Когда дети начинают агукать?
Полна тревог и переживаний жизнь молодой мамы – все для нее внове, все сопряжено с излишними переживаниями и вызывает бурю эмоций. Пролетел с космической скоростью первый месяц жизни малыша и мама начинает волноваться – когда дети начинают агукать, как научить ребенка этому искусству?
Во сколько ребенок начинает агукать – дело очень индивидуальное. Но обычно дети начинают общаться с окружающим миром при помощи агуканья как раз на втором месяце жизни. В этот период их речи появляются гортанно произнесенные гласные звуки, которые взрослые и классифицируют, как агуканье.
Вначале малыш использует новое умение для разговора с самим собой, а затем обращает обретенные навыки для диалога с объектами симпатий – родителями и понравившимися игрушками. Частенько малыш таким образом подпевает под пришедшуюся ему по душе музыку.
Как научить ребенка агукать? Никаких специальных приемов для этого нет, просто нужно как можно больше с ним общаться, стараться сопровождать словами любое действие, каждую манипуляцию, проводимую с малышом. Не забывайте, что малыши очень переимчивы и успешно копируют интонацию взрослой речи. Делитесь с малышом своими радостями, не ленитесь поболтать с ним, когда он этого требует
Уделите должное внимание ладошкам малыша – на них расположены точки, тесно связанные с речевым центром в мозгу ребенка. Стимулируя их различного рода пальчиковыми играми, поглаживаниями, новыми тактильными ощущениями вы заодно развиваете и речь ребенка
Очень часто причиной беспокойства становится и то, что успешно и вовремя начав, ребенок почему-то через некоторое время не агукает. Не беспокойтесь, скорее всего, разгадка в том, что пришло время вашему малышу осваивать новые умения – визжать, пищать и хохотать. Обычно к этим умениям малыш приходит в возрасте 4-5 месяцев, а перед этим на некоторое время замолкает.
Если же ребенок замолчал совсем, то есть агукать перестал, а новых звуков в его речи не появляется, то обратите внимание на окружающую его обстановку. Возможно, таким образом у малыша проявляется стресс по поводу каких-либо перемен
Или причина кроется в плохом самочувствии.
Конечно, все дети индивидуальны и развитие идет у всех разными темпами. Но если малыш упорно не хочет агукать, проконсультируйтесь по этому поводу с педиатром. Быть может его нежелание общаться является результатом каких-либо неврологических проблем.
Когда опускаются яички у мальчиков?
Основа мужского здоровья закладывается у ребенка еще в утробе матери. И сразу после рождения уже можно определить все ли нормально у малыша в половой сфере, нет ли каких-либо отклонений. Так, немало вопросов возникает по поводу опущения и неопущения яичек у мальчиков. |
Как развивать ребенка в 1 месяц?
Все заботливые и внимательные родители хотят заниматься со своим ребенком, чтобы он рос смышленым и здоровым. Но как заниматься с крохой, которому едва исполнился месяц и которого и на руки-то взять боязно? Расскажем об том в нашей статье. |
Когда ребенок начинает видеть?
Малыш приходит в наш мир с уже сформировавшимися органами зрения, но значит ли это, что он может уже видеть? Когда ребенок начинает видеть и как происходит процесс формирования зрения, мы расскажем в нашей статье. |
Когда ребенок начинает ходить?
Все родители в нетерпением ждут первой улыбки малыша, первых попыток сесть и поползти и, конечно же, первых шагов. С вопросом, когда же малыш начнет ходить самостоятельно, связано немало родительских переживаний. Разберемся в нем вместе. |
Когда ребенок начинает лепетать
После полугода, когда начинается период лепета, речь грудничка примечательна звучащими однократно слогами «ба», «та», «ма», «па». В полгода ребенок отчетливо различает интонацию, чувствует ваше настроение, следит за мимикой, подражает звукам речи взрослых. Эмоциональная чувствительность делает ваше общение активным и разносторонним.
Только ближе к 1 году слоги станут повторяться и формироваться в простые слова. К этому времени в обиходе малыша будет порядка 10 слов, таких как «папа», «мама», «баба», «дай» и др. А там и до словесного бума рукой подать — ведь время летит быстро!
Во сколько месяцев ребенок начинает агукать и улыбаться (смеяться)
От мам и из литературы можно узнать, что существует два «термина» — гуление и агуканье (или гуканье). Чем они друг от друга отличаются? В принципе, ничем
Обратите внимание на то, как ведет себя малыш в вашем присутствии, когда вы с ним ласково разговариваете и ему улыбаетесь. То, во сколько месяцев ребенок начинает агукать, насколько быстро развивается, зависит именно от вас — взрослых
Дети очень восприимчивы к вниманию членов семьи. С ребенком нельзя молчать. И пусть он не понимает смысл вашей речи пока, но интонации очень даже различает. Сроки, когда начинают агукать недоношенные дети, ничем не отличаются от стандартных — после 1 месяца жизни. Но только в случае спокойной атмосферы в семье и внимания. Возраст, во сколько дети начинают агукать, разнится. И позднее начало агуканья не говорит о низком интеллекте ребенка или психических отклонениях.
Попробуйте улыбнуться ребенку, сказать несколько нежных слов, назвать ласково по имени, и заметите, что ребенок гулит — активно шевелит ручками и ножками, улыбается и протяжно произносит «агууу», «аууу» и подобные сочетания преимущественно гласных букв. Активные шевеления носят название комплекс оживления. Он появляется на втором месяце жизни. Хотя первые тихие «агу» можно услышать раньше, примерно с 3 недель от рождения. Любой здоровый ребенок должен начать агукать к 3 месяцам. С 3 и до 5 месяцев количество произносимых звуков становится все многообразнее. Появляется больше согласных букв, их сочетаний — «кх», «гх» и т. д. С 5-6 месяцев появляется лепет, он сменяет агуканье — это когда ребенок повторяет разные слоги — «ма-ма-ма», «тя-тя-тя» и т. д.
Когда ребенок агукает, то обычно и улыбается. Нередко малыши с самого раннего возраста выбирают себе «любимчика» в семье, которому улыбаются чаще. И обычно таким любимчиком становится не мама и не папа, а старший ребенок.
Смеяться же в голос малыш начинает позднее, с 3-4 месяцев. Хотя иногда звуки смеха вы можете услышать раньше, когда он спит и, видимо, видит красочные и добрые сны. Чаще в голос смеются дети, в семьях которых принято громко смеяться. Они копируют взрослых.
Как научить?
Развитию гуления родители могут поспособствовать самым непосредственным образом. Не нужно для этого осваивать какие-то логопедические методики – нужно просто общаться с младенцем. Часто и много. По любому поводу и без такового. Чем бы ни была занята мама (приготовлением пищи, уборкой, глажкой белья), она может комментировать свои действия вслух. Малыш будет внимательно вслушиваться в ее интонации, звуки и рано или поздно захочет их повторять.
Специалисты дефектологи и логопеды утверждают, что для лучшего понимания ребенком речи взрослого, нужно говорить не тихо, но и не громко, поскольку лучше всего фиксируются в памяти и воспринимаются средние частоты человеческой речи.
Если малыш часто становится очевидцем семейных ссор, мама часто говорит раздраженным тоном, повышая голос, то есть вероятность, что гуление он начнет осваивать не с ласковых, осторожных, воркующих звуков, а с криков и визга. Поэтому рекомендуется при ребенке всегда говорить доброжелательным и ровным тоном. С двух- и трехмесячного возраста нужно начинать устанавливать с малышом зрительный контакт во время говорения.
Протягивая ему игрушку с традиционным в таких случаях «На», мама должна постараться заглянуть малышу в глаза и встретить ответный взгляд. Если ребенок мычит, а не гулит, мама не должна имитировать его звуки. Во всех остальных случаях будет хорошо, если мама начнет подражать звукам малыша. Такой контакт будет началом полноценного речевого развития ребенка.
В ситуациях, когда ребенок только слушает взрослого и вообще не предпринимает попыток подражать, применяют приемы так называемого пассивного подражания. Мама произносит типичные для гуления «гу-гу-га-га» и одновременно большим пальцем руки приоткрывает ребенку нижнюю губку, повторяя собственную артикуляцию. Постепенно у малыша складывается понимание взаимосвязи мимики и исходящего звука. Существует и специальный для грудничков. Он заключается в вибрационном воздействии руками на грудную клетку ребенка, легком касании кончиками пальцев его гортани и подчелюстного пространства.
Даже если малыш упорно отказывается гулить, не оставляйте занятий и попыток. Бывает так, что, миновав этап гуления, малыш после 5–6 месяцев начинает лепетать и довольно быстро прогрессирует. Для приобретения доречевых и речевых навыков имеет значение и умение распознавать речь взрослых. Поэтому мама должна чаще задавать ребенку вопросы и сама же отвечать на них, все действия взаимодействия должны комментироваться: «дай», «на», «так», «не так», «вот это». Короткие указательные сочетания звуков помогут ребенку быстрее освоить пассивную (внутреннюю) речь.
К сожалению, часто родители ждут первого «мама» или «папа» и не придают особого значения другим звукам и их сочетаниям, которые произносит малыш. А кроха очень ждет одобрения и реакции, когда в очередной раз произносит свое «гу», «бу» и т. д. Чем эмоциональнее и внимательнее родители будут реагировать на гуление, тем быстрее малыш будет продвигаться в правильном направлении освоения человеческой речи.
Труднее всего проходят этапы гуления и лепета дети билингвальные, которые слышат сразу два языка. К полугоду они обычно сами «определяются»: в их лепете начинают преобладать звуки того языка, который воздействует на них сильнее. Но может быть и смешение звуков двух языков. С такими ребятами нужно заниматься на одном языке, лишь постепенно (после года) добавляя звуки и слоги другого языка. Важным для развития доречевых навыков является и развитие мелкой моторики рук. Движения рук и речевой центр взаимосвязаны. А потому у детей уже с двух- и трехмесячного возраста должно быть достаточно разных на ощупь предметов (игрушек, тряпочек), которые будут развивать тактильные ощущения пальцев рук. К полугоду полезными будут пирамидки и детские кубики, безопасные сортеры без мелких деталей.
Очень эффективным для детей, которые гулили, но потом внезапно замолчали под действием неких факторов извне, может быть методика «подражания себе»: ребенку включают аудиозапись собственного гуления, сделанную ранее. Прослушивание побуждает малыша вспомнить навык и продолжить его развитие.
Что делать, если малыш не агукает?
Вполне возможно, что ему нужен осмотр у логопеда. Научить он малыша ничему не сможет, пока он в таком малом возрасте, но диагностировать возможную проблему должен. Но это крайний случай, вы вполне можете разобраться сами. Для начала задумайтесь – ваш ребёнок перестал гулить или же не умел вовсе?
Если малыш уже начал гулить, но перестал, можете не задумываться над причиной. Малыша могло отвлечь что-то, он мог пережить какое-то событие (слишком радостное или грустное), и на время «забыть» о своей новоприобретённой способности. Напомните ему об этом – издавайте лёгкие гласные звуки, пока играете с ребёнком или просто находитесь рядом, покажите, что обращаетесь к нему.
Не думайте о том, почему ребёнок перестал агукать – если ваш малыш здоров, весел и улыбается, то никаких аномалий развития нет, просто наберитесь терпения и подождите.
Другое дело если вы, вооружившись знаниями о том, когда ребёнок начинает гулить и агукать, ждали вплоть до 4-5 месяцев, а ничего не произошло, то можете не прятать подозрения, уже начавшие появляться. Вспомните, как вы и окружающие ведёте себя рядом с младенцем – нет ли вокруг него громких пугающих звуков, ругани, постоянного бормотания на повышенных тонах?
Малыш руководствуется исключительно позитивными настроениями, когда начинает гулить, потому негативные интонации и крик могут испугать его. Тот же эффект может быть, если ребёнку не хватает примеров живой человеческой речи вокруг
Если вы не говорите с ребёнком, не играете с ним, а оставляете на попечение игрушек и телевизора, то неважно, в каком возрасте он должен начать гулить по правилам – ему просто неоткуда взять опыт. Когда малыш начинает издавать такие звуки, он надеется прежде всего на коммуникацию со взрослыми их способом, как ему кажется – не разочаровывайте его и поддержите
Что если ребенок не агукает?
Если через несколько месяцев отроду малыш все еще не хочет агукать, то мамы и папы впадают в панику и переживают о том, сколько еще ждать первых слогов. Но стоит учитывать, что ребенок — живой организм, который требует определенного времени для развития навыков.
Многое зависит также от характера конкретного крохи. Некоторые детки произносят свои первые звуки уже буквально через несколько дней после рождения, а некоторые молчат до нескольких месяцев. И тот и другой случай считается абсолютной нормой.
Бывает так, что малыш активно агукает, а спустя какое-то время, резко замолкает. Это тоже вполне нормально и тут не стоит ни о чем переживать. Вероятно, ребенок просто усваивает информацию и учится новым звукам. Через время гуление начнется вновь, но уже по-новому. Ребенок будет по-особенному пищать, кричать и гулить.
Также на прекращение агуканья могут повлиять такие факторы:
- стресс;
- плохое самочувствие.
Полезное видео о развитии речи у ребенка
Список источников:
- Сапожников Я. М., Черкасова Е. Л., Минасян В. С., Мхитарян А. С. Нарушения речи у детей. Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. 2013; 92 (4): 82–87.
- Асмолова Г. А., Заваденко А.Н., Заваденко Н. Н., Козлова Е. В., Медведев М. И., Рогаткин С. О., Володин Н. Н., Шкловский В. М. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Методические рекомендации. М.: Союз педиатров России, Российская ассоциация специалистов перинатальной медицины. 2014. 76 с.
- Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М., 2007.
- Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М., 2005.
Автор
Оксана Белокур
Врач педиатр
В 2012 г. окончила Медицинский институт Сумского государственного университета. Получила высшее образование по специальности «Педиатрия» и квалификацию врача.
В 2012-2013 гг.– была лечебно-профилактическая деятельность в Сумской областной детской больнице.
В 2013-2015 гг. работала участковым педиатром в Детской поликлинике №2.
На данный момент нахожусь в декретном отпуске. В свободное время занимаюсь вышиванием и вязанием, изучаю английский язык.
Поделиться
Почему ребенок не агукает? Как распознать аномалии развития?
Многие родители беспокоятся, когда от малыша не слышно агуканья в возрасте 1,5-2 месяцев. Не нужно преждевременно впадать в панику: речевое развитие – процесс индивидуальный, требующий времени и одним детям дающийся легче, а другим – тяжелее. Некоторые дети до 2 месяцев только кричат, но это не является признаком задержки речевого развития.
Бывают и такие ситуации: речевые способности активно формируются, младенец с энтузиазмом агукает и гулит – и вдруг наступает период молчания. Это нормальное, недолго длящееся явление, обычно отмечающееся в четырехмесячном возрасте, когда начинается лепетание. Ребенок просто готовится к следующему этапу произношения звуков. Через короткий промежуток времени агуканье и гуление возобновятся, прибавятся лепетание, способность смеяться, визжать, пищать.
Бывает, что младенец резко прекращает агукать из-за стрессового воздействия, дискомфорта из-за режущихся зубов, заболевания. Желание общаться вернется, как только состояние организма нормализуется.
Длительное время не проявляется способность к агуканью у детей:
- аутистов;
- недоношенных;
- с хромосомными мутациями и прочими генетическими аномалиями;
- получивших черепно-мозговую травму;
- переживших кровоизлияние в мозг во время родов или сразу после рождения;
- имеющих патологии мозгового центра речи;
- часто болеющих, имеющих слабый организм или врожденные патологии;
- отличающихся спокойным характером и меланхоличным темпераментом.
Глухие дети не только значительно отстают от здоровых сверстников в развитии речи, но также в младенческом возрасте меньше агукают и лепечут. Связано это с тем, что слуховая система имеет большое значение для формирования речевых способностей.
Нарушение речевого развития, требующее помощи специалиста, проявляется следующими симптомами:
- внезапное прекращение агуканья и гуления, длящееся несколько суток;
- отсутствие агуканья после 4 месяцев;
- отрывистое и неприятное звучание при гулении;
- визжание вместо гуления;
- нежелание контактировать со взрослыми членами семьи, воспроизводить услышанное.
При появлении вышеперечисленных симптомов у ребенка родители должны обратиться к невропатологу.
Этапы формирования речи ребёнка
К шести-восьми месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа «ма», «па», «ба», «на», «ди» («иди»), «да» («дай») и прочие. Звуковой состав лепета — результат кинестетической «настройки» артикуляционного аппарата по слуховому и акустическому подражанию речи окружающих. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, чаще всего из одного слога. Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит бить тревогу, возможно у младенца есть проблемы со слухом.
Во втором периоде, примерно с восьми-девяти месяцев жизни, малыш начинает повсеместно воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом «отвечать» на вопросы «где мама?», «где кошка?». Он радуется, что его понимают, начинает подражать взрослым в играх с игрушками, в использовании ложки, кружки. Слов еще нет, но интонации-восклицания уже разные: чувства радости и недовольства вокализируются, сопровождаются характерными звуками «а-а-а», «у-у-у». Лепет становится продолжительнее, обогащается интонационная окраска, звуки начинают повторяться («ба-ба-ба», «ма-ма-ма») и превращаются в слова, которые становятся элементами мышления. Произношение слов еще не совершенно, но ребенок уже вкладывает в них определенный смысл. Видя, что мама пришла или уходит, он произносит слово «ма-ма». Это так называемые слова-предложения. К концу первого года жизни появляются звукоподражательные слова типа «ав-ав» («собака»), «би-би» («машина»), «тик-так» («часы»).
В третьем периоде, начинающемся со второго года жизни, малыш уже понимает обращенную к нему речь, по одному слову выполняет простые поручения. У него появляется осмысленный указательный жест, сопровождаемый звуками с интонацией требования, которые просят назвать что-либо. Ребенок упрямо перемещает указательный пальчик с одного предмета на другой, по нескольку раз возвращается к уже знакомым предметам, пока не будет удовлетворен сознанием того, что разные предметы имеют разное название. Период активного указательного жеста является большим прорывом в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с начальным выделением на слух звуковой оболочки слова. В это время закладывается пассивный словарь ребенка. Бурное развитие восприятия речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи. Нередко пауза между тем, когда ребенок стал показывать пальцем на тот или иной предмет, и моментом, когда он произносит слово, обозначающее предмет, насчитывает пять-восемь месяцев. В конце концов, наступает момент, когда малыш делает попытку связать два слова в фразу («папа, дай»).
Ребенок с нормальным слухом, воспринимая правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев. У разных детей развитие речи может протекать индивидуально. У одних довольно медленно формируется высказывание из двух-четырех слов, зато такие малыши примерно к году и восьми месяцам овладевают произношением почти всех звуков родного языка. У другой группы детей стремительно развивается мелодика речи, они произносят длинные фразы, но пользуются несколькими слогами, многие звуки не выговаривают. В таких случаях только мама может разобрать, что сказал ее сын или дочь. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков; вероятно, это объясняется более пластичной нервной системой. К полутора годам возникает первый период вопросов «что это?». В активном словаре такого малыша уже 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и выговариваемых при помощи шести-восьми звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает далеко не всякий взрослый. Это уже можно смело назвать общением с помощью речи. К двум годам словарь малыша достигает примерно 300 слов. Он активно употребляет наречия и глаголы. На третьем году жизни усваивает первые грамматические формы, выстраивает многословные фразы со сложными и придаточными предложениями, предлогами, прилагательными, наречиями, вопросительными словами. После двух с половиной лет у ребенка, кроме большого количества прилагательных, появляются причастия, сложные предлоги «через», «вдоль» и прочие, а к концу третьего года жизни — соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речи заканчивается, но ее изменение и становление продолжается на четвертом и пятом годах жизни. Это период вопросов: «почему?», «зачем?».
Неосознанное агуканье
Если ребенок достиг месячного возраста, но еще родители не слышали ни разу долгожданное «агу», не стоит беспокоиться. Первые звуки малыш произносит неосознанно, чаще всего провокатором к звучанию становятся эмоции. Если мама очень занята, папа постоянно на работе, с ребенком некогда подолгу общаться, он предоставлен сам себе, то редкое общение со взрослыми оттянет момент первых звуков.
Дополнительная информация. Яркие положительные эмоции дадут толчок к неосознанному агуканью. В месячном возрасте самой яркой эмоцией для ребенка являются мама и папа. Тактильное общение и веселая беседа помогут малышу начать лепетать.
Медицинская статистика помогла прийти к выводу, что самое первое неосознанное агуканье детей разных наций практически не отличается между собой. Первые звуки малышей в разных уголках планеты похожи один на другой и не имеют какой-либо особенной специфики произношения. Ближе к трем-четырем месяцам жизни ребенок начинает распознавать взрослые слоги и в попытках поговорить с родителями использует подражание, из-за чего в старшем возрасте гуление приобретает этническую окраску.
Дети разных наций
Развитие речи ребенка до полугода
- Регулярно разговаривайте с ребенком. Рассказывайте и объясняйте, что делаете. При этом, речь должна быть спокойной, ласковой и неторопливой. Не кричите на грудничка!;
- В рассказах используйте эмоции и интонации, жесты и мимику. Кроха с радостью повторяет за взрослым движения губ, слова и звуки. Помните, что дети следят за интонациями и тоном в голосе, за звуками и жестами;
- Используйте для занятий карточки с изображением. Называйте вслух, что на картинке;
- Грудничок хорошо воспринимает звуки животных, поэтому используйте карточки с рисунками зверей и аналогичные игрушки. Показывайте на животных и имитируйте звуки (“му”, “гав”, “мяу”);
- В шесть месяцев малыш уже хорошо играет с игрушками. Он умеет искать спрятанный предмет и может тянуться к нему. Покажите крохе игрушку и спрячьте ее, он посмотрит в ту сторону, куда вы ее спрятали и потянется ручками. Покажите игрушку снова, при этом приговаривайте “Где кошечка (собачка, коровка и пр.)? Вот она! Возьми кошечку! Как мяукает кошечка? Мяу-мяу”;
Во сколько дети начинают агукать и гулить, зависит и от особенностей развития и характера малыша. Некоторые дети осваивают первые звуки уже в 1,5 месяца, другие – только в четыре. Иногда ребенок начинает агукать во время, но потом замолкает. Значит, он готовится к новым словам и через некоторое время уже сможет произносить новые звуки или даже слоги. Поэтому, во сколько месяцев малыш начнет агукать и гулить – индивидуальный вопрос. Беспокоиться стоит в том случае, если грудничок молчит к полугоду.
Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте
Младенец перестал
Одно из самых ярких и долгожданных событий для родителей — первые самостоятельные звуки, произнесённые ребёнком. Радостные ощущения часто сопровождаются переживаниями, ведь детское агуканье может прекратиться так же быстро и неожиданно, как появилось.
Причин у такого своеобразного бойкота может быть несколько. Если ребенок перестал агукать в 4 месяца, не стоит оставлять без внимания это событие.
В большинстве случаев это норма в речевом развитии, но иногда молчание является признаком физиологических и эмоциональных отклонений.
Умение агукать — о важности навыка в развитии ребёнка
Речь развивается от простого к сложному. Агуканье — это одна из разновидностей речевой деятельности, которую дети осваивают в 3–4 месяца.
Первые тренировки по звукоизвлечению происходят произвольно. В 2–3 месяца этот процесс развит слабо и у крохи получается произносить только гласные. Это становится любимым развлечением, никакого осознанного управления звуковыми цепочками в этом возрасте не наблюдается.
Активное, сознательное и эмоционально окрашенное агуканье отмечается в 4-месячном возрасте. Звуки становятся способом общения со взрослыми и любимыми игрушками. В этот период формируется способность управлять мышцами нёба. Малыш осваивает первые согласные «г» и «х», и в сочетании с гласными выстраивается традиционное и долгожданное для родителей «Агу».
Набор произносимых звуков всегда индивидуален и комбинаций может быть сколько угодно. Не стоит переживать, если лепетания вашего малыша на привычное агуканье непохожи, и он произносит меньше звуков, чем сверстники. Радуйтесь ещё одной маленькой победе и будьте внимательны к любым переменам в этот период.
Ребенок не агукает в 4 месяца — стоит ли опасаться
Дети в хорошем настроении агукают часто и очень эмоционально. В четыре месяца они уже активно двигаются и громко смеются.
Когда подгузники сухие, малыш сыт, здоров, а мама рядом, он с удовольствием общается на языке знакомых ему звуков.
Причиной такого внезапного молчание могут быть психологические проблемы. У детей тоже бывают стрессы. Любой негатив в семье отражается на речевом развитии. Спровоцировать молчание может недостаток внимания. Если родители всегда заняты и уделают ребёнку мало времени, он может отреагировать молчанием. Есть и физиологические факторы:
- Незрелость речевого аппарата.
- Проблемы со слухом.
- Неразвитость мимических мышц.
- Неврологические расстройства.
- Последствия перенесённых заболеваний.
Чтобы исключить вероятность отклонений и успокоиться, посетите педиатра. Специалисты помогут выявить и своевременно устранить проблемы со здоровьем.
Нередки случаи, когда ребенок не агукает в 4 месяца и даже не пытается произносить новые звуки. Такое поведение тоже должно насторожить. Что касается непривычного и неожиданного для родителей молчания малыша, по мнению педиатров, такая перемена считается одним из вариантов нормы.
Это всего лишь подготовительный этап к освоению новых речевых навыков. Дети всегда делают то, что им нравится и доставляет удовольствие. В какой-то момент им скучно просто агукать.
Они подключают внимание, прислушиваются, к тому, что говорят родители, впитывают информацию, мимику и движения. Им просто некогда отвлекаться на агуканье в процессе детального изучения окружающих людей и пространства
Выводы
Первые звуки — это предшественники слов. Умение агукать считается одним из важных и необходимых этапов в предречевом развитии. Не переживайте, если ваш ребёнок взял паузу и в 4 месяца перестал произносить привычные и уже полюбившиеся вам звуки. Пройдет время, и он вернётся к агуканью, но это уже будет более интересный и богатый ассортимент детских звуков и эмоций.
От автора
Я рада что вы дочитали данную статью до конца. Могу предположить, что она вам понравилась, а отсутствие рекламы, которая постоянно отвлекает от чтения, создало комфортные условия для вашего времяпрепровождения на моем канале.
Поставьте “Лайк” если статья удовлетворила ваш интерес или поставьте “Дизлайк” если вам было совершенно не интересно читать. Ваши оценки будут мне подспорьем писать более интересный материал.
Я буду благодарна, если вы подпишитесь на мой канал. Обещаю радовать вас только качественным контентом!
Когда ждать первых звуков
В течение первого месяца кроха только плачет и кряхтит. Других звуков от новорожденного родители не услышат. Крик — это первая стадия развития речи. Если внимательно вслушаться, Вы услышите разные оттенки гласных букв в крике. Крик боли будет звучать более протяжно, и похож на букву «О». Крик радости и удовольствия о встречи с мамой имеет схожесть с буквой «А».
В начале второго месяца младенец начинает пробовать свой голос.
В этот период кроха произносит несложные гласные: «е», «у», «а», «о», «я», «уа». Родители слышат не отдельные буквы, а агуканье. Получается это из-за гортанного произношения.
Первоначально кроха с удовольствием агукает в полной тишине или увидев знакомое лицо. Агуканье — важный период в овладении речью, который нужно поддерживать и развивать.
На приеме у врача в 1 месяц, у вас обязательно поинтересуются, какие звуки произносит ваш ребенок, как часто он агукает. Не впадайте в недоумение и отвечайте так, как слышите своего ребенка.
Стадия агуканья — непродолжительная, и составляет 3-4 недели. Агуканье совпадает с общим уровнем развития слуха и зрения, развитием голосового аппарата.
Младенец может долго следить за источниками разнообразных звуков, а затем пытаться их воспроизвести.
Постепенно чадо начинается применять свой навык для общения с окружающими.
Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте
Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть по причине неправильных действий взрослых во время подготовительного периода. При недостаточном общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом. Прежде чем заговорить, малыш должен хорошо натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых вовремя приобщали к твердой пище, говорят намного четче и понятнее сверстников, которых чуть ли не до первого класса кормили жидкими кашами и протертыми овощами. Нарушение речи вызывают разные причины. Это могут быть врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и другие. Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока отличный специалист, обучающий глухих детей речи, не обучит его «чтению с губ», не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Подобные занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста. Развитие речи и мышления зависит от развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют логически рассуждать
У них равномерно развиты память и внимание
Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Любое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений. У него будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а ведущая рука останется без действия. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое. В результате, речь «не знает», в каком полушарии ей «осесть». Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха
Не менее важно, что при переучивании нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие
Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе
Малыш Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по мелочам. По этой причине у него может развиться заикание, которое сложно преодолеть
Малышу-левше необходимо давать свободу действий, при которой он сам научится всё делать обеими руками.
Что это такое?
Традиционные медицинские источники трактуют гуление как стадию доречевого развития. То есть пока это не речь, но уже и не крик, которым новорожденный общался с мамой и другими родственниками по любому поводу, будь то желание общаться или мокрая пеленка. В 2–3 месяца в среднем дети начинают гулить, и это означает, что их потребность в крике уже не так велика. Кричать чадо теперь будет по вполне конкретным поводам, когда присутствие и участие взрослого — острая жизненная необходимость (голод, холод, боль). В остальных случаях малыш гулит, и это не может не вызывать умиления.
Гуление продолжается примерно до полугода. Потом ребенок плавно переходит к стадии лепета и становится еще на ступень ближе к человеческой речи.
Ребенок начинает агукать не потому, что он этого хочет. Просто так устроено природой, а сам навык считается спонтанным. Обычно малыш «гукает» в состоянии покоя, когда ему хорошо, комфортно, когда он сыт, часто — исключительно в присутствии взрослых, но порой детки делают это и сами с собой.
В самом начале гуления ребенок произносит короткие звуки, обычно начиная с гласных («у», «а», «ы») и постепенно переходя к их объединению с некоторыми согласными («гу», «га», «ма»). В 4 месяца малыши достигают такого вокального мастерства, что начинают произносить не только отдельные звуки и слоги, но и целые каскады звуков. Стадия доречевого развития, следующая за гулением, называется лепетом.
Примечательно, что гулят разные дети почти одинаково. В этом прекрасном нежном возрасте не существует национальностей, языковых барьеров. Но уже к полугоду крохи начинают произносить звуки, которые все больше напоминают звуки их родного языка, каким они его слышат и воспринимают от родителей и других взрослых. Эксперименты показали, что взрослый француз, японец или американец вполне в состоянии опознать ребенка одной с ним национальности, просто прослушав аудиозапись такого гуления малыша в 6–7 месяцев.