Что делать, если раздражает собственный ребенок

История Ксении

Ксения поделилась своей историей на приёме у психолога, когда была уже взрослым человеком (ей далеко за 30). Она успешный человек, работает в крупном бизнесе. Живёт в Санкт-Петербурге, где и родилась. Однако она незамужем, и не собирается. У неё есть сын, ему 6 лет, отношения с сыном – сложные. Ксения умеет строить только формальные отношения с людьми. У неё нет подруг и друзей. Нет близкого мужчины (хотя она красивая женщина). Многое в своей жизни её не устраивает – поэтому она обратилась к психологу. В одной из первых бесед она рассказала такую историю.

Ей было 8 лет. Была она, по собственным словам, вполне счастливой девочкой. Единственная дочь. Мама и папа благополучные люди, у них большая квартира, машина, дача. Ксюшу все любили.

Случилось это накануне Нового года. У Ксюши было прекрасное настроение: она очень любит этот праздник. Они с мамой ходили по магазинам, покупали подарки. Везде – разноцветные огни, ёлки, оживлённые лица. И вдруг у магазина Ксюша увидела щенка. Щенок лежал на асфальте, у стены. Он дрожал от холода и выглядел очень несчастным.

Ксюша остановилась посмотреть на собачку. Мама её торопила. Потом девочка стала просить маму взять щенка домой. Та наотрез отказала.

Вечером Ксюша пошла гулять, доехала на метро до этого магазина, ухитрилась найти пёсика и привезла его домой.

Когда мама увидела собачку, ей стало плохо. Ксюша же была счастлива, кормила щенка, мыла, убирала за ним (он дважды сделал лужицы на полу).

Потом пришёл папа. Ксюша твёрдо решила щенка не отдавать, но папа не стал её ругать, как она ожидала. Он печальным голосом сказал, что она огорчает маму, что мама заболела. Что нужно выбирать: или мама – или щенок.

Тогда девочка согласилась отдать щенка. Папа сказал, что у него есть знакомые, которые его возьмут.

Они сели в машину, куда-то поехали. Там папа не разрешил дочери выйти из машины, а взял собачку и вышел сам. С собой он зачем-то захватил длинную верёвку.

Довольно долго его не было, потом он вернулся. И фальшивым голосом сообщил, что всё в порядке: его знакомые согласились взять щенка.

Ксюша сразу поняла, что папа говорит неправду, и это её потрясло. По её словам, никогда прежде такого не случалось. Она догадалась, что папа просто где-то привязал щенка.

Когда они приехали, она ушла в свою комнату, ужасно себя чувствовала, не хотела ни с кем разговаривать.

Потом мама пришла к ней, стала её успокаивать. Объяснила, почему она не выносит собак (её в детстве укусила собака). Сказала, что рада за дочь, что она такая добрая, но добрым надо быть, прежде всего, к своим близким. Говорила мама тоже каким-то фальшивым голосом.

Следующий день был 31 декабря. Весь день Ксюша потратила на звонки своим родным и знакомым и хождения по соседям. Она вбила себе в голову, что папа помнит, где оставил щенка, и, если она договорится, чтобы его взяли, они поедут, найдут собачку, привезут – и она будет знать, где он живёт и что с ним всё в порядке.

Но ничего не вышло. Никто не согласился взять щенка. Её не хотели слушать. Все были заняты подготовкой к празднику.

И вот взрослая – 32-летняя – Ксюша, закончив свою историю, сказала:

«Раньше я думала, что все люди хорошие и добрые. Верила: если что-то случится, они придут на помощь. Что в праздник, когда везде горят огни, когда так весело, люди добрее, чем всегда. Тогда, как мне кажется, во мне произошёл какой-то резкий перелом. Мне стало казаться, что все притворяются. Что эти яркие огни, игрушки – это неправда, а люди на самом деле жестокие и злые. Больше всего меня потрясло, что именно в Новый год они оказались такими.

Не могу сказать, что я перестала любить родителей, но я перестала им доверять. С тех пор я больше никогда с ними ничем не делюсь. У нас хорошие отношения, до сих пор. Но не могу сказать, что эти отношения меня устраивают. Мы перестали быть по-настоящему близкими. И мне всегда казалось, что их это устраивает.

И ещё. В 20 лет я думала, что этот эпизод так ранил меня из-за поведения моих родителей. Что это они меня так разочаровали.

Сейчас я думаю, что больше всего повлияло на меня не их поведение, а своё собственное. То, что я согласилась отдать щенка, отвезти неизвестно куда. Я перестала с тех пор верить в себя».

Как научить ребёнка справляться с тревогой

Адекватно реагируйте на его рассказы

Не кричите, не пугайтесь, не накладывайте дополнительных ограничений. Часто дети делятся своими тревогами не для того, чтобы вы немедленно начали что-то делать, а чтобы их выслушали, поняли, подумали вместе с ними.

Поймите, чего он опасается

Чаще всего причины для беспокойства у вас и ребёнка будут очень разными. Например, он прогулял урок. Вы можете тревожиться, что он отстанет от программы и не напишет контрольную работу, а его может волновать, не будет ли учительница кричать на него на следующем уроке.

Не запугивайте

Ваши предупреждения об опасностях и последствиях должны соответствовать реальности. Если ребёнок увидит, что вы адекватно оцениваете ситуацию, он прислушается. Специально преувеличивать или транслировать собственные опасения не нужно.

Как справляться с тревожностью самостоятельно

«Звонок другу»

Когда вы тревожитесь, то не можете адекватно оценить ситуацию, в голову лезут только всякие ужасы. Например, ребёнок опаздывает домой с занятий на 20 минут, а его телефон недоступен. Если в этот момент позвонить подруге, она наверняка скажет: «Не волнуйся, наверняка у него просто сел телефон!»

Другой человек, который не охвачен этой тревогой, помогает запустить процесс мышления. Вы начинаете обдумывать ситуацию, и тревожность снижается.

«Худший вариант»

В момент, когда вы охвачены тревогой, представьте худший вариант развития событий и обдумайте стратегию ваших действий. Например, вы беспокоитесь, что ребёнок не сдаст ЕГЭ. Что тогда случится? Как вы и он будете выходить из этой ситуации? Какой план Б можно придумать? Размышляя над стратегией, вы успокоитесь.

«Кто критикует»

Если вы переживаете из-за возможной негативной оценки себя как родителя, подумайте, кто даёт вам эту негативную оценку. Какой образ возникает в вашем сознании, когда вы думаете о подобной критике? Поговорите с этим образом, вспомните, на кого он похож из вашего детства. Спросите себя, всегда ли критические оценки этого человека были адекватны? Быть может, в других вещах вы давно их переросли, а в родительстве ещё нет.

Разделение ответственности

С партнёром. Тревожной матери помогает разделение ответственности с отцом ребёнка — и наоборот. Не исключайте второго родителя из процесса воспитания. Пусть он тоже принимает решения, куда можно отпускать подростка, а куда нет, как планировать его будущее и так далее.

С тренером, педагогом, преподавателем. Если ребёнок идёт в поход или на экскурсию, разделите ответственность с сопровождающим: будьте с ним в контакте, обсуждайте ситуацию и возможные меры на случай форс-мажора.

С врачом. Этот способ подойдёт, если вас беспокоит здоровье ребёнка. Консультация врача и соблюдение его рекомендаций уменьшит тревожность.

Группа поддержки. Если вы беспокоитесь, достаточно ли вы хороший родитель и правильно ли растите ребёнка, найдите группу поддержки для родителей подростков. Сейчас таких групп очень много, иногда их ведёт психолог, иногда это просто коллектив родителей, собравшихся для взаимной поддержки. Вы можете сами создать такую группу, если у вас есть подруги с детьми того же возраста.

Причины неприятия

В психологии термины «неприятие» и «непринятие» используются как тождественные. Их суть в том, что человек как цельная личность не принимается другими. Более того, он вызывает неприятие. Как правило, когда ситуация касается чужих людей, она и вовсе не представляется такой уж драматичной. Нам не нравится кто-то, мы не нравимся кому-то — обычно это взаимно и тоже достаточно просто для восприятия.

В супружеских отношениях непринятие, как правило, приводит к разводу или несчастной супружеской жизни. В первое время один из супругов пытается «подстроить» другого под себя, не принимая его особенностей. Но такое положение дел редко может увенчаться успехом. И остается либо терпеть, не принимая, либо расставаться.

Гораздо сложнее разобраться в непринятии собственного ребенка. Маленький человек появляется на свет наделенным определенным набором генетически обусловленных особенностей. Нет его вины в том, что он родился с определенным цветом глаз и волос, способностями к определенным видам деятельности или их отсутствием. Ему неведомо, что родители еще до рождения возлагали на него определенные надежды, которые он не оправдал. Он родился, а значит, уже достоин любви своих родителей.

Проблемы неприятия появляются постепенно. Первичное неприятие возникает еще до рождения ребенка и выражается в отвержении факта беременности. Весть о будущем ребенке не радует женщину, она надеется на ошибку, проводит дополнительное обследование. Когда факт подтверждается, возникает мысль об избавлении от ребенка.

Причинами первичного непринятия беременности могут быть:

  • страх перед будущим (особенно, если женщина не замужем);
  • страх испортить свою внешность (набрать лишний вес и т. п.);
  • страх перед потерей карьеры;
  • нежелание менять привычный уклад жизни.

И если женщина все-таки решает родить, то ребенка можно назвать нежеланным. Однако наблюдаются случаи, когда материнский инстинкт еще до рождения разрушает негативную установку. Но чаще первичное непринятие ведет за собой тяжелую послеродовую депрессию и неприятие ребенка в будущем.

Вторичное неприятие может возникнуть, если ребенок не соответствует ожиданиям родителей. В своих грезах мама представляла здоровую голубоглазую стройную девчушку, которая будет заниматься фигурным катанием. Но рождается мальчик, не похожий на родителей, с близорукостью и склонностью к избыточному весу. Иногда для вторичного непринятия достаточно внешнего сходства с кем-то из нелюбимых родственников (сварливой свекровью, мужем, который бросил женщину). Происходит так называемая психологическая проекция на ребенка отношения к этому родственнику.

В каких случаях нужен специалист-психолог

  1. Если вы так сильно тревожитесь, что не можете заниматься своими делами и решать необходимые задачи. Например, вы настолько беспокоитесь за результаты домашней работы, что отменяете поход в театр и сидите с ребёнком над учебниками.
  2. Если жизнь перестала радовать и превратилась в постоянную борьбу с тревогой.
  3. Если общение с ребёнком не доставляет никакого удовольствия и свелось к контролю и конфликту.
  4. Если вы слишком бурно или неадекватно реагируете на рассказы ребёнка, сами это замечаете, но не можете сдержаться. Например, он говорит, что не понимает предмет и переживает за будущую контрольную, а вы начинаете кричать, что он бездельник и никогда не найдёт работу.
  5. Если вы сами ребёнок тревожных родителей. Возможно, вы неосознанно повторяете этот сценарий, а отказаться от него самостоятельно очень сложно.

Что делать?

Посмотрите на своего ребенка. Может быть, вы иногда о чем-то жалеете? Вы не ждете от детей побед или узнаете в ребенке кого-то из родственников? Вы наказываете ребенка молчанием или постоянно читаете ему нотации? Вы заботитесь о малыше, но стараетесь ограничивать ваше личное общение с ребенком?

Если такие ситуации возникают иногда, то это нормально. Люди склонны притираться друг к другу, даже если это родители и дети. Можно ссориться, мириться, радоваться и огорчаться. Но если такие ситуации в вашей семье повторяются регулярно, если вас напрягает общение с собственными детьми, вас раздражает все в ребенке, вам просто неинтересно с сыном или дочкой, тогда нужно задуматься о любви к своим детям. Проанализировав причины неприятия, теперь попробуем найти выход из сложившейся ситуации.

Итак, вы поняли, что не принимаете ребенка таким, какой он есть, не испытываете к нему любви, о которой читали в книгах, но при этом очень хотите подарить ему счастливое детство.

  • Самое главное — ни в чем себя не вините и примите свое состояние. Укоряя себя, вы потратите слишком много душевных сил, которые пригодились бы вам для того, чтобы научиться чувствовать своего ребенка и привязываться к нему. Родительский инстинкт, действительно, может проявиться не сразу, родительство — это жизненный навык, который, как и другие навыки, развивается постепенно.

  • Если вы молодая мама и у вас нет проблем со здоровьем, то все-таки старайтесь кормить ребенка грудью. Это полезно не только с медицинской точки зрения, но и потому, что именно во время кормления между матерю и малышом укрепляется эмоциональная связь, которая сохранится на всю жизнь.

  • Старайтесь отдыхать. Уделяйте хотя бы пару часов в день простым радостям: встретьтесь с друзьями или сходите на маникюр — вы должны находить на это время, чтобы не впадать в депрессию, ведь моральная и физическая усталость лишь усугубит ваше неприятие ребенка.

  • Избегайте стрессов. Если это необходимо, попросите врача назначить вам легкое успокоительное. Когда нервы на пределе, все вокруг раздражает с удвоенной силой, в том числе и ребенок. Накаленная атмосфера, взвинченные нервы не будут способствовать вашему сближению с малышом.

  • Не стесняйтесь обращаться за помощью к психологам. Поверьте, что прийти к специалисту и признаться ему в том, что вы не можете принять своего ребенка — это обычная ситуация, и вы будете не первым его клиентом, столкнувшимся с подобной проблемой. Если возможности пойти к психологу нет, то пытайтесь найти поддержку среди самых близких людей: родителей, друзей, супруга/супруги. Не играйте роли счастливой матери или счастливого отца напоказ, выпускайте эмоции, выговаривайтесь — это поможет вам лучше разобраться в себе и отыскать ту искорку, из которой потом разгорится родительская любовь.

  • И еще один совет — ждите. Не выдавливайте из себя любовь насильно, а просто ждите… Пройдет время, и она обязательно появится — так устроена природа. Ну а пока ждете, старайтесь держать себя в руках и не показывать малышу свое неприятие: следите за словами и не упрекайте его без повода, дарите ему улыбку, ласку, нежность, оберегайте и выслушивайте. Обнимайте вашего ребенка как можно чаще, даже если вам это неприятно. Видя его улыбку и благодарность, получая от него нежность в ответ, скорее всего, вы тоже начнете привязываться к малышу.

Еще не поздно остановиться, повернуться лицом к ребенку и понять, что это ваша плоть и кровь. Любите своих детей такими, какие они есть, и тогда они будут счастливы.

Светлана Садова

Ваша семья

Каждый человек – индивидуален, потому ужиться двум разным людям с ребенком под одной крышей бывает непросто. Этот тест поможет вам взглянуть на свою семью со стороны и получить некоторые рекомендации специалистов портала Я – родитель.
Пройти тест

Классификация ипохондрического невроза

Ипохондрический невроз подразделяется на 5 типов в зависимости от симптомов:

  1. Навязчивый невроз

Пациенты, страдающие данным типом заболевания, осознают, что их опасения за свое здоровье чрезмерно преувеличены, но избавиться от них не могут. Вызвать подобное состояние может просмотр фильма с сюжетом о каком-то заболевании, неосторожная фраза врача или знакомого. Такой невроз в основном характерен для психастеников.

Астено-ипохондрический синдром

Люди с таким расстройством убеждены в том, что они крайне тяжело и неизлечимо больны. Они жалуются на слабость, головную боль и прочие подобные симптомы. Как правило, такие пациенты крайне неуверены в себе,впечатлительны и замкнуты, а их круг интересов очень узок.

Депрессивно-ипохондрический синдром

У больных этим типом невроза наблюдается расстройство личности, сочетающее тревогу за здоровье со сверхценными ипохондрическими идеями, которые поддаются коррекции с большим трудом. Их симптомы выдуманы, сами они малообщительны и постоянно подавлены. Подобный характер иногда становится причиной суицидального поведения на почве идей о неизлечимом заболевании.

Сенесто-ипохондрический синдром

Среди симптомов данного заболевания проявление сенестопатических расстройств преобладает над другими признаками. Такие пациенты опасаются за свою жизнь из-за мнимого поражения жизненно важных органов. Когда ни один медицинский метод диагностики не подтверждает их убеждения, они меняют врача и просят его о новом обследовании.

Тревожно-ипохондрический синдром

Спровоцировать это патологическое состояние может сильный стресс и вызванное им расстройство нервной системы. Пациенты с таким неврозом боятся заболеть тяжелым заболеванием, находятся в состоянии перманентного нервного напряжения и направляют все свои мысли на обнаружение у себя симптомов СПИДа, рака и прочих заболеваний.

Что же делать?

Тревожно-мнительное воспитание объяснимо. У такого поведения есть понятные причины, но родителям в первую очередь нужно думать о будущем ребенка. Мама и папа не смогут быть рядом всегда, и поэтому дети должны быть готовы к трудностям.

Ребенок должен уметь противостоять болезням: знать об особенностях своего организма, приспосабливаться к ним, носить правильную одежду, разбираться в лекарственных препаратах, уметь оказывать первую помощь себе и окружающим.

Опасности на улице подстерегают всегда, и ребенок должен владеть навыками безопасного поведения в самых различных ситуациях. Должен знать, как общаться с незнакомцами, куда звонить в случае опасности, как защитить себя.

Научите ребенка справляться с трудностями без вашего личного участия, и тогда вам не придется за него волноваться.

Светлана Садова

В меру ли ваша забота?

Многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием родителей. Чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток

Тест от портала Я – родитель поможет вам разобраться.
Пройти тест

Какие гены влияют на интеллектуальные способности

На данный момент ученые прогенотипировали 78 000 людей европейского происхождения и выделили 52 гена, которые влияют на умственные способности. Три из них связаны с формированием и работой нейронов — клеток нервной системы.

Ген SHANK3 участвует в формировании синапсов — место контакта между двумя нейронами. Ген DCC отвечает за направленный рост аксонов, по которым импульс проходит к другим клеткам нервной системы или органам, а ген ZFHX3 регулирует образование нейронов. Изменения в работе этих генов могут приводить к замедленной или ускоренной передаче сигнала в головном мозге. Есть также гены, которые связаны с конкретными способностями.

С уверенностью нельзя сказать, что определяет интеллект ребенка — наследственность или факторы окружающей среды. Исследования на близнецах показали, что существуют механизмы наследования уровня интеллекта. При этом факторы внешней среды могут развивать или тормозить генетический потенциал.

Ген FADS2 определяет связь между грудным вскармливанием и уровнем интеллекта. Один вариант этого гена делает грудное вскармливание фактором развития более высокого IQ. Другой вариант гена не дает никаких преимуществ, вне зависимости от типа питания младенца.

Чтобы оценить наследование эмоционального интеллекта и эмпатии, ученые проанализировали гены 89 000 человек и предложили им пройти тест на чтение психического состояния по взгляду. Женщины справлялись с заданием лучше. Причем с ростом уровня образования точность женщин, с учетом генетических факторов, повышалась. Генетический вариант, связанный с эмпатией у женщин, находится вблизи гена LRRN1. Этот ген экспрессируется в участке мозга человека, который и отвечает за распознавание эмоций.

Почему ребенок может чувствовать раздражение?

Причин для этого много, ситуация зависит от возраста ребенка, обстановки в семье или школе. К основным причинам детской раздражительности можно отнести:

  • нарушения режима дня, очень поздний отход ко сну;
  • гиперопеку;
  • чрезмерный контроль;
  • непосильные требования;
  • конфликты с родителями, учителями или сверстниками;
  • дефицит внимания;
  • несогласованность родителей, противоположные методы воспитания;
  • непоследовательность во взаимодействии родителей с ребенком;
  • регулярные семейные ссоры и конфликты в присутствии ребенка.

Как родителям реагировать на вспышки раздражения у ребенка?

  • Никогда не отвечайте на раздражение ребенка своим раздражением или злостью. Наберитесь терпения, реагируйте спокойно, по возможности позитивно.
  • Не стоит наказывать ребенка за раздражение. Возможно, именно в этот момент он как никогда нуждается в вашем понимании и поддержке. Спрашивайте напрямую: “Ты хочешь, чтобы я сейчас тебя обняла?” или “Ты раздражен, хочешь побыть один сейчас? Я выйду из комнаты, приходи, когда захочешь поговорить”.
  • Попытайтесь понять состояние ребенка, причины такого поведения. Когда эмоции утихнут, обязательно поговорите спокойно об этом с ребенком. Разбираться с раздражительностью в процессе ее вспышки бесполезно.
  • Если ребенок раздражен вашим запретом, проявляет упрямство и пытается добиться своего с помощью истерики или агрессии — ни в коем случае не идите у него на поводу, стойте на своем, проявите уверенное спокойствие и строгость.

Что такое родительская тревожность, и как она проявляется

Определённый уровень тревожности для человека нормален. Тревога необходима, чтобы вы могли оценить степень реальной опасности, она помогает адекватно реагировать на события. Если родитель совсем не тревожится, это говорит о каких-то проблемах в семье. 

Бывает патологическая тревожность. Она возникает из внутренних физиологических процессов в организме, никак не связана с реальной жизнью и не приносит никакой пользы. С такой тревогой надо обращаться за помощью к специалисту.

Между нормальным и патологическим уровнем тревожности есть пограничные состояния, когда родитель ограничивает ребёнка больше, чем требует ситуация. Обычно эти ограничения неадекватны ситуации или возрасту ребёнка. Например, 15-летнего не пускают проехать две остановки на метро к друзьям. Родители обычно объясняют эти ограничения заботой, но ребёнок чувствует, что требования к нему не соответствуют реальности, и воспринимает их как давление.

Как измеряют интеллект

Интеллект многогранен, поэтому измерить его — непростая задача. С помощью тестов можно только оценить несколько отдельных способностей, таких как логика или память, но результат не покажет полной картины.

IQ (intelligence quotient) или коэффициент интеллекта — значение, которое используется для оценки интеллектуальных способностей. Это отношение умственного возраста человека к биологическому, умноженное на сто.

Средние или низкие значения IQ (в пределах нормы, то есть не ниже 70 в большинстве тестов) по результатам тестирования детей ничего не говорят о будущих успехах или неудачах. Стандартные тесты подразумевают стандартные ответы, и если человек мыслит необычно и креативно, он может выполнить задания «неправильно» и получить неадекватно низкий балл. Бывает также, что дети из-за волнения и тревоги теряются и не справляются с простыми для них заданиями.

Результаты тестов нужно тщательно интерпретировать, учитывая индивидуальные особенности человека. Наиболее известный тест для определения IQ — тест Айзенка. Чаще используют тесты американского психиатра Дэвида Векслера: они считаются наиболее объективными. Сегодня нет единого стандарта тестов IQ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: