Делегируйте
Если вы тратите много времени, делая с ребенком уроки (а иногда и за него), устаете, раздражаетесь, а результата нет, это вполне нормально. Скорее всего, Вы — не профессиональный педагог и не обязаны разбираться во всех школьных предметах. В век технологий есть альтернативы – вы можете нанять ребёнку репетитора или приобрести ему обучающий курс. Но есть и более простой вариант — установить ему на телефон приложение, которое поможет в решении любых заданий.
Такое чудо-приложение называется «MAXIMUM: школа, ОГЭ и ЕГЭ 2021», оно есть для Android и iOS. В нём ребёнок сможет посмотреть видео на непонятную тему и найти теорию для решения заданий. Здесь же есть специальный тренажёр, чтобы закрепить пройденное. Ребёнок сможет отслеживать свой прогресс, а также выявить пробелы, чтобы поработать над ними. Если возникнут трудности с теорией или решением, можно задать вопрос преподавателю в чате – эксперты MAXIMUM помогут с любыми затруднениями.
Подготовьте место для работы
Рабочий стол должен быть полностью чистым: ничего лишнего, только то, что нужно для уроков. Во время учебы ребёнок не должен отвлекаться на социальные сети или игры. Прямые запреты бессмысленны – скорее всего, они подействуют обратным образом. Лучше просто объясните ребёнку, что, если он одновременно переписывается в соцсетях и решает задачу по математике, он сделает много ошибок. А еще потратит на задачу в несколько раз больше времени, чем при сфокусированной работе.
Как помочь школьнику сосредоточиться? Научите его технике «Помодоро»: 25 минут работы, в которые нельзя отвлекаться, и 5 минут отдыха, в которые можно делать что угодно. Не стоит постоянно находиться рядом с ребенком, когда он делает уроки. Лучше выйдите из комнаты и дайте ему сосредоточиться, подумать самому. Можете договориться, что вы придёте через какое-то время, чтобы помочь.
Если ребёнку трудно сесть и сконцентрироваться на уроках, попробуйте связать начало «домашки» с каким-нибудь ритуалом. Например, можно зажигать ароматическую свечу или наливать чай с лимоном.
Что делать, чтобы домашняя работа не стала шоком для ребенка и родителей?
Ольга Узорова считает, что готовить ребенка к школе надо заранее. Желательно, чтобы ребенок с трех лет знал системное «надо». Не просто одноразовое «ах, мой ребенок полгода назад помог мне помыть пол». Занятие должно быть системным.
С трех лет, по мнению методиста, надо потихонечку приучать ребенка к какой-то домашней работе. Например, мы с тобой раз в неделю прибираем квартиру, ты вытираешь эти полочки. В четыре-пять лет ребенок может помогать маме накрывать на стол. Каждый день на ужин ставить тарелки на стол. Это нужно делать каждый день.
После таких занятий домашнее задание на каждый день не будет для него шоком, потому что до этого он каждый день накрывал на стол, поливал цветы, кормил хомячка. Ребенок уже понимает важнейшее для успешной учебы в школе слово надо.
Когда воспитание системного «надо» было упущено, то придется, оглядываясь на свое будто бы идеальное школьное прошлое, есть большой соблазн сказать первокласснику: «Ну, ты уже большой, давай сам».
Ольга Узорова считает, что нельзя сказать ребенку «ты уже взрослый садись и делай». Надо научить его делать домашнюю работу. Мы не можем спрашивать с ребенка того, чему мы его не научили, а потом не отработали. Забота грамотного выполнения домашнего задания в первую очередь — зона ответственности взрослых.
Если учитель в классе учит, как выполнять домашнюю работу, то вы дома должны контролировать этот процесс. И чем быстрее взрослые научат ребенка, а не просто торжественно сообщат ему: «Все, ты теперь школьник, ты взрослый — домашнее задание на твоей совести», чем грамотнее взрослые выстроят все этапы обучения ребенка, тем раньше он станет самостоятельно выполнять домашнюю работу.
Речь идет, разумеется, о сильном учителе, который умеет комбинировать современную школьную программу и о грамотном и мотивированном родителе. В этом случае в первой четверти родительский контроль за домашним заданием должен быть пристальным.
Родители должны смотреть, что и как ребенок сделал, с чем предстоит поработать. Домашняя работа должна быть чистой, без помарок и перечеркиваний. Неприлично сдавать работу, если она написана «курица лапой».
Помогите с творческими заданиями
А как быть с творческими заданиями, например, с сочинениями? Школьника можно научить справляться с ними самостоятельно, не вмешиваясь напрямую в процесс.
Расскажите ребенку, что сочинение состоит из трех частей: введение, основная часть и вывод. Во введении нужно написать, о чём будет сочинение, поставить к нему вопрос. В основной части – ответить на этот вопрос, используя примеры и аргументы. В выводе – обобщить всё сказанное.
Если ребенку трудно справляться с сочинениями, возможно, проблема в том, что он не очень много читает. На ее решение понадобится некоторое время, но оно того стоит! Главное – подберите те книги, которые ребёнку интересно читать, даже если они вам не очень нравятся. Хороший пример — Гарри Поттер: дети читают эту серию книг с удовольствием, а еще там огромное количество примеров, которые можно использовать даже на итоговом сочинении в 11 классе.
Даже если сочинение нужно написать срочно, не делайте это за ребенка. Пусть он прочтёт несколько похожих сочинений в интернете, выберет понравившиеся мысли и изложит их своими словами, соблюдая структуру сочинения.
На что больше всего заострить внимание родителям, при выполнении домашних работ
И не нужно сваливать это на обязанности учителя. У нее в классе тридцать человек и каждый ребенок индивидуален, так что за недопонятое и прослушанное отвечает родитель, помогая своему чаду. Важным правилом любого родителя должен стать любовь. Нельзя обзывать ученика, срываться на нем, кричать. Каждый воспринимает поток информации по-своему и это не лень просто проблема с концентрацией внимания, которую можно устранить.
Мама должна контролировать выполнение домашних заданий. Многие родители сетуют, что если не сидеть рядом во время работ, то ребенок затянет решение уроков надолго. Возможно, это будет относиться к первоклассникам, но, как правило, потребность постоянного присутствия родителя пропадает после третьего класса. Все потому что у детей младших классов можно наблюдать дефицит произвольного внимания. Это не заболевание – это просто свойство мозга ребенка, которое пройдет с возрастом. Просто далее нужно просто помочь организовать выполнение домашних заданий.
Не рисуйте за ребенка
Проблема рисунков и аппликаций преследует родителей с того момента, как их ребёнок идёт в первый класс. Но и эти задания первоклассник может выполнить самостоятельно! Их придумывали, чтобы способствовать творческому развитию детей, а не чтобы их мучить. Основная причина проблемы – ребёнок боится, что его поделка будет некрасивой, хуже, чем у других
Важно объяснить, что свои успехи нужно сравнивать не с успехами других, а со своими достижениями из прошлого, чтобы отслеживать свой прогресс. Заведите отдельную папку для аппликаций и рисунков и просматривайте их время от времени
Пусть ребёнок увидит, что каждый год у него получается всё лучше и лучше.
Как же помочь ребенку сконцентрироваться в школе и дома?
Правило 1. Одно задание за раз
Многозадачность – враг концентрации. На уроках ставьте одно задание, один вопрос, и только после выполнения переходите к следующему пункту. Дома не позволяйте чаду браться за несколько дел сразу. Пусть будет сделано только одно, но хорошо.
Правило 2. “Делите слона на кусочки”
Покажите ребенку, как разбить большую задачу на более мелкие и легко выполнимые. Всего слона съесть невозможно, а вот по частям – вполне осуществимая затея.
Правило 3. Список целей
Когда понятно, чего нужно достичь, работается проще. Например, если задание звучит – сделать презентацию по теме “Food in Great Britain”, лучше разбить его на более понятные цели и задачи. Этот список может выглядеть так:
- найти и прочесть 3 текста о еде в Британии (про типичный завтрак, обед и ужин, к примеру)
- написать сообщение про завтрак из 7 предложений
- написать сообщение про обед из 7 предложений
- написать сообщение об ужине из 7 предложений
- подобрать 5-7 картинок по данной тематике
- объединить текст с картинками в специальной программе
- распечатать презентацию
- репетировать свое выступление
Правило 4. Рабочая обстановка
Пусть на парте или письменном столе ребенка будут только те предметы, которые ему понадобятся для конкретного занятия. На первых порах за этим придется следить педагогу или родителю, позже ученик сможет сам себя контролировать. Стоит избегать любых отвлекающих объектов в поле досягаемости. Гаджеты в идеале должны быть отключены во время урока и перед выполнением домашних заданий. Учителю также нужно иметь всё необходимое для урока под рукой, во избежание лишних движений, которые очень отвлекают учащихся, особенно в младшей школе. На рабочий лад помогает настроиться тихая спокойная музыка. Лучше использовать классические мелодии без слов.
Правило 5. Полезная рутина
Следование привычному расписанию (уроков, перемен, отдыха, других активностей) помогает сфокусироваться. Хорошо бы сделать его наглядным и ярким
Важно планировать не только работу, но и перерывы для “перезагрузки” мозга. Дети обязательно должны иметь возможность выплеснуть энергию, подвигаться, даже потанцевать в промежутках между выполнением заданий
Правило 6. Игры и практики на развитие внимания
Пазлы, кроссворды, картинки на поиск отличий должны быть частью досуга ребёнка. Они заставляют сфокусироваться, развивают усидчивость. Не лишним будет и научиться медитировать. Умение посидеть 3-5 минут в тишине, прислушиваясь к своим ощущениям, сможет стать основой концентрации. Элементы йоги для детей тоже могут помочь развить умение оставаться в фокусе. Также можно предложить детям игру “Я вижу…”: выберите предмет в поле зрения, назовите его цвет, или форму, или другой отличительный признак, пусть ребенок догадается, что именно вы видите.
Родители могут способствовать улучшению почерка ребенка:
1. Заглядывая в тетрадки школьника, каждый раз находите красиво написанные буквы, строчки, страницы и хвалите за них.
2. Работать над красотой почерка можно, положив кальку на странички прописей и обводя буквы.
3. Не заставляйте писать ребенка безотрывным письмом, если видите, что это ему сложно. Пусть он после написания каждой буквы отрывает ручку от листа, такой способ существенно облегчит ребенку процесс письма.
4. Во время выполнения заданий, где письмо выполняет второстепенную роль, никогда не критикуйте качество почерка ребенка.
К текстовым заданиям можно отнести задание прочитать и пересказать текст. Бывает, что младшие школьники при виде большого, по их мнению, текста вообще отказываются его читать. Особенно часто это случается с детьми, у которых недостаточная техника чтения и, как следствие, нелюбовь к предмету. Причинами отрицательного отношения к чтению могут быть трудности овладения навыком чтения, низкие оценки за чтение, отсутствие семейной традиции интереса к книгам и т. д. Младший школьный возраст предоставляет родителям еще один шанс привить любовь к чтению. Те дети, которые много читают, как правило, имеют меньше проблем в школе. Что же могут сделать родители, чтобы заинтересовать младшего школьника книгой? Прежде всего, следует помнить о значительном влиянии семейной атмосферы на формирование устремлений человека. Если в доме много книг, если в семье принято читать и обсуждать прочитанное, скорее всего, и ребенок будет неравнодушен к книгам. Можно ввести в семейный уклад чтение вслух.
Иногда родители, поняв, что ребенок научился читать, говорят. «Вот и читай теперь сам». При этом взрослые упускают из вида, что даже для быстро читающих детей процесс чтения представляет достаточную трудность. Когда ребенок читает вслух, он старается читать громко, четко, выразительно, быстро. На то, чтобы понимать весь смысл прочитанного, остается не так много сил. А на то, чтобы получать удовольствие от этого, и вовсе не остается. Поэтому процесс чтения тесно связывается в представлении школьника с неприятными эмоциями, и любовь к книгам исчезает без следа.
Чтобы сохранить тлеющий огонек интереса к чтению, нужно продолжать ребенку читать вслух те книги, которые привлекают его своим сюжетом, красочным оформлением, современными или героическими персонажами. При этом родителям нельзя забывать о важнейшей задаче младшего школьного возраста – улучшении техники чтения. В школе не уделяется должного внимания этой проблеме, хотя хорошая школьная успеваемость невозможна без высокой техники чтения.
Причины нежелания учиться и мотивирование ребенка
Есть несколько причин, по которым дети отказываются делать уроки. Это так называемая типология лентяев.
Ребенок – «потеряшка».Часто ребенок не делает качественно уроки из-за родителей. Да-да! Самые близкие люди подвергают ребенка психологическим атакам, ругают ребенка, а то даже может доходить и до физической агрессии. Такие дети тогда просто замыкаются в себе, отвергая сам факт учебы
Немаловажной причиной отлынивания может стать слишком агрессивный учитель. Есть педагоги, которые высмеивают детей за их промахи, кричат, оскорбляют, поэтому стоит спрашивать ребенка, как проходят его школьные дела, какой любимый предмет
Если школьник не хочет рассказывать о школе – это может служить тревожным симптомом. Вот почему стоить говорить с собственным ребенком об успеваемости, помогать в выполнении домашних заданий, но не лишать его самостоятельности.
Ребенок – «провокатор»
Эти дети лишены внимания родителей и невыполнением домашних заданий привлекают к себе внимание мамы и папы. Крики и угрозы родителей на такого ребенка не действуют
Эта проблема устранится легко, если родители станут уделять ребенку внимание, хвалить перед родными и друзьями. Тогда проблемы с выполнением уроков устранятся сами собой.
Ребенок – «пофигист». Такие дети избалованы, в их воспитании присутствует вседозволенность и безнаказанность. Чаще всего родители в воспитании таких детей впадают в крайности: от хороших поощрений до наказаний. Уговорами и беседами такого ребенка не вразумить. В этом случае стоит ставить ученику определенные границы. Как пример: не выполнил задания до семи вечера – не садишься за компьютер. Этот способ подразумевает постоянство и настойчивость родителя, который тоже будет менять свою систему воспитания на положительную. Не стоит поддаваться просьбам и упрямствам, стоять следует на своем. Так, ребенок поймет, что отлынивать не получится.
В любом случае не всегда отличник может найти свое место в жизни, но на этапе школьной жизни выполнение уроков – это обязанность школьника. Но все же главной задачей родителей остается умение воспитать доброго, ответственного, здорового человека, а также сохранить с ребенком дружеские взаимоотношения.
Советы родителям
1 Не выполняйте задания за ребенка!
Чего греха таить, почти все мамы и папы могут довольно быстро решить пример или задачу из школьного учебника за второй, третий или четвертый класс и без труда понять, какие буквы пропущены в предложении в пособии по русскому языку.
Легкие примеры заканчиваются, а впереди у школьника все возрастающий объем внеурочной нагрузки. Не превращаться же мамам и папам в «бюро», которое через несколько лет будет вечерами решать задачи по физике и химии, вникать в алгебраические и геометрические премудрости!
2 Расскажите ребенку о его обязанностях
С ранних лет дети должны понимать, что у человека есть права и обязанности. Например, мама и папа работают и получают за это деньги, а ребенок ходит в школу и выполняет домашние задания. Они учат ответственности, правильному распределению времени и помогают лучше усвоить знания.
3 Поощряйте правильно
Делать это нужно словом, а не деньгами: глубоко неправы те родители, кто переходит со своим чадом чуть ли не на «товарно-денежные» отношения: дескать, сделай уроки вовремя и хорошо, а я тебе дам денег (куплю, что ты попросишь) или разрешу играть в компьютерные игры хоть всю ночь.
4 Всегда будьте готовы к диалогу
Месяцы, когда ребенку только начинают задавать на дом, самые «горячие». Это стресс для мальчишек и девчонок: возможно, дети не сразу привыкнут к тому, что заниматься надо и после уроков
Важно, чтобы ребята могли посоветоваться с родителями по любому вопросу — без доверительных отношений здесь никак! Родители не должны ругать ребят, если что-то у них не получается: без ошибок не обходился еще ни один школьник
5 Подготовьте ребенку рабочее место
У ребенка должно быть удобное рабочее место для выполнения домашнего задания.
Зачем рассеивать внимание, зарабатывать сколиоз и проблемы со зрением, занимаясь где попало?
Успешнее в учебе те ребята, которые сразу поняли, что задания на дом — это продолжение пути к знаниям. Таких детей не испугать тем, что со временем уроки станут сложнее, а над закреплением знаний придется дольше работать вне класса. И даже если когда-нибудь привычная домашняя работа с учебниками и тетрадками целиком переместится в онлайн, советы о правильной организации процесса по-прежнему останутся актуальными.
Фото: pixabay.com/ru/users/Bru-nO-1161770/
Теги: домашнее задание, начальная школа
Советы детям
1 Делай домашнюю работу «по горячим следам»
Конечно, это не значит, что нужно пренебречь едой и отдыхом и сломя голову мчаться за письменный стол, едва покинув парту! А вот сознательно откладывать выполнение заданий на несколько часов не стоит. К концу дня ребенок уже утомлен, ему хочется отдыхать, так как впереди — новый учебный день и ранний подъем, а тут еще домашняя работа…
Неусидчивым детям будут полезны группы продленного дня, в которых выделяется время на подготовку к урокам и есть с кого брать пример. А вечер после продленки можно смело посвящать другим делам: общению с семьей, играм, дополнительному образованию и отдыху.
2 Начни с легкого
Если заставлять ребенка сначала делать математику, зная о его трудностях с «царицей наук», то младшеклассник может потерять всякую мотивацию к выполнению уроков! А если он любит чтение, то пусть сначала подготовится к этому предмету: потратит мало времени и успешно выполнит задание. Осознание маленькой победы поможет ему правильно настроиться и на подготовку к другим урокам.
3 Если нет времени днем — делай уроки с утра!
В том случае, если ребенок активно занимается спортом (допустим, с 4 лет посещает секцию, а тренер видит в нем большой потенциал и советует продолжать), то уроки лучше делать с утра, благо в начальной школе с ними можно справиться за час-полтора.
Дело в том, что после нескольких уроков и энергозатратной тренировки к вечеру юный спортсмен устает настолько, что не может сосредоточиться еще и на «домашке». Лучше лечь спать в 21:00 и встать в шесть утра, чтобы на свежую голову приступить к работе.
4 Не выполняй домашнюю работу «в один присест»
Буквально две-три минуты между заданиями можно сделать гимнастику для глаз или просто отвлечься — встать, походить, попрыгать, выпить воды, послушать или спеть песню, поиграть с домашним животным. Ребенок почувствует небольшое облегчение и примется за работу с новыми силами.
5 Не полагайся на списывание
Лучше прийти с невыполненным заданием и честно признаться в этом, чем всеми правдами и неправдами «на коленке» перенести чужое решение задачки или примера в свою тетрадь.
Совсем недавно, когда домашние задания делали и первоклассники, списывать просто не получалось: как это сделаешь, если нужно выводить одинаковые буквы, цифры, предметы на одной или нескольких строках? Хотел ребенок или нет, но руку набивать приходилось! Да и свой труд мальчики и девочки учились ценить с первых дней в школе.