Какое еще влияние может оказать заниженная самооценка?
Являясь следствием различных причин, заниженная самооценка по-разному влияет на жизнь людей. В этой таблице вы найдете подтверждение этому заявлению:
Влияние низкой самооценки
1.Сомнения в себе появляются в исключительно важных, решающих ситуациях, когда вам предлагают что-то новое или куда-то приглашают. В этом случае с данной проблемой можно управиться без труда и стресса. Изменить ситуацию здесь сравнительно легко, т. к. проблемы не укореняются во внутреннем мире человека. | 2. Сомнения в себе, самокритичность появляются под влиянием множества ситуаций. Каждодневные проблемы видятся вам как неотъемлемая часть вас самих. В этом случае прогнозировать какие-либо изменения сложно. |
Человек с заниженной самооценкой может оказаться в любой колонке. Слева находятся люди, сомневающиеся в себе изредка, в исключительных случаях (например, когда проходят собеседование при приеме на работу или приглашают на первое свидание). Такие сомнения являются совсем небольшой помехой в жизни. Люди могут испытывать их в ситуации выбора, но справиться с ними будет не трудно, если не придавать сомнениям большого значения.
Когда у таких людей возникают проблемы, они стараются решить их, а не ищут причину трудностей в себе самих. Их самооценка складывается не только на сомнениях в себе, но и на положительных качествах. Они легко общаются с другими людьми и спокойно могут обратиться к ним за помощью. Такие люди довольно легко избегают ситуаций, где можно усомниться в себе; при этом они укрепляют и усиливают положительное мнение о себе. Они учатся быстро прогонять тревожные мысли и управляться с негативными мыслями на свой счет.
В правую колонку попадают люди, сомневающиеся в себе и осуждающие себя с большим или меньшим постоянством. Для таких полное отсутствие у себя положительных качеств может быть вполне приемлемо. Вся их жизнь видится им в черном цвете. Самый ничтожный пустяк может вызвать поток критики на свой счет. Таким людям трудно поверить в возможность счастливых перемен или прочных близких отношений с другими людьми. Опасения, самокритичность могут оказаться достаточными для того, чтобы разрушить жизнь. Они заставляют упустить возможность, спрятаться от перемен, испортить отношения с окружающими, отталкивают от удовольствий, мешают достижениям и приводят во многом к поражению и саморазрушению. Когда у таких людей случаются проблемы, они не пытаются их решить, а видят причину трудностей в собственном «я» («Это все я», «Это то, что я из себя представляю»). Поэтому им трудно внимательно изучить свои проблемы на расстоянии и начать решать их, не прибегая к посторонней помощи. Но даже и тогда прогресс вряд ли возможен, так как поверить в то, что ситуация может улучшиться, очень трудно, если это приходит не сразу.
Большинство из нас находится где-то посередине. Эта статья может чем-то помочь людям «из левой колонки», хотя скорее содержит для них лишь полезные советы.
Для тех, кто попал в правую колонку, эта статья сама по себе может оказаться недостаточной. Однако она может быть полезной в качестве одной из составляющих программы терапии под руководством психолога.
Больше всего статья может помочь людям, находящимся в большом количестве где-то посередине, — людям, чья заниженная самооценка не дает им что-то исправить, но которые готовы отказаться от привычного мнения о себе и поискать альтернативные варианты.
Как формируется самооценка у ребенка и что на нее влияет?
Процесс развития ребенка и формирования самооценки делится на два периода: дошкольный и школьный. До школы ребенок ориентирован на значимых взрослых, и его самооценка напрямую зависит от их слов и обратной связи. Ребенок пока мало сталкивается со сверстниками и не до конца понимает: что у нечего получается хорошо, а что не очень. Поэтому считается нормальным, если ребенок приходит в школу с несколько завышенной самооценкой – это не проблема, а особенность возраста.
Потом, когда ребенок идет в начальную школу, он начинает сравнивать себя с другими, получает отзывы от сверстников и учителей, его самооценка несколько понижается и становится адекватной, ведь теперь она основана на опыте
В этот момент формируется отношение к себе и своей деятельности, поэтому очень важно, какой «заряд» дает учитель младших классов: критикует или, наоборот, хвалит детей
Как узнать, что у меня заниженная самооценка?
Прочитайте десять вопросов, которые вы видите ниже. Ставьте галочку после каждого вопроса в том случае, когда чувствуете, что ваше состояние полностью совпадает с описанным. Отвечайте честно — здесь нет верных или неверных ответов, а только правда о вас самих.
Да, определенно
Да, в большинстве случаев
Да, иногда
Нет, в большинстве случаев
Нет, никогда
Мой жизненный опыт научил меня ценить себя таким, какой я есть Я о себе хорошего мнения Я хорошо к себе отношусь и слежу за собой Я себе нравлюсь Я в равной степени оцениваю как спои сильные, так и слабые стороны Я вполне себя устраиваю Я чувствую, что имею право на внимание и время других людей
Я сужу себя точно так же, как и других людей не более, не менееЯ более склонен поощрять себя, нежели заниматься самокритикой
Чем больше ваших ответов расположено в правой части таблицы, тем ниже ваша самооценка.
Низкая самооценка может стать причиной возникновения трудностей и проблем в вашей жизни. В этой статье вы найдете много интересного и нового для себя. Здесь вы узнаете, как повысить свою самооценку и изменить отношение к себе и окружающему миру.
Признаки завышенной самооценки
Распознать человека с завышенной самооценкой довольно просто. Достаточно просто какое-то время пообщаться с ним. Таким людям свойственно:
- высокомерное, надменное отношение к другим людям;
- уверенность в своей правоте («есть два мнения: одно моё, другое – неправильное»). Для человека с завышенной самооценкой не существует никаких авторитетов, признать чужую точку зрения не представляется ему возможным;
- полное отсутствие самокритики, критика же со стороны воспринимается болезненно, с обидой, часто даже агрессивно;
- стремление постоянно быть лидером, лучшим во всём (среди друзей, родственников, коллег). Если кто-то рядом оказался в какой-либо сфере успешнее, он сразу попадает в разряд конкурентов, а нередко даже становится врагом. Признать собственную слабость, некомпетентность, неудачу просто немыслимо. При этом характерно, что такой человек переоценивает свои возможности и часто берётся за дела, которые ему изначально просто не потянуть. Неудача повергает его в ступор и вызывает раздражение, агрессию;
- навязывание своей точки зрения, даже если ей никто не интересовался;
- постоянное желание всех поучать и авторитетно делиться опытом, даже в тех случаях, когда это не требуется;
- «якание» в разговоре. О чём бы ни шла речь, человек с завышенной самооценкой всегда сведёт беседу к обсуждению себя. Он очень любит говорить и при этом совершенно не умеет слушать. У собеседника во время общения возникает чувство, что его просто используют в качестве слушателя монолога, при этом встречные реплики не приветствуются и вызывают явную скуку;
- обвинение других в своих проблемах и неудачах. Такой человек никогда не признает, что не смог справиться с задачей, всегда найдется оправдание и другой виновный.
Откуда же берётся завышенная самооценка?
Как и большинство проблем, завышенная самооценка чаще всего «родом из детства»
Нередко ей подвержен единственный ребёнок в семье, которому ни с кем не приходится делить ласку и внимание родителей. Он один, а значит, самый лучший, самый красивый, самый умный
У таких детей бывают изначально завышены представления о себе. Кроме того, на развитие самооценки влияет неправильное воспитание по типу «кумир семьи» – чрезмерное восхищение всеми, даже самыми незначительными действиями своего чада, отсутствие разумной критики со стороны взрослых, потворство любым желаниям и прихотям ребёнка. Всё это формирует у маленького человека уверенность в собственной исключительности. Как ни странно, причинами завышенной самооценки являются также: неуверенность в себе, комплекс неполноценности, детские психологические травмы и комплексы. Во взрослом возрасте причиной может стать какое-либо серьёзное душевное потрясение, условия работы (например, единственная девушка в мужском коллективе), нередко люди, обладающие привлекательными внешними данными, подвержены завышенной самооценке.
Примеры проблем с самооценкой
К., 22 года. Умная, привлекательная, увлекается творчеством (рисунок, фотография). Есть молодой человек, встречаются около 3 лет. Обратилась с жалобами на навязчивые мысли о том, что она «хуже других женщин». Мысли обострялись, когда К. смотрела на рекламные плакаты с изображением сексуальных красивых женщин. Также жалобы на отсутствие оргазма при контакте с партнером. Пропало желание к творчеству. Вместе с молодым человеком стали всё чаще употреблять алкогольные напитки.
После курса психотерапии (8 встреч) осознала, что заниженная самооценка была обсуловлена тем, что К. в своем личностном и творческом развитии «ушла вперед» по сравнению с молодым человеком. Поняла, что ей с ним стало скучно, неинтересно. Однако, существовал сильный внутренний страх расставания, так как внешне всё было благополучно. Гораздо «проще» было подсознательно считать себя «хуже других» и поддерживать эти отношения на прежнем уровне, нежели расставаться, начинать менять свою жизнь. Таким образом, низкая самооценка являлась отражением работы так называемых защитных механизмов К. К. полюбила и приняла себя, снова стала творить. Постепенно вернулась сексуальная гармония.
2. С., 24 года. Умная (получает третье высшее образование) и привлекательная девушка. С энтузиазмом изучает иностранные языки. Каждое утро посещает спортзал. Учится на вечернем отделении, но несмотря на это, встает очень рано и принимается за дела. Не работает. Жалобы: заикание, сильный страх говорения в присутствии малознакомых и незнакомых людей (логофобия), публичных выступлений, из-за этого – низкая самооценка.
В процессе психологической работы (12 индивидуальных консультаций) поняла, что живет навязанными родителями идеалами. С детства мама внушала девочке, что она «должна быть стервой, ни к кому не привязываться, быть самой успешной, самой лучшей». Во всех начинаниях С. задавала себе невероятно высокую планку. При этом продолжала считать себя «ленивой», «плохой». Очень переживала, что из-за заикания не может устроиться на работу (хотела быть руководителем).
В результате С. пересмотрела свою систему ценностей, выработала новый образ «идеальной себя», стала ставить более реалистичные цели. На момент написания статьи С. избавилась от страха публичных выступлений, блестяще ответила на групповом зачете в вузе. Продолжает работу над собой.
В приведенных примерах формирование неадекватной самооценки происходит по двум разным причинам.
В первом примере девушка имеет внутренний запрет на то, чтобы жить в соответствии со своими желаниями, делать то, что хочется. То есть «реальное Я» не может жить так, как велит «идеальное Я». Существовало очень большое пространство между этими двумя образами себя, что и вызвало нелюбовь к самой себе.
Во втором примере С. делала всё возможное, чтобы соответствовать своему «идеалу», но это всё равно никак не удавалось. Именно из-за нереалистичности «идеала», который основан больше на опыте и представлениях мамы, возникли и развивались невротическое заикание и логофобия, изменение отношения к себе в целом.
Можно сказать, что отношение к себе является верхушкой личностного айсберга. Заниженная самооценка, негативное отношение к самому себе (как к плохому, глупому и т.п.), неуверенность в себе являются тем «маячком», который сигналит об опасности усугубления ситуации и возникновении более глубокого и болезненного психологического состояния. Кроме того, низкая самооценка, конечно, оказывает существенное влияние на жизнь и результаты деятельности человека. Так или иначе человек подсознательно транслирует окружающим (в речи, в действиях) свое отношение к себе как к «неудачнику», «неуспешному», «нерадивому», «плохому» и т.п. В итоге внешние обстоятельства лишь закрепляют такое представление о себе самом. Например, человек с заниженной самооценкой имеет низкие шансы на получение желаемой работы, создание счастливой семьи
Именно поэтому очень важно вовремя обратиться к психологу и вместе со специалистом понять и устранить причины возникновения неадекватной самооценки
Причины заниженной самооценки
К основным причинам возникновения заниженной самооценки относят оценку и влияние родителей в детском возрасте, принятие оценочных мнений окружающих людей как объективную реальность, придание значимости какому-нибудь делу, в котором вы одержали поражение, завышенный уровень притязаний.
Самооценка личности, как многое другое, начинает свое формирование с раннего детства. В данном периоде малыш пока не может самостоятельно оценивать свои поступки и действия, поэтому мнение о себе он составляет посредством внушения ближайшего окружения, в основном при помощи родительских реакций на все его действия и поступки. Не уделяя детям любви, внимания и ласки родители в них зарождают заниженную самооценку. Постоянная критика в адрес малышей, чрезмерная требовательность к ним обязательно отражается на всей их дальнейшей жизни. Беспрерывная критика от значимых для детей фигур приводит к весьма низкой степени самоуважения. Ребенок привыкает к постоянной критике и воспринимает ее как норму. Поэтому подрастая, он уже не будет требовать к себе лучшего отношения.
Еще одной причиной заниженной самооценки, которая берет свое начало из детства, является использование в воспитании родителями «тарани долженствований». Чрезмерное использование данного метода воспитания может вызывать у детей чувство огромной ответственности, впоследствии которое приводит к эмоциональной скованности. Часто взрослые говорят: «Твой отец уважаемый человек, поэтому ты должен себя вести как он». В подсознании малыша формируется эталонная модель, воплощая которую, он станет хорошим и идеальным, однако т.к. она не осуществляется, появляется несоответствие между идеалом и имеющейся реальностью.
Детские заболевания или внешние дефекты также могут внести негативный вклад в развитие самооценки. Больной ребенок или ребенок с недостатками внешности ощущает себя не таким как окружающие. Если в детском возрасте над его дефектами насмехались сверстники, непрестанно напоминая ему об их существовании, то у такого ребенка обязательно будет низкая самооценка.
Вне зависимости хорошего или плохого выполнения задания всегда находятся люди, которые будут критиковать. Если человек будет принимать все без исключения высказывания окружающих на веру, то обязательно это отразится на его самооценке.
Люди с заниженной самооценкой личности характеризуются устойчивым приданием большой значимости некоторым событиям или считают себя заведомо проигравшими в сравнении с другими. Это рушит их уверенность в себе и личном потенциале, ведет к утрате чувства личного достоинства, что, в конечном итоге, приводит к заниженной самооценке.
Часто индивиды по незнанию определяют для себя с целью достижения, настолько завышенные цели и очень короткий период времени для осуществления, что их реализация является практически нереальной. После того, как они не достигают этих целей, у них значительно ухудшается самооценка. Индивид перестает верить в личный потенциал, разочаровывается в собственных силах и прекращает совершать любые попытки для воплощения в жизнь своей мечты.
В чём опасность заниженной самооценки
Из-за низкой самооценки у человека может развиться синдром жертвы. Такие люди не желают взрослеть, не способны самостоятельно менять свою жизнь и очень зависимы от мнения окружающих. Вся их жизнь — это поиск одобрения со стороны, что не позволяет им развиваться. А формирование самооценки начинается в детстве.
От чего же зависит ее становление? Здесь целый букет различных факторов — как внешних, так и внутренних. На самооценку могут влиять внешность, вес, рост, социальный статус родителей. Также играют роль собственные достижения или же их отсутствие. И, конечно же, мнение окружающих.
Признаки заниженной самооценки у детей и подростков:
- Тихий тембр голоса, невнятная речь, заискивающие интонации, привычка извиняться без видимых причин за свои поступки.
- Излишняя критичность к себе и своим поступкам, самобичевание.
- Часто на лице страдальческое выражение лица, при разговоре дети с комплексом неполноценности обычно избегают смотреть на собеседника; чрезмерно сутулятся (желание быть незаметным); садятся на самый край стула, переплетая ноги (защита от окружающих) или пряча их под стул.
- Малообщительны, ведомые, постоянно жалуются на плохое самочувствие, неприятности. Чаще всего неуверенные в себе дети и подростки — интроверты (эмоции, чувства направлены внутрь себя, а не во внешний мир).
- Излишняя агрессивность. Грубость с окружающими как защита от внешнего мира, неверие в себя рождает недоверие и к окружающим.
- Болезненная реакция на критику, плаксивость.
- Чрезмерная внешняя самоуверенность в поведении, как ни странно, говорит о низкой самооценке, сопровождается желанием «выделиться из толпы» (необычная одежда или поведение с претензией на «оригинальность»). Особенно сильно проявляется в подростковом возрасте.
- Желание быть первым всегда и везде. Подросток живет в постоянном стрессе, вынужден доказывать себе и окружающим, что он лучше всех. Личности, уверенной в себе, любящей себя, нет нужды доказывать свою «исключительность».
Эти признаки могут наблюдаться по отдельности или в разном сочетании.
Низкая самооценка у подростка – это нормально или с ней нужно сразу обращаться к психологу?
Вопрос степени. Вообще, переживания, связанные с самооценкой, типичны для подростка и их можно считать особенностью возраста. Один день подросток думает, что у него все прекрасно, он талантлив и хорош собой. Но уже завтра без каких-либо объективных факторов самооценка может измениться на диаметрально противоположную. Он решит, что он неудачник, особенно если ему кто-то что-то сказал или прокомментировал его действия.
В целом, переживания из-за своих особенностей нормальны, но нужно обращать внимание на уровень серьезности этой проблемы и если она мешает подростку в его повседневной жизни, то можно обратиться к специалисту
Что такое самооценка?
Дети смотрят на мир, и в том числе на себя, родительскими глазами. «Кто Я? какой Я?» эти вопросы интересуют любого ребенка, особенно – подростка. Узнает он об этом от других людей. Но наибольшее значение имеет для него мнение о самом себе самых важных людей на свете: родителей. Из мнения, ожиданий, установок родителей и складывается представление ребенка о себе, самооценка. И рано или поздно ребенок начинает видеть себя таким, каким его видят другие.
Многочисленные исследования подтвердили, что адекватная самооценка позволяет человеку браться за новые и трудные задачи, реально оценивать свои силы и возможности, иногда терпеть неудачи и все же побеждать. В конечном счете можно сказать, что самооценка влияет на способность быть счастливым. Ведь уверенный, любящий и заботящийся о себе человек скорее сможет выстроить гармоничные отношения с людьми, окружающим миром и самим собой.
Представление человека о себе формируется постоянно, непрерывно, на протяжении всей жизни. Это изменчивое, подвижное понятие, а не раз и навсегда закрепленный в сознании образ.
В раннем и дошкольном детстве самооценка формируется благодаря родительским высказываниям и установкам. Почему? Потому что дети верят и впитывают в себя все, что говорят и думают про них значимые для них взрослые. Кроме того, они стремятся соответствовать ожиданиям своих родителей и оправдать их
Сказано, Вася очень добрый и отзывчивый мальчик, значит, это так и есть: Вася с чистой душой этому верит, и – что важно! действительно старается быть таким. А у ребенка, которому с раннего детства внушают, что он ведет себя плохо, неправильно, развивается неприязнь к себе, и это мешает обучению, любви, построению отношений с другими людьми.
«Другие дети как дети, а моя…» вздыхает мама, и детское сердце сжимается от вины, грусти и злости на себя: ну почему я такая?
Конечно, родители так говорят не из желания насолить своим детям. Скорее всего, их собственные родители тоже имели привычку критиковать и «воспитывать» без меры, вот они и воспроизводят подобный стиль отношений с собственным ребенком. Причиной чрезмерно критичного воспитания могут также являться завышенные требования по отношению к детям, а также собственная неадекватная самооценка — поэтому про «воспитание» себя тоже не следует забывать, а лучше с него и начать.
Многие дети думают, что они – такие «неполноценные» люди. Взял чашку – разлил молоко, тут же слышит: «Ну что за руки-крюки, ничего сделать нормально не можешь!». Начал застегивать рубашку — получилось неправильно… Ребенок в отчаянии: «У меня ничего не получается! Вот родители – «полноценные» люди, у них-то все получается…» Только родители забывают, что и они не родились на свет «готовенькими» всеумейками.
Каждый родитель, ругая свое чадо, желает ему добра. Всем нам хочется, чтобы у ребенка все получалось, и он бы все умел, все знал, все понимал, в общем был бы таким супер- взрослым – ответственным, умным, трудолюбивым, понимающим… Причем сразу, немедленно – родился и уже все делает правильно! Смешно? Да, звучит абсурдно. Но тогда откуда же у нас столько недовольства и раздражения? Нам трудно смириться с несовершенством другого человека, а ведь ребенок и не может соответствовать нашим идеалам – просто потому, что он – другой. Это не значит, что проблемы нужно игнорировать, на мир смотреть сквозь «розовые очки». Есть ли проблемы у ребенка? Безусловно, есть! Как и у каждого из нас, у любого человека. Но идеальных людей нет, а стократное повторение детских недостатков приведет к перекосу в эту сторону, к потере веры в себя, к заниженной самооценке. И исправить, скорректировать эти особенности характера станет очень трудно.
Почему у ребенка заниженная самооценка? Основные причины:
Наследственный фактор. Особенности физического развития (наличие заболеваний, инвалидности способствует формированию комплекса неполноценности), темперамента (к примеру, сангвиники чаще всего общительны, склонны к лидерству, меланхолики очень впечатлительны, остро чувствуют других людей и их чувства), умственные способности (у детей, имеющих умственные отклонения или задержку психического развития, комплекс неполноценности может быть особенно ярко выражен).
Воспитание. Гиперопека — излишняя и навязчивая забота или гипоопека — отсутствие теплых и доверительных отношений между ребенком и родителями. Даже любящие родители, сами неуверенные в себе, вряд ли смогут воспитать активного и уверенного в себе ребенка. Ведь как можно учить тому, что не умеешь сам?
Социальные контакты — отношения вне семьи с одноклассниками, педагогами, друзьями, знакомыми
Детям, особенно в подростковом возрасте, свойственен «дух коллективизма», им важно быть не хуже других (по их мнению), нередко травля одноклассников из-за особенностей внешности, физического или психического развития ребенка крайне негативно сказывается на характере — подросток или замыкается в себе, или становится агрессивным.
Как бороться с низкой самооценкой?
Первое, что нужно сделать: избавиться от токсичных людей в окружении. Завистливые подруги, недоброжелательные коллеги, унижающий ваше достоинство партнер – оставьте их в прошлом. Если негативные реплики вы слышите от родственников, сведите общение к минимуму.
Второй шаг: начните роман с самой собой. Подумайте, как вы относитесь к любимым людям? Обнимаете их, говорите комплименты, дарите подарки. Делайте всё то же самое по отношению к себе! Ловите чек-лист простых действий, резко повышающих самооценку:
- Любуйтесь собой. Крутитесь перед зеркалом, гладьте себя по голове. Сначала это может быть сложно, но постепенно войдет в привычку.
- Балуйте себя. Поставьте собственные интересы на первое место. Идете в магазин? Купите лакомство не только мужу и детям, но и себе. Покупайте книги, косметику, белье, одежду, другие вещи, о которых давно мечтали.
- Будьте интересны самой себе. Для этого вкладывайтесь в саморазвитие и образование. Попробуйте пройти тренинги и курсы Павла Ракова – узнаете много интересного о мужской и женской психологии, прокачаете навыки успешности.
- Говорите себе комплименты. Прямо сейчас запишите на диктофон несколько комплиментов в своей адрес. Регулярно слушайте и дополняйте запись.
- Развивайте в себе признаки здоровой самооценки.Научитесь говорить «нет». Мечтайте о большем: самореализации, докторской степени, полете в космос. Прочитайте статью «Каких женщин любят мужчины? 10 качеств, которые нужно в себе воспитать» и используйте ее в качестве руководства к действию.
Как поднять самооценку ребенка
Проверить, не завышены ли требования
Если ребенок проявляет симптомы заниженной самооценки, в первую очередь нужно отыскать причину. Зачастую родители или окружающие требуют от малыша больше, чем он способен сделать. Всегда нужно быть внимательным, чтобы твои требования отвечали способностям ребенка. Не стоит просто так поднимать планку и сравнивать ребенка с другими детьми.
Похвала
Если ты будешь часто хвалить ребенка, корона на голове у него скорее всего не появится. А вот самооценка точно не упадет до критических значений. Самое главное — здесь правильно и уместно хвалить. Твои слова должны относиться к конкретной вещи, чтобы ребенок понимал, за что именно его хвалят.
Про наказания за плохие поступки тоже нельзя забывать. Это нужно для того, чтобы у ребенка формировались ценностные ориентиры. Однако ни при похвале, ни при наказании ни в коем случае нельзя переходить на личности
Лучше акцентировать внимание именно на поступке
Мнение сверстников
Для ребенка, в особенности для подростка, мнение его сверстников и друзей очень важно. В этот период их мнение, пожалуй, важнейший фактор, именно поэтому подростки и совершают всякие глупости или стараются выделиться
Здесь будет правильным выслушать и пойти навстречу. Если он хочет красить волосы, носить рваные джинсы, слушать странную музыку — пускай. Ведь сейчас это важно для него, а со временем это всё уйдет само по себе.
Совсем другое дело, если речь идет о буллинге. Не секрет, что дети бывают очень жестоки по отношению друг к другу
Важно не закрывать глаза на подобное и действовать, благо в большинстве стран уже приняты законы о буллинге. В крайнем же случае стоит просто сменить учебное заведение
Сильные стороны
У каждого ребенка есть какой-то талант. Нужно отыскать то, что он умеет или чем хочет заниматься, и помочь ему в этом направлении. Ведь вместе с этим у него будет расти уверенность в самом себе. Тебе ведь тоже гораздо легче принимать жизненные трудности, если есть вещи, в которых ты преуспел.
Заниженная самооценка — это по-настоящему большая проблема, на которую никак нельзя закрывать глаза. Особенно в детстве, ведь это может повлиять на всю оставшуюся жизнь не самым приятным образом.
Что делать?
Когда человек на протяжении длительного времени страдает от своей самооценки, не может сам привести её в норму, и ситуация только усугубляется – это уже признаки расстройства. В таких случаях скорректировать самооценку самостоятельно довольно сложно. Во-первых, люди с завышенной самооценкой практически никогда не признают наличие проблемы. Во-вторых, для этого нужно обладать твёрдым самоконтролем и самодисциплиной, что, к сожалению, им тоже несвойственно. Кроме того, завышенная самооценка может быть симптомом психологических проблем, например, нарциссического расстройства личности, и некоторых видов психопатии. Для того, чтобы минимизировать эту проблему, лучше всего обратиться к психологу или к психотерапевту. И чем раньше, тем лучше. При помощи психодиагностики специалист выявит причины, поспособствовавшие развитию завышенной самооценки и, используя различные методики психотерапии, скорректирует её. При работе с самооценкой у детей психолог обязательно проводит беседы и со взрослым окружением ребёнка (родители, бабушки, дедушки) для того, чтобы помочь выстроить корректные детско-родительские отношения, сформировать правильный тип воспитания в семье.