Что делать если ребенок не слушается: как быть (советы психолога)

Что делать, если ребенок вообще не слушается: «белый шум» родительских наказов

Есть общие для всех ребят причины, почему они могут не слушать родителей. Родительское слово обесценивается, когда взрослые:

— Применяют крик, оскорбления, физические наказания. Это вызывает у любого ребенка мгновенную утрату чувства защищенности и безопасности. Воспринимать тех взрослых, которые становятся источником сверхстресса, он будет с трудом.

— Постоянно торпедируют запретами «нет» и «нельзя». Эти слова лучше заменить на другие, а при отказе давать сыну или дочке альтернативу (объяснить, что тогда можно). Иначе запреты обесцениваются.

— Взрослые находятся сами в тяжелом психологическом состоянии (депрессии, страхи, обиды, раздражительность и т. д.). У любого из нас не вызывает ни доверия, ни авторитета человек в таком состоянии. К тому же дети рядом с такими родителями утрачивают чувство защищенности и безопасности, что является причиной многих проблем.

— Не работают «увещевания», не подкрепленные собственным примером

Например, мы внушаем, как важно учиться, чтобы состояться во взрослой жизни. При этом дети массово видят, как взрослые ходят на ненавистную работу, не испытывая никакой радости

Такая жизнь никого не прельщает: ни учиться, ни работать так же не хочется.

Мы, родители, хотим самого лучшего для своих детей. Иногда наша жизнь трудна, и невольно это сказывается на ребенке, как бы мы ни хотели его оградить. Ребенок так связан с мамой, что способен получить травму даже от ее плохого состояния. Как уберечь малыша и вырастить его счастливым? В современном мире просто необходимо понимать психику — свою и окружающих. Чтобы быть счастливым самому и помочь стать счастливыми нашим детям.

Улучшить собственные состояния и получить абсолютную компетенцию в вопросах воспитания можно на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

На тренинге найдут ответ на свои вопросы и любые специалисты, работающие с детьми. Например, на вопрос, что делать воспитателю если дети не слушаются? Для ответа нужно знать психологию группы, ведь детский коллектив формируется по определенным законам.

Основные причины непослушания детей:

  • недостаток внимания родителей, другими словами, качественно проведенного времени вместе (без телефона, отвлечения на работу и домашние дела);
  • завышенные ожидания к ребенку (требования и правила без учета возрастных и индивидуальных особенностей, например, ожидание, что ребенок будет терпелив и проявит силу воли в 5 лет, хотя для этого даже не созрели определенные зоны мозга);
  • устаревшие методы воспитания (угрозы, приказы, нравоучения, обвинения, физические наказания, которые учат ребенка слушаться родителей только из чувства страха и со временем могут привести к протестному, агрессивному поведению или замкнутости, снижению самооценки);
  • непоследовательность и несогласованность воспитания, отсутствие каких-либо правил и границ (правила или вовсе отсутствуют, не обговариваются или постоянно меняются – сегодня можно, а завтра нельзя, мама разрешает, папа запрещает, тогда ребенок просто не знает, как себя вести, находится в подвешенном состоянии);
  • двойные стандарты (отсутствие единых привил для всей семьи, например, родители запрещают ребенку «сидеть» в телефоне, при этом сами много времени проводят за гаджетами, берут телефон с собой за стол, в кровать).

Когда родители смещают фокус своего внимания с поведения ребенка на их собственное, анализируют стратегии воспитания, как причины трудностей с ребенком, честно признают свои ошибки, то сначала меняются взаимоотношения в системе «родители-дети», а потом меняется и поведение ребенка. 

В момент назревающей ссоры с ребенком и в качестве профилактики конфликтов эффективны следующие правила и техники:

Что нужно делать, если ребенок не слушается в школьном возрасте

Современные дети обладают сложной психикой, в которой могут одновременно присутствовать совершенно разные, противоречивые свойства. Например, малыш может одновременно проявлять и агрессию, и провокативное поведение, и выдавать истерики.

К школьному возрасту проблемы в поведении успевают закрепиться. Социализация в коллективе неизбежно делает их более заметными. И мамы обращаются к психологу за советом уже с комплексной проблемой.

«Сыну 8 лет, второй класс. На него постоянно жалуются и школьные учителя, и тренер по спорту. Дерется, ругается нецензурно, вину свою никогда не признает. На уроках вертится, болтает. Учиться не хочет, читаем из-под палки. По учебе скатился совсем. Психолог с ним делал какое-то «дерево Я», конвертик любви, но ничего не работает».

Очевидно, что такой подход и не поможет. Можно утопить свое чадо в любви, но если оно не получает для своего развития необходимых условий — поведение не изменится.

Что делать: отчаиваться рано, до пубертата все можно исправить. Нужно четко определить полный врожденный набор свойств сына или дочки и в соответствии с этим действовать

Важно, чтобы вы понимали, как должно развиваться его психическое, данное от природы, и что необходимо сделать, чтобы развитие и поведение выровнялось до нормы

Трехступенчатая система установления запрета:

  1. признать, что у ребенка возникает какое-либо желание, проявить понимание («Да, конечно, ты хочешь новую игрушку, она такая красивая»);
  2. четко и твердо определить запрет, без долгих логических объяснений («Но сейчас я ее тебе не куплю», а фразы «Потому что у тебя и так сто игрушек, зачем тебе еще» исключаем, так как в них не содержится понимания);
  3. помогаем пережить недовольство от запрета («Ты расстроился/разозлился/обиделся, мне очень жаль», а фразы «Не грусти/не плачь/не кричи» исключаем, так как они запрещают эмоции. При желании можно предложить альтернативу, когда это уместно «Я куплю ее на твой день рождения»;

Я-сообщения, которые помогают родителям обозначить свою позицию и при этом не оскорбить и, как следствие, не вызвать протест и негатив со стороны ребенка («Мне важно, чтобы дома был порядок» вместо «Ты опять не сделал уборку, везде беспорядок, какой же ты лентяй»). Прописывание алгоритма/дробление обязанностей на части в нелюбимых ребенком делах («Кофты в шкаф, носки в ящик, книжки на полку» вместо «Наводи порядок»)

Прописывание алгоритма/дробление обязанностей на части в нелюбимых ребенком делах («Кофты в шкаф, носки в ящик, книжки на полку» вместо «Наводи порядок»).

Учитывать возраст и индивидуальные особенности вашего ребенка (если ребенок никогда не помогал вам по дому, то бессмысленно резко заваливать его обязанностями, важно делать это постепенно и по возрасту). Быть в контакте с ребенком и проводить с ним качественно хотя бы час в день (без телефона и телевизора, просто посидеть рядом, поиграть в его любимую игру, а если вы заняты и ребенок требует общения, поддерживать контакт фразами:

Быть в контакте с ребенком и проводить с ним качественно хотя бы час в день (без телефона и телевизора, просто посидеть рядом, поиграть в его любимую игру, а если вы заняты и ребенок требует общения, поддерживать контакт фразами:

«Наверняка у тебя там что-то интересное, я пока не могу посмотреть, но ты мне расскажи, а я представлю», «Я сейчас работаю, а ты пока подумай, чем мы потом займемся». Именно в такие моменты ребенок чувствует любовь.

Ежедневные поддерживающие фразы вне зависимости от возраста ребенка, без причины, без ожидания подобных слов в ответ:

«Я так рада, что ты мой сын/дочь», «Как же я горжусь тем, что я твой папа/твоя мама», «Мне с тобой так повезло», «Я люблю тебя», «Я горжусь тобой».

Просить прощения за свой повышенный тон и любое нарушение границ («Я прошу прощения, что я на тебя накричал, я разозлился», «Я была не права, что накричала на тебя, нельзя вести себя так грубо по отношению к тебе, мне очень жаль», а фразы «Прости, я накричал, потому что ты меня разозлил, ты ведь не сделал уроки» исключаем.

Так вы не только научите ребенка анализировать свое поведение и тоже просить прощения, но и самоуважению

Это важно для его будущих отношений с другими людьми, которым он или позволит кричать и подавлять себя, или нет

Важным бонусом будет восполнение родительского ресурса, так на как крики, ссоры, переживания требуется много сил, а при налаживании отношений родители испытают  настоящую радость и удовольствие от конструктивного диалога со своими детьми. 

Фото: Pixabay

Детские истерики

Истерики проявляются только у тех ребят, которым природа дала высокую эмоциональность, чувственность. В детстве они могут испытывать самые разные страхи: темноты, чудищ и т. д. В проблемных ситуациях такой малыш может заливаться слезами, устраивать истерики.

Часто родители спрашивают: если ребенок не слушается — что надо делать, пресекать истерику или нет? Наказывать за нее?

Чего делать не надо: нельзя ограничивать природную чувственность малыша. Он сможет только подавить свои эмоции, но испытывать их не перестанет. А в дальнейшем ложный навык «зажимать» эмоции серьезно повредит в целом его судьбе.

Что делать: нужно развивать чувственность малыша, формируя способность к сопереживанию и состраданию другим людям. Это достигается через чтение классической литературы на сопереживание. Когда весь диапазон эмоций конвертируется в сопереживание и любовь к людям — страхи и истерики уходят. Полезно знать, что у вас растет будущий гуманист, возможно, врач или деятель культуры.

Провокативное поведение

Провокативное поведение тоже характерно для хаптильных шустриков. Но в этом случае малыш уже как специально стремится сделать то, что нельзя, и спровоцировать взрослого на окрики или ремень. Причем, получив наказание, малыш словно успокаивается, приходит в себя и снова становится «адекватным». Это тревожный симптом.

Провокативное поведение возникает в результате того, что к малышу с высокой чувствительностью кожи применяют физические наказания (даже просто шлепают по рукам или попе).

Для чувствительной кожи это сверхстресс, на который организм реагирует выработкой опиатов, погашающих боль. Когда ситуация повторяется, малыш уже бессознательно ждет своего наслаждения от дозы опиатов. И сам не ведая почему, начинает вести себя провокативно. Его мозг на биохимическом уровне закрепил реакцию: необходимо сначала «напороться» на боль, чтобы потом получить наслаждение.

В будущем это приводит к формированию устойчивых мазохистических тенденций. Для мальчиков это чревато жизненным сценарием на неудачу в любых делах. У девочки сценарий на неудачу складывается в парных отношениях.

Что делать: исключить физические наказания. Ввести правила дисциплины и режим. То, что малышу трогать запрещается, просто убрать подальше. Постепенно, при отсутствии физических наказаний и правильном давлении на свойства, поведение ребенка изменится к лучшему.

Что делать, если маленький ребенок не слушается

Малыши неодинаковы с рождения: один сорванец — другой послушный мамин сынок, один молчаливо насупит бровки и будет упрямиться — другой выдаст истерику и фонтан эмоций, если ему что-то не по душе.

Каждому природа дает свои особенности, свойства психики. Они определяют то, как малыш воспринимает мир. Проблемы с послушанием также возникают и проявляются по-разному.

Детская агрессия и упрямство

Он стискивает зубы и упрямо стоит на своем. Надавишь на упрямца — спровоцируешь вспышку агрессии. Что делать, если ребенок не хочет слушаться?

Упрямство и агрессия возникает только у тех ребят, которые от природы обстоятельные и неспешные. Делают все не на скорость, а на качество.

Проблемы могут возникать, когда природные свойства малыша не совпадают с мамиными: ее скорость реакций намного выше. Мама, желая лучшего, торопит и подгоняет своего нерасторопного медвежонка. Разве можно по часу сидеть за столом и устраивать целый ритуал на горшке?

Но природные свойства психики невозможно изменить воспитанием. При постоянных одергиваниях возникают проблемы: на попытки торопить и подгонять его малыш реагирует упрямством.

Поначалу просто супит бровки и дует губы. Потом делает все наперекор, назло. По любому поводу спорит и противоречит, ломает игрушки, может ударить. Особо тревожный симптом — если он разводит пищевую и туалетную грязь, в речи постоянно проскакивает «туалетная» тема.

Что делать: для начала просто дайте малышу больше времени на любое дело

Ему очень важно получать заслуженную похвалу от мамы — не скупитесь на добрые слова. Он будет слушать вас внимательнее, если говорить с ним неторопливо, обстоятельно, все подробно объяснять

Требовательный «че-купила»

Малыш проворный, подвижный, шустрый. У него с рождения «хаптильные» ручки: все надо достать, вытащить, потрогать. Около года, с началом ходьбы, маме становится непросто. Со всех полок и шкафов вещи выворачиваются наружу. Трудно оставаться спокойной, особенно если ты — приверженец чистоты и порядка.

 Слово «дай» будто раньше него родилось. По магазинам вместе ходить невозможно: начинается вымогательство на каждом шагу. Чего не дай — ему все мало. Как реагировать в ситуации, когда непослушный малыш не желает вести себя должным образом в людных местах и дома?

Такие ребятишки не случайно хватают все в руки. У них высокая тактильная чувствительность от природы, именно через прикосновения они изучают мир. Кроме того, им задано рациональное мышление, ориентированное на получение пользы и выгоды. Это будущие «добытчики».

Что делать, если ребенок совсем не слушается: пока он еще мал, ему стоит создать такие условия:

— наполнить нижние полки шкафов неопасными предметами и набраться терпения, зная, что ребенок будет периодически их вытаскивать и изучать;

— опасные предметы убрать как можно выше;

— до 2-3 лет хаптильного шустрика лучше вовсе не брать в большие магазины, где полно соблазнов;

— такой малыш должен иметь максимум возможностей для подвижных игр дома и на улице, а также игр на тактильную чувствительность (песок, пластилин).

После 3 лет:

— лучше заранее составлять с ним вместе список покупок и намечать, что он получит от предстоящего похода в магазин;

— ввести четкий режим дня, единую систему запретов и ограничений, правил, чтобы малыш рос организованным и дисциплинированным.

Важно: избегайте говорить «нет» и «нельзя» на каждом шагу, иначе родительские запреты обесцениваются и их никто не слышит. Лучше заменить эти слова на синонимы и обязательно предлагать ребенку альтернативу — что можно взамен

А еще говорите кратко: слушать часовой монолог шустрик просто не сможет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: