочки и мальчики с разными вкусами, привычками, характерами, способностями. Вы все разные, поэтому вам иногда трудно понять друг друга.

Ты встречаешься с одноклассниками каждый день, поэтому для то­го чтобы сделать свою жизнь в школе приятной, научись ладить со все­ми, кто тебя в ней окружает.

В школе рядом с тобой могут оказаться люди, которые в чём-то бу­дут отличаться от тебя. Тебе нужно научиться с пониманием относить­ся к тому, что кто-то не такой, как ты. У каждого человека есть свои взгляды, привычки, мнение, характер, и каждый человек заслуживает уважения.

Почти в каждом классе есть кто-то, над кем остальные ученики по­стоянно смеются, шутят и дразнят, высмеивают какие-то черты характера этого человека, его поведение или внешний вид. Добрая, необидная шут­ка не заденет человека, у которого есть чувство юмора, но если все одно­классники или их большинство начинают кого-то высмеивать — это уже издевательство над человеком. Если в твоём классе сложилась ситуация, когда из кого-то все одноклассники делают шута или клоуна, обидно шу­тят над ним и его дразнят, не присоединяйся к ним. Постарайся помочь этому мальчику или девочке, объясни своим одноклассникам, что они не правы: ведь обижая этого человека, они поступают жестоко и некрасиво.

Что делать если ребенок конфликтует в школе — советы родителям

На конфликт детей в школе действия родителей бывают разными. Всегда лучше сначала попробовать разобраться в ситуации. В большинстве случаев правда находится где-то посередине.

Принимать безапелляционно сторону учителя или ребенка нельзя. Делать поспешные выводы тоже не стоит.

Конечно можно при любых жалобах «любимого дитяти» учинять разборки и тут же переводить кровиночку в другую школу, но гарантий того, что в новом коллективе сын или дочь сможет адаптироваться и не станет конфликтовать, никто дать не сможет.

Не бойтесь общаться и открыто высказывать свое мнение. Только так можно найти истинные причины происходящего и варианты для устранения неприятной ситуации.

Подписывайтесь
на наш канал или в

Следи за нами в соц. сетях!

Мнение психолога: научить ребёнка дружить

Екатерина Викторова, главный внештатный педагог-психолог Белгородской области:

— Сложные дети в школе были всегда. Которые курили в туалете, объявляли бойкоты, срывали уроки, дрались на улице и в школьных коридорах. Но сейчас детская агрессивность поменяла характер. Она стала очень чётко прослеживаться в отношении себя (самоповреждающее поведение), в отношении сверстников и учителей (когда отсутствует понимание границ между ребёнком и сверстником, ребёнком и взрослым).

— Чем вызвано такое поведение?

— Здесь явное нарушение механизмов адаптации ребёнка в новом детском коллективе (поступление в школу, перевод в другой класс и так далее), к новой социальной ситуации. Однозначно это проблема психологической зрелости ребёнка. Абсолютно не исключаю, что это вопрос в том числе его психического здоровья и психологического благополучия.

Сегодня дети рано начинают читать, говорят на английском языке, знают наизусть энциклопедии, но при этом не научаются главным ценностям: дружить, играть, делиться, уступать, брать на себя ответственность. У них нет командных, дворовых игр, семейных традиций и правил – того, что формирует эмоциональный интеллект, эмпатийность. Обыкновенный человеческий фактор жизни «быть вместе и со всеми» уходит куда‑то за горизонт.

— Родителям нужно научить своё чадо быть рядом с другими людьми?

— Да, но сначала нам, взрослым, надо этому научиться. Ведь даже когда дети сами не являются объектом агрессии со стороны родителей, они видят, как мама и папа ведут себя в конфликтных ситуациях с окружающими, друг с другом.

Семья сегодня детоцентрирована – это проблема современного мира. Дитя привыкает, что мама, папа, бабушка, дедушка, тёти-дяди крутятся вокруг него. Приходит такой «центральный» в школу, а там вокруг него никто не крутится. И тогда появляется злость, агрессия – первая реакция на дискомфорт. Он ищет возможность проявить себя. А как в одном мультике поётся – «хорошими делами прославиться нельзя». Агрессия – самый лёгкий способ достижения цели и привлечения внимания. Это может быть абсолютно любой ребёнок, в том числе умный, победитель олимпиад. При этом тиранит всех, включая учителя.

Фото: istockphoto.com

Как учитель может распознать конфликт

Конфликт в школе не всегда происходит публично, а его участники не спешат поделиться своими проблемами со взрослыми

Важно, чтобы учитель мог распознать наличие конфликта по косвенным признакам, например:

  • вы почему-то не хотите идти на урок в этом классе, вам некомфортно находиться в нем;
  • часто повисает неловкая пауза;
  • у вас появляется ощущение, что ученики стараются что-то от вас скрыть.

Особенно внимательными надо быть в следующих ситуациях, так как они с большой вероятностью приводят к конфликтам.

  1. Новичок в классе. Если это класс со своими сложившимися отношениями и ролями, то новеньких принимают настороженно. Даже если новичок старается вписаться в коллектив и принять его правила, столкновение интересов неизбежно.
  2. Неадекватное поведение одного ученика. Если кто-то мешает во время уроков, не реагирует на замечания, одноклассники могут объединиться против него.
  3. Ребенок, отличающийся от других. Это может быть внешнее отличие, поведение (демонстративное поведение или, наоборот, скрытность, медлительность или агрессия), отношение к учебе (отличник-всезнайка или закоренелый двоечник). С большой вероятностью он рискует стать изгоем.

Позиция департамента образования: не замалчивать и не скрывать

Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента – начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области:

Письменное обращение администрация школы обязана рассмотреть в течение 30 дней и дать ответ. Надо понимать, что требования перевести конфликтного ребёнка в другой класс или школу неправомерны. Законодательно даже не закреплён такой механизм. Перевод в другой класс – внутреннее дело школы. Это возможно лишь с согласия родителей. Перевод в другую школу законодательство квалифицирует как отчисление ученика, то есть прекращение образовательных отношений. Учащихся отчисляют в связи с завершением обучения, а также по инициативе родителей (это и есть перевод в другую школу). Иногда школьника переводят по договорённости между директорами школ – в интересах ребёнка. Отчисление по инициативе школы может быть мерой дисциплинарного взыскания, но только если ученику уже исполнилось 15 лет.

Решайте не больше одной проблемы за раз

Рано или поздно в каждой семье возникают конфликтные ситуации, связанные с обучением в школе (плохие оценки, драка с одноклассником, плохое поведение в классе и т.д.). Они, конечно, могут огорчить, но разрушительными быть не должны. Поэтому нужно придерживаться нескольких правил, чтобы пройти через конфликт плавно и без стресса для ребенка.

В первую очередь, что стоит запомнить молодым родителям – за один раз с ребенком можно решить лишь одну проблему. Желательно, наиболее значимую. Плохо, когда родители собирают все проблемы вместе. Это сбивает и запутывает ребенка. Например, если школьник получил двойку за занятие и солгал вам, спросите сначала, почему он солгал. А к двойке вернитесь позже.

Методы решения проблемы должны быть креативными, чтобы ребенок заинтересовался и проявил желание к сотрудничеству

Важно понимать, что найти такие решения конфликта, чтобы все остались довольными, можно только если родители и дети начнут плодотворно сотрудничать. При этом нельзя забывать о вежливости, ведь любой ребенок достоин почтительного отношения к себе.

Поэтому если хотите, чтобы ребенок научился контролировать свои эмоции, лучше понимал себя и окружающих, всегда уважайте его чувства и не перегибайте палку. Лучший вариант – гибкое и почтительное воспитание, в основе которого учеба, а не подчинение. Только так можно установить по-настоящему близкий контакт со своим школьником.

Из чего состоит конфликт и как он возникает

На возникновение конфликта большое влияние оказывают конфликтогены — слова, действия или бездействие, которые приводят к столкновению сторон. Человек, на которого направлен конфликтоген, старается ответить еще более сильным конфликтогеном — в этом и состоит главная опасность.

Конфликт состоит из конфликтной ситуации и инцидента. Конфликтная ситуация — это противоречия, в которых кроется настоящая причина конфликта, а инцидент — стечение обстоятельств, повод для конфликта. Окружающие обычно становятся свидетелями инцидента, а истинные причины конфликта, как правило, скрыты и известны только его участникам.

Для разрешения конфликта между учениками мало исчерпать инцидент или подавить его — необходимо урегулировать конфликтную ситуацию, а это намного сложнее.

► Рассмотрим пример

Настя привыкла пользоваться вниманием одноклассников. Особенно ей нравился Кирилл

В классе появилась новая девочка Маша, и Кирилл стал оказывать ей знаки внимания. Настя подкараулила Машу после уроков и велела ей прекратить общение с Кириллом, угрожая расправой в случае непослушания.

Угрозы Насти — это инцидент, а конфликтная ситуация — ревность девочки. Даже если заставить Настю извиниться перед Машей, причина конфликта и сама ситуация от этого не изменятся и в дальнейшем отношения девочек еще сильнее испортятся. Для решения конфликта между учениками следует поработать с обеими сторонами.

Что мы посеем? «Разумное, доброе, вечное» или зубы дракона?

Казалось бы, что плохого в том, что педагоги призваны заботиться о репутации школы? Ведь они воспитывают будущие поколения граждан России, «сеют разумное, доброе, вечное». Однако, можем ли мы быть уверены, что всходы, которые даст эта нива, не будут похожи на те, что получил предводитель аргонавтов Ясон, когда по указанию царя Колхиды посеял зубы дракона — воинственных людей с холодным оружием?

Доктор педагогических наук, профессор Николай Борытко в одном из интервью жестко определяет существующую ситуацию. Он озабочен тем, что сейчас учителей никто не собирается защищать — ни государство, ни профсоюз, ни руководство школы. Да что там говорить, если сами директора учебных заведений стали абсолютно бесправными и могут быть сняты с должности в любой момент без серьезного обоснования. А дальше происходит самое страшное — незащищенный и униженный учитель проявляет, как считает профессор, «рабскую психологию и подло мстит ученикам».

Дошло до того, что учителя просто боятся рассказывать родителям о реальном положении вещей. Не торопятся ставить в известность о реально существующих проблемах с их чадом — вдруг они будут неправильно поняты, а открытость и откровение станут поводом для жалобы руководству. Встреча родителей и учителя теперь больше напоминает официальную церемонию встречи правительственной делегации не всегда дружественной соседней страны. Педагог вынужден перестраховываться. Многие учителя от греха подальше ведут протокол беседы. Еще интереснее поведение родителей. Многие приходят поговорить вооруженные диктофонами, а некоторые даже с видеокамерой. А это значит, что нет никакой гарантии, что на следующий день репортаж с места событий не окажется в соцсетях или не станет основанием для жалобы в прокуратуру. И это при том, что школа обязана незамедлительно реагировать на любое обращение, которое появится даже на ее сайте. И ни дай Бог, если обращение родителя уйдет на сайт департамента образования — тут уж как говорится «береженого Бог бережет»!

Причины школьных конфликтов

Конфликты «ученик — ученик» заметно отличаются от конфликтов между взрослыми людьми, также различаются конфликты учеников младшей, средней и старшей ступеней. Считается, что в младшей школе конфликты чаще всего безобидны и быстро забываются: мальчик дернул девочку за косичку, девочка обозвала одноклассницу. Однако и здесь столкновение может перерасти в длительную вражду.

В средней школе на первый план выходит борьба за лидерство. В ней могут участвовать как отдельные личности, так и группировки.

Причины конфликтов между учениками:

оскорбления, зависть, сплетни;
отсутствие взаимопонимания;
социальное неравенство;
противопоставление одного ученика коллективу;
желание выделиться;
борьба за внимание мальчика или девочки.

Способы решения конфликтов в школе

В первую очередь сами будьте примером для учеников, образцом уважительного и справедливого отношения к окружающим, в том числе к детям. Ваш стиль взаимодействия и педагогическая тактика (особенно если вы классный руководитель) влияют на формирование межличностных отношений в классе.

Обнаружив конфликт, постарайтесь понять, насколько далеко зашло противостояние. Пока дело не дошло до драки, стоит дать ученикам возможность решить проблему самостоятельно.

Видите, что отношения зашли в тупик — не спешите жестко вмешиваться в спор. Просто дайте совет, как лучше поступить, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.

Вовлекайте обе стороны в совместную работу. Постарайтесь наладить между ними диалог. Не кричите, не обвиняйте, не давите. Помните, что конфликты «ученик — ученик», как правило, возникают по вине обеих сторон. Подтолкните детей к конструктивному обсуждению и поиску компромиссов. Научите их слушать друг друга и ставить себя на место противника.

Если проблему решить не удается, не замалчивайте неблагоприятную ситуацию. Привлекайте классного руководителя, завуча или директора, родителей, психолога.

Понимаете, что вам не хватает знаний о детской психологии или хотите узнать больше о социализации детей и подростков? А может быть, желаете получить новую специальность и помогать детям решать конфликты профессионально? Записывайтесь на дистанционные* курсы в АНО «НИИДПО».

Социальная педагогика. Воспитание и социализация личности в системе образования

340 часов (3 мес.)

Квалификация: Социальный педагог

15600 руб. 7405 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Педагог-психолог. Преподаватель психологических дисциплин

1280 часов (11.5 мес.)

Квалификация: Педагог-психолог

Преподаватель психологии

44800 руб. 37210 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Организация и содержание деятельности школьных служб примирения. Практика восстановительной медиации в современном образовательном пространстве

144 часа (1 мес.)

3200 руб. 2547 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

► Где бы вы ни находились, вы можете пройти курсы повышения квалификации или получить новую профессию в АНО «НИИДПО». Занятия проходят на специальной интернет-платформе. Онлайн-вебинары, записи лекций и практические задания помогут вам получить всестороннюю подготовку. А успешно сдавшим итоговое тестирование выдается диплом о переподготовке или удостоверение о повышении квалификации.

Разрешение конфликтов — полезный навык, который не раз пригодится вашим ученикам в жизни. Научите их это делать, а мы всегда готовы вам помочь.

* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Автор статьи:
ПроняеваНадежда Анатольевна

Преподаватель педагогических дисциплин, преподаватель фортепиано, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, педагог дополнительного образования, педагог-практик.

Другие статьи автора

  • Как разработать индивидуальный маршрут педагога, который поможет вам развиваться в профессии?
  • Как работать с классом после каникул, как помочь детям вернуться к школьной жизни и настроиться на учебу? Практические рекомендации для педагога
  • Педагогическая этика: как поступать учителю в сложных ситуациях?

Все статьи этого автора

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Виды и особенности ↑

Каждая конфликтная ситуация уникальна. Она имеет свои предпосылки, явные и неявные, своих участников и индивидуальные способы разрешения.

В любом образовательном учреждении есть несколько основных субъектов: учитель, ученик, родитель ученика и представитель администрации. Они же могут выступать и участниками конфликтной ситуации.

Условно можно выделить несколько видов конфликтов, происходящих в школьной среде:

  1. Конфликты между учениками в школе. Чаще всего они выражаются в борьбе за лидерство в классе. Иногда выбирается «антилидер» — человек для агрессивной травли. В ряде случаев конфликт возникает случайно.
  2. Конфликты между учениками и педагогами. Чаще всего – несовпадение интересов и педагогические ошибки. Проявляются такие конфликты в плохом выполнении или невыполнении поставленных перед учеником задач. Часто такие ситуации возникают в период «акклиматизации», когда в класс приходит новый ученик или учитель.
  3. Конфликты между педагогом и родителем школьника.
  4. Конфликт с участием директора заведения. Встречается достаточно редко, чаще всего решение спорных ситуаций происходит внутри определенной группы.
  5. Проблемная ситуация с участием посторонних.

Подобная типология распределяет конфликты по их участникам. На практике большинство спорных ситуаций относятся к первым трем группам.

Никогда не ругайте ребенка в присутствии других

Достаточно часто родители начинают воспитывать ребенка в присутствии других, думая, что ему станет стыдно, и он поймет свою ошибку. Уважаемые родители, не делайте этого никогда. Дети, особенно маленькие, не чувствуют сопереживания. Оно развивается постепенно, с ощущением родительского сопереживания. Поэтому если ребенок отказывается выполнить указание или просьбу, это не значит, что он безразличен. Просто ребенок не понимает, почему он должен это выполнять. И если родители будут пытаться вызвать у ребенка чувство вины, ругая его перед однолетками, это спровоцирует лишь обиду школьника, но никоим образом не стыд за совершенное.

Ругать чужого ребенка без его родителей – категорически запрещено. Нельзя позволять, чтобы детей унижали родители одноклассников

При решении конфликтных ситуаций в школе очень важно, чтобы присутствовали родители обоих детей. Родителям нужно объяснить своим детям, что никакой вражды не должно быть, им предстоит еще долго учиться в одном классе, завтракать за одним столом и сидеть за одной партой.

Причины конфликтов

Какими бы ни были причины конфликтов между детьми в школе , именно педагогу приходится разрешать многие из них. Иногда для этого не обязательно даже открыто вмешиваться в происходящее.

Учитель обучает не только грамоте, он помогает ребенку адаптироваться в коллективе, научиться цивилизовано общаться, спорить, отстаивать свою точку зрения, уступать, понимать и принимать ошибки, отвечать за свои поступки.

Особенности конфликтов

Несколько разную природу могут иметь конфликты между школьниками и одноклассниками

Важно понимать, что любой класс это коллектив. Иногда недопонимание может возникнуть между старшими и младшими школьниками

Причин здесь может быть много вплоть до чувства ревности к любимому учителю, взявшему на воспитание других учеников.

Что делать, если у ребенка конфликт с учителем

Намного сложнее, если конфликтующими сторонами являются учащийся и учитель. Причины конфликта ребенка с учителем могут быть разными , вплоть до личной неприязни.

Иногда дают себя знать разные методы воспитания в стенах школы и в семье

Прежде чем принимать чью-либо сторону, важно разобраться в ситуации. Иногда родители точно не знают, как определить, что у ребенка конфликт с учителем

Для начала стоит сходить в школу и пообщаться с учителем. Только так можно понять, кто виноват, и что происходит на самом деле. Исходы могут быть разными: от полного разрешения проблемы без привлечения посторонних до жалоб в вышестоящие инстанции и даже перевода в другую школу.

Причины конфликтов

Какими бы ни были причины конфликтов между детьми в школе , именно педагогу приходится разрешать многие из них. Иногда для этого не обязательно даже открыто вмешиваться в происходящее.

Учитель обучает не только грамоте, он помогает ребенку адаптироваться в коллективе, научиться цивилизовано общаться, спорить, отстаивать свою точку зрения, уступать, понимать и принимать ошибки, отвечать за свои поступки.

Особенности конфликтов

Несколько разную природу могут иметь конфликты между школьниками и одноклассниками

Важно понимать, что любой класс это коллектив. Иногда недопонимание может возникнуть между старшими и младшими школьниками

Причин здесь может быть много вплоть до чувства ревности к любимому учителю, взявшему на воспитание других учеников.

Что делать, если у ребенка конфликт с учителем

Намного сложнее, если конфликтующими сторонами являются учащийся и учитель. Причины конфликта ребенка с учителем могут быть разными , вплоть до личной неприязни.

Иногда дают себя знать разные методы воспитания в стенах школы и в семье

Прежде чем принимать чью-либо сторону, важно разобраться в ситуации. Иногда родители точно не знают, как определить, что у ребенка конфликт с учителем

Для начала стоит сходить в школу и пообщаться с учителем. Только так можно понять, кто виноват, и что происходит на самом деле. Исходы могут быть разными: от полного разрешения проблемы без привлечения посторонних до жалоб в вышестоящие инстанции и даже перевода в другую школу.

Круглосуточное родительское собрание

Еще одно новомодное увлечение — родительские чаты. Страшное дело! Вот уж поистине блаженство для Шариковых! И тут главная родительская забота не дети, а упражнения в остроумии и максимальном унижении достоинства учителя. Моя знакомая, журналист по профессии, как-то подключилась к такому форуму в надежде не упустить важную информацию о своем сыне третьекласснике — времени как всегда нехватка, да и в школу не каждый день можно попасть. Через неделю она сдалась. Искушенные зрители сегодняшних новостных программ довольно хорошо представляют себе работу корреспондента на телевидении, это постоянный аврал, телефонные звонки, планерки, эфиры. Однако, по ее мнению, ничто не сможет сравниться с чатом скучающих домохозяек, получивших «окно в мир» и возможность круглосуточно быть на связи с себе подобными, а главное — оценивать и критиковать учителей. Ее сотовый не замолкал ни на минуту. В надежде выловить важную информацию она не отключала его даже несмотря на то, что от ошеломляющей «грамотности» мамаш из глаз грозила пойти кровь. Но когда дамочки перешли на личности педагогов школы и без всяких околичностей стали выражать свой негатив, моя приятельница не выдержала и все-таки отключила этот круглосуточный ад.

Специфика ученических конфликтов

Мир для школьников, особенно подростков, черно-белый, они не признают полутонов. И потому конфликты учеников в школе протекают бурно, с громким выяснением отношений.

Школьная вражда продолжительна, отличается особой жестокостью и агрессивностью к оппонентам. Стороны не только не пытаются понять друг друга, но наоборот, усугубляют конфликт, демонстрируя неуважение и презрение, стараясь сделать существование противника невыносимым.

► Конфликт — один из способов проявления социализации у школьников. В ходе конфликтов ребенок или подросток осознает, как нельзя поступать по отношению к одноклассникам или взрослым, и как следует себя вести. Поэтому совсем без конфликтов в школе обойтись нельзя.

Опыт взаимодействия у детей еще совсем небольшой, и чаще всего они копируют стиль поведения окружающих, который не всегда бывает положительным

Педагог не может изменить окружение, но он может оказать посильное влияние на воспитание взаимоуважения, умения находить компромиссы и понимать друг друга.  Важно вовремя уловить момент, когда просто спор превращается в серьезное противостояние

Крайний найден

Спустя три года в класс приходит новая ученица Катя. Девочка рослая, яркая, сразу претендует на лидерство. Но методы выбирает неудачные: обзывает одноклассников, устраивает мелкие пакости, неугодным грозит старшим братом. При этом, говорят, курит и матерится. Мама девочки сразу уходит в глухую оборону. Родители после тщетных попыток добиться от неё объяснений действуют проверенным способом: отдельный чат, коллективное письмо с требованием оградить.

Директор школы приглашает Катину маму для беседы, после которой девочку переводят на дистанционное обучение на неопределённый срок. А родительский комитет получает подробный отчёт администрации школы – что специально созданная комиссия изучила ситуацию, приняла меры, в том числе в отношении классного руководителя, которому пришлось писать объяснительную. В общем, крайний найден. Точка.

Статистики подобных случаев нет – школа обычно старается не выносить сор из избы. Между тем Интернет пестрит запросами из разных уголков страны: помогите составить коллективное письмо, чтобы убрать ученика из класса.

Игры для снятия детской агрессии

Игра “Мешочек для криков”

Если учитель видит, что дети слишком активны на перерыве, или же конфликтуют между собой, он может предложить им покричать в специальный мешочек: школьники по очереди подходят к педагогу и кричат в мешочек (каждый в свой). После уроков они могут забрать свой “крик” назад. Такая игра помогает восстановить силы и избавиться от негативных эмоций.

Игра “Обзывалки”

Целью этой игры является снятие вербальной агрессии, а также ее проявление в приемлемой форме.

Дети садятся в круг и передают мяч, называя друг друга безобидными словами. Для этого предварительно нужно обсудить, какие “обзывалки” можно использовать – названия предметов, овощей, фруктов. Основное условие игры – нельзя обижаться. Звучит это приблизительно так: “Ты, Маша, кактус”, “Ты, Миша, бульдозер” и т.д. Игру нужно проводить в быстром темпе.

Игра “Камень в обуви”

Цель игры – научиться распознавать свои эмоции и чувства других.

Учитель спрашивает детей: “Вам в обувь когда-то попадал камень?” Дальше спрашивает: “Часто ли вы не вытряхивали камень, когда приходили домой, а на утро, надев обувь, чувствовали его? Замечали ли вы, что в таком случае вчерашний маленький камень в обуви превращался в большую проблему?”. Дети высказываются о пережитом. Дальше учитель продолжает: “Когда мы сердимся, это воспринимается как камень в обуви. Если мы сразу достанем его, нога не пострадает. Но если оставим камень на том же месте, возникают проблемы. Поэтому полезно говорить о своих камнях-проблемах сразу, как только их заметили”. Тогда учитель предлагает сказать детям “У меня камень в обуви” и рассказать о том, что их тревожит. И каждый желающий может предложить однокласснику способ, как избавиться от “камня”.

Отдельный чат

8-летний Петя ведёт себя агрессивно. Только за один день ударил одноклассницу, оторвал соседу по парте пуговицу на рубашке, выбросил из шкафа все шапки и потоптался по ним. В ответ на любую шутку в свой адрес бросается в бой. 

Ростом Петя меньше всех в классе, а энергии хватит на десятерых. Классный руководитель ни на уроках, ни на переменах старается не выпускать из виду Петю

Но ведь и другим ученикам необходимо внимание!

При этом мама Пети в ответ на звонки и замечания учителя и родителей обвиняет школу в неумении найти подход к ребёнку. Уже написала несколько жалоб на классного руководителя и директора.

В конце концов родители создают отдельный чат в «Вайбере» – без Петиной мамы. После недолгого обсуждения собирают подписи под обращением на имя директора школы с просьбой оградить своих детей от неуправляемого одноклассника. Администрация школы каким‑то образом договаривается с родителями Пети, и вскоре мальчик действительно уходит в другую школу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector