Как убедить ребенка ходить в детский сад

Причины, почему ребенок не хочет идти в садик

Почему ребенок не хочет идти в детский сад? Многие родители говорят, что главной проблемой их несмышленышей дошкольного возраста является дневной сон. Детки не любят переодевания в пижамы и вынужденное соблюдение постельного режима.

Все больше и больше детских садов (в том числе и государственных) отказывается от укладывания спать непоседу в пользу мирных игр на площадке под спокойную музыку. Это хорошее решение, особенно для старших групп.

Если наш сынок или дочка искренне ненавидит дневной сон, можно такое изменение предложить дирекции детского сада. Или поговорить об этом с другими родителями. Если большинство выскажется за введение новых правил, возможно, они будут приняты советом учреждения.

А если проблему с дневным сном имеет только наш воспитанник, стоит попросить учительницу, чтобы укладывала малыша, в одежде, без переодевания в пижаму. Многие говорят, что это действительно помогает.

Если причиной отвращения к садику является кто-то из взрослых, работающих в садике, стоит поговорить с ним об этом, отталкиваясь от этого факта. Этот человек кричит или может даже распускает руки на сверстников? В каких ситуациях он кажется опасным?

Тема серьезная, поэтому мы должны попытаться добраться до сына или дочки и побудить его довериться. Малыш должен чувствовать, что его проблема важна, и мы, родители, постараемся ему помочь. Обязательным будет разговор с воспитателем о чувствах ребенка.

  • Давайте спросим, как он видит данное дело, или также видит проблему?
  • Что он думает об отношениях между нашим крохой и этим человеком?
  • Может у него есть идея, как можно это исправить?
  • А может, она будет в течение недели понаблюдать за нашим малышом?

После этого времени снова вернетесь к разговору и узнаете суть проблемы. Если разговор с воспитателем не поможет, нужно будет обращаться непосредственно к дирекции.

И все-таки что делать, если ребенок категорически отказывается идти в группу?

Запастись терпением и большим количеством свободного времени. Не стоит отдавать ребенка в сад и сразу выходить на работу в период адаптации, например. Обычно воспитатели советуют родителю уйти, оставив рыдающее чадо в руках воспитателя. Потом зачастую оказывается, что плакал он именно для мамы, а без мамы вел себя спокойно.

Да, большинство детей будут способны справиться с возникшей ситуацией, переключившись на игру, других детей и т.п. и дождаться возвращения мамы. Но есть особо чувствительные дети, для которых подобная ситуация может быть довольно травматичной и нарушить безопасное мировосприятие малыша. В дальнейшем он будет все сильнее цепляться за маму, не отпускать ее (помните про закон привязанности?). Здесь все очень индивидуально, и мама, у которой есть тесная эмоциональная связь с ребенком, почувствует, можно или нет оставлять малыша в такой ситуации.

1. Я бы рекомендовала все-таки постараться успокоить малыша и тогда уже договариваться с ним дальше. Лучший способ успокоить ребенка – сесть на уровне его глаз, обнять, положить руку на спину между лопаток, сказать что-нибудь ласковое. Если самим сложно справиться с нахлынувшими эмоциями — закрыть глаза, подышать глубоко. Те же совместные объятия успокаивают не только ребенка, но и родителя.  Маме нужно быть максимально спокойной и устойчивой, можно много раз повторить, что она любит своего ребенка и обязательно придет за ним.

2

Важно заранее договариваться с ребенком, рассказывать, на какое время вы его ведете в сад, что он там будет делать. Категорически нельзя обманывать ребенка: говорить, что заберете до сна, а самим приходить вечером, или говорить, что везете к бабушке, а привести в детский сад

3. Если маме сложно выдерживать эмоции ребенка или малышу очень тяжело дается расставание с ней, стоит попробовать бабушке или папе отводить малыша в сад.

Если категорическое нежелание идти в группу появилось вдруг после длительного периода спокойного хождения в сад, когда адаптация давно позади, важно не игнорировать происходящее и разбираться в причинах – что произошло, на что ребенок так отреагировал. Если вы видите, что ребенку стало сложно, он стал более капризным, скорректируйте режим

Например, сделайте дополнительный «выходной день» в среду или пятницу. Забирайте по возможности пораньше, лучше сразу после полдника.

Что можно еще делать для профилактики нежелания идти в сад?

Дайте с собой в садик небольшую игрушку, напоминающую о доме. Хороший вариант – сделать своими руками ребенку мягкую куклу-«целовашку», которая «заряжена» маминой любовью. Расскажите, что она будет рядом, пока мама вынуждена уйти. Игрушка с радостью «поцелует и обнимет» ребёнка, когда он сильно заскучает, и будет охранять малыша.

Можно вместе с ребенком сделать или подарить ему «амулет силы» (это способ для деток постарше), наделить его нужными ребенку качествами: смелость, уверенность, терпение. Можно придумать целую легенду и периодически расспрашивать, как амулет помогает. Как вариант: выбрать какую-нибудь одинаковую деталь – браслет, значок, переводное тату, брелок – что-то, что показывало бы ребенку «вязь» — мы с тобой похожи, вместе, «одной крови»

Когда мы уходим из дому – акцентируем внимание на этой детали – смотри, мы банда.

Напитывайте вашу привязанность, перекрывайте разлуку с ребенком различными способами – пусть в вашем графике будет время, даже небольшое, но принадлежащее только ребенку. Играйте, гуляйте, просто лежите вместе перед сном, давайте много телесного контакта ребенку, одевайте и кормите его, даже если он сам уже умеет это делать, но просит вас – так ребенок тоже «берет» вашу любовь.

Дома можно играть с малышом в «детский садик», с помощью игрушек придумывая положительные ситуации или рассказывать сказки про детский сад, придуманные вами или можно взять готовые в интернете или купить книги, предназначенных для периода адаптации к детскому саду.
В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и садике.

Будьте терпимее к капризам

Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите малыша, помогите ему успокоиться и переключите внимание на что-то интересное. Научитесь называть и принимать его чувства: «Я понимаю, тебе грустно, когда мы расстаемся» или «ты злишься на меня за то, что тебе приходиться оставаться в саду», делайте акцент на вашей любви «но я все равно тебя люблю… даже когда ты злишься, кричишь или плачешь».

Заведите свой ритуал прощания – традиционные действия, которые вы делаете перед тем, как сказать «пока-пока» ребёнку. Постоянно повторяющиеся действия помогают малышу быстрее привыкнуть и понять, что мама его не бросает, а все также любит. Примеры ритуалов прощания: поцеловать, помахать рукой в окошко, сказать друг другу определенную фразу, например, «хорошего тебе дня», «до вечера» и т.п. Можно прощаться с помощью игры-забавы, когда вы каждый раз целуетесь/прощаетесь разными частями тела – носами, лбами, руками, ногами, локтями и т.п.

В каком возрасте ребенку легче адаптироваться к саду?

Ольга Ткачук, детский и семейный психолог

— То, как ребенок пойдет в детский сад, как быстро он привыкнет к новым условиям жизни, зависит от многих факторов и/или их совокупности. Во-первых, это возраст ребенка. Чем старше ребенок, тем легче ему переключиться от отношений с мамой на отношения с другими людьми.

Во-вторых, это индивидуальные особенности ребенка (физическое развитие, навыки самообслуживания, темперамент, характер, насыщенность привязанности). Дети-сангвиники, общительные и спокойные от природы, адаптируются к саду практически сразу, в отличие от детей-меланхоликов. Дети, которые в полной мере насытились качеством контакта с близкими людьми, легче отпускают маму в саду.

Что значит качество контакта, насыщенность привязанности? Это когда в раннем возрасте, до 1 года, мама (или другой значимый взрослый) удовлетворяла все потребности ребенка, давала ему много телесного и эмоционального контакта, то есть была с ним по-настоящему, а не формально — поменять подгузник — покормить — погулять с коляской. А в дальнейшем, когда ребенок подрастал и становился все более самостоятельным и все активнее исследовал окружающий мир, мама была доступна, устойчива и способна выдерживать все эмоции, капризы, «нет» и «я сам» ребенка, не отвергая его, не запугивая, не пристыжая фразами типа «будешь плохо себя вести, отдам той тете», «мне такой непослушный сынок не нужен», «как не стыдно плакать такой большой девочке» и т.п.

Часто желание не приучать к рукам, привить как можно раньше самостоятельность и послушание ребенку приводит к прямо противоположному результату: ребенок боится, что его бросят, отдадут, не будут любить, будет еще больше цепляться за маму. Закон привязанности гласит: полностью удовлетворенная потребность быть зависимым, получать заботу и помощь приводит к независимости и к способности обходиться без помощи.

В-третьих, это могут быть какие-то изменения в семье, например, рождение младшего брата-сестры, отношения между родителями, развод и т.п.. Дети очень чувствительны к этому. Например, когда появляется младший ребенок, старшего часто именно в этот период отдают в сад

Но именно в это время старшему ребенку нелегко принять появление нового члена семьи, оттягивающего на себя внимание любимой мамы. Ну как тут не почувствовать себя ненужным и нелюбимым? Лучше отдать старшего в сад чуть раньше или подождать некоторое время после рождения младшего ребенка

И важно следить за обстановкой в семье. Чем чаще родители ругаются, тем больше ребенок склонен оттягивать своим поведением их внимание на себя. Когда ребенок часто болеет или устраивает каждое утро истерики перед садом, хочешь не хочешь, а приходится забывать о ссорах и переключаться на ребенка

Частые болезни тоже могут быть симптомом нежелания идти в сад

Нежелание ходить в сад может проявляться не только активным сопротивлением, криками и плачем. Иногда начинаются частые болезни, резкое изменение поведения дома (веселый позитивный малыш вдруг стал грустным, шумный тихим и т.п.), отказ рассказывать, что было в садике, затягивание сборов в сад и т.п. Это может быть затянувшаяся адаптация или усталость, физическое и эмоциональное истощение. А вам всегда хочется идти на работу, да еще и с радостью и удовольствием? Дети, кстати, обычно считывают и отзеркаливают наше состояние.

Что еще может служить причиной нежелания идти в сад? Сложные отношения с воспитателем, нелюбимая еда, сон и прогулки/занятия, гиперопека в семье, отношения в детском коллективе (обижают, дразнят) — здесь важно разобраться и понять, что происходит с ребенком. Не стесняйтесь обращаться за помощью к воспитателям, администрации, психологам

Любое проблемное поведение ребенка – это своеобразный крик о помощи, когда напрямую либо не получается сказать о том, что не нравится или беспокоит, либо когда близкие не слышат или не хотят слышать.

Также важен настрой родителей

И в первую очередь, мамы. Изначально нужно принять какую-то однозначную позицию по отношению к детскому саду. Потому что если вести ребенка в детский сад с негативными установками и в состоянии тревоги и страха («он же еще маленький», «как он там без меня?», «в детском саду детей унижают и оскорбляют» и т.п.), то ребенок обязательно откликнется на это нежеланием идти.

Многие родители переносят свой негативный опыт пребывания в детском саду на ребенка, постоянно жалея его и испытывая чувство вины за то, что его там оставили.

Бывает, родители не хотят водить в сад, но выхода нет – надо зарабатывать деньги. Или все вокруг наседают, что пора бы уже ребенку в коллектив. И также ведут ребенка с чувством вины и безысходности. Или маме нельзя опаздывать на работу, а ребенок медленно собирается в сад, и мама включается раздражением и злостью. Или у мамы совсем нет сил и ресурсов, чтобы сидеть дома с двумя детьми, и осталось одно желание – поскорее «сплавить» старшего в сад. На все эти мамины состояния ребенок реагирует своей эмоциональной реакцией. Здесь родителям нужно работать со своими чувствами, страхами и тревогами, не навешивать их на детей, разделять свои и не свои переживания.

Что делать? Найти хороший сад/воспитателя, которому будете доверять. Снижать свою тревожность и признать, что вы не можете все проконтролировать (если самим не получается, обращаться за помощью к психологу). Решить вопросы с графиком работы: договориться о более гибком графике, приходить попозже. Или просить помощи других членов семьи отвести ребенка в сад, кто более гибок со временем и/или способен дольше оставаться спокойным и устойчивым. Ну и самое главное – заблаговременная забота о себе, своих ресурсах, не доводите себя до состояния нервного истощения.
 

Откуда этот бунт?

Когда проходит период адаптации, вся семья дышит с облегчением. Малыш полюбил детский сад! Не плачет, не достает уже родителей и не просит остаться дома. Малыш с удовольствием рассказывает о товарищах, играх и интересных занятиях.

Кажется, что все прекрасно, жизнь возвращается в нужное русло. Но вдруг, совершенно неожиданно, появляется проблема. Через несколько недель или месяцев кроха полностью меняет фронт. Уже не любит детский сад, деток и воспитательниц. Дома все-таки лучше, так что не имеет смысла каждый день из него выходить.

Возвращаются все проблемы периода адаптации – плачь, просьбы, мольбы, истерия, иногда неприятные симптомы психосоматические.

Родители не понимают, что происходит, а малыш редко сможет им это объяснить.

  • Откуда эта перемена?
  • Может кто-то малышу делает там больно?
  • Неправильно его трактует?
  • Страшно отдавать кроху в садик?
  • Что происходит на самом деле?

Если внезапное отвращение к садику появляется через несколько недель или месяцев после поступления, причиной на самом деле может быть открытие, что детский сад – это не только весело, но еще и набор новых правил. Малыши не расходятся мыслями слишком далеко в будущее, главное для них «здесь и сейчас».

То, что было новым и интересным в течение нескольких дней, через некоторое время становится однообразной рутиной, а родители говорят, что нужно будет участвовать в этом еще много, очень много дней.

Это порождает бунт, который не является ничем другим, как вторым этапом адаптации.

Правила поведения с дошкольником похожи, как в первый раз – малыши будут нуждаться в поддержке, любви, но также твердости со стороны родителей.

А может сына или дочку дразнят в садике?

Поговорите с ребенком о его проблемах

Отдавать ли ребенка в детский сад? Всегда стоит поговорить с дочкой или сыночком о причинах его нежелания идти в детский сад. Иногда это не легко, детки могут скрывать свои чувства, стыдятся говорить о проблемах. Разговор, однако, является единственным путем к успеху.

Дайте понять малышам, что вы сможете им помочь только тогда, когда они расскажут, что их беспокоит. Давайте поддерживать их, уверяя, что их проблемы являются важными, что, если они решили вам довериться, вы сделаете все, чтобы действительно им помочь.

Детский сад – это их второй дом, они проводят в нем много времени. Если там им будет плохо, это может негативно сказаться на их психическом развитии.

Удачи вам!

А может ваш ребенок несадиковский?

«Зачем тебе на работу?»

Если вы говорите ребенку, что вам нужно на работу, а тот интересуется зачем, как правильно отвечать на такой вопрос?

Самый распространенный ответ обычно:

Такой вариант ответа возможен, но если аргументировать только деньгами, то легко получить в ответ аргумент типа «мне не нужно новых игрушек, хочу, чтобы ты была дома». Еще один не очень конструктивный вариант ответа – что маму будут ругать тети и дяди на работе, если не придет. У ребенка может сложиться впечатление, что жизнь состоит из одних заставлений и наказаний.

Есть вариант типа «в определенное время все дети идут в сад, а все мамы — не работу. Так принято, закон такой есть и т.п». Но детям дошкольного возраста еще непросто понять абстрактные понятия «так принято». И как быть, если у соседской Ксюши мама не ходит на работу? Неплохой вариант — рассказывать ребенку о том, что у каждого взрослого помимо семьи есть другие интересы и увлечения, которые важны для него. Что вам нравится то, что вы делаете на работе и люди, с которыми вы работаете

Но здесь важно быть честным – действительно ли вы работаете не только ради денег и работа приносит еще бонусы в виде удовольствия?

На самом деле, задавая этот вопрос, ребенку не важны карьерный рост или финансовые причины, для него главное – чтобы вы остались с ним, а не уходили куда-то. Поэтому что бы вы ни отвечали (про деньги, правила или интересы), не забудьте добавлять фразу типа «я всегда думаю о тебе, когда ухожу или нахожусь на работе, ты всегда в моем сердце» или «у меня на столе стоит твое фото, которое напоминает, что мы скоро будем вместе» или просто «я знаю, ты не хочешь, чтобы я уходила, но мы вечером обязательно встретимся и будем вместе»

Ребенку важно обязательно знать, что мама непременно за ним вернется. 

А ваш ребенок ходит в сад с удовольствием?

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту [email protected]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: