Для чего нужна самооценка
Самооценка помогает адекватно оценивать свои силы и возможности. Также ребенок может оценивать поступки и разделять их на хорошие и плохие. Если ребенка мотивировать правильно, то самооценка помогает ему собраться с силами и не сдаваться при первых неудачах в выполнении того или иного задания. Роль самооценки в жизни ребенка очень велика.
К самым распространенным значениям оценки себя ребенком принято относить следующие роли
Самооценка выполняет следующие функции:
- мотивирует;
- развивает способность к самоанализу;
- обучает;
- стимулирует.
Именно благодаря адекватной самооценке дети способны хорошо учиться, заниматься любимым хобби и выстраивать здоровые отношения со сверстниками.
5 причин низкой самооценки ребёнка
Некоторые слова и действия родителей могут очень негативно влиять на самооценку ребенка.
1. Неконструктивная критика ребёнка
Это когда родители говорят только о его недочетах, не замечая того, что он сделал хорошо. А также, если они не объясняют, КАК конкретно ребёнок может исправить и улучшить свой результат/работу и т.д.
2. «Посмотри, как Вася хорошо справился»
Не ставьте ребенку в пример других детей! Это вообще его никак не мотивирует, а только обижает и заставляет сомневаться в вашей любви.
3. Гиперопека
Не делайте за ребенка то, что он уже может сам и не вмешивайтесь без надобности, когда он пытается чем-то овладеть самостоятельно. Из-за чрезмерной опеки и контроля у детей возникает ощущение, что они ни на что не способны и им не стоит даже пытаться.
4. Публичные замечания
Если хотите сделать замечание ребенку, сделайте его приватно, без свидетелей. Не нужно «на людях» стыдить и критиковать его – это унизительно и сильно «бьет» по его самооценке.
5. Будьте внимательны к словам-ярлыкам
Ярлыки иногда «прилепляются» к ребенку в семье: «Капризуля», «Рева-корева», «Плакса-вакса», «Злюка», «Драчун», «Неряха» и т.д. Все они негативно сказываются на самооценке ребенка и имеют нежелательные отдаленные последствия.
Как поднять самооценку у ребенка
Как общаться с ребенком, чтобы не сформировать устойчивую заниженную оценку самого себя? Как общаться с детьми, чтобы не навредить. А если сложилась заниженная самооценка у ребенка, как поднять ее?
Создайте атмосферу безусловной любви к ребенку. Мы любим его не за красоту, способности, успешность, а за то, что он, мое дитя, мой сын, моя дочь, мое продолжение. Любовь – основа здорового развития человека.
Бережно относитесь к способностям и особенностям проявления самостоятельности своего чада, считайтесь с его потребностями. Дети, чьи потребности не удовлетворяются, обычно низко оценивают себя.
Будьте терпеливы с малышами и младшими школьниками, проявляйте мудрое терпение и уважение к подросткам.
Никогда не сравнивайте своих детей с другими и не критикуйте за неуспех или неудачу, за проявление слабости и переживание различных страхов.
Проявляйте интерес к жизни ребенка и не скупитесь на похвалу и ласку
Ему важно знать, что значимые для него люди видят, признают и оценивают все то, что он делает
Будьте последовательны и требовательны к своим детям. Отсутствие режима, требовательности и внимания со стороны родителей является признаком равнодушия и вызывает у детей беспокойство.
Помните: постоянная критика, бесконечные замечания по поводу недостатков и неудач ребенка, общение только в приказном тоне — это не методы воспитания.
Никогда не срывайтесь на крик и оскорбления, если не хотите потерять ребенка. Не стремитесь сломать или подчинить его своей власти. Общение с позиции сильного взрослого не поможет сформировать нормальную самооценку у ребенка, самоуважение, уверенность в себе и независимость.
Как развить высокую самооценку у детей?
Начнем с того, что самооценка у ребенка развивается с раннего возраста, поэтому родители играют в ее становлении главную роль. Мама и папа оказывают огромное влияние на жизнь малыша, все, что они говорят и делают, словно в зеркале отражается в ребенке, его мышлении и отношении к самому себе.
Психологи выделяют несколько способов развития высокой самооценки у детей:
Если родители проявляют к своему ребенку безусловную любовь, принимают его таким, каким он есть, учат его любить и понимать окружающий мир, прислушиваться к собственным ощущениям и мыслям, то этот малыш с младенчества взрастит в себе зерна высокой самооценки. Мама и папа обнимают ребенка, говорят добрые слова, поддерживают в начинаниях, поэтому малыш чувствует себя любимым, что делает его увереннее
Психологами доказано, что для проявления любви достаточно только улыбки.
Родителям следует акцентировать внимание ребенка на его сильных сторонах, достоинствах, а не на недостатках
Важно поощрять его в начинаниях, чтобы появилось желание проявлять свои таланты, сильные стороны
Но при этом нужно помочь ребенку соразмерно оценить свои силы, определить слабости, найти способ избавиться от смущения и робости.
Неизменной задачей родителей является поощрение малыша к достижению успеха. Да, даже взрослым не всегда удается такими быть, проигрывать – это нормально
Успех не является показателем ценности, уровнем высокой самооценки.
Следует развивать у ребенка новые способности и навыки, потому что они приведут его к достижению новых высот. Пусть это будут не столь важные для жизни умения, допустим, выращивание зеленого лука в зимнее время, выгуливание собаки или кормление черепашки. Все это повышает его самооценку.
Если ребенок имеет выбор, значит, в нем развивается ответственность. При этом малыш ощущает свою значимость, чувствует себя лучше и увереннее. Возможность выбора дает ему понять, что есть шанс одержать победу или подвергнуть себя риску. Родителям рекомендуется начать с малого, например, позволить ему выбирать самостоятельно одежду на прогулку, сад или школу, выбирать продукты или игрушки, которые хочется взять на пляж или пикник. Только после таких маленьких шагов, ребенок будет способен самостоятельно принимать решения относительно важных жизненных проблем.
Когда взрослый решает какой-то проблемный вопрос, то в нем проявляется ощущение чувства выполненного долга. То же самое происходит и с ребенком. Не стоит решать вместо него проблемы, подтолкните его к самостоятельному решению, пусть он сам справиться с ними. Все это повышает у малыша чувство собственного достоинства на интуитивном уровне.
Важно научить ребенка заботиться о себе, об окружающих. Задача родителей: научить ребенка поддерживать здоровый образ жизни, заботиться о себе. Сюда же входит выбор одежды в зависимости от погоды.
Малыши от природы являются натурами любознательными и стремящимися пробовать что-то новое и необычное. Если он проявляет интерес к новым видам спорта, не нужно мешать ему, пусть ищет себя. Следует поощрять его в поисках нового и полезного, но при этом рассказывать о возможных сложностях.
Если малыш хочет попробовать свои силы в единоборствах, то следует объяснить ему, что нужно будет раньше вставать, усиленно заниматься, но все это сделает его лучше.
Суть вышеперечисленного состоит в том, что родителям следует поощрять ребенка, а не хвалить его. От похвалы человек получает больше вреда, чем пользы. Если родители часто используют слова «потрясающе», «прекрасно» и другие, то самооценка ребенка затормаживается, что мешает его саморазвитию. Нередки случаи, когда малыш противится частым словам похвалы и старается сделать наоборот, чтобы указать на ошибку родителей.
Что дети часто думают о себе
За 20 лет практической работы мне приходилось работать с детьми разных возрастов и с совершенно разными проблемами
В этой работе всегда важно знать, какое у ребенка отношение к самому себе: что он думает о себе, как себя воспринимает
Вот типичный диалог:
– Расскажи мне про себя, какой ты по характеру?– Неряшливый.– А ещё какой?– Не знаю.– А если подумать ещё?– Невнимательный.– А ещё какой?– Упрямый, глупый.– А что тебе в себе нравится? Какой ты?– Нормальный. Не знаю.
Невесёлый разговор… Ребёнку легче говорить о себе плохо, чем хорошо!
«Тупица, неряха, невнимательный, глупый, лентяй, дурачок, драчун, от тебя только проблемы, не на что не способен» – ребёнок постоянно слышит эти слова в свой адрес от взрослых и сам начинает в них верить :((
Я рекомендую родителям уделять большое внимание самооценке ребёнка – это залог его психологического и душевного здоровья сейчас и в будущем
Самооценка у детей с ограниченными возможностями
У детей-инвалидов нередко возникают проблемы с самооценкой. Такая проблема обусловлена внешними факторами. Если в семье к такому ребенку относятся с трепетом, стараются его всячески окружить любовью, то другие люди могут относиться с непониманием, быть агрессивно настроенными.
Здесь важно как можно больше говорить с ребенком о том, что в жизни бывают разные ситуации. Не все дети рождаются с одинаковыми возможностями, и от этого никуда не уйти, нужно учиться с этим жить
Школьнику важно найти занятие, которое бы поднимало самооценку, отвлекало его внимание. Когда дети с ограниченными возможностями развивают свои таланты, то они чувствуют себя нужными обществу. Позитивным опытом будет поиск единомышленников, таких же детей с общими интересами
Позитивным опытом будет поиск единомышленников, таких же детей с общими интересами.
Особенности самооценки у школьников
Самооценка ребенка дошкольного возраста может быть диагностирована. Для этого проводятся исследования в широком кругу школьников, учащихся в младших классах.
Такие виды самооценки могут быть устойчивыми и гибкими. Дети разделяются на несколько групп:
- Адекватной оценкой себя обычно обладают дети, которые достаточно энергичные и активные. Он быстро ищут решения к сложным задачам, усидчивые. Учеба доставляет удовольствие таким детям. Они не боятся критики в свою сторону, легко воспринимают замечания. Каждая новая задача их увлекает. Они легко идут на контакт с другими детьми.
- Самооценка ребенка может быть завышена. Такие дети стараются по максимуму преуспеть во всех видах деятельности. Он часто проявляют самостоятельность, не спрашивают разрешения у взрослых. Общественные правила у таких детей не пользуются уважением. Многие родители не понимают, что делать если у ребенка завышенная самооценка. В первую очередь им нужно рассказывать, что в обществе существуют договоренности, их нужно соблюдать, так взаимодействие между людьми будет наиболее конструктивным. Есть риск того, что если школьник будет оценивать слишком высоко свои способности, то он потерпит неудачу. Это может сказаться в последующем на желании браться за сложные задачи.
- Самооценка дошкольников может быть занижена. Такие дети стремятся к выполнению легких заданий. Они думают, что не смогут справиться с более высоким уровнем, так как у них не хватает зданий. Но это далеко не соответствует реальному положению дел. Ученик может оказываться от высокой отметки, поскольку считает, что заслужил ее. Это влияет на самоуважение, теряется коммуникация с другими детьми и взрослыми, есть трудности во взаимоотношениях с другими людьми. На уровне подсознания такой школьник ждет неприятностей в своей жизни, вырабатывается негативный взгляд на мир в целом.
Таким образом, нельзя дать однозначный ответ, какова самооценка у большинства дошкольников и учащихся средних учебных заведений. Каждый ребенок по-своему выстраивает взаимоотношения с окружающими, самостоятельно решает, достоин ли он высоких оценок и уважения. Виды самооценки младших школьников говорят о том, что педагогам и родителям стоит больше уделять теме формирования мнения детей о самих себе, стараться корректировать в позитивную сторону.
Как формируется низкая самооценка у ребенка
Завышенные требования родителей к малышу, с которыми он не может справиться в силу своего возраста, постоянные критические замечания ведут к формированию заниженной самооценки. Чем больше и настойчивее родители указывают на недостатки или неумения ребенка, тем более устойчивой она становится. «Посмотри на Димку! Он и учится хорошо, секцию успевает посещать! Ну что ты за рохля! Все у тебя валится из рук! Какой (какая) ты тупица!» и так далее, до боли знакомая картина. Взрослые забывают, что у каждого ребенка свой темп развития и больно бьют словами, унижая его, убеждая, что он ни на что не способен. Вот так обычно закладывается низкая самооценка. Все то, что говорят взрослые своим детям, проявляется потом в виде страхов, различных комплексов.
Несколько слов о страхах, которые испытывает, начиная с двух лет, каждый ребенок. Он боится темноты, одиночества незнакомых предметов, явлений, фантастических существ и так далее. Не зная этого, родители воспринимают это переживаемое ребенком явление, как капризы, раздражаясь, гневаясь и даже наказывая малыша. У детей постарше свои страхи. Вследствие низкой самооценки и неуверенности в себе школьник ищет причину, чтобы не ходить в школу. И ребенок заболевает: то болит голова или живот, то рвота начинается и так далее. И это совсем не симуляция и не притворство. Причиной может быть страх неудачи, боязнь строгих замечаний учителей или наказания родителей, или нежелание встречаться со сверстниками, которые отвергают его.
Нежелание родителей понять детские проблемы, авторитарный стиль воспитания, который основывается на различных запретах, на тотальном контроле каждого шага и манипулировании ребенком, способствует формированию низкой самооценки.
Дети с низкой самооценкой становятся неудачниками, не способными ни на что людьми, так как не верят в себя и проигрывают, еще не начав действовать.
Как определить, что у ребёнка заниженная самооценка
Прочитайте фразы, по которым можно предположить, что у ребенка заниженная самооценка и он НЕ уверен в себе:
- У меня всё равно ничего не получится.
- Это бесполезно.
- Даже пробовать не буду.
- Я боюсь что-то сделать не так.
- Пусть другие решают.
- Какая разница, что я думаю.
- Я хуже, чем другие.
- Я не красивая / не умный / не интересная.
- Я уродина / я дурачок / я тупой…
Вот ещё ситуации, которые показывают, что ребёнку не хватает уверенности в себе и своих силах:
- Не умеет проигрывать, «психует», когда выигрывают другие.
- Быстро бросает начинания.
- Плачет, если у него что-то не получается;
- Боится и не хочет пробовать что-то новое.
- Сильно переживает из-за ошибок, корит себя.
- Стесняется и робеет при общении со взрослыми или детьми.
Если в этих примерах вы узнали своего ребёнка – вам будет полезно пройти мой вебинар «Как повысить самооценку ребёнка и помочь ему поверить в свои силы»
На этом вебинаре я даю самые важные рекомендации на тему самооценки ребенка, о которых нужно знать каждому родителю.
Функции самооценки младших школьников
Самооценка школьника выполняет несколько функций:
- обучающая — когда ребенок выполняет упражнения, а потом оценивает их результат, он заново повторяет учебный материал;
- стимулирующая — невыполненные упражнения побуждают школьника приложить больше сил в следующий раз;
- мотивационная — воспитывает стремление добиваться своего;
- аналитическая — побуждает использовать структурное мышление и упорядочивать опыт и знания.
Все эти функции психология считает ключевыми для возрастного развития детей. Любая деятельность — школьная, бытовая или игровая — дает возможность ребенку развивать те или иные навыки. Адекватная самооценка дошкольника опирается на совокупность их правильной оценки.
Признаки заниженной самооценки у детей и подростков:
- Тихий тембр голоса, невнятная речь, заискивающие интонации, привычка извиняться без видимых причин за свои поступки.
- Излишняя критичность к себе и своим поступкам, самобичевание.
- Часто на лице страдальческое выражение лица, при разговоре дети с комплексом неполноценности обычно избегают смотреть на собеседника; чрезмерно сутулятся (желание быть незаметным); садятся на самый край стула, переплетая ноги (защита от окружающих) или пряча их под стул.
- Малообщительны, ведомые, постоянно жалуются на плохое самочувствие, неприятности. Чаще всего неуверенные в себе дети и подростки — интроверты (эмоции, чувства направлены внутрь себя, а не во внешний мир).
- Излишняя агрессивность. Грубость с окружающими как защита от внешнего мира, неверие в себя рождает недоверие и к окружающим.
- Болезненная реакция на критику, плаксивость.
- Чрезмерная внешняя самоуверенность в поведении, как ни странно, говорит о низкой самооценке, сопровождается желанием «выделиться из толпы» (необычная одежда или поведение с претензией на «оригинальность»). Особенно сильно проявляется в подростковом возрасте.
- Желание быть первым всегда и везде. Подросток живет в постоянном стрессе, вынужден доказывать себе и окружающим, что он лучше всех. Личности, уверенной в себе, любящей себя, нет нужды доказывать свою «исключительность».
Эти признаки могут наблюдаться по отдельности или в разном сочетании.
Завышенная самооценка у ребенка
Завышенная самооценка у ребенка — это сигнал к тому, что школьнику нужна помощь психолога. Дети с высокой самооценкой обычно ведут себя очень активно. Им нравится быть лидерами и привлекать других детей участвовать в их собственных играх. Они охотно предлагают свои идеи и добиваются участия остальных в выбранных ими развлечениями. Им хочется и нравится быть во всем первыми
Самоутверждение для них очень важно. Поэтому любую возможность для самореализации они используют на 100%
Благодаря самооценке дети учатся договариваться о компромиссе, строить межличностные отношения, давать объективную оценку своим возможностям и ставить перед собой посильные задачи. Ребята с чрезвычайно завышенной самооценкой зачастую очень ярко и громко выражают свои эмоции. Они стремятся привлекать к себе как можно больше внимания, но при этом отличаются сильным снобизмом и пренебрежением к чувствам других людей. Несмотря на очевидные лидерские задатки, такие дети неспособны стать хорошими друзьями и завоевать уважение одноклассников. Педагоги утверждают, что даже результаты контрольных работ или соревнований школьники с завышенной самооценкой не воспринимают всерьез и продолжают считать себя лучше других детей. Реакция на критику и замечания у них нередко агрессивная. Когда одноклассники или взрослые не отвечают их ожиданиям, ребенок с завышенной самооценкой способен применить насилие, чтобы «наказать» других людей за собственные неудачи.
Самооценка завышена: в чем дело?
Дети с завышенной самооценкой – еще одна крайность, такие ребята могут страдать не меньше тех, у кого она занижена. Происходит это потому, что последствия схожи. Малышей, уверенных в том, что они лучше других, не принимают другие дети, дразнят и обходят стороной.
С ними не хотят играть, разговаривать, их стараются уколоть словами и всячески принизить. Почему так происходит?
Когда ребенок не достиг школьного возраста, родители и другие родственники потакают ему дома, выполняют капризы и требования, поддерживают высокое самомнение. Но когда маленький зазнайка выходит в коллектив, начинаются сложности.
Например, девочку, имеющую лишний вес, родители холят и лелеют. Она для них «принцесса» несмотря на то, что весит на двадцать килограммов больше сверстниц. Девочка не комплексует, ведь каждый день слышит похвалу мамы и папы, которые не замечают (или не хотят замечать) лишний вес.
Что происходит, когда такая «принцесса» приходит в школу и встречается с другими девочками? В лучшем случае ничего, если дети поведут себя корректно.
Это несоответствие способно взорвать детскую психику, нанести девочке оскорбление и стать причиной нервного срыва
Поэтому важно способствовать формированию правильной, адекватной самооценки с малых лет
Что такое самооценка?
Дети смотрят на мир, и в том числе на себя, родительскими глазами. «Кто Я? какой Я?» эти вопросы интересуют любого ребенка, особенно – подростка. Узнает он об этом от других людей. Но наибольшее значение имеет для него мнение о самом себе самых важных людей на свете: родителей. Из мнения, ожиданий, установок родителей и складывается представление ребенка о себе, самооценка. И рано или поздно ребенок начинает видеть себя таким, каким его видят другие.
Многочисленные исследования подтвердили, что адекватная самооценка позволяет человеку браться за новые и трудные задачи, реально оценивать свои силы и возможности, иногда терпеть неудачи и все же побеждать. В конечном счете можно сказать, что самооценка влияет на способность быть счастливым. Ведь уверенный, любящий и заботящийся о себе человек скорее сможет выстроить гармоничные отношения с людьми, окружающим миром и самим собой.
Представление человека о себе формируется постоянно, непрерывно, на протяжении всей жизни. Это изменчивое, подвижное понятие, а не раз и навсегда закрепленный в сознании образ.
В раннем и дошкольном детстве самооценка формируется благодаря родительским высказываниям и установкам. Почему? Потому что дети верят и впитывают в себя все, что говорят и думают про них значимые для них взрослые. Кроме того, они стремятся соответствовать ожиданиям своих родителей и оправдать их
Сказано, Вася очень добрый и отзывчивый мальчик, значит, это так и есть: Вася с чистой душой этому верит, и – что важно! действительно старается быть таким. А у ребенка, которому с раннего детства внушают, что он ведет себя плохо, неправильно, развивается неприязнь к себе, и это мешает обучению, любви, построению отношений с другими людьми.
«Другие дети как дети, а моя…» вздыхает мама, и детское сердце сжимается от вины, грусти и злости на себя: ну почему я такая?
Конечно, родители так говорят не из желания насолить своим детям. Скорее всего, их собственные родители тоже имели привычку критиковать и «воспитывать» без меры, вот они и воспроизводят подобный стиль отношений с собственным ребенком. Причиной чрезмерно критичного воспитания могут также являться завышенные требования по отношению к детям, а также собственная неадекватная самооценка — поэтому про «воспитание» себя тоже не следует забывать, а лучше с него и начать.
Многие дети думают, что они – такие «неполноценные» люди. Взял чашку – разлил молоко, тут же слышит: «Ну что за руки-крюки, ничего сделать нормально не можешь!». Начал застегивать рубашку — получилось неправильно… Ребенок в отчаянии: «У меня ничего не получается! Вот родители – «полноценные» люди, у них-то все получается…» Только родители забывают, что и они не родились на свет «готовенькими» всеумейками.
Каждый родитель, ругая свое чадо, желает ему добра. Всем нам хочется, чтобы у ребенка все получалось, и он бы все умел, все знал, все понимал, в общем был бы таким супер- взрослым – ответственным, умным, трудолюбивым, понимающим… Причем сразу, немедленно – родился и уже все делает правильно! Смешно? Да, звучит абсурдно. Но тогда откуда же у нас столько недовольства и раздражения? Нам трудно смириться с несовершенством другого человека, а ведь ребенок и не может соответствовать нашим идеалам – просто потому, что он – другой. Это не значит, что проблемы нужно игнорировать, на мир смотреть сквозь «розовые очки». Есть ли проблемы у ребенка? Безусловно, есть! Как и у каждого из нас, у любого человека. Но идеальных людей нет, а стократное повторение детских недостатков приведет к перекосу в эту сторону, к потере веры в себя, к заниженной самооценке. И исправить, скорректировать эти особенности характера станет очень трудно.
Самооценка у детей с ограниченными возможностями
Особенным деткам важно понимать, что они нужны обществу, а не являются обузой. Восприятие зависит от отношения родителей
Одни относятся с трепетом и терпением к своему ребенку, а другие могут срываться на малыша из-за усталости. Постарайтесь найти такому малышу друзей по интересам. Ребенок, занимаясь любимым делом, поймет свою важность и ценность. А еще не забывайте напоминать ему о том, какой он молодец.
Справедливо будет поговорить с ребенком о том, что не все люди одинаковые, и в жизни бывают разные ситуации, но трудности даются для того, чтобы их преодолевать. Каждый день говорите малышу с ограниченными возможностями, какой он молодец.
В чем опасность низкой самооценки
Самооценка младшего школьника может быть занижена. На это может быть целый ряд причин: как минимум к нему было плохое отношение в семье и школе, как максимум — он пережил трагические события в своей жизни
Важно вовремя принять меры, протянуть руку помощи ребенку. Дети не всегда понимают, что происходит, почему мир такой несправедливый к ним
Бывает, что они переживают насмешки со стороны сверстников, и не находят поддержки со стороны своих родителей и учителей.
Если не помогать такому ребенку, то в будущем он будет иметь заниженную самооценку, что отразится на качестве его жизни и на взаимодействии с другими людьми. Такие люди остаются одинокими, испытывают агрессию по отношению к окружающему миру. Они стремятся уйти от ответственности, постоянно сомневаются в собственных решениях.
К самым распространенным причинам низкой самооценки младших школьников относится небрежное воспитание и чрезмерная критика. В особенности таким детям уделяется мало любви и внимания, они часто замыкаются в своем мире, не идут на контакт с другими людьми.
Бывает, что родители не замечают, как оказывают давление на ребенка. Они думают, что так можно достигнуть результатов намного быстрее, чем в других семьях. Иногда таким способом проявляется родительский эгоизм. У ребенка не остается места для принятия собственных решений. Он чувствует себя неуверенно во взрослой жизни.
Развитие самооценки в дошкольном возрасте
Первичный пласт самооценки ребенка можно сравнить с пушистым облаком – эмоциональным и позитивным. Каждый малыш видит себя глазами любящих родителей.
Дошкольник стремится соответствовать требованиям взрослых. Он чувствителен к замечаниям «это хорошо» и «так нельзя», «это плохо».
В продуктивной деятельности и в трудовых действиях дети открывают для себя собственные возможности, благодаря чему у них формируется самооценка своих достижений.
В самостоятельной деятельности самооценка проявляется как умение соотнести полученный результат с тем, который предполагался ребенком. Видя несоответствие результата начальному замыслу, одни дошкольники бросают свою затею. Но многие упорно пытаются переделать свою работу и добиться лучшего. В обоих случаях задействуется самооценивание. Хотя вера в свои способности и умения проявляется только во втором случае.
Самооценка дошкольника формируется под влиянием оценок значимых взрослых. Если ребенок слышит отрицательные высказывания о результатах своих стараний, то он также будет занижать свои способности. А это нисколько не способствует стремлению переделать работу и добиться лучшего результата. Укрепляет веру в себя и свою умелость общая положительная оценка взрослого с вкраплением точечных замечаний, где и что ребенок способен подправить.
Формирование самооценки у младших дошкольников
Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от взрослых признания своих достижений
Вылепил из пластилина колобок или застегнул пуговицы – не важно, насколько значителен результат, — малыш хочет услышать от окружающих слова восхищения. Он еще не может задать критерии успешности, или наоборот неуспешности, своих действий
Взрослые восторгаются и хвалят – вот ребенок и считает себя успешным.
К примеру, услышав от мамы «Как красиво ты нарисовал!», ребенок без сомнений посчитает и свой рисунок хорошим, и себя умелым в рисовании. А став свидетелем похвалы других детей, — «Какой же Дима молодец! Все игрушки сложил!» — дошкольник пытается проявить себя в каком-то деле, чтобы тоже стать «молодцом».
В 4 года дети связывают самооценку не со своим успешным или неудачным опытом. Они полностью ориентируются на оценочные высказывания окружающих.
К 5-ти годам дошкольники считают себя хорошим, указывая на свои положительные качества: делюсь игрушками, слушаюсь маму и пр. В этом возрасте дети оценивают себя, сравнивая со сверстниками.
Способы коррекции самооценки
Применив способы коррекции самооценки на практике, вы поможете своему ребенку избежать трудностей в будущем.
Не сравнивайте малыша со сверстниками. Недопустимо говорить: «А вот Дима уже выполнил домашнее задание и гуляет во дворе, а ты еще сидишь над учебником». Родители должны понимать, что у каждого ребенка разные способности – это первое. Самая главная задача родителя – разглядеть талант своего ребенка или его отсутствие. Оценивайте способности малыша трезво. Не бывает людей успешных во всех направлениях.
Не забывайте хвалить ребенка. Для большинства детей похвала – это самая большая мотивация. Хвалите своего ребенка за результат чего-либо. Малыш будет покорять новые и новые вершины ради заветных слов мамы и папы: «какой же ты молодец», «мы гордимся тобой», «так держать».
Уважайте личное пространство ребенка
Для малыша важно, чтобы близкие люди ценили его мир. Бережно относитесь к личным вещам и игрушкам ребенка
Пусть он понимает, что его любят, ценят и уважают.
Адекватно оценивайте способности ребенка. Не стоит предъявлять завышенные требования к малышу. Если ваш сын или дочь учатся во 2 классе, они не обязаны знать программу 5 класса, даже если эту программу легко освоил один из их одноклассников.
Не критикуйте личность. Не ругайте и не кричите на малыша, если не все получается с первого раза. Лучше помогите преодолеть трудности и вместе радуйтесь успехам и достижениям.
Чаще разговаривайте с ребенком, так вы поймете, чего ему не хватает. Доверительные отношения между родителями и детьми гораздо легче сформировать в дошкольном возрасте ребенка, чем в подростковом.
Особенности самооценки младших школьников
Психологи провели глубокие диагностические исследования среди большого количества младших школьников. Им удалось выяснить, что у детей этого возраста присутствуют разные виды самооценок: адекватная, завышенная и заниженная. Каждый из этих видов самооценки может быть устойчивым или гибким. Всех детей можно разделить на несколько групп, согласно видам самооценки, которыми они обладают:
- Дети младшего школьного возраста с адекватной самооценкой обычно выглядит энергичными и активными. Их можно назвать находчивыми и усидчивыми. Они с удовольствием учатся, не испытывая отторжения к критике, они открыты к общению и обладают чувством юмора. Новые задачи они считают привлекательными и интересными. Для поддержания дружбы им не приходится прикладывать значительных усилий.
- Дети, самооценка которых устойчиво завышена, прилагают очень много сил, чтобы преуспеть в деятельности любого рода. Им нравится проявлять полную самостоятельность в решениях и выборе друзей. Они не уважают общественные правила. Если у ребенка завышенная самооценка, он обычно самоуверен и считает, что может без помощи и поддержки окружающих добиться больших успехов как в учебе, так и в межличностных отношениях.
- Младшие школьники, у которых самооценка завышена, но при этом неустойчива, склонны слишком высоко себя оценивать, преувеличивать свои возможности, переоценивать личные качества и результаты своего труда. Они пытаются браться за задания, выполнить которые им явно не по силам. Когда они терпят неудачу (а так случается чаще всего), они либо резко меняют вид деятельности, либо упорно продолжают настаивать на том, что могут выполнить данную работу. У них формируются многочисленные социальные связи, но почти всегда непрочные.
- Если у ребенка занижена самооценка, он будет предпочитать самые легкие задачи и задания, ведь сделать их у него больше шансов. Процесс учебы вызывает у него тревогу и волнение. У такого ребенка нет достижений, на основе которых он может оценить себя более высоко, однако он стремится не потерять хотя бы то самоуважение, которое у него есть. Повышение самооценки в подобных обстоятельствах становится крайне необходимо, ведь, имея плохое мнение о себе, ребенок не понимает, как правильно общаться, что делать на уроках и как выстраивать отношения со взрослыми. От всех окружающих он подсознательно ждет неприятностей. У него развивается негативная внутренняя позиция.
Коррекция самооценки младшего школьника
Чтобы понять, как повысить самооценку ребенку, следует обратиться к накопленному педагогическому опыту. Современные педагогические системы предлагают максимально избегать сравнения детей между собой. Это защищает их от многих комплексов и конфликтных ситуаций, а также позволяет им развиваться и выстраивать социальные связи более свободно и уверенно. Такая методика приобретает все больше сторонников, поскольку показывает превосходные результаты.
Любому ребенку гораздо более комфортно учиться, расти и заниматься творчеством в обстановке, где сравнивают его успехи с его же деятельностью в более раннем периоде
Ребенок таким образом сосредотачивает свое внимание на собственной работе и оценочное суждение выносит в первую очередь о себе самом. Окружающие люди становятся его источником психологической поддержки, а не потенциальными источниками критики
Особо осторожно и аккуратно взрослые должны поступать, когда ребенку предстоит публично дать оценку самому себе. Это новый опыт у большинства дошкольников, и лишь единицам из них удается получить от него положительное впечатление
Ребенку необходимо оказать полноценную поддержку и помочь ему перешагнуть через внутренние барьеры.
Лучше начинать оценивать себя перед ровесниками, потому что педагогу сложно скорректировать реакцию класса всего класса сразу. Гораздо легче направлять ситуацию в необходимое русло, когда количество детей ограничено. Хорошей помощью могут служить наводящие вопросы, на которые ребенок мог бы кратко ответить «да» или «нет». Они являются своего рода подсказками и учат детей быть объективными, однако не терять при этом достоинства и оставаться вежливыми.
Необходимо прививать детям благодарность за оценку их деятельности и уважение критических замечаний. Младший школьный возраст — это как раз то время, когда следует показать детям ценность справедливых и объективных чужих оценок
Для ребенка это очень важно
Школьник со здоровой самооценкой понимает, что периодические неудачи — это естественно и нормально. Он воспринимает их спокойно и ищет возможность извлечь полезу и ценный опыт, который поможет в будущем быть более успешным и достигать высоких результатов.
Нередко родители считают похвалу основным инструментом повышения самооценки ребенка, однако это не совсем правильно. Похвала должна быть уместной и справедливой. В психологии известно, что задача взрослого — найти и использовать основание для комплиментов, однако ребенок должен доверять оценке взрослого. Если дети поймут, что слова поддержки и высокие оценки на самом деле просто попытка ими манипулировать, ценность похвалы будет нивелирована в их глазах, и корректировать самооценку у таких младших школьников станет намного сложнее.
Похвала и критические замечания не должны быть лишены эмоциональной окраски. Эмоциональная окраска должна быть умеренной, а мнение взрослого — абсолютно искренне. Дети хорошо замечают фальшь. Педагоги и родители должны проявлять мудрость и терпение, а не лицемерить и говорить то, что на самом деле не считают.
Психологи утверждают, что с возрастом школьники все менее склонны переоценивать себя и свои возможности, а их способность давать себе правильную оценку возрастает.
Коррекция самооценки младших школьников — необходимая работа в любом детском коллективе. Ее должны проводить только опытные педагоги и психологи. Она должна проводиться сразу после того как прошла диагностика самооценки младших школьников. Психика ребенка младшего школьного возраста очень подвижна, для нее характерна большая гибкость, и если корректировку отложить, то спустя некоторое время она уже может оказаться неуместной и принести больше вреда, чем пользы.
Всегда нужно учитывать особенности самооценки младших школьников и помнить, что эти особенности зависят от возраста. Школьники, которые учатся в 4-7-м классах, имеют совершенно другие психологические черты и навыки.