Ребенок не слушается в 6 лет
Поведение ребенка 6-7 лет и младше напрямую зависит от того, в какой обстановке он растет, как с ним ведут себя родители и другие близкие родственники. Редкое непослушание – совершенно нормально, психологи указывают, что все дети время от времени не прочь показать характер. Если же ребенок всегда был более-менее послушным, а в какой-то момент будто с цепи сорвался, перестал слушаться, абсолютно все действия выполняет наперекор указаниям, это повод задуматься. Нет, не о том, что ребенка нужно больше ругать и контролировать. Скорее всего, изменилась обстановка в доме или ваше, родительское отношение.
Если ребенок не слушается, возможно стоит начать искать причину в себе. Психологи выделяют 4 распространенные причины, почему дети 6 лет могут не слушаться:
1. Непонимание
Возможно ребенок попросту не понимает, что от него хотят родители. Задача слишком сложная, ее плохо, непонятно объяснили. Не понимая, что нужно делать, дети теряются и часто расстраиваются. Представьте реакцию дошкольника, когда на него, за то, что он чего-то не понимает, еще и кричат. Это вызывает еще больше растерянности и непонимания, а вдобавок ко всему, обиду и нежелание слушаться.
2. Врожденный темперамент
Не забывайте о том, что личность ребенка начинает формироваться в раннем возрасте и уже в 6 лет он может проявлять свою индивидуальность. Спокойные, меланхоличные дети способны безропотно подчиняться родителям, молчать и быть «паиньками». Однако все дети разные, некоторые обладают взрывным темпераментом, более упрямым, норовистым характером. Может быть, вы разговариваете с ребенком слишком грубо? Часто кричите, своими указаниями пытаетесь подавить его характер. Непослушание в таком случае – всего лишь проявление индивидуальности. Это не значит, что если ребенок не слушается, с ситуацией можно ничего не делать. Нужно изменить подход, больше объяснять, разговаривать и находить компромиссы.
3. Нехватка внимания
В 6 лет дети все еще требуют к себе много внимания, даже если они уже ходят в школу и имеют возможность общаться со сверстниками. Родители, которым постоянно некогда, вызывают у ребенка гнев, раздражение и прочие негативные эмоции, которые выливаются в непослушание.
4. Попытка доминирования
В возрасте 6 лет дети находятся в своеобразном переходном возрасте, ведь это время, когда молочные зубы заменяются на коренные, а привычная обстановка дома и детского сада меняется на школу. Изменение поведения в этом возрасте естественно для некоторых детей. Если вашего ребенка будто подменили, возможно он просто проверяет вас на прочность, пытается доминировать и показать, кто же в семье главный. В таком случае, вам придется отстоять свое главенство в семье, но не криками и ссорами, а терпением, авторитетом и настойчивостью.
Что делать, если дети 6 лет не слушаются?
В 6 лет ребенок уже достаточно большой, чтобы понимать родителя и то, что ему объясняют. По этой причине психологи не советуют делать что-то особенное и изобретать велосипед, вам всего лишь нужно поладить с чадом, найти контакт. Нужно избегать ссор, криков, недопонимания. Налаженный контакт – прямой путь к гармонии в доме, послушанию ребенка.
Если ребенок не слушает и не отозвался на просьбу в первый раз, проявите терпение. Повторите второй раз, третий, если понадобится – четвертый и даже пятый. Разговаривайте твердым, уверенным тоном, не повышайте голос, приведите пример, доказывающий вашу правоту. Научитесь не требовать, а просить. Если ребенок не слушается и не реагирует на слова, добавьте в голос твердости, возможно вам даже понадобится подойти и посмотреть ребенку в глаза, то есть, добиться внимания
Важно при этом говорить спокойно, чтобы дошкольник не чувствовал угрозы
Родители должны не забывать хвалить ребенка, когда он выполнил просьбу или сделал полезное дело. Лучше, чтобы любые бытовые мелочи, от выноса мусора до мытья посуды и уборки в комнате, сопровождались словесной похвалой. Так вы поспособствуете формированию здоровой, любящей обстановке в доме.
В 6 лет дети уже умеют слушать, поэтому, если вы чувствуете, что у вас плохое настроение, вы в любой момент можете сорваться на крики, расскажите об этом ребенку. Нет, конечно, вам не нужно предупреждать его о планируемых криках, однако вы можете объяснить, что устали на работе, не в настроении, а потому лучше с вами не спорить и не пререкаться. Если ребенок все равно не слушается, отложите разборки на несколько часов, но постарайтесь о них не забыть.
Почему ребенок не слушается?
Физиологические причины. Для организма семилетки стрессом становится вступление в стадию активного роста и смены зубов. Интенсивно развиваются эндокринная, сердечно-сосудистая, нервная системы, опорно-двигательный аппарат. Дети в этом возрасте очень подвижны, но легко утомляются, склонны к эмоциональному перенапряжению. Занятия в школе требуют от ребенка концентрации на учебных предметах, длительного неподвижного состояния. Игра, прежде являвшаяся способом познания мира, преобразуется в другой тип получения знаний
Способ запоминания у семилетних детей носит непроизвольный характер, им трудно удерживать свое внимание подолгу
Изменение социального статуса. Кругозор ребенка с началом обучения в школе начинает расширяться. Вместо привычного уклада, игр, беготни и веселья появляются обязанности и ответственность. Непослушание 7-летнего ребенка может быть вызвано новыми обязанностями. Малыш уже вынужден вместо игры сидеть на уроках, делать то, что требуют от него учителя и родители – часто вопреки его желаниям. Фактором плохого поведения может стать необходимость соответствовать родительскому напутствию быть хорошим учеником. Переступая впервые порог школы большинство детей хотят учиться, получать исключительно отличные оценки. Проходит время, начинает накапливаться дисбаланс между желаемым и действительным, нагрузка на психику ребенка возрастает. Когда у ребенка присутствует чрезмерное желание получить похвалу от родителей или учителей, тогда весь процесс жизни оказывается подчинен учебе. Любая оценка ниже «пятёрки» воспринимается как катастрофа, приводя к нервному истощению – и срыву.
Неудачное сравнение. Малыши к семи годам начинают трепетно относиться к своей личности. Сравнение с теми, кто лучше учится или более талантлив в какой-либо области, иногда имеет обратный эффект. Если у ребенка не получается быть отличником «как Маша/Петя», он может начать протестовать. Форма протеста оборачивается неприятием всего, что связано с учебой, послушанием, родительскими наставлениями.
Самостоятельность. Первый учебный год заставляет ребенка пересмотреть свои ценности и поведение. Это так приятно – ощущать себя взрослым, занятым важными делами. В этом состоянии часто происходит самостоятельный отказ от детских игр, начинается игнорирование просьб старших, отрицается помощь со стороны. Я – сам, я – взрослый! Ребенку хочется, чтобы родители советовались с ним и принимали его помощь. При этом он часто забывает, что взрослость подразумевает ответственность. Напоминание родителей об этом может обернуться неудовольствием и обидами.
Гиперопека. Стремление взрослых оберечь и защитить вступает в конфликт с желанием семилетнего ребенка быть самостоятельным.
Родительский авторитет. В возрасте семи лет появляются новые школьные приятели. На фоне общения первоклашек происходит обесценивание отношений родителей и детей. Школьные приятели начинают «обмениваться опытом». Наблюдая, как складываются взаимоотношения в разных семьях, дети начинают перенимать какие-то слова, манеры, жесты, способы добиваться от старших чего-либо, оценивая механизмы поощрений и наказания в семьях друзей. Все это привносится в свой семейный круг и пробуется на взрослых родственниках, проверяя их на прочность.
Усталость. Может проявляться у ребенка в виде невнимательности, низкой активности, агрессии, апатии, дневного сна. Следует исключить факторы вирусного заболевания и анемии. Чаще всего усталость вызывается недосыпом или переутомлением
Родителям следует обратить внимание на режим дня, убрать из пользования гаджеты перед сном, заменив их живым общением с ребенком. Не стоит излишне перегружать малыша многочисленными кружками и секциями, лишая его отдыха
Все хорошо в меру.
Психофизиологические расстройства. Связаны с врожденными особенностями ребенка и характеризуются непроизвольными чрезмерными движениями из-за нарушения процессов обмена в нейромедиаторах. В этом случае проблема решается посещением врача.
Непослушание и наказание
Многие специалисты утверждают, что физическое наказание приводит к душевной травме ребёнка. Он может понять, что тот, кто сильнее, тот и прав, и пронесет этот неверный факт на всю свою жизнь. Ребёнок должен понять, что неправильно решать свои проблемы с помощью силы. Если родители не могут наказать ребёнка без рукоприкладства, им следует пойти к психологу.
Наказать детей можно легко и без ремня. Например, объяснить, почему он неправ. Или лишить на время телевизора или конфет. Необходимо, чтобы наказание было своевременным. Если ребёнок провинился утром, а вы поставили его в угол вечером, он не свяжет эти два события.
Когда ребёнка наказывают, желательно, чтобы он находился в одиночестве. В этом случае он сможет обдумать свои действия и принять последствия. Также наказания не должны лишать детей еды, сна и свежего воздуха.
Катя против всех
Фото: chla.org
Екатерина Савченко сама выросла в семье глухих родителей, училась в специальной школе для глухих. Екатерина — многократный сурдлимпийский чемпион по плаванию.
— Когда сын пошел в специальный детский сад для глухих, я впервые столкнулась с качеством системы образования, — рассказывает она, — была в шоке, что запрещают применять жестовый язык в саду.
Екатерина стала искать возможность изменить эту систему. В школе она познакомилась со слышащими родителями, которые никогда не использовали жестовый язык, поняла, что дети слышащих родителей знают очень мало слов.
— Я пыталась помочь родителям этих детей, объясняла, что надо освоить жестовый язык, — вспоминает Екатерина, — чтобы дети пополняли словарный запас. Когда ребенок много слов не знает, причина не в слухе, а насколько полноценна была коммуникация дома еще до сада и школы, ведь до 3 лет закладывается важный пласт в развитии интеллекта и мышления.
Екатерина на волонтерских началах преподавала русский жестовый язык для родителей в школе раз в неделю. Потом поступила в МГЛУ, чтобы получить диплом преподавателя русского жестового языка.
Екатерина вместе с Еленой Соловейчик два года назад основали некоммерческую организацию Центр развития и поддержки глухих и слабослышащих детей и их родителей «Я понимаю». Они занимаются с маленькими детьми с потерей слуха. Учат жестовый язык, подтягивают русский, обучают родителей, как можно с момента постановки диагноза о глухоте или потере слуха полноценно общаться.
Екатерина видела, что сын не все понимал из уст учителя, больше читал сам. Она хотела, чтобы на уроках присутствовал сурдопереводчик, который бы переводил на жестовый язык речь педагога.
Три года школа не реагировала на просьбы Екатерины предоставить переводчика.
В соответствии с федеральным законом «Об образовании» школа обязана создать специальные условия для получения образования детям с ограниченными возможностями здоровья. Ученикам предоставляют бесплатно специальные учебники, а также услуги сурдопереводчиков.
— Школа отказывалась, — говорит мама Елисея, — отвечали, что это мои «хотелки» и этим я балую своего ребенка. А как же доступная среда? А как же право детей-инвалидов на качественное образование?
Мама Елисея и Есении писала в Департамент образования Москвы, уполномоченной по правам ребенка, в Департамент соцзащиты. Везде получала отказ. Наконец юристы общественной организации инвалидов «Перспектива» помогли грамотно составить письмо, и школа пошла на уступки.
В марте 2021 года разрешили присутствие переводчика на уроках, но всего на 40 часов. Именно такое количество часов перевода на жестовый язык инвалидам по слуху положено бесплатно. Со следующего года это будет 84 часа.
— Переводчик сидит напротив моего сына в стороне от учителя, — рассказывает Екатерина, — чтобы другие дети смотрели на учителя, а не на переводчика. В первое время Елисея это обижало. Сорока часов хватает всего на 2–3 недели. А как дальше ему заканчивать учебный год? Очень хочется, чтобы в сфере образования использование услуг переводчика жестового языка было безлимитно.
Сейчас Екатерина добивается, чтобы ее сыну предоставили переводчика на все время обучения.
— Екатерина Савченко пробивает тропу для других мам, — комментирует Елена Соловейчик, директор учебно-методического центра Всероссийского общества глухих. — Если ей не удастся решить вопрос со школой путем переписки, я поддержу ее намерение идти в прокуратуру. Потому что пора учитывать особые потребности каждого ребенка.
Как восстановить доверие ребёнка?
Чтобы ребёнок слушался или, по крайней мере, адекватно относился к требованиям взрослых, нужно восстановить максимально доверительные детско-родительские отношения и наладить эмоциональную связь.
Способы установить доверительные отношения:
Ребёнку важно понимать, что можно рассказать родителям о тревожащей его ситуации. Также маленькому человечку необходимо знать, что он может задавать вопросы взрослым, не боясь, что те рассердятся
Одновременно и родители должны без стеснения спрашивать, уточнять, рассказывая о нескольких способах решения проблемы.
Если вам нужно сообщить какую-то важную новость или попросить о чём-нибудь срочном, лучше не кричать, а подойти, приобнять – то есть создать физический контакт. Подобное действие покажет вашу высокую заинтересованность в этой ситуации, и у ребёнка будет меньше оснований отказать вам.
При общении нужно поддерживать зрительный контакт, однако взгляд должен быть мягким. Если родитель смотрит рассерженно, то ребёнок подсознательно ощущает угрозу, желание надавить на него, поэтому каждое обращение воспринимает как приказ.
Воспитание подразумевает не только требования, но и благодарности. Похвала, слова одобрения – лучший стимул для детей, ведь они их слышат от родителей. Кстати, материальное поощрение не так ценно для ребёнка, как искренняя мамина или папина благодарность.
Не следует забывать, что вы родитель, то есть старше и опытнее своего чада. Чрезмерно приятельские отношения нередко приводят к тому, что ребёнок перестаёт воспринимать вас в качестве защитника, главного человека в семье. То есть нужно проявлять большую гибкость.
Важно научиться правильно реагировать на любую проблему, рассматривать её со всех сторон, в том числе и с позиции ребёнка. В этом случае доверие обязательно вернётся, а, значит, и детям уже не нужно будет противостоять своим родителям
Дочь не слушается. Где взять авторитет?
На мой взгляд, дочь не слушается мать главным образом потому, что у матери нет авторитета. А это связано с тем, что в семье нарушена иерархия, и дочь чувствует себя главнее матери.
Многие мамы на вопрос: «Кто главный у вас в семье?», смеясь, отвечают: «Конечно дочка!». А потом удивляются и переживают, когда девочка «качает» права и буквально заставляет маму делать так, как хочется ей, дочке. Хотя эти же девочки совершенно спокойно принимают авторитет другого взрослого, подчиняясь требованиям. И удовлетворяются простым ответом: «Будет так потому, что я так сказала. Я тут главная».
Но установление авторитета матери и границ, которые нарушать нельзя ни в коем случае, — это не про поединок воли. И это не значит, что нужно драться за власть. И совсем не значит, что нужно кричать и ругаться.
Это просто данность, закон жизни. Просто маме необходимо осознать, что именно она — старшая женщина. И её надо уважать. И слушаться.
Что здесь поможет маме? Твердость, спокойствие и терпение.
Сначала дочь, не признающая авторитета, может бунтовать, скандалить, капризничать. Это надо выдержать. Это пройдет. Еще раз — твердость, спокойствие и терпение.
Представьте себе, что вы утес в море. Море спокойно — утёс стоит. Море бушует — утёс тоже стоит. Ему всё нипочем. Так же поступаем и мы. Море побушует и успокоится.
Также советую воспользоваться сказкотерапией — это психологическая, воспитательная, исцеляющая система, основанная на сказках. Так, для укрепления авторитета взрослого полезно читать и обсуждать сказки, в которых четко видна иерархия, подчиненность младшего старшему. Например, всем известная русская народная сказка «Репка». Она отлично простраивает иерархию, учит умению подчиняться, уважать авторитет, быть на «своём месте».
Честно скажу, что с авторитетом у меня проблем не было. Он был всегда. И моя дочка всегда знала, кто главный. Но с другим у меня проблемы были.
Как воспитать в ребёнке ответственность
Ответственность — это умение делать правильный выбор и осознавать последствия своих действий. Ответственный человек заботится о благополучии окружающих и понимает, что каждый играет значимую роль в обустройстве окружающего мира.
Чтобы воспитать ответственность в ребёнке 8 лет, обязанности должны соответствовать его возрасту. Привычки самообслуживания развиваются постепенно и под руководством родителей. Если ребёнок неорганизован, упрёки и категоричные инструкции не приведут к успеху.
Причиной невыполнения ребёнком своих обязанностей могут стать слишком обобщённые родительские требования: «убери свои вещи», «приготовься к школе на завтра». Разбейте эти требования на более конкретные: «собери рюкзак — что тебе понадобится завтра?», «приготовь одежду, которую ты наденешь завтра в школу: достань чистые носки и рубашку и повесь их на стул».
Режим дня и обязанности, которыми наделён ребёнок в семье, дают ему ясность, что ожидать в тот или иной момент времени суток. Утром он принимает душ, чистит зубы, одевается и завтракает. Вечером собирает школьный рюкзак на завтра, готовит форму для тренировки или других кружков после школы, принимает душ, чистит зубы, читает перед сном.
В семье должно быть выделено определённое время для просмотра телевизионных передач или использования компьютера. Общее время, проведённое за телевизором или компьютером не должно превышать двух часов в день.
Ответственность и самостоятельность означают, что ребёнок знает границы дозволенного. Если ребёнок нарушает правила, объясните просто и немногословно, что ребёнок сделал неправильно и какие могут быть последствия, если эти правила не выполнять.
Расскажите о том, что происходит в его организме, если он не чистит зубы, покажите картинки поражённых кариесом зубов. Расскажите, как болезнетворные бактерии попадают из полости непочищенного рта в организм, разносятся по крови, влияют на работу сердца, печени, почек. Информированность о гигиене полости рта и тела мотивирует школьника соблюдать гигиену.
Поговорите с ребёнком о гормоне мелатонин, который выделяется во время сна
Почему важно ложиться спать вовремя, поскольку активность гормона мелатонин начинается с 9 часов вечера. Почему важно не пересидеть, не упустить этот момент, чтобы сон был качественным
Нужно культивировать здоровый образ жизни, объяснять детям значение гигиены сна, труда и собственного тела.
Хвалите ребёнка. Хвалите за усилия, а не за результат. Вы увидите, как растёт его самооценка по мере того, как эти обязанности станут для него привычкой.
«Симптомы» кризиса 7 лет
Непослушание детей в 7 лет способно затянуться на длительный период. Оно имеет ряд характерных признаков:
- Детская непосредственность исчезает. К 7 годам ребенок уже редко действует, поддаваясь минутному порыву и перепаду настроения. Поступки обдумываются заранее.
- Чрезмерно балованные дети с возрастом становятся все более капризными, нервозными, переставая слышать родителей, их требовательность непрерывно растет, трансформируясь в неуправляемость.
- Подражание взрослым, проявляющееся как манерность. Дети могут говорить или нарочито пискляво, подчеркнуто «по-детски», или же постоянно умничать, влезать со своим мнением и советами в разговоры родителей.
- Ребенок становится скрытен. Он научился прятать эмоции, его страхи и внутренние переживания невидимы для родительского глаза.
- Непослушание проявляется как «бунт на корабле»: игнорируются слова взрослых, поступки совершаются вопреки словам старших. Конфликты возникают в тех сферах, где раньше все было легко и просто.
Послушный ребенок. Какой он?
Что, по-вашему, означает слово «слушается»? Что такое «послушный ребенок»? Могут ли взрослые предъявлять ему такое требование? «Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен, — писал замечательный педагог Януш Корчак. — Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом, стремиться усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований и намерений…»
Послушный ребенок — гордость родителей. Он вырастет и станет послушным взрослым. Так ли это хорошо? Не скрывается ли за подобным воспитанием опасность вырастить человека, который не несет ответственности за свои поступки. Послушный ребенок не совершает произвольных поступков, не отвечает за свои действия — он только слушает, что ему говорят старшие, и выполняет это не потому, что считает нужным, а потому, что быть послушным — похвально.
Жалуется мама мальчика. Он пошел в первый класс, но никто не хочет с ним дружить. «Хороший, умный, послушный мальчик», —удивляется мама. Оказывается, дело в том, что ребенок любит, подняв руку, сообщить учительнице: «А у Маши кукла под партой. А вы сказали, что с игрушками на урок нельзя». Что стоит за ябедничаньем? Желание похвалы, стремление быть отмеченным учительницей, страх оказаться «непослушным», плохим…
Взрослым следует чаще задумываться, на что направлено их воспитание. Чего они добиваются, желая ребенку счастья? Что ждет их в будущем? Сможет ли ребенок, которого в детстве пороли, во взрослом возрасте понять своих родителей? Захочет ли поддерживать с ними отношения? Будет ли чутким тот, вокруг которого всегда были мамы-бабушки-тети, исполняющие любое желание и всегда все прощающие? Что делает человека нежным, внимательным, заботливым по отношению к близким людям? Только гармоничное воспитание. А это взаимопонимание с родными, это вера в то, что они всегда поймут и простят. Ребенок, для того чтобы правильно развиваться, должен чувствовать себя комфортно с родителями. Не бояться наказаний, а стремиться избегать дурных поступков, чтобы не огорчать близких. А если уж что-то случилось, суметь объяснить, попросить совета.
В психологии есть такой термин: «базовое доверие к миру». Это доверие формируется в раннем детстве, а закладываться начинает еще до рождения. Что значит «базовое»? То, что оно является фундаментом для развития у ребенка положительного отношения к действительности, чувства защищенности. Оно является гарантией того, что ребенок воспринимает окружающий мир с доверием, интересом, радостью. Многие черты характера, такие, как чуткость, смелость, оптимизм, любознательность и др., определяются наличием этого фундамента, К сожалению, слишком жесткое воспитание или гиперопека способны разрушить у ребенка это «доверие к миру».
«Я гремела крышками от кастрюль, а дочка даже не проснулась»
После того, как диагноз все-таки ставится, маме никто не объясняет, что делать дальше, куда идти и как с этим жить.
— У моей дочери Алины 4-я степень тугоухости, — рассказывает Олеся Иванова. — Сейчас ей уже 15. И мы проходили через все эти круги ада. Диагноз тебе сообщают поздно, сухо и жестко. Что делать дальше — непонятно. Ты остаешься со своей бедой один на один. У меня были предположения, что дочь не слышит. Я как-то это чувствовала.
Когда Алине было полгода, мама отвела ее к лору. Он посмотрел девочку и на подозрения Олеси сказал: «Мамочка, вам нужно лечить голову». Но она чувствовала — что-то не так.
— Когда Алине был год и десять месяцев, я, как ненормальная мать, взяла две огромные железные крышки от кастрюль, подошла к спящей дочке и ударила крышками друг о друга. Реакции у ребенка никакой не было, она продолжала безмятежно спать, — продолжает она. — Думала, что мы сейчас подлечим ушки, попьем лекарства и все восстановится. Когда Алине поставили 4-ю степень тугоухости, полная глухота, я закрылась на несколько дней дома, плакала. Это сложно принять очень. Непонятно, что и как делать, как жить дальше, как помочь, никто ничего не объясняет.
Врачи доказывали Олесе, что главное — научить ребенка говорить. Жестовый язык запрещали.
— Слышащие родители глухих детей боятся жестового языка как огня, — объясняет Екатерина Савченко, — потому что им все специалисты твердят, что если общаться с ребенком жестовым языком, он не будет говорить. Но это не так. Система обучения речи без жестового языка существует со сталинских времен, когда все должны были быть подогнаны под норму. В коррекционной школе меня научили говорить. У нас в школе использовали дактилологию. Жестами слово произносится по буквам. Дактилология очень нужна для видимости словесного языка, но она не раскрывает смысл самого слова.
Екатерина вспоминает, что была уверена — она хорошо говорит. Дефектологи ее хвалили.
— Но я столкнулась с суровой реальностью, когда попыталась поговорить с продавцом в магазине. Она ничего не поняла, после нескольких попыток мне пришлось писать на бумажке. Было стыдно. Когда я в кафе говорю с официантом, мне приносят англоязычное меню. Мы иностранцы для них. Я не слышу свою речь, не могу контролировать ударения. Я не отрицаю необходимость обучения речи. Но как же нашим детям тяжело дается словесный язык без жестового, — рассказывает она.