Переход в другую школу: инструкция для новичка

Почему к новеньким придираются

Враждебность по отношению к новичку — естественная реакция группы. Часто ребята сами не понимают, что заставляет их подкалывать нового человека. Причины могут быть разными. Например, с помощью колкостей и нападок «старички» защищают свой статус и показывают превосходство. Также коллектив или отдельные ученики с помощью придирок и насмешек проверяют, чего ждать от новенького. Ещё одной неосознаваемой причиной бывает ревность и злость, если одновременно с приходом ученика из класса ушёл кто-то другой. По выбывшему школьнику ребята могут скучать и рассматривать новенького — совершенно безосновательно — как причину ухода своего друга.

Отношения в группе и реакция на новичка зависят от сложившегося уклада в школе и классе. В атмосфере небольшой домашней или авторской школы наладить контакт и привыкнуть к новому окружению легче. В крупной школе многое зависит от учителя, его умения разрешать конфликты и выстраивать коммуникацию.

Трудности перехода

Взвешивая все за и против перевода в другую школу, не забывайте о возможных проблемах. Механизм адаптации к новым условиям может привлечь за собой снижение успеваемости или ухудшение поведения.

У «новичков» также могут быть проблемы с отношениями в коллективе:

  • В отношении любого незнакомца у нас включаются различные защитные механизмы, которые сильно затрудняют общение. Грустного или замкнутого в себе «новичка» могут принять за «слабака» и выдумают для него насмешки. А того, кто заискивает перед новыми одноклассниками, захотят «проучить».
  • «Новичок» входит в коллектив, где пространство уже освоено, роли распределены, и он в классе часто оказывается «лишним».

Перейдя в новую школу, никому не избежать пристального изучения со стороны одноклассников. Так что ждать, что «новенького» сразу примут в компанию не стоит, ведь классу точно также нужно время, чтобы адаптироваться к незнакомцу.

Как справиться с тоской по старой школе

Позвольте себе грустить

Когда мы с чем-то расстаёмся, это всегда печально, даже если новое лучше прежнего. Ощущение грусти неизбежно, и нужно это принять, позволить себе грустить. Возможно, раньше вы ходили мимо красивого клёна, а теперь приходится ехать в метро, где все толкаются. Может, раньше до школы было пять минут пешком, и если забыли сменку, легко было сбегать домой. Даже если новая школа вам тоже нравится, лишаться чего-то всегда печально.

Общайтесь со старыми друзьями

Возможно, вам будет не очень приятно слушать рассказы о жизни класса, частью которого вы больше не являетесь, но у вас останутся темы для общения. Поддерживайте связь онлайн, приходите навестить учителей и ребят, устраивайте встречи. Не держите эмоции в себе, рассказывайте близким, чего вам не хватает, о чём вы тоскуете.

Помните, что психике нужно время

Новый класс и школа часто кажутся плохими и несимпатичными, потому что не похожи на старые — это механизм восприятия, так устроен мозг. Если прежняя школа вам нравилась, то каждое отличие от неё будет восприниматься как минус.

Со временем вы привыкнете и будете относиться по-другому.

Причины для перевода ребенка

Переход в другую школу — стрессовая ситуация для ученика. Решение о переводе принимайте вместе с ребенком, после того как рассмотрели другие варианты решения проблем. По каким причинам меняют место учебы:

  • школа закрылась;
  • семья переезжает на новое место жительства;
  • ребенок отстает в обучении (для него слишком тяжела программа обучения в текущей школе), ребенок опережает сверстников, и родители хотят подобрать ему школу, соответствующую его уровню развития;
  • конфликты с учителями;
  • конфликты со сверстниками;
  • неудобное расположение школы, желание сменить на более подходящее (например, ребенок начал обучение в школе, после чего рядом построили новую школу, добираться до которой ему намного удобнее).

Вклад родителей и родственников в период адаптации

Начинайте обсуждать с ребенком внедрение новшеств в его жизнь заблаговременно, при этом мотивируя и заинтересовывая его предстоящим событием. Хотя и не рисуйте перед ним слишком радужные картины, которые могут в последствии его расстроить, не оправдать надежды и подорвать доверие к вам. Объясняйте все возможные варианты трудностей, с которыми может столкнуться ребенок, подчеркивая свою поддержку в любую минуту. Это позволит малышу снизить уровень тревожности перед неизвестностью.
Обязательно посетите заведение с ребенком, прежде чем он пойдет в него самостоятельно
Особенно обратите его внимание на то, что по окончании рабочего дня, все родители возвращаются за своими детьми и забирают их домой

Ребенку очень важно понимать, что его не оставят и не забудут.
Будет лучше, если созданные традиции расставаний в семье, на первых порах будут иметь свое место и в новых условиях
К примеру, если ребенок идет в сад, можно попросить воспитателя перед сном погладить ребенка по спинке или подержать за ручку перед сном, как это делается в семье. Таким образом, у ребенка снизится уровень тревожности, и позволит ему ощущать себя в привычном состоянии безопасности.
Часто дети не хотят расставаться со своими любимыми игрушками, даже переступив порог школы

Не отказывайте ребенку в этом, но обговорите с ним возможность других детей позаимствовать игрушку, поэтому ребенок должен быть готовым поделиться ею. Вечером обязательно поинтересуйтесь, как прошел его день, не обижал ли кто его игрушечного друга и т.д. Подобная беседа поможет вам четче определить для себя чувства и переживания ребенка за день.
Заранее стоит подготавливать ребенка и к предполагаемому режиму дня в новом заведении. То есть подстроить расписание дома к требованиям режима в детском саду или школе. Все это позволит быстрее пройти этап адаптации.
На первых порах, когда ребенок только начинает свое ознакомление с новой средой, не стоит его отдавать на дополнительные кружки и секции, перегружать его нервную систему шумными компаниями и чрезмерными эмоциональными напряжениями. Отложите все мероприятия на позже.

Если же вы заметили в ребенке кардинальные изменения, которые тревожат вас, выясните сначала причину, т.е. что именно повлекло за собой подобное состояние малыша. Ведь это может быть связано как с детским коллективом, так и взрослыми, которые могли чем-то обидеть ребенка. И лучшим способом разузнать причины — поговорить с ребенком, поделившись с ним собственными проблемами и переживаниями в аналогичных условиях. Подобный подход может расположить ребенка к вам, и помочь ему выразить свою готовность поделиться проблемами. Но если же ребенок все больше замыкается в себе и не желает разговаривать, а ваши попытки выяснить причины, как у него самого, так и в школе, были недостаточно удовлетворяющими, обратитесь к детскому психологу. И не откладывайте это, так как своевременная помощь специалиста очень много значит для психологического и физического здоровья ребенка, которое обязательно скажется на становлении его личности.

  • Назад

  • Вперед

Советы психолога

Ниже, перечислены базовые рекомендации профильных специалистов (социального педагога и детского психолога), направленные на максимально мягкую, быструю и легкую адаптацию ребенка к 1 классу школы.

Методика адаптации детей к школе

Существует множество методик адаптации детей к школе, в том числе специализированного характера для учащихся со специфическими потребностями (инклюзивные классы). Мы предлагаем наиболее простые общие подходы, которые могут помочь типичному ребенку без особых проблем со здоровьем (физических либо психических) быстро освоиться в школе. При серьезных затруднениях, связанных с особыми факторами социально-психологической интеграции детей в любом случае родителям требуется помощь квалифицированных специалистов.

Общая схема:

Хвалить, а не ругать. Временная неуспеваемость первоклассника, особенно на начальном этапе посещения школы, объяснима сложностями интеграции в новый для него социум. Нельзя ругать ребенка за плохие результаты или как-либо выражать недовольство — это вызовет в нём массу негативных эмоций и снизит интерес к учебе. Хвалите чадо при малейшей возможности и даже малом успехе; Сравнение с другими — недопустимо. Довольно часто, не слишком дальновидные родители начинают публично сравнивать способности и таланты своего ребенка с каким-либо другим (сыном подруги, дочерью знакомой и так далее), указывая на недостатки чада. Делать это не допустимо! Таким образом, существенно снижается самооценка и исчезает мотивация к дальнейшей учебе. Сравнивать ребенка можно только с ним самим, делая акцент на улучшении собственных результатов; Щадящая оценка. Не ждите быстрых и высоких результатов в учебной деятельности ребенка — первый год познавательный процесс сформирован таким образом, чтобы привить ребенку интерес и любовь к школе, оценки же отходят на второй план. Более того, для смягчения процесса адаптации в 1 классе начальной школы вообще не проводится официальное оценивание, а домашние задания — минимальны; Развитие скрытого потенциала

Если ребенок любит публичное внимание, очень любознателен и имеет нерастраченную в школе энергию, то стоит найти ему наиболее подходящую сферу, где он сможет реализовать себя в рамках продуктивного процесса. Это может быть спорт, танцы, различные кружки

Естественно, дополнительные занятия и род деятельности должны в обязательном порядке согласовываться с чадом и не мешать отдыху, а также основному школьному обучению; Награда. Лучшая награда для первоклассника — это не игрушки и сладости (они должны предоставляться в меру и не как плата за хороший результат в учебе либо поведении), а доверительное, открытое общение и похвала.

Признаки успешной адаптации детей к школе

Как можно понят, что ребенок полноценно освоился в школе? В первую очередь, понаблюдать за ним!

Признаки завершения адаптации и перехода к продуктивному учебному процессу с социальной интеграцией в новое для себя общество:

Особенности адаптации

По мнению специалистов в области психологии, на адаптацию современного школьника влияет множество факторов:

  • технологии и введение новых образовательных стандартов;
  • требование не только знаний от первоклассника, но и личностных результатов;
  • резкая смена социальной роли от дошкольника до ученика.

Адаптационный период делится на несколько этапов:

  1. Ориентировочный. Занимает 2-3 недели. В этот период ученик только начинает знакомиться с новой обстановкой.
  2. Неустойчивое приспособление. Проходит также за 2-3 недели. В этот период организм начинает реагировать на происходящее с меньшей тревогой.
  3. Относительно устойчивое приспособление. Может занимать от полутора месяцев до года. Ребенок уже привыкает к новой обстановке, и организм реагирует спокойней.

Также существует 3 вида адаптации:

  1. Социальная предполагает умение ребенка слушать учителя, выполнять домашнее задание, строить отношения с одноклассниками.
  2. К физиологическому виду адаптации относится самочувствие, аппетит и работоспособность в связи с изменениями в жизни ребенка.
  3. Психологический вид адаптации напрямую зависит от того, готов ли ребенок идти в школу.

Когда бить тревогу?

Более трех месяцев описанные выше признаки не проходят, а усугубляются. Тогда мы говорим о так называемой школьной дезадаптации, когда необходима помощь специалиста – психолога. Это не обязательно случай, когда ребенка надо срочно забирать из новой школы. Вмешательство в болезненную адаптацию полезно даже на таких сроках, когда кажется, что все потеряно. Как это произошло с нашей героиней К., которая все – таки осталась в новой школе, благодаря активной помощи родителей и знакомых, а также помощью психолога. С девочкой проводилась немедикаментозная психотерапия, где она смогла выразить свои переживания и выработать новые стратегии совладания с ситуацией. К процессу была подключена учительница, с ней активно общалась мама девочки. Нашли ресурсы в виде друзей из старой школы, которые стали навещать К. в ее новой школе и дали ей тоже точку опоры. В итоге, девочка сама выбрала остаться в новой школе, поддерживая активные отношения с друзьями из старой.

Ребенку надо объяснить причину смены школы

Ребенку обязательно надо объяснить, почему он идет в новую школу. Представьте, вас сейчас без объяснений переведут в другую сферу деятельности, где вас будут окружать незнакомые люди, при этом ничего не сказав. У здорового человека возникнет вопрос: «А почему так? Я не видел никаких препятствий, сложностей на старом месте. А меня без моего согласия переводят».

Младшие школьники более спокойные к социальным правилам. В 1–4 классах идет упор на учебу. Ребенок в восторге от того, что может учиться, читать, писать. Это нормальная реакция при переходе от игровой деятельности (до 6–7 лет) к учебной. Но если переводят подростка, то ни в коем случае нельзя его лишать общения с бывшими одноклассниками. Для подростка (11–16 лет) коммуникация со своими ровесниками – один из главных стимулов. У всех подростков один мотив – общение со сверстниками, проверка границ. Они сами себе задают вопросы: «Кто я?», «Что я?», «На что я способен?», «Как я могу предъявлять себя этому миру?», «Что со мной происходит?»

Особенно большая трагедия для школьника будет, если в старой школе останется его первая любовь, отношения с которой в самом разгаре. Стоит задуматься: настолько ли сильны родительские мотивы, чтобы так резко менять жизнь ребенка?

Я придерживаюсь мнения, что если есть возможность, то ребенка в рамках одного города лучше вообще не переводить из школы в школу. Организовать его доставку в школу на автобусе, такси, еще как-то.

Важно дать ребенку право выбора. Это его жизнь, это ему ходить в эту школу, учиться и общаться там

К сожалению, не всегда бывает, что перевод в другую школу решит какие-то мотивы родителей. Поэтому всегда надо учитывать мнение самого ребенка.

Советы педагогам по адаптации подростков

Когда в ваш коллектив с прочно устоявшимися правилами приходит новый участник – трудно всем, и ему, и вам, и другим ученикам. Педагог несете ответственность за адаптацию подростка. Чтобы найти общий язык и помочь ребенку влиться в ваш класс/группу, следуйте нижеприведённым советам.

  1. Покажите подростку, что готовы стать ему поддержкой. Это не значит, что стоит пренебрегать профессиональной этикой или сложившимися правилами. Просто приходите на помощь по мере требования и старайтесь разрешать конфликты мирным, справедливым путем.
  2. Вовлекайте во внеклассные мероприятия. Силком тащить не нужно. Дайте подростку дело, которое сможет занять, будет интересным и полезным. Оформление стенгазеты, участие в драмкружках, пение на школьном концерте – и это неполный список занятий, способных расшевелить подростка или направить его энергию в нужное русло.
  3. Познакомьте подростка с коллективом, педагогами. Представления перед классом будет достаточно. Поручите нового ученика старосте или просто доброжелательному члену коллектива. Сложностей станет сразу меньше, особенно если подростки сразу смогут найти общий язык.
  4. Следите за успехами, неудачами подростка и обсуждайте тему с родителями. Но не в негативном ключе и не перед всеми! Объясните родителю, какие предметы он не тянет, какие конфликты возникают у нового ученика с остальными ребятами. Желательно поговорить в пустой аудитории после занятий либо по телефону.

Готовим сани

Если в решении сменить учебное заведение всё-таки поставлена жирная точка и перемен не избежать, самый первый совет психолога: приготовиться к этому заранее. Какую солому можно подстелить, чтобы адаптация прошла «на ура»?

Ну, во-первых, радеющий за своё чадо родитель не станет бежать забирать документы посредине учебного года. Правильное время для смены школьного окружения – с начала учебного года. Почему? Всё просто. Вернувшиеся с каникул ребята, пусть и «сто лет» знают друг друга, после длительного отдыха сами нуждаются в адаптации, ведь приходится привыкать к отличному от летнего режиму. И им в первые недели учёбы, поверьте, далеко не до новичка, которого можно при другом удобном случае «прощупать», им бы самим с собой справиться

Так что на пристальное внимание со стороны «спетого» детского коллектива можете сразу не рассчитывать. А это уже плюс.
Во-вторых, тему перехода в новую школу нужно муссировать дома, чтобы предстоящая неизвестность сменилась полнотой информации о том, что ребёнку предстоит

Только не забывайте направлять её исключительно в положительное русло, преподнося все плюсы этого мероприятия. Говорите о перспективах, отсекайте возникающие страхи и заверяйте в успехе жизненных перемен. Самое главное – донести до детского ума, что ребёнку не придётся «отдуваться» один-на-один, а вливаться в новый коллектив вы будете всей семьёй. И это тоже плюс.
В-третьих, познакомиться пусть не со всеми педагогами школы, но хотя бы с классным руководителем, стоит заранее, ещё до начала учебного года. Конец августа – хорошая возможность, чтобы проложить маршрут, подружиться с местным школьным охранником, изучить кабинеты, окинуть взглядом столовую, спортзал и живой уголок. Беседа с учителем, у которого ещё пока куча времени поболтать с вами «о том, о сём», когда никто рядом не жужжит, а навязчивый звонок не зовёт к школьной доске, — подходящий случай познакомиться поближе и заручиться поддержкой, узнать, чем «дышит» класс и как можно поучаствовать в жизни школы. Предупреждён – значит, вооружён. Тоже плюс.

Если ребёнка обижают

Буллинг (термин из американской психологии), или травля – явление, которое может встретиться и в простой школе, и в элитной гимназии. Чаще всего оно возникает в возрастной группе от 9 до 13 лет, но иногда бывает и у подростков. Это уже не просто отсутствие друзей. Если в классе:

  • систематически оскорбляют ребёнка, доводят до слёз, придумывают обидные клички;
  • портят, прячут или выбрасывают его вещи;
  • толкают, щипают, бьют – это насилие. Здесь срочное вмешательство родителей необходимо.

Начать нужно с общения с классным руководителем. Нередко учителя устраняются от решения таких сложных проблем, делая вид, что не знают о травле. О насилии в классе должны быть в курсе классный руководитель, директор и школьный психолог. И не просто знать, а предпринимать действия по преодолению ситуации в группе детей (именно в группе, так как по отдельности дети не способны поддерживать травлю, это проблема коллектива).

Дома стоит уделять ребёнку максимум внимания. Ни в коем случае не обвинять его, но и не делать вид, что проблемы не существует.

Чего делать нельзя?

Оставлять ребёнка один на один с проблемами, советовать «дать сдачи», «учиться постоять за себя», «не обращать внимания». Когда дело доходит до реального насилия (в том числе и психологического), это недопустимо.

Нельзя искать причину травли в том, что ребёнок не такой, как все (имеет лишний вес, носит очки, хуже всех одет, физически слабый и так далее). Поиск причин в личности самого ребёнка негласно приводит к выводу, что виновата жертва, а не преследователь. И что насилие можно оправдать.

Переход в новый коллектив не всегда даётся просто. Но если ваш ребёнок гармонично развит и успешен в учёбе, скорее всего, период адаптации будет недолгим.

Чем занимается школьный психолог?

Школьный психолог всегда находится на передовой, его задача – решить возникшую проблему очень срочно. В конфликтных ситуациях штатный психолог учебного заведения нередко выступает медиатором. Также нередко ему приходится разбираться, почему конкретный ребенок не осваивает программу. Если частный психолог направлен на более глубинный анализ и длительную форму работы, то школьный психолог должен работать быстро. И если вопрос находится за границей его компетенции, то он обязан перенаправить к сведущим специалистам.

У школьного психолога три направления работы: психодиагностика, коррекционная и развивающая работа, консультативно-просветительская деятельность. Работа школьного психолога строится по модели ученик-учитель-родитель. Психолог не обособленно сидит у себя в кабинете и по отдельности разговаривает с родителем, учителем и ребенком. Психолог соединяет все компоненты для того, чтобы ребенку было легче и лучше реализовать свой внутренний потенциал, помочь справляться с возникающими при учебном процессе сложностями.

Могут ли отказать в переводе

У образовательных организаций есть ряд законных оснований отказать вам в переводе. Решая вопрос о том, как перейти в другую школу, учитывайте, что вам вправе отказать:

  1. Если нет свободных мест. В этом случае обращайтесь в районный орган управления образованием, там предложат другие варианты школ, где есть свободные места.
  2. Если школа относится к специализированным образовательным организациям, с углубленным изучением отдельных предметов, а ребенок при зачислении не прошел тестирование.
  3. Если нет подтверждения того, что ребенок проживает на территории, закрепленной за образовательной организацией.

Что сделать перед переходом в новую школу

Лучший вариант, когда переход совпадает с  началом учебного года в сентябре. За каникулы связи и роли в устоявшемся детском коллективе ослабевают, и занять «своё» место становится проще. Неплохо, если перед этим ребёнок отдохнул в лагере или пошел на кружок, курсы и получил положительный опыт общения со сверстниками.

За несколько недель до начала учебного года придите с ним в школу. Вместе пройдитесь коридорами, выучите расположение кабинетов, узнайте, где туалет и столовая, где взять воду для питья. Изучив обстановку, ребёнку не будет страшно в первый учебный день.

Пообщайтесь с классным руководителем. Поинтересуйтесь о правилах в классе, учителях, детском коллективе и др. Расскажите педагогу о своем ребёнке: об основных чертах характера, темпераменте, увлечениях, умениях и навыках, слабых сторонах. А также поделитесь вашими ожиданиями на счёт нового класса.

Если ребенок посещал какие-то секции в спортивной школе или обучающие кружки, то не бросайте их. Или найдите альтернативу вблизи новой школы.

Сложности во время адаптации в новом классе

Адаптация ребёнка в новом классе может сопровождаться трудностями. В младших классах обычно появление новых учеников в классе проходит спокойно. Дети в этом возрасте зависимы от мнения учителя, их психика более гибкая, чем у детей постарше, а иерархия в группе еще неустойчива. Новичок перестанет считаться таковым уже через пару недель. Роль учителя в начальных классах огромная: как отнесётся к новенькому ученику при первом представлении его классу – так класс его и воспримет

Поэтому особенно важно познакомиться с учителем заранее

У учеников 5-8-х классов есть определенные отношения в коллективе, которые не всегда очевидны взрослым. Уже сформирован «костяк» класса – есть лидеры, есть и свои аутсайдеры. Очень многое зависит именно от того, как ребёнка воспримут лидеры – их оценка влияет на отношение остальных школьников, более ведомых. В пользу ребёнка говорят следующие факты:

  • Самостоятельный для своего возраста, умеет вступать в контакт с ровесниками и может постоять за себя.
  • В семье благополучные, доверительные отношения.
  • Есть какое-нибудь увлечение, в котором ребёнок достиг успеха.
  • Есть друзья помимо школы, например, в кружках, секциях (если меняется только школа, а семья осталась жить на старом месте).

В старших классах вопрос принятия новенького стоит не так остро, потому что ученики уже достаточно сильно загружены учёбой и подготовкой к экзаменам. Но большее значение приобретает внешность. Лишний вес, проблемная кожа, заикание – все это может стать причиной неуверенности в себе.

В погоне за образованием

Едва ли не единственной уважительной причиной перевода ребенка в другую школу является более сильная программа подготовки. Учебные заведения с углубленным изучением отдельных предметов действительно помогает развитию умственных способностей учащихся. Однако перед переводом следует хорошо подумать, сможет ли ребенок соответствовать улучшенной программе? Возможно, он является отличником в данной школе только потому, что ее программа ничем не примечательна. В этом случае легко выделяться на общем фоне.

Отличники далеко не всегда остаются в своем статусе после перевода на углубленную программу. Сам факт, что отличник становится ударником или даже троечником, негативно скажется на психоэмоциональном фоне ребенка. Чтобы исключить отставание по программе, можно воспользоваться услугами репетиторов, что изрядно влетит в копейку. Иногда лучше оставить школьника на его привычном месте, где он чувствует себя рыбой в воде, чем тянуть его намеренно на дно в другом учебном заведении.

Вопрос-ответ

Посоветуйте игры на адаптацию детей в начальной школе.

Процесс адаптации ребенка к будущему поступлению в 1 класс существенно упрощается, если часть мероприятий проводить в доступной коллективной игровой форме — дома либо же классе. Наиболее эффективные и простые игры:

  • Открой сердце. Каждый ученик получает сердечко-жетон, где пишет имя. Учитель собирает их в мешочек, после чего каждый из игроков достаёт произвольную фишку из ёмкости, громко называет имя и отдаёт её хозяину;
  • Имя и фрукты. Игроки сидят в тесном кружке. Каждый из первоклассников называет самый любимый фрукт, первая буква которого совпадает с буквой его имени. Например, «Аня любит апельсины» или «Боря любит бананы». Следующий участник повторяет словосочетание предыдущего и в свою очередь загадывает комбинацию. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все ученики;
  • Испорченный телефон. Классическая адаптационная игра, известная еще с советских времен. Организатор загадывает любое слово и шепотом сообщает его первому ребенку, после чего оно передаётся по цепочке детей до последнего участника, который громко озвучивает загаданный предмет;
  • Поиск пары. Дети в кружке называют свои имена. По сигналу ведущего они должны максимально быстро найти себе напарника либо напарницу по имени, увлечениям, любимому цвету и так далее.

Легко ли проходит адаптация ребенка в школе 1 класс?

Адаптация ребенка зависит не только от маленького члена общества, но также от усилий родителей и педагогического коллектива, который будет работать со школьником на протяжении многих лет вплоть до выпускного класса. Чем более основательно, ответственно и грамотно подойти к данному процессу, тем легче чаду будет влиться в новый для себя социум.

Как проверить готовность ребенка к школе?

Готовность ребенка к школе невозможно просчитать с высоким уровнем точности — даже профессиональная предварительная оценка социального педагога и психолога, иногда оказывается ошибочной. Более-менее точно можно выявить лишь уровень знаний, активной познавательной деятельности и общее дисциплинарное поведение в рамках посещения ДОУ — однако даже эти минимальные факторы не дают гарантии того, что чадо легко приспособиться к абсолютно новым для себя условиям.

Реальная эффективная оценка первоклассника в данном контексте возможна лишь после начала занятий — при слишком длительной адаптации необходима комплексная психологическая и социальная коррекция, усилиями как родителей, так педколлектива, иногда с привлечением профильных специалистов.

Как узнать легко ли пройдет адаптация ребенка к школе?

Если ребенок имеет положительный настрой на будущее посещение школы, легко идёт на контакт со сверстниками, быстро усваивает новый для себя материал, не имеет комплексов, то с большой долей вероятности он легко пройдет период адаптации в 1 классе.

Какие вопросы адаптации нужно обсуждать на родительском собрании?

В современных школах практикуют проведение родительского собрания, темой которого выступает именно адаптация первоклассника к школе. Обычно данное мероприятие организуют до 1 сентября, проводится анкетирование мам и пап, а также предлагается задавать вопросы.

Что стоит обсудить? В первую очередь — будущее взаимодействие педагогического коллектива учебного заведения и родителей, потенциальные схемы решения проблем. Стоит поинтересоваться необходимостью дополнительных материалов для адаптационных занятий, выслушать предложения учителя по правильной организации времяпровождения ребенка вне школы. Если у чада есть какие-либо проблемы со здоровьем или особенностями поведения — стоит сообщить об этом преподавателю при личной беседе

Немаловажно послушать других и описать собственный опыт помощи малышу в подготовке к 1 классу — это будет полезно всем

Как понять, что придирки превращаются в травлю

Возможно, вы слышали истории о травле в школе. Психологи выработали эффективные способы решить эту проблему вместе с родителями и учителями, поэтому не стоит бояться. Главное, вовремя обратиться за помощью, если:

ваши вещи специально и неоднократно портят,

вам причиняют физический дискомфорт или боль,

вас оскорбляют,

вам докучает группа школьников и вас никто не поддерживает открыто.

Речь не идёт о случайностях, которые происходят в весёлых потасовках одноклассников. Постороннему может показаться, что школьники дерутся, а сами они воспринимают это как дружескую толкотню. Если же всем смешно и весело, а вам горько и обидно — нужно рассказать родителям.

Трудности адаптации детей к школе

Родителям не всегда легко заметить проблемы с адаптацией к школе у своего ребенка, поэтому следует разговаривать с ним о неудачах, проблемах и страхах, связанных с учебой. Но даже их отсутствие не гарантирует, что проблем нет.

О трудностях адаптации первоклассников к школе можно догадаться по некоторым признакам.

Неуспеваемость по предметам. Один из самых частых признаков трудностей адаптации. Если снижение оценок у ребенка стало уже хроническим, то за ним кроются психологические причины: неуверенность в своих способностях, неумение организовать свой режим, несформированность учебных умений, отсутствие мотивации к обучению.
Избегание деятельности, уход в себя. Ребенок полностью погружается в свои мысли на уроках: отвечает невпопад, отказывается работать, не слышит инструкцию учителя. На переменах он тоже не проявляет активности. Такая ситуация часто складывается, когда дети не получают необходимого внимания. Вместо наказания учитель должен спокойно побеседовать с учеником и выяснить причины такого его поведения.
Игнорирование правил поведения

Плохое поведение ребенка — это действенный способ обратить на себя внимание. Причины могут быть различными: несогласие со школьными порядками, конфликт или непонимание с кем-то из педагогов, скука на уроках (ребенок по развитию опережает программу, а учитель не учитывает эту особенность).
Вербализм

Этим понятием психологи обозначают ситуацию, когда речевое развитие преобладает над интеллектуальным. Ребенок говорит много, возможно создает впечатление смышленого и развитого не по годам, активно работает при устных опросах, но при этом не справляется с заданиями школьной программы. Исправить ситуацию и помочь успешно адаптироваться к школе могут лишь тренировки с логическими и творческими заданиями.

Лень. Во время психологической адаптации это явление может проявляться особенно остро. Лень не только влияет на успехи ребенка, но и снижает интерес к школьной жизни в целом. Ее возникновение могут спровоцировать многие причины: сниженный познавательный интерес, страх неудачи, особенности темперамента, неуверенность в себе, избалованность и слишком легкие успехи (например, у одаренных детей).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: