Причина депрессии у взрослого

Дошкольный возраст: от 3 до 6-7 лет

Ребенок растет, и психика его усложняется, на нее оказывает воздействие все большее количество факторов – семейная атмосфера, первый опыт социализации (поход в детские дошкольные учреждения), лавинообразное развитие мышления и речи, которое происходит в этот период. И сами признаки (симптомы) заболевания в этом возрасте уже выглядят иначе, очень часто проявляются соматически (через различные недомогания). По ребенку уже можно понять его настроение, и хотя он сам еще этого не осознает, но внимательные родители могут замечать нарушения в этой области.

В дошкольном возрасте, депрессия у ребенка проявляется через такие симптомы:

  • нарушение двигательной активности, сниженный тонус, недостаток энергии, потеря интереса к любимым играм и занятиям;
  • стремление к уединению, избегание контактов;
  • печаль, ребенок пока осознает это как «скучно и хочется плакать»;
  • страхи темноты, одиночества, смерти;
  • скупая мимика, тихий голос, «старческая походка»;
  • разнообразные соматические недомогания (боли в животе, расстройство желудка, ломота в теле, головные боли).

Что касается причин заболевания, важно понимать, что они могут накапливаться постепенно. Да, в дошкольном возрасте вступают в силу психологические и социальные причины стресса

Но это не значит, что ребенок в этом возрасте может заполучить депрессию только на этой почве (например, после развода родителей). Вполне возможно, что биологическая причина депрессии была и раньше (например, перинатальные нарушения), но организм ребенка справлялся с ней на ранних этапах. А после добавления еще и психологических причин – стартовало развитие депрессии. Поэтому важно проводить качественную диагностику и обязательно пройти обследование у невропатолога при депрессии у ребенка любого возраста.

Таким образом, в дошкольном возрасте, помимо тех причин, что вызывают депрессию до 3 лет, заболевание может быть вызвано еще и такими:

  1. Психологические причины. Основополагающая из них именно в этом возрасте – семейная атмосфера, стиль воспитания. Ребенок, растущий в гармоничной атмосфере при эффективной воспитательной модели, получает своего рода иммунитет к любым невротическим нарушениям. Родители закладывают ему базу спокойствия и уверенности в себе, он куда меньше подвержен стрессам. Другое дело – если в семье скандалы, родители на грани развода, а ребенка воспитывают с помощью крика и физической силы. Такая обстановка приводит к невротизации даже самого неврологически устойчивого организма.
  2. Социальные причины. Ребенок вступает в период формирования социальных отношений, начинает посещать детский коллектив, испытывает конфликт между своими желаниями и необходимостью учитывать желания и требования окружающих.

Если симптомы депрессии проявились у ребенка в возрасте от 3 до 6-7 лет, необходимы консультации и совместная помощь целого ряда специалистов:

  1. Консультация педиатра – для общего осмотра и стандартных обследований и анализов.
  2. Консультации профильных специалистов, исходя из физических симптомов недуга (например, если ребенок жалуется на боли в желудке – необходима консультация детского гастроэнтеролога). Это необходимо чтобы исключить наличие действительно серьезных соматических болезней.
  3. Консультация детского невропатолога – чтобы определить есть ли биологические причины для развития болезни, нормально ли развиты и функционируют мозг и нервная система ребенка.
  4. При исключении других нарушений, и постановке диагноза «депрессия» – лечение у детского психотерапевта.

Ключевую роль в этой возрастной группе имеет сотрудничество семьи с детским или семейным психологом (психотерапевтом). Создание благоприятного психоклимата в семье и гармоничная модель воспитания способны разрешить львиную долю невротических проблем у ребенка дошкольного возраста.

Перечень специалистов, чья консультация может потребоваться, аналогичен предыдущей возрастной группе.

Ранний возраст: от 0 до 3 лет

Чаще всего, депрессии возникают на психологической почве, но у малышей до 3 лет для возникновения такого заболевания требуются более существенные причины:

  1. Патологии внутриутробного развития (внутриутробная гипоксия плода, внутриутробные инфекции, и.т.д.).
  2. Патологические, проблемные роды или врожденные нарушения (родовая асфиксия, энцефалопатия новорожденных, и.т.д.).
  3. Перенесенные в раннем возрасте тяжелые заболевания.
  4. Наследственные причины, когда некоторые члены семьи страдали от психических или неврологических нарушений.
  5. Разрыв эмоциональной связи с матерью (вследствие помещения в детский дом или по иной причине), ребенок утрачивает чувство безопасности и защищенности.
  6. Тяжелая, существенно нарушенная семейная обстановка, в которой растет ребенок (алкоголизация родителей, шумные скандалы в доме, агрессия и насилие в семье).

Первые четыре причины можно условно назвать биологическими. Вследствие любой из них может возникнуть определенное нарушение в работе мозга, и в результате возникает депрессия у детей раннего возраста. Последние две причины можно условно считать психологическими, но по факту, в силу возраста, ребенок ощущает их физически (например, при скандалах в семье ребенок раннего возраста страдает и его развитие нарушается в первую очередь потому, что страх громких звуков – врожденный, и такой стрессор слишком мощный для малыша).

Симптомы депрессии у ребенка раннего возраста могут проявляться следующим образом:

  • снижение аппетита, частые рвоты и срыгивания;
  • задержка в прибавке веса;
  • моторная заторможенность, замедленность движений;
  • симптомы задержки общего и психоэмоционального развития;
  • плаксивость, капризность.

При наличии таких симптомов, обследовать малыша и назначать лечение должен педиатр и детский невропатолог.

Признаки

Детям сложно оценивать собственные эмоции, поэтому они не могут их понять, тем более донести до родителей своё психологическое состояние. Внимательные родители обычно замечают даже замаскированные симптомы. Повышенная тревожность, затяжное плохое настроение, снижение физической активности и подвижности, вялая походка, нарушение координации движений сигнализируют об эмоциональных и физических сбоях в детском организме, о зарождающейся депрессии. Нередко подавленное состояние малыша сопровождается тревогой и боязливостью. Депрессивная девочка перестаёт интересоваться своей внешностью, красоваться перед зеркалом. Она может выглядеть неряшливо.

У детей 10-11 лет утрачивается способность радоваться любимым занятиям, музыке, обновкам, подаркам, лакомствам, отличным оценкам. Их не вдохновляют встречи с друзьями и близкими родственниками. Подросток не ходит гулять, забрасывает учёбу, избегает участия в общественных и семейных мероприятиях. Его сложно чем-то заинтересовать.

Родители должны уделять своим детям много внимания с раннего детства, чтобы не допустить формирования депрессии. Каждый ребёнок индивидуален. В возрасте 3 лет малыш интенсивно растёт, меняется его психоэмоциональная сфера. Он по-другому начинает воспринимать предметы, потому что много размышляет и открывает для себя новые свойства различных объектов.

У трёхлетних малышей распознать депрессивное состояние можно с помощью некоторых распространённых признаков, характерных для данного недуга.

Замкнутость

Ребёнок не желает общаться с окружающими. Он мало разговаривает, отстраняется от родителей при попытке с ним побеседовать. Любые действия малышу даются с трудом. Он постоянно выражает протест при стремлении взрослых занять чем-нибудь кроху. Малыша часто приходится уговаривать или заинтересовывать новой игрушкой, конфеткой, шоколадкой. Большую часть времени ребёнок проводит в одиночестве, спрятавшись в уютное местечко.

Отсутствие аппетита

Малыш наотрез отказывается от еды. Его не интересуют даже любимые им блюда. Заставить ребёнка поесть или попить невозможно – он сразу начинает плакать. При этом кроха не ощущает голода и жажды.

Нарушение сна

С вечера ребёнок не может долго заснуть. Вследствие бессонницы утром просыпается поздно. В процессе засыпания наблюдаются подёргивание и вздрагивание. Во время сна малыш часто вздыхает. Крохе характерна капризность, но не плаксивость

Этой детали необходимо уделить особое внимание

Страхи

Боязнь темноты, одиночества, смерти детям в возрасте до 3 лет обычно несвойственна. Появление подобных признаков у крохи должно насторожить родителей, так как они сигнализируют о начинающейся депрессии.

Приступы агрессии

Агрессивное и жестокое отношение к игрушкам и домашним животным нередко является признаком проявления депрессивного расстройства. Малыш с яростью наносит вред игрушкам, наказывает их, старается причинить им воображаемую боль.

Категории

  • Анализы и диагностика(0)
  • Беременность и роды(85)
  • Бесплодие(0)
  • Болезни сосудов(0)
  • Болезни уха, горла, носа(0)
  • Гастроэнтерология(0)
  • Генетика и прогнозы(8)
  • Гинекология(19)
  • Глазные болезни(0)
  • Диетология(0)
  • Диетология и грудное вскармливание(49)
  • Иммунология(0)
  • Инфекционные болезни(0)
  • Кардиология(0)
  • Кожные болезни(0)
  • Косметология(0)
  • Красота и здоровье(0)
  • Маммология(11)
  • Маммология для Пап(1)
  • Наркология(0)
  • Нервные болезни(0)
  • Онкология(9)
  • Онкология для Папы(3)
  • Ортопедия(0)
  • Педиатрия(76)
  • Первая помощь(0)
  • Пластическая хирургия(0)
  • Половые инфекции(0)
  • Проктология(0)
  • Психиатрия(0)
  • Психология(16)
  • Психология для Папы(6)
  • Пульмонология(0)
  • Ревматология(0)
  • Репродуктивная система мужчины(3)
  • Сексология(0)
  • Спорт, Отдых, Питание(4)
  • Стоматология(0)
  • Счастливое детство(18)
  • Урология и андрология(7)
  • Хирургия(0)
  • Эндокринология(0)

В каком эмоциональном состоянии вам наиболее комфортно?

Все мы разные, когда дело касается эмоций, с которыми нам легче всего справиться, и зависит это от нашего детского опыта

Важно, какие ассоциации связывали с каждой из этих эмоций окружающие нас люди, а следовательно, и мы сами, когда стали взрослыми

Если вы росли в семье, где обычным способом взаимодействия был конфликт, вы привыкнете к повышенному тону голоса и даже к крикам. Мало того, они могут ассоциироваться у вас с любовью. И напротив, если вы из семьи, где любой ценой избегали конфронтации, вам может оказаться очень тяжело справиться с гневом. Если вами в детстве манипулировали, возникнут сложности с доверием. Вам будет не по себе при проявлениях тепла и привязанности, потому что за ними всегда крылся подвох.

Чтобы научиться отслеживать свои обычные реакции на чувства, ваши и вашего ребенка, поочередно подумайте о страхе, любви, злости, волнении, вине, грусти и радости. С какой эмоцией вы чувствуете себя комфортнее всего? А с какими наименее комфортно? С чем вам легче всего справляться? А если они направлены на вас или вы наблюдаете их проявление у других людей?

Психотерапия

При детской депрессии рекомендуются две основные формы психотерапии. Это индивидуальная и семейная терапия. Исследования показали, что дети, которые проходят как индивидуальную, так и семейную терапию, имеют высокий уровень успеха в восстановлении после детской депрессии. Сочетание этих двух форм терапии поможет не только ребёнку, но и родителям, справляться со своими эмоциями, возникающими в процессе лечения .

Индивидуальная терапия

В индивидуальной терапии терапевт поможет вашему ребёнку исследовать свои чувства, изучить свои мысли и заменить негативные позитивными. Он даст вашему ребёнку здоровые механизмы преодоления стресса и обучит различным способам управления симптомами депрессии. Терапевт также будет работать с вашим ребёнком, чтобы выявить конкретные проблемы в школе или дома, и помочь ему решить их.

Семейная терапия

В семейной терапии родители и ребёнок посещают терапию вместе. Семейная терапия полезна, потому что она позволяет лучше понять, что чувствует ваш ребёнок и как вы можете ему помочь. Семейный терапевт помогает улучшить взаимоотношения всех членов семьи.

Как вы привыкли реагировать на чувства ребенка?

Помните: все родители совершают ошибки. Но куда больше значения, чем сами эти ошибки, имеет то, как вы их исправляете. Еще не поздно изменить ваши реакции на переживания малыша так, чтобы он понял: его видят и слышат.

Первым делом вспомните, как вы откликались на эмоции своего ребенка в прошлом. Есть три основных варианта, и часто тот, который вы выбираете, совпадает с тем, как вы проявляете свои собственные чувства. Бывает, что вы мечетесь между тремя проявлениями, в зависимости от ситуации или испытываемых эмоций.

Подавление. Если вы привыкли подавлять свои чувства, то обычно склоняетесь к тому, чтобы оттолкнуть от себя сильные эмоции и сказать: «Тише, тише, спокойно», когда приходится противостоять им. Или: «Ну что ты раздуваешь из мухи слона, это не имеет значения». Или: «Будь храбрым».

Если вы отвергаете чувства детей как неважные, они перестанут делиться с вами и тем, что вы считаете неважным, и тем, что имеет для вас большое значение.

Чрезмерная реакция. На противоположном полюсе находится ситуация, когда вы так переживаете за ребенка, что вместе с ними впадаете в истерику или рыдаете, как будто это больше ваша боль, чем его. Легко совершить подобную ошибку, например, в первые дни в детском саду, до того как вы оба адаптируетесь к новым условиям.

Если вы отзываетесь на эмоции детей подобным образом, в результате они и в этом случае могут отказаться делиться с вами. Они решат, что для вас это слишком или что вы посягаете на их личное пространство, сливаясь с их чувствами.

Контейнирование означает, что вы в состоянии принять и признать все ваши чувства. Если вы можете сделать это для себя, значит, для вас совершенно естественно отнестись так и к своему ребенку. Вы умеете принимать всерьез свои переживания без чрезмерной реакции, оставаясь сдержанным и оптимистичным. Вы можете сказать: «Дорогой, тебе плохо. Хочешь, я тебя обниму? Иди ко мне. Вот так, я побуду с тобой, пока тебе не станет лучше».

Если малыш знает, что на него обратят внимание и утешат, а не осудят, он скорее расскажет вам, что с ним происходит. Именно это нужно ребенку — родитель, который станет контейнером его эмоций

Это значит, что вы рядом с ним, знаете и принимаете то, что он испытывает, но не позволяете этим чувствам вас захлестнуть. Нечто подобное делают психотерапевты для своих клиентов

Именно это нужно ребенку — родитель, который станет контейнером его эмоций. Это значит, что вы рядом с ним, знаете и принимаете то, что он испытывает, но не позволяете этим чувствам вас захлестнуть. Нечто подобное делают психотерапевты для своих клиентов.

Способность контейнировать чужие чувства заключается в следующем: заметить проявления гнева у ребенка, понять причину, возможно, облечь ее в слова, найти приемлемый для него способ выразить гнев, но не наказывать его и не позволить этому гневу затопить себя самого. Это относится и к другим эмоциям.

Депрессия у детей: причины

Каждому из нас периодически бывает свойственна грусть и состояние беспомощности. Однако переход такого состояния в затяжное имеет особые клинические симптомы — подавленное настроение, в котором пациент пребывает практически всегда, потеря интереса к тому, что его окружает, а также мысли о смерти и суициде. В таком случае психиатры и психотерапевты используют термин «клиническая депрессия».

Депрессия может возникать не просто по причине «затянувшегося плохого настроения». Здесь все гораздо серьезнее, ведь заболевание может быть связано и с наследственными факторами, и с социальными, и даже с физиологическими. К примеру, депрессию в детском возрасте способно спровоцировать не только отвращение к воспитателю в детском саду или развод родителей, ее причиной могут стать особенности биохимических изменений в организме, которые будут вызывать у малыша подавленное состояние и беспричинную грусть. Обычно родители не обращаются за помощью к специалисту, если ребенок постоянно грустит и часто выражает недовольство: они полагают, что у него «просто скверный характер» или «он капризный и избалованный». Конечно, при физиологических проблемах такого ребенка отведут к педиатру. Однако статистика показывает, что всего 5% педиатров могут распознать «замаскировавшуюся» депрессию у детей. Какие же «маски» она может надевать? Самые распространенные — начиная от банальной лени и нежелания слушаться родителей до дерматитов, кишечных колик, головных болей, проявлений анорексии и т.д..

И уж тем более мало кто из родителей знает о возможном развитии анаклитической депрессии у детей, которая возникает у младенцев 4-6 месяцев жизни, оставленных матерью. Даже новорожденный малыш может впасть в депрессивное состояние, отказываясь от еды и мучаясь бессонницей. Специалисты-неонатологи утверждают, что в определенных случаях такой недостаток эмоциональных контактов даже способен привести к смерти малыша.

В отличие от детской депрессии, подростковая «выглядит» несколько иначе. Поэтому и проявления депрессии у детей и подростков разные. Подростковые особенности — чувство тоски и недовольства. Подросток мало общается, хотя внешне он подвижен. Его типичное поведение — бегство из среды, где еще вчера он привык быть веселым и жизнерадостным, но сегодня это стало для него невыносимым. Поэтому утром он делает вид, что собирается в школу, но плохое настроение заставляет его не идти в класс, а бесцельно бродить по коридорам, прятаться в кино или на улице. Депрессия у детей школьного возраста не проявляется в каких-то «философских рассуждениях». У молодых людей все проще, а их переживания, как правило, направлены на самих себя: «У меня волосы просто ужасные, я некрасивая и толстая», «У меня невыносимый характер, поэтому моя мама страдает», «Я слабый, так что вряд ли могу кого-то защитить». Однако вызвать подростка на такие откровенные высказывания довольно сложно — обычно эти мысли вслух они произносят вовсе не перед родителями или друзьями, а перед врачом, да и то после многократных встреч.

Сами же родители даже не предполагают, что у их ребенка депрессия, ведь они ведут подростка к доктору не с жалобами «на плохое настроение», а с симптомами головной боли, ожирения или резкого снижения веса, с болями в области сердца и ощущениями нехватки воздуха, проявлениями бронхиальной астмы и проблемами ЖКТ. Кроме того, депрессия у детей способна «прятаться» не только за симтомами болезней, но и за агрессивным или распущенным поведением подростка — такое поведение психологи обычно называют «асоциальным».

Когда депрессия у детей подросткового возраста достигает серьезной стадии, даже самый наблюдательный родитель вряд ли опознает ее симптомы. В таком состоянии вызвать подростка на откровенность практически невозможно, ведь на вопрос о плохом настроении он будет либо все отрицать и агрессивно реагировать на любое «вмешательство», либо вовсе уйдет в себя и откажется общаться. Такое игнорирование обычно сопровождается полным бездействием — когда подросток перестает выходить из своей комнаты и подолгу лежит в кровати, глядя в одну точку. В таком подавленном состоянии ребенок перестает общаться с адекватными ровесниками и переходит в «плохие» компании. Застать его в хорошем расположении духа практически невозможно: он постоянно вмрачен и пессимистичен. Родители надеются, что с возрастом все эти проявления уйдут также, как и начались. И мало кто догадывается о том, что подростковые изменения могут быть никак не связаны с диагнозом детской депрессии.

Подростковый возраст: от 12 лет до зрелости

Происходит гормональная перестройка организма, которая сама по себе вызывает перепады настроения у ребенка. Возникают первые серьезные эмоциональные связи во внешнем мире – с друзьями и противоположным полом, неудачи на этом поприще воспринимаются очень тяжело. Попытки осознания себя, своего «Я», своего места в мире порождают массу внутренних конфликтов и противоречий. Параллельно с этим, существенно растет учебная нагрузка, встает вопрос о будущей профессионализации.

Впервые за все детские годы, на первое место выходят не отношения в семье, а взаимодействие ребенка со своими ровесниками, с равными. Их авторитет в этот период зачастую важнее родительского. Но не стоит забывать, что благоприятный психологический климат в семье и приятие со стороны родителей остаются с ребенком на долгие годы, формируя твердую почву, на которую Ваш ребенок всегда сможет опереться, и чувствовать себя уверенно.

Именно в этой возрастной группе чаще всего возникают мысли о смерти и попытки суицида

При этом важно понимать, что такие проявления являются крайней степенью тяжелой формы депрессии, которая сформировалась за несколько месяцев или даже лет. Поэтому будьте внимательны к своему ребенку, ведь при своевременном обращении за помощью, многих проблем можно избежать

Перечень специалистов, к которым нужно обращаться за обследованием и помощью, аналогичен предыдущей возрастной группе, только вместо педиатра уже выступает подростковый врач. Также, может дополнительно потребоваться консультация эндокринолога, в зависимости от симптомов.

Для чего необходима психологическая помощь для ребенка, страдающего депрессией?

1. Прояснить причину. Если врач не выявил биологическую причину, необходимо разобраться, что же вызвало такое состояние у ребенка.

ИСТОРИЯЗа помощью обратилась мама семилетнего мальчика. У ребенка наблюдаются большинство классических признаков депрессии: вялость, подавленность, снижение успеваемости, потеря интереса, молчаливость, изоляция, преобладание грустного настроения. При этом мальчик ни на что не жалуется, никаких изменений в его жизни за последнее время не произошло, в школе, дома, в семье, со слов мамы, все нормально. Потребовалась длительная диагностическая беседа, в ходе которой выяснилось, что у мамы обнаружили онкологическое заболевание, она проходит курс лечения. Родителям не приходило в голову, что это имеет значение: «Он же не знает, мы ему ничего не говорили»

Даже если сын ничего не знает, а дети обычно знают гораздо больше, чем догадываются взрослые, он все равно чувствует и реагирует на это очень важное для него изменение

Разумеется, беседа, не единственный способ. Психолог и психотерапевт моделирует различные ситуации, выбирая формы соответствующие возрасту и наклонностям ребенка и на основании наблюдений делает выводы о вероятных причинах трудностей. Кроме этого используются различные проективные методики: рисуночные, цветовые, игровые и т.д.

2. Помочь родителям выработать адекватную стратегию в отношении ребенка.

ИСТОРИЯНа консультацию пришли родители пятилетней девочки. Они планируют разводиться. И хотят понять, как вести себя с дочкой. И мама, и папа любят ребенка, оба образованные, разносторонне развитые, безусловно, отличные специалисты в своей области. Тем не менее, для них было не совсем непонятно, что и как говорить девочке, что не стоит говорить, в какие аспекты отношений взрослых ее не надо посвящать. Это не история про депрессию – девочка и дальше росла и развивалась вполне счастливо. Но весьма вероятно, подобные проблемы удалось предотвратить именно потому, что родители оказались настолько ответственны, заботливы и предусмотрительны, что обратились за квалифицированной помощью заранее.

Кроме консультаций родителей, для достижений результатов бывает целесообразно проведение семейных сессий для обучения новым способам взаимоотношений с ребенком и в семье, а также индивидуальная или семейная психотерапия.

3. Помочь ребенку пережить трудности хорошим для него способом.

ИСТОРИЯК психологу пришла мама десятилетнего мальчика. Он хорошо учится в школе, развитый, смышленый, хотя последнее время успехов стало меньше, он по-прежнему отличник, но не занимает первых мест на олимпиадах. Он мало общается со сверстниками и эта тенденция усиливается. Родителей беспокоят жалобы сына на сильные головные боли. После многочисленных диагностических процедур невролог рекомендовал обратиться психологу. Сложность, с которой ребенку оказалось не под силу справиться самому, заключалась в том, что он гиперответственный, ориентирован всегда на достижение наилучшего результата, стремится вести себя исключительно примерно. И напряжение, которое ребенок испытывает вследствие таких высоких требований к себе, влияет уже не только на его психическое, но и на физическое состояние. Здесь необходима довольно длительная психотерапия, помогающая мальчику разрешить себе быть несовершенным, испытывать «плохие» чувства, получать удовольствие от игры, общения, увидеть и принять мир, в том числе и свой внутренний.

Способы и формы работы всегда подбираются индивидуально под ребенка с учетом его возраста и особенностей. Это может быть игровая или песочная терапия, сказко-терапия или арт-терапия. Могут быть индивидуальные или групповые занятия. Часто параллельно проводится работа с родителями.

Депрессия у ребенка развивается обычно постепенно, ее проявления не сразу бросаются в глаза, поэтому так важно быть внимательным к ребенку, чтобы не пропустить симптомы заболевания и оказать ему своевременную помощь

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: