Опасные связи. эдипов комплекс в наши дни: можно ли его преодолеть?

Почему развивается комплекс Электры

Психологи полагают, что главная причина развития комплекса Электры кроется в матери. Даже в полной благополучной семье отношения мамы и дочки могут быть напряженными. Девочка своей привязанностью к отцу показывает, что ей некомфортно с матерью, что она не может добиться от нее понимания и одобрения.

Когда женщина в семье выступает диктатором, дети начинают искать поддержки у доброго и ласкового папы. Он не кричит, окутывает спокойствием и заботой, в то время как мама постоянно чего-то требует. В такой обстановке у всех без исключения девочек может развиться комплекс Электры.

Если мать замечает, что девочку сильно тянет к папе, ей нужно пересматривать свою модель поведения. Если вовремя не скорректировать обстановку в семье и отношения между ее членами, это может привести к дальнейшим проблемам в личной жизни взрослой дочери.

Эдипов конфликт с точки зрения психоаналитической теории

В чём современное понимание Эдипова конфликта? Желание убить отца и переспать с матерью — чересчур примитивное, упрощенное толкование, за которым кроется тайное желание разделаться, высмеять ту теорию, которая так неудобоварима для наших желудков.

Рожденный ребёнок состоит в плотном симбиотическом контакте с матерью. Родившись, он окончательно «не вылупился» из неё. Человеческий детёныш очень долго сохраняет зависимость от матери. Физически и психически он представляет единое целое с ней. Примерно год спустя он начинает отбегать от матери на небольшое расстояние, но всё ещё не может самостоятельно добывать пищу.

Всё это время мать — центр его мироздания. Вернее, он сам в слитом состоянии с матерью и есть центр своего мироздания. Постепенно ребёнок осознает свою отдельность от матери, он понимает разницу себя и её. Наконец, в поле зрения ребёнка появляется фигура отца, третьего, и возникают отношения триангуляции — мучительного треугольника, в котором заперт ребёнок. Отец становится фигурой, благодаря которой ребёнок начинает отделяться от матери и исследовать окружающее пространство. Во-первых, мать иногда принадлежит отцу, а не ребёнку — это начинает осознавать ребенок. Во-вторых, отец расширяет диадное пространство «мать-дитя», образуя ещё один узел. У ребёнка есть связь с матерью, связь с отцом, и у родителей есть связь друг с другом.

Осознав, что у него есть пол, ребёнок идентифицирует себя либо матерью, либо с отцом: «Я — либо мальчик, либо девочка». И примерно в этот момент у него начинается дикая ревность к родителю своего пола и борьба с ним за любовь родителя противоположного пола. Это и есть арена будущего Эдипова комплекса. В процессе длительного взросления ребёнок должен преодолеть желание жениться на маме или выйти замуж за папу и сформировать стойкое намерение «быть как мама или как папа», чтобы впоследствии завести себе свою пару. Говорят о положительном разрешении Эдипова конфликта, когда ребёнок окончательно разрешает себе любить человека противоположного пола, и о негативном разрешении, когда уже выросший ребенок не разрешает себе любить или в самом крайнем случае осуществляет выбор в пользу партнёра своего пола. Это означает, что на арене Эдипова конфликта когда-то что-то пошло не так. Возненавидев родителя своего пола, ребёнок может возненавидеть своё собственное тело со всеми его проявлениями или просто себя. Это дорога в патологию или психосоматику. Ненависть к родителю своего пола, несомненно, должна рано или поздно стать метафорой, символом и пролиться на свет в виде творчества, поступков, в которых отдаленно есть конкуренция с родительской фигурой. Если метафора не образуется, то ненависть (а в вывернутом наизнанку виде ненависть может стать зависимостью) остается буквальной, а не символической, — это повод обратиться к личному анализу, к развитию у себя способности символизировать свои аффекты.

Биологи говорят, что окончательное взросление человеческого детёныша завершается к 4 годам — когда он уже действительно самостоятелен, может передвигаться и доставать себе еду, а исследователи нашего мозга утверждают, что окончательное созревание головной коры человеческого мозга завершается к 23 и даже к 26 годам, то есть всё это время человеческая особь развивается. Физическое отделение происходит к 4 годам, а психические процессы формирования и развития длятся почти 30 лет.

Эдипов конфликт имеет тысячи нюансов и оттенков в сценариях каждой жизни отдельного человека, и в одном случае может проявиться как патологическая ревность, в другом как желание конкурировать с людьми своего пола, в третьем как избегание любых парных отношений, в четвёртом как желание властвовать над партнёрами противоположного пола. Случаи самого крайнего разрешения конфликта, или, как говорят, перверсии, имеют также сотни вариантов.

Разрешением же конфликта является зрелая способность любить  другого человека противоположного пола, уметь строить длительные отношения, рожать и воспитывать детей, проживать свою жизнь и стареть в удовлетворении своей жизнью и собой. Недаром Эдипов комплекс называют главным комплексом или этапом развития взрослого человека.

Совестью называют ту надстройку, которая образуется в психическом мире ребёнка в результате его прохождения через Эдипов Конфликт. Отец, принесший в мир ребёнка нормы, правила и законы, должен стать внутренней категорией. Это тот алтарь, на который ежедневно будут приноситься жертвы психических конфликтов человека.

Причины возникновения

Для того, чтобы понять суть формирования эдипова комплекса нужно обратиться к теории психоанализа. Это в психологии одно из ведущих направлений, объясняющих развитие неврозов и сексуальных отклонений у людей.

Его основатель — Зигмунд Фрейд — предположил, что развитие и совершенствование личности проходит в постоянном взаимодействии нескольких внутренних субстанций «Я» и «Сверх-Я», бессознательного (инстинктивного) и сознательного (мышления и морали). Энергетика и сила первого, в своем стремлении к получению удовольствий, может быть разрушительной и негативной, поэтому второе создает границы и «рамки» для сдерживания природного естества человека.

От благополучного разрешения этого постоянного противодействия зависит психическое здоровье человека.

В своих трудах ученый уделяет большое внимание периоду детства, в большинстве своем именно в нем господствует бессознательное, а функция контроля над поведением только формируется

Поэтому, когда просыпается первое сексуальное влечение (как желание обладать постоянным вниманием матери или отца) и любовь к родителям противоположного пола их признаки легко увидеть в поведении ребенка:

1. Привлечение внимания отца или матери любыми способами: рисование, желание общения, капризы, телесные прикосновения и т.д.

2. Гнев, ревность, обиды на родителя своего пола при желании контактировать с избранным объектом любви.

Если в этот момент развития ребенок будет «услышан» взрослыми и его потребности в «половой» любви полностью или частично удовлетворены, он «самоутверждается» в своей сексуальности и формирование его половой идентичности продолжается, а эдипов комплекс нивелируется.

При негативном восприятии дитя, его наказании или отвержении в этот период, конфликт остается неразрешимым и может сказаться на всей жизни человека. Например, глубоко «запрятанный» Эдипов комплекс может проявится уже во взрослом возрасте по отношению к своим детям и их отцу или в брачных отношениях.

Эдипов комплекс: что это и как проявляется?

Вот он – пресловутый эдипов комплекс, описанный Зигмундом Фрейдом еще в начале ХХ века.

Сущность его заключается в том, что ребёнок в определенном возрасте (как правило, 3-5 лет) испытывает бессознательное влечение к родителю другого пола и соперничает (или даже относится враждебно) с родителем своего пола.

Проявляется как у мальчиков, так и у девочек (К.Г. Юнг предлагал назвать его комплексом Электры, но Фрейд с ним не соглашался), только с некоторой разницей.

В этот период ребёнок просто раздираем противоречиями. С одной стороны родитель своего пола воспринимается как соперник, с другой – как ролевая модель, на него хочется быть похожим. В негативной форме ребёнок испытывает ревность и враждебность без потребности подражать.

Период от 3 до 5 лет – возраст сложный, противоречивый, конфликтный.

Это самое начало личностной, половой самоидентификации, возраст, когда ребёнок начинает настаивать на своем праве занимать равное с родительским положение в семье, не слушается маму и папу, стремится проявить себя.

Мальчик больше не хочет быть ребёнком для своей мамы, он хочет быть как папа, и даже вместо папы.

С другой стороны, папа является образцом, так как однажды уже завоевал расположение мамы, занял свое место рядом с ней. Роль отца в этот период особенно важна. Он стимулирует развитие мужского начала у сына с одной стороны, как соперник, как конкурент, с другой – как учитель, как эталон, обучая, вовлекая в свои мужские дела на личном примере.

Однако, ребёнок подсознательно понимает, что не имеет права занимать место отца, это рождает страх, что отец обо всем догадается и тогда наказания (а может и отлучения от семьи) не миновать. Как следствие, на лицо внутренний конфликт.

То, как мальчик разрешит его, будет определять то, что касается его взаимоотношений со своим и противоположным полом в дальнейшей жизни, вопросы авторитета, личного влияния и т.д.

Маме, оказавшейся в положении фаворита, не стоит пользоваться ситуацией

Это, конечно, приятно, когда к тебе проявляют повышенное внимание. Но ребёнок должен четко понимать распределение ролей в семье, где сам он, конечно, любимый, но младший член семьи

Как откорректировать эдипов комплекс?

В теории психоанализа Фрейд называет главную причину формирования комплекса. Она обозначена как «конфликт в развитии», который подразумевал у ребенка отсутствие ассоциаций с однополым родителем. Иными словами, ребенок должен копировать поведение, характер и действия родителя своего пола. Так формируется Супер-эго, которое, по сути, является внутренним моральным авторитетом. В итоге подавляются побуждения эдипова комплекса, и человек действует в соответствии с идеалистическими стандартами. По мнению Зигмунда Фрейда, это условие, при котором может сформироваться успешная, здоровая личность.

У ребенка с Супер-эго появляется общее ощущение совести, добра и зла. Также подавлению эдипального комплекса способствуют внешние влияния. Это могут быть социальные нормы и религия. Фрейд в это же время предполагал, что подавленные таким образом чувства могут привести к формированию бессознательной вины. Это может не ощущаться открыто, но будет всячески проявляться в действиях человека.

В любом случае не стоит заниматься самолечением. Проблему в психологии не заклеишь пластырем. Мышление, сознательное и бессознательное, — крайне хрупкий механизм. И обращаться с ним нужно должным образом.

Эдипальные переживания с точки зрения классического психоанализа

Если мыслить психоаналитически ортодоксально, то в соответствии с фрейдовской концепцией все развитие детей (включая девочек) происходит вокруг переживаний, связанных с пенисом (или с его отсутствием).

В соответствии с классическим описанием Эдипова комплекса, мальчик отказывается от своих сексуальных притязаний на мать из-за страха кастрации, что приводит к гибели Эдипова комплекса (см. подробнее ).

Надо подчеркнуть, что Фрейд вел речь о страхе потерять анатомический орган пенис, а не о . Страх кастрации в узком смысле этого слова, очевидно, существует у мужчин, об этом свидетельствуют не только психоаналитические исследования, но и множество распространенных мужских шуток на эту тему (см. также ). Теме значения пениса для мальчика в эдипальном периоде посвящена статья .

В благоприятном варианте развития, по мнению Фрейда, в результате страха кастрации мальчик сублимирует свои сексуальные притязания в десексуализированные формы, которые определяют развитие его личности через достижения. Достижения формируют его успешность в жизни, что позволяет создать собственную семью, дав, наконец, возможность реализовать сдерживаемое столько времени сексуальное желание (по крайне мере, так считал Фрейд, и сам жил по этой схеме, см. ).

В неблагоприятном варианте, когда страх кастрации чрезмерный, его мысленная (идеаторная) составляющая в бессознательное, а чувственная (аффективная) составляющая остается в виде тревоги (беспредметного страха). Излишняя тревога «цепляется» за любые ситуации, могущие вызывать страх неудачи, усиливая эти страхи, которые мешают развитию личности, блокируют достижения и лишают способности вступать в конкуренцию – развивается кастрационный комплекс и невроз.

После рождения, и мальчики, и девочки привязаны к матери. Мальчик не меняет своей привязанности в эдипальный период. По мнению Фрейда, когда девочка обнаруживает отсутствие пениса не только у себя, но и у своей матери – это отвращает ее от «дефектной» матери, в результате чего у девочки возникает влечение к отцу (а, точнее, к его пенису). Получается, что если для мальчика страх кастрации знаменует собой конец Эдипова комплекса, то для девочки депрессивное переживание утраты пениса дает начало Эдипову комплексу (см. подробнее ). Страх кастрации для мальчика является мотивом выйти из эдиповой конкуренции, но девочке уже нечего терять, поэтому Фрейд считал, что «девочка попадает в эдипову ситуацию как в какую-то гавань» (“”). Из этого Фрейд делает вывод, что женщина никогда не расстается со своим кастрационным комплексом и бессознательно никогда не отказывается от желания заполучить себе пенис, о чем он пишет в своей книге, в которой подводит итог всей своей практики – “”.

В благоприятном варианте развития, по мнению Фрейда, «девочка переходит символическим путем от пениса к ребенку, ее Эдипов комплекс выражается до сохраняющегося в течение долгого времени желания получить в подарок от отца ребенка, родить ему ребенка» (“”). В конце концов, девочке также как и мальчику, приходится отказаться от эдипальных притязаний. По мнению Фрейда, с устранением страха кастрации отпадает и весьма веский мотив, и преодоление Эдипова комплекса девочкой является результатом воспитания, внешнего запугивания, угроз утраты родительской любви (там же). И девочке приходится отказаться от притязаний на отца и ждать пока она вырастет и сможет заполучить себе ребенка от мужа (суррогата отца).

В неблагоприятном случае кастрационный комплекс девочки формирует у нее комплекс неполноценности и, иногда, ненависть к мужчинам – счастливым обладателям пениса – порождая феминизм, женский гомосексуализм и клиническую депрессию. За любым неврозом женщины, по мнению Фрейда, стоит бессознательное желание заполучить себе пенис. По мнению Фрейда, счастье женщина может найти только в семье,  – это мнение соответствует социальной реальности викторианской эпохи, в которой жил Фрейд.

::

Вывод: таким образом получается, что с точки зрения классического психоанализа, вторым компонентом Эдипова комплекса в своем нормальном проявлении является страх кастрации для мальчиков и депрессивное переживание кастрированности для девочек (о чем и пишет Чарльз Бреннер в , но почему-то избегает такой четкой формулировки).

Эдипальное поражение

Эдипальной победой следует считать такую ситуацию, когда ребенок фактически выиграл конкурентную борьбу за любимого родителя, когда заветное желание ребенка исполняется, и этому не может помешать родитель-соперник.

Фрейд считал сексуальное развитие пятилетнего ребенка «приближающимся к окончательному формированию сексуальности у взрослого» – именно исходя из этого постулата он строил свою концепцию Эдипова комплекса, как результата сексуального влечения ребенка (“”). Но Фрейд также подчеркивал, что ребенок, не смотря на свои сексуальные притязания, не только не знает, как использовать свой сексуальный аппарат, но и не способен вообще его использовать. Это является безусловной причиной, приводящей к эдипальному поражению ребенка, в результате которого ему придется долго ждать осуществления своих сексуальных желаний в далеком будущем. С точки зрения классического психоанализа, если мыслить с позиции детской сексуальности, ребенка неизменно ждет эдипальное поражение (и оно мало зависит от страха кастрации).

Наблюдения за детьми убеждают нас, что дети не только проявляют сексуальное любопытство, но и имеют сексуальные желания. Сны взрослых дают основание полагать, что дети имеют сексуальные желания, направленные на своих родителей. Но если мы не будем мыслить столь ортодоксально, и предположим, исходя из рассуждений, сделанных в о том, что хотя ребенок может и иметь сексуальное желание в адрес своего родителя, главным для него является не сексуальное удовлетворение, которого он, все равно, не сможет достичь (и которое ему не будут доставлять), а удовлетворение нарциссической потребности во внимании, восхищении и любви со стороны обоих своих родители – то получится, что эдипальная победа становится вполне возможной.

В прежние времена, каких-то сто лет назад, отношение к детям было жутким – насилие над личностью ребенка и телесные наказания были нормой. Но за последние 100 лет психологи и политики очень много сделали для гуманизации воспитания детей, и, как это обычно бывает, маятник качнулся в противоположную сторону – сегодня психологи все чаще говорят уже о том, что ребенок стал царем в семье – т.е. эдипальным победителем.

Необходимость безусловной любви к ребенку, к которой призывали психологи последние 100 лет, подразумевает, исходя из смысла этой фразы – что ребенка нужно любить без всяких условий, что, на самом деле, лишает его основного стимула к развитию. Хотя безусловная любовь является необходимым условием развития психики в младенчестве, она представляет собой препятствие для развития ребенка в более старшем возрасте.

Основная идея Фрейда об эдипальном поражении заключается в том, что благодаря тому, что ребенок сталкивается с непреодолимым препятствием в реализации своих сексуальных желаний (фрустрацией), он сублимирует эти желания, что обеспечивает развитие его личности. Фрейд использует физический термин сублимация, который означает переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкую форму – это прыжок через агрегатное состояние в результате экстремальной температуры для этого состояния вещества. Это можно рассматривать как метафору накала эдипальных страстей. Если лед кинуть на раскаленную сковородку, он, и правда, сразу начнет превращаться в пар, но от этого не изменится суть его природы – вода так и останется водой, что в замороженном, что в газообразном состоянии.

Конечно, сексуальное желание не может непосредственно превратиться в знания и умения, для этого одной фрустрации недостаточно. Ребенок развивается тогда, когда родители любят, когда он развивается, когда радуются его победам, восхищаются его достижениями. И в этом не может помочь слепая любовь, когда родители восхищаются всем, что бы ни делал их ребенок. Кроме безусловной любви, родителям нужна воспитательная тактика, в результате которой они смогут стимулировать развитие ребенка, восхищаясь его новыми достижениями, и теряя интерес к уже достигнутому (стимулировать по Выготскому).

Эдипова комплекса: симптомы проявления

Проявления могут быть самыми разнообразными. Все зависит от особенностей характера ребенка, от того, какие у него родители, методы воспитания и уровни либеральности в той или иной семье. Еще по-разному ведут себя дети разных полов, находясь в данном возрасте.

Общие симптомы Эдипова комплекса

Для мальчиков и девочек многие признаки считаются общими:

Раздражительность. Малыш нервничает, поскольку на него постоянно давят в плане психики. Ребенок не может справляться с ощущениями, которые возникают неожиданно.

Капризы. Ребенок не хочет выполнять что-то, если около него не будет находиться мама или папа

Добиться того, чтобы обратили внимание, карапуз использует разные методы.

Сложности, связанные с прощанием. К примеру, если отец или мать идут на работу

Малыш не желает смириться, что необходимо отпустить любимого человека до конца дня. Появляется ощущение собственности, а потому ребенок будет постоянно раздражительным, если его родной человечек отлучится.

Отказ общаться с другими детьми такого же возраста. Частый признак проявления комплекса – ребенок отказывается играть с одногодками, идти с ними на контакт. Ребенок выбирает для игры маму или папу, вместо того, чтобы общаться с друзьями.

Признаки Эдипова комплекса у мальчика

Для мальчишек с первого дня появления на свет самым близким человечком считается тот, кто находится постоянно рядом. Когда наступает фаллическая стадия, малыш понимает, что его мамочка также является женщиной. Ее любовь, ласка для него одна только симпатия, возникшая в данном периоде. Малыш, не совсем различающий такие типы любви, начинает воспринимать в свой адрес, как нечто удивительное, не дает возможность кому-то получать что-то подобное.


У мальчиков

Ревность к папе проявляется раздражительностью, регулярным плачем, если отец пытается забрать внимание мамы, отвлечь ее либо просто заводить с мамой разговор. На данный период времени малыш думает, что с мамой он как одно целое, а потому не хочет делиться, так и проявляется Эдипов комплекс

Папа является человеком такого же пола, поэтому он может быть конкурентом для мальчика. Одним словом, идиллия, которую малыш придумывает у себя в голове, не допускает лишнего соперника. Ребенок не желает допускать кого-то ближе, дабы не разрушилась связь с мамой, известная ему.

Признаки Эдипова комплекса у девочек

Эдипов комплекс может развиваться также у девочек. Когда ей исполняется 3 годика, она начинает себя ассоциировать с женщиной. Она осознает, что очень похожа на маму, а потому первые привязанности с матерью со временем становятся чем-то большим. Девочка старается скопировать поведение мамы, выбирает ее вкусы, манеры. Помимо этого, девочка анализирует выбор спутника жизни своей мамы.

В данном периоде начинает формироваться идеальная сторона семьи, где счастье олицетворяет для мамы и девочки отец. Папа считается образцом, даже прототипом. В будущем ребенок пытаться найти любимого человека, похожего на папу. У нее может возникать ревность к маме.


У девочек

Внимание, которое проявляют мужчины, пусть это внимание идет от отца, будет главным для девочки на этом этапе жизни. Если же девочка заметит, что поведение папы совершенно не идеальное, она начнет к нему относиться даже негативно

А это может сильно повлиять на будущее ребенка. Девочке будет сложно доверять парням, она не сможет быстро выбрать партнера, так как ее прототип был совершенно неидеальным.

Мужчины

Очень часто встречается Эдипов комплекс у мужчин. Взрослые парни по-прежнему привязаны к своей матери, делятся с ней самыми сокровенными секретами, создают для нее самые комфортные условия. Такие мужчины часто долго не женятся, поскольку не могут себе найти точную копию матери (именно такое условие выбора заложено у них на подсознании).

Если отец присутствует в их жизни, они относятся к нему несколько настороженно. Между людьми отсутствуют откровенные мужские разговоры, общение сводится к минимуму. Если папа ушел к другой женщине, парень никогда его не поймет и станет мстить вместе с матерью (хотя в душе даже может порадоваться такому поступку). Своеобразно проявляется Эдипов комплекс у взрослых мужчин в случае смерти отца. Такие парни, наконец, обретают спокойствие, наслаждение от которого можно сравнить с победой над невидимым противником. Чувство, что мама теперь целиком и полностью принадлежит им, приносит долгожданное удовлетворение.

Проявление Эдипа у мальчиков и девочек

Что такое Эдипов комплекс, расскажет раздел психоаналитической теории. Основными положениями этого комплекса становятся:

  • представление родителей для детей, как сексуальных объектов;
  • эротическое влечение к собственной матери в раннем возрасте у мальчишек;
  • сексуальное влечение к собственному отцу у девчонок;
  • ревностное отношение, споры с отцом;
  • амбивалентные чувства к своему родителю.

Влечение к матери или отцу может быть:

  • осознанным – проявляется у малышей или подростков, когда они понимают происходящее;
  • неосознанное – когда влечение к матери проходит на бессознательном уровне: ребенок слишком привязан к родительнице и не смыслит жизни без нее, поэтому ревностно отгоняет всех и не дает до нее даже дотронуться.

Синдром Эдипа у мальчиков

Эдипов комплекс у мужчин проявляется в детстве и имеет такие формы:

  • агрессия по отношению к родителю;
  • враждебное отношение;
  • ревность по отношению к матери.

Малыш, желающий видеть мать рядом с собой, видит в лице папы соперника и с ревностью относится к его отношениям с матерью. Ребенок не может стерпеть, что мать оказывает знаки внимания не ему, а отцу, и принимает такие действия, как измену. Дитя пытается скрывать свои чувства, потому что боится расправы со стороны сильного соперника.

Такая самоорганизация на уровне подсознания помогает ребенку самому подавить свои желания. Тогда к мальчику приходит понимание, что он должен быть похожим на отца.

Заболевание проявляется у мальчика враждебным отношением к отцу

Расстройство Электры у девочки

Комплекс Электры по Фрейду подразумевает под собой то, что во младенчестве девочка привязывается к родителям в одинаковой степени. Объектом любви поначалу является мать. По достижению трехлетнего возраста дитя вдруг обнаруживает отсутствие у себя полового члена. Новшество в собственном теле делает открытие в развитии сексуальности девочки. Теперь она представляет себя рядом с отцом, а мать отталкивает ревностью и агрессивным настроем.

Эдипов комплекс у женщины имеет схожесть с мужским расстройством. В детском возрасте девочка ревностно относится к отношениям матери и отца. Может случиться так, что дочь будет винить мать в своей проблеме, отсюда и враждебный настрой к родительнице. Мысленно дитя может мечтать о жизни с отцом, о том, как будет иметь детей от него.

Взглянув на ситуацию с другой стороны, можно прийти к выводу, что комплекс Электры в психологии тоже важен в плане осознания женщиной своего «Сверх-я», которого у нее может и не произойти, вследствие чего зарождаются комплексы и чувство неудовлетворенности собой.

Описание комплекса Электры

Происхождение и закрепление названия[ | ]

Название явления основано на древнегреческом мифе о царе Эдипе и одноименной драме Софокла, в котором Эдип, вопреки своей воле и не ведая того, убивает своего отца Лая и женится на матери Иокасте. Понимание эдиповой ситуации в качестве ключевого фактора в образовании невротических заболеваний возникло у Фрейда в ходе самоанализа, который он провел после смерти своего отца; это понимание пришло на смену теории соблазнения.

Первое упоминание об Эдипе Зигмунд Фрейд (слева) делает в 1897 году в письме своему близкому другу Вильгельму Флиссу (справа).

Впервые Фрейд упоминает о драме Софокла в одном из писем своему другу Вильгельму Флиссу в 1897 году, в котором он пишет:

Первое подробное рассуждение о явлении встречается в фундаментальном труде Фрейда «Толкование сновидений» (1899). Однако термин «эдипов комплекс» Фрейд вводит только в 1910 году в небольшой работе «Об особом типе выбора объекта у мужчин»:

С тех пор термин прочно вошёл в употребление среди психоаналитиков классического направления.

Эдипов комплекс у мальчиков

Процесс развития эдипова комплекса в случае с лицами мужского пола, согласно классическому направлению психоанализа, состоит в следующем. Мальчик, испытывая сексуальное влечение к матери, одновременно испытывает враждебные ревностные побуждения по отношению к отцу. Ребёнок пытается скрыть эти побуждения, поскольку ожидает наказания от своего отца в форме кастрации. Вследствие страха кастрации в психической жизни ребёнка формируется особая инстанция — Сверх-Я, под воздействием которой ребёнок подавляет инцестуозные побуждения по отношению к своей матери и начинает идентифицировать себя с отцом.

Эдипов комплекс у девочек

Основная статья: Комплекс Электры

Девочки, по Фрейду, аналогичным образом направляют первые инцестуозные побуждения на мать. Однако в возрасте 2—3 лет, обнаружив у себя отсутствие пениса, девочка начинает испытывать так называемую зависть к пенису (англ.), под воздействием которой реагирует усилением завистливой привязанности к отцу и возмущенной обидой на мать, видя в ней соперницу, претендующую на любовь отца. В конечном счете, конфликт разрешается попыткой девочки компенсировать свою неполноценность посредством желания иметь ребёнка.

Позитивный и негативный эдипов комплекс

Впоследствии Фрейд пришёл к выводу, что существует более сложный характер эдипова комплекса — негативный, проявляющийся в любви к родителю того же пола и враждебности к родителю противоположного пола. Вышеописанные варианты были обозначены как позитивные. Описывая это явление, он использовал понятия бисексуальности и амбивалентности:

Таким образом, Фрейд придерживался мнения, что на практике эдипов комплекс проявляется в виде комбинации вариантов вдоль оси между его позитивным и негативным типом, включающей в себя как гетеросексуальные, так и гомосексуальные импульсы.

Фрейдизм рассматривает эдипов комплекс как этап психосексуального развития и восприятия, впервые проявляющийся между вторым и третьим годами жизни (в теории Фрейда этот период характеризуется приматом генитальности, под которым объединяются оральное и анальное влечения предыдущих стадий развития либидо). Пиковых же значений, по Фрейду, эдипов комплекс достигает между 3 и 5 годами жизни человека и после некоторого угасания возрождается в период полового созревания (пубертатный период), в процессе которого преодолевается тем или иным выбором эротического объекта.

Амбивалентность

В мифе о царе Эдипе, который Фрейд использует как символ феномена Эдипова комплекса, Эдип вступает в сексуальную связь с матерью, не зная, что она его мать, и убивает отца случайно, не зная о том, что это его отец. Это убийство происходит в соответствии с пророчеством, именно из-за которого Эдип и покидает свой дом, желая оградить от исполнения пророчества своего приемного отца, которого он считал родным. Мораль этой легенды в духе царящего в Древней Греции фатализма заключается в том, что невозможно изменить то, что предначертано богами, как ни старайся человек избегнуть своей судьбы. Фрейд видел в этом символический смысл: бессознательное не обмануть, Эдипов комплекс неотвратим. «Всем нам, быть может, суждено направить наше первое сексуальное чувство на мать и первую ненависть и насильственное желание на отца…» (“Толкование сновидений” Фрейд)

Анализу трагедии Софокла “Царь Эдип” я посвящу одну из следующих из цикла об Эдиповом комплексе, а пока я хочу только подчеркнуть, что в нормальной ситуации отец мальчика эдипова периода известен, и мальчик к нему испытывает противоречивые чувства. Иногда, когда отец препятствует безраздельному владению мальчика матерью ‒ он может его ненавидеть. Но мальчик одновременно любит своего отца и очень в нем нуждается. Также это верно и для девочек. Вот как сам Фрейд описывает такие противонаправленные чувства:

«Одна способная, очень живая девочка восьми лет, обнаружившая особенно ярко признаки этой черты детской психологии, говорит даже прямо: “Пусть мамочка умрет, папочка женится на мне, я буду его женой”. В детской жизни желание это отнюдь не исключает того, что ребенок нежно любит свою мать. Если маленький мальчик может спать с матерью, как только отец уезжает, а после его возвращения должен вернуться в детскую к няньке, которая нравится ему гораздо меньше, то у него очень легко может возникнуть желание, чтобы отец постоянно находился в отсутствии и чтобы он сам сохранил бы свое место у дорогой, милой мамы; одним из средств для достижения этого желания является, очевидно, то, чтобы отец умер, потому что ребенок знает: «мертвых», как например дедушки, никогда нет, они .»
(“Толкование сновидений”)

Этим Фрейд подчеркивает специфику «желания смерти» ребенком: для ребенка это не имеет ничего общего с настоящей смертью, потому что в этом возрасте ребенок еще не может понять, что же такое смерть, это только желание совершенно и окончательно устранить соперника. При этом, ребенок одновременно может горячо любить родителя, которого хочет устранить, и очень нуждаться в нем.

Такое существование противоположно направленных чувств Фрейд назвал амбивалентностью. Это означает, что мальчик не убивает отца не потому, что не может его убить, потому что тот сильнее, а потому что любит его, хотя и ненавидит. Так Фрейд считал первоначально:

« в психоанализе как самое раннее проявление эмоциональной привязанности к другому человеку. Она играет определенную роль в развитии Эдипова комплекса. Маленький мальчик проявляет особый интерес к своему отцу. Он хотел бы стать и быть таким, как он, быть на его месте во всех случаях. Мы говорим с уверенностью: отец является для него идеалом. Это отношение не имеет ничего общего с пассивной или женственной установкой к отцу (и к мужчине вообще), оно является, наоборот, исключительно мужским. Оно отлично согласуется с Эдиповым комплексом, подготовке которого оно способствует.»
(“Массовая психология и анализ человеческого Я”)

То есть мальчик, подражая отцу, идентифицируется с его мужественностью, в конце концов, мужской агрессивностью, которая же потом и оборачивается против отца в расцвете Эдипова комплекса. Но отец, по-прежнему, остается идеалом для мальчика, попросту говоря, мальчик продолжает его любить.

«Ребенок замечает, что отец стоит на пути к матери; его идентификация с отцом принимает теперь враждебный оттенок и становится идентична желанию занять место отца также и у матери. Идентификация амбивалентна с самого начала, она может служить выражением нежности, равно как и желания устранить отца.»
(там же)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: