Как правильно обьяснить детям правила поведения с незнакомыми людьми

Правила безопасности в доме

Чтобы защититься от нападения незнакомца, нужно придерживаться таких правил:

  • Никогда не открывать дверь незнакомым людям;
  • Если человек за дверью представляется работником коммунальной службы, также не впускать его, а позвонить родителям или соседям;
  • Всегда смотреть в дверной глазок, перед тем, как открывать дверь;
  • Перед выходом из квартиры, смотреть в дверной глазок. Выходить из дома, когда на площадке нет незнакомцев.

Важно помнить, что от природы ребенок является наивным, беззаботным, неосторожным

У него рассеянное внимание. Поэтому необходимо регулярно напоминать ему правила, которые помогут всегда оставаться в безопасности

Почему дети верят незнакомым людям?

По утверждениям специалистов, во многих ситуациях дети сами уходят с преступниками. Такое случается, даже если мама и папа занимаются с ребенком, объясняют ему, что нельзя доверять незнакомцам, говорить с ними и идти к ним. Почему так случается? Все дело в том, что параллельно детей учат послушанию, отзывчивости, доброте. Не каждый из них может в силу возраста, доброты и любопытности отличить опасные ситуации от неопасных.

Опасный человек в воображении ребенка представляется, как некий страшный персонаж какого-то мультфильма или сказки. Дети не могут осознать, что милый, приветливый, хорошо одетый незнакомый человек может быть опасным. Экспериментальные исследования показали, что многие дети согласны пойти с незнакомцем спасти животное, готовы донести старушке сумку, проведут к аптеке тетю, пойдут за дядей, который говорит, что мама ждет за углом.

Воспитанному ребенку сложно отказать взрослому в просьбе о помощи. Он не осознает, зачем кому-то нужно похищать его. Поэтому задача родителей – не просто объяснять правила безопасности, но и приводить примеры, показывать в игровой форме различные ситуации и возможные сценарии. И не уклоняться от вопросов, честно отвечать, если ребенок спрашивает, почему похищают детей, что с ними потом делают.

Ответы формировать так, чтобы малыш понял опасность, но не описывать подробности, к этому его психика не готова. Например, пятилетнему ребенку можно сказать, что детей похищают, чтобы родители платили за них деньги. И если такое случается, он расстанется с мамой и папой, а найти его будет очень сложно. Перспектива расстаться с родителями для детей такого возраста и будет основным мотивирующим фактором, чтобы избегать общения с незнакомцами.

О чем нужно предупредить ребенка

Чтобы ребенок не стал жертвой похищения, родителям следует постоянно повторять такие правила:

  • Если он сомневается в незнакомце, который идет возле него по улице или стоит на остановке, если что-то настораживает, стоит пропустить взрослого вперед, уступить ему очередь;
  • Если взрослый продолжает настаивать на своем, не уходит, ребенку нужно подойти к любому дому и притвориться, что он там живет, помахать рукой кому-то в окне;
  • Если человек спрашивает адрес аптеки или магазина, показать, в каком направлении идти, но не провожать;
  • При любых уговорах со стороны незнакомца нужно отвечать, что привык обо всем предупреждать родителей, получить их согласие;
  • Если незнакомый человек предлагает показать что-то интересное (игрушку, котенка), просит о помощи (донести пакет к квартире или к подъезду), всегда отказываться;
  • Если незнакомец представляется режиссером, продюсером интересного конкурса или телепередачи, предлагает поучаствовать в съемке, отказываться. Взамен поинтересоваться, куда и когда прийти на съемку с мамой;
  • Если рядом останавливается автомобиль, нужно отойти подальше, не соглашаться сесть в него, а если заметил, что автомобиль движется за ним, бежать в противоположную сторону.

Переход из «незнакомых» в «знакомые»

Переход человека из «чужих» в «свои» происходит под контролем родителей. Для того чтобы в категорию «знакомых» перешел одноклассник вашего чада, придется познакомиться не только с ним самим, но и с его родителями. Общаясь, взрослые обмениваются адресами и номерами телефонов, обсуждают вопросы личной безопасности ребенка. Так появляются знакомые «второго круга». Со временем они могут перейти в ближний круг ребенка и стать «друзьями на всю жизнь».

О том, почему стоит дружить с родителями других детей, рассказывается в передачах цикла «Как воспитать счастливого ребенка».

Если родители решили, что из школы или детского сада домой ребенка будет забирать няня или доставлять служебная машина, то нужно заранее сообщить ему об этом и познакомить с няней или водителем. Можно сказать: «Сын (дочь), после занятий тебя будет забирать тетя Маша или дядя Вова. Водитель будет приезжать за тобой на вот такой машине вот с таким номером. Владимир Сергеевич (Мария Петровна) – надежный человек, я им полностью доверяю». А чтобы ребенок быстрее привык к новым людям, родителям стоит первое время заезжать в школу (сад) вместе с водителем (няней).

Объясните ребенку, в случае, если за ним приедет другая машина, садиться в нее нельзя, если не получено одобрение от отца. Даже если машина «та самая», а водитель «не тот», ребенку не стоит покидать здание школы (детского сада) пока он не получит четких разъяснений – ехать или нет, и почему за рулем другой человек.

На экстренный случай, когда папа или мама не успеют сообщить своему чаду, что из школы или сада его будет забирать другой человек, можно придумать кодовое слово вашей семьи, которое будете знать только вы и ваш малыш. Если на улице к ребенку подойдет незнакомец и предложит отвести его к родителям, ребенок спросит у него кодовое слово, и если незнакомец этого слова не знает, ребенку следует громко закричать: «Дядя, тетя, я тебя не знаю! Я не пойду с тобой никуда!», и по возможности, найти людей из «близкого круга».

Вы также можете ознакомиться с мнением Антона Андреева, психолога портала «Я-родитель», о том, как правильно объяснить ребенку навыки безопасного поведения вне дома.

ІІ. Как вести себя с незнакомыми людьми в подъезде

Подходя к дому, обрати внимание, не идёт ли следом посторонний. Если кто-то идёт, не подходи к подъезду

Погуляй на улице минут 10 и если незнакомец продолжает идти следом, расскажи о нём любому повстречавшемуся взрослому, а лучше знакомому.

Если в доме есть домофон, перед входом в подъезд позвони в свою квартиру и попроси родителей тебя встретить.

Если незнакомый тебе человек уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдёт кто-либо из взрослых жильцов дома.

1. Если незнакомец садится в лифт…

Ни в коем случае не садись с незнакомцем в лифт. Заходи в кабину только после того, как ты убедился в отсутствии постороннего человека на площадке.

Если незнакомец всё-таки зашёл в лифт — не стой к нему спиной и наблюдай за его действиями. Нажимай кнопку ближайшего этажа.

2. Если незнакомец пришёл к тебе домой…

Если ты один дома, а в это время пришёл кто-то незнако­мый, то никого нельзя пускать, что бы они там ни говорили. Тебе мо­гут сказать, что они разные слесари, знакомые родителей, и могут про­сить что-то передать им или рассказать тебе любую другую историю — например, что тебе пришла посылка с конфетами и т. д. Не верь!

Всегда будь осторожным и бдительным по отношению к посторонним. Лучше оказаться излишне подозрительным и недоверчивым, чем беспечным. У взрослых есть такая поговорка: «Лучше перебдеть, чем недобдеть». Следуй ей, особенно если речь идёт о твоей личной безопасности.

Читай также:

Правила безопасности на улице

Чтобы защититься от опасности на улице, ребенок должен выполнять простые правила:

Говорить незнакомцу, что торопится, не останавливаться на оклики;
Если человек следует за ним, пойти в место скопления людей (магазин, остановка транспорта), позвонить родным, сообщить свое местонахождение, попросить, чтобы встретили;
Не ждать нападения, в подозрительной ситуации убегать;
Если человек пытается напасть, бросить любой подручный предмет ему в лицо (портфель, сменную обувь, горсть монет), после чего убегать в людное место;
При попытке нападения использовать любой подручный предмет, который поможет защититься (ручку, ключи, аэрозоль), сильно наступить на ногу человеку каблуком

Когда немного ослабнет хватка, убегать как можно быстрее;
Громко кричать, этим привлечет внимание людей;
Всегда двигаться навстречу транспортным средствам;
Если он вынужден идти, когда на улице уже темно, походка должна быть быстрой. Можно идти возле пожилых людей;
Если кто-то предлагает подвезти, отказываться;
Стараться всегда идти рядом возле группы людей, которые выходят из транспорта;
Если рядом останавливается автомобиль, не вступать в общение с водителем, отказываться сесть рядом

А если авто продолжает двигаться рядом с ним, перейти на противоположную сторону улицы, попытаться скрыться в переулке, позвонить родителям;
Всегда говорить родителям, куда идет. А родителям следует, по возможности, встречать ребенка вечером;
В школу либо домой лучше всего ходить с другими детьми.

8 шагов помочь ребенку понять, где «свои» и где «чужие»

Задавая ребенку наводящие вопросы, родители могут выяснить, знает ли он, кто для него является незнакомым человеком, и как с ним себя вести.

  1. Спросите своего ребенка, сколько, по его мнению, у него знакомых. Ответы могут быть следующие: весь класс, весь двор, 40 человек, «только ты и мама» и так далее.
  2. Попросите его дать определение, кто такой знакомый человек.
  3. Спросите ребенка, какие люди являются для него незнакомыми. Ответ может быть таким: лысый мужчина в черном пальто, который стоит за углом и задумал недоброе.
  4. Разберите с ним определения знакомых и незнакомых людей и выучите их.
  5. Снова задайте ребенку первый вопрос. Убедитесь, что число знакомых уменьшилось в несколько раз.
  6. Обсудите с ребенком, кто для него знакомый человек. Попросите его назвать людей, которые входят в его ближний круг (родители, бабушка Аня, дядя Костя, водитель Владимир Сергеевич, сосед Юра восемнадцати лет).
  7. Задайте ребенку вопрос, кто может забирать его из школы или детского сада. Правильный ответ: все из ближнего круга. При этом ребенку стоит предварительно позвонить папе или маме и сообщить им имя человека, который провожает его с занятий.
  8. Продолжите предыдущий вопрос: а что, если в школу или в детский сад придет незнакомый человек или человек из «второго круга»? Правильный ответ: «Я из школы (сада) не выхожу, сразу звоню родителям». Если это люди из «второго круга», например, одноклассник (одногруппник) с родителями, то с разрешения папы или мамы ребенок может пойти к ним в гости. Если же это незнакомые люди, он остается в школе (детском саду), пока придут родственники или соседи».

Михаил Рулев,
кандидат педагогических наук,
специалист по детской безопасности,
автор курса «Личная безопасность ребенка» для детей 7-11 лет

Ход занятия:

Воспитатель: — Ребята,а вы любите ходить с родителями на прогулку : в лес, в парк, в музей?

— Скажите, а если вы отстали от родителей и оказались одни на улице,

что вы будете делать?

— О чём вы должны помнить, если нет рядом взрослого? (ответы детей)

(домашний адрес, телефоны своих родных)

Воспитатель: — На улице очень опасно находиться одному без родителей.

-Куда вы пойдёте, если заблудитесь на улице? (ответы детей)Воспитатель: — Запомните! Надо зайти в ближайший магазин, почту, сберкассу и объяснить людям, что ты потерялся. И взрослые помогут тебе вернуться домой или встретиться с родителями. Но, лучше всего постараться не отставать и не теряться, для этого необходимо не отвлекаться, стараться быть рядом со взрослыми.

Воспитатель: — Мы с вами читали сказки, в которых персонажи выглядят очень добрыми, готовыми прийти на помощь, но есть такие люди, которые могут замышлять недоброе и такие люди могут встретиться в жизни. Поэтому с незнакомыми людьми надо быть очень осторожными.

Воспитатель: — Послушайте стихотворение Е. Васильевой «Чтобы не было беды»

Катя во дворе гуляет

Вдруг машина подъезжает

Тетя из нее выходит

Близко к девочке подходит

Сладостями угощает, прокатиться приглашает.

Старший брат отвел в сторонку

Непослушную сестренку:

— Неужели ты забыла, что нам мама говорила?

Чтоб к чужим не подходили,

Разговор не заводили.

Ты в машину не садись,

Незнакомцев берегись!

Воспитатель: — Дети, а правильно ли сделал мальчик? (ответы детей)

-А кого из людей вы считаете своими? (Это родственники: брат, мама, папа, сестра, крестный, бабушка, дедушка) .

— Как вы думаете «чужие» — это кто? (ответы детей)

(Это люди не родные — сосед, электрик, сантехник, дворник, незнакомый человек).

И эти незнакомые люди не всегда бывают дружелюбны к нам. Они могут замышлять, что-то недоброе.

Воспитатель: — Ребята, теперь вы знаете, каких людей считать чужими. Доверять можно только близким людям, а незнакомец, чужой человек может причинить большой вред, сильно испугать, разлучить с близкими, отобрать что-нибудь.

Воспитатель: — Давайте отдохнем и поиграем в игру.

Игра для закрепления понятий «Свой, чужой».

Дети встают в круг. Водящий (воспитатель) находится в центре круга и поочерёдно бросает мяч каждому ребёнку, приговаривая — «свой, чужой» .Ребёнок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч.

(свой — мама, чужой- дворник и т д).

Демонстрация иллюстративного материала по ОБЖ : «Встреча с незнакомцем», при просмотре дети оценивают поступки детей.

Воспитатель: — Как вы думаете, что это за человек? (ответы детей).

— Что предлагает «чужой» человек ребёнку? (ответы детей и их объяснения).

-А как вы думаете, что говорит взрослый ребёнку?

— Что отвечает ему малыш в первом случае и что во втором? (ответы детей)

— А,как вы бы поступили в такой ситуации?

Тренинг

1. Воспитатель отрабатывает с детьми защитное поведение ребенка в случае насильственных действий

Важно научить ребенка громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих

Воспитатель: — Ребята, давайте громко, громко позовем на помощь, как это делал Петушок в сказке «Кот, петух и лиса»:

Несет меня лиса

За темные леса,

За высокие горы.

Котик-братик, спаси меня!

(Разыгрывается сценка, где один из детей изображает лису, а другой – петушка. При этом лиса старается насильно тащить петушка, а петушок кричит, призывает на помощь).

2. Воспитатель предлагает детям подумать, как еще можно себя защитить: укусить за руку, ударить по ноге ботинком, кинуть песком в лицо обидчику и т. д

Итог

— Вы все сегодня были молодцы!

— Как же надо себя вести, если встретили незнакомого человека? (дети называют правила).

• Нельзя вступать в разговор с незнакомым человеком на улице.

• Нельзя соглашаться идти с незнакомым человеком, как бы он ни уговаривал и что бы ни предлагал. (посмотреть котят, погладить щенка и т д)

• Нельзя садиться в машину незнакомого человека.

• Не верьте незнакомцу, если он предлагает,что-то подарить или купить вам.

• Если незнакомый человек слишком настойчив, громко зовите на помощь, постарайтесь вырваться и убежать.

Как вести себя с незнакомыми людьми детям

Тема, как вести себя с незнакомыми людьми детям, становится актуальной, когда малыш начинает ходить на прогулку без взрослых, самостоятельно идёт в школу, кружок или секцию.

Родителям обязательно нужно провести беседу, как себя вести с незнакомцами, что делать, если кто-то силой пытается увести.

Кстати, мой сын во 2 классе недавно изучал по окружающему миру тему: «Опасные незнакомцы», где подробно и понятно всё объяснено и показаны разные ситуации на картинках.

Почему же тогда дети, в теории знающие все правила, так легко идут на контакт с незнакомцами?

Возможно, потому, что они ещё плохо разбираются в людях, и любой человек с улыбкой воспринимается как не опасный и добрый.

Что же ещё можно предпринять, кроме беседы и обсуждения с ребёнком памятки поведения.

Некоторые рекомендации для родителей

 Следует жёстко установить основные правила поведения с незнакомыми людьми и следить за их выполнением.

> Ребёнку нужно обозначить чёткую границу «свой- чужой.»

Объясните, что чужой-это любой незнакомый человек. Независимо от того, кем он представляется, как себя ведёт, что говорит и обещает. Даже, если незнакомец уверяет, что является знакомым мамы или папы, называет их по имени.

 Обязательно спрашивать разрешение у родителей, прежде чем общаться с незнакомцем. Даже если вы знаете этого человека, а малыш видит в первый раз.

> Особенно в «группу риска» попадают детишки очень общительные или скромные и воспитанные, которые знают, что с любыми взрослыми нужно общаться вежливо, доброжелательно и нельзя перечить.

 Научите ребёнка такой фразе: «Я вас не знаю, вы не моя мама (папа)».

Объясните , что он может ответить отказом любому незнакомому взрослому, повторяя эту фразу

Тем самым он привлечёт внимание других людей на улице, которые смогут прийти к нему на помощь

Если сын (или дочь) остаётся дома один, он должен чётко понимать, что чужому человеку дверь открывать нельзя, кем бы он не назывался и что бы не говорил. Вы должны оговорить круг людей, кого можно впускать в квартиру, например, мама, папа, бабушка и дедушка.

 Бывают случаи, когда ребёнок потерялся сам, например на празднике или в крупном торговом центре.

> Обговорите с ребёнком все возможные ситуации, что в таком случае делать и к кому обращаться за помощью.

> Расскажите, что лучше всего обратиться к полицейскому или охраннику. Если поблизости таких нет, то можно подойти к женщине с ребёнком и попросить о помощи. Если есть возможность, нужно чтобы объявили по громкой связи.

> Обязательно разучите с ребёнком домашний адрес, телефон, и конечно имя и фамилию.

 Попробуйте проверить на практике, всё ли усвоил ваш малыш. Подговорите знакомого, которого не знает ваш ребёнок, подойти к нему и пригласить пойти куда-нибудь.

Помните, лучше перестраховаться, чем подвергнуть ребёнка опасности.

Теперь, думаю, вы легко сможете научить своего кроху, как вести себя с незнакомыми людьми.

Желаю всем, чтобы наши дети не попадали в опасные ситуации, и на их пути встречались только добрые и отзывчивые люди!

Также читайте, как мотивировать ребёнка на учёбу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: