Как помочь ребёнку справляться с домашним заданием ? статья по теме

Делать или не делать? Вот в чем вопрос!

Если вы открыли эту статью, то вы точно задумывались, стоит ли домашнее задание времени и усилий ребенка. Возможно, вы не могли уснуть, думая о том, что макет к завтрашнему уроку по окружающему миру еще не доделан? Случалось ли Вам тратить свой выходной на решение пары десятков задач?

Домашнее задание посягает на  «семейное время», мешает поиграть с детьми, погулять, просто поговорить. Чем старше ребенок, тем тяжелее ему совмещать с обучением в школе свои увлечения, тем сложнее находить время для хобби и дополнительных секций. У среднестатистического российского школьника на дом остается аномальное количество работы. По данным исследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2012 году российский школьник тратил на выполнение домашнего задания 10 часов в неделю. Сейчас, по прошествии шести лет, показатели нисколько не уменьшились, даже наоборот — в школах наблюдается тенденция к увеличению материала, остающегося для самостоятельного освоения. Из-за неохватных массивов «домашки», родителям нередко приходится жертвовать своими планами, чтобы помочь учащемуся, а иногда и нанимать репетиторов. 

Как учесть особенности сына или дочки

Конечно, внимательные родители смотрят на особенности характера своего школьника. Одному ребенку нужно больше внимания, другой быстро научится справляться сам. Одному важна поддержка, он расцветает от вашей похвалы за красиво решенную задачу, другой не терпит контроля и предпочитает набивать свои собственные шишки, а уроки, вообще, учит на переменах или сразу после школы.

Но даже если ребенок демонстрирует чудеса самостоятельности и докладывает о полном порядке в школьных делах, стоит держать руку на пульсе. Заглядывайте в бумажный или электронный дневник, на родительских собраниях спрашивайте: «Как мой?» Очень часто картина в глазах ребенка сильно отличается от мнения учителя.

И наоборот, если детка не уверен в своих знаниях, просит вашей помощи и переживает перед каждой контрольной, поговорите с учителем: возможно, он убедит вас, что ребенок хорошо справляется, а вы передадите эту уверенность сыну или дочке. Тогда можно будет понемногу «отдать вожжи» ученику.

Фото: https://ru.depositphotos.com

Придумать расписание

Нередко дети тянут до последнего с выполнением домашнего задания, чем портят вечер и себе, и родителям. Этого нужно стараться избегать, а помочь в этом может составленное вместе с учеником расписание домашних занятий. Время для них нужно выбирать с учётом интересов ребёнка. Нельзя сесть за учебники на несколько часов кряду. Нужно делать регулярные перерывы, чтобы выпить чай с кексом, посмотреть короткий мультик или просто побегать. Если школьник будет точно знать, сколько времени ему отведено на поглощение знаний и что после этого он получит заслуженный отдых, то его будет проще и усадить за уроки.

Использование стиля обучения ребенка в его пользу.

Не секрет, что дети по-разному воспринимают информацию и учатся в различных направлениях

Важно определить, в чем ребенок больше всего преуспевает и придумать соответствующие мероприятия для достижения больших успехов в учебное время. При точном определении стиля, можно сформировать подходящий учебный план, который наилучшим образом отвечает потребностям ребенка

• Самый распространенный стиль – визуальный. Когда дети пытаются связать изображения с информацией (картинки, графики, диаграммы). Ребенок больше склонен к чтению, а не к прослушиванию информации.

• Слуховой стиль обучения. Когда ребенок наоборот лучше воспринимает информацию на слух, чем визуально. Чтобы помочь ребенку в усвоении какой-либо информации, можно записать ее в виде лекций.

• Словесный стиль. Дети также с легкостью воспринимают картинки и графики, как и при визуальном стиле обучения. Они больше читают как для школы, так и в удовольствие. Предпочитают все записывать в блокнот или даже видео. Чтобы максимально развить данную особенность у ребенка, необходимо читать ему информацию, а затем обсуждать ее. Отличным вариантом также будет написание стихов или песен.

• Физический стиль. Эти дети, как правило, непоседы и любят большое количество перерывов. Любят активную среду обучения и пытаются все объяснить жестами, передвижениями во время уроков и прочее. Пытаясь запомнить какую-либо информацию, нужно позволять ребенку передвигаться, особенно тогда, когда он забыл что-то из выученного материала. Придумывайте больше практических занятий.

• Логичный стиль. Такие дети любят статистику, доказывать какое-либо понятие с высокой точностью. Они всегда озабочены реальным процессом работы и крайне систематизированы. Таким детям нужно предоставлять достаточно «почему» для задания, так как они работают лучше, когда понимают цель. Родителям необходимо составить список ключевых моментов для создания процесса, а затем разделить вещи на системы.

Понимая, к какому стилю обучения относится ребенок, родители имеют возможность помочь ему легче усваивать и воспринимать новую информацию.

Spread the love

Не рисуйте за ребенка

Проблема рисунков и аппликаций преследует родителей с того момента, как их ребёнок идёт в первый класс. Но и эти задания первоклассник может выполнить самостоятельно! Их придумывали, чтобы способствовать творческому развитию детей, а не чтобы их мучить. Основная причина проблемы – ребёнок боится, что его поделка будет некрасивой, хуже, чем у других

Важно объяснить, что свои успехи нужно сравнивать не с успехами других, а со своими достижениями из прошлого, чтобы отслеживать свой прогресс. Заведите отдельную папку для аппликаций и рисунков и просматривайте их время от времени

Пусть ребёнок увидит, что каждый год у него получается всё лучше и лучше.

Вещи, которые родителям делать не следует

Слишком бурная реакция на ошибки ребенка

Не ошибается тот, кто ничего не делает. А ваши дети допускать досадные промахи непременно будут, какими бы умными и развитыми они ни были. Не стоит каждый раз превращать это в трагедию.

Нежелательно, впрочем, впадать и в другую крайность — закрывать глаза на любые недочеты, видя только хорошее.

Выполнение домашнего задания за ребенка

«Я ему здесь немного подскажу, а в следующий раз он сам разберется!» — думаете вы, утомившись от пятой попытки объяснить сыну, с какой стороны подходить к задаче. И дописываете злосчастное решение. Знакомая ситуация?

Толку от такой «помощи» не много. Свою пятерку школьник, скорее всего, получит. Возможно, его даже похвалит учитель. Вот только в голове отличника при этом может вообще ничего не задержаться. И тогда на ближайшей контрольной он «исправит» превосходную отметку, демонстрируя пробел в знаниях.

Резкая критика системы образования, учителей, учебников

Нет, ругать все это вы, конечно, можете. Только не во время работы над домашним заданием вместе с ребенком. Во-первых, потому что ваши отрицательные эмоции сделают процесс выполнения домашнего задания существенно более неприятным. Во-вторых, это крайне плохой способ замотивировать школьника. А зачем, если все, что он делает, никому изначально не надо, а учат его сплошной ерунде?

Заинтересуйте ребенка

Усвоение материала пойдёт гораздо проще, когда ребёнок сам видит смысл в изучении непростого для него вопроса. Так, повадки животных и устройства двигателя внутреннего сгорания обычно интересуют школяров больше, чем спряжения глаголов. Ребёнка нужно убедить, что владение словами также может пригодиться в жизни – хотя бы, чтобы не опозориться, рисуя граффити на стене.
Такой поворот мысли может возбудить у него больший интерес к грамматике. В школе учителя регулярно используют подобные приёмы, чтобы убедить класс, что без усвоения сегодняшней темы ему дальше просто не прожить.
Если повествование о том, как при ремонте дачи может помочь тригонометрия, ученика не убедил, то можно избрать другой способ привлечения внимания к предмету. Например, использовать игровые элементы, а если речь идёт о первоклашке, то лучше, наоборот, вплести обучающие моменты в игру. Можно построить дом для золушки, которой придётся добираться на бал по замысловатой зигзагообразной траектории. Принцессе можно соорудить корону в форме правильной пирамиды. Ведь хорошо известно, что в игре дети намного быстрее схватывают информацию, и этим нужно смелее пользоваться.
Нужно сделать условия задачи более интересными для ребёнка, либо приукрашивая, либо упрощая их. Всем известны классические задачи про пешеходов, с маниакальным упорством пытающихся попасть из пункта А в пункт Б. Но детям совсем не интересно решать проблемы этих безликих существ из учебника математики. Поэтому их можно заменить более живыми персонажами, со своими характерами и целями, да и путь сделать более живописным. Тогда у ребёнка может проявиться интерес к задаче, ведь в голове у него будут фигурировать яркие образы, с которыми он сможет совершать умозрительные действия. Измерение глубины обычного колодца его вряд ли заинтересует, но вот если на его дне спрятаны сокровища, то это будет совсем другое дело.
Можно задачку из учебника написать крупными печатными буквами в виде рекламного буклета – глаза ребёнка скорее уцепятся за такой текст, и решение получится быстрее.

4 простых способа, которые помогут выполнять домашнее задание с более приятным настроем.

1. Создайте веселое и креативное пространство.

Как можно заметить, человек в своей академической или профессиональной деятельности добивается больших успехов, если место его работы нескучное и ничем не отвлекающее от дел. То же самое происходит и у детей. То место, которое выделяется ребенку для выполнения домашнего задания должно быть уютным и комфортным. Его абсолютно ничто не должно отвлекать: телевизоры, телефоны, домашние питомцы и прочее

Важно, чтобы ребенок любил это пространство и чувствовал себя здесь уютно. Это место ребенок должен ассоциировать исключительно с выполнением домашнего задания, спокойного чтения или написания сочинения, а не с пространством для сна и игр

2. Прогресс в учебе всегда необходимо поощрять.

Не так скучно окажется для ребенка выполнение домашнего задания, если это будет подкреплено системой определенных вознаграждений. Лучше, если ребенок будет получать какую-либо награду не каждое выполненное задание, а за достигшие им цели, которые в итоге приведут его к главному призу. Например, за каждое выполненное в срок домашнее задание ребенок получает звезду, которая размещается на графике, висящем на стене. Когда необходимое количество звезд набрано, школьник получает свое главное вознаграждение – поездка в цирк, просмотр интересного фильма, покупка нового свитера или игры. Главное необходимо убедиться в том, что ребенок понимает общую картину того, что хорошие оценки благополучно влияют на его будущее.

3. Веселое времяпрепровождение с образовательными играми.

Эта стратегия может работать с помощью различных способов. Например, если школьник работает над пополнением своего словарного запаса, можно придумать какую-либо комбинационную игру. Если ребенок выполняет домашнее задание по математике, можно использовать конфеты для наглядного и веселого усвоения цифр и примеров. Вопрос лишь в фантазии родителей. Если суметь превратить задание в игру, то процесс выполнения уроков начнет проходить в ненапряженной обстановке. Что, в свою очередь, благополучно отразиться на общих успехах в школе, у ребенка в целом поменяется отношение к учебному процессу.

4. Не оставляйте ребенка одного за выполнением домашнего задания.

Заниматься обучением, когда все остальные члены семьи развлекаются, веселятся или смотрят интересную передачу – неправильно. У ребенка начинает формироваться чувство изоляции и это не лучшим образом может повлиять на его успехи в учебе. Вместо того чтобы заставлять своего ребенка работать в одиночку, присоединитесь к нему и выполните некоторые задания вместе, но не за него. Если вы вынуждены проверить электронную почту, отправить срочное деловое письмо, разработать бюджет, оплатить счета, запланировать поездку или составить отчет о проделанной работе, — делайте это рядом с вашим ребенком. Это не только поможет ему почувствовать, что не он один усердно работает, но и подадите личный пример.

Что нужно запомнить?

Если хотите помочь ребенку с домашним заданием, не делайте «домашку» за него. Это не помогает, а лишь откладывает проблему.
Составьте расписание и рассчитайте время — вдруг ваши планы на образование ребенка нереалистичны?. Не забывайте про отдых и свободное время
Рабочее место должно быть готово к выполнению уроков. Чем больше ребенок отвлекается, тем ниже будет его продуктивность.
Ищите решения типовых задач в интернете. Определите, какую именно тему не понял ребёнок, ведь именно это мешает ему справиться с заданием

Видео по всем темам можно найти в приложении MAXIMUM.
Чтобы научиться писать сочинения, важно читать книги, даже если ребенку это не нравится. Выбирайте книги вместе — в первую очередь книга должна быть интересна ребёнку, а не вам.
Объясните ребенку, что не нужно сравнивать свои успехи с успехами других

Намного полезнее оценивать свой прогресс по сравнению с предыдущими результатами. Это касается и творческих заданий, и оценок.
Если вы устаете, помогая ребенку с уроками, делегируйте эту задачу профессионалам. Это может быть репетитор, курсы или специальные сервисы — такие, как мобильное приложение MAXIMUM.

Как же помочь ребенку сконцентрироваться в школе и дома?

Правило 1. Одно задание за раз

Многозадачность  – враг концентрации. На уроках ставьте одно задание, один вопрос, и только после выполнения переходите к следующему пункту. Дома не позволяйте чаду браться за несколько дел сразу. Пусть будет сделано только одно, но хорошо.

Правило 2. “Делите слона на кусочки”

Покажите ребенку, как разбить большую задачу на более мелкие и легко выполнимые. Всего слона съесть невозможно, а вот по частям – вполне осуществимая затея.

Правило 3. Список целей

Когда понятно, чего нужно достичь, работается проще. Например, если задание  звучит – сделать презентацию по теме “Food in Great Britain”, лучше разбить его на более понятные цели и задачи. Этот список может выглядеть так:

  • найти и прочесть 3 текста о еде в Британии (про типичный завтрак, обед и ужин, к примеру)
  • написать сообщение про завтрак из 7 предложений
  • написать сообщение про обед из 7 предложений
  • написать сообщение об ужине из 7 предложений
  • подобрать 5-7 картинок по данной тематике
  • объединить текст с картинками в специальной программе
  • распечатать презентацию
  • репетировать свое выступление

Правило 4. Рабочая обстановка

Пусть на парте или письменном столе ребенка будут только те предметы, которые ему понадобятся для конкретного занятия. На первых порах за этим придется следить педагогу или родителю, позже ученик сможет сам себя контролировать. Стоит избегать любых отвлекающих объектов в поле досягаемости. Гаджеты в идеале должны быть отключены во время урока и перед выполнением домашних заданий. Учителю также нужно иметь всё необходимое для урока под рукой, во избежание лишних движений, которые очень отвлекают учащихся, особенно в младшей школе. На рабочий лад помогает настроиться тихая спокойная музыка. Лучше использовать классические мелодии без слов.

Правило 5. Полезная рутина

Следование привычному расписанию (уроков, перемен, отдыха, других активностей) помогает сфокусироваться. Хорошо бы сделать его наглядным и ярким

Важно планировать не только работу, но и перерывы для “перезагрузки” мозга. Дети обязательно должны иметь возможность выплеснуть энергию, подвигаться, даже потанцевать в промежутках между выполнением заданий

Правило 6. Игры и практики на развитие внимания

Пазлы, кроссворды, картинки на поиск отличий должны быть частью досуга ребёнка. Они заставляют сфокусироваться, развивают усидчивость. Не лишним будет и научиться медитировать. Умение посидеть 3-5 минут в тишине, прислушиваясь к своим ощущениям, сможет стать основой концентрации. Элементы йоги для детей тоже могут помочь развить умение оставаться в фокусе. Также можно предложить детям игру “Я вижу…”: выберите предмет в поле зрения, назовите его цвет, или форму, или другой отличительный признак, пусть ребенок догадается, что именно вы видите.

Какие трудности возникают с домашним заданием?

  • Ребенок делает все, но с ошибками? – Научите его проверять самостоятельно. Может, ваш сын или дочь любит конфеты? – Поощряйте выполнение без ошибок. Например, сделал без ошибок – получил 10 конфет, одна ошибка – 5 конфет, 2 ошибки – нет конфет.
  • Ребенок делает в час по чайной ложке. Вот он посидел, посмотрел телевизор, поиграл с котом… что угодно, и так целый день. Поощряйте быструю и правильную работу. Приучайте засекать время, планировать выполнение. Например, сделаешь до 6 вечера – посмотрим кино, которое ты любишь.
  • Ребенок не делает ДЗ без родителей и репетиторов. Это печально и срочно надо менять. Репетитор и родители – это своего рода костыли. Если они постоянно помогают, то ребенку не надо слушать на уроке и думать головой. Зачем напрягаться? – Мы всегда выбираем путь с минимальным расходом энергии. Можно просто сказать: “Я вообще ничего не понимаю. Мама, давай объясняй мне, ты школу уже закончила, должна помнить”. Основная функция школы тогда (привить самостоятельность, приучить учиться) не выполняется.

Планируйте “домашку”

Возьмите за правило, что сначала нужно делать устные задания – потом письменные, сначала на черновике – потом на чистовике, сначала простые – потом сложные. Перед тем, как приступать к ДЗ, нужно просмотреть все упражнения (как и на контрольной), чтобы ребенок понял, как их делать. Затем он должен выстроить порядок, четко спланировать время и проконтролировать (уложился ли, например, в час). То, что не получается, можно пропустить и вернуться потом. В конце тетради должно быть специальное место для вопросов учителю. В учебнике и интернете ребенок должен уметь находить ответы. Задания желательно делать в тот же день, в который ребенок его получил, так как информация с урока еще не выветрилась. Идеальная схема выглядит так: в день, когда у ребенка урок, он делает полученное сегодня ДЗ и повторяет то задание, которое нужно сдать на следующий день. Это быстрее и легче – надо чтобы ребенок это понял.

Как научить ребенка делать уроки

Учеба и домашние задания — дела непростые. Чтобы ребенок справлялся с ними с минимальной родительской поддержкой, нужно создать вокруг них полезные привычки. Именно полезные привычки так облегчают нашу жизнь и помогают выполнять сложные задачи.

Например, в раннем возрасте мы помогаем детям выработать самые простые полезные привычки: проснулся — умылся и почистил зубы, пришел с прогулки — помыл руки. Когда это выполняется постоянно, мы делаем это автоматически, не задумываясь. Точно так же можно привить ребенку привычку «учить уроки самостоятельно» — в правильное время, в правильном месте.

И вот чтобы сформировать эту привычку, точно понадобится родительский контроль и поддержка. Идеальный вариант для заведения такого порядка — первый класс. Но и в позднем возрасте можно создать все условия для новой полезной привычки. Задача родителей здесь — помочь ребенку правильно организовать свое время и понять ежедневную обязанность учить уроки.

Подготовьте удобную рабочую площадку: у ребенка должно быть достаточно места и освещения. Стол, стул, полки и ящики для книг, удобная карандашница, место для портфеля. Ребенок не должен отвлекаться: приглушите звук телевизора в соседней комнате, уведите от ученика младших детей и домашних питомцев.

Найдите удобное время для уроков. Дети возвращаются из школы утомленные, им нужно время, чтобы немного отдохнуть и восстановиться, для этого нужно 1–2 часа. В это время не спрашивайте о школе, дайте ребенку поесть, погулять. Педагоги считают, что лучшее время для уроков — 15–18 часов дня.

Научите ребенка правильно сидеть за столом и держать ручку, раскладывать тетради и учебные принадлежности по столу. В классе у учителя вряд ли есть время, чтобы все это отследить.

Не стоит начинать уроки с самых сложных заданий. На них уходит больше всего времени, ребенок устает, теряет веру в себя. Начните с того, что школьник знает хорошо, а потом переходите к трудному.

Не нависайте над ребенком, но будьте неподалеку, занимайтесь своими делами. Если ребенку понадобится помощь, он позовет вас. Если оставить его один на один с уроками, он может застопориться на сложном задании, устать и демотивироваться.

Фото: https://ru.depositphotos.com

Не подсказывайте ребенку решения, запаситесь терпением. Вы можете задавать наводящие вопросы или отсылать к пройденному материалу — ведь домашнее задание нужно именно для закрепления пройденного. Если ребенок не может разобраться с задачей, пусть на следующий день обратится с вопросом к учителю: в конце концов, тот должен знать, хорошо ли дети усваивают материал. А еще учитель сможет объяснить тему и оформление решения лучше мамы, которая достанет из закоулков своей памяти школьные знания и совсем запутает перегруженную голову детки.

Не ругайте ребенка за ошибки и грязь в тетрадях. Спокойно скажите, что при красивом оформлении ему самому все будет гораздо понятнее. Не заставляйте переписывать длинные задания — лучше научите красиво исправлять ошибки. Не нужно делать уроки на черновиках, а потом до ночи переписывать их в тетради, — так ребенок только возненавидит учебу.

Хвалите за хорошо выполненную домашнюю работу. Всегда можно найти, за что похвалить: красивые крючочки, быстро сделанная работа, прибранный после уроков стол, собранный портфель. И ваши сэкономленные нервы!

Важен психологический настрой: если чувствуете, что устаете от уроков вместе с ребенком, сделайте перерыв, выпейте чаю с конфеткой, а потом вернитесь к задаче. Цените вашу связь выше уроков. В учебе может помочь учитель или репетитор, а испорченные отношения иногда не может «починить» и психолог.

И, конечно, со временем снижайте контроль. Но дайте понять ребенку, что он всегда может обратиться к вам за помощью.

Постепенно ваш сын или дочка начнут получать настоящее удовольствие от собственного контроля над учебой. Они могут никогда не полюбить физику или МХК, зато будут точно знать, как обходиться с этими предметами и как им лучше всего учить уроки.

Не отвлекаться

Некоторые родители не хотят терять времени, поэтому оставляют ребёнка делать уроки в одиночестве, в то время как сами занимаются своими делами или отдыхают. Но школьники младших классов ещё не умеют концентрироваться, к тому же, их дополнительно отвлекают мысли о занятиях других членов семьи

Им кажется, что пока они сидят за учебниками, что-то важное в их жизни проходит мимо. Поэтому с педагогической точки зрения лучше дать ребёнку аналогичный пример – сесть рядом с ним и читать книгу, работать с документами, изучать счета и пр

Желательно создать в комнате тишину, чтобы ученика не отвлекало ни радио, ни телевизор.

Делегируйте

Если вы тратите много времени, делая с ребенком уроки (а иногда и за него), устаете, раздражаетесь, а результата нет, это вполне нормально. Скорее всего, Вы — не профессиональный педагог и не обязаны разбираться во всех школьных предметах. В век технологий есть альтернативы – вы можете нанять ребёнку репетитора или приобрести ему обучающий курс. Но есть и более простой вариант — установить ему на телефон приложение, которое поможет в решении любых заданий.

Такое чудо-приложение называется «MAXIMUM: школа, ОГЭ и ЕГЭ 2021», оно есть для Android и iOS. В нём ребёнок сможет посмотреть видео на непонятную тему и найти теорию для решения заданий. Здесь же есть специальный тренажёр, чтобы закрепить пройденное. Ребёнок сможет отслеживать свой прогресс, а также выявить пробелы, чтобы поработать над ними. Если возникнут трудности с теорией или решением, можно задать вопрос преподавателю в чате – эксперты MAXIMUM помогут с любыми затруднениями.

Трудности при выполнении уроков

Выполняя домашнее задание, ребёнок может столкнуться с определёнными препятствиями, которые затянут время работы. На первых порах преодолевать их они должны вместе с родителями.

Один из типов препятствий – непонятные слова. В первую очередь они встречаются в текстах по русскому языку и литературе, в заданиях по другим предметам тексты более структурированные. Чаще всего непонятные слова (устаревшие, диалектные и др.) объясняются в сносках или в прилагаемом в конце учебника словаре, однако все такие слова зафиксировать невозможно. В этом случае вместе с ребёнком нужно воспользоваться дополнительными словарями и пособиями или объяснить ему значение слова самостоятельно. Бывает, что непонятным для ребёнка может быть слово, которое, по мнению авторов учебника, он должен знать; а дети, принадлежащие к малым народам и другим национальностям, могут не понимать какое-нибудь слово из базовой лексики русского языка.

Ещё один вид препятствий – слишком сложное задание, выполняющееся в несколько действий. Чаще всего это задания по математике. Среди детей встречаются как «метеоры», соображающие моментально, так и неторопливые, которые усваивают пройденную тему с трудом; последним нередко трудно справляться с заданиями, предполагающими несколько этапов, а уж тем более поиск нестандартных решений. На самом деле и «метеоры» (обычно сангвиники и холерики), и неторопливые (как правило, флегматики и меланхолики) – дети абсолютно нормальные в смысле интеллектуального развития, просто их организмы отличаются друг от друга. Если ребёнок соображает не слишком быстро и теряется при виде сложных, многоэтапных заданий, ему необходимо помочь. В дальнейшем даже совершенные флегматики уяснят, что к чему, и смогут выполнять такие задания быстро и без ошибок.

Трудности в выполнении таких заданий могут быть связаны с тем, что ребёнок усваивает тему не поэтапно. В результате невнимательности он упустил какую-нибудь важную мелочь, из-за чего решение задачи не складывается. В этом случае тем более требуется содействие взрослого, который сможет найти загвоздку в рассуждениях учащегося и помочь её исправить.

Почему ребенок не делает “домашку” сам?

Ребенок сам должен делать домашнее задание без ваших помощи, проверок и напоминаний. Подумайте, оно всего на 1 день, а как быть со сложными проектами? Чем крупнее проект, тем больше в нем непонятного и тем больше ответственность. Это значит, что требуется специалист более высокого уровня, и оплата труда будет достойной.

Однако, если ребенок не делает ДЗ сам, то почему? Первый вариант – он не может:

потому что не понимает материал (у него могут быть пробелы в прошлом материале, тогда надо их устранять);

из-за неготовности психических процессов

Ребенок не может удерживать внимание на уроке, запоминать формулы, понимать с этой скоростью и сложностью информацию. Это не решается домашкой, но есть и хорошая новость – это тренируется на специальных курсах.

Второй вариант – он может, но не хочет. Тогда нужно работать с мотивацией ребенка.

Третий вариант – он понимает материал, но есть конфликт с учителем или он не уловил формулировку задания и побоялся спросить. Это решить несложно.

Быть спокойным

Объясняя отпрыску сложную тему, родителям важно не злиться на него и сдерживать рвущееся наружу раздражение. Не нужно накручивать себя чем-то вроде испорченных генов, вспоминать дальнего родственника, имевшего психические отклонения, не искать связи между интеллектом ребёнка и уровнем просматриваемых им телевизионных программ

У младших школьников чаще причиной непонимания материала является не лень или глупость, а то, что в силу возраста у него ещё не сформировались познавательные функции. Не нужно на него давить и торопить, ведь под воздействием стресса появление у него учебных навыков ещё больше задержится. Лучше сделать с ним небольшую гимнастику, после которой у него появится больше желания приступить к работе.Ребёнка нужно одобрять и поддерживать в процессе обучения. Зачастую проблемы с обучением кроются именно в неблагоприятном психологическом настроении ребёнка, например, когда он погружен в свои переживания, расстроен, с тоской ожидает, как его сейчас начнут воспитывать и прорабатывать, указывая на недостаток усидчивости и способностей.

Кто виноват и что делать?

Представьте: старший школьник «растекся» по столу и говорит, что он не хочет делать «домашку», в то время как младший бегает по дому и требует включить мультики. Что предпримет нормальный родитель? Сперва попробует заинтересовать, после — договориться, а если и это не поможет, пустит в ход манипуляцию, перейдет на повышенный тон. Эту реакцию провоцируют усталость и разочарование родителя. 

Вы будете удивлены, но зачастую поведение ребенка вызвано той же самой причиной! Мало найдется детей, которые, придя из школы, с удовольствием схватятся за учебники. В течение последних шести часов подростки впитывали новый материал, отвечали на вопросы учителей, писали проверочные и взаимодействовали с одноклассниками, расходуя ресурсы на социальную активность. Современная школа вовсе не похожа на санаторий: она требовательная и не всегда доброжелательная. Так, согласно данным института ЮНЕСКО, в России среди 11-летних школьников 23% девочек и 27% мальчиков подвергаются жестокой травле не менее двух-трех раз в месяц. Добавьте к этому гормональную перестройку организма, которая выступает основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, двигательной активности, периодической вялости и апатии, и представьте себя на месте ребенка. 

Дом должен быть местом силы, местом, где можно расслабиться и побездельничать. Помните об этом, когда школьник лежит на кровати с телефоном или играет на консоли — ни одно из этих занятий не говорит о нежелании учиться. Каждый из нас нуждается в отдыхе, эмоциональной подпитке и смене деятельности. 

Разочарование и усталость вообще редко помогают достигать успехов, они — противоположность эффективности

Одинаково важно как для взрослого, так и для ребенка создать благоприятные условия для познавательной деятельности. Только в комфортной среде возможно активизировать познавательную активность и дать стимул к обучению

Не думайте, что ваше чадо лениво и нелюбопытно! Детское познание неутомимо и дети, как часто говорит психолог Людмила Петрановская,- «машины для поглощения новых знаний и навыков”.

 Конечно, несколько лет столкновений с «бессмысленной и беспощадной» школьной системой, могут привести к нежеланию каждый день корпеть над задачками про землекопов и предложениями из произведений Виталия Бианки, но давайте будем честны — кого из вас это будоражит? Подобные вопросы помогают родителю лучше понять ребенка, напоминают о том, что интерес не всегда зависит от возраста. Теперь, когда параграфы о религиозных реформах Византийской империи всеми присутствующими признаны не самыми интересными, давайте разберемся:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клуб родителей
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: