Несоответствие тем шаблонам, требованиям и ограничениям, которые диктуют родители
Поначалу ребенок стремится соответствовать всем требованиям. Но, когда становится все труднее добиваться нужного результата, возникает внутренний страх. Страх стать неуспешными и несостоявшимся. А ведь это зачастую то самое, чем чаще всего свое чадо и пытаются напугать родители, для достижения лучшей мотивации.
В таком возрасте, крайне тяжело проанализировать все свои мысли и эмоции, поэтому в голове подростка развивается протест. Ребенок ищет пути самоутверждения, лучшие, на его взгляд, при этом может проявлять агрессию к сверстникам и близким. Как следствие – происходит потеря контроля над ситуацией. Именно по этой причине в жизни подростков появляется алкоголь, наркотики и ранняя половая жизнь.
Общие советы родителям:
Общее времяпровождения и интересы, совместный отдых или походы по магазинам объединяют. Вызывают состояние покоя и доверия. Вследствие чего ребенку легче открыться. Не забывайте делиться с ребенком реальными историями из своей жизни или жизни общих знакомых. Живой пример – лучший способ доказать правильность ваших суждений и взглядов. А также именно приводя себя, как пример борьбы с комплексами, вы откроете ребенку новый взгляд на ситуацию. Найдите ребенку какое-то особенное увлечение, ведь именно занятие чем-то необыкновенным, повышает как самооценку, так и придает уверенности в себе
И самое главное – фокусируйте внимание ребенка на его достоинства и жизнь в целом
Многие комплексы теряют свою силу в процессе взросления. Со многими люди борются всю жизнь
Но как же важно сохранить любовь и теплоту в отношениях между детьми и родителями. Ведь именно от того, как вы будете выстраивать отношения сейчас, зависит ваши взаимоотношения с ребенком в будущем
P.S. С уважением администрация сайта.
Причины низкой самооценки своей внешности у подростков
Влияние сверстников
Довольно короткий период своей жизни, а именно в подростковом возрасте, все мы остро зависим от внешней оценки. В самом деле, едва ли вас всерьез заденет мнение сослуживицы о форме вашего носа, даже если она выскажет его в довольно резкой форме. Но вспомните себя в 13-14 лет! Неумение отстаивать собственное мнение приводит к тому, что подростки во многом опираются на коллективное мнение , иногда формируемое лидерами группы, а иногда возникшее случайно, просто как недоразумение. Одна не очень остроумная шутка – и вот уже Маша превращается в «Носуху» или «Толстуху», а Вася – в «Кабана» или «Скелет»… да вы и сами вспомните обидные прозвища из школьного прошлого, правда?
Ну а если ребенок стал в своей группе изгоем, можно хоть сто раз повторить ему, что дело в борьбе за лидерство и инстинкте стаи, можно дажек перевести его в другую школу, где он будет пользоваться популярностью у сверстников, расслабится и расцветет, но… но уверенность, что у меня нос-глаза-уши какие-то «не такие» уже его не покинет.
Влияние родителей
Не обязательно скорбно вздыхать над собственным чадом «в кого ты у меня такой лопоухий уродился, у меня уши нормальные, у папы – тоже обычные…», чтобы вселить в ребенка неуверенность в себе. Более того, про такую критику «ну я же любя» мы даже говорить не будем, потому что это очевидное проявление неправильного родительского поведения.
Но иногда мы передаем эти же идеи неочевидным образом даже нам самим образом, через «нет-сигналы».
– Как же тебе не идет фиолетовый, сразу бледный, как зомби!
– Ой нет, только не такой фасон джинсов, в них у тебя сразу ноги короткие…
– Сними это, выглядишь ужасно, переоденься!
Общие посыл тоже ребенка не радует: я некрасив, и нужно прикладывать специальные усилия, чтобы выглядеть приятно. Шаг вправо – шаг влево от маминых рекомендаций, и все окружающие увидят твой истинный облик чудовища.
Влияние внешних факторов
Ваш ребенок может находиться в самом замечательном и дружном коллективе. Вы можете проявлять чудеса такта и деликатности, обсуждая с ребенком его внешность. Но повсюду его будут окружать идеальные отфотошопленные образцы актеров, моделей, просто светских персон
Неважно, насколько уверенным в себе вы его воспитали, это не вопрос характера – это вопрос возраста
Подростки-неформалы, кстати, переживают из-за своей внешности точно так же, как и их сверстники, очарованные миром гламура и подиумов. Идеал, к которому следует стремиться, различается, а схема поведения – нет.
Влияние возрастных изменений
Иногда (и не так уж редко) своей внешностью подросток начинает интересоваться в связи с подростковым скачком роста. Неуклюжесть подростков – притча во языцех, но возникает она по одной простой причине: подросток не может приспособиться к быстро меняющимся параметрам своего тела: рост, вес, пропорции, черты лица – все меняется! Обычно такие изменения происходят незаметно, день за днем; нам придется достать фотоальбом десятилетней выдержки, чтобы констатировать, что, пожалуй, несколько лишних морщинок все-таки появилось.
Независимость и смелость
Тут все просто: тревожные родители – тревожные дети. В условиях гиперопеки невозможно научить ребенка быть самостоятельным и смелым. Конечно, родителям не так просто решиться дать своему чаду определенную волю. Поощряя спонтанность, смелость и независимость детей, родители могут столкнуться с сильнейшими эмоциональными переживаниями. Однако только такое поведение поможет сформировать у ребенка внутреннюю уверенность в себе и своих поступках, а самое главное – в праве на свой собственный выбор.
Родителям важно понимать, что, давая ребенку возможность самостоятельно принимать решения, они облегчают ему дальнейшую жизнь. Многочисленные исследования подтверждают, что чем меньше родители демонстрировали свое беспокойство и тревогу по поводу волеизъявления самого ребенка, тем более успешен и эффективен он становился в будущем
Если взрослые, окружающие ребенка, сформировали у него чувство собственного несовершенства, вбив ему в голову, что он может быть только хорошим, то он никогда не сможет относиться к себе без завышенных требований. И точно такие же требования он будет демонстрировать по отношению к другим людям, когда вырастет. А придирки и осуждения в состоянии разрушить даже самые нежные, близкие и доверительные отношения.
С одной стороны, внутреннее убеждение, что он в своем настоящем проявлении не достоин любви, будет заставлять человека казаться не тем, кем он является на самом деле. А с другой – он не способен будет принять и другого человека во всем многообразии и противоречивости натуры. И наоборот: принимая себя, ребенок в будущем будет способен выстраивать гармоничные, основанные на доверии отношения. По большому счету люди, способные слышать себя и свои потребности, достаточно редко попадают в деструктивные отношения, но сполна получают от партнера то, чем сами готовы делиться, – заботу, уважение, искренность и любовь.
Признаки расстройства
Главным признаком BDD является недовольство своей внешностью. Под раздачу попадают любые части тела. Чаще всего это кожа, лицо, пропорции тела и лишний вес, волосы, ноги, живот. Больные находят у себя вымышленный недостаток или утрируют особенности тела: маленькая грудь, горбатый, огромный нос, кривой рот, лупоглазость.
Банальный пример: девушка с объективно хорошей фигурой считает себя «жирной коровой», безобразной, бесформенной.
Самокритичность – довольно неплохая вещь, зависть – естественная и неотъемлемая у любой личности. У дисморфофобов критичность по отношению к себе развита чрезмерно, выходя за грани дозволенного. Они просто считают себя уродами, не имеющими права на полноценную жизнь, сравнивают себя с другими людьми или публичными личностями, жалуясь и сокрушаясь, почему не могут иметь такую же «нормальную» внешность.
Вымышленный дефект овладевает жизнью больного. Он постоянно думает, как скрыть его от окружающих. Например, «полноту» маскирует балахонной одеждой, родинки на шее прикрывает шарфом. Чтобы скрыть лобные морщины, надевает кепку или отращивает челку, незначительные изъяны кожи закрывает тонной косметики.
Поведение дисморфофоба характеризуется определенными нюансами:
много времени тратит на разглядывание себя в зеркале. Вне дома рассматривает собственное отражение в любых зеркальных поверхностях – витринах магазинов, оконных стеклах;
отказывается смотреться в зеркало. Убирает все зеркальные поверхности из собственного пространства. Если их случайно обнаруживает, то под напором эмоций способны разбить;
избегает фотографироваться. В его арсенале имеется всего несколько фото с личным изображением. Говорит, что плохо получаются на фото. Находит любую причину, чтобы избежать попадания в кадр. На самом деле, катастрофически боится, что его «уродство» будет зафиксировано;
интересуется информацией о пластической хирургии, косметических процедурах, диетическом питании;
перед выходом из дома тратит много времени на сборы, тщательно оттачивают образ, чтобы «изъян» случайно не засекли посторонние;
фанатично увлекается спортом;
в общении с близкими систематически поднимает вопрос своего дефекта
Заставляет говорить, что он уродлив, доводя дело до скандала;
в определенный момент перестает выходить из дома или показывается на улице в малолюдное время, например, днем, когда основная масса людей на работе или ночью – темно, никто не увидит;
мысли о дефекте рождают навязчивые действия – ощупывание лица, волос, своеобразное положение тела;
формирует экстравагантный образ, чтобы отвлечь внимание от недостатка
Как избавиться от неуверенности ↑
Чтобы избавиться от проблемы, ее надо сначала диагностировать. Внешними признаками ее могут быть:
- прикрывание рта рукой при разговоре или во время смеха;
- мешковатая одежда;
- волосы, нависающие и закрывающие лицо;
- отведение взгляда при разговоре;
- замкнутость, молчаливость, депрессия и т.д.
Это не постулаты и не аксиома. Симптомы могут быть и другими, но внимательный, любящий близкий человек обязательно заметит их и примет меры.
Как вычислить в себе перфекциониста? Читай о признаках комплекса отличницы. Что такое комплекс неполноценности? Узнай далее.
Как избавиться от комплекса Электры? Читай тут.
Лучшее лечение психологических отклонений – это разговор:
- Надо не насильно навязать свое видение проблемы, а провести очень деликатный диалог, где не только говорят, но и слушают оба. А о чем говорить, мы уже писали выше.
- Главное в этом не переусердствовать. Не стоит уверять парня, что зубные брекеты его делает мужественным, а девочку с редким пучком волос, что у нее пышная шевелюра. Откровенное вранье порождает недоверие.
- Главной фабулой во всех беседах должна быть мысль, что внутреннее духовное содержание человека гораздо важнее внешности. Великих людей небольшого роста было гораздо больше, чем великанов. Сильные человеческие душевные качества позволяли им добиваться побед в сражениях, любви противоположного пола и уважения современников.
Работа психолога с нерешительным ребёнком и его семьёй
Психолог совместно с родителями определяет причину нерешительности. Тревожность (почти всегда она — основа нерешительности) может быть как врождённой, так и приобретённой, постоянной или возникающей в определённых ситуациях. Психологическое исследование и понимание всего комплекса факторов позволит сделать работу над проблемой более целенаправленной. В зависимости от того, какие факторы привели к нерешительности, будет составлен план работы. В него может входить стабилизация эмоционального состояния и снижение тревожности, формирование устойчивой позитивной самооценки и уверенности в себе, работа со страхами и многое другое. Постепенно, шаг за шагом, проблема будет решена. Изменится как внутреннее самоощущение ребенка, так и его поведение
Важной составляющей успешной психологической работы является контакт с родителями.
В ходе беседы с родителями психолог даёт рекомендации, помогающие решить проблему, при необходимости отрабатывает с ребёнком ситуации, в которых он чувствует себя неуверенно и потому ведёт себя нерешительно.
Детская нерешительность «лечится» куда проще, чем взрослая, поэтому родителям важно не упустить момент и вовремя обратиться за помощью к психологу
Карьера
Одной из важнейших сфер жизнедеятельности человека является профессиональная самореализация. Часто люди сталкиваются с серьезными проблемами при выборе своего профессионального пути. Нередко бывают случаи, когда выбор будущей специальности происходит спонтанно, под влиянием общественного мнения о престижности профессии, за компанию с друзьями или вообще по настоянию родителей. А потом человек всю жизнь мается от нереализованности личных предпочтений и талантов и относится к нелюбимой работе как чему-то вынужденному и неприятному. Принятие себя, умение адекватно оценить свои способности и понять, что же на самом деле интересует, позволит реализоваться в правильно выбранной профессии и быть счастливым.
Поэтому можно смело сказать: принятие себя – это принципиальный процесс для личностного становления и самореализации. И правы те родители, которые прислушиваются к желаниям самого ребенка и оставляют ему пространство для проявления своей личности. Даже ценой шишек и ссадин. Но куда чаще бывает наоборот: родители компенсируют за счет ребенка свои нереализованные желания и таланты. В этом случае несчастное чадо проживает не «свою» жизнь и страдает. И потребуется много лет для осознания ошибки и еще больше – для ее исправления.
Психология отношения к себе ↑
Условно самооценку любой личности можно классифицировать следующим образом.
Я – самая привлекательная и обаятельная
Пожалуй, самая модная сегодня концепция отношений с самим собой. Воспитанный в семье единственным любимым избалованным ребенком, молодой человек на рубеже взрослой жизни искренне считает себя благодетелем человечества. В чем? Да в том, что он родился на свет и живет в нем такой красивый, умный и талантливый.
Золотая середина
Это совсем не усредненная серость. Человек, реально оценивающий свои способности, ясно намечающий достойные его цели, не испытывает особых разочарований и добивается высоких результатов.
Здесь тоже могут встречаться подводные течения и камни, но об этом в другой статье.
Хуже меня нет
Как ни странно, но и в эту категорию входят люди из тех семей с единственным ребенком. Завышенные требования, ожидания и чаяния семьи вдруг вступают в конфликт с реальностью.
Также при слабой воле в авторитарной обстановке такое негативное отношение к себе могут посеять окружающие. Имея огромный потенциал, не подозревая об этом, такой индивид даже не предпримет попытку узнать, для чего он родился. Его самооценку загнали ниже плинтуса. Вот про это и поговорим.
Узнай о самых распространенных комплексах мужчин в сексе. Какие бывают виды комплексов человека? Читай здесь.
Основные ошибки, приводящие к появлению комплексов
В 85% случаев родители совершают ошибки, влияющие на будущее ребёнка. В частности, неверными являются следующие действия:
- сравнение своего ребёнка с чужим;
- критика результатов умственной, творческой, игровой деятельности малыша;
- грубость, резкие замечания, крики и оскорбления;
- обсуждение поведения ребёнка в его присутствии;
- несерьезное восприятие и непризнание его решений;
- полное лишение возможности самостоятельно выбирать одежду, причёску, друзей, игры и занятия;
- насильственное навязывание собственных стереотипов, видения будущей жизни и социального положения ребёнка.
Узнайте 15 фраз, которые блокируют успех ребёнка в будущем, и вычеркните их из своего лексикона.
Закрыв глаза на проблемы
Если говорить детям, что они смогут всё, если только приложат усилия, — это может привести к ухудшению их результатов в учебе. К такому выводу пришли ученые Университета Эдинбурга. Исследование, опубликованное в Journal of Experimental Psychology, показало: школьники, которых мотивировали стараться, чтобы сдать экзамены по предметам, с которыми они испытывали сложности, не улучшили своих результатов. Напротив, оценки этих детей падали.
дети
Фото: Depositphotos
Исследование проходило в четыре этапа. В качестве испытуемых были выбраны ученики 5–6-х классов одной из китайских школ из небогатого района, среди которых было 89 мальчиков и 101 девочка. Детей разделили на три группы и дали им три задания разной сложности. Одну группу после выполнения каждого из заданий мотивировали на усердие следующими словами: «Ты вложил много усилий и постарался на славу», другим же говорили: «Ты, наверное, сам по себе очень умен», а третьим не сказали ничего. Затем ученые сравнили успеваемость учеников во всех группах и проанализировали их оценки за всё время обучения.
Это было необходимо, чтобы протестировать два типа мышления, которые выделяют западные психологи. «Мышление роста» («Ты вложил много усилий и постарался на славу») означает, что не всё определено природными способностями, многого можно добиться усердием и работой над собой. И «статическое мышление» («Ты, наверное, сам по себе очень умен»), которое подразумевает, что всё зависит от природных данных. Эксперименты показали, что позитивная мотивация в обоих случаях не обладает никаким положительным эффектом, а иногда даже вредит результатам учеников.
Ученые связали это с тем, что, пытаясь вернуть ребенку веру в себя, взрослые игнорируют реальные серьезные проблемы, с которыми дети сталкиваются в школе.
Как разбить кривое зеркало
Самое простое, что можно сделать – это, разумеется, «кривое зеркало» домой просто не приносить. Но, как мы упоминали выше, не все и не всегда зависит в этом вопросе от нашей родительской мудрости. Тем не менее, можно хотя бы не добавлять от себя дровишек в костер подростковых комплексов.
Демонстрируйте здоровое отношение к своей внешности
Если вы без конца сообщаете домашним, что, к примеру, безобразно растолстели и должны срочно похудеть, то именно это отношение усвоит и ваш ребенок. Заботьтесь о себе с радостью, показывая, что удовольствие вам доставляет процесс, а не результат. Ну, или хотя бы не причитайте перед зеркалом!
Используйте в разговорах с ребенком «да-сигналы»
Вместо того чтобы сообщать, как плохо сидит на ребенке та или иная вещь и какие недостатки она подчеркивает, хвалите всякую удачную находку, говоря о достоинствах внешности подростка. Суть та же, а эмоциональный посыл – совершенно иной.
Не оценивайте людей по внешности
«Главное, чтобы человек хороший был», — приговариваем мы периодически, а сами тем временем встречаем новых знакомых именно «по одежке». Постарайтесь не критиковать внешность других людей, в том числе и друзей ребенка. Оценивайте вкус, манеры, физическую форму, наконец, но не недостатки, которые есть у каждого от природы.
Подберите среду, где ребенку помогут положительно оценить свою внешность
Школы моделей (как бы критично вы к ним не относились), курсы макияжа, спортивные секции – все это помогает ребенку увереннее владеть своим телом и оценивать его более реалистично.
Говорите с ребенком о том, что его волнует, правильно
Что значит правильно? Не стоит говорить, что переживания ребенка – сущая ерунда. Обесценивание – самая опасная родительская практика, хотя на самом деле вы, разумеется, хотите ребенка утешить.
Во-вторых, не стоит убеждать ребенка, что он необыкновенно красив. Вы, скорее всего, видите его именно таким, но он-то себя таким не видит! Как бы вы не хвалили его, все равно беседа сведется к диалогу двух глухих.
Рост, густые волосы, чистая кожа, тонкая талия – всегда найдется, что выделить. Обсуждайте, как это продемонстрировать, чем подчеркнуть. Недостатки есть у всех, но главное – это наши достоинства, вот какую идею должен воспринять ребенок после вашей беседы.
Если в центра мира вашего подростка внезапно оказалась исключительно его собственная внешность, это сигнал неблагополучия, внешнего (ребенок находится в токсичном окружении) или внутреннего (ему нечем занять свои мысли и чувства). Работайте с причиной, а не со следствием!
Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника?
Хорошая успеваемость в школе – это не признак того, что ваш ребенок подвержен синдрому отличника. Ему может быть действительно интересно учиться. Однако если за ценой пятерок стоят большие усилия и страх наказания, а школьные неудачи воспринимаются как катастрофы – это симптом того, что ребенку требуется помощь родителя или психолога.
Портал «Я–родитель» дает пять рекомендаций родителям, которые помогут ребенку избавиться от синдрома отличника.
1. Умерьте свои амбиции
Родителям стоит постоянно корректировать свои ожидания, чтобы они соответствовали способностям детей. Задумайтесь, насколько они соотносятся с возможностями вашего ребенка. Ведь максимум отметки для каждого ученика свой. У одного это пятерка, а у другого – тройка. Если вы хотите изменить что-то в своем ребенке, то начните с себя. Снизьте планку по требованиям к сыну или дочери, отказавшись от амбиций воспитать «идеального ребенка». А главное, пересмотрите свое отношение к успеваемости чада – успех в жизни не всегда зависит от оценок в школе!
2. Воспитывайте правильное отношение к оценкам
Объясните ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли его настроение и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их успехов в школе. Проявляйте к ним свою любовь и заботу вне зависимости от отметок в дневнике.
3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми
Если вы не хотите вырастить неудачника, обиженного на весь мир и потерявшего уверенность в своих силах, перестаньте сравнивать своего сына или дочь с другими «успешными и талантливыми» детьми. Ругая одного и хваля другого ребенка, навязывая его как пример первому, вы противопоставляете их друг другу. Сам факт оценки тяжело травмирует психику ребенка, лишает его уверенности в родительской поддержке. Поступая таким образом, вы провоцируете чадо включаться в соперничество с более сильными учениками, что не всегда идет ему на пользу.
4. Дайте право на ошибку
Ожидать, что ребенок не будет совершать никаких ошибок, – значит проявлять по отношению к нему чрезмерную жесткость и давать неверное представление о жизни. Объясните своему чаду, что у него есть право ошибаться. Осознание этого поможет ему преодолеть страх сказать или сделать что-то неправильно.
5. Развивайте у детей чувство юмора
Детям, которые очень остро реагируют на мнение других людей, стоит напоминать, что они не обязаны быть идеальными в глазах окружающих. Постарайтесь развить у ребенка чувство юмора. Оптимист легче переживает жизненные невзгоды, лучше сходится со сверстниками и пользуется у них популярностью.
Надежда Малинкина
Пройдите тест на портале «Я–родитель» и узнайте, понимаете ли вы своего ребенка.
Когда можно считать, что у ребенка появился комплекс?
Образ себя (представление о своей привлекательности, силе…) начинает складываться очень рано, уже в четыре-пять лет у ребенка есть общее представление о том, кто он такой. К семи-восьми годам этот образ становится все более определенным: сравнивая себя с другими детьми и взрослыми, ребенок постепенно осознает свои сильные и слабые стороны. Для девочек большее значение имеет их внешность (лицо, фигура), для мальчиков — сила и ловкость. В основе детских комплексов часто лежат не реальные дефекты внешности, а негативная оценка других людей и, как следствие, чувство неудовлетворенности собой. У детей неуверенность в себе всегда связана с тем, что говорят о них другие: «толстый», «ботаник»… Ребенок начинает стесняться себя, чувствует, что он хуже других. Особая пора для расцвета комплексов — подростковый возраст. В это время дети очень придирчивы к себе и остро переживают (реальное или мнимое) свое несовершенство. Именно поэтому комплексы у подростков формируются чаще и переживаются гораздо болезненнее, чем в любом другом возрасте.
Почему появляются комплексы?
Подростковый период является напряженным временем. Он связан с сильными физиологическими изменениями, вызывающими изменения внешности. Далеко не всегда это устраивает подростков. Чаще всего они не принимают свою внешность. Да и можно ли быть довольным, если она постоянно готовит сюрпризы: меняется размер ног, растет (или не растет) грудь, увеличивается объем бедер, появляются прыщи. Тело вытягивается, становится в некотором роде бесформенным или, напротив, обрастает излишними округлостями, которые привлекают взгляды. Меняется и лицо: нос становится длиннее или шире, брови — гуще, локально начинают пробиваться волоски. Дети не успевают привыкнуть к подобным изменениям, отвергают их и впадают в уныние.
Это усугубляется тем, что в силу психологических особенностей подростки склонны находить себе идеал — например, в лице какой-либо звезды. При этом персона с обложки, безусловно, разительно отличается от самого подростка.
Опасения подростков по поводу собственной непривлекательности подтверждаются тем, что представитель противоположного пола, который нравится, не обращает внимания — он влюблен в школьную звезду с длинными ногами или широкими плечами соответственно.
Подростки вообще склонны к самокритичности. Они умеют находить недостатки даже там, где их практически нет, при этом явно преувеличивая их значение, и становятся категорически недовольными своей внешностью.
Конечно, наблюдая за мучениями подростка, можно успокоить себя тем, что это пройдет: все девочки и мальчики переживают такой период. Но не нужно забывать, что, к сожалению, далеко не все с ним справляются. Поэтому подростковые комплексы иногда перерастают в патологическое неприятие собственной внешности — дисморфию.
Но даже если отмести возможность появления психического расстройства, нельзя не признать тот факт, что комплексы накладывают сильный негативный отпечаток на жизнь подростка, вызывая целый спектр сопутствующих проблем в учебе и общении.
Как принять особого ребенка? Рекомендации психолога
Самое главное в такой ситуации постараться не отказываться от социальных связей, не оставаться один на один со своей проблемой. Нужно найти человека или людей, которым вы доверяете, которые смогут понять те чувства и эмоции, что вы испытываете на фоне этой ситуации, не обесценят их, не осудят, не будут вас жалеть, но разделят с вами эти чувства, поймут и поддержат вас. Это могут быть родственники, друзья, психолог. Но в любом случае это должны быть люди, с которыми вы сможете открыто говорить о своих чувствах, даже о самых, как вам кажется, неприемлемых и ужасных.
Кроме этого, вам нужно постараться найти единомышленников, то есть людей, у которых тоже есть особые дети. Это очень сильный ресурс. Благо, для этого сейчас есть различные клубы, сообщества родителей, группы психологической поддержки. Эти люди смогут вас понять, поделиться опытом, посоветовать специалистов для развития особых детей. И вы не будете чувствовать себя одиноко, когда увидите вокруг вас людей с такими же сложностями и поймете, как они с этим справляются.
Если вы найдете поддержку, сможете делиться своими чувствами и эмоциями с другими людьми, то это непременно ускорит процесс принятия особенностей ребенка.
И самое главное: вам нужно всегда помнить о том, что, несмотря на трудности, ваш ребенок – это личность, со своим характером, темпераментом, эмоциями и чувствами. И родители – это самые дорогие и любимые люди в его жизни, и он их любит просто за то, что они его родители. Родители – это самая главная опора и поддержка для него.
Процесс принятия особенностей ребенка всегда нелегкий. Как правило, когда родители узнают о том, что у их ребенка определенный диагноз, начинается естественная работа психики на принятие того, что произошло, и человек проходит определенные стадии:
- 1 стадия – отрицание того, что ситуацию уже не изменить.
- 2 стадия – чувство вины (зачастую необоснованные обвинения себя в том, что именно так произошло), которое может трансформироваться в чувство злости и непонимания: «За что все это?!»
- 3 стадия – стадия депрессии (потери смысла жизни или отсутствия интереса к жизни).
- 4 стадия – принятие.
В норме все эти стадии психика родителя должна пройти в течение года. Но если по истечении этого срока принятие так и не произошло, то рекомендуется за помощью обратиться к специалисту-психологу, чтобы стабилизировать свое эмоциональное состояние, принять сложившуюся ситуацию, найти внутренние ресурсы для дальнейшей жизни и создания необходимых условий для развития особого ребенка.
Детский и семейный психолог Чикунова Светлана Павловна
Как формируется «синдром отличника»?
Стремление ребенка «всегда быть на высоте» и демонстрировать окружающим свою успешность зачастую является проявлением его глубокой неуверенности в себе. Причины этой неуверенности могут быть самыми разными. Обычно это комплексы по поводу своей внешности, отсутствия друзей, недостаточно высокого, по мнению ребенка, статуса семьи. Ребенок также может полагать, что родители недостаточно его любят
В этом случае стремление получать хорошие оценки может стать способом привлечь к себе внимание взрослых и доказать им свою значимость
Нередко дети становятся продолжением амбиций своих родителей. Многие из них считают, для того чтобы сын или дочь чего-то достигли в жизни, нужно полностью посвятить себя ребенку. Детские психологи давно доказали факт, что поведенческие и психологические проблемы детей являются отражением внутренних установок их родителей и тех моделей поведения, которые приняты в семье. Папы и мамы, предъявляющие повышенные требования к себе, неосознанно переносят собственные качества и проблемы на детей, формируя у них так называемый «синдром отличника». При этом родители могут не предъявлять к ребенку конкретных требований. Дети тонко чувствуют настроение окружающих, интуитивно настраиваясь на их «волну».
Ребенок-перфекционист, как правило, очень остро переживает даже незначительные неудачи. Погоня за успехом и достижениями может обернуться для него депрессией. Ведь быть всегда лучшим – это тяжело как физически, так и морально. Такие дети теряют детскую непосредственность и умение радоваться тому, что есть хорошего в их жизни. У них возникают проблемы в общении со сверстниками.
Страх сделать что-то не так мешает перфекционисту учиться. Ребенок сильно переживает из-за учебных неудач, огорчается, допуская незначительную ошибку, боится ошибиться при ответе на уроке, а получив тройку, страдает. Есть случаи, когда такие дети вовсе бросали учебу.
О том, как правильно выполнять домашнее задание, родители и дети узнают, посмотрев очередной видеоурок на портале «Я–родитель». Советы дает детский психолог Екатерина Цуканова.